Отравление зарином в токийском метро


Фото: Flickr / thierry ehrmann

От поводыря слепых до поводыря душ человеческих

Основатель секты Сёко Асахара (настоящее имя — Тидзуо Мацумото) родился в 1955 году на юге Японии в многодетной семье. С ранних лет он страдал глаукомой, что привело практически к полной слепоте: левым глазом он ничего не видел, а правым — лишь частично. Мальчика отправили в школу для слабовидящих, и уже там он стал проявлять свои качества лидера: убедил полностью слепых одноклассников платить ему деньги за услуги поводыря.

После интерната Асахара провалился на экзаменах в медицинскую школу и стал самостоятельно изучать акупунктуру и фармакологию. Он открыл собственную аптеку в городе Тиба недалеко от Токио, где торговал средствами китайской традиционной медицины. В 1982 году его задержала полиция за продажу поддельных лекарств, суд признал его виновным в мошенничестве и назначил крупный штраф, что привело его к банкротству.


Сёко Асахара. Фото: Reuters

Провал на выборах

В начале 1990-х годов секта начала вести активную деятельность в России, приобретя за короткий срок множество сторонников: как полагают, там насчитывалось до 30 тысяч последователей учения. В 1992 году Асахара лично посетил Москву и встретился с тогдашним мэром российской столицы Юрием Лужковым, а также пообщался с вице-президентом России Александром Руцким.

Теракты и убийства

Масштабному нападению в токийском метро предшествовали подготовительные атаки. Как позже установит следствие, именно члены секты совершили годом ранее теракт с использованием зарина в городе Мацумото, целью которого были судьи, разбиравшие дело против организации. Тогда погибли семь человек, более 200 пострадали. Во время суда выяснилось, что теракт преследовал две цели: отложить разбирательство о мошенничестве членов секты с земельными участками и испытать зарин.

Атака в токийском метро

В каждой паре обязанности разделились: один человек должен был пронести в вагоны метрополитена пакеты с зарином, второй ожидал исполнителя в автомобиле.

Практически одновременно — в 8.10 утра — пять человек проткнули пакеты с зарином. Каждый из исполнителей, как только вскрывал емкость с нервно-паралитическим газом, покидал вагон. В одном случае член секты, замешкавшись, сам получил отравление, однако успел выпить антидот.

В результате на месте или от последствий атаки погибли 13 человек — кто-то умер сразу, кто-то позже в больницах. Всего пострадали, по разным данным, более 6000 человек.

Пассажиры и работники метрополитена не сразу поняли, что произошло. Поезда, выпустив уже успевших отравиться пассажиров, отправились дальше по своим маршрутам. В них еще находился разлитый по полу зарин, а движение способствовало распространению паров вещества на другие станции.

У пострадавших сразу стали проявляться первые симптомы отравления: затрудненное дыхание, кашель и потемнение в глазах вплоть до потери зрения.

У некоторых начались конвульсии, пошла пена изо рта, а у кого-то кровь, у кого-то началась рвота.

Кто-то из пассажиров, получив относительно легкое отравление, отправился на работу или по делам. Большинству из них позже пришлось обратиться за медицинской помощью. Последствия атаки для многих пострадавших были довольно серьезными из-за разрушительного действия газа на нервную систему. Некоторые из них остались инвалидами.


Военные прибывают к станциям метро после зариновой атаки. 20 марта 1995 года. Фото: Reuters

Суд и казнь

Сам Сёко Асахара отказался от дачи показаний и в ходе процесса сохранял молчание, отказываясь также от общения с родственниками и последователями своего культа. Его защищал известный японский адвокат и борец против смертной казни Ёсихиро Ясуда, однако усилия юриста и его помощников оказались тщетными.

Приговор Асахаре вынесли 27 февраля 2004 года, но благодаря адвокатам и аппеляциям его исполнение затянулось на 14 лет.


В день вынесения приговора Сёко Асахара в метро раздавали дополнительный тираж газеты. 27 февраля 2004 года. Фото: Reuters



Участник убийства юриста Цуцуми Сакамото и его семьи. Также был признан виновным в убийстве 21-летнего студента, который пытался покинуть секту. 57 лет на момент казни. Казнен 26 июля 2018 года.


Второй человек в секте после Сёко Асахары, брал на себя многие его контакты с внешним миром; в качестве так называемого министра строительства секты руководил сооружением в префектуре Яманаси завода по производству зарина, который был распылен в метро Токио. Участник убийства юриста Цуцуми Сакамото и его семьи. 68 лет на момент казни. Казнен 6 июля 2018 года.






Участник убийства юриста Цуцуми Сакамото и его семьи. Принимал непосредственное участие в теракте с использованием зарина в городе Мацумото. 50 лет на момент казни. Казнен 26 июля 2018 года.






Если вы заметили ошибку в тексте новости, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter


20 марта 1995 года адепты секты "Аум Синрикё" распылили отравляющий газ "зарин" в токийском метро.

Религиозная секта "Аум Синрикё", полное название которой — "Религиозная корпорация Аум Синрикё" или "Учение истины Аум", была организована в июле 1987 года Тадзуо Мацумото, более известным как Сёко Асахара. Название секты в переводе с японского означает "Путь к истинной энергии познания".

Догматические положения "Аум Синрикё" основаны на личности самого Асахары, который именуется Духом истины и рассматривается как высшее божество. Вероучение основано на сочинениях самого Асахары и состоит из 20 ступеней секретных техник.

Секта Асахары была зарегистрирована как религиозное юридическое лицо в 1989 году согласно японскому закону, группа имела кандидатов на выборах в японский парламент в 1990 году.

Численность секты достигала 30 тысяч человек, из них 10 тысяч последователей в России. До запрета секты в Японии ее центр находился в Токио, штаб-квартира — в Фудзи. Также существовали филиалы в крупных городах Японии, на Цейлоне, в США, Германии и России.

На счету адептов секты несколько убийств и теракты с использованием отравляющих веществ. В 1994 году приверженцы "Аум Синрикё" распылили газ зарин в городе Мацумото в префектуре Нагано, жертвами стали семь человек, отравлены 600 человек.

20 марта 1995 года сектанты совершили второй теракт, практически одновременно, в 8 часов утра, применив на пяти линиях токийского метро отравляющее вещество зарин. Непосредственно в теракте 1995 года участвовали 10 человек — пять пар, состоящих из исполнителя и водителя. Основной обязанностью исполнителя было войти в вагон метро, проехать определённое количество станций, опустить пакеты с зарином на пол вагона и перед выходом проткнуть их специально заточенным концом зонта. Водители же ждали на указанной станции и должны были увезти исполнителей в безопасное место.

В результате газовой атаки погибли 13 человек (по другим данным — 12) и 6,3 тысячи получили отравление различной степени тяжести, результатом которого стали поражения опорно-двигательного аппарата, речи, зрения.

16 мая 1995 года полиция Токио арестовала Асахару и еще около 30 руководителей "Аум Синрикё" недалеко от Токио. Руководство секты сначала категорически отрицало свою причастность к терактам, но после проведенных арестов и обысков у полиции появились неопровержимые доказательства того, что Асахара лично отдавал приказы об изготовлении зарина и применении его в токийском метро.

Следствие установило, что на химическом минизаводе, принадлежащем "Аум Синрикё", было налажено производство нервно-паралитических газов. Организация также занималась разработкой бактериологического оружия, купила вертолет и пыталась приобрести танк.

Процесс по делу секты тянулся около восьми лет. 27 февраля 2004 года Токийский окружной суд вынес смертный приговор главе секты Сёко Асахаре.

Помимо газовой атаки в токийском метро, Асахаре и примерно 30-ти его сподвижникам суд также инкриминировал использование газа на горном курорте Матсумото в июне 1994 года, ряд убийств, похищения людей, незаконное производство оружия и наркотиков.

С марта 1995 года деятельность секты запрещена во всех странах мира.

18 января 2000 года секта "Аум Синрикё" объявила об отказе от своего гуру, находящегося в тюрьме, и сменила свое название на "Алеф" (по первой букве еврейского алфавита).

Троим руководителям секты удалось скрываться в течение 17 лет.

В ночь на 1 января 2012 года с явкой с повинной в полицию явился Макото Хирата. В июне 2012 года была арестована Наоко Кикути. Хирата приговорен к 9 годам лишения свободы, Кикути — к пяти.

В июне 2012 года в Токио был задержан Кацуя Такахаси. Он стал последним из скрывавшихся трёх руководителей, подозреваемых в особо тяжких преступлениях "Аум Синрикё". Такахаси был членом организации с момента ее основания, состоял на службе в ее так называемом отделе охраны и разведки. Он имел непосредственное отношение к подготовке и проведению газовой атаки в токийском метро в 1995 году, а также в убийствах неугодных секте людей, экспериментах с нервно-паралитическим газом VX. Процесс над Такахаси начался в январе 2015 года.

12 человек из руководства "Аум" уже приговорены к смертной казни. Всего же осуждены около 200 фанатиков, многие пожизненно. Основатель культа Сёко Асахара ожидает виселицы в тюрьме на окраине Токио с 2004 года. Когда приговор будет приведен в исполнение в Японии зависит от личного решения министра юстиции.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников



Ровно 25 лет назад в токийском метро произошла зариновая атака. По разным данным погибли от 10 до 12 человек. Организатором того теракта стала неорелигиозная секта "Аум Синрике" (запрещена в России).

Выход из токийского метро. Центральная станция Касумигасэки. Вместе с Ито-сан поднимаемся по лестнице, на которой ровно 25 лет назад он и еще сотни пассажиров задыхаясь валились с ног и теряли сознание.

Утром 20 марта 1995 года Ито-сан как обычно ехал на работу, действие зарина началось, когда он все еще находился в вагоне поезда.

"Грудь как будто сдавило изнутри, в глазах все потемнело, внезапно начался насморк. Я такого никогда не испытывал. Собственно с тех пор я и ношу очки, зрение у меня так и не восстановилось, глаза очень быстро устают", — рассказал пострадавший от газовой атаки в токийском метро Такаэ Ито.

О том, что тогда сектанты "Аум Синрике" устроили в Токио репетицию "конца света", стало известно уже на суде. Смертоносные пары зарина — фанатики пронесли его в коробках для ланча, которые протыкали зонтиком перед выходом из вагонов, поразили свыше 6 тысяч человек, 14 из них скончались. Главный режиссер теракта – полуслепой
Сиоко Асахара в этот момент медитировал более чем в 100 километрах от Токио.

Этот мемориальный камень в местечке Камикуиси – единственное напоминание о том, что здесь четверть века назад располагались обширные владения секты. Завод по производству боевых отравляющих веществ находился в нескольких сотнях метров отсюда, у подножия священной горы Фудзи. 70 тонн зарина, по подсчетам сектантов, было достаточно, чтобы устроить всеобщий апокалипсис.

Здесь у них была целая деревня, которую окончательно сравняли с землей лишь три года спустя, после того, как были вывезен и утилизирован весь запас химического оружия. За годы активности тысячи человек были завербованы, в том числе за пределами Японии. В начале 90-х последователей гуру в России насчитывалось свыше 10 тысяч. В Москве сектантов принимал лично председатель Верховного совета Руслан Хасбулатов.

Адвокат Юдзи Накамура все эти 25 лет отстаивает с суде интересы пострадавших. "Аум Синрике" как будто давно нет, но последователи Асахары – никуда не делись, только называют они себя по-другому.

"Зариновая атака в токийском метро потрясла весь мир, но связанная с этим терактом организация существует. Пострадавшие и родственники жертв видят в этом угрозу и хотят, чтобы она как можно скорее была распущена. Эти люди должны раскаяться, мы добиваемся, чтобы вся их собственность была распродана в пользу пострадавшей стороны", — говорит адвокат Юдзи Накамура.

Тяжба против приверженцев учения сектантов тянется до сих пор. Они проиграли уже два суда, но отказываются платить (сумма — почти 10 миллионов долларов), подав апелляцию в Верховный суд.

Это невзрачное здание в одном из городов префектуры Сайтама недалеко от Токио – штаб-квартиры секты "Алеф", которая состоит из бывших членов "Аум Синрике". Попытаемся узнать, есть ли кто-нибудь внутри. На сайте секты написано, что они обещают избавление от страданий. Разумеется, никаких телефонов и вывесок. О существовании этого дома мы узнали из материалов дела, предоставленных нам адвокатом.

Звонок работает. Бросается в глаза контраст – сам дом внешне выглядит заброшенным, но система наружного наблюдения – совершенно новая, и счетчик электричества вращается подозрительно быстро. Либо нет никого, либо просто не хотят общаться.

По данным полиции, численность "Алеф" – около 1600 человек. Причем их филиалы – под видом секций по медитации – действуют, помимо Токио, еще в шести крупнейших городах страны.

Есть еще одна дверь, попробуем сюда позвонить. За дверью послышалось какое-то движение, но сразу все стихло. В том, что за нами наблюдают – сомнений никаких.

В этой тюрьме на окраине Токио – заключенный Тидзуо Мацумото (настоящее имя Асахары) и еще шесть иерархов секты были повешены два года назад, а накануне в Токио список жертв газовой атаки пополнился еще одним именем – умерла 56-летняя Сатико Асакава. С 20 марта 1995 года она была прикована к кровати из-за гипоксии мозга.


ТАСС-ДОСЬЕ. 6 июля 2018 года стало известно, что в Японии казнены Сёко Асахара и шесть других руководителей экстремистской секты "Аум Синрикё" (запрещена в России).

В конце 1990-х - начале 2000-х годов они были приговорены к смертной казни за ряд громких убийств и теракт в токийском метро.

Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила материал об этом теракте.

Как произошел теракт

Террористическая атака произошла 20 марта 1995 года в утренний час пик на трех линиях токийского метро: всего были атакованы пять поездов, по два на линиях Маруноути и Хибия, и один - на линии Тиёда.

Террористы пронесли с собой в общей сложности 11 герметичных пакетов с нервно-паралитическим отравляющим веществом - зарином. Незадолго до прибытия поездов к станциям они незаметно опускали пакет на пол вагона, после открытия дверей протыкали пакеты специально заточенными наконечниками зонтов и выбегали на платформу. В одном из случаев террорист сам получил отравление, но успел принять противоядие.

Теракт в токийском метро стал самым крупным в современной истории Японии - погибли 12 человек (еще один пострадавший умер спустя год), серьезно пострадали 50, временное расстройство зрения получили почти 1 тыс. человек. Всего за медицинской помощью обратились порядка 5,5 тыс. пострадавших.

Непосредственными исполнителями теракта были пятеро членов секты "Аум Синрикё" - Икуо Хаяси, Кэнъити Хиросэ, Тору Тоёда, Масато Ёкояма, Ясуо Хаяси. Их сообщниками были Томомицу Ниими, Коити Китамура, Кацуя Такахаси, Киётака Тонодзаки, Сигэо Сугимото, которые ожидали террористов у станций метро и вывезли их на автомобилях в безопасные места.

Расследование и суд

Организаторов теракта выдал один из его исполнителей, Икуо Хаяси. 22 марта токийская полиция провела обыски в зданиях, принадлежащих "Аум Синрикё". Вскоре после этого СМИ опубликовали информацию, что следствие нашло у секты запасы зарина и взрывчатки и установило ее причастность к ряду других нападений, в том числе зариновой атаке 27 июня 1994 года в Мацумото (префектура Нагано). Тогда погибли девять человек, полиция первоначально подозревала местного жителя, который не был связан с "Аум Синрикё".

16 мая 1995 года руководство секты было арестовано в ее штаб-квартире близ Токио, в деревне Камикуисики (ныне входит в состав города Кофу, префектура Яманаси). Там же был обнаружен завод по производству зарина.

Организатором теракта был признан основатель и руководитель "Аум Синрике" - Сёко Асахара (настоящее имя - Тидзуо Мацумото). Процесс над ним начался 24 апреля 1996 года. Лидеру секты предъявили 17 обвинений, включая организацию террористического акта в метро, а также другие убийства, похищения, вымогательства. По данным следствия, Асахара был виновен в смерти 27 человек.

С помощью теракта в метро он хотел "свергнуть правительство" и утвердиться в качестве "нового императора Японии". Кроме того, Асахара надеялся таким образом отвлечь внимание правоохранительных органов от других преступлений секты. Никаких заявлений самого Асахары о целях теракта в СМИ не публиковалось - сам он отказался признавать себя виновным, давать показания и хранил молчание на протяжении всего судебного разбирательства.

Процессы над членами "Аум Синрикё" растянулись более чем на 16 лет. Их судили не только по делу о зариновой атаке в Токио, но и по другим преступлениям. 27 февраля 2004 года окружной суд Токио вынес Асахаре смертный приговор, признав лидера секты виновным по 13 обвинениям. Четырем непосредственным исполнителям теракта были также вынесены смертные приговоры: исключение было сделано для Икуо Хаяси, за помощь полиции он был приговорен только к пожизненному заключению. Всего смертные приговоры получили 13 членов "Аум Синрикё". Последний из организаторов теракта в Токио, Кацуя Такахаси, был арестован только в 2012 году и приговорен к пожизненному заключению в 2016 году.


20 марта 1995 года в токийском метро произошел террористический акт с применением отравляющего газа зарин. В результате, по разным данным, погибли от 10 до 12 человек, более пяти тысяч получили отравления различной степени тяжести. Атаку организовала секта Аум Синрике, которой руководил Тидзуо Мацумото (Секо Асахара). В годовщину трагедии "360 Подмосковье" решил узнать больше о причинах и последствиях теракта. О том, почему произошел теракт, когда и как появилась секта Аум Синрике, рассказал историк-японист, преподаватель МГУ Александр Раевский.

- Завтра годовщина атаки токийского метро, хотелось бы понять, как так получилось, что эта ситуация стала возможной? В Японии такого рода происшествий массовых раньше не было.

- Да, никогда не был, ни до, ни после, эта ситуация почти невероятна для Японии. Там несколько есть факторов. Первый фактор – социально-экономический. Дело в том, что там был небольшой разрыв поколений, мироощущений разных поколений, потому что поколение, которое пережило войну, пережило оккупацию, очень сильно работало, работало, работало, своим детям внушало, что нужно всю жизнь продолжать работать. И вот эти вот дети на период юности, молодости которых пришелся этот теракт Синрике и как раз попали в эту секту, они понимали, что нужно работать, но не очень понимали, зачем. Им это все было не очень интересно, и традиционные японские ценности их, скажем так, не сильно волновали. Они куда-то хотели двинуться в сторону, так как современная модель общества их очень сильно не устраивала. Поэтому для них эта новая религиозная история, которая обещала им не какое-то материальное богатство, а гарантировала духовное просветление. Это так редко было в их жизни, что они на это купились. Вторая причина – религиозная. У японцев как таковой религии в стране не очень много, у них есть ритуалы, обряды либо буддистские, либо синтоистские, когда люди просто действуют в рамках традиции, но какой-то внутренней веры в высшее божество, в божественную справедливость, такого в Японии вообще никогда не было. И на этом тоже сыграл Асахара в своей религии, потому что он понял, что людям недостает стремления к чему-то прекрасному, к чему-то высокому, к чему-то божественному. Тем более нужно помнить, что это 90-е годы, люди думали, что в 2000-х придет конец света. Асахара сам по себе тоже очень талантливый пиарщик, грамотно придумал, как раскрутить свою секту. И все это сработало так, что японцы даже не поняли, как погрязли в этой жестокой, как потом оказалось, террористической секте.


Газовая атака в токийском метро

- Получается, что по большому счету Аум Синрике объединила в себе и религиозные начала, и какие-то моменты современные, например, использование массовых коммуникационных технологий и пиара. Можно ли сказать, что это дитя нового века? Были ли последователи?

- Сект новой религии их много. Кто-то сильно отличается, кто-то не сильно, но японцы спокойнее относятся к религиям и к такого рода сектам. Тут важно то, что Аум Синрике отличалась своим подходом, она была веселым интерактивным развлечением, в котором молодые люди могли найти себе занятие по душе. Туда приходили и художники, чтобы рисовать комиксы, туда приходили биологи, чтобы что-то выращивать. Там разным людям по их специальностям давалась возможность работать. Они работали не на корпорацию, а на благо всего общества. Это потом она трансформировалась.

- Что значит Аум Синрике?

Аум – буддистское Ом, Синрике – учение об абсолютной истине.


Бывший член секты "Аум Синрике" Макото Хирата

- Что они вкладывали в это?

Наверное, имелось ввиду, что учение Асахары – это учение абсолютной истины. Когда в 1984 году появилась эта секта, она называлась по-другому, потом было название "Клуб горных волшебников Аум". Синрике появляется в 1987 году, все это стандартные иероглифы, которые во всех течениях бывают. А "абсолютная истина" значит, что Асахара говорит абсолютную истину. И даже если мы чего-то не понимаем, или мы с чем-то не согласны, как заметил один из подсудимых в зале суда, один из тех, кто протыкал пакет с зарином: "Я так был уверен, что Асахара прав, потому что он сверхчеловек немного, что, даже если мы считали, что он в чем-то ошибается, то он-то видит и прошлое, и настоящее, и будущее, поэтому его точка зрения правильная". Я думаю, что так в это все и верили.


Бывший член секты "Аум Синрике" Макото Хирата

- А не кажется это немного странным, и как получилось, что у такой прагматичной нации - такая слепая вера?

- Нация, с одной стороны, прагматичная, с другой стороны, она в той же степени любит в едином порыве следовать за чем-то. Поэтому я в этом, конечно, вижу странность, потому что для Японии такая ситуация, которая сложилась, нетипична. Но тут нужно помнить, что это было движение, направленное в первую очередь на молодежь, молодежь в то время увлекалась всякими сверхъестественными вещами ближе к предполагаемому концу света, она читала мангу, потому что она любила комиксы, и тут появилась альтернатива обычной жизни, которая предлагала им яркое путешествие внутрь себя вместе с харизматичным бородатым молодым человеком. Здесь нужно личностный фактор тоже учитывать. Поэтому в увлечении Аум я вижу именно стремление японского народа увлекаться чем-либо.


Газовая атака в токийском метро

- Какие принципы лежали в основе этой религии? Что это за течение и почему оно было привлекательным, если не брать в расчет социально-экономический фактор?

- Асахара, когда в первый раз поехал в Индию, он там выдумал главное божество аумского пантеона – это бог Шива. Уже в этом ученые видят предупреждение, потому что Шива – это бог-разрушитель, он должен разрушить этот мир, чтобы он потом возродился в новом качестве. А дальше Асахара, по меткому выражению одного из исследователей, как покупатель с большой тележкой, брал из разных религий то, что ему нравится, то, что красиво лежит. Там были и буддистские, и индуистские истории. Потом в 1987 году ему кто-то дал Библию, после этого он написал сразу двухтомник чуть ли не "Объявляю себя Христом". Потом он взял ваджраяну, единственное из направлений буддизма, которое оправдывает убийство во имя гуру. Потому что тогда уже произошли первые убийства, это был 1989 год, и он искал, как их оправдать. Поэтому Аум Синрике – это детище мыслей, фантазий одного человека. И когда этот человек начал сходить с ума, и когда он немного обиделся на Японию, которая не объявила его единогласно божеством, поэтому он переключает Синрике к агрессивным действиям. Искать какого-то глубокого смысла, следить, как меняется религиозная концепция, смысла нет. Это все действовало в зависимости от ситуации в стране в то время и от личного восприятия Асахары.


"АУМ синрике" в России

- Можно ли сказать, что атака 20 марта в токийском метро была порождением болезненного самолюбия этого человека?

- Конечно. Тут просто нужно помнить, о чем не все знают, что на самом деле Аум Синрике через СССР приобрели вертолет, который поставили на свою базу рядом с горой Фудзи и хотели произвести около 300 тонн зарина и распылить его над Токио. Такой был финальный план, который должен был состояться то ли летом, то ли осенью 1995 года. И в марте, люди Асахары, которые работали в полиции, они сказали ему, что 21 числа полиция планирует рейд на убежище Аум Синрике. А там было понятно, что заводы с химическим оружием найдут. И Асахара принимает решение, что единственный способ как-то ему прославиться, чтобы люди узнали о том, что он был, - это сделать все быстро. А еще ученый, который изготовил этот состав, был не очень профессионалом, потому что профессионал в это время сидел в двух дневной медитации и поэтому не смог приготовить газ. Когда Асахаре доложили, что приготовили зарин, но он не очень чистый (всего 30%), он махнул рукой и сказал, что и так пойдет. Потому что важно было сделать хоть что-то. Поэтому судьба уберегла Японию от большой трагедии.


Последний подозреваемый по делу секты "Аум Синрике" арестован в Токио в 2012

- Сохранились какие-то материалы личных бесед с Асахарой, благодаря которым можно провести анализ личности этого человека?

- Говорят, что есть психическое исследование Асахары, но эти данные остались секретными, их не афишируют. С ним общались, когда его судили, там есть материалы из зала суда, вначале он вообще не отвечал на вопросы. Стоит помнить, что, когда его в мае 1995 года нашли, он был в пещере – в одной руке у него был чемодан с деньгами, в другой – автомат Калашникова. И когда ему сказали: "Пойдем", он ответил: "Вы не имеете права прикасаться к гуру". Действительно какие-то материалы существовали, но они, к сожалению, засекречены.


Сейчас уже выросло целое поколение, которое не помнит опасностей начала 90-х годов. Кроме бандитизма, нищеты и безработицы были и секты, существование которых заканчивалось ужасающими трагедиями.

Асахара, родившийся в 55-м году, был еще совсем маленьким. И он ощутил на себе этот техногенный выхлоп. Несмотря на то, что Сёко не полностью слепой (один глаз поражен глаукомой, а второй – видит плохо), он учился в интернате для слепых. Судя по воспоминаниям его одноклассников и учителей, уже тогда он проявлял определенные лидерские качества. И не всегда положительного свойства. Документально подтверждено, что Асахара заставлял этих слепых либо воровать, либо просить подаяние. Он собирал с них большую часть собранных денег и уже к окончанию школы скопил приличный для того времени и его статуса капитал.


Позже будущий лидер секты осваивал профессию массажиста. Дело в том, что массаж – это традиционное профессиональное занятие для слепых людей в Японии. Асахара также посвятил время изучению иглоукалывания и благодаря этому имел некоторое представление об анатомии и лечении.

К сожалению, обо всех этих звоночках вспоминали только постфактум.

В 84-м году Асахара открыл зал для занятий йогой и медитации и поехал, в качестве своеобразной рекламной кампании, на встречу с Далай-Ламой. Что именно говорил ему Далай-лама, неизвестно, но сам Асахара впоследствии всегда это использовал в своих целях, заявляя, что получил благословение на свою деятельность от Далай-ламы.

Аум (или ом) – это санскритский слог, и миф говорит о том, что от этого слога, от распространения его вибрации, произошел вечный и видимый нам мир. Синрекё – истинная религия. Сначала Асахара объявлял себя буддистом, но в пантеон секты входили и индуистские божества, Будды и Бодхисаттвы, объявлял он себя и Христом тоже.

Как часто бывает в подобных тоталитарных сектах, верующие должны безгранично верить в лидера, отдавать ему свое имущество (в том числе отдавать свою недвижимость), принадлежать ему душой и телом. И последнее – не преувеличение, поскольку для женщин практиковалась именно такая форма инициации, то есть, половые отношения с лидером. Асахара постепенно окружил себя такими учениками и стал практиковать весьма вредные для здоровья процедуры, которые сам называл медитациями.


Первое убийство произошло в 1989 году. Один из последователей Асахары решил выйти из этой организации, и его убили, как отступника, за нарушение установленного порядка. Ушедший человек, по мнению сектантов, совершал грех. Более того, дальше он мог нагрешить еще больше, а нагрешит еще больше – у него будет плохая карма, а значит, он не спасется. Убивая его, сектанты считали, что спасали погибшего от греха и других вероятных злодеяний.

Аум Синрекё использовала все доступные ресурсы для саморекламы. Платила, видимо, большие деньги на всех уровнях и, как следствие, получала эфиры на телеканалах, крупных радиостанциях и даже устраивала лекции Асахары в "Олимпийском". Граждане лишенной идеологии России оказались довольно падки на простые ответы.

На родине, в Японии, к секте относились со всей серьезностью. Асахару приглашали на телевидение, ведь он говорил о необходимости перехода от материальных ценностей к духовным, а не про перерождения. И здесь возразить было совершенно нечего. Во время одного из таких эфиров его собеседником был Такеши Китано. Глядя на их беседу, заподозрить будущего преступника можно было только, скорее, в режиссере, чем в человеке спокойно сидящем в позе лотоса, который говорил такие правильные вещи.


А шаг был действительно безумный – нельзя было даже и мечтать о том, что с помощью теракта получится свергнуть правительство Японии и, совместно с самыми приближенными (а они уже именовались не иначе, как министрами) захватить власть. В каком-то смысле его можно расценивать как революционера, который поставил перед собой абсолютно нереализуемые цели, но уверовал в них, и дальше начала разматываться ужасная цепочка, которая привела к убийствам и к терроризму.

Как именно зариновые технологии попали к сектантам, точно не известно, но японские эксперты утверждали, что использовался способ производства зарина, который был принят в СССР. Кроме самого зарина у последователей Асахары был и боевой вертолет (тоже советский), на котором они прилетали участвовать в стрельбах с Таманской и Кантемировской дивизиями.

После задержания исполнителей, а позднее, и самого Асахары, лидер секты все отрицал. Потом перестал разговаривать и отвечать на вопросы. Сам Сёко Асахара и еще 12 человек были осуждены, приговорены к смертной казни. Ни один приговор до сих пор не приведен в исполнение.

Во-первых, у Асахары еще оставались последователи. А во-вторых, в Японии считается, что убить оппонента – это показать свою слабость.
Сёко Асахара до сих пор жив и отбывает пожизненное заключение в одиночной камере. Без права на какие-либо контакты с внешним миром. В Японии, когда преступника сажают в тюрьму, о нем ничего, как правило, не сообщают. Он символически умирает для общества. И никаких надежд, на мемуары, на гонорары от них – нет. Этот человек предается забвению, символическим похоронам при жизни.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.