У рустема были вши


Сериал Великолепный век знакомит нас с Рустемом-пашой как с человеком весьма хитрым и изворотливым. Он амбициозен, беспощаден и предан своей госпоже Хюррем султан. Безмерно влюблен в единственную дочь Сулеймана Михримах султан. Рустем готов пойти на всё ради госпожи, любимой супруги и власти. Он умелый интриган, который стал одной из главных фигур в политической смертельной игре против шехзаде Мустафы.

Имеет ли сходство экранизированный Рустем паша со своим настоящим прототипом? Давайте вместе об этом узнаем.

Биография

Точных данных, которые бы указали нам на его происхождение не имеется. Поэтому есть несколько версий. По более распространенной из них, родиной Рустема-Паши принято считать столицу Боснии, город Сараево. Примерный год рождения 1500. Он родился то ли в семье Опуковичей, то ли Чигаличей. И настоящее имя его Борис.

Но есть источники по утверждению которых Рустем-Паша был сербом, а возможно хорватом или албанцем.

В архивных записях за 1557-1561 годы, его отцом записан Абдуррахман или Абдураххим. Это означает, что он был рабом принявшим ислам. Также историки приписывают ему сестру Нефисе и двух братьев: османского адмирала Синана-Пашу и Мустафу-Бея.


Когда Рустем был ещё ребёнком, его вместе с братом Синаном привезли в Стамбул. Оба они попали в дворцовый учебный центр Эндерун. Сюда попадали мальчики, которых как налог с немусульманского населения принудительно забирали из семьи. В этом заведении юноши должны были в последовательном порядке пройти семь стадий обучения. Их специально готовили для принятия их на службу на управляющие должности. Некоторые отправлялись служить янычарами. А те кто успешно прошел все семь стадий становились важными чиновниками.

Карьерный рост

В 1526 году, Рустем получил свою первую должность силахтара – султанский оруженосец. И в качестве султанского оруженосца он участвовал в легендарном военном походе на Мохач вместе с султаном Сулейманом.

После этого победоносного сражения Рустем начал свое карьерное продвижение: ему доверили султанскую конюшню, где Рустем-ага был главным конюхом, мирахур.

В 1533 году он получил более серьезное назначение – его сделали наместником в Теке. Потом он стал бейлербеем в Диярбакыр, а дальше, в 1538г., Рустем поехал служить бейлербеем в Анатолию.


Рустем поднимался по карьерной лестнице всё выше и выше. 1539 год стал значим для него тем, что он стал третьим визирем в совете дивана. А 26 ноября 1539 года Султан Сулейман одобрил его желание женится на Михримах Султан. Так он получил титул Дамат, что значит зять султана.

В 1541 году Рустем поднялся ещё на одну ступеньку выше и стал вторым визирем.

А в 1544 году между Сулейманом-пашой и тогдашним великим визирем Хюсревом-пашой случилась серьезная перепалка прямо на глазах у Султана. Дело даже дошло до драки и оба паши были сняты с постов. На освободившееся место Великого визиря быстро был назначен Рустем-Паша. Это было первое его назначение на эту должность. Тогда он прослужил в ней 9 лет.

В 1553 году, после казни Мустафы, взбунтовавшиеся янычары потребовали лишить жизни Рустема-Пашу, считая его виновным в смерти наследника Султана. Хюррем султан сумела защитить своего зятя. Она умоляла Сулеймана не верить в сплетни и пожалеть его хотя бы ради их дочери. Сулейман снял Рустема с должности и отправил его подальше в Ускюдар до тех пор, пока страсти не утихли.

В 1555 году Рустем паша сумел вернуть себе доверие Сулеймана и должность великого визиря. Разумеется, при поддержке свекрови и супруги. Он выдвинул обвинения во взятках против бывшего тогда Великим визирем Кара Ахмеда-Паши. Рустему удалось добиться его казни. И после этого он снова стал Великим визирем.


Внешность и оценка личности


Миниатюра из книги “Сулейман-наме”. Изображение Рустема-Паши

Вероятно, в мире не существует ни одной иллюстрации с его изображением. Пожалуй, кроме одной. И то не факт, что это именно Рустем паша. Это Миниатюра из книги “Сулейман-наме”. Считается что на ней как раз изображен Рустем-паша. Но этот рисунок никак не раскрывает нам его личности.

О его внешности, характере и его влиятельности немного написал один венецианский посол:

Историки нашего времени пишут о нем, что он был довольно неоднозначным человеком, умеющим мастерски плести интриги в мире политики. И в то же время они говорят, что он был неподкупен и не вовлекался в коррупцию. Но не смотря на их утверждения, существуют записи, судя по которым можно понять, что Рустем-Паша на протяжении всей своей жизни обвинялся во взяточничестве. Историки Османской империи в XVI—XVII писали о нем как о человеке корректном, благочестивом, обладающим трезвым умом. По их утверждениям, он умел признавать собственные ошибки и избегал из повторения. Единственная критика в его адрес с их стороны – нелюбовь к поэтам и дервишам. За нелюбовь к поэтам он стал жертвой стихотворных насмешек Ташлыджалы.


Османский народ считал его виновным в смерти шехзаде Мустафы. Были те, кто называл его визирем-дьяволом. Винили в скупости и жадности. Народ не любил его и это чувство подогревалось произведением Ташлыджалы, в котором автор открыто обвинял Рустема в смерти Мустафы. За эту дерзость Ташлыджалы и был изгнан из столицы.

Дипломаты и путешественники из Европы, которые виделись с Рустемом-пашой, отметили его проницательный ум, угрюмость и грубость. Он часто обвинялся с их стороны во взятках и воровстве. Гости столицы тоже считали его жадным и всегда ищущим личную выгоду, в том числе и денежную. Европейцы тоже придерживались общего мнения о его причастности к смерти шехзаде Мустафы.

Рустема-Пашу многие не любили настолько, что даже сочинили про него анекдот о том, как он заполучил благосклонность султана и женился на Михримах.

Сильным и счастливым сделаешь народ,
Коль вовремя сможешь обнаружить вошь!

По легенде у Рустема-Паши были противники, желавшие помешать ему женится на дочери султана. Они пустили слух о том, что он болен проказой. Султан Сулейман велел выяснить, так ли это на самом деле. И во время осмотра Рустема-Паши один из лекарей обнаружили на нём вошь. Так словосочетание “вошь удачи” прилипло к Рустему.

Рустем-Паша, Хюррем султан и Михримах султан объединились в компанию, которая могла воздействовать на Падишаха. Хюррем как жена, Михримах как любимая дочь, Рустем как Великий визирь и уже как зять.


Рустем-Паша был хорошим финансистом, что Сулейман очень ценил в нём. Он мог приумножить казну империи в несколько раз. Это было очень важно для османского государства, ведь военные походы, строительство, благоустройство города и снабжение городов водой требовали крупных денежных затрат.

Сам Рустем тоже был очень богат. Отчасти благодаря своей должности. Он контролировал все финансовые передвижения. В его владении находились многочисленные поместья, где он возрождал и расширял сельское хозяйство. Выгоду для себя он сумел извлечь и из развивающейся торговли с Индией и Европой.

За ним числилось несколько усадеб, многочисленное хозяйство и фонды. Ему принадлежало 1700 рабов, тысячи верблюдов и лошадей. Среди его богатств были золоченые стремена, броня, золоченые оружия и прочие золотые вещи. У него было много золотых и серебряных монет, драгоценных камней, дорогих ковров и более пяти тысяч книг.


Именно при Рустеме-Паше вошла в моду практика подарков, которая постепенно перешла в тенденцию покупки государственных должностей.

Самым успешным достижением Рустема-Паши можно считать заключение им мирного договора с Карлом Габсбургом. По условию этого договора, Османская империя получила 30000 дукатов, Султану Сулейману подарили личного мастера часов, а Рустем принял в подарок охотничьих собак и соколов.

В качестве полководца Рустем-Паша успеха не получил. Отправившись в свой единственный крупный военных поход, он лишился должности Великого Визиря. Это произошло в 1553 году, когда турецкие войска отправились войной на персов. Тогда солдаты отказались подчиняться Рустему, желая видеть своим предводителем шехзаде Мустафу. Об этом узнал Сулейман, который потом казнил Мустафу. После этого поднялись волнения среди янычар и Сулейману пришлось снять Рустема-пашу с поста.

Благотворительность

Согласно документам Рустем-Паша использовал свои богатства в благотворительности. Он создавал много фондов и запускал проекты, которые обеспечивали финансирование этих фондов как при жизни, так и после его смерти. Ни одному великому визирю не удалось добиться таких масштабов в благотворительности.


Мечеть Рустема паши

Для того чтобы обеспечивать начальные школы, больницы, медресе, текке, каравансараи, общественные фонтаны, обслуживать твердые дороги и бесплатные мосты, Рустем-Паша использовал доходы, которые получал с деревень, с сельского хозяйства, мастерских, пекарен, мельниц, магазинов, коммерческих бань и т.д. Эти его фонды в основном располагались в крупных городах или на важных торговых путях, где эти товары и услуги пользовались спросом. Такое удачное размещение обеспечило рост производственной экономики и повышение торговли.

Под его личным руководством проходило производство и продажа шелка. В Бурсе им были открыты шелковые фабрики, в Стамбуле шелковые мануфактуры, шла шелковая торговля. А в 1551 году Рустем-Паша в Сараеве преобразовал крытый базар в центр, где торговали шелками.


Мечеть Рустема паши

Чтобы эти его проекты могли и дальше работать, Рустем завещал их своей любимой жене Михримах и их дочери Айше Хюмашах Султан.

Самый его популярный благотворительный проект – мечеть Рустема-Паши. Он не успел достроить её при жизни, поэтому её строительством после смерти Рустема занималась овдовевшая Михримах султан. В память о муже, она приказала отделать стены мечети изысканной и тончайшей плиткой, напоминающей шелк, который так любил Рустем.

Отношения с Михримах Султан

Конечно, можно смело сказать, что их брак был по расчету. Но он не был таким уж печальным, каким нам его показали в сериале Великолепный век. Михримах султан и Рустем-Паша очень уважали друг друга. Михрима-султан была хорошо воспитана, обладала кротким характером и умела справляться с ревнивым нравом своего мужа.


Жили они душа в душу. Оба были очень набожными людьми. Михримах знала Рустема с самого детства, ведь он был наставником её родных братьев. У них было много общих увлечений. Рустем занимался политическим и финансовым образованием своей молодой супруги. И они оба занимались благотворительностью. Михримах очень уважала своего мужа. Хоть о огромной любви в истории не идет и речи, с уверенностью можно сказать, что их семейные отношения были очень гармоничными. В этом браке они прожили вместе 22 года, пока Рустем-Паша не скончался.

От чего умер Рустема-паша

В сериале Великолепный век Рустем-Паша умирает от рук Атманджи, которого ночью во дворец впустила сама Михримах, чтобы отомстить ему за предательство Баязида. В реальности такого вовсе не было. А данная экранизация лишь выдумка сценаристов.

До сих пор никто не знает от чего на самом деле умер Рустем-Паша. Историки пишут, что в последние годы своей жизни он неважно себя чувствовал. По некоторым сведениями причиной его смерти могла стать водянка. Говорили также, что умереть он мог от простой простуды. Была даже теория отравления, как месть за смерть шехзаде Мустафы. Но эта версия ничем не подтверждается.

Семья и дети

Рустем-Паша в действительности был женат два раза. Имя первой его жены не известно. Но считается, что от этого брака у Рустема-Паши был сын, Осман-бей.

Вторая его жена Михримах султан, дочь известного Султана Сулеймана. Она тоже родила ему детей. Но вот до сих пор мало известны имена всех его детей. Точно известно имя лишь его дочери от Михримах – Айше Хюмашах султан.

В тюрбе рядом с Рустемом стоит безымянный гроб, считается что это гроб его сына от Михримах султан. В мечети Михримах, что стоит в Ускюдаре, есть ещё две безымянные могилы, их тоже считают могилами сыновей Рустема и Михримах.

Рустем Паша


Биографические данные

Наместник Теке
Бейлербей Диярбекыра
Дамат Паша
СераскирВеликий визирь

Физическая информация

Семья

Общие сведения

В сериале


Люди, которых связывает политика, из-за политики и расстаются

Дамат Рустем Паша (осман. رستم پاشا‎, хорв. Rustem-paša Opuković, тур. Damat Rüstem Paşa; ок. 1500 — 10/12 июля 1561) — Великий визирь Османской Империи, зять Султана Сулеймана Великолепного.

В истории

Традиционно считается, что Рустем Паша был родом из боснийской семьи Опуковичей или Чигаличей, проживавших в Сараево. Однако некоторые источники утверждают, что он был хорватом из Скрадина, сербом или албанцем. В документах от 1557 и 1561 годов отцом Рустема-паши значится Абдуррахман или Абдуррахим. Кроме того, считается, что у Рустема было два брата, османский адмирал Синан-паша и Мустафа-бей, и сестра Нефисе; все они исповедовали ислам.

Будучи ребёнком вместе с братом Синаном прибыл в Стамбул, где приступил к обучению в Эндеруне. В 1526 году участвовал в битве при Мохаче в должности силахтара (султанского оруженосца). После этой битвы началось его продвижение по карьерной лестнице: он получил должность мирахура (первого конюшего). В 1533 году Рустем-паша был назначен наместником Теке, позже бейлербеем Диярбакыра, а в 1538-м — бейлербеем Анатолии. В 1539 году он стал третьим визирем Дивана. 26 ноября 1539 года с согласия султана Сулеймана Рустем женился на его дочери Михримах Султан. Вместе с тем он получил титул Дамата Паши (зятя султана).

Современные учёные описывают Рустема-пашу с одной стороны как мастера политических интриг и неоднозначную личность, а с другой стороны утверждают, что он был неподкупным человеком и не был вовлечён в какую-либо из форм коррупции. Однако, несмотря на это, в течение всей его жизни Рустем-паша неоднократно подвергался обвинениям в коррупции. Османские историки XVI—XVII веков приписывают ему корректное поведение, трезвость и благочестие. Они утверждали, что он признавал свои ошибки и старался не повторять их; и критиковали его разве что за нелюбовь к дервишам и поэтам. Именно нелюбовь к поэтам легла в основу насмешливых стихов Ташлыджалы:


Коль никогда он не смеялся, то не будет смеяться и в судный день.

Он многое сделал, но никогда не вмешивался в наши дела.

В ходу был анекдот, о том, как именно Рустем-паша смог получить благосклонность Сулеймана и жениться на Михримах. Опасаясь возвышения паши в случае заключения брака с султанской дочкой, противники Рустема пустили слух о том, что он болен проказой. Однако, лекари, осмотревшие Рустема, обнаружили на его рубашке вошь, которая опровергала слухи о болезни, поскольку вши не селятся на больных лепрой. Так Рустем-паша стал зятем султана.

Рустем-паша совместно с Михримах Султан и Хюррем Султан образовали внутренний круг влияния на решения Сулеймана I. Кроме того, их поддерживал шейх-уль-ислам Эбуссууд Эфенди. Это подтверждает тот факт, что Эбусууд поддержал решение султана казнить старшего сына, рождённого от Махидевран. Таким образом путь к трону был открыт для одного из сыновей Хюррем.

Сулейман ценил финансовые способности Рустема: он был способен увеличить капитал империи в несколько раз. Без крупных финансовых вливаний не было бы возможным осуществлять многочисленные военные походы, архитектурные проекты, проекты улучшения водоснабжения в Стамбуле, Мекке и Иерусалиме и прочие проекты. Сам Рустем-паша тоже был не беден, отчасти из-за занимаемой должности. Практически все финансовые операции проходили под его контролем. В многочисленных поместьях великого визиря восстанавливалось и расширялось сельское хозяйство. Он также извлёк выгоду из процветающей торговли с Европой и Индией.

После смерти Рустема-паши в казначейство был передан список усадеб покойного. Кроме этого, в его состояние входило 1700 рабов, тысячи военных лошадей и верблюдов, а также сёдла и золочёные стремена, броня, оружие и прочее. Помимо этого имелось большое количество золотых и серебряных монет, драгоценных камней, ковров, более 5000 книг. Кроме того Рустем-паша имел многочисленные хозяйства и фонды.

Под управлением Рустема-паши началась практика подарков, которая позже переросла в покупку должностей.

Наибольшего успеха во внешней политике Рустем-паша добился в 1547 году, заключив соглашение по пятилетнему перемирию с Карлом Габсбургом. Одним из условий перемирие была выплата Османской империи 30000 дукатов. Рустем-паша получил в подарок охотничьих собак и соколов, а для султана — личного часовых дел мастера.

Как военный командир Рустем-паша не имел успеха. Единственная крупная кампания, в которой он был командующим, окончилась для него снятием с поста великого визиря: в 1553 году во время похода в Персию янычары отказались подчиняться ему. Поскольку Сулейман не был во главе армии, то янычары приняли решение подчиняться шехзаде Мустафе. Это известие привело в бешенство Сулеймана. Мустафу казнили, а Рустема-пашу сняли с поста и выслали в Ускюдар.

Уставы фонда от 1544, 1557, 1560 и 1561 годов, а также посмертный от 1570 года свидетельствуют о том, Рустем-паша использовал своё огромное состояние в благотворительных целях. Были созданы многочисленные благотворительные фонды и связанные с ними объекты, которые служили для обеспечения финансирования проектов этих фондов при его жизни и после смерти. Ни один великий визирь до него не смог добиться такого размаха. Эти фонды почти всегда располагались либо в двух главных городах Стамбуле и Эдирне или в местах прохождения важных торговых путей между Эстергомом на севере и Мединой на юге, а также между Скопьем на западе и Ваном на востоке. Таким образом, они также являлись важным фактором в повышении производственной экономики и торговли. В частности, великий визирь лично заботился о производстве шёлка и шёлковой торговле: он способствовал открытию шёлковых фабрик в Бурсе, шёлковой мануфактуры в Стамбуле, а также преобразовал в 1551 году крытый базар в Сараево в центр шёлковой торговли.

Самым известным благотворительным проектом считается мечеть Рустема-паши в Стамбуле. Она была достроена посмертно по инициативе Рустема-паши архитектором Синаном. Строительством, а позже управлением проекта занималась вдова Рустема Михримах. Другими крупными строительными проектами были пятничная мечеть в Родосто и каравансарая в Эдирне. Для обеспечения работы этих фондов и других проектов, а также месджитов, начальных школ, медресе, хосписов, текке, караван-сараев, общественных фонтанов, дорог с твердым покрытием и бесплатных мостов служил доход от деревень, полей, ферм, фабрик, кожевенных мастерских, пекарен, мельниц, магазинов, поместий, складов, торговых караван-сараев, крытых базаров и коммерческих хаммамов.

Для обеспечения работы всех фондов Рустем-паша в случае своей смерти назначил наследницами своего состоянии Михримах и их дочь Айше Хюмашах Султан.

Количество и имена детей Рустема-паши малоизвестны, литературные записи по этому поводу противоречивы. Точно известно, что у Рустема-паши была дочь от Михримах Айше Хюмашах Ханым Султан. Её мужья и дети были весьма богаты и занимали влиятельные посты. То же касается и внуков Айше Хюмашах.

Безымянный сын Рустема-паши и Михримах Султан покоится в тюрбе рядом с отцом. Он умер незадолго до смерти отца от эпидемии. Две других безымянных могилы, находящиеся в мечети Михримах в Ускюдаре, считаются могилами сыновей Михримах и Рустема. Существует также могила Осман-бея (1576/77), сына Рустема-паши от другой матери.

Единственная дочь Рустема-паши и Михримах Султан родилась в 1543 году (по другим данным, в 1541) и умерла в 1594/1595. В год смерти отца она вышла замуж за Шемси Ахмеда-пашу, ставшего впоследствии великим визирем. А после его смерти вышла замуж за Нишанджы Феридун Бея. Айше Хюмашах похоронена в комплексе Азиза Махмуда Хюдайи. У Айше Хюмашах в браке с Ахмедом-пашой родилось две дочери и четверо сыновей.

Характер

Рустем хитер и рассудителен, умеет плести интриги. Это доказывает его письмо, написанное с целью очернить Мустафу в глазах Сулеймана и подвести шехзаде к казни.

Готов на все ради Хюррем Султан и Михримах Султан, своей супруги, дочери Хюррем, в которую влюблен без памяти.

Сулейман на семейном ужине объявляет о том, что Михримах выходит замуж за Рустема пашу.

Тем временем Рустем паша в Диярбакыре получает известие о его женитьбе на Михримах Султан. Он вспоминает о своем детстве, о том, что он сын простого хорватского свинопаса, вырос без матери, и по собственному желанию уехал в Стамбул, никогда не сдавался, не боялся ничего, его имя Рустем значит “герой” и теперь его мечты начинают сбываться. Он вызывает Нигяр в свою комнату и напоминает о том, что его с ней брак был заключен по приказу Мактуль Ибрагима паши и Хатидже Султан.

Рустем говорит Нигяр о том, что она уже долгое время является его законной женой, но он никогда не хотел этого брака, его принудили Ибрагим паша и Хатидже Султан. Нигяр не понимает к чему этот разговор, он дает ей в руки письмо. Рустем напоминает Нигяр ее слова – кто ты такой чтобы жениться на Михримах Султан, даже не мечтай об этом и говорит ей о том, что наверно теперь она поняла кто он такой. Он разводится с Нигяр – произносит три раза “Я развожусь”.

Михримах Султан прогоняет в своей комнате слуг, которые принесли по приказу ее матери ткани на выбор для пошива платья.

Прибыл Хадым Сулейман паша, Бейлербей Египта., Сулейман его приветствует. Он поздравляет Сулейман пашу с его победами.

На рынке люди хотят наказать ребенка за воровство. Шейх Машуки останавливает их. На Диване обсуждают то, что их работа по устранению эпидемии чумы продвигается успешно, но нужно предпринять меры во избежание проблем. Лютфи паша говорит Султану о том, что шейх Машуки, не послушав приказа, вернулся в Столицу и продолжает богохульствовать среди народа.

Сюмбюль сообщает Хюррем Султан о том, что Михримах в гневе. Хюррем говорит Афифе чтобы начиналась подготовка к свадьбе Михримах. Афифе отвечает что лучше подождать. Хюррем же считает что не следует быть расточительными и свадьба Михримах будет проведена в один день с церемонией обрезания Шехзаде Баязида и Селима, и никто не сможет помешать этой свадьбе, Шах Султан в том числе. Хатидже говорит Шах о том, что после свадьбы с Михримах Рустем войдет в Диван и при первой же возможности избавиться от Лютфи паши и станет Великим Визирем, и другого пути кроме как убить Рустема у Шах нет, если она хочет решить эту проблему.

Матракчи Насух попрекает Бали Бея за то, что он виновен в том, что Михримах согласилась на брак с Рустемом. Бали бей говорит, что это желание Хюррем, а перед ее приказом никто не может устоять. Михримах просит у Шехзаде Мехмета помощи, она не хочет выходить замуж за Рустема пашу, Мехмет говорит о том, что это невозможно, приказ Повелителя не оспаривается, к тому же она сама заявила о своем согласии на брак. Машуки на рынке продолжает свои “проповеди”, янычары забирают его по приказу Повелителя. Эбуссууд пришел в темницу к Машуки, Эбуссууд говорит о том, что Повелитель простил его, но он ослушался.

Махидевран в шоке от предстоящего брака Михримах и Рустема. Мустафа и Яхъя также пребывают в удивлении и полагают, что Хюррем насильно заставила Михримах, этот союз является ответом на становление Лютфи паши Великим Визирем.

Махидевран говорит Мустафе что единственная цель брака Михримах и Рустем – уничтожить Шехзаде Мустафу. Но Рустема не нужно убивать, есть другие пути. Махидевран отправила письмо Шах Султан, она говорит о том, что Рустем паша не является достойным зятем для Повелителя и нужно этому помешать. Шах Султан читает это письмо при Лютфи паше, Хатидже и Гюльфем. Лютфи паша уверен в себе и говорит что даже если Рустем войдет в Диван, то ведь Диваном управляет он. Шах говорит о том, что наконец-то Махидевран взялась за ум, когда речь пошла о спасении ее сына.

Хюррем сообщают о том, что постройка ее комплекса успешно продвигается. Михримах заходит к ней и говорит о том, что она не хочет выходить за Рустема, это невозможно. Хюррем говорит о том, что Михримах сейчас несчастна, но затем все пройдет и она будет счастлива. От этого брака зависит будущее ее братьев и мамы, и эта свадьба будет подтверждением преданности Михримах матери и братьям, а преданность важнее всего, даже любви.

Лютфи паша заходит к Повелителю, он сообщает ему о том, что по слухам Рустем паша болеет проказой. Нигяр заходит к Рустему и говорит, что даже если Рустем женится на Михримах, она и не взглянет на него, ведь она влюблена в Бали бея. Хюррем выбирает ткани для платья Михримах. В ее покои заходит Султан Сулейман. Он говорит ей о том, что есть слухи о том, что Рустем болен проказой. Рустем паша тем временем избивает Нигяр, душит ее. Он чуть ли не убивает ее, но его останавливают. Хюррем говорит Сулейману, что не нужно верит всяким слухам. Сулейман возмущается тем, что Хюррем так спокойна в то время как речь идет об их дочери и ее будущем.

Хюсрев паша мило разговаривает с детьми Хатидже. Хатидже приказывает, чтобы их отправили по комнатам. Хатидже говорит о том, что у них есть отец и никто не займет его места. Хюсрев паша говорит о том, что это не тюрьма и он лишь старается сделать счастливыми ее и ее детей. Шах Султан приходит к Султану и обсуждает слухи о болезни Рустема, она предлагает немедленно сообщить Михримах о возможной болезни Рустема, ведь в этом случае их брак будет невозможным.

В покои к Михримах приходит Гюльфем Хатун. Она сообщает Михримах о воможной болезни проказой Рустема и желает ей терпения.

Повелитель говорит Хюррем чтобы подготовка к свадьбе прекратилась, пока все не выяснится. Хюррем предлагает отправить Моше Эфенди к Рустему чтобы он лично проверил его. Наложница Ахсен, подосланная Хюррем к Лютфи старается соблазнить пашу. К нему в покои заходит Шах и говорит о том, что врач Моше Эфенди поедет лично проверить Рустема, Хюррем снова удалось все испортить, но она уже обдумала это и кажется нашла путь, чтобы выбраться из этой ситуации. Михримах получает вести от шпиона, которого она приставила к Бали бею – Бали бей проводит дни и ночи с Сеньорой Сильвией.

Сеньора Сильвия тем временем проводит время с Бали беем и говорит о своем страхе относительно девушки, которая ей угрожала. Султан сообщает Мехмету о том, что отправит его в Санджак после свадьбы Михримах. Лютфи паша за столом специально проливает на себя стакан с водой чтобы избавиться от Ахсен хатун, высылает ее в Старый Дворец. Михримах рассказывает отцу о том, что Бали бей встречается некой венецианской женщиной.

Ахсен Хатун рассказывает Хюррем о том, что Лютфи паша выслал ее из дворца. Хюррем говорит о том, что даже тот факт, что Лютфи паша прогнал эту женщину сыграет им на руку. Султан вызывает Бали бея и ругает его за то, что он гуляет с этой венецианской женщиной, ведь он представляет Султана, теперь он должен прекратить эти отношения. Михримах с насмешкой говорит Бали бею о том, чтобы он передал привет Сильвие и доброго пути.

Идет суд над Машуки. Он объявляется впавшим в куфр, т.е. неверие, и пытающимся посеять смуту среди народа. Его приговаривают к казни. Машуки говорил, что человек сам является божеством, не существует грехов, смерти нет, существует переселение душ, о подобных проповедях засвидетельствовали 8 мужчин. Шах Султан вызывает Моше Эфенди и предостерегает его от Рустема и о том, что если он скажет о том, что Рустем не болен безо всяких доказательств – он поплатится за это жизнью. Машуки говорил о том, что смерти нет – есть переселение душ, грехов не существует, прелюбодеяние, пить алкоголь – разрешено, есть и пить это виды поклонения, человек сам является Богом и тд. Машуки заявляет, что он объясняет скрытые смыслы Корана, он великий ученый, но чтобы это понять нужно быть таким же особенным как он. Машуки и его ученики приговариваются к казни. Машуки на казни говорит о том, что он и его ученики – мученики, смерть их освободит прямо как птичек.
Хюррем говорит Шах о связи Ахсен хатун с Лютфи пашой. Бали бей говорит Сильвие чтобы она возвращалась домой, это их последняя ночь. Сильвия говорит о том, что она готова на все – стать мусульманкой, его женой, Бали бей останавливает ее.

Хюррем говорит Шах, что ее слова – чистая правда. К Шах Султан заходит Мерджен ага. Шах говорит о том. что Хюррем сказала якобы у Лютфи паши была связь с наложницей Ахсен. Мерджен говорит, что это правда и он видел это собственными глазами. Михримах говорит Хюррем о том, что она обрадовалась вести о болезни Рустема, это просто чудесно. Но Хюррем говорит, что это все игра и скоро правда выйдет наружу.

Шах Султан в огромном гневе. Лютфи заходит к ней, спрашивает о Моше Эфенди, упоминает о его преданности Династии. Шах говорит, что как было бы хорошо, если все рабы были так преданны Династии. Мерджен ага избивает до смерти Ахсен. Шах говорит Лютфи, что он изменяет ей с Ахсен. Лютфи все отрицает, он говорит о том, что он прогнал женщину из комнаты и все это – клевета. Шах Султан отказывается верить, она говорит, что разведется с Лютфи и от него ничего не останется – ни должности, ни его жизни. Шах говорит Лютфи, что он всего лишь презренный раб, и все, что у него есть – это ее подарки, она – и есть Династия. Лютфи паша еле сдерживает гнев.

Рустем собирается в путь, он дает Оливии новое имя -Гюльбахар, как его мама называла ласково его сестренку. К нему пребывает Моше Эфенди. Он говорит, что появились слухи о его заболевании проказой. Врач начинает проверять Рустема. К Шах Султан прибывает Нигяр Хатун. Она говорит о том, что Рустем выкинул ее без ничего на улицу, но она рада тому, что он хотя бы ее не убил. Шах говорит, что если у Нигяр будут какие-то проблемы – она может обращаться к ней. Врач проверил Рустема, признаков проказы нет, но нужно подождать, ведь эта болезнь проявляется не сразу. Рустем угрожает врачу и говорит чтобы он сообщил о том, что он не болен. И вдруг врач ловит с головы Рустема вошь и просит других врачей засвидетельствовать об этом. Нигяр приходит к Матракчи. Он спрашивает, что случилось – она говорит, что теперь Рустем развелся с ней, ей некуда идти кроме как к Матракчи, затем она уедет к своей дочери, она хочет чтобы Матракчи сказал где она находится, у нее нет никого кроме дочки.

Махидевран получает письмо от Шах, она сообщает Мустафе, что кажется слухи о Рустеме распространились и скоро проблема будет решена. Румейса заходит к Шехзаде Мустафе, говорит что Махидевран отправила ее. Мустафа спрашивает у Румейсы – знает ли она наказание того. кто врет наследнику. Она говорит, что готова на все, лишь бы попасть в рай Шехзаде. Румейса остается на хальвет с Мустафой. Утром он просит ее остаться и позавтракать вместе с ним. Айше хатун приходит к Шехзаде, но ей сообщают, что он вместе со своим гаремом. Она узнает, что он с Румейсой.

Султан Сулейман Хан Хазретлери хвалит Хадым Сулейман пашу и назначает его Визирем. Хюррем выбирает украшения для Михримах. Врач Моше Эфенди сообщает Султану Сулейману о том, что Рустем не болен проказой. В волосах Рустема была найдена вошь, а у больных проказой вши не бывает. Сулейман рад этой прекрасной новости.

Михримах говорит Хюррем, что еще точно неизвестно будет ли свадьба. Хюррем отвечает Михримах, что Рустем уже выехал в путь к свадьбе и он не болен. Лютфи паша насмехается над вшивостью Рустема, и над тем, что наверняка сам Рустем и подсадил эту вошь к себе на голову, и отныне прозвище Рустема “удачливая вошь” или “вошь удачи”. Хатидже говорит, что Шах проиграла. Она ответила, что пока свадьба не состоялась она не проиграла. Рустем по пути в Стамбул благодарит Гюльбахар, это она подсадила вошь, и если бы не она, то он бы сейчас не ехал в столицу. Взрывается карета.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.