Статистика по отравлению сушами


Цена:

Авторы работы:

Научный журнал:

Год выхода:

Димидова М.А., аспирант Парфейников С.А., доктор фармацевтических наук, профессор (Пятигорский медико-фармацевтический институт (филиал) Волгоградского государственного университета Министерства здравоохранения Российской Федерации)

АНАЛИЗ СТАТИСТИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПО ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ БОЛЕЗНЯМИ УХА И СОСЦЕВИДНОГО ОТРОСТКА НА УРОВНЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И НА УРОВНЕ ОТДЕЛЬНО ВЗЯТОГО РЕГИОНА (СТАВРОПОЛЬСКИЙ КРАЙ)

В статье проанализированы статистические показатели по заболеваемости болезнями уха и сосцевидного отростка в Российской Федерации. Рассмотрена заболеваемость наружного, внутреннего и среднего уха и другие заболевания уха. Проведен сравнительный анализ по потере слуха среди всего населения и детского населения России.

Ключевые слова: болезни уха, статистика, дети, Россия, Ставропольский край.

ANALYSIS OF STATISTICAL INDICATORS ON THE INCIDENCE OF DISEASES OF EAR DISEASE AT THE LEVEL OF RUSSIAN FEDERATION AND AT THE LEVEL

OF A REGION (STAVROPOL REGION)

The article analyzes the statistics on the incidence of diseases of the ear and mastoid process in the Russian Federation. Authors examined the incidence of external, middle and inner ear and other ear infections. A comparative analysis of hearing loss in the general population and the child population in Russia.

Keywords: ear disease, statistics, children, Russia, Stavropol region.

В соответствии с данными Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) более 5% населения мира страдают от потери слуха. Также, по данным ВОЗ, в рамках первичной профилактики возможно предотвращение множества случаев ухудшения или полной потери слуха. В случае потери слуха необходимо обеспечить людей слуховыми аппаратами, вспомогательными средствами, а также возможна кохлеарная имплантация.

Результаты и обсуждения

Анализ статистических данных говорит о росте заболеваемости болезнями уха и сосцевидного отростка (H60-H95) в Российской Федерации (РФ), причем наблюдаемый рост равномерен по всем основным показателям данной группы заболеваний, включающей болезни наружного уха (H60-H62), среднего уха и сосцевидного отростка (H65-H75), внутреннего уха (H80-H83) и другие болезни уха (H90-H95). В соответствии с данными за 2012 год в РФ более 46% случаев заболеваний уха приходится на заболевания среднего уха, заболеваемость наружного уха составляет более 43 %, а внутреннего уха менее 0,03%. Таким образом, можно предположить, что группа другие болезни уха (H90-H95) занимает предпоследнее место в

данной классификации и в среднем составляет 10 %. В Ставропольском крае аналогично наблюдается стремительный рост заболеваемости по данному показателю (с диагнозом, установленным впервые в жизни). Рассмотрим отдельно показатели по потери слуха.

В соответствии с Международной классификацией болезней 10-го пересмотра кондук-тивная и нейросенсорная потеря слуха (Н90) включает:

кондуктивную потерю слуха двустороннюю (Н90.0); кондуктивную потерю слуха одностороннюю с нормальным слухом на противоположном ухе (Н90.1); кондуктивную потерю слуха неуточненную (Н90.2); нейросенсорную потерю слуха двустороннюю (Н90.3); нейро-сенсорную потерю слуха одностороннюю с нормальным слухом на противоположном ухе (Н90.4); нейросенсорную потерю слуха неуточненную (Н90.5); смешанную кондуктивную и нейросенсорную тугоухость двустороннюю (Н90.6); смешанную кондуктивную и нейросенсорную тугоухость одностороннюю, с нормальным слухом на противоположном ухе (Н90.7); смешанную кондуктивную и нейросенсорную тугоухость неуточненную (Н90.8). В статистических материалах представлены данные по кондуктивной и нейросенсорной потери слуха, и отдельно по кондуктивной двусторонней потери слуха и сенсоневральной двусторонней потери слуха. По этим показателям с 2009 года по 2010 год в Российской Федерации наблюдается значительный рост заболеваемости, а в 2011 году небольшой спад и снова рост в 2012 году как на уровне региона, так и на уровне всей страны. В соответствии с данными необходимо отметить преобладание заболеваемости по показателю нейросенсорная двусторонняя потеря слуха над заболеваемостью по кондуктивной двусторонней потери слуха. Далее сравним детскую заболеваемость и заболеваемость всего населения России по показателю кондуктивная и нейросенсорная потеря слуха (с диагнозом, установленным впервые в жизни) по данным материалов исследования за период 2011-2012 года (Рисунок 1.).

160000 140000 120000 100000 80000 60000 40000 20000 0

Рис. 1. Показатель по кондуктивной и нейросенсорной потери слуха с диагнозом, установленным

впервые в жизни.

Анализ диаграммы показывает, что в 2012 году, анализируемый показатель в возрасте от 0-14 лет составил 6,2 % от общего по всему населению, а в возрасте от 15-17 лет - 1,4 %. Отметим, что в сравнении с 2011 годом, в 2012 году наблюдается небольшой спад детской заболеваемости, но по общему показателю заболеваемости населения наблюдается рост. Так же, можно сделать вывод о значительном преобладание данных заболеваний среди взрослого населения страны. Среди показателей по детской заболеваемости преобладают случаи заболевания в возрасте от 0-14 лет [2,3,4].

Сохранение и рост заболеваемости по показателям потери слуха объясняется полиэтио-логичностью данной патологии и сохранением влияния этиофакторов. Среди факторов, приводящих к ухудшению и потери слуха, различают врожденные и приобретенные, а в соот-

Лечение нейросенсорных нарушений слуха затруднено, малоэффективно и требует терпения со стороны как пациента, так и врача. В случае не эффективности лекарственной терапии, применяются слуховые аппараты, также возможна кохлеарная имплантация.

Таким образом, проведенный анализ статистических данных позволяет рассмотреть динамику изменения заболеваемости болезнями уха и сосцевидного отростка в Российской Федерации и в Ставропольском крае, что нужно для разработки методических рекомендаций, необходимых для создания условий для своевременной помощи и снижения случаев осложнения болезни, а так же корректировки снабжения медицинских и фармацевтических учреждений лекарственными препаратами, необходимыми в терапии данных заболеваний изделиями медицинского назначения.

1. Альтман Я.А., Таварткиладзе Г.А. Руководство по аудиологии. - М.: ДМК Пресс, 2003. - 360 с.

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Последнее изменение: 25 февраля 2020
Автор материала: Елизавета Миронова

Тугоухость является третьим по распространенности заболеванием, уступая болезням сердца и артритам.

466 миллионов человек в мире страдает от потери слуха, 34 миллиона из них составляют дети.

По оценкам экспертов, к 2050 году эти цифры увеличатся в два раза.

В России — по данным Минздрава — насчитывается около 200 тысяч инвалидов по слуху и слабослышащих граждан и статистика не охватывает все категории людей, страдающих нарушениями слуха. По оценке Всероссийского общества глухих заметные проблемы со слухом имеются у 13 миллионов жителей России.

Приведем немного статистических данных, которые помогут создать полную картину проблемы тугоухости в мире.

Заболеваемость у взрослого населения:

  • Каждый третий человек старше 65 лет страдает от потери слуха в той или иной степени;
  • 90% пациентов с тугоухостью составляют люди старше 50 лет;
  • После 50 лет показатель заболеваемости у мужчин в три раза больше, чем у женщин. Однако с возрастом цифры уравниваются;
  • У женщин чаще возникают проблемы с низкочастотными звуками.

Факты о детях:

  • Каждый третий ребенок из 1000 новорожденных в США имеет проблемы со слухом;
  • В настоящий момент в большинстве стран, в том числе и в крупных городах России, проверка слуха включена в обязательный перечень обследований новорожденных детей;
  • 60% потери слухав детском возрасте вызваны причинами, которые можно предотвратить;
  • Более миллиарда подростков и людей молодого возраста по всему миру подвергаются воздействию шума в местах отдыха и развлечений;
  • Около 15% школьников имеют нарушения слуха;
  • Большая часть детей с врожденными нарушениями слуха рождается у совершенно здоровых родителей.

Статистика по слуховым аппаратам:

  • По некоторым данным, лишь 16% пациентов из числа тех, кому было рекомендовано ношение слухового аппарата, выполняют это назначение;
  • От момента появления первых симптомов нарушения слуха до обращения за помощью проходит в среднем 10-15 лет;
  • Средний возраст пациентов, которые впервые начинают использование слухового аппарата – 70 лет;
  • Ежегодно в России производится более 130.000 слуховых аппаратов;
  • Объем рынка слуховых устройств на территории РФ составляет более 300.000 штук, что соответствует более 30.000$;
  • Ценовой диапазон слуховых аппаратов довольно широк и зависит от технологии устройства, комплектации и возможностей.

Финансовые аспекты:

  • Согласно данным ВОЗ, из-за нерешенных проблем с тугоухостью ежегодно тратится 750 миллиардов долларов (сюда включают расходы на лечение без слухового оборудования, расходы на обучение, потерю производительной силы и социальную поддержку);
  • Во многих странах дети, страдающие тугоухостью, не получают образования;
  • Среди населения с неразрешенным снижением слуха выше уровень безработицы.

Взаимосвязь с другими заболеваниями:

  • Часто причиной снижения слуха являются рецидивирующие инфекции среднего и внутреннего уха, особенно у детей;
  • Согласно исследованиям, люди с хроническими заболеваниями сердечнососудистой системы чаще страдают от нарушения слуха;
  • Пациенты с сахарным диабетом болеют тугоухостью в три раза чаще, чем люди без нарушения метаболизм глюкозы;
  • Звон в ушах, от которого страдает до 40% взрослого населения, часто становится симптомом потери слуха;
  • Отказ от лечения тугоухости может в итоге привести к развитию когнитивной дисфункции, болезни Альцгеймера, а так же повышает риск развития деменции;
  • Доказано, что люди с нелеченой потерей слуха в два раза чаще страдают от депрессии.

Исходя из статистических данных, становится понятно, почему так важно обратить внимание на проблемы со слухом и вовремя обратиться к специалисту. На нашем сайте представлен каталог специалистов по слуховым аппаратам, где Вы можете, не выходя из дома, подобрать врача недалеко от Вашего места жительства.

Сурдопедагогика. Сурдопсихология.

• На 1000 новорожденных 3-4 рождаются с проблемами слуха.

• 50% случаев врожденных тугоухих и глухих детей из-за генетического фактора.

• 90% детей с врожденной тугоухостью рождаются от слышащих родителей, которые имели в себе рецессивный ген.

• 5-10% случаев пренатального происхождения.

• 10-20-% случаев относятся к постнатальному периоду.

Первая группа — это причины и факторы, приводящие к возникновению наследственной глухоты или тугоухости. Вторая группа — факторы, воздействующие на развивающийся плод во время беременности матери или приво­дящие к общей интоксикации организма матери в этот период <врожденноенарушение слуха). Третья группа — факторы, дей­ствующие на сохранный орган слуха ребенка в процессе его жиз­ни (приобретенное нарушение слуха). Вместе с тем исследователи полагают, что достаточно часто поражение слуха возникает под Действием нескольких факторов, оказывающих воздействие в раз­личные периоды развития ребенка. Соответственно они выделяют фоновые и манифестные факторы. Фоновые факторы, или факто-рь! риска, создают благоприятный ф о н для развития глухоты Или тугоухости. Манифестные факторы вызывают резкое ухуд­шение слуха.

К числу фоновых факторов, чаще наследственного происхож­дения, следует отнести различные нарушения метаболизма (об­мена веществ), которые ведут к постепенному накоплению шла­ков в организме, неблагоприятно воздействующих на различные органы и системы, в том числе на орган слуха. Фоновыми факто­рами врожденного происхождения могут быть перенесенная ма­терью во время беременности вирусная инфекция, или неблаго­приятные воздействия на плод антибиотиков, каких-либо хими­ческих веществ, или асфиксия при родах. Эти факторы могут не привести к появлению тугоухости, но вызвать такие повреждения слухового анализатора, что последующие воздействия нового фак­тора (например, заболевание ребенка гриппом, ветряной оспой, паротитом) вызовут выраженное нарушение слуха.

Сила звука измеряется в децибелах (дБ). Разные звуки имеют разную силу звучания. Например:

• Шелест листьев – 10дБ

• Шепот (около уха) – 25 – 30 дБ

• Речь средней громкости – 70 дБ

• Громкая музыка по радио – 80 дБ

• Шум поезда в метро – 90 дБ

• Удар молотка по листу железа – 100 дБ

• Звук работающего авиационного мотора – 120 дБ

Слабослышащие (тугоухие) - дети с частичной недостаточностью слуха, приводящей к нарушению речевого развития. К слабослышащим относятся дети с очень большими различиями в области слухового восприятия. Слабослышащим считается ребенок, если он начинает слышать звуки громкостью от 20 - 50 дБ и больше (тугоухость первой степени) и если он слышит звуки только громкостью от 50 - 70 дБ и больше (тугоухость второй степени). Соответственно у разных детей сильно варьирует и диапазон слышимых звуков по высоте. У одних он почти не ограничен, у других приближается к высотному слуху глухих. У некоторых детей, которые развиваются как слабослышащие, определяется тугоухость третьей степени, как у глухих, но при этом отмечается возможность воспринимать звуки не только низкие, но и средней частоты (от 1000 до 4000 Гц).

Недостатки слуха у ребенка приводят к замедлению в овладении речью, к восприятию речи на слух в искаженном виде. Варианты развития речи у слабослышащих детей очень велики и зависят от индивидуальных психофизических особенностей ребенка и от тех социально-педагогических условий, в которых он находится, воспитывается и обучается. Слабослышащий ребенок даже с тугоухостью второй степени к моменту поступления в школу может иметь развитую, грамматически и лексически правильную речь с небольшими ошибками в произношении отдельных слов или отдельных речевых звуков. Психическое развитие такого ребенка приближается к нормальному. И в то же время слабослышащий ребенок с тугоухостью всего лишь первой степени при неблагоприятных социально-педагогических условиях развития к 7-летнему возрасту может пользоваться только простым предложением или только отдельными словами, при этом речь его может изобиловать неточностями произношения, смешениями слов по значению и разнообразными нарушениями грамматического строя. У таких детей наблюдаются особенности во всем психическом развитии, приближающиеся к тем, которые характерны для глухих детей.

2. Мимико-жестовая речь

5. Чтение с лица

Глухие дети имеют глубокое стойкое двустороннее нарушение слуха, которое может быть наследственным, врожденным или приобретенным в раннем детстве - до овладения речью.

Если глухих детей не обучают речи специальными средствами, они становятся немыми - глухонемыми, как называли их не только в быту, но и в научных работах до 1960-х гг. У большинства глухих детей имеется остаточный слух. Они воспринимают только очень громкие звуки (силой от 70 - 80 дБ) в диапазоне не выше 2000 Гц. Обычно глухие лучше слышат более низкие звуки (до 500 Гц) и совсем не воспринимают высокие (свыше 2000 Гц). Если глухие ощущают звуки громкостью 70-85 дБ, то принято считать, что у них тугоухость третьей степени. Если же глухие ощущают только очень громкие звуки - силой более 85 или 100 дБ, то состояние их слуха определяется как тугоухость четвертой степени. Обучение речи глухих детей специальными средствами только в редких случаях обеспечивает формирование речи, приближающееся к нормальному. Таким образом, глухота вызывает вторичные изменения в психическом развитии ребенка - более медленное и протекающее с большим своеобразием развитие речи. Нарушение слуха и речевое недоразвитие влекут за собой изменения в развитии всех познавательных процессов ребенка, в формировании его волевого поведения, эмоций и чувств, характера и других сторон личности.

Для психического развития глухих детей, как и всех других, имеющих нарушения слуха, является чрезвычайно значимым, как организуется процесс их воспитания и обучения с раннего детства, насколько в этом процессе учитывается своеобразие психического развития, насколько систематически реализуются социально-педагогические средства, обеспечивающие компенсаторное развитие ребенка.

Позднооглохшие это дети, потерявшие слух вследствие ка­кой-либо болезни или трамвы после того, как они овладели речью, т.е. в 2—3-летнем и более позднем возрасте. Потеря слуха У таких детей бывает разная — тотальная, или близкая к глухоте, или близкая к той, что наблюдается у слабослышащих. У детей Может появиться тяжелая психическая реакция на то, что они не слышат многие звуки или слышат их искаженными, не понима­ют, что им говорят. Это иногда ведет к полному отказу ребенка от какого-либо общения, даже к психическому заболеванию. Про­блема состоит в том, чтобы научить ребенка воспринимать и понимать устную речь. Если у него имеются достаточные остатки слуха, то это достигается с помощью слухового аппарата. При малых остатках слуха обязательным становится восприятие речи с по­мощью слухового аппарата и чтения с губ говорящего. При то­тальной глухоте необходимо использовать дактилологию, пись­менную речь и, возможно, жестовую речь глухих. При совокупно­сти благоприятных условий воспитания и обучения позднооглохшего ребенка развитие его речи, познавательных и волевых про­цессов приближается к нормальному. Но в очень редких случаях преодолевается своеобразие в формировании эмоциональной сфе­ры, личностных качеств и межличностных отношений.

При некоторых формах наследственной глухоты или тугоухо­сти, при ряде заболеваний, приводящих к поражению слуха внутриутробно, а также при различных воспалительных процессах в области среднего и внутреннего уха поражается вестибулярный аппарат.

Вместе с тем сложные, комплексные нарушения, включаю­щие повреждение слуха и других систем, могут возникать под воз­действием разных причин и в разное время.

Таким образом, у глухих и слабослышащих детей помимо на­рушений слуха могут встречаться следующие виды нарушений:

- нарушения деятельности вестибулярного аппарата;

- разные варианты нарушения зрения;

- минимальная мозговая дисфункция, приводящая к первич­ной задержке психического развития. При этом какие-либо отри­цательные факторы могут прямо воздействовать на мозг, или, в другом случае, мозговая недостаточность возникает вследствие тя­желых соматических болезней: сердечно-сосудистой системы, ды­хательной, выделительной и т.д., — изменяющих работу мозга;

- обширное поражение мозга, вызывающее олигофрению;

- нарушения мозговых систем, ведущих к детскому церебраль­ному параличу или другим изменениям в регуляции двигательной сферы;

- локальные нарушения слухоречевой системы мозга (корко­вых и подкорковых образований);

- заболевания центральной нервной системы и всего организ­ма, ведущие к психическим заболеваниям (шизофрении, маниа­кально-депрессивному психозу и др.);

- тяжелые заболевания внутренних органов — сердца, легких, почек, пищеварительной системы и др., ведущие к общему ослаб­лению организма;

- возможность глубокой социально-педагогической запущен­ности.

Предмет сурдопсихологии состоит в раскрытии закономерно­стей психического развития детей с нарушениями слуха от рожде­ния и до взрослого возраста, а также в характеристике возмож­ных особенностей психики неслышащих и слабослышащих взрослых.

Задачи сурдопсихологии — определение условий и факторов, положительно и отрицательно влияющих на развитие психики де­тей с нарушениями слуха, выделение социально-педагогических направлений, способствующих оптимальному психическому раз­витию этих детей.

• На основании выделения различных групп детей с нарушениями речи Р. М. Боскис определила дифференцированные условия их обучения, основанные на различных способах восприятия речи и различных способах ее формирования. В соответствии с выделенными категориями детей были созданы различные типы школ:

• 1) специальная школа для глухих (неслышащих) детей;

• 2) специальная школа для слабослышащих и позднооглохших с двумя отделениями: первое – для детей, владеющих развернутой речью; второе – для детей с глубоким речевым недоразвитием.

  • Исследования показали, что словесная память глухих детей за­метно совершенствуется по мере развития их речи и познаватель­ной деятельности на протяжении школьного возраста. Однако с возрастом относительно больше улучшается репродуктивное вос­произведение, чем оперативное, выборочное, необходимое для решения определенной задачи.

Исследовались разные виды мышления:

Основные факты

  • В мире насчитывается 466 миллиона человек с инвалидизирующей потерей слуха (1), из них 34 миллиона детей.
  • Согласно оценкам, к 2050 году более 900 млн человек будут страдать от инвалидизирующей потери слуха.
  • Потеря слуха может развиваться по генетическим причинам, в качестве осложнений во время родов, а также в результате некоторых инфекционных болезней, хронических ушных инфекций, употребления некоторых лекарственных средств, воздействия чрезмерного шума и старения.
  • 60% случаев потери слуха у детей вызваны предотвратимыми причинами.
  • 1,1 миллиарда молодых людей (в возрасте 12-35 лет) подвергаются риску потери слуха в результате воздействия шума в местах отдыха и развлечений.
  • Нерешенная проблема потери слуха обходится ежегодно в 750 миллиардов долларов США (2) в глобальных масштабах. Мероприятия по профилактике, выявлению и принятию мер в отношении потери слуха эффективны по затратам и могут обеспечить значительные преимущества для людей.
  • Раннее выявление потери слуха является преимуществом для людей с потерей слуха, также им могут быть полезными слуховые аппараты, кохлеарные имплантаты и другие вспомогательные средства; субтитры и обучение языку жестов, а также другие формы помощи в обучении и социальной поддержки.

Примерно каждый третий человек в возрасте старше 65 лет страдает от инвалидизирующей потери слуха. Самая высокая распространенность этого состояния в данной возрастной группе отмечается в Южной Азии, Тихоокеанском регионе Азии и в Африке к югу от Сахары.

Потеря слуха и глухота

Человек, не способный слышать так же хорошо, как слышит человек с нормальным слухом — порог слышимости 25 дБ или ниже в обоих ушах — страдает от потери слуха. Потеря слуха может быть легкой, умеренной, тяжелой или глубокой. Она может развиваться в одном или обоих ушах и приводить к трудностям в слуховом восприятии разговорной речи или громких звуков.

Причины потери слуха и глухоты

Причины потери слуха можно подразделить на врожденные и приобретенные.

Врожденные причины приводят к потере слуха, имеющейся при рождении или приобретенной вскоре после рождения. Потеря слуха может быть вызвана наследственными и ненаследственными генетическими факторами или некоторыми осложнениями во время беременности и родов, включая следующие:

  • краснуха, сифилис и некоторые другие инфекции матери во время беременности;
  • низкая масса тела при рождении;
  • асфиксия при рождении (недостаток кислорода во время родов);
  • ненадлежащее употребление лекарственных средств (таких как аминогликозиды, цитотоксические препараты, противомалярийные лекарства и диуретики) во время беременности; и
  • тяжелая желтуха в неонатальный период, которая может приводить к поражению слухового нерва новорожденного ребенка.

Приобретенные причины приводят к потере слуха в любом возрасте.

  • инфекционные заболевания, включая менингит, корь и свинку;
  • хроническая инфекция ушей;
  • скопление жидкости в ухе (средний отит);
  • использование некоторых лекарственных средств, таких как препараты, применяемые для лечения неонатальных инфекций, малярии, лекарственно устойчивого туберкулеза и онкологических заболеваний;
  • травмы головы или уха;
  • чрезмерный шум, в том числе на рабочих местах, например от оборудования или взрывов;
  • рекреационное воздействие громких звуков, например во время использования персональных аудиоустройств при высоких уровнях громкости и в течение продолжительных периодов времени и регулярное посещение концертов, ночных клубов, баров и спортивных мероприятий.
  • старение, в частности из-за дегенерации сенсорных клеток; и
  • ушная сера или инородные предметы, блокирующие наружный слуховой проход.

Хронический средний отит является распространенной причиной потери слуха среди детей.

Воздействие потери слуха

Прежде всего, потеря слуха сказывается на способности человека общаться с другими людьми. У детей с нерешенной проблемой потери слуха часто наблюдается задержка в развитии разговорной речи.

Нерешенная проблема потери слуха и заболевания ушей, такие как средний отит, могут приводить к значительному неблагоприятному воздействию на успеваемость детей. Но предоставление людям с потерей слуха возможностей для общения позволяет им принимать участие в общественной жизни на равных основаниях с другими людьми. Общение может происходить с помощью разговорной/письменной речи или языка жестов.

Лишение возможностей для общения может оказывать значительное воздействие на повседневную жизнь, вызывая чувство одиночества, изоляции и безысходности, особенно среди пожилых людей, страдающих от потери слуха.

По оценкам ВОЗ, нерешенная проблема потери слуха обходится ежегодно в 750 миллиардов долларов США в глобальных масштабах. Это включает расходы сектора здравоохранения (за исключением стоимости слуховых аппаратов), расходы на помощь в процессе обучения, потери производительности и социальные издержки.

В развивающихся странах дети, страдающие потерей слуха и глухотой редко получают какое-либо образование. Среди взрослых людей, страдающих глухотой, отмечается гораздо более высокий уровень безработицы. По сравнению с общим работающим населением среди работающих глухих людей отмечается более высокая процентная доля людей, занимающихся менее квалифицированной работой.

Улучшение доступа к образованию и службам профессиональной реабилитации и повышение осведомленности, особенно среди работодателей, о нуждах людей, страдающих от потери слуха, может способствовать снижению уровней безработицы среди этой группы людей.

Профилактика

Считается, что, в целом, половину всех случаев потери слуха можно предотвращать с помощью медико-санитарных мер.

Среди детей в возрасте до 15 лет 60% случаев потери слуха вызваны предотвратимыми причинами. Этот показатель выше в странах с низким и средним уровнем дохода (75%) по сравнению со странами с высоким уровнем дохода (49%). Предотвратимые причины потери слуха у детей включают следующие:

  • Инфекции, такие как свинка, корь, краснуха, менингит, цитомегаловирусные инфекции и хронический отит среднего уха (31%).
  • Осложнения при родах, такие как асфиксия плода при рождении, низкая масса тела, недоношенность и желтуха (17%).
  • Использование ототоксических лекарственных средств среди беременных женщин и детей грудного возраста (4%).
  • Иные (8%).

В число простых стратегий профилактики входят следующие:

  • иммунизация детей против детских болезней, включая корь, менингит, краснуху и свинку;
  • иммунизация девочек подросткового возраста и женщин детородного возраста против краснухи до наступления беременности;
  • предотвращение цитомегаловирус у беременных женщин путем надлежащей гигиены, выявление и лечение сифилиса и и некоторых других инфекции;
  • укрепление программ охраны здоровья матери и ребенка, включая содействие безопасным родам;
  • соблюдение надлежащей гигиены ушей;
  • уменьшение воздействия (как на работе, так и во время отдыха) громких шумов путем повышения осведомленности о рисках; разработки и применения соответствующих законов и настоятельных рекомендаций в отношении использования средств индивидуальной защиты, таких как беруши и шумоподавляющие внутриушные и головные наушники.
  • скрининг детей на средний отит с последующими надлежащими мерами медицинской помощи или хирургическими вмешательствами;
  • избежание применения некоторых лекарственных средств, которые могут быть вредными для слуха, применение только по назначению и под контролем квалифицированного врача;
  • направление новорожденных детей из групп высокого риска (при наличии глухих членов семьи или рожденных с низкой массой тела, асфиксией, желтухой или менингитом) для ранней проверки слуха, быстрой постановки диагноза и надлежащего ведения в случае необходимости;
  • введение в действие глобального стандарта ВОЗ-МСЭ для персональных аудиосистем и устройств. Это может быть сделано правительствами и производителями смартфонов и MP3-плееров. В случае его соблюдения, этот стандарт может способствовать предупреждению потери слуха по причине небезопасного прослушивания музыки, которое наносит вред слуху;
  • просветительная работа среди молодежи и всего населения в отношении потери слуха, ее причин, профилактики и выявления.

Выявление и ведение

Раннее выявление и принятие соответствующих мер являются основными факторами для минимизации воздействия потери слуха на развитие ребенка и его успеваемость. Среди детей грудного и раннего возраста, страдающих от потери слуха раннее выявление и ведение в рамках программ по проверке слуха детей грудного возраста может способствовать улучшению результатов развития речи и успеваемости ребенка. Глухие дети должны иметь возможности для обучения языку жестов вместе с членами своих семей.

Скрининг с целью выявления болезней ушей и потери слуха в дошкольных учреждениях, школах и на местах работы может также быть эффективным для раннего выявления и ведения потери слуха.

Раннее выявление потери слуха является преимуществом для людей с потерей слуха, также им могут быть полезными слуховые аппараты, кохлеарные имплантаты и другие вспомогательные средства. Для них также могут быть полезными логопедическое лечение, восстановление слуха и другие соответствующие услуги. Но с помощью производимых в настоящее время слуховых аппаратов можно удовлетворить менее 10% глобальных потребностей и менее 3% потребностей в развивающихся странах. Отсутствие служб по подбору и техническому обслуживанию слуховых аппаратов, как и отсутствие батареек также являются препятствиями в странах с низким уровнем дохода. Обеспечение более широкого наличия доступных по стоимости и надлежащим образом подобранных слуховых аппаратов, а также служб последующего наблюдения во всех частях мира принесет пользу многим людям с потерей слуха.

Люди, у которых развивается потеря слуха, могут учиться общению, приобретая навыки чтения по губам, а также используя написанные или напечатанные тексты и язык жестов. Обучение языку жестов будет полезно для детей с потерей слуха, а субтитры и сурдоперевод на телевидении облегчат доступ к информации.

Официальное признание национальных языков жестов и более широкое использование сурдоперевода являются важными действиями для улучшения доступа к службам языка жестов. Законы, обеспечивающие права человека, и другие защитные меры могут также способствовать лучшему социальному приобщению людей, страдающих от потери слуха.

Содействие организациям людей с потерей слуха, родителям и группам поддержки семей и усиление законодательства, обеспечивающего права человека, могут также способствовать лучшему социальному приобщению людей с потерей слуха.

Деятельность ВОЗ

ВОЗ оказывает содействие государствам-членам в разработке программ первичных мер охраны здоровья уха и слуха, интегрированных в системы первичной медико-санитарной помощи стран. Работа ВОЗ включает следующее:

1 Под инвалидизирующей потерей слуха понимается потеря слуха в слышащем лучше ухе, превышающая 40 дБ у взрослых людей и 30 дБ у детей.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.