Как вдохнешь зеленый газ так отравишься сейчас

Газы – одни из самых опасных отравляющих веществ. В большинстве своем они лишены цвета и запаха – констатировать факт негативного воздействия удается не сразу. Чтобы избежать пагубного влияния, следует понимать, какие из газов являются самыми токсичными и какие действия в случае отравления ядовитыми газами стоит предпринять.


Классификация ядовитых газов

Ранжировать отравляющие газы следует по двум базовым критериям: по практическому применению и характеру действия. К первой группе относятся:

  • БОВ (боевые отравляющие вещества). Речь идет о синильной кислоте, хлорциане, фосгене, иприте, зарине и фосфорных соединениях,
  • вещества, используемые в бытовых и промышленных целях (хлор, аммиак),
  • побочные вещества химических реакций (сероводород, угарный газ, оксиды азота).

Среди самых опасных для человека газов оказываются представители различных групп. Наиболее ядовиты БОВ: их главной целью является поражение войск противника. В настоящий момент они запрещены к использованию при проведении боевых действий.

Токсичность компонента может проявляться по-разному. В зависимости от принципа действия газы можно разделить на:

  • нервно-паралитические (VX, угарный газ, зарин),
  • кожно-нарывные (иприт),
  • удушающие (хлор, фосген),
  • слезоточивые (хлорацетофенон),
  • психотомиметические (BZ),
  • влияющие на слизистые оболочки (адамсит),
  • комплексно токсичные (синильная кислота).

Имеются представители, отличающиеся многофакторным негативным воздействием на человеческий организм.

ТОП самых опасных газов

За свою историю человечество открыло и синтезировало огромное число ядовитых веществ. Наш список не претендует на полноту: мы хотели привести примеры газов, используемых в разных сферах.

Речь идет о маслянистой жидкости с янтарным цветом, не имеющей вкуса и запаха. Это самый токсичный из искусственно синтезируемых составов. Первичная его роль – пестицид, но в сельском хозяйстве соединение так и не применялось по причине высокой токсичности. А вот правительства начали активно запасать его для использования в будущих войнах.

VX распыленный в приземленных слоях воздуха оказывает нервно-паралитическое действие и убивает спустя 10-15 минут после попадания в организм. Вещество вызывает судороги и паралич. Состав способен проникнуть внутрь через незащищенные кожные участки: при распылении эффект усиливается добавлением нетоксичных веществ, ускоряющих проникновение яда в организм.


Арсин появился более 200 лет назад и продолжает использоваться в производстве полупроводников. В чистом виде арсин не имеет запаха и цвета. Окисляясь, он начинает пахнуть чесноком. При попадании в легкие мышьяковистый водород проникает в кровь, разрушает ее и поражает нервную систему. Затем следует отек органов дыхания, судороги, полное прекращение мочеиспускания и смерть.

Концентрированный фтористый водород (соединение с водородом) способен буквально сжечь слизистую оболочку или кожу за несколько секунд прямого контакта. При вдохе газообразное вещество моментально всасывается в ткани верхних дыхательных путей. Пострадавшего беспокоит тошнота, рвота, появляется головная боль, бледнеет кожный покров, наблюдаются кровотечения различной этиологии.

Представляет собой жидкость без цвета и запаха, отлично смешивается с водой и растворителями органической природы. Нервно-паралитическое вещество поражает организм при малейшем контакте. У отравившегося зарином наблюдается нарушение дыхания, тошнота, рвота – теряется контроль над жизненными функциями: появляются непроизвольное мочеиспускание, дефекация, конвульсии, судорожные спазмы.

С этим газом связана террористическая атака Аум сенрике в метро японской столицы в марте 1995 года. По различным данным ядовитый состав унес жизни 10-12 человек, более 5000 жителей получили отравления различной степени тяжести.


Речь идет о представителе алкалоидов – компонентов многих наркотических средств. Своим одурманивающим действием наркотики обязаны метиламину. В обычном состоянии газ пахнет аммиаком, не имеет цвета.

При вдыхании метиламин сразу возбуждает нервную систему, накапливаясь, поражает печень, почки. Хроническое действие газа на организм демонстрирует внешность заядлых наркоманов. При тяжелых отравлениях проявляются судороги, затрудненность дыхания, головокружение, тошнота, синюшность кожи, кома, паралич и летальный исход.

При попадании в легкие состав обжигает ткань – человек начинает задыхаться. В случае реакции газа со слизистой он трансформируется в соляную кислоту, которая и приводит к смерти.

Хлор стал самым первым ядовитым газом, использованным в качестве химического оружия. В 1915 года во время Первой мировой войны у города Ипр немцы применили газ против англо-французских войск.

Длительное время формальдегиды применялись в лабораториях для хранения биологических материалов. Газ представляет собой соединение органической природы, он бесцветный, имеет резкий запах. Вещество хорошо растворяется в воде, спирте.

Формальдегид токсичен и оказывает негативное влияние на кожу, органы дыхания, глаза, репродуктивную систему человека. При вдыхании газ вызывает мигрень, судороги, отек легких. Если вдохнуть состав ртом, произойдет моментальный ожог пищеварительного тракта и рефлекторная остановка дыхания.

Этот газ скапливается в местах гниения, в нечистотах. Он не имеет цвета, выделяет неприятный запах тухлых продуктов. Вещество представляет собой соединение водорода и серы. В природе сероводород можно встретить редко: он содержится в попутных нефтяных и вулканических газах, природном газе, на дне водоемов как продукт жизнедеятельности некоторых бактерий.

В малой концентрации вещество не вредит человеческому организму, концентрированный сероводород способен поразить слизистые оболочки, глаза, дыхательные пути. Даже однократное вдыхание высококонцентрированного газа может привести к летальному исходу.

Угарный газ – самый распространенный отравляющий газ в природе. Это вещество – постоянный спутник любого процесса горения. Самый большой источник ядовитого вещества – выхлопы автомобилей. В сигаретном дыме на CO приходится около 8%.

В небольшом количестве угарный газ не вредит здоровью. Если же вдыхаемый воздух содержит 0,08% угарного газа, человека начинает беспокоить мигрень, симптомы удушья. Когда показатель содержания вещества достигает 0,32%, появляется паралич, пострадавший теряет сознание, через полчаса наступает смерть. В случае крайне высокой концентрации (выше 1,2%) человек падает в обморок, вдохнув газ 2-3 раза – через 3 минуты отравившийся умирает.

К соединению прилипло прозвище «,тихий убийца»,. Не имея запаха и цвета он за несколько минут может убить человека. Проникая в организм газ связывает молекулы гемоглобин, блокируя попадание кислорода в кровоток.


Речь идет об одном из самых распространенных в природе газов. Метан – главный помощник человечества. Этот газ перемещается по газопроводу квартир. В нормальном состоянии вещество не имеет запаха и цвета. Специфический аромат состав приобретает в бытовой деятельности за счет содержания одорантов, добавляемых для обнаружения утечки газа.

При скоплении метана в закрытых помещениях он оказывается токсичным. Умереть в результате отравления веществом можно только при высокой концентрации метана и недостатке кислорода в воздухе. Если процент содержания метана достигает 30 %, человек страдает от приступов удушья, затем развивается кислородное голодание, появляется головная боль, одышка.


Алгоритм оказания помощи при отравлении газами

Первые признаки интоксикации проявляются в среднем через 10-15 минут после вдыхания вещества. Характерная симптоматика развивается стремительнее у детей, беременных женщин, лиц с заболеваниями сердца и дыхательной системы. К типичным признакам отравления газами можно отнести:

  • чувство жжения в глазах, слезотечение,
  • нарушение дыхания,
  • охриплость голоса,
  • бледность кожи,
  • тошнота и рвота,
  • нарушение сознания,
  • потеря контроля над функциями организма.

Первая помощь при отравлении газами основывается на проведении последовательных манипуляций:

  1. Пострадавшему необходимо обеспечить приток чистого воздуха. При нахождении в помещении открываются окна, на потерпевшем расстегивается рубашка.
  2. Вызывается скорая медицинская помощь. При необходимости (например, наличии возгорания) стоит позвонить в службу МЧС.
  3. Больному предлагается вода (можно заменить ее чаем или молоком) при условии нахождения человека в сознании. Это рекомендуется делать для того, чтобы уменьшить интоксикацию и поднять артериальное давление.
  4. При наличии у человека заторможенности сознания дать потерпевшему понюхать ватку, смоченную нашатырным спиртом.

Если пострадавший потерял сознание при отравлении ядовитым газом, необходимо:

  1. Положить пострадавшего на твердую, ровную поверхность, повернуть его на бок.
  2. Контролировать пульс больного на сонной артерии, находящейся на переднебоковой поверхности шеи.
  3. Следить за дыханием отравившегося, положив руки на грудную клетку человека.
  4. В случае остановки дыхания и отсутствии сердечной деятельности выполнять реанимационные действия (массаж сердца, искусственное дыхание) до приезда скорой.

По прибытии медиков потерпевшему оказывают помощь. На больного надевают кислородную маску, подключают капельницу в целях снижения интоксикации организма, вводят противорвотные средства и лекарства, регулирующие функцию сердечной мышцы и дыхательных органов. Когда пострадавшему оказана первая медицинская помощь, его переводят в реанимацию или токсикологическое отделение.

Интоксикация вредными газами может явиться причиной смерти человека. Избежать печальных последствий можно лишь при оперативно оказанной первой помощи. Симптомы отравления и соответствующие действия по спасению человеческой жизни могут несколько разниться в случаях с различными отравляющими веществами. По этой причине геройствовать и самостоятельно справляться с проявлениями отравления без помощи медицинского персонала не следует.

Рекомендуем к просмотру лекцию о химическом оружии. Видео довольно длинное, но если вы хотите углубить свои знания в этом вопросе , обязательное к просмотру:

Как организовать дистанционное обучение во время карантина?

Химия – наука чудес и превращений

Приобщить учащихся к чтению учебной, научной, научно-популярной литературы.

Развивать познавательный интерес к предмету, мыслительную деятельность, эрудицию, логическое мышление, умение формулировать и высказывать свои мысли, применять свои знания на практике.

Воспитывать умение работать коллективно, оценивать свои возможности и знания товарищей.

На сцену выходят ведущие.

1 ведущий. Какая лодка в море смеха,

Ложась порою в сильный крен,

Проводит свой маршрут с успехом?

Наш школьный КВН!

По острословью не сравнится

Из Тараскона Тартарен;

Он нам в подметки не годится

В бою на сцене КВН.

Когда у нас ослабит силу

Биенье пульса в стенках вен,

Нас, постаревших и унылых,

Вернет к веселью КВН.

Кто там медлителен и скучен,

Как лед сползающих морен?

Поближе к сцене сядьте лучше,

Сейчас начнется КВН!

2 ведущий. Мы открываем КВН,

Веселый клуб друзей.

Отложим горы всех проблем,

С друзьями веселей.

Наш КВН расскажет всем

Про радость, смех и шутки,

Пускай коснутся трудных тем

3 ведущий. Внимание! Внимание! Внимание! Приглашаем всех мальчишек и девчонок на веселый праздник химии.

1 ведущий. Наши команды уже прибыли. Это лучшие химики, которые никогда не унывают, хорошо считают и решают задачи. Поприветствуем этих отважных химиков дружными аплодисментами.

3 ведущий. В жюри входят … человек: главный судья, судья-секретарь, … . На столе перед каждым членом жюри находятся таблицы для оценки конкурсов.

Разминка проводится в виде загадок о химических элементах одновременно со всеми командами. Отвечает та команда, игрок которой первым поднимет руку и получит право ответа. Каждая правильно отгаданная загадка оценивается в 10 баллов.

1. Давно известно человеку:

Она тягуча и красна,

Еще по бронзовому веку

Знакома в сплавах всем она. (Медь)

2. В конце периода стоит,

В нем вода и та горит. (Фтор)

3. Как вдохнешь зеленый газ,

Так отравишься сейчас. (Хлор)

4. К восьмой группе отнесен,

В честь России назван он. (Рутений)

5. Прославлен всеми письменами

Металл, испытанный огнем.

Манил людей к себе веками.

Алхимик жил с мечтой о нем. (Золото)

6. Седьмой группы элемент,

И в природе его нет. (Астат)

7. Был металл серебристо-белым,

В соединении стал мелом. (Кальций)

8. Я светоносный элемент,

Я спичку вам зажгу в момент.

Сожгут меня – и под водой

Оксид мой станет кислотой. (Фосфор)

9. Большую роль играю в жизни,

В атмосфере содержусь.

В воде почти не растворяюсь.

Своей инертностью горжусь. (Азот)

10. Гость из космоса пришел,

В воде приют себе нашел. (Водород)

11. Рубина цвет в стекле вам мил,

Со мною токи все дружны,

Открыт Берцелиусом был

И назван им я в честь Луны.

В соединеньи с водородом,

Его я больше в 40 раз,

Есть 45 в ядре нейтронов,

Я ядовитый и не газ.

Таблицу всю окинь ты взглядом:

В VI я группе с серой рядом.

Ты имя лишь мое открой,

Строенье атома построй. (Селен)

12. Из меня состоит все живое.

Я – графит, антрацит и алмаз.

Я – на улице, в школе и в поле.

Я – в деревьях и в каждом из вас. (Углерод)

13. Хлорид его – зеленый

И синий – купорос,

Какой металл те соли

Дает – вот в чем вопрос. (Медь)

Я с платиной дружу,

И в корону для красавиц

Вместе с золотом вхожу. (Иридий)

С водой он реагирует, но только не в момент,

Среди металлов самый легкий, известен теплоемкостью,

Бомбу водородную сделал он возможностью.

Стекло с его добавкой в технику идет,

Оптическим приборам прозрачность придает. (Литий)

16. Вот история простая:

Джозеф Пристли как-то раз,

Окись ртути нагревая,

Обнаружил странный газ.

Газ без цвета, без названья,

Ярче в нем горит свеча.

А не вреден для дыханья?

Не узнаешь от врача.

Новый газ из колбы вышел.

Никому он не знаком.

Этим газом дышат мыши

Под стеклянным колпаком,

Человек им тоже дышит.

Джозеф Пристли быстро пишет:

Кошка греется на крыше,

Солнца луч в окошко бьет,

Джозеф Пристли, с ним две мыши,

2 мл насыщенного раствора дихромата калия K 2 Cr 2 O 7 наливают в пробирку, которую ставят в стакан с холодной водой. Затем в пробирку доливают 2-3 мл концентрированной серной кислоты. Через несколько минут, необходимых для охлаждения смеси, фильтруют ее через стеклянную или асбестовую вату. На фильтре остаются темно-красные игольчатые кристаллы оксида хрома ( VI ) CrO 3. Помещают немного полученного оксида хрома ( VI ) в фарфоровую чашку или на керамическую пластинку и капают на него этиловым спиртом. Вследствие энергичного окисления спирт воспламеняется.

2. Почему воспламенился спирт при соприкосновении с оксидом хрома ( VI )? (Оксид хрома ( VI ) – один из самых сильных окислителей, в котором горючие вещества воспламеняются) – оценивается в 20 баллов.

1 ведущий. Прошу капитанов команд подойти ко мне и взять конверты с заданиями. В каждом конверте по … вопроса. Ваша задача угадать по аннотациям, которые написаны на листах, о ком (о чем) идет речь. За каждый правильный ответ команда получает 20 баллов.

1. Если верить древнему историку, то во времена похода Александра Македонского в Индию офицеры его армии гораздо реже болели желудочно-кишечными заболеваниями, чем воины. Пища у них была одинаковая, но вот посуда – разная. Из какого металла была изготовлена посуда для офицеров? (Из серебра)

2. «– Угарный газ! – Вскричал Холмс.

О каком газе говорится, и на каком свойстве основан этот эффект? (Углекислый газ тяжелее воздуха, и он остается внизу. Человеческая голова находится выше этой зоны. Собачья – нет. Углекислый газ не поддерживает дыхание.)

3. Наука о методах изучения состава веществ. (Аналитическая химия)

4. Какую группу химических элементов периодической таблицы Д. И. Менделеева называют группой химических астероидов? ( III группа)

5. Американские ученые под руководством Гленна Сиборга получили элемент искусственным путем и назвали его в честь великого русского химика. Как называется этот элемент? (Менделевий; № 101)

6. В 1898 году в составе урановых руд впервые были открыты и многократной кристаллизацией выделены два новых радиоактивных элемента. Что это за элементы и кто их обнаружил? (Полоний и радий. Французские физики, лауреаты Нобелевской премии, супруги Пьер и Мария Кюри)

8. Этим своим открытием он вошел в историю химии, хотя не был в ней сведущ. То ли с досады, то ли по наитию он запустил однажды комком каучука в горячую плиту. Под действием тепла каучук превратился в резину. Так произошел первый в истории процесс вулканизации. О каком человеке идет речь? (Чарльз Гудьир)

Задание оценивается в 30 баллов. Побеждает команда, которая первая правильно и обоснованно расшифрует фразу.

Какое изречение здесь зашифровано:

(Знание – сила. Расшифровка названий веществ, обозначенных химическими символами и формулами: золото, нашатырь, аммиак, нитробензол, известняк, европий, сода, индий, ляпис, ацетилен)

1. Какие вещества необходимы для получения аммиака? (Для получения аммиака нагревают смесь хлорида аммония и гидроксида кальция) – 10 баллов.

3. Почему пробирку со смесью веществ следует держать, слегка приподняв ее дно? (В данной реакции выделяется вода, которая может попасть на раскаленное дно пробирки) – 20 баллов.

Своя игра – популярная телевизионная игра-викторина на телеканале НТВ. В данном конкурсе она сделана в форме компьютерной презентации. Основной процесс в игре – ответ на вопросы, которые оцениваются разным числом баллов. Вопросы в игре сформулированы, как правило, в виде утверждений, где искомое слово заменено местоимением. Игроки должны догадаться, о чём идёт речь в вопросе, и дать ответ.

Внутреннюю поверхность дна стеклянной банки смачивают небольшим количеством концентрированной соляной кислоты. Крышку этой же банки смачивают концентрированным раствором аммиака. Накрывают банку крышкой. Образуются мельчайшие частички твердого хлорида аммония в виде белого дыма. Банку следует убрать со стола до того, как частички хлорида аммония осядут на стенки банки.

1. Какими веществами были смочены банка и ее крышка? (Дно банки смочили соляной кислотой, а ее крышку – раствором аммиака) – 10 баллов.

Ведущий. Наступил традиционный конкурс капитанов. Капитаны, на сцену!

Состязание капитанов состоит из двух конкурсных заданий. В первом из них необходимо исправить ошибки в уравнениях реакций, во втором – собрать штатив с завязанными глазами.

1. В заданиях шесть неверно записанных уравнений реакций. Максимальное количество баллов, присуждаемых за конкурс, 200 (по 10 баллов за найденную ошибку, по 20 баллов за исправление этой ошибки, 20 баллов за быстроту решения. Если было отмечено правильно записанное уравнение реакции как неверное либо неверное уравнение не было отмечено вообще, то с команды снимается 10 баллов). Реакции см. в приложении 1.

Правильная запись уравнений:

16. 3 CuO + 2 NH 3 = 3 Cu + N 2 + 3 H 2 O

2. Необходимо собрать штатив с завязанными глазами. Команде, чей капитан справится с заданием быстрее, присуждается 20 баллов, другой команде – 10 (в качестве утешительного приза).

Для проведения опыта заранее подготавливают листки цветной бумаги: белой, желтой, красной, зеленой и синей. Листки белой бумаги помещают в раствор бертолетовой соли, желтой бумаги – в смесь растворов нитрата натрия и бертолетовой соли, красной бумаги – в смесь растворов бертолетовой соли и нитрата стронция, зеленой бумаги – в смесь растворов бертолетовой соли и нитрата бария, синей бумаги – в смесь растворов бертолетовой соли и нитрата меди ( II ).

При одновременном поджигании пяти листков разноцветной бумаги появляется пламя соответствующего цвета. У учащихся может сложиться мнение, что действительно разноцветные бумаги горением образуют пламя соответствующего цвета. Чтобы опровергнуть неправильный вывод, необходимо продемонстрировать горение всех цветных бумаг, но не обработанных вышеуказанными растворами. Они будут гореть пламенем одинакового цвета.

Почему цветные бумаги горели пламенем различного цвета? (Листки бумаги были пропитаны растворами солей, ионы которых окрашивают пламя в различные цвета) – 30 баллов

1. Д. И. Менделеев отверг теорию электролитической диссоциации? (Да)

3. Барит – это раствор гидроксида бария в воде? (Нет, это сульфат бария)

4. Больному с пониженной кислотностью желудка выписывают раствор соляной кислоты? (Да)

5. Ортофосфорная кислота образует два ряда кислых солей? (Да, гидроортофосфаты и дигидроортофосфаты)

1. В XIX веке в Петербургской Академии наук обсуждалась возможность называть соляную кислоту водородом хлоровичем, а воду – водородом кислородовичем? (Да)

2. Кальцинированная сода – это соль кальция? (Нет, это безводный карбонат натрия)

3. Больному для успокоения нервной системы врач выписывает бром? (Да)

4. Из раствора хлорида цинка металлический цинк вытесняет водород? (Да, соль подвергается гидролизу, среда кислая)

Для того, чтобы провести этот опыт, понадобятся три вещества: нитрат калия, дихромат калия и сахар. Состав смеси: KNO 3 – 5 г, K 2 Cr 2 O 7 – 10 г, C 12 H 22 O 11 – 10 г. Все компоненты смеси тщательно растирают в ступке и смешивают. Далее небольшими порциями (буквально по несколько капель) добавляют воду. После каждой новой порции воды смесь тщательно перемешивают. Увлажнение необходимо прекратить тогда, когда смесь будет иметь консистенцию творога. Теперь можно скатать из нее палочки диаметром 5-8 мм и длиной около 5 см, после чего поджечь их и наблюдать реакцию. Лучше всего проводить этот опыт на керамической плитке или на листе железа.

ВНИМАНИЕ. В результате этого опыта получается токсичный оксид хрома ( III ), так что проводите этот опыт очень осторожно и обязательно вымойте руки после его проведения.

Ведущий 1. На этом, дорогие друзья, наш КВН объявляется завершенным. Прошу команды выйти на сцену для награждения.

Команды выходят на сцену. Жюри подсчитывает общее количество баллов и объявляет команду-победительницу. Ей вручается главный приз.

Царь грустный, озабоченный и сильно встревоженный.

Царь: Господа! В моем царстве-государстве случилась беда великая. Дочка моя единственная, Ульянка, всеми любимая, заболела, ни пьет, ни ест, все скучает и скучает. Всяких врачей к ней приглашал, известных и неизвестных, но, сколько лекарей ни побывало, никто так и не вылечил. Осталось у меня еще надежда на нескольких лекарей. Доченька!

Ульянка: Ну, что, батюшка!

Царь: Радость ты моя, что же ты такая печальная ходишь?

Ульянка: Да надоело мне все. Сижу, сижу тут во дворце, все лица одни и те же. Прислуга в рот смотрит, как бы какое приказание не пропустить. А учителя?! Я уж все знаю давно, а они каждый урок какие-то правила твердят.

Царь: Ну ничего. Позвать первого лекаря.

Лекарь:Ваше Величество! Позвольте мне, Ваше Величество, осмотреть Ульянку! (проверяет пульс, смотрит язык). Я думаю, что смогу помочь Вам, Ваше Величество! Принцессе поможет змеиный яд!

Опыт № 1 "Содовая гадюка”

В тарелку насыпают 3 – 4 чайные ложки сухого просеянного речного песка и делают из него горку с углублением в вершине. Затем готовят реакционную смесь, состоящую из 1 чайной ложки сахарной пудры и 1\4 чайной ложки гидрокарбоната натрия. Пропитывают песок 96% этанолом и засыпают в углубление горки приготовленную смесь, а после этого поджигают спирт. Через 3-4 минуты на поверхности смеси появляются черные шарики, а у основания горки – черная жидкость. Когда весь спирт сгорит, смесь чернеет и из песка медленно выползает извивающаяся толстая черная "гадюка”. У основания она окружена "воротником2 догорающего спирта.

Ульянка: Ой, папочка, боюсь! (принцесса прячется за царя).

Лекарь: Ну если вас страшит моя змея, я найду более безобидный способ вам помочь. Сейчас я продемонстрирую Вам чудодейственную воду, выпив ее, принцесса обязательно выздоровеет. Несколько ложек моего лекарства и хвори принцессы не останется.

Опыт № 2 "Окрашивание водой”

В стакан наливают ярко-синий раствор CoCl2 или Co(NO3)2 в этиловом спирте или ацетоне. В другой чистый стакан наливают воды и добавляют в стакан с синим раствором. Окраска мгновенно переходит в бледно-розовую. В стакан с бледно-розовым раствором добавляют спирт или ацетон. При этом раствор опять становится ярко-синим.

Лекарь: Прошу Вас, Ваше Величество! Одной капли достаточно, чтобы выздоровела Ульянка.

Ульянка: Что?! Мне пить эту гадость? Да ни за что на свете.

Царь:Доченька! Ну ради меня! Хочешь я глоток отопью? Папочка выпьет лекарство, и ты тоже.

Ульянка: Ой, как вы мне надоели. Ладно. Я выпью лекарство, если лекарь отгадает мои загадки.

Ульянка загадывает загадки, лекарь не знает ответов, просит помощи у ребят.

  1. Как вдохнешь зеленый газ, так отравишься сейчас. (хлор).
  2. К восьмой группе отнесен, в честь России назван он. (рутений).
  3. Из него солдатик твой, но болеет он "чумой”. (олово).
  4. Тот элемент в печной трубе находим в виде сажи, и в простом карандаше его встречаем даже. (углерод).
  5. Он безжизненным зовется, но жизнь без него не создается. (азот).
  6. В технике сплавов нашел применение как стойкий и легкий металл. И в самолетостроении важное место занял. (алюминий).
  7. Давно известна человеку: она тягуча и красна, и по бронзовому веку знакома в сплавах всем она. (медь).
  8. Гость из космоса пришел, в воде приют себе нашел. (водород)
  9. Он в течение многих лет был причиной многих бед. (золото)

Ульянка: Какой он лекарь, если простых загадок отгадать не смог. Не буду пить эту гадость! Не верьте ему батюшка! Гоните его лучше!

Царь: Ну, чего стоишь? Не слышишь, что дочка моя сказала?!

Царь (недоверчиво): Ты, что ли, бабка, хочешь мою дочь вылечить?

Знахарка: Я, царь-батюшка! Я и врачевать и колдовать – все умею. Чтоб Ульянку излечить, ей нужно кровь пустить…

Ульянка: (визжит): Ай, батюшка, что же это делается?! Живьем резаться?! Да ты чего, бабуся, с ума спятила?

Знахарка: Не кричи так, доченька! Как только разрежу я руку-то, она тут же и заживет! А больно ни капельки не будет. И болезнь должна пройти.

Опыт № 3 "Кровь из раны”

Для демонстрации взять тупой нож. Нож показывают зрителям. Затем обрабатывают рану (для дезинфекции) раствором FeCl3, а бесцветным раствором роданида калия смачивают нож. Далее ножом проводят по ладони, на пол (предварительно застеленный белой бумагой) обильно течет кровь. Ладонь, на которой кровь также осталась, протирают тряпочкой, смоченной раствором фторида натрия или калия. Показывают зрителям, что раны нет и ладонь совершенно чистая.

Ульянка (голосит): Батюшка! Оставьте меня в покое.

Царь: Что ж мне теперь делать? Эх! Была не была! Зовите третьего лекаря.

Появляется граф Калиостро.

Царь: А ты кто будешь?

Граф: Я маг, волшебник, чародей! Я многих вылечил людей. Болезнь Ульянки изучу и непременно излечу. Я приготовлю для Ульянки волшебное зелье.

Опыт № 4 "Вулкан на столе”

Дихромат аммония (NH4)2Cr2O7 насыпают конусом на асбестовую сетку и поджигают лучиной.

Ульянка: Фи. Сами пейте это лекарство. Батюшка, или пусть он мои ребусы решает или в темницу его, пусть там крыс своим зельем лечит.

Граф: Принцесса, если не хотите волшебного зелья, попробуйте мороженое.

Ульянка: (хлопает в ладоши) Мороженое я люблю! Давай скорее свое мороженое!

Опыт № 4 (Осторожно!)

Сахарную пудру в количестве 75 г помещают в высокий стеклянный стакан, смачивают ее 5 -7 мл воды и перемешивают длинной стеклянной палочкой. По палочке приливают 30 – 40 мл концентрированной серной кислоты. Затем быстро перемешивают стеклянной палочкой, которую оставляют в стакане, заполненном смесью. Через одну-две минуты содержимое стакана начинает чернеть, вспучиваться и в виде объемистой, рыхлой и ноздреватой массы подниматься, увлекая вверх стеклянную палочку. Смесь в стакане сильно разогревается и даже дымиться. Она медленно выползает из стакана.

Ульянка:Ой, папочка! Я не буду есть такое мороженое.

(царь прогоняет графа)

Принцессе скучно, она плачет и начитает вытирать своим платком стоящую на подносе железную лампу. На лампе установлена заранее фарфоровая ступка с приготовленными реактивами. Принцесса незаметно касается смоченной водой стеклянной палочкой реакционной смеси. Появляется Хоттабыч.

Опыт № 5 "Вода – "поджигатель”

В ступке смешивают порошок металлического алюминия и сухого иода. Иода берут около 10г, алюминия в два или три раза больше. Смесь тщательно перетирают и переносят в фарфоровый тигель, который помещают на железном поддоне. Смесь сухих порошков может храниться при комнатной температуре без всяких изменений. Если же к ней прибавить 2- 3 капли воды, то через некоторое время (от нескольких секунд до 2-3 минут) начинается бурная реакция образования иодида алюминия. Реакция сопровождается бурной вспышкой.

Опыт № 6 "Костер без спичек” (если не возможен 1 вариант)

Фарфоровую чашку с 0,3 г перманганата калия, к которому добавлены несколько капель концентрированной серной кислоты, помещаем на поднос. Вокруг чашки кладем стружки. Незаметно для зрителей берем в руки ватный тампон, пропитанный этиловым спиртом, и выжимаем на смесь. Стружки вспыхивают.

Хоттабыч: Поклон тебе, о Владыка из Владык! И тебе, дочь Владыки Земного!

Ульянка: (печально) Ну вот и еще один.

Царь: Откуда ты, Хоттабыч?

Хоттабыч: Откуда же еще, как не из лампы? Эта прекрасная из прекрасных принцесс потерла мою лампу своими нежнейшими ручками. Ах, ваш платочек, принцесса, стал грязным от вековой пыли старой лампы, но это мы сейчас исправим моя несравненная принцесса.

Опыт № 7 "Несгораемый платок”

Платочек из хлопчатобумажной или льняной ткани смачиваем тщательно водой, чтобы не осталось сухих мест. Затем смачиваем ацетоном или спиртом. После каждой операции ткань слегка отжимаем. Смоченный платок поджигаем горящей лучиной и держим его тигельными щипцами на вытянутой руке.

Хоттабыч: Вот ваш платочек, принцесса, чистый и невредимый, принцесса, но думаю, он вам больше не пригодиться. Я помогу вашему горю и эти прекрасные глазки больше не будут проливать слез. Тем более ваша дочь вовсе не больна. Просто ей скучно одной во дворце, ей нужно поиграть с ребятами и тогда тоску как рукой снимет. А за правильные ответы ребята получат грамоты от самой принцессы.

Опыт № 8 "Составление грамот”

На бумаге пишем приглашение растворами солей сульфатом железа (III), меди (II), висмута, железа (II). За тем протираем бесцветную запись тампоном, смоченным раствором желтой кровяной соли. Появляются синие, темно-коричневые, желтые, зеленые записи.

Ульянка:А теперь мы с ребятами будем решать интересные задачи.

В каких уравнениях химических реакций неправильно расставлены коэффициенты?


Необходимо дописать половинки формул.

Найдите в каждой строчке вещество, отличающееся от двух других. Укажите, в чем состоит отличие.

  1. NaOH, KOH, Cu(OH)2 (гидроксид меди – нерастворимое основание)
  2. LiOH, H2SO4, Ca(OH)2 ( серная кислота)
  3. Fe(OH)2, Al(OH)3, Ba(OH)2 (гидроксид бария – растворимое основание)
  4. Na2SO4, Mg(OH)2, KNO3 (гидроксид магния – основание)

Определить степень окисления в соединениях: MnO, MnO2, K2MnO4, Mn2O7, KMnO4.

Определить тип связи для соединений: CaCl2, F2, H2O, LiF, PH3, N2.

Хоттабыч: А сейчас праздничный салют из мыльных пузырей.

Опыт № 9 "Водородные мыльные пузыри”

В чашке готовим раствор мыла или шампуня. В пробирку помещаем цинк, добавляем соляную кислоту, закрываем газоотводной трубкой и опускаем конец трубки в раствор. Мыльные пузыри, наполненные водородом, будут лететь вверх.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.