Чем отравилась молодая царевна

Задачи:

1. Углубить знание детьми сказок А. С. Пушкина.

2. Расширить кругозор воспитанников.

3. Развивать внимание, память, речь и мышление.

4. Воспитывать доброжелательные отношения в детском коллективе.

5. Развитие коммуникативных способностей.

6. Формирование навыков работы в команде и групповой сплоченности.

Оборудование: портрет А. С. Пушкина, разрезные картинки, красивый мешочек, зеркальце, яблоко, веревка, жетоны, кольца, костюмы героев

Ведущий: Сегодня мы с вами отправимся в мир сказок, великого русского поэта, А. С. Пушкина (показ портрета). А. С. Пушкин родился 6 июня 1799 года, в Москве. С раннего детства Александр Сергеевич был окружен заботой и вниманием своих родителей. Но особенно о нем заботилась его няня. Она была мастерица петь песни, рассказывать сказки. Говор у нее был особый, певучий. Ведь она была простая крестьянка. Маленький Саша очень любил свою няню и ласково называл ее мамушкой. А вы, дети, помните как ее звали? (Арина Родионовна) Начнет Арина Родионовна рассказывать сказки, так он не шелохнется, боится слово пропустить. Её исполнение очаровало будущего великого поэта. На основе этих сказок Пушкин создал свои произведения, которые вы все знаете и любите. В период своего творчества он написал 7 сказок и много стихотворений. И сейчас мы с вами поговорим о творчестве этого великого поэта. Вспомним его сказки. С ними вас знакомили ваши родители и в детском саду мы тоже слушали сказки и стихи Пушкина.

У лукоморья дуб зеленый;

Златая цепь на дубе том:

И днем и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом;

Идет направо-песнь заводит,

Там чудеса: там леший бродит,

Русалка на ветвях сидит;

Там на неведомых дорожках,

Следы невиданных зверей;

Избушка там на курьих ножках

Стоит без окон, без дверей.

Сегодня мы попадем в царство сказок, где свои задания, будут вам задавать герои сказок А. С. Пушкина, где за каждый правильный ответ вы получите пазл, а в конце мы соединим кусочки и вы увидите удивительную картину. Держите маршрутные листы, где указано, где и какой герой вас ждет.


1 станция

Белка песенки поет

Да орешки все грызет,

А орешки не простые,

Все скорлупки золотые,

Ядра – чистый изумруд;

Слуги белку стерегут.

У нас тоже есть непростые орешки, а с секретом.

(2 стола, на каждом столе по 2 ведерка, в одном ведерке орешки по количеству участников (если игроков в одной команде меньше, то капитан выполняет задание 2 раза).

Ребята постройтесь в 2 колонны. Ваша задача по очереди добежать до стола, раскрыть орешек, скорлупки сложить в одно ведро, а ядрышки в другое.

Я буду вам зачитывать отрывок из сказки, но с ошибкой. Вы должны найти ошибку, исправить ее. И назвать из какой сказки этот отрывок.

1. Три соседки под окном

Пряли поздно вечерком. (Сказка о царе Салтане)

2. Свет мой, зеркальце, скажи

Да мня не обмани

Я ль на свете всех милее

Всех румяней и белее. (О мертвой царевне)

3. Жил старик со своею женою

У самого синего моря

4. Ветер весело шумит,

Судно весело бежит

Мимо острова буяна

В царство славного Ивана.

В этой игре нужно очень быстро отвечать на вопрос.

1. Как звали находчивого, трудолюбивого работника в одной из сказок Пушкина? (Балда)

2. Злая, вредная бабка, мечтавшая стать владычецей морскою? (Старуха)

4. Чем отравилась молодая царевна? (Яблоко).

6. Название острова, мимо которого проплывали корабельщики. (Буян)

8. Кто верный сторож царя Дадона? (Золотой петушок)

9. Кто чах над златом? (Кощей)

10. В кого превращала царевна лебедь князя Гвидона? (В муху, комара, шмеля)

2 станция

Ребята, я злой и бессердечный, кто из вас помнит, где находится моя смерть (сундук, утка, яйцо, игла). Случилась неприятность и все части моей сокровищницы раскололись.

Игра из геометрических фигур сложить яйцо, сундук, утку, зайца, иглу Кощея (уровни сложности разные, по возрастным группам, используются игры «танграм, по м. Зайцева.

3 станция

Поймать из импровизированного бассеина, рыбку, кто больше за минуту поймает, тот и победил!


Давайте вспомним названия сказок А. С. Пушкина.

: Я буду называть героев из разных сказок, а вы слушайте внимательно. Если герой из сказок Пушкина, то вы должны хлопнуть в ладо ши. Если названный герои не относятся к произведениям Пушкина – топнуть ногой. Приготовились…

Чебурашка, братья-богатыри, лиса, Снегурочка, комар, Конек-Горбунок, поп, Колобок, Журавль,Царевна-Лебедь, кот Леопольд, царь Салтан, Карабас-Барабас, сестрица Аленушка, рыбка, князь Гвидон, Баба Яга, Балда, Курочка Ряба.

4 станция вопросы от

Сейчас я буду читать вам отрывки из сказок, а вы отгадывайте, из какой сказки этот отрывок.

1. Не могу прибыть к вам, очень занят, так как веревкой хочу море морщить. (Балда)

2. Ждите меня, скоро буду. Вот только орешки догрызу. (Белка)

3. Спасибо за приглашение, но приехать не могу. Нужно старухе корыто чинить. (Старик)

4. Приеду не одна, а со своим женихом царевичем Елисеем. (Молодая царевна)

5 станция вопросы от


Сейчас я буду задавать вопросы. К каждому вопросу предлагается 3 варианта ответов. Вам нужно выбрать из них один правиль ный.

1. Героем какой пушкинской сказки, является царь Дадон?

А. "Сказки о рыбаке и рыбке".

Б. "Сказки о золотом петушке".

В. "Сказки о попе и о работнике его Балде".

2. Где жил старик со своею старухой из сказки Пушкина о рыбаке и рыбке?

3. В кого превращался князь Гвидон в сказке о царе Салтане?

4. Кто подарил царю Дадону золотого петушка?

5. За какую плату согласился работать Балда у попа?

Б. За три щелчка по лбу

6. Что сделал старик, поймав золотую рыбку?

А. Поместил в аквариум.

Б. Отпустил в море.

7. Кто помог королевичу Елисею отыскать царевну-невесту?

9. Сколько желаний старухи исполнила золотая рыбка?

10. Как звали предводителя 33 богатырей из сказки Пушкина о царе Салтане?

В. Дядька Черномор

11. Как назвался остров, нa котором выстроил свoй дворец князь Гвидон, сын царя Сaлтанa?

А. на острове сокровищ

Б. на острове Буяне

В. Остров царя Салтана

12. Какой рыболовной снастью ловил рыбу старик из пушкинской сказки?

Викторина по сказкам А. С. Пушкина Конспект литературной викторины в подготовительной группе по сказкам А. С. Пушкина Воспитатель: Мамонтова Татьяна Александровна Цель: Закрепление.


Царь с царицею простился,
В путь-дорогу снарядился,
И царица у окна
Села ждать его одна.
Ждёт-пождёт с утра до ночи,
Смотрит в поле, инда очи
Разболелись, глядючи
С белой зори до ночи.
Не видать милого друга!
Только видит: вьётся вьюга,
Снег валится на поля,
Вся белёшенька земля.
Девять месяцев проходит,
С поля глаз она не сводит.
Вот в сочельник в самый, в ночь
Бог даёт царице дочь.
Рано утром гость желанный,
День и ночь так долго жданный,
Издалеча наконец
Воротился царь-отец.
На него она взглянула,
Тяжелёшенько вздохнула,
Восхищенья не снесла
И к обедне умерла.

Долго царь был неутешен,
Но как быть? и он был грешен;
Год прошёл, как сон пустой,
Царь женился на другой.
Правду молвить, молодица
Уж и впрямь была царица:
Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла;
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива.
Ей в приданое дано
Было зеркальце одно;
Свойство зеркальце имело:
Говорить оно умело.
С ним одним она была
Добродушна, весела,
С ним приветливо шутила
И, красуясь, говорила:
“Свет мой, зеркальце! скажи,
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?”
И ей зеркальце в ответ:
“Ты, конечно, спору нет;
Ты, царица, всех милее,
Всех румяней и белее”.
И царица хохотать,
И плечами пожимать,
И подмигивать глазами,
И прищёлкивать перстами,
И вертеться подбочась,
Гордо в зеркальце глядясь.

Но царевна молодая,
Тихомолком расцветая,
Между тем росла, росла,
Поднялась - и расцвела,
Белолица, черноброва,
Нраву кроткого такого.
И жених сыскался ей,
Королевич Елисей.
Сват приехал, царь дал слово,
А приданое готово:
Семь торговых городов
Да сто сорок теремов.

На девичник собираясь,
Вот царица, наряжаясь
Перед зеркальцем своим,
Перемолвилася с ним:
“Я ль, скажи мне, всех милее,
Всех румяней и белее?”
Что же зеркальце в ответ?
“Ты прекрасна, спору нет;
Но царевна всех милее,
Всех румяней и белее”.
Как царица отпрыгнёт,
Да как ручку замахнёт,
Да по зеркальцу как хлопнет,
Каблучком-то как притопнет.
“Ах ты, мерзкое стекло!
Это врёшь ты мне назло.
Как тягаться ей со мною?
Я в ней дурь-то успокою.
Вишь какая подросла!
И не диво, что бела:
Мать брюхатая сидела
Да на снег лишь и глядела!
Но скажи: как можно ей
Быть во всём меня милей?
Признавайся: всех я краше.
Обойди всё царство наше,
Хоть весь мир; мне ровной нет.
Так ли?” Зеркальце в ответ:
“А царевна всё ж милее,
Всё ж румяней и белее”.
Делать нечего. Она,
Чёрной зависти полна,
Бросив зеркальце под лавку,
Позвала к себе Чернавку
И наказывает ей,
Сенной девушке своей,
Весть царевну в глушь лесную
И, связав её, живую
Под сосной оставить там
На съедение волкам.

Черт ли сладит с бабой гневной?
Спорить нечего. С царевной
Вот Чернавка в лес пошла
И в такую даль свела,
Что царевна догадалась
И до смерти испугалась
И взмолилась: “Жизнь моя!
В чём, скажи, виновна я?
Не губи меня, девица!
А как буду я царица,
Я пожалую тебя”.
Та, в душе её любя,
Не убила, не связала,
Отпустила и сказала:
“Не кручинься, бог с тобой”.
А сама пришла домой.
“Что? - сказала ей царица. -
Где красавица девица?” -
“Там, в лесу, стоит одна, -
Отвечает ей она.-
Крепко связаны ей локти;
Попадётся зверю в когти,
Меньше будет ей терпеть,
Легче будет умереть”.

И молва трезвонить стала:
Дочка царская пропала!
Тужит бедный царь по ней.
Королевич Елисей,
Помолясь усердно богу,
Отправляется в дорогу
За красавицей душой,
За невестой молодой.

Но невеста молодая,
До зари в лесу блуждая,
Между тем всё шла да шла
И на терем набрела.
Ей навстречу пёс, залая,
Прибежал и смолк, играя.
В ворота вошла она,
На подворье тишина.
Пёс бежит за ней, ласкаясь,
А царевна, подбираясь,
Поднялася на крыльцо
И взялася за кольцо;
Дверь тихонько отворилась,
И царевна очутилась
В светлой горнице; кругом
Лавки, крытые ковром,
Под святыми стол дубовый,
Печь с лежанкой изразцовой.
Видит девица, что тут
Люди добрые живут;
Знать, не будет ей обидно! -
Никого меж тем не видно.
Дом царевна обошла,
Всё порядком убрала,
Засветила богу свечку,
Затопила жарко печку,
На полати взобралась
И тихонько улеглась.

Час обеда приближался,
Топот по двору раздался:
Входят семь богатырей,
Семь румяных усачей.
Старший молвил: “Что за диво!
Всё так чисто и красиво.
Кто-то терем прибирал
Да хозяев поджидал.
Кто же? Выдь и покажися,
С нами честно подружися.
Коль ты старый человек,
Дядей будешь нам навек.
Коли парень ты румяный,
Братец будешь нам названый.
Коль старушка, будь нам мать,
Так и станем величать.
Коли красная девица,
Будь нам милая сестрица”.

И царевна к ним сошла,
Честь хозяям отдала,
В пояс низко поклонилась;
Закрасневшись, извинилась,
Что-де в гости к ним зашла,
Хоть звана и не была.
Вмиг по речи те опознали,
Что царевну принимали;
Усадили в уголок,
Подносили пирожок;
Рюмку полну наливали,
На подносе подавали.
От зелёного вина
Отрекалася она;
Пирожок лишь разломила
Да кусочек прикусила
И с дороги отдыхать
Отпросилась на кровать.
Отвели они девицу
Вверх, во светлую светлицу,
И оставили одну
Отходящую ко сну.

День за днём идёт, мелькая,
А царевна молодая
Всё в лесу; не скучно ей
У семи богатырей.
Перед утренней зарёю
Братья дружною толпою
Выезжают погулять,
Серых уток пострелять,
Руку правую потешить,
Сорочина в поле спешить,
Иль башку с широких плеч
У татарина отсечь,
Или вытравить из леса
Пятигорского черкеса.
А хозяюшкой она
В терему меж тем одна
Приберёт и приготовит.
Им она не прекословит,
Не перечат ей они.
Так идут за днями дни.

Братья милую девицу
Полюбили. К ней в светлицу
Раз, лишь только рассвело,
Всех их семеро вошло.
Старший молвил ей: “Девица,
Знаешь: всем ты нам сестрица,
Всех нас семеро, тебя
Все мы любим, за себя
Взять тебя мы все бы ради,
Да нельзя, так, бога ради,
Помири нас как-нибудь:
Одному женою будь,
Прочим ласковой сестрою.
Что ж качаешь головою?
Аль отказываешь нам?
Аль товар не по купцам?”

“Ой, вы, молодцы честные,
Братцы вы мои родные, -
Им царевна говорит, -
Коли лгу, пусть бог велит
Не сойти живой мне с места.
Как мне быть? ведь я невеста.
Для меня вы все равны,
Все удалы, все умны,
Всех я вас люблю сердечно;
Но другому я навечно
Отдана. Мне всех милей
Королевич Елисей”.

Братья молча постояли
Да в затылке почесали.
“Спрос не грех. Прости ты нас, -
Старший молвил поклонясь. -
Коли так, не заикнуся
Уж о том”. - “Я не сержуся, -
Тихо молвила она, -
И отказ мой не вина”.
Женихи ей поклонились,
Потихоньку удалились,
И согласно все опять
Стали жить да поживать.

Между тем царица злая,
Про царевну вспоминая,
Не могла простить её,
А на зеркальце своё
Долго дулась и сердилась:
Наконец об нём хватилась
И пошла за ним, и, сев
Перед ним, забыла гнев,
Красоваться снова стала
И с улыбкою сказала:
“Здравствуй, зеркальце! скажи,
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?”
И ей зеркальце в ответ:
“Ты прекрасна, спору нет;
Но живёт без всякой славы,
Средь зелёныя дубравы,
У семи богатырей
Та, что всё ж тебя милей”.
И царица налетела
На Чернавку: “Как ты смела
Обмануть меня? и в чём. ”
Та призналася во всём:
Так и так. Царица злая,
Ей рогаткой угрожая,
Положила иль не жить,
Иль царевну погубить.

Раз царевна молодая,
Милых братьев поджидая,
Пряла, сидя под окном.
Вдруг сердито под крыльцом
Пёс залаял, и девица
Видит: нищая черница
Ходит по двору, клюкой
Отгоняя пса. “Постой.
Бабушка, постой немножко, -
Ей кричит она в окошко, -
Пригрожу сама я псу
И кой-что тебе снесу”.
Отвечает ей черница:
“Ох ты, дитятко девица!
Пёс проклятый одолел,
Чуть до смерти не заел.
Посмотри, как он хлопочет!
Выдь ко мне”. - Царевна хочет
Выйти к ней и хлеб взяла,
Но с крылечка лишь сошла,
Пёс ей под ноги - и лает
И к старухе не пускает;
Лишь пойдёт старуха к ней,
Он, лесного зверя злей,
На старуху. Что за чудо?
“Видно, выспался он худо, -
Ей царевна говорит. -
На ж, лови!” - и хлеб летит.
Старушонка хлеб поймала;
“Благодарствую, - сказала, -
Бог тебя благослови;
Вот за то тебе, лови!”
И к царевне наливное,
Молодое, золотое,
Прямо яблочко летит.
Пёс как прыгнет, завизжит.
Но царевна в обе руки
Хвать - поймала. “Ради скуки
Кушай яблочко, мой свет.
Благодарствуй за обед. ” -
Старушоночка сказала,
Поклонилась и пропала.
И с царевной на крыльцо
Пёс бежит и ей в лицо
Жалко смотрит, грозно воет,
Словно сердце пёсье ноет,
Словно хочет ей сказать:
Брось! - Она его ласкать,
Треплет нежною рукою:
“Что, Соколко, что с тобою?
Ляг!” - ив комнату вошла,
Дверь тихонько заперла,
Под окно за пряжу села
Ждать хозяев, а глядела
Всё на яблоко. Оно
Соку спелого полно,
Так свежо и так душисто,
Так румяно-золотисто,
Будто мёдом налилось!
Видны семечки насквозь.
Подождать она хотела
До обеда; не стерпела,
В руки яблочко взяла,
К алым губкам поднесла,
Потихоньку прокусила
И кусочек проглотила.
Вдруг она, моя душа,
Пошатнулась не дыша,
Белы руки опустила,
Плод румяный уронила,
Закатилися глаза,
И она под образа
Головой на лавку пала
И тиха, недвижна стала.

Братья в ту пору домой
Возвращалися толпой
С молодецкого разбоя.
Им навстречу, грозно воя,
Пёс бежит и ко двору
Путь им кажет. “Не к добру! -
Братья молвили, - печали
Не минуем”. Прискакали,
Входят, ахнули. Вбежав,
Пёс на яблоко стремглав
С лаем кинулся, озлился
Проглотил его, свалился
И издох. Напоено
Было ядом, знать, оно.
Перед мёртвою царевной
Братья в горести душевной
Все поникли головой
И с молитвою святой
С лавки подняли, одели,
Хоронить её хотели
И раздумали. Она,
Как под крылышком у сна,
Так тиха, свежа лежала,
Что лишь только не дышала.
Ждали три дня, но она
Не восстала ото сна.
Сотворив обряд печальный,
Вот они во гроб хрустальный
Труп царевны молодой
Положили - и толпой
Понесли в пустую гору,
И в полуночную пору
Гроб её к шести столбам
На цепях чугунных там
Осторожно привинтили
И решёткой оградили;
И, пред мёртвою сестрой
Сотворив поклон земной,
Старший молвил: “Спи во гробе;
Вдруг погасла, жертвой злобе,
На земле твоя краса;
Дух твой примут небеса.
Нами ты была любима
И для милого хранима -
Не досталась никому,
Только гробу одному”.

В тот же день царица злая,
Доброй вести ожидая,
Втайне зеркальце взяла
И вопрос свой задала:
“Я ль, скажи мне, всех милее,
Всех румяней и белее?”
И услышала в ответ:
“Ты, царица, спору нет,
Ты на свете всех милее,
Всех румяней и белее”.

За невестою своей
Королевич Елисей
Между тем по свету скачет.
Нет как нет! Он горько плачет,
И кого ни спросит он,
Всем вопрос его мудрён;
Кто в глаза ему смеётся,
Кто скорее отвернётся;
К красну солнцу наконец
Обратился молодец:
“Свет наш солнышко! Ты ходишь
Круглый год по небу, сводишь
Зиму с тёплою весной,
Всех нас видишь под собой.
Аль откажешь мне в ответе?
Не видало ль где на свете
Ты царевны молодой?
Я жених ей”. - “Свет ты мой, -
Красно солнце отвечало, -
Я царевны не видало.
Знать, её в живых уж нет.
Разве месяц, мой сосед,
Где-нибудь её да встретил
Или след её заметил”.

Тёмной ночки Елисей
Дождался в тоске своей.
Только месяц показался,
Он за ним с мольбой погнался.
“Месяц, месяц, мой дружок,
Позолоченный рожок!
Ты встаёшь во тьме глубокой,
Круглолицый, светлоокий,
И, обычай твой любя,
Звёзды смотрят на тебя.
Аль откажешь мне в ответе?
Не видал ли где на свете
Ты царевны молодой?
Я жених ей”. - “Братец мой, -
Отвечает месяц ясный, -
Не видал я девы красной.
На стороже я стою
Только в очередь мою.
Без меня царевна, видно,
Пробежала”. - “Как обидно!” -
Королевич отвечал.
Ясный месяц продолжал:
“Погоди; об ней, быть может,
Ветер знает. Он поможет.
Ты к нему теперь ступай,
Не печалься же, прощай”.

Елисей, не унывая,
К ветру кинулся, взывая:
“Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе,
Не боишься никого,
Кроме бога одного.
Аль откажешь мне в ответе?
Не видал ли где на свете
Ты царевны молодой?
Я жених её”. - “Постой, -
Отвечает ветер буйный, -
Там за речкой тихоструйной
Есть высокая гора,
В ней глубокая нора;
В той норе, во тьме печальной,
Гроб качается хрустальный
На цепях между столбов.
Не видать ничьих следов
Вкруг того пустого места;
В том гробу твоя невеста”.

Ветер дале побежал.
Королевич зарыдал
И пошёл к пустому месту,
На прекрасную невесту
Посмотреть ещё хоть раз.
Вот идёт, и поднялась
Перед ним гора крутая;
Вкруг неё страна пустая;
Под горою тёмный вход.
Он туда скорей идёт.
Перед ним, во мгле печальной,
Гроб качается хрустальный,
И в хрустальном гробе том
Спит царевна вечным сном.
И о гроб невесты милой
Он ударился всей силой.
Гроб разбился. Дева вдруг
Ожила. Глядит вокруг
Изумлёнными глазами;
И, качаясь над цепями,
Привздохнув, произнесла:
“Как же долго я спала!”
И встаёт она из гроба.
Ах. и зарыдали оба.
В руки он её берёт
И на свет из тьмы несёт,
И, беседуя приятно,
В путь пускаются обратно,
И трубит уже молва:
Дочка царская жива!

Дома в ту пору без дела
Злая мачеха сидела
Перед зеркальцем своим
И беседовала с ним,
Говоря: “Я ль всех милее,
Всех румяней и белее?”
И услышала в ответ:
“Ты прекрасна, слова нет,
Но царевна всё ж милее,
Всё румяней и белее”.
Злая мачеха, вскочив,
Об пол зеркальце разбив,
В двери прямо побежала
И царевну повстречала.
Тут её тоска взяла,
И царица умерла.
Лишь её похоронили,
Свадьбу тотчас учинили,
И с невестою своей
Обвенчался Елисей;
И никто с начала мира
Не видал такого пира;
Я там был, мёд, пиво пил,
Да усы лишь обмочил.

Разделы: Литература

Данная тема помогает нам воспитывать читателя внимательным к слову, способствует глубокому изучению сказок А.С.Пушкина, развивает интерес к литературной сказке. Условия проведения литературного состязания продумывает каждый учитель. Но очень важно организовать предварительную работу по текстам сказок поэта.

Ребята, 6 июня – день рождения великого русского поэта А.С. Пушкина, которого любят и знают все: дети и взрослые. Народные сказки, песни, пословицы, загадки, поговорки говорят о высоком искусстве народа, о талантливом его обращении с родным словом. Пушкин многому учился у народа. Он жадно слушал сказки своей няни Арины Родионовны, у бродячих сказителей записывал на ярмарках песни, сам писал народным языком и “Сказку о царе Салтане”, и “Мертвую царевну“, и “Золотого петушка”. Это и помогло ему заложить прочные основы художественной речи, переданной им по наследству Гоголю, Тургеневу, Толстому.

Сегодня мы постараемся вспомнить то, что уже было знакомо вам, а может, узнаете что-то новое.

Команды представляют себя, название команды.

А теперь проведем небольшую разминку.

Вопросы:

  • Сколько лет жили старик со старухой у самого синего моря?
    (30 лет и 3 года).
  • Какими словами извещал петушок царя Дадона о том, что опасности возле его царства государства нет?
    (Кири-ку-ку! Царствуй, лежа на боку).
  • Какими словами бранила старуха старика в “Сказке о рыбаке и рыбке”?
    (Дурачина ты, простофиля)
  • Откуда эти строки:
  • “Ветер, ветер! Ты могуч,
    Ты гоняешь стаи туч,
    Ты волнуешь сине море,
    Всюду веешь на просторе,
    Не боишься никого,
    Кроме бога одного”?

    (“Сказка о мертвой царевне и о 7 богатырях”)

    Инсценировка эпизодов из любой сказки поэта.

    Инсценировка продолжается 10 минут. Оценивается знание текста, оригинальность костюмов и декораций.

    Жюри подводит итоги.

    Ведущий. Продолжаем конкурс. Кто лучше знает сказки?!

    1.В дорогой собольей душегрейке,
    Парчовая на маковке кичка,
    Жемчуга огрузили шею,
    На руках золотые перстни,
    На ногах красные сапожки.

    Узнаете, кто это?

    (Старуха из “Сказки о рыбаке и рыбке”).

    2. Соку спелого полно,
    Так свежо и так душисто,
    Так румяно – золотисто
    Будто медом налилось!
    Видны семечки насквозь…

    О каком фрукте идет речь и из какой сказки?

    (яблоко “Сказка о мертвой царевне и 7 богатырях”)

    Ведущий. В газете “Волшебные известия” я прочитал объявления.

    1. Предлагаю свои услуги:

    – Работаю за 7-рых,
    Могу:
    – Запрягать лошадь,
    – топить печи,
    – закупать продукты на рынке,
    – печь яйца, варить кашу,
    – нянчить детей.

    Кто это и из какой сказки?

    (Балда, “Сказка о попе и работнике его Балде).

    2. На работу в лесопункт требуется:

    По результатам работы выплачиваются премиальные, вознаграждения по итогам работы за год.

    (“Сказка о попе и работнике его Балде”).

    3. Торговая фирма предлагает импортные товары:

    – соболя,
    – черно-бурые лисы,
    – донские жеребцы,
    – чистое серебро
    – злато.

    И все это по доступным ценам. Фирма ждет вас.

    (“Сказка о царе Салтане”)

    4. Тем, кто интересуется жилплощадью!

    Всего за 5 тысяч сдаю на лето свою горницу в аренду.

    В горнице имеются:
    – кругом лавки, крытые ковром,
    – под святыми стол дубовый,
    – печь с лежанкой изразцовой.

    (“Сказка о мертвой царевне и 7 богатырях”)

    5. Школа целителей проводит курсы, излечиваются следующие заболевания:

    – укусы левого и правого глаза,
    – волдыри на носу.
    Начало ближайших занятий ….

    (“Сказка о царе Салтане”)

    6. Туристическое бюро “Сказка” предлагает путевку в:

    Град на острове стоит,
    С златоглавыми церквами,
    С теремами и садами;…
    Там ещё другое диво;
    Море вздуется бурливо,
    Закипит, подымет вой,
    Хлынет на берег пустой…

    В какой сказке находится такой город?

    (“Сказка о царе Салтане”).

    Ведущий. Разгадать кроссворд. Раздать командам на листах.

    Победит тот, кто первым решит.

    1. Как звали находчивого, трудолюбивого работника в одной из сказок Пушкина? (Балда)
    2. Злой, сварливый персонаж из сказки Пушкина “Сказка о рыбаке и рыбке”? (старуха)
    3. Исполнитель песни “Во саду ли, в огороде”? (белка)
    4. Место встречи попа с Балдой? (базар)
    6. Чем отравилась молодая царевна? (яблоко)

    2. Кличка собаки из “Сказки о мертвой царевне и 7 богатырях”? (Соколко)
    4. Название острова, мимо которого проплывали корабельщики? (Буян)
    5. Как звали няню Пушкина? (Арина)
    7. Имя жениха молодой царевны в “Сказке о мертвой царевне и 7 богатырях”? (Елисей)

    А пока команды отгадывают кроссворд, болельщики постараются помочь им. За каждый правильный ответ участники получают жетоны-рыбки, которые могут добавить их к очкам своей команды.

    Вопросы болельщикам.

  • Сколько раз старик закидывал невод в море? (3 раза)
  • С чем пришел невод? (1-й раз – с тиной, 2-й раз – с травой, 3-й раз – с золотой рыбкой)
  • Сказочное существо, жившее в море-окияне. (Золотая рыбка)
  • О каком времени года идет речь в начале “Сказки о мертвой царевне и 7 богатырях”? (Зима)
  • Что приготовил царь-отец в приданое молодой царевне в “Сказке о мертвой царевне и о 7 богатырях”? (7 торговых городов да 140 теремов).
  • Какое наказание придумала злая царица молодой царевне? (Весть царевну в глушь лесную и, связав ее, живую под сосной оставить там на съедение волкам)
  • Чем угрожала злая царица Чернавке? (Рогаткой)
  • Под какой инструмент предлагает Балда поплясать бесёнку? (Балалайку)
  • Ведущий.А теперь “золотая рыбка” задает вопросы ребятам. Задания написаны на “рыбках” под номерами. Команда сама выбирает вопрос, называя номер “рыбки”.

    1. Какие чудесные дары получили от царевны Лебеди князь Гвидон? (Чудный город, белку с золотыми орехами, 33 богатыря с дядькой черномором. Царевна согласилась стать его женой).
    2. С каких слов начинается “Сказка о попе и работнике его Балде”?
      (Жил-был поп,
      Толоконный лоб).
    3. Каким было последнее желание старухи? (Быть владычицей морскою)
    4. В кого поочередно хотела превратиться старуха?
      (В столбовую дворянку, вольную царицу, владычицу морскую).
    5. Каким ремеслом занимались старик со старухой, живя в своей землянке?
      (Старик ловил неводом рыбу, старуха пряла свою пряжу).
    6. Чем потчевали старуху– царицу бояре да дворяне в царских палатах? (Заморскими винами и печатными пряниками)
    7. Изделие из золотых скорлупок, которое пускалось в ход по свету? (Монета)
    8. Кто верный сторож царя Дадона? (Петушок)
    9. В кого поочередно превращался князь Гвидон, когда летал в царство Салтана? (В комара, муху, шмеля).
    10. С какими словами обращалась своенравная царица к волшебному зеркалу?
      (Свет мой, зеркальце! Скажи
      Да всю правду доложи:
      Я ль на свете всех милее,
      Всех румяней и белее?)

    (Задания написать на рыбках)

    Заключительное слово учителя.

    Какова она, сказка Пушкина? Можно ответить словами С.Я. Маршака: “Свободно и стремительно движется сказка, создавая на лету беглые, но навсегда запоминающиеся картины природы, образы людей, зверей, волшебных существ. А между тем, за этой веселой свободой сказочного повествования кроется серьезная мысль, глубокая мораль. ”

    Читайте также:

    Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
    При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.