Таблица по биологии 8 класс пищевые отравления

Разделы: Биология

Класс: 8

  • формировать понятия о причинах, признаках, профилактике заболеваний органов пищеварения и оказании первой помощи;
  • создать условия для развития интеллектуальной деятельности учащихся, навыков работы с учебной информацией, умения применять знания при решении жизненных задач;
  • формировать ответственное отношение к своему здоровью;
  • развивать рефлексивные качества личности.

  • учебник “Биология. Человек”, 8 класс, Драгомилов А.Г., Маш Р.Д.: Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений. – 2-е изд., переработ. – М.: Вентана-Граф, 2009
  • мультимедийный проектор;
  • упаковки продуктов питания.

  • рабочие листы для выполнения самостоятельной работы;
  • листы для рефлексии.

1. Организационный момент

Сегодня на уроке мы будем искать ответы на вопросы, связанные со здоровьем человека. Вам понадобятся внимательность, сообразительность и умение дружно работать.

2. Определение темы урока

– Вот первое задание. Посмотрите фотографии. Что неправильного в поведении этих людей. Внимание на экран.

(Ответы детей: есть на улице немытыми руками, пить из открытых источников, из-под крана, близко контактировать с домашними животными, есть из одной тарелки, купаться в запрещенных местах, брать в рот предметы и т. д.)

– Наверняка, вы сами наблюдали такие ситуации. К сожалению, люди часто не понимают, на сколько опасно такое легкомысленное отношение к своему здоровью.

– Почему это опасно? (Можно заболеть.)

(Учитель открывает на доске первое слово названия темы урока: БОЛЕЗНИ…)

– Кто вызывает эти болезни? (Микробы, бактерии, вирусы и т.д.)
– Как одним словом они называются? (Паразиты.)
– Кто такие паразиты? (Организмы, живущие за счет организма хозяина)
– Внимание на экран!

(Показ видеофрагмента из фильма ВВС “Паразиты внутри вас”.)

– Паразиты вездесущи. Они рядом с нами, невидимы и от этого более опасны. Большинство видов на земле паразиты. Сможем ли мы им дать отпор.
– Что является “воротами инфекции”? (Органы пищеварения.)

(Учитель полностью открывает на доске название темы урока: БОЛЕЗНИ ОРГАНОВ ПИЩЕВАРЕНИЯ)

– Итак, сегодня на уроке речь пойдет о вещах, жизненно важных для любого человека: о болезнях пищеварительной системы и о том, как от них уберечься.

– Запишите тему на рабочих листах.

3. Изучение нового материала.

3.1. Определение плана изучения темы урока.

– Какие болезни органов пищеварения вы знаете?
– Сегодня мы будем говорить о трех группах наиболее распространенных заболеваний. Слайд 14

  1. Желудочно-кишечные заболевания.
  2. Глистные заболевания (гельминтозы).
  3. Пищевые отравления.

– Что бы вы хотели узнать об этих болезнях? (Ответы детей.)

3.2. Самостоятельная работа с тексом учебника

– Я предлагаю вам поработать с учебником и заполнить на рабочем листе таблицу, которая включает ваши вопросы. (Приложение 2)

– Первый ряд будет изучать желудочно-кишечные заболевания, второй – глистные, третий пищевые отравления.

Дети читают и записывают информацию в соответствующие столбцы таблицы.

По окончании работы – взаимопроверка. Учащиеся обсуждают и дополняют друг друга.

3.3. Изучение нового материала (продолжение).

– Проверим и обсудим, что у вас получилось.

1-й ряд. Один ученик отвечает, остальные учащиеся первого ряда могут дополнить, дописать недостающую информацию в свои таблицы, исправить ошибки.

Учащиеся 2-го и 3-го рядов готовят вопросы учащимся 1-го ряда.

Причины, источник заражения Наиболее опасные болезни Признаки заболеваний Переносчики возбудителей Профилактика
Немытые руки.

Грязные овощи и фрукты.

Грязная посуда.

Холера.

Дизентерия.

Повышение температуры.

Рвота.

Мухи.

Зараженный человек.

– Мыть руки.
– Мыть овощи и фрукты.
– Кипятить воду.
– Не пользоваться водой из открытых источников.
– Соблюдать гигиену помещения.
– Держать продукты закрытыми.
– Бороться с мухами и тараканами.

– Холера – чрезвычайно заразная болезнь. Она может привести к смерти за несколько часов. Возбудитель холеры поражает тонкий кишечник человека. Главная причина холеры – отсутствие чистой воды. В 19 веке холера унесла жизни миллионов людей на всех континентах.

– Как вы думаете, в наше время холера побеждена?

– Последний случай эпидемии холеры зарегистрирован в декабре 2010 года на острове Гаити. Погибло более 3000 человек, заражено примерно 150 тыс. человек. Ученые считают, что главная причина эпидемии на Гаити – ужасные антисанитарные условия, в которых живут люди после землетрясения. В нашей стране зафиксирован последний случай холеры в 2008 году. Это был 15-летний юноша.

Учащиеся 2-го ряда представляют материал по глистным заболеваниям.

Причины, источник заражения Основные паразиты человека Признаки заболеваний Переносчики возбудителей Профилактика
Немытые руки.

Грязные овощи и фрукты.

Плохо проваренные или прожаренные мясо и рыба.

Аскарида.

Цепни.

Тошнота.

Зараженный человек.

Мыть руки.

Мыть овощи и фрукты.

Хорошо проваривать и прожаривать мясо и рыбу.

Учащиеся вносят дополнения, замечания.

– За годы совместной эволюции организмы человека и паразита приспособились друг к другу на столько, что защитные силы человека не распознают паразита. Но он, а точнее продукты его жизнедеятельности, постоянно отравляют организм человека. Ученые предполагают, что такие заболевания как аллергия, проблемная кожа, утомляемость, нервозность, камни, головные боли возникают из-за наличия паразита.

– Сколько раз в день нужно мыть руки?

(Ответы учащихся: как можно чаще, после туалета, общения с животными, работы с землей, перед едой, приготовлением пищи, после школы, после общественного транспорта, после прогулок и т. д.)

– Что же происходит, когда мы немытыми руками берем в рот пищу? Вспомним, например, как можно заболеть аскаридозом.

Внимание на экран!

Показ фрагмента с учебного диска 1С: школа. Биология. Человек. 8 класс, 2007.

Учащиеся 3-го ряда представляют материал по пищевым отравлениям.

Причины, источник заражения. Наиболее часто встречаемые. Признаки заболеваний. Первая помощь. Профилактика.
Недоброкачественная пища.

Ядовитые грибы и растения.

Острые кишечные инфекции.

Боль в животе.

Общая слабость.

Промывание желудка.

Крепкий сладкий чай.

Покой.

Следить за сроком годности продуктов питания.

Правильно хранить продукты, особенно скоропортящиеся.

Не употреблять в пищу незнакомые грибы, растения.

Учащиеся вносят дополнения, замечания.

4. Практическая работа.

– Одной из причин пищевых отравлений вы назвали несвежие продукты. Что должен знать покупатель, чтобы не купить недоброкачественные продукты? (Ответы детей.)
– У вас на столах лежат упаковки различных продуктов питания. Найдите на упаковке информацию, которая покажет, свежий продукт или нет. Что это за информация?
– Дата изготовления
– Срок годности
– Условия хранения

(На конкретном примере учащиеся делают расчет срока годности продукта по информации на упаковке. Обсуждают результаты.)

– Отравиться можно не только недоброкачественной пищей, но и ядовитыми грибами или растениями. Слайды 21–24

– Обсудите дома с родителями то, о чем мы сегодня с вами говорили, и заполните оставшиеся таблицы. Поможет вам в этом параграф учебник.
– Кто желает, может выполнить творческое задание: составить памятку “Как уберечь себя от заболеваний органов пищеварения”.
– Что такое памятка? (Свод правил.)

6. Закрепление материала.

– Предлагаю вам отгадать кроссворд. Рисунок 1 >


2. Как одним словом назвать остальные три заболевания? (Инфекция.)

промывание желудка
крепкий сладкий чай
покой
грелка на живот

6. Широкое распространение инфекционного заболевания. (Эпидемия.)

7. Где произошла последняя вспышка холеры? (Гаити.)

8. Меры предупреждения заболевания. (Профилактика.)

9. Как по-другому называются глистные заболевания? (Гельминтозы.)

– Найдите слово по вертикали? (Иммунитет.)
– Какое отношение имеет это понятие к нашей теме? (Ответы детей.)
– Иммунитет – это запас прочности нашего организма. Чем сильнее иммунитет, тем меньше мы рискуем заболеть опасными болезнями.
– Что нужно делать, чтобы увеличить запас прочности организма человека? (Вести здоровый образ жизни.)

Разбор жизненных ситуаций

  1. Хозяйка пробовала винегрет и раздавала его гостям одной и той же ложкой. Почему так нельзя делать?
  2. Что гигиеничнее: сушить посуду или вытирать ее полотенцем?
  3. На лесной поляне около оживленного шоссе у всех на виду росла земляника. Почему ее обходили стороной?
  4. Банка рыбных консервов помята при перевозке, но ее герметичность сохранена, а срок годности не вышел. Можно ли ее использовать?
  5. Крышка банки консервированного сгущенного молока вздута, но сама банка не повреждена. Можно ли консервы со вздутой крышкой использовать для еды?

– Выберите любое начало фразы и продолжите ее. Можете дописать несколько фраз.

Я понял, что ………………
Теперь я могу ……………..
Меня удивило ………………
Урок дал мне для жизни ………….
Мне захотелось ……………………
Для меня осталось непонятным ……………………

– Кто хочет прочитать вслух получившиеся предложения?

Притча: “В одном городе жил мудрец. Он был очень мудр, и люди уважали и ценили его. Но в том же городе жил завистливый человек, который хотел занять его место. Он решил перемудрить мудреца. Он пошел в сад, поймал бабочку, положил ее между раскрытыми ладонями и отправился к мудрецу. Он решил спросить мудреца: “О Мудрейший из мудрых, – скажет он, – если ты действительно такой мудрый, как о тебе говорят в народе, скажи мне, что у меня в руках: живое или мертвое?”

Если мудрец скажет: “Мертвое!”, он раскроет ладони и бабочка вылетит оттуда. И все увидят, что в руках у горожанина было живое. Если мудрец скажет: “Живое!”, он сожмет бабочку между ладонями и бабочка умрет. И он шел, уже предвкушая свою победу.

Когда горожанин вошел во дворец и сделал все, так как хотел, ответ мудреца удивил его и показал народу, кто является самым мудрым в этом городе.

Мудрец посмотрел на горожанина, посмотрел на его ладони и, подумав лишь минуту, ответил: “Все в твоих руках!”

Ваше здоровье в ваших руках. Будьте здоровы!

Пищевые отравления — острые заболевания, характеризующиеся общей интоксикацией, преимущественным поражением желудочно-кишечного тракта, нарушением водно-соленого обмена и возникающие в результате попадания с пищей ядовитых веществ. Все пищевые отравления можно разделить на две группы: микробного и немикробного происхождения.

К отравлениям микробного происхождения относятся пищевые интоксикации и токсикоинфекции. Причиной возникновения пищевой интоксикации является употребление пищи, содержащей токсин, накопившийся в результате развития микроорганизмов (ботулизм). Токсикоинфекцию вызывают не столько сами микроорганизмы, сколько их токсины, образующиеся в результате жизнедеятельности этих микроорганизмов и при их разрушении в организме человека (сальмонеллы, стафилококки, протей, энтерококки).

Отравления немикробного происхождения составляют отравления ядовитыми продуктами растительного и животного происхождения (ядовитые грибы, растения, моллюски), а также примесями химической природы (соли тяжелых металлов, ядохимикаты и др.).

Пищевые отравления, как правило, начинаются внезапно, в условиях дошкольного учреждения охватывают большой контингент детей. К наиболее характерным симптомам отравления относится острое начало с появлением схваткообразных болей в области живота. Наблюдаются общая слабость, головокружение, головная боль, рвота, понос, в тяжелых случаях — расстройство глотания, расширение зрачков, опущение верхнего века (птоз), остро возникающее резкое ослабление кровообращения (коллапс). Некоторые симптомы пищевого отравления (тошнота, рвота, повышение температуры тела) могут иметь психологическую, эмоциональную природу (переутомление, кормление ребенка вопреки его желанию, чувство страха), но дифференциальную диагностику в каждом случае может проводить только врач. Очень часто пищевые отравления оставляют тяжелые последствия в виде хронических заболеваний желудочно-кишечного тракта (см. Приложение 30).

К пищевым интоксикациям относится ботулизм — заболевание, вызываемое токсином особой бактерии Clostridium botulinum. Бактерия и ее споры находятся в почве, откуда попадают в воду, на свежие овощи и фрукты, в пищевые продукты, а с ними в кишечник человека, животных и рыб, где и размножаются. При нарушении санитарных правил возбудитель может попасть в продукты питания, где при благоприятных условиях (отсутствие доступа кислорода, длительное хранение, комнатная температура) начинает выделять очень опасный для человека яд — токсин. Токсин вырабатывается только в анаэробных условиях, поэтому его содержат главным образом консервы и консервированные растительные продукты (грибы, горошек, компоты). Яд может находиться и в глубинных участках таких твердых пищевых продуктов, как колбаса, окорок, соленая и копченая рыба, особенно если они приготовлены в домашних условиях, без соблюдения необходимых предосторожностей. Токсин действует в основном в течение первых суток после приема зараженной пищи, при этом возникают симптомы со стороны ЦНС. Этим ботулизм отличается от других отравлений. Основные признаки ботулизма: расстройство дыхания вследствие паралича дыхательных мышц, понижение температуры тела до 35 °С, появление сухости во рту, потеря голоса, затруднение глотания, расширение зрачков, двоение в глазах, нарушение цветового восприятия предметов и т.д. Больные чувствуют общую слабость, иногда появляются тошнота и рвота, боли в животе. Болезнь продолжается 4- 6 дней, иногда дольше. Выздоровление длительное.

Помощь при ботулизме необходимо оказывать немедленно. Она заключается в своевременном введении противоботулинической сыворотки, иначе пострадавший может погибнуть.

Понятие пищевойтоксикоинфекции является собирательным и объединяет ряд этиологически разных, но сходных по течению заболеваний.

Токсикоинфекцию вызывают болезнетворные микроорганизмы, которые попадают в пищу при неправильных перевозке, хранении и кулинарной обработке продуктов.

Возбудителями пищевых отравлений являются многочисленные виды микроорганизмов: сальмонеллы, кишечная палочка, протей, стафилококки. Наиболее часто в структуре острых кишечных инфекций встречаются сальмонеллез, шигеллезы, эшерихиозы.

Пищевые отравления, связанные с употреблением пищи, содержащей болезнетворные микроорганизмы, возникают вследствие воздействия на организм самих возбудителей, а также продуктов их жизнедеятельности — токсинов.

Продукты, даже не имеющие видимых признаков порчи, могут содержать болезнетворные микробы и вызвать пищевые отравления. Возбудители пищевых отравлений чаще всего встречаются в пище животного происхождения: мясе, рыбе, молоке, консервах, утиных и гусиных яйцах и т.д. Заболевание возникает внезапно и, как правило, поражает одновременно большие коллективы людей, получающих продукты питания из одного источника, отравление сопровождается или гастритами (воспаление стенок желудка с болезненными явлениями в области живота, тошнотой, рвотой), или гастроэнтеритами (воспаление стенок желудка и кишечника с теми же явлениями, что и при гастрите к которым добавляется еще и понос).

Одно из первых мест среди пищевых токсикоинфекций занимают сальмонеллезы. В группу сальмонеллезов (более 2000 видов) объединены разнообразные по клиническим проявлениям заболевания, вызываемые бактериями из рода сальмонелл. Заболевание может встречаться как в виде спорадических случаев, так и в виде вспышек. Сальмонеллы — мелкие подвижные бактерии, которые могут длительно сохранять жизнеспособность во внешней среде. Так, в воде открытых водоемов они могут жить до 120 дней, в морской воде — до 217 дней, в почве — до 9 мес, в комнатной ПЫЛИ — до 517 дней, в колбасных изделиях до 130 дней, в яйцах и замороженном мясе до 13 мес. Эти бактерии хорошо размножаются в пищевых продуктах при комнатной температуре, особенно в мясных и молочных, внешний вид и вкус продуктов при этом не изменяются. Наиболее частые пути заражения — пищевой и водный.

Губительной для сальмонелл является высокая температура: кипячение убивает их мгновенно. Установлено, что для уничтожения сальмонелл в мясе нужно варить его в течение 1 ч. При жарке мяса в духовке, где температура доходит до 160°С, внутри куска мяса она не превышает 68,5 °С. В мясе птицы сальмонеллы погибают, если мясо варить 1,5 —2 ч (в зависимости от жирности мяса). Продукты необходимо подвергать немедленной реализации после изготовления полуфабриката (в 1 г мясного фарша сразу после его приготовления обнаруживают до 1 846 780 микроорганизмов, а через сутки — 100 195 100).

Источником заражения сальмонеллезом могут быть животные, чаще всего домашние (крупный рогатый скот, свиньи, кошки, собаки), птицы, люди, больные сальмонеллезом или здоровые бактерионосители.

Описаны вспышки сальмонеллеза, вызванные заражением мясных и молочных продуктов, овощей, яиц, включая гусиные и утиные яйца, поэтому использование этих яиц для питания детей запрещено. Механизм передачи возбудителя фекально-оральный, реализуемый пищевым (ведущий), водным и контактно-бытовым путями. В последние годы выделяют пылевой фактор, имеющий значение для детей с ослабленной резистентностью.

Инфицирование сальмонеллами возможно при использовании воды, загрязненной сточными водами. В последние годы отмечен интенсивный рост заболеваемости сальмонеллезом. Заболеванию особенно подвержены дети раннего и дошкольного возраста, у которых оно встречается чаще, чем у детей школьного возраста и взрослых, что обусловлено функциональной незрелостью органов пищеварения.

Заболевание возникает лишь в тех случаях, когда в организм человека попадает огромное количество сальмонелл. Сальмонеллы внедряются в лимфатический аппарат тонкой кишки, проникают в кровь, лимфатические узлы. При гибели сальмонелл высвобождаются токсины, определяющие всю дальнейшую клиническую картину заболевания.

Инкубационный период чаще всего продолжается от 2 до З суток. При типичном течении заболевание развивается остро. Внешне у детей отмечаются бледность кожных покровов, сухой обложенный язык. Одновременно с этими симптомами возникают боли в животе, которые обусловлены развитием гастроэнтерита, гастроэнтероколита. В дальнейшем стул приобретает темно-зеленую окраску (типа болотной зелени). Тяжесть течения зависит от количества микроорганизмов и степени резистентности организма ребенка. Легкие случаи болезни проявляются одно-двукратной рвотой, не чаще 2—3 раз в сутки, без крови в первые двое-трое суток, умеренными болями в животе. В более тяжелых случаях наблюдаются ярко выраженные симптомы: различной степени обезвоженность (эксикоз), интоксикации, резкое ухудшение сердечной деятельности, судороги, что требует длительного лечения в условиях стационара.

Отравления, вызванные условно-патогенными бактериями, главным образом кишечной палочкой и протеем, встречаются реже и возникают у детей только при огромном их поступлении в желудочно-кишечный тракт. Заражение продуктов питания этими бактериями происходит в случаях, если плохо соблюдаются санитарно-гигиенические правила содержания пищеблока, правила личной гигиены персонала, обработки и хранения продуктов питания.

Первые признаки заболевания появляются через несколько часов после приема пищи и выражаются общей слабостью, болями в животе, тошнотой, рвотой. Выздоровление наступает через 1— 2 дня.

Довольно часто у детей возникают стафилококковые пищевые отравления. Источником заражения продуктов питания стафилококками являются люди, болеющие ангиной, тонзиллитом, гнойничковыми заболеваниями, иногда — животные, например больные маститом коровы. Пищевое отравление возможно и при употреблении вполне доброкачественных продуктов, если они разделывались на том же столе или разделочной доске, где перед 1 этим лежало зараженное мясо.

Стафилококки хорошо размножаются в молоке, молочных и кондитерских продуктах, а также в мясе, рыбе. Сами возбудители погибают при температуре 80 °С, но токсин, вырабатываемый некоторыми их видами, выдерживает кипячение до 30 мин. Он не гибнет и под действием биологически активных веществ, содержащихся в желудочно-кишечном тракте (слюна, лизоцим, соляная кислота, желчь, ферменты поджелудочной железы). Токсин способен проникать через слизистые оболочки желудочно-кишечного тракта. Наличие этого токсина и вызывает отравление. Инкубационный период короткий (до 2 ч), поэтому предполагают, что всасывание токсина происходит уже в желудке. Токсин вызывает активацию моторики желудочно-кишечного тракта, действует на сердечно-сосудистую систему (значительное снижение артериального давления). Признаки заболевания появляются через несколько часов после приема пищи: общая слабость, бледность кожных покровов, похолодание конечностей, тошнота, рвота, боли в животе, в некоторых случаях понос. Температура тела, как правило, нормальная. Выздоровление наступает через 1 —2 дня.

Отравления, обусловленные ядовитостью самих продуктов.

К ядовитым продуктам относятся некоторыми грибы: белая поганка, мухомор и др.; растения: белладонна, черная белена, вех ядовитый, зерна вишни, сливы; некоторые другие продукты животного происхождения: икра и молока рыбы маринки, черная минога.

Отравления грибами встречаются относительно часто, они вызваны употреблением в пищу несъедобных грибов. Поэтому при сборе и заготовке грибов, особенно с участием самих детей, необходим строгий контроль со стороны взрослых, хорошо знающих грибы. В детском питании грибы должны занимать второстегiенное место.

Отравления ядовитыми растениями и ягодами чаще всего наблюдаются у детей в летнее или осеннее время. Они возникают при неумении отличить ядовитые растения и ягоды от неядовитых (съедобных). Чаще других встречаются отравления семенами белены, плодами крушины, корневищем веха (дикая морковь), листьями болиголова и др.

Основные предупредительные мероприятия сводятся к ознакомлению всех работников дошкольных учреждений, родителей и детей с ядовитыми растениями. Следует строго запретить детям срывать и брать в рот неизвестные им растения и ягоды, плоды, семена и т.д.

Микотоксикозы — пищевые отравления, встречающиеся у детей очень редко. Они вызываются многочисленной группой особых грибов, выделяющих чрезвычайно сильные яды — токсины. Эти грибы могут поражать зерна злаков (пшеницы, ячменя, риса и др.) в период их созревания и уборки урожая при неблагоприятных метеорологических условиях, а также при неправильном хранении зерна.

Человек заболевает микотоксикозом при употреблении пищи, в частности хлеба, приготовленной из зараженного зерна, а также мяса животных и птиц, вскармливавшихся этим зерном.

Симптомы отравления очень разнообразны. Наблюдаются общее недомогание, лихорадка, тошнота, рвота, понос и др., нередко страдают печень, нервная система и другие органы.

Профилактика заключается в тщательном наблюдении за ростом и уборкой зерновых культур, правильном их хранении и специальной проверке перед тем, как они будут направлены в продажу.

Пищевые отравления могут быть связаны и с присутствием в продуктах ряда неорганических веществ; свинца, цинка, меди, мышьяка, нитритов. Первые три чаще всего проникают в пищу из посуды. Так, свинец содержится в глазури, которой покрывают изнутри глиняную посуду, цинк может попасть в пищу при ее приготовлении или хранении в посуде из оцинкованного железа, медь — из плохо луженой медной посуды. Отравление свинцом, как правило, хроническое, и у детей дошкольного возраста почти не встречается. Случаи отравления цинком возникают при хранении в оцинкованной посуде кислых продуктов и напитков, например кваса, молока, компота и т.д. Признаки отравления (кратковременная рвота, легкое головокружение, слабость) появляются быстро, через 20—30 мин после употребления продукта. В последнее время установлен строгий контроль над изготовлением пищевой посуды.

Очень тяжелые отравления могут быть вызваны мышьяком, присутствующим в ряде ядохимикатов, предназначенных для борьбы с различными насекомыми и грызунами, а также фосфорорганическими, хлорорганическими соединениями и другими ядохимикатами. Основными предупредительными мерами являются строгое соблюдение правил по применению ядохимикатов, проверка и обработка продуктов питания перед их употреблением.

В случаях, когда тошнота, рвота, понос появляются одновременно у нескольких детей в дошкольном учреждении, надо предположить наличие у них пищевого отравления. Необходимо срочно вызвать врача, поставить в известность ближайшее медицинское учреждение и санитарно-эпидемиологическую станцию, до прибытия работников медицинской службы необходимо оказать детям первую медицинскую помощь, изъять из употребления и сохранить для анализа подозрительные продукты, выявить всех заболевших и обеспечить их изоляцию.

При всех острых отравлениях неотложная помощь должна преследовать следующие цели: 1) максимально быстрое выведение яда из организма; 2) обезвреживание остающегося в организме яда с помощью противоядий (антидотов); З) борьба с нарушениями дыхания и кровообращения.

Первая помощь при пищевых отравлениях заключается в принятии срочных мер по освобождению пищеварительного тракта (желудка и кишечника) от попавших в него вредных продуктов. Необходимо немедленно вызвать рвоту. Для этого больному дают выпить несколько стаканов (3—5) теплой воды или 2 %-ного раствора углекислой соды. Ребенка надо уложить в постель на бок во избежание попадании рвотных масс в дыхательные пути, тепло укрыть, напоить горячим крепким чаем, а рвотные массы сохранить для анализа. До прихода врача ребенка нельзя оставлять одного. Дальнейшее лечение назначает врач. При необходимости больных госпитализируют,

Профилактика пищевых отравлений и токсикоинфекций должна проводиться в следующих направлениях: оздоровление источников инфекции; предотвращение попадания возбудителей отравлений в пищевьте продукты и готовую пищу; предотвращение возможности размножения и накопления возбудителей и их токсинов в пище; уничтожение возбудителей и их токсинов в пище; строгое соблюдение санитарно-гигиенического и технологического режимов при приготовлении, хранении и реализации пищевых продуктов.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Заболевания желудка и кишечника вызываются микробами-воз­будителями. Эти микробы поступают в организм при употреблении сырой воды, плохо вымытых овошей и фруктов.

Микробы могут поступать в организм также через грязную посу­ду и руки. Они быстро размножаются, выделяют ядовитые вещества, которые отравляют организм. К опасным заболеваниям относятся дизентерия, брюшной тиф. холера и т. д. В таких случаях поднимает­ся температура, появляются рвота и понос. Самолечение недопусти­мо. При первых же признаках заболевания надо обратиться к врачу.

Многие микробы-возбудители обезвреживаются слюной, желудоч­ным соком, желчью. Но некоторые могут попасть в кишечник. К таким микробам относится возбудитель холеры - холерный вибрион. По форме он напоминает запятую. Холерный вибрион долго живет в водной среде, быстрое обеззараживающее действие на него ока­зывает хлорная известь. Поэтому в местах распространения холеры моют руки с мылом, затем споласкивают дезинфицирующим раствором и снова моют руки подкисленной уксусом или соком лимона водой. Холерный вибрион повреждает тонкий кишечник, а возбудитель дизентерии - толстый кишечник.

Мухи и тараканы распространяют возбудителей инфекционных заболеваний желудка и кишечника, микробов, яйца и личинки пара­зитических червей. Поэтому пишу надо держать в холодильнике в специальной посуде. Для предотвращения размножения микробов надо соблюдать правила гигиены.

Заболевания, вызываемые кишечными червями. В организме могут находиться черви различных видов и форм. Большинство ки­шечных паразитов живет во внутренних органах диких и домашних животных. Черви питаются готовой пищей животных и выделяют ядовитые вещества. Выделенные яды отделяют организм и приво­дят к заболеваниям. Даже если заболевание внешне не проявляется, оно все равно вызывает поражение организма.

Организм человека чаше всего поражается ленточными червями, аскаридами, микрочервями, эхинококком. Кишечные черви быстро растут. Их яйца разносят мухи. Причиной распространения червей могут служит грязные руки, немытые овощи и фрукты. Черви сохра­няют жизнеспособность в непроверенных мясе и рыбе.

Признаками заболеваний, вызванных кишечными червями, явля­ются быстрая утомляемость, головная боль, тошнота, рвота. Иногда это может привести к малокровию.

У детей болезнетворные микробы передаются через грязные руки, ногти, одежду и постель. Для предохранения от заболевании необхо­димо строго соблюдать правила личной гигиены. Мыть руки перед каждой едой и после посещения туалета. Кроме того, надо система™- чески стричь ногти, так как пол ними чаше всего накапливаются яйца паразитических червей. Также необходимо соблюдать гигиену в об­щественных местах.

Пищевые отравления проявляются очень быстро и оказывают вредное влияние на организм. Они возникают при употреблении недоброкачественной пищи, а также с истекшим сроком хранения. Главными признаками отравления являются тошнота, рвота, боль в желудке, понос, головная боль, головокружение, общая слабость. Иногда повышается температура тела.

Для предупреждения отравлений продукты необходимо хранить в холодильнике, не употреблять колбасы и консервы, хранившиеся в теплом месте.

Еще одним смертельно опасным кишечным заболеванием являет­ся ботулизм. Это тяжелое острое отравление токсином, который об­разуется в бескислородной среде. Источником его могут служить ис­порченные рыбные, мясные или овощные консервы. Если у консер­вируемого продукта (грибы, овощи, рыба) был контакт с почвой и там находился вирус ботулизма, в герметично закупоренной банке он обязательно разовьется и накопит яд. Не употребляйте в пищу просроченные консервы, выбрасывайте поврежденные, вздутые или с мутным содержимым банки.

Иногда отравляются ядовитыми грибами. Поэтому надо быть очень осторожным при сборе грибов. I (иногда не собирайте незнакомые гри­бы. Пригодные для употребления грибы вначале чистят. Затем кипятят. Огвар сливают. Только после кипячения грибы мож­но жарить и солить.

Не принимайте медикаменты без предписания врача!

Не пробуйте незнакомые напитки, продукты, грибы, плоды и ягоды!

Правильное питание залог здоровья. Только при правильном питании полностью усваиваются питательные вещества (рис. 126).


Рис. 120. Правильно организованное питание всегда содержит много овощей

Человек должен питаться разнообразной и калорийной пищей. В со­ставе пищи обязательно должны быть вещества растительного и жи­вотного происхождения. Наука о правильном питании называется диетологией. Для лучшего желудочного сокоотделения необходимо употреблять овощи, фрукты, соки, жидкую пищу. Секрет долгожи­телей - в умении правильно питаться.

Правила приема пищи. Человек должен приучать себя прини­мать пищу в одно и то же время. В таком случае будут своевременно выделяться пищеварительные соки, пища будет быстро переваривать­ся и всасываться. Детям и подросткам желательно принимать пищу 4 раза в день. Взрослые могут принимать пищу 3 раза в день.

В настоящее время большинство работ механизировано и автоматизи­ровано. Их выполнение не требует больших затрат энергии. Поэтому боль­шинство диетологов считают, что во время рабочего дня не следует пере­едать. После плотного приема пиши усиливается работа пищеваритель­ных органов, соответственно, увеличивается приток крови к ним. А приток крони к мозгу уменьшается. Человека клонит ко сну, работо­способность снижается.

Учитывая это. ученые-диетологи предлагают следующее правило. От суточного количества калорий 20% - на завтрак. 20 па ужин, на второй завтрак и обед - по 30%.

Увеличение времени между приемами пиши может привести к болез­ням желудка - гастриту и язве. Переедание тоже вредно. Вечером пишу надо принимать минимум за 1.5 часа доена. 11еред каждым приемом ниши надо тщательно мыть руки с мылом. Принимая пищу, надо тщательно пережевывать ее. не разговаривать и не смотреть телевизор. Принимае-

I мая пиша не должна быть слишком горячей или холодной. Злоупотреб­ление жирной и острой нишей тоже вредно. Не забывайте после приема пищи прополоскать ротовую полость, почистить зубы.

Дизентерия, брюшной тиф. холера, ботулизм, диетология.

1. Назовите опасные заболевают желудка и кишечника.

2. Что является причиной заболевания желудка?

3. Каких паразитических червей вы знаете? Как предотвратить зараже­ние ими?

1. Что вы знаете о возбудителе холеры?

2. Признаки заболевают, вызванных кишечными червями (глистами).

3. Меры профилактики ботулизма, его признаки.

1. Признаки пищевого отравления, первая помощь.

2. Гигиена правильного питания.

3. Профилактика заболеваний желудка и кишечника.

Л* 12. Определение суточной потребности организма в энергии.

При определении суточного рациона питания необходимо учитывать количество энергии, выделяемой при расщеплении пищи, в процессе обмена веществ. Чем тяжелее выполняемая нами работа, тем интен­сивнее обмен веществ и тем больше расход энергии. Поэтому необхо­димое количество пиши устанавливается с учетом суточного расхода энергии и на основании суммы килоджоулей (кДж) энергии, освобож­дающейся при распаде пищевых веществ.

При распаде 1 г белков или углеводов освобождается около 17,2 кДж. Энергетическая ценность 1 г жиров составляет 39,1 кДж. В зависимо­сти от выполняемой работы белки должны составлять 13-15% в су­точном рационе, жиры - 17-20%. остальное - углеводы. Особенно важно, чтобы в рационе было достаточно белков. Они - основной стро­ительный материал клетки. Суточная потребность в углеводах состав­ляет обычно 400-600 г.

Все живые организмы нуждаются в пище. Именно съеденные пита­тельные вещества могут либо дать энергию, либо стать наши.мн собст­венными веществами (белками, жирами и углеводами нашего тела). Пищеварение - это усвоение организмом питательных веществ. Эго процесс, в результате которого белки, жиры и углеводы пищи превра­щаются в вещества, способные попасть в кровь и разнестись по клет­кам нашего организма. Пищеварение можно разделить на перевари­вание питательных веществ и всасывание их в кровь. Переваривание включает в себя механическую (пережевывание) и химическую (раз­ложение под действием пищеварительных ферментов) обработку пищи. А всасывание - это физиологический процесс прохождения мелких молекул органических веществ, образовавшихся в ходе пере­варивания, через слой клеток эпителия кишечника, через стенки кро­веносных и лимфатических капилляров в кровь и лимфу. Кроме пи­тательных (органических веществ) человек получает с пищей мине­ральные (неорганические) вещества - воду и соли. Витамины, соли и вода могут сразу всасываться в кровь, их не нужно переваривать.

Органы пищеварения делятся на две большие группы: пищевари­тельный канал (пищеварительный тракт) и пищеварительные желе зы. По пищеварительному каналу продвигается съеденная пища. Все отделы пищеварительного канала имеют трехслойное строение. Сна­ружи находится плотный слой соединительной ткани, придающий органам форму. Второй слой это гладкие мышцы, благодаря сокра­щению которых пищевые массы продвигаются по органам. А внут­ренний слой - эпителиальный (слизистые оболочки). Он участвует в выделении желудочною и кишечного соков и в процессе всасывания питательных веществ.

Железы выделяют специальные пищеварительные соки, в кото­рых содержатся ферменты, переваривающие питательные вещества. Ферменты биологические катализаторы (ускорители) химических реакций. Пищеварительные ферменты ускоряют реакции разложе­ния (расщепления) белков, жиров и углеводов пищи на более мелкие молекулы, способные всосаться в кровь. К пищеварительным желе­зам относятся слюнные (3 пары), печень, поджелудочная и множе­ство мелких одноклеточных пищеварительных желез, находящихся в слизистых оболочках желудка и кишечника.


Первый отдел пищеварительного канала - ротовая полость. Рот со­стоит из преддверия (между губами и зубами) и собственно роговой поло­сти. Во рту находятся зубы. 11остоянных зубов у человека 32. У новорож­денных детей нет зубов. В возрасте 6-9 месяцев начинают вырастать молочные зубы, лишенные корней. Их всего 20. С 6 до 13 лет молочные зубы заменяются постоянными. Последними вырастают зубы мудрости.

Все зубы имеют 3 отдела: коронку, шейку, корень. Корень погру­жен в лунку челюстной кости. Шейка находится под десной. Коронка выступает в ротовую полость. Коронка снаружи покрыта эмалью - самым прочным веществом зуба (и всего организма). Под эмалью на­ходится вещество дентин, похожее на кость. Внутренняя мягкая часть зуба - пульпа - снабжена нервами и кровеносными сосудами. Корень покрыт зубным цементом, закрепляющим зуб в челюсти. По строе­нию зубы человека, как и высших млекопитающих, разделяются на группы: резцы (8 шт.), клыки (4 шт.), малые коренные (8 шт.) и боль шие коренные (12 шт.). Резцы и клыки имеют по одному корню, ко­ренные по два, и даже три.

В ротовую полость открываются протоки трех пар крупных (око­лоушной, подчелюстной, подъязычной) слюнных желез и множества мелких одноклеточных. В сутки выделяется 1,5-2 л слюны. Под дей­ствием фермента слюны амилазы разлагаются углеводы (крахмал) до глюкозы; а иод действием лизоцима уничтожаются некоторые вред­ные бактерии. Реакция у слюны щелочная.

Язык - мышечный орган, участвукшош в глотании, перемешиваю­щий пишу со слюной и определяющий вкус с помощью хеморецепторов, расположенных во вкусовых сосочках. Во рту пиша измельчается, пере­жевывается, смачивается слюной, здесь разлагаются углеводы, уничто­жаются некоторые бактерии, определяются вкус и температура пищи.

Глотка - мускулистая трубка, общий отдел дыхательной и пище­варительной систем. Глотка раздваивается и оканчивается в пищево­де или гортани. Пища попадает в пищевод, а воздух при вдохе - в гортань. Сокращениями поперечнополосатых мышц глотки заверша­ется акт глотания.

Пищевод проводит пшцу из ротовой полости и глотки в желудок.

Из желудка пища попадает в первый отдел тонкого кишечника - двенадцатиперстную кишку. В нее открываются протоки печени и поджелудочной железы.

Печень - самая крупная железа организма (1,5 кг). Она выделяет желчь (0,5-1,2 л). Желчь не содержит ферментов, но участвует в пре­вращении жиров пищи в эмульсию, усиливает сокращения кишечника, повышает активность ферментов поджелудочной железы. Kix>Me учас­тия в переваривании печень очищает всю кровь, отходящую от желуд­ка, кишечника, селезенки и поджелудочной железы. В печени кровь фильтруется и обеззараживается. Тут накапливаются излишки угле­водов в виде гликогена, разрушаются изношенные эритроциты.

Поджелудочная железа смешанной секреции. В кровь она выде­ляет гормоны инсу.шн (понижение сахара в крови, перевод глюкозы в гликоген) и глкжагон (обратная реакция, повышение уровня глюко­зы в крови). Пищеварительный сок поджелудочной железы (панкреа­тический), 1,5-2 лсут, имеет щелочную реакцию среды и содержит несколько ферментов, главный из них - липаза. Она расщепляет эмуль­гированные желчью жиры до глицерина и жирных кислот. Кроме нее есть ферменты трипсин, допереваривающий белки, и амилаза , до- перевариваюшая углеводы.

За двенадцатиперстной кишкой следуют оставшиеся 2 отдела тон­кого кишечника: тощая и подвздошная. Особенностью этих отделов является множество мелких (до 1,5 мм) выростов - кишечных ворси­нок. Ворсинки увеличивают площадь поверхности, через которую происходит всасывание питательных веществ в кровь и лимфу. Глав­ный процесс, происходящий в тонкой кишке, - это всасывание. Про­дукты расщепления белков (аминокислоты) и углеводов (глюкоза) всасываются в кровь. А продукты расщепления жиров (глицерин и жирные кислоты) всасываются в лимфу и затем попадают в кровь.

Кроме всасывания в тонкой кишке проходит переваривание. Вы­деляют 3 типа переваривания: полостное, пристеночное и внутрикле­точное. Эпителий кишечника выделяет кишечный сок (2-4 л), кото­рый содержит различные ферменты, осуществляющие окончатель­ное полостное переваривание веществ. В мембраны клеток, образую­щих кишечные ворсинки, тоже вмонтированы молекулы пищевых ферментов. При их соприкосновении с питательными веществами происходит пристеночное переваривание. Попав внутрь клеток, часть питательных веществ может перевариться внутри лизосом. Это и бу­дет внутриклеточное переваривание.

Чтобы процессы окончательного переваривания и всасывания пи­тательных веществ проходили достаточно полно, гладкие мышцы кишечника сокращаются ( перистальтика) таким образом, что нише­вые массы (химус) перемещаются туда и обратно по нескольку раз.

В толстом кишечнике в кровь всасываются только вода, витами­ны и минеральные соли. Кроме того, здесь под влиянием симбиоти­ческих бактерий (кишечная палочка) разлагается растительная клет­чатка, синтезируются некоторые витамины и формируются каловые массы. Особенность толстой кишки в том, что в ней практически нет кишечного сока, только слизь. Ее населяют бактерии, в ее стенках много лимфатических узлов (для обеззараживания), а снаружи она покрыта жировой тканью. Отделы толстой кишки располагаются сле­дующим образом: слепая (с аппендиксом), ободочная (восходящая, по­перечная, нисходящая и сигмовидная) и прямая. Непереваренные ос­татки пищи выводятся через прямую кишку.

Пищеварение регулируется нейрогуморально. Его изучал физио­лог И.И. Павлов. За свои исследования в области физиологии в 1904 г. он был удостоен Нобелевской премии. Нервный центр регуляции пищеварения находится в продолговатом мозге. Слюна, желудочный и другие пищеварительные соки выделяются рефлекторно.

1. Вещества, всасывающиеся в неизмененном виде

2. Суточная норма поваренной соли для человека

3. При расщеплсшш органических веществ выделяется

4. Червеобразный отросток слепой кишки

5. Последний отдел кишки

6. Клетки печени выделяют

7. Для прохождения через клеточную мембрану питательные вещества превращаются

8. При расщеплении жиров выделяется энергия

9. Извилисто расположенный орган

10. Коронку зуба снаружи покрывает

12. Главный строительный материал организма

13. Число резцов

14. Количество воды в слюне (%)

15. Всасывание жиров происходит

16. Выросты слизистой оболочки тонкого кишечника

17. Преддверие ротовой полости ограничено

18. Количество пищи, принимаемой за обедом

19. К чему приводит избыточное употребление волы

20. Количество зубов у взрослого человека

21. В организме белки сами по себе

22. Нижняя часть этого органа соединяется с желудком

23. Количество слюнных желез

24. Количество желчи, выделяемой печенью

25. Орган, соединяющий желудок и толстую кишку

26. Длина толстой кишки

27. Самая крушия пищеварительная железа

28. Переносчики возбудителей болезней желудка и кишечника

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.