Картина молочница вермеер техника живописи

  • ЖИВОПИСЬ (295)
  • художник (82)
  • импрессионисты (12)
  • иллюстраторы (10)
  • история картины (92)
  • прерафаэлиты (60)
  • ИСТОРИЯ (65)
  • личность (52)
  • ВИДЕО (61)
  • АУДИО (49)
  • ЛИТЕРАТУРА (46)
  • ИСТОРИЯ МОДЫ (44)
  • ЛЮБОПЫТНО (17)
  • МУЗЫКА (16)
  • КОШКИ (10)
  • РЕТРООТКРЫТКИ (9)
  • ССЫЛКИ (5)
  • ПОЛЕЗНОЕ (1)
  • ПОЛЕЗНОЕ (1)


.Ян Вермер
Молочница, 1658—1660
Het melkmeisje
Холст, масло. 45,5×41 см
Государственный музей, Амстердам

Ян Вермеер начал работать в те времена, когда поколение крепких и шумливых бюргеров, активных участников нидерландской войны за независимость, уже сошло со сцены. На смену им пришли другие люди, все более отходившие от непритязательных и грубоватых нравов первой половины XVII века. Идеалом жизни становится мирное, спокойное существование, и недаром о голландцах писали, что "они ненавидят дуэли, драки и споры и имеют обыкновение говорить, что богатые люди не дерутся". Поэтому и в творчестве Яна Вермеера почти не звучит тема бренности бытия, которая была столь заметна в произведениях других голландских живописцев XVII века. Как писал еще в 30-е годы нашего века искусствовед В.Н. Лазарев, "герои картин Вермеера - представители богатого купеческого общества, которые наслаждаются сладостью мирного безмятежного бытия. Их день проходит размеренно, без суеты и скандалов, для них как бы не существует времени, мгновения превратились в вечность, и стрелка часов замедлила свой бег. Не в разнообразии жанров и сюжетов видел художник сущность искусства, а в предельно законченной разработке формальных средств живописи, которые он трактовал почти что с ювелирной точностью". Недаром, как теперь выяснилось, художник пользовался камерой обскура, что во многом объясняет четкость его художественных форм. Голландский ученый П. Свилленс доказал, что Ян Вермеер изобразил в дошедших до нас картинах (а число их очень невелико) всего лишь пять различных интерьеров, которые писал с разных точек и при различном освещении. Предполагается, что это были комнаты его родного дома. И тем не менее произведения Яна Вермеера особо ценились знатоками искусства, которые давали за них большие деньги.

Французский путешественник Б. де Монкони, посетивший Дельфт, отмечал в своем дневнике: "В Дельфте я видел художника Вермеера, который не имел ни одной своей работы. Зато одну из них мне показали у местного булочника, заплатившего за нее 600 ливров, хотя она изображала всего лишь одну фигуру, - ценою, на мой взгляд, не более чем в шесть пистолей". По-разному относились к искусству Яна Вермеера не только его современники, споры о нем продолжаются вот уже в течение более ста лет. Французский писатель М. Пруст в своем романном цикле "В поисках утраченного времени" вплел в ткань повествования популярную в его время традицию понимания искусства Вермеера Дельфтского: его живопись реализует тот идеал Искусства, которое отрешено от жизни в созерцательной, почти сакральной тишине. Действительно, долгое время в художнике подчеркивали прежде всего прекраснодушные черты "чистого живописца". М. Фридлендер называл его "мастером натюрморта", а английский искусствовед А. Хэвард отзывался о вермееровских персонажах так: "Если они и играют какую-то роль в этих мелодичных красочных симфониях, то лишь создавая то или иное красочное пятно, а не выражая идею".

В 60-е годы XX века утвердилась совершенно иная точка зрения, и теперь акценты были смещены, наоборот, от "чистой живописи" к "живописи идей". В свое время однофигурная жанровая композиция была, по мнению Б. де Монкони, недостойна высокой оплаты. Но если для французского дворянства произведения Вермеера Дельфтского были своего рода "уродцами", то для зажиточной дельфтской буржуазии они были подобны драгоценным жемчужинам. К числу таких сокровищ относится и знаменитая картина "Служанка с кувшином молока", находящаяся сейчас в амстердамском Рейксмузеуме (картина имеет и другие названия - "Кухарка", "Молочница"). Бюргерским образцом домовитости выступает здесь не матрона, как это часто было в голландской живописи, а служанка. Этим социальным смещением дополнительно оттеняется достоинство женщины как хранительницы очага. Пожалуй, ни одной светской даме не придано такого ясного и целомудренного величия, как этой служанке-госпоже - единственной героине полотна. Картина "Молочница" поражает зрителя прежде всего своей композиционной простотой и практически не имеет прецедентов в голландском искусстве. Правда, другие художники (Де Хох и Терборх) тоже обращались к эпизодам повседневного быта, но никому, кроме Яна Вермеера, идею непреходящих жизненных ценностей в повседневном быте не удалось воплотить в одной-единственной фигуре.

Сила непосредственного воздействия этого полотна на зрителей во многом объясняется тем, что Вермеер очерчивает силуэт женщины на фоне голой серовато-белой стены. Рентгенограмма показала, что в первоначальном варианте на стене, над головой женщины, художник изобразил какой-то предмет (возможно, карту). Потом он отказался от этого, чтобы не усложнять содержание картины символикой. Однако Ян Вермеер мог "разгрузить" задний план и по другим мотивам: может быть, счел, что грубая, голая стена будет более подходящей декорацией для выбранного им типа женщины.

Одинокая женская фигура, овеянная светом и воздухом, - излюбленная тема Вермеера Дельфтского. Так и "Служанка с кувшином молока" представляет собой самодовлеющий мир. Художник никогда не дает в интерьерах просветов в другую комнату", никогда не изображает подернутую дымкой линию горизонта. Он как бы сознательно избегает всего неопределенного, смутного, неосознанного. Его героини хорошо себя чувствуют лишь в уютных комнатах, отграниченных от внешнего мира жемчужно-серыми стенами. Фигура служанки как раз и вырисовывается на фоне такой стены, пористая поверхность которой как бы впитывает в себя свет. По мере проникновения в глубь картины виртуозное соотношение тонов становится все мягче и деликатнее. Благодаря этому и фигура молочницы оказывается погруженной в световую среду, которая как бы обтекает ее со всех сторон. На ней лимонно-желтая кофта с зелеными отворотами рукавов, синий фартук и красная юбка. Эти краски еще раз выступают в нижней части картины - зеленая скатерть, коричнево-красный кувшин, синий платок на столе. Разбросанный на столе натюрморт помещен Вермеером в полосу наиболее яркого освещения: свет играет отблесками на ноздреватых кусках хлеба, на лежащей в коричнево-желтой корзине шершавой булке, на гладкой и блестящей поверхности кувшинов, на медленно стекающем густом молоке.

Яркие краски кажутся чистыми, но в действительности они обладают сложными, необычайно точно найденными оттенками, с безошибочностью гения решает Вермеер сложные живописные задачи. Так, он помещает рядом три предмета, отличающиеся по фактуре и окрашенные в различные оттенки белого: измятое полотно чепца, пористая штукатурка стены и голубоватые изразцы по ее нижнему краю. Сотни градаций цвета, не теряя собственного качества, в тенях становятся темнее, а это означает, что у дельфтского мастера тени цветные - они и являются одним из главных достоинств его живописи.

Свои формы Ян Вермеер старается писать ровными, не слишком выпуклыми мазками, словно лепит их из густой, но мягкой податливой массы. Недаром в XX веке его называли "гениальным гончаром". Завершающей стадией работы над картиной "Служанка с кувшином молока" (впрочем, как и над некоторыми ранними произведениями) было нанесение крошечных точечных мазков концом кисти. Этот уникальный прием обогащал возможности передачи взаимодействия света и формы, в "каплях" пигмента словно дробятся и сверкают световые лучи. Там, где свет скользит по гладкой поверхности предметов легко и свободно, там Вермеер накладывает краску ровным, тонким эмалевым слоем, напоминающим китайский фарфор. Там, где свет задерживается, загораясь бликами, фактура становится жирной и пористой. Меняя форму, размер и цвет мазка, Вермеер передавал и фактуру каждого предмета: блеск и твердость глазури, зернистость и рыхлость золотистых хлебцев, удлиненность прутьев плетеной корзинки. Формой мазка он дает даже возможность почувствовать ту замедленность, с которой льется из кувшина струйка густого молока. Разбрызгивая мелкие жемчужные точки, Вермеер Дельфтский предвосхитил пуантилизм XIX века.
Н.A.Иoнинa

Кого писал художник

В центре холста изображена молодая женщина. Ее руки поддерживают тяжелый кувшин. Закатанные по локоть рукава открывают белую кожу выше запястий. Этот контраст с потемневшими от работы руками, а также белый чепец на голове и широкий фартук выдают в девушке служанку. Она наливает молоко в глиняный горшок, вероятно для того, чтобы поставить его в печь для запекания. Чуть приоткрытый рот и наклон головы говорят о старательности и бережном отношении к своему делу. Ее блуза сшита из грубого сукна, но украшена декоративной строчкой. Пуговицы лифа мерцают как жемчужины. Перед нами работница, исполненная достоинства.

О чем говорят детали

Несмотря на лаконичную простоту картины, в ней угадывается, в какое время суток и где происходит действие. Можно заметить, насколько богаты хозяева дома.

Служанка тепло одета. Ее грудь плотно прикрыта, красная юбка из шерсти ложится тяжелыми складками. Она работает в холодном помещении. Некоторые детали подсказывают, что эта комната не всегда была подсобным помещением. Мы видим плитку с голубыми рисунками по нижнему краю стены. Такое обрамление делали для того, чтобы при уборке влажной тряпкой не пачкать стены. Правее окна в углу заметен маленький предмет, похожий на картину. В пустую стену вбиты гвозди. Здесь могла висеть карта или натюрморт. Что-то заставило хозяев поменять назначение комнаты.

На переднем плане холста изображен стол, покрытый скатертью. На нем стоит плетеная хлебница, полная булок, и керамический кувшин. Изящная форма кувшина, украшенного розетками, говорит о том, что эти предметы подготовлены для господского завтрака. Но отнести их в гостиную – забота горничной. А молочнице еще предстоит размочить в молоке кусочки хлеба, горкой лежащие на столе. На ранний час указывает и то обстоятельство, что помещение еще не убрано: за грелкой разбросан мусор.

На заднем плане картины взгляд приковывает сверкающий предмет. Это до блеска начищенная латунная лампа. Ее ухоженный вид говорит о том, что в этом доме не только молочница старательно выполняет свои обязанности. Но есть и другая деталь: выбитое стеклышко в окне. Это свидетельство небрежности прислуги. Она не только не встает рано, чтобы убрать помещение, но и не заботится о сохранности тепла. Но может быть слуг в доме не хватает из-за ограниченности средств хозяев? Но пышный белый хлеб торжествует на переднем плане полотна и опровергает предположение о бедности. Соотношение стоимости хлеба и среднего дохода в Голландии в 17 веке представлены в Таблице 1.

Деньги (гульдены) Вес хлеба
1 5,3 фунта или 2,6 кг
30 (средний доход в месяц) 78 кг (можно купить в месяц)
1,15 (за весь хлеб в день) 3 кг (расход в день)

Для того, чтобы есть белый хлеб ежедневно, дохода в 30 гульденов в месяц было недостаточно.

На картине Вермеера есть предмет, который уже не встретишь в городском доме. Это маленькая грелка. Она представляет собой деревянный ящик, в который вставляли горшок с горячими углями. В крышке просверлены отверстия для выхода тепла. Грелка служила подставкой для ног. Служанка принесла ее на кухню, чтобы сменить остывшие угли, а заодно и погреться самой.

На картине мягкий утренний свет заливает комнату. Но девушка, стоящая боком к окну, и предметы освещены неравномерно. Вермеер использует несколько способов наложения слоев краски для создания ярких акцентов и сложных цветных теней.

Широкими мазками масла прописаны детали под льющимся светом. Это руки служанки, манишка и стена за ее спиной. Уходя в тень, цвета меняют свои оттенки. Синий темнеет в складках фартука и почти обесцвечен на скатерти стола. Белый сияет на чепце, и струйке молока. Стена, темно-серая под висящими предметами, вспыхивает жемчужными бликами в освещенной части. Желтый цвет темнеет на хлебных кругах и корзинах. Эта игра света создает ощущение пространства. Лицо девушки словно вылеплено, а от сверкающей лампы трудно отвести взгляд.

На полотне доминирует 4 цвета:

История скитаний

Очень надеюсь, что в отличие от меня, вы не забыли перелистнуть наш прекрасный календарь (3 экземпляра есть ещё в наличии!). В феврале наш взор ублажает божественная молочница. Единственная молочница, которой домогалось такое сонмище богачей (в их числе и Джон Пирпонт Морган).


Она одета в зимнюю одежду – крепкую, грубо простроченную замшевую курточку, и толстую шерстяную красную юбку. Поверх повязан фартук самого главного для Вермеера цвета – синего ультрамарина, который добывал из исключительно дорогой и к тому же редкой тертой ляпис-лазури.
Во времена Вермеера многие художники, которые не могли себе позволить приобрести ляпис-лазурь, заменяли ее медной лазурью или саксонской синью. Вермеер же любил использовать как раз ультрамарин в самой чистой форме.
Некоторые исследователи считают, что такими дорогими материалами живописца снабжал богатый покровитель Питер Ван Рейвен (Pieter van Ruijven, 1624-1674).

У Вермеера значимо всё – поза, поворот головы, цвет и покрой одежды, предметы интерьера. Те самые детали, которыми отлична его живопись.

Центром картины, соперничающим с женщиной, и забирающим на себя всё внимание, является молоко, льющееся в керамическую ёмкость наподобие жаровни для длительного томления (широкие края указывают на наличие крышки для герметичного закрытия). Мастер превратил, казалось бы, такой незначительный момент повседневной жизни в глубоко поэтическое действие, застывшее во времени.





О хлебе надо сказать отдельно. Высокая влажность не позволяла голландцам самим выращивать пшеницу, поэтому они закупали зерно в Польше, Восточной Пруссии, шведской Померании и Ливонии. В закромах Амстердама, Роттердама и Мидделбурга всегда были большие запасы зерна, защищавшие от колебания цен и перебоев с хлебом. В типичной голландской семье XVII века, по крайней мере, два раза в день ели хлеб, сдобренный сливочным маслом или сыром.
Поскольку ржаной хлеб был основной пищей для людей, цена и качество на него были строго регламентированы. Во избежание недовеса власти назначали контролёров для взвешивания хлебов. Требования в отношении белого хлеба и сдобы были не такие строгие, как для ржаного. С 1497 года для каждого изделия была создана отдельная гильдия. На картине Job Adriaensz Berckheyde (1630-1693) пекарь трубит в рог, оповещая покупателей, что хлеб, булочки и крендельки готовы для продажи.

Скорее всего, хлеб, лежащий перед молочницей, изготовлен в одной из таких пекарен, так как известно, что к концу жизни Вермеера у семьи был накоплен огромный долг главному пекарю Делфта, Хендрику Ван Буйтену (Hendrick van Buyten), коллекционеру полотен мастера.

Однажды Ван Буйтен показывал французскому аристократу Бальтазару де Monconys произведения Вермеера, одно из которых он оценил как в 600 ливров. После смерти художника, он получил еще две картины в качестве погашения долга в размере 600 гульденов. Экономист и историк искусства D.М. Montias считает, что на эту сумму по ценам того времени можно было купить около 8000 фунтов белого хлеба.

Надо так же отметить, глядя на куски хлеба, что Вермеер был предтечей пуантилизма:




Практически в каждом голландском доме были такие грелки для ног. Они написаны бесконечное число раз на картинах с голландскими интерьерами. Вот, например, такие грелки на работах Кирина ван Брекеленкама (1620-1668):





А, может, и значит, так как в то время горничные и служанки были известны своей сексуальной доступностью. Впрочем, некоторые из современников Вермеера вроде Питера де Хоха или Михаэля Свертса (1618-1664) изображали горничных более добродетельными. Например, прекрасный портрет служанки кисти Свертса является редким примером достойного изображения:


Размер картины 45,5 × 41 см




Великий мастер, подаривший миру свой стиль, живописную манеру, особую художническую философию, идеологию. Мягкая колористика, особый дар заставить свет служить себе, особая интимность и теплота. Всё особое.

Наводы

Новость из мира искусства



Ян Вермеер (1632-1675). Дама, пишущая письмо, со своей служанкой, между 1670-1671. Национальная галерея Ирландии, Дублин

В парижском Лувре 22 февраля открылась долгожданная выставка "Вермеер и мастера жанровой живописи". Подготовка выставки заняла около пяти лет. Необычность ее заключается в том, что впервые за долгие годы в Париже выставлены 12 работ кисти знаменитого голландца, а всего его шедевров в разных музеям мира с подтверждённым авторством - 34! Экспозиция продлится до 22 мая 2017 года.

Выставка "Вермеер и мастера жанровой живописи" в Лувре стала крупнейшей ретроспективой нидерландского живописца во Франции.



Молочница, 1658. Рейксмюсеум, Амстердам

Выставка организована в партнерстве с Национальной галереей Ирландии в Дублине и Национальной галереей искусств в Вашингтоне (США), и, помимо картин самого Вермеера, представляет работы его современников, в том числе Герарда Доу, Терборха, Яна Стена, Питера де Хоха.
В работах Вермеера огромную роль играют символы и знаки, часто ими он зашифровывает библейские аллегории, вопросы морали и нравственности, выбора и любви. Так, например, весы в руках у героини картины "Женщина с весами" символизируют предстоящий в конце жизни - Божий Суд, на котором будут "взвешены" все помыслы и поступки.



Женщина, держащая весы, между 1662–1665. Национальная галерея искусств, Вашингтон

Среди работ мастера - "Астроном", "Кружевница", "Женщина с жемчужным ожерельем". Как и у других голландских живописцев того времени, герои картин - обычные люди. В каждом сюжете большое внимание уделено деталям.



Астроном, 1668. Лувр, Париж



Кружевница, 1664. Лувр. Париж


>
Женщина с жемчужным ожерельем, 1662-1665. Берлинская картинная галерея, Берлин

"Девушка с жемчужной серёжкой" - одна из наиболее известных картин Яна Вермеера. Её часто называют северной или голландской Моной Лизой. Первое название картины было "Девушка в тюрбане".



Девушка с жемчужной серёжкой, 1665. Королевская галерея Маурицхёйс, Гаага

На выставке также представлены такие полотна Вермеера, как "Гитаристка", "Географ", "Девушка, сидящая за вирджиналем".



Гитаристка, 1600-е. Национальная галерея искусств, Вашингтон



Географ, 1669. Штеделевский институт искусств, Франкфурт-на-Майне



Девушка, сидящая за вирджиналем, 1670-1672. Лондонская национальная галерея

Работы других голландских художников, в частности Геррита Доу, Герарда Терборха, Яна Стена, Питера де Хоха и Габриеля Метсю показывают место Вермеера среди мастеров жанровой живописи. Все они жили и творили в разных городах Республики Соединённых Провинций Нидерландов, но в их картинах заметно сходство стиля, тематики, композиции и техники.

Ян Вермеер. Женщина, держащая весы, 1664. Питер де Хох, Женщина, держащая весы, 1664



Ян Вермеер. Дама, пишущая письмо, 1670. Габриель Метсю. Женщина, читающая письмо, 1664-1666.



Ян Вермеер. Дама, сидящая за вирджиналом, 1670-1672. Франц ван Мирис. Дует, 1658

Загадочный Вермеер Делфтский

Вермеер родился в Делфте 31 октября 1632 года, прожил всего 43 года и умер при странных обстоятельствах. Современники полагали, что причиной быстрой и ранней смерти была нервная истощённость художника, связанная с семейными проблемами и бедностью. У Яна Вермеера и его жены Катарины было 15 детей, при этом беременностей у Катарины было ещё больше, иногда дети умирали новорождёнными. Катарину можно увидеть в работах Вермеера, хотя и не так часто, как, например, Саскию Рембрандта. Вермеер был его последователем и опосредованным, через Карела Фабрициуса, учеником. Беременную Катарину мы видим на картине "Женщина с весами".
Тёща Вермеера - жёсткая и волевая Мария Болнес, дала согласие на брак дочери с художником только после того, как рождённый в протестантской семье Ян принял католичество. Мария настояла на том, чтобы семья дочери жила в её доме. Всю жизнь Вермеер страдал от тяжёлого характера Марии, которая оказывала влияние на дочь и недолюбливала зятя за неумение зарабатывать деньги. Особое недовольство Марии вызывала медлительность зятя.



У сводницы, 1656. Дрезденская картинная галерея, Дрезден

Считается, что персонаж на картине "У сводницы", стоящий слева - автопортрет художника.
Вермеер умер на пороге нищеты. Начавшаяся в 1672 году война изменила рынок картин, их прекратили покупать. Художники практически перестали получать заказы. Чтобы содержать семью, Ян вынужден был влезть в кредиты и продать почти все оставшиеся у него работы. В 1675 году Вермеер скоропостижно и без явных причин скончался.



Предполагаемый автопортрет Яна Вермеера, 1656

После смерти Марии вдова Вермеера Катарина вынуждена была отказаться от наследства и раздать долги кредиторам. Катарина напишет в дневниках, что "Ян умер, потому что стыдился разорения". В сохранившейся описи предметов можно найти много вещей, использованных в произведениях Яна Вермеера. В том числе знаменитый жёлтый жакет Катарины с оторочкой из горностая. Это был праздничный жакет Катарины, который художник любил и просил для своих моделей.



Дама, пишущая письмо, 1665. Национальная галерея искусства, Вашингтон

До середины XIX века работы Вермеера считались третьесортными, пылились в запасниках и рядовых частных коллекциях. Художник был "открыт" искусствоведами Густавом Ваагеном и Теофилом Тор-Бюргером, которые упоминали о возможных 66 произведениях. Только во второй половине двадцатого века Ян Вермеер был признан величайшим художником "Золотого голландского века".



Урок музыки, 1662-1665

Вермеер был самым талантливым в "Гильдии Святого Луки" - самом крупном объединении художников Делфта. За всю жизнь он написал не более 40 - 45 работ ( часть из них утрачена), в то время как коллеги зарабатывали на портретах, рисуя их по несколько штук в месяц. Купцы уважали и любили Вермеера, часто давали ему заказы, но не были довольны темпом. При этом работы Вермеера заказчиками оплачивались чрезвычайно высоко.
Всего на сегодняшний день известно о 34 работах художника, и существует ещё как минимум три, авторство которых приписывается Вермееру, среди них "Девушка с флейтой".



Девушка с флейтой, 1665–1670, предположительно, принадлежащая кисти Яна Вермеера

Картина Вермеера "Концерт" была украдена 18 марта 1990 года из музея Изабеллы Стюарт Гарднер в Бостоне. О её судьбе до сих пор ничего неизвестно.


Некоторые интерьерные работы художника изначально писались для "коробочек" - популярного способа представления картин в Делфте. Работа помещалась в специальный ящик со свечами, в ящике проделывались дырочки. Глядя на картину через них, можно было увидеть некоторую трёхмерность пространства. Одна из таких коробочек сохранилась и выставлена в Национальной галерее Лондона.



Ян Вермеер. Вид Дельфта. 1661. Маурицхёйс, Гаага

Яна Вермеера считают непревзойдённым мастером работы со светом, больше никто и никогда не смог повторить такую тонкую передачу света и тени. Неизвестно, что именно позволяло художнику достигать таких результатов: талант, технические приспособления, специальные краски, которые он делал сам из очень дорогих пигментов, или уникальное сочетание всех этих факторов.



Маленькая улица, 1657. Государственный музей, Амстердам

Ян Вермеер был одним из первых художников, кто воспользовался камерой-обскурой в работе над картинами. Следы использования камеры можно заметить, например, в неестественном блеске металлических предметов и белизне некоторых деталей. Тщательное изучение полотен Вермеера показало, что почти две трети из них написаны в одном и том же помещении, вероятно, на чердаке его дома.



Женщина в красной шляпе, 1665-1666. Национальная галерея, Вашингтон

Работы Вермеера неоднократно пытались подделывать. Самым громким стал скандал, разразившийся в 30-х годах прошлого века, когда обнаружилось, что сразу несколько работ (одна из них - безусловно талантливая "Христос в Эммаусе") не принадлежат перу Вермеера, а написаны художником Хан ван Меегереном. К моменту разоблачения Меегерен сумел продать несколько работ на сумму около 30 миллионов долларов в перерасчёте на современный курс. При этом "подлинность" произведений признавали многие авторитетные искусствоведы и оценщики.



Картина Хана ван Меегерена "Христос в Эммаусе", выдававшаяся за работу Яна Вермеера.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.