Справка для детей с туберкулезной интоксикацией


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с ЗАО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Письмо Министерства здравоохранения РФ от 8 апреля 2019 г. N 15-2/927-07 О порядке приема в образовательные организации детей, не прошедших туберкулинодиагностику

Департамент медицинской помощи детям и службы родовспоможения по вопросу порядка приема в образовательные организации детей, не прошедших туберкулинодиагностику сообщает следующее.

Статьей 41 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый имеет право на охрану здоровья. При этом согласно части 3 статьи 17 осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" к основным принципам охраны здоровья относится, в том числе, соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и приоритет профилактики в сфере охраны здоровья.

Согласно пункту 1 статьи 29 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами, и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по проведению медицинских осмотров,

Так, пунктом 4 статьи 8 Федерального закона N 77-ФЗ определено, что в целях выявления туберкулеза периодически проводятся профилактические медицинские осмотры граждан, порядок и сроки, проведения которых устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти,

Приказом Минздрава России 21 марта 2017 г. N 124н утверждены Порядок и сроки проведения профилактических медицинских осмотров граждан в целях выявления туберкулеза (далее - Приказ).

Выбор методов для проведения скрининговых обследований населения зависит от нескольких параметров. Основными требованиями при выборе метода являются возможность в короткие сроки обследовать большое количество населения с оптимальным использованием (количественным и качественным) ресурсов.

Согласно Приказу для массового обследования детского населения на туберкулезную инфекцию предлагается использовать кожные пробы с аллергенами туберкулезными: аллерген туберкулезный очищенный в стандартном разведении - детям до 7 лет (включительно), аллерген туберкулезный рекомбинантный в стандартном разведении - детям до 14 лет (включительно), а детям в возрасте 15-17 лет (включительно) аллерген туберкулезный рекомбинантный в стандартном разведении) или рентгенологическое флюорографическое исследование органов грудной клетки (легких).

В случае отказа от проведения тестов с аллергеном туберкулезным очищенным в стандартном разведении или аллергеном туберкулезным рекомбинантным в стандартном разведении тактика обследования определяется врачом-фтизиатром индивидуально в каждом конкретном случае, в том числе на основе соответствующих федеральных клинических рекомендаций, содержащих рекомендации по применению альтернативного теста для выявления туберкулеза - диагностического теста T-SPOT.TB, который может быть проведен в случае отказа родителей от туберкулинодиагностики.

Согласно пункту 18 Приказа по завершении профилактического осмотра в медицинскую карту пациента, получающего медицинскую помощь в амбулаторных условиях (историю развития ребенка), на отдельную страницу вносятся объективные данные по результатам проведенных исследований, сведения о наличии контактов с больным туберкулезом, результаты осмотров врачами-специалистами (в случае выявления патологических состояний, свидетельствующих о наличии туберкулеза), заключение об отсутствии (выявлении) патологических состояний, свидетельствующих о наличии туберкулеза,

Пунктом 1.2 санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.2.3114-13 "Профилактика туберкулеза", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 октября 2013 г. № 60 (далее - Правила), установлены требования к комплексу организационных, лечебно-профилактических, санитарно-противоэпидемических (профилактических), дезинфекционных мероприятий, полное и своевременное проведение которых обеспечивает раннее выявление, предупреждение распространения заболеваний туберкулезом среди населения.

Пунктом 1.3 Правил закреплено, что их соблюдение является обязательным для физических и юридических лиц.

Разделом V Правил урегулирован механизм организации раннего выявления туберкулеза у детей. С учетом принципа добровольности получения противотуберкулезной помощи, при отсутствии контакта с туберкулезным больным родители вправе отказаться от туберкулинодиагностики, что в соответствии с действующим законодательством не ограничивает права ребенка на посещение образовательного учреждения, при условии представления на таких детей заключения врача-фтизиатра об отсутствии у ребенка заболевания туберкулезом (пункт 5.7 Правил).

Отмечаем, что приказом Минздравсоцразвития России от 2 мая 2012 № 441н утвержден Порядок выдачи медицинскими организациями справок и медицинских заключений, согласно которому справки и медицинские заключения выдаются гражданам при их личном обращении за получением указанных документов в медицинскую организацию.

Подготовка медицинского заключения осуществляется врачом-фтизиатром, проводящим обследование.

Директор Департамента
медицинской помощи детям
и службы родовспоможения
Е.Н. Байбарина

Обзор документа

Для массового обследования детского населения на туберкулезную инфекцию предлагается использовать кожные пробы с туберкулезными аллергенами. Если родители отказываются от таких проб, то тактика обследования определяется врачом-фтизиатром индивидуально в каждом конкретном случае, в т. ч. на основе клинических рекомендаций о применении диагностического теста T-SPOT.TB.

С учетом принципа добровольности получения противотуберкулезной помощи при отсутствии контакта с туберкулезным больным родители вправе отказаться от туберкулинодиагностики, что не ограничивает права ребенка посещать образовательное учреждение. Однако у врача-фтизиатра нужно получить заключение об отсутствии заболевания туберкулезом.

Определение: Туберкулезная интоксикация – это самостоятельная безлокальная клиническая форма первичного туберкулеза, характеризующаяся комплексом нерезко выраженных функциональных нарушений в организме ребенка или подростка в результате наличия активной инфекции. Эта форма возникает в период виража туберкулиновой пробы как следствие недавнего инфицирования. Удельный вес этой формы среди первичного туберкулеза составляет 2-5%.

Различаютраннюю и хроническую туберкулезную интоксикацию.

Ранняя – возникает в первый год виража туберкулиновой пробы. Хроническая туберкулезная интоксикация проявляется в более поздние сроки (спустя год и более после инфицирования). Хроническая туберкулезная интоксикация, как правило, связана с поздним выявлением.

В 1919 году А.А. Кисель предложил термин "туберкулезная интоксикация" для обозначения туберкулезного заболевания у детей, при котором преобладает общие расстройства, а морфологические изменения в органах столь малы, что недоступны выявлению. Он впервые описал туберкулез как общее заболевание, разработал учение о хронической туберкулезной интоксикации как о своеобразном сложном хроническом синдроме, отражающем патологическое состояние нервной системы, лимфатического, кроветворного аппаратов, обмена веществ под влиянием туберкулезной инфекции.

Ранняя туберкулезная интоксикация чаще встречается у детей дошкольного возраста. Клинические проявления туберкулезной интоксикации отличаются большим многообразием.

Выявляется неврологическая симптоматика: раздражительность, плаксивость, быстрая утомляемость, беспокойный сон или, наоборот, сонливость, субфебрильная температура тела, головные боли, ребенок теряет жизнерадостность, подвижность.

Отмечается комплекс функциональных нарушений со стороны некоторых органов под масками других заболеваний. Заболевание может напоминать ревмокардит: появляются боли в сердце, сердцебиение, изменения на ЭКГ, боли в суставах. Могут быть симптомы поражения бронхолегочного аппарата: кашель, жесткое дыхание, сухие хрипы, усиление прикорневого рисунка на рентгенограмме – маска бронхита. Симптомы поражения желудочно-кишечного тракта – ухудшение аппетита, похудание, диспепсические проявления. Такие функциональные расстройства неспецифичны и связаны с особенностями реактивности организма детей, заключающиеся в превалировании общих нервных и сосудистых реакций над местными изменениями.

При обследовании ребенка следует обратить внимание на микрополиаденит. Лимфатические узлы мягкоэластической консистенции, безболезненные, подвижные, пальпируются 6-8 групп (шейные, подмышечные, затылочные, паховые и др.). В гемограмме повышена СОЭ, умеренный лейкоцитоз, палочкоядерный сдвиг влево, лимфопения, моноцитоз, эозинофилия. В моче могут наблюдаться изменения в виде небольшого количества белка, гематурии, лейкоцитоурии. На рентгенограмме очагов в легких и увеличенных внутригрудных лимфатических узлов не обнаруживают.

Диагноз ранней туберкулезной интоксикации устанавливать чрезвычайно сложно. Предварительно необходимо исключить другие заболевания. Лечение ранней туберкулезной интоксикации проводится в течение 4-6 месяцев двумя противотуберкулезными препаратами в сочетании с витаминами, полноценным питанием. При таком подходе в 5 раз реже отмечается переход в хроническую туберкулезную интоксикацию.

Хроническая туберкулезная интоксикация чаще встречается у детей школьного возраста, протекает длительно, что отражается на физическом развитии детей. Характерными симптомами являются те же функциональные расстройства, что и при ранней туберкулезной интоксикации, но более длительно сохраняющиеся.

При объективном обследовании ребенка выделяют патогномоничный клинический симптомокомплекс:

- отставание в весе, росте, слабое развитие подкожной клетчатки и мышечной системы;

В цитологической картине пунктатов периферических лимфоузлов выявляются лимфоидные и эпителиоидно-клеточные бугорки с участками микроказеоза или без него, иногда наличие фиброза, что характеризует различные фазы специфического процесса.

Дифференцировать туберкулезную интоксикацию необходимо с хроническим тонзиллитом, глистной инвазией, хроническим гайморитом, ревмокардитом, холециститом и др.

При длительном рентгенологическом наблюдении за детьми, страдающими хронической интоксикацией, почти в половине случаев выявляются мелкие кальцинаты во внутригрудных лимфатических узлах. Из этого следует, что симптомокомплекс хронической туберкулезной интоксикации связан преимущественно с длительно текущей малой формой туберкулеза внутригрудных лимфатических узлов, которая вовремя не была распознана и выявлена только в период отложения кальция в лимфоузлах.

Лечение детей хронической туберкулезной интоксикацией проводят в санаторных школах двумя противотуберкулезными препаратами в течение 5-6 месяцев в сочетании с общеукрепляющей и десенсибилизирующей терапией. Дети, получившие химиотерапию в 5 раз реже заболевают локальными формами туберкулеза.

Диагноз туберкулезной интоксикации должен базироваться на следующих признаках:

- виража туберкулиновой пробы;

- контакта с бактериовыделителем;

- положительной пробе Коха;

- положительного эффекта от специфической химиотерапии;

- осмотре ребенка ЛОР-врачом, иногда ревматологом, санации очагов инфекции (тонзиллита, аденоидов, дегельминтизация). Однако после лечения этих заболеваний симптомы интоксикации сохраняются, а эффект достигается применением пробной специфической терапии в течение 3 месяцев.

Поиск локализации туберкулезного очага обязателен. Необходимо выполнить срединную томограмму для исключения малой формы туберкулеза внутригрудных лимфатических узлов, УЗИ брюшной полости для выявления увеличенных мезентериальных и забрюшинных лимфатических узлов, бронхоскопию – для выявления специфического эндобронхита. И, если после дообследования туберкулезных изменений в органах не выявляют, то выставляется диагноз согласно клинической классификации: Ранняя (хроническая) туберкулезная интоксикация. Эта клиническая форма туберкулеза имеет место только у детей и подростков.

Туберкулезная интоксикация в большинстве случаев заканчивается выздоровлением. Но в ряде случаев протекает длительно, волнообразно, что может привести к развитию локального первичного туберкулеза.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Людмила Пестова
Опыт работы по организации здоровьесберегающей деятельности для детей с туберкулёзной интоксикацией

В установленном действующим законодательством порядке наш детский сад наряду с основной образовательной деятельностью осуществляет деятельность по проведению санитарно-гигиенических, лечебно-оздоровительных и профилактических мероприятий и процедур, направленных на реабилитацию здоровья детей с туберкулёзной интоксикацией.

Основные цели этой деятельности:

Сохранение и укрепление здоровья детей с ранними проявлениями туберкулёзной интоксикации, с малыми затихающими формами туберкулёза, формировать у них привычку к здоровому образу жизни.

Содействовать своевременному полноценному психическому и физическому развитию каждого ребенка.

Обеспечивать каждому ребенку возможность радостно и содержательно прожить период дошкольного детства.

Успешное решение поставленных задач осуществляется при комплексном использовании всех средств физического воспитания: рациональный режим, закаливание (в повседневной жизни; специальные меры закаливания) и движение (различные виды гимнастик, развивающие упражнения, спортивные игры, физкультурные образовательные действия) т. е. через созданную систему физкультурно-оздоровительной работы в ДОО.

Принципы физкультурно-оздоровительной работы в ДОО:

1.Дидактические: систематичность и последовательность; развивающее обучение; доступность; воспитывающее обучение; учет индивидуальных и возрастных особенностей; сознательность и активность ребенка; наглядность; осуществление личностно-ориентированного обучения и воспитания.

2.Специальные: непрерывность; последовательность наращивания тренирующих воздействий; цикличность; принцип единства диагностики и коррекции обеспечивающий сопровождение воспитанников всех специалистов медицинского и педагогического коллектива (фтизиатр, педиатр, медсестра, педагог-психолог, инструктор по физической культуре). 3. Гигиенический принцип сбалансированность нагрузок; рациональность чередования деятельности и отдыха; возрастная адекватность; оздоровительная направленность всего образовательного процесса. Обязательное включение в комплекс физического воспитания элементов дыхательной гимнастики, упражнений для повышения выносливости кардиореспираторной системы. Медицинский контроль за физическим воспитанием и оперативная медицинская коррекция выявленных нарушений в состоянии здоровья.

Физкультурно-оздоровительное направление основывается и на принципах сформулированных учёным-педиатром Е. А.Аркиным:

1. учёт влияния психологических факторов на здоровье ослабленного ребёнка;

2. пристальное изучение детской индивидуальности, т. к. индивидуальные различия среди ослабленных детей более выражены, чем среди здоровых;

3. организация отдыха и деятельности (включая двигательную);

4. обеспечение хорошего в количественном и качественном отношении питания;

5. осуществление закаливания с постепенностью и осмотрительностью;

6. неукоснительное выполнение назначений медицинских работников.

В целом же работа в ДОУ для детей с туберкулёзной интоксикацией в основном базируется на тех же принципах и методах, что и работа в обычных ДОУ, и проводится по типовым программам, индифферентным к специфике нашего детского контингента. Однако специфика контингента наших детей предполагает внесение определённых корректив уже в основные линии образовательно-воспитательной работы, намеченные применительно к обычным ДОУ.

Средства оздоровительной работы:

Двигательная активность, занятия физкультурой.

Эколого-природные факторы (солнце, воздух, вода).

Психогигиенические факторы (гигиена сна, питания, занятий).

Формы оздоровительной работы:

- физкультурная образовательная деятельность;

- физкультурные упражнения на прогулке;

- спортивные игры, развлечения, праздники и соревнования;

- самостоятельная двигательно-игровая деятельность детей;

Направления работы:

Физкультурно-оздоровительное направление:

- развитие физических качеств, двигательной активности становление физической культуры детей

- воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье

- организация здоровьесберегающей среды ДОУ;

- комфортная организация режимных моментов;

- оптимальный двигательный режим;

- правильное распределение интеллектуальных и физических нагрузок;

- доброжелательный стиль общения взрослого с детьми;

- целесообразность в применении приемов и методов;

- использование приемов релаксации в режиме дня;

- оздоровительное направление;

- учет гигиенических требований;

- создание условий для оздоровительных режимов;

- бережное отношение к нервной системе ребенка;

- учет индивидуальных особенностей и интересов детей;

- предоставление ребенку свободы выбора;

- создание условий для самореализации;

- ориентация на зону ближайшего развития.

- организация мониторинга здоровья дошкольников на предмет раннего выявления туберкулеза;

- организация и контроль питания детей;

- организация и проведение медикаментозного лечения;

- диагностика физического развития дошкольников;

- организация процедур закаливания;

- организация профилактических мероприятий;

- организация обеспечения требований СанПиН;

- организация здоровьесберегающей среды.

Взаимодействие с родителями:

- пропаганда ЗОЖ и методов оздоровления в коллективе детей, родителей, сотрудников, обучение родителей практическим умениям и навыкам сохранения здоровья у детей с туберкулезной интоксикацией.

- консультации со специалистами учреждения (фтизиатр, педагог-психолог, воспитатель, инструктор по ФК).

- рекомендации по оздоровлению детей.

- совместные соревнования, конкурсы воспитанников и родителей. Спартакиады.

- Дни здоровья.

Условия реализации оздоровительной работы:

1. Имеется физкультурный зал, ингаляторий, кабинет психолога, спортивная площадка, физкультурно-оздоровительные центры активности в групповых помещениях и на территории ДОО.

Для индивидуальной и самостоятельной деятельности детей в центрах движения имеется необходимое оборудование в соответствии с современными требованиями, которое способствует эффективной организации педагогического процесса, позволяющего успешно решать задачи дидактического и оздоровительного характера:

1) развитие движений и совершенствование двигательных функций;

2) достижение необходимой для возраста физической подготовленности;

3) предупреждение нарушений опорно-двигательного аппарата;

4) воспитание положительных нравственно-волевых черт личности, активности, самостоятельности;

5) создание благоприятных условий для активного отдыха, радостной содержательной деятельности в коллективных играх и развлечениях.

Всё оборудование многофункциональное и мобильное, вариативное. Можно его использовать в любом виде деятельности.

В группах педагогами изготовлены и специальные атрибуты, для проведения дыхательных упражнений детьми в свободной деятельности для укрепления и развитие органов дыхания, так необходимых для детей ослабленных туберкулёзной интоксикацией.

2.Наличие профессиональных кадров: медицинская сестра, процедурная медицинская сестра, фтизиатр, педиатр, педагог-психолог, воспитатели, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель.

3. Систематическая и скоординированная работа всех участников образовательного процесса по оздоровлению детей.

4. Заключение с родителями договора о выполнении ими рекомендаций работников ДОО

по укреплению здоровья детей в семье и проведение своевременного обследования у

Система физкультурно-оздоровительной работынаправлена на осуществление комплексного подхода и включает в себя:

- 2 физкультурные занятия в зале, 1 на спортивной площадке;

- подвижные игра различной психофизической нагрузки,

- физкультурные досуги, праздники, дни здоровья,

- индивидуальная работа с детьми по развитию двигательных навыков и

коррекция отклонений в физическом развитии детей (сколиоз, плоскостопие).

Основная форма физкультурно-оздоровительной работы – физкультурное занятие. Физкультурные занятия, как важнейшая форма физкультурно-оздоровительной работы, строится с учетом состояния здоровья ребенка и уровня его подготовленности.

Закаливание организуется очень осмотрительно, под контролем медиков и индивидуализировано по отношению к некоторым детям. Е. А. Аркин отмечал, что закаливание для ослабленного ребёнка имеет ещё большее значение, чем для здорового. Ребёнок, носящий в себе тубинфицированный токсин отличается болезненной чувствительностью, пониженной сопротивляемостью и может стать жертвой любой инфекции. Ослабить эту чувствительность, усилить сопротивляемость организма поможет закаливание.По степени возможности основные закаливающие средства мы расставили так: вода, воздух, земля, солнце.

Закаливание водой проходит после дневного сна и рекомендуем проводить родителям дома перед сном. Водные процедуры вводятся постепенно с конца второго полугодия во второй младшей группе. Летом в жаркие дни педагоги проводят детям обширное умывание.

В летний период проводятся прогулки детей босиком по траве, песку. Дети заряжаются энергией Земли и Солнца, а раздражение рефлекторных зон стопы обладает отличным общеукрепляющим воздействием для всех систем ослабленного организма ребёнка. Солнечные ванны дети принимают под тенью деревьев, где солнечные лучи рассеиваются и дети не получают прямого солнечного облучения. Хождение босиком закаливает кожу стопы, которое происходит под воздействием низкой температуры земли. Данный вид закаливания сочетается с упражнениями для профилактики плоскостопия в группах оборудованы различные рефлекторные дорожки.

Если у ребёнка возникают какие-то отрицательные эмоции, состояние страха, обиды, и т. п. закаливающие процедуры не проводятся.

Проводим обширный комплекс и других закаливающих мероприятий:

- облегченная одежда у детей в помещении детского сада;

- соблюдение сезонной одежды детей на прогулке, учитывая их

индивидуальные состояния здоровья;

- соблюдение температурного режима в течении дня;

- дыхательные упражнения после сна;

- мытье прохладной водой рук по локоть;

- правильная организация прогулки и ее длительность;

Сочетание активных движений с пребыванием на воздухе имеет особое значение в оздоровлении ослабленных туберкулёзной интоксикацией детей.

Ежедневная продолжительность прогулки составляет не менее 4-4,5 часов. Пребывание на воздухе в любую погоду способствует повышению сопротивляемости организма детей и закаляет его. Прогулка у нас проводится в любую погоду, за исключением неблагоприятных условий. При небольшом дожде воспитатели организуют её в беседках.

Комплекс оздоровительных мероприятий.

1. Приём детей на улице (при температуре выше -10°);

2. Утренняя гимнастика;

3. Точечный массаж по методике Уманской до или после завтрака;

4. Физкультминутки во время занятий;

5. Физкультурные занятия (в носках) + динамический час на прогулке 1 раз в неделю;

7. Фитонциды (лук, чеснок);

8. Перед прогулкой в период вспышек ОРВИ использование оксолиновой мази (ноябрь, февраль);

10. Оптимальный двигательный режим;

11. Сон без маек;

12. Профилактика нарушения зрения;

13. Упражнения на профилактику плоскостопия + индивидуальная работа по коррекции плоскостопия и уплощения стопы;

14. Упражнения на укрепление органов дыхания;

15. Элементы обширного умывания.

16. Упражнения на профилактику плоскостопия + индивидуальная работа по коррекции плоскостопия и уплощения стопы.

18. иониизация воздуха,

19. дыхательная гимнастика

20. С-витаминизация третьего блюда;

В ДОО большое внимание уделяется активному отдыху детей: проведение эстафет, соревнований, спортивных праздников, досугов, развлечений в игровой интересной форме, дает возможность для самовыражения, самореализации воспитанников и повышение их самооценки, что способствует раскрытию их индивидуальности и неповторимости.

В соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами и рекомендациями Е. А. Аркина. Он отмечал, что особое требование в правильной организации режима дня, заключается в обеспечении разумного баланса между двигательной активностью и отдыхом. Это связано с тем, что ослабленные дети с одной стороны, в большей степени нуждаются в отдыхе, чем здоровье, а с другой дефицит движений негативно сказывается на психофизическом состоянии. Режим дня составлен с учетом возрастных особенностей и физического состояния детей с туберкулёзной интоксикацией и способствует их гармоничному развитию и оздоровлению. Максимальная продолжительность непрерывного бодрствования детей 3-7 лет составляет 5,5-6 часов. Продолжительность дневного сна в санаторном детском саду для ослабленных детей увеличена: у детей 2-Злет до 3 часов, у детей 3-7лет до 2часов 40 минут.

В ДОО проводится дополнительная коррекционная работа с ослабленными детьми в кружке "Крепыш".

Используются разные формы проведения гимнастики:

- игровая - на материале подвижных игр;

- эмоционально-образная - по сюжетам сказок;

- обычного типа с общеразвивающими упражнениями;

- бег на свежем воздухе.

Воспитатели совместно со старшим воспитателем и старшей медсестрой, определяют вид утренней гимнастики, сопоставляя с объёмом физической нагрузки планируемой в течение дня и учитывается адаптационный период каждого ребёнка (т. к. дети поступают в детский сад в течение всего календарного года. Например, если в режиме дня есть физкультурное занятие, то утренняя гимнастика с ОРУ не проводится, а игровая или эмоционально-образная. Гимнастики пробуждения после сна проводится по методике Н. Н. Ефименко и еёцель: поднять мышечный тонус, обеспечить профилактику нарушений осанки, эмоциональный подъём, приучать ребёнка разминаться после сна.Гимнастика проводится на высоком эмоциональном фоне и состоит из нескольких частей: разминка в постели, самомассаж, растирание ладоней и стоп ног (до горяча); ходьба по различным рефлекторным дорожкам; подвижные игры 2 и 3 психофизической нагрузки; или упражнения на комплексе "Батыр" или комплекс ОРУ. И заключает комплекс закаливающие процедуры.

Дыхательные упражнения проводятся во всех видах деятельности детей (утренняя гимнастика, гимнастика после сна, на занятиях, и включают в себя комплекс игровых упражнений.

Активно используем дыхательную гимнастику Александры Николаевны Стрельниковой. Эта гимнастика универсальна. Она может быть лечебной и профилактической, оздоровительной и развивающей, восстанавливающей силы и улучшающей настроение.

Направление работы по воспитанию потребности в

здоровом образе жизни:

- привитие стойких культурно-гигиенических навыков;

- развитие представлений о строении собственного тела, назначении органов;

- обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи;

- формирование представлений о том, что вредно и полезно для здоровья;

- формирование элементарных представлений об окружающей среде;

- формирование привычки ежедневных физкультурных упражнений;

- овладение знаниями нетрадиционных методов лечения и профилактики заболеваний.

Для реализации этих задач мы используем в своей работеследующее методическое обеспечение: "Безопасность" Р. Н. Стеркиной, "Уроки Айболита", "Уроки Мойдодыра', "Уроки этикета" Зайцева Н. В. В расписание занятий включили занятия цикла "Безопасность" (по понедельникам).

Педагоги в увлекательной форме приучают выполнять культурно-гигиенические навыки ежедневно, используют различные игровые моменты для развития интереса к данной деятельности: приход "Айболита", "Мойдодыра" и т. п. Особое внимание уделяют часто болеющим детям в приучении к туалету носа, их учат совершать этот туалет перед едой, перед сном, перед и после прогулки. Это даёт возможность правильно дышать.

Особое место в воспитательно-образовательном процессе занимает выработка понятий об окружающей среде, умение заботиться о ней. Детей приучают трудиться в группе, на участке; выращивают лук, на грядках зелень, петрушку, укроп, работает кружок по экологическому воспитанию детей "Капельки".

Стало традицией проводить в детском саду совместные с родителями валеологические и экологические праздники, открытые просмотры занятий цикла "Безопасность".

День здоровья, как форма организации здоровьесберегающей деятельности в детском саду День здоровья – как форма организации здоровьесберегающей деятельности в детском саду. Воспитание ценностного отношения к здоровью – одна.

Опыт работы по организации детского клубного часа В настоящее время особое внимание педагогов и родителей направлено насоциально - коммуникативное развитие дошкольников, которое решает задачи.

Опыт работы по организации эффективного взаимодействия с родителями воспитанников в сети Интернет В настоящее время существует необходимость разработки и внедрения системы работы для активного включения родителей в жизнь ДОО. Использование.

Опыт работы по здоровьесберегающей технологиии Сохранение и укрепление здоровья детей, их физического развития через совместную деятельность с семьями воспитанников Здоровье ребенка.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.