Слова с двумя корями

Сложные слова в русском языке

Корень — это глав­ная мор­фе­ма в сло­ве. В нем заклю­ча­ет­ся лек­си­че­ское зна­че­ние всех род­ствен­ных слов. В сло­ве может быть не один корень, а два, и даже три, напри­мер:

  1. золот-о, золот-ко, золот-це, золот-ник, золот-ой;
  2. золот-о-нос-ный, золот-о-кудр-ый, золот-о-крыл-ый, золот-о-промышл-енник;
  3. золот-о-хлор-ист-о-водород-н-ый.

Примеры сложных слов

  • мусор о про вод
  • молок о воз
  • музык о вед
  • хлеб о роб
  • звезд о лёт
  • тайн о пись
  • счет о вод
  • снег о ход
  • лес о воз
  • машин о пись
  • верх о лаз
  • тих о ход
  • смол о кур
  • лес о про­мышл енн ик
  • мух о лов к а
  • золот о иск а тель
  • сок о вар к а
  • власт о люб и[й ‘ э ]
  • плод о жор к а
  • град о началь ник
  • мед о вар н я
  • перв о курс ник
  • масл о бой н я
  • плод о род и[й’ э]
  • плоск о дон к а
  • плод о ягод н ый
  • смол о нос н ый
  • черн о волос ый
  • мук о моль н ый
  • счет о вод н ый
  • шар о образ н ый
  • план о мер н ый
  • равн о цен н ый
  • розов о щек ий
  • сер о глаз ый
  • пив о вар енн ый
  • овц е вод
  • нефт е про вод
  • жизн е люб
  • пол е вод
  • леж е бок а
  • пищ е вод
  • овощ е вод
  • солнц е пёк
  • пт иц е вод
  • солнц е ворот
  • ча е вод
  • пт иц е ед
  • солнц е цвет
  • пт иц ел ов
  • плам е вид н ый
  • корабл е стро и тель н ый
  • плат ёж е спо­соб н ый
  • пт иц е вод ческ ий
  • муж е подоб н ый
  • паль ц е вид н ый
  • овощ е кон­серв н ый
  • жи зн е люб ив ый
  • мор е ход н ый
  • солнц е защит н ый
  • пеш е ход н ый

Cлова c двумя корнями без соединительной гласной

В мор­фем­ном соста­ве слож­но­го сло­ва может не быть интер­фик­са. Такие лек­се­мы обра­зу­ют­ся спо­со­бом сло­же­ния без соеди­ни­тель­ной глас­ной. Чаще это сло­ва, при­над­ле­жа­щие к неоду­шев­лен­ным суще­стви­тель­ным, или при­ла­га­тель­ные, обра­зо­ван­ные от них суф­фик­саль­ным спо­со­бом.

Приведем при­ме­ры слож­ных суще­стви­тель­ных без соеди­ни­тель­ной глас­ной. Как пра­ви­ло, они пишут­ся с дефи­сом, кро­ме неко­то­рых слов, в соста­ве кото­рых пер­вая часть явля­ет­ся заим­ство­ван­ным неиз­ме­ня­е­мым суще­стви­тель­ным.

  • плащ — палатк а
  • машин а — авто­мат
  • плать е — халат
  • с чёт — фак­тур а
  • кресл о — кро­вать
  • авто мобиль — цистерн а
  • школ а — интер­нат
  • салон — ате­лье
  • плуг — се я л к а
  • биб­ли о тек а — хран и л ищ е
  • каноэ — дв ой к а
  • кафе — ресто­ран
  • роман — эпо­пе я
  • ваку­ум — камер а
  • вы ши в к а — пан­но
  • мага­зин — ате­лье
  • пись м о — заяв к а
  • кофе мол к а
  • мело драм а
  • кофе машин а
  • кофе вар к а

При упо­треб­ле­нии в пись­мен­ной речи слож­ных суще­стви­тель­ных без соеди­ни­тель­ной глас­ной все­гда вызы­ва­ет затруд­не­ние согла­со­ва­ние их с при­ла­га­тель­ны­ми. Какой вари­ант явля­ет­ся пра­виль­ным:

  • кра­сив ое кресло-кровать или кра­сив ая кресло-кровать;
  • уютн ое кафе-клуб или уютн ый кафе-клуб?

В рус­ском язы­ке род неоду­шев­лен­ных слож­ных суще­стви­тель­ных, пишу­щих­ся через дефис, обыч­но опре­де­ля­ет­ся:

1. по пер­вой части, если изме­ня­ют­ся обе части сло­ва:

  • кра­си­вое крес­ло -кро­вать (ср. р.);
  • дале­кая шко­ла -интер­нат (ж. р. );
  • сталь­ной плуг -сеял­ка (м. р.);

2. по изме­ня­е­мой части, если дру­гая явля­ет­ся неиз­ме­ня­е­мой:

Сложные слова в русском языке

Корень — это глав­ная мор­фе­ма в сло­ве. В нем заклю­ча­ет­ся лек­си­че­ское зна­че­ние всех род­ствен­ных слов. В сло­ве может быть не один корень, а два, и даже три, напри­мер:

Примеры сложных слов

  • мусор о про вод
  • молок о воз
  • музык о вед
  • хлеб о роб
  • звезд о лёт
  • тайн о пись
  • счет о вод
  • снег о ход
  • лес о воз
  • машин о пись
  • верх о лаз
  • тих о ход
  • смол о кур
  • лес о про­мышл енн ик
  • мух о лов к а
  • золот о иск а тель
  • сок о вар к а
  • власт о люб и[й ‘ э ]
  • плод о жор к а
  • град о началь ник
  • мед о вар н я
  • перв о курс ник
  • масл о бой н я
  • плод о род и[й’ э]
  • плоск о дон к а
  • плод о ягод н ый
  • смол о нос н ый
  • черн о волос ый
  • мук о моль н ый
  • счет о вод н ый
  • шар о образ н ый
  • план о мер н ый
  • равн о цен н ый
  • розов о щек ий
  • сер о глаз ый
  • пив о вар енн ый
  • овц е вод
  • нефт е про вод
  • жизн е люб
  • пол е вод
  • леж е бок а
  • пищ е вод
  • овощ е вод
  • солнц е пёк
  • пт иц е вод
  • солнц е ворот
  • ча е вод
  • пт иц е ед
  • солнц е цвет
  • пт иц ел ов
  • плам е вид н ый
  • корабл е стро и тель н ый
  • плат ёж е спо­соб н ый
  • пт иц е вод ческ ий
  • муж е подоб н ый
  • паль ц е вид н ый
  • овощ е кон­серв н ый
  • жи зн е люб ив ый
  • мор е ход н ый
  • солнц е защит н ый
  • пеш е ход н ый

Cлова c двумя корнями без соединительной гласной

В мор­фем­ном соста­ве слож­но­го сло­ва может не быть интер­фик­са. Такие лек­се­мы обра­зу­ют­ся спо­со­бом сло­же­ния без соеди­ни­тель­ной глас­ной. Чаще это сло­ва, при­над­ле­жа­щие к неоду­шев­лен­ным суще­стви­тель­ным, или при­ла­га­тель­ные, обра­зо­ван­ные от них суф­фик­саль­ным спо­со­бом.

Приведем при­ме­ры слож­ных суще­стви­тель­ных без соеди­ни­тель­ной глас­ной. Как пра­ви­ло, они пишут­ся с дефи­сом, кро­ме неко­то­рых слов, в соста­ве кото­рых пер­вая часть явля­ет­ся заим­ство­ван­ным неиз­ме­ня­е­мым суще­стви­тель­ным.

  • плащ — палатк а
  • машин а — авто­мат
  • плать е — халат
  • с чёт — фак­тур а
  • кресл о — кро­вать
  • авто мобиль — цистерн а
  • школ а — интер­нат
  • салон — ате­лье
  • плуг — се я л к а
  • биб­ли о тек а — хран и л ищ е
  • каноэ — дв ой к а
  • кафе — ресто­ран
  • роман — эпо­пе я
  • ваку­ум — камер а
  • вы ши в к а — пан­но
  • мага­зин — ате­лье
  • пись м о — заяв к а
  • кофе мол к а
  • мело драм а
  • кофе машин а
  • кофе вар к а

При упо­треб­ле­нии в пись­мен­ной речи слож­ных суще­стви­тель­ных без соеди­ни­тель­ной глас­ной все­гда вызы­ва­ет затруд­не­ние согла­со­ва­ние их с при­ла­га­тель­ны­ми. Какой вари­ант явля­ет­ся пра­виль­ным:

  • кра­сив ое кресло-кровать или кра­сив ая кресло-кровать;
  • уютн ое кафе-клуб или уютн ый кафе-клуб?

В рус­ском язы­ке род неоду­шев­лен­ных слож­ных суще­стви­тель­ных, пишу­щих­ся через дефис, обыч­но опре­де­ля­ет­ся:

1. по пер­вой части, если изме­ня­ют­ся обе части сло­ва:

  • кра­си­вое крес­ло -кро­вать (ср. р.);
  • дале­кая шко­ла -интер­нат (ж. р. );
  • сталь­ной плуг -сеял­ка (м. р.);

2. по изме­ня­е­мой части, если дру­гая явля­ет­ся неиз­ме­ня­е­мой:

Цель урока: научить детей правильно писать сложные слова с соединительной гласной о и е, показать взаимосвязь между разделами русского языка.

Формирование предметных универсальных учебных действий: формирование умения образовывать сложные слова и объяснять их лексическое значение; сравнивать, находить и правильно писать в сложных словах корни и соединительные гласные, обогащение словарного запаса; развивать умения наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы.

Формирование личностных универсальных учебных действий: расширение познавательного интереса детей в области лингвистики, воспитание интереса к языку, к слову; воспитание чувства взаимовыручки, сопереживания, формирование уважительного отношения к иному мнению, развитие навыков сотрудничества со сверстниками в разных учебных ситуациях,

Формирование метапредметных универсальных учебных действий: умения работать в группе и паре, умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,

Тип урока: урок объяснения нового материала.

Оборудование и учебные материалы: ПК, мультимедийный проектор, Смарт доска, учебник русского языка для 3 класса, автор – С.В.Иванов, рабочая тетрадь “Пишем грамотно” ч. 1, карточки, макет дерева.

1. Эмоциональный настрой на урок. (Слайд 1). Презентация

- Добрый день!
- Дети, вам тепло? (Да!)
В классе светло? (Да!)
Прозвенел уже звонок? (Да!)
Уже закончился урок? (Нет!)—
Только начался урок? (Да!)
А хотите ли вы учиться? (Да!)
Значит можно всем садиться!

- Начинаем урок русского языка.
- Рассказать секреты слова
Я для вас всегда готова.
Но сегодня будь готов
Сам раскрыть секреты слов.

2. Определение темы урока. (Слайд 2)

Чтобы определить сегодняшнюю тему урока, мы запишем с вами на листочке 4 слова под мою диктовку. Если случится так, что вы сомневаетесь, что писать, поставьте на месте данной буквы точку, т.е. пропустите её. К доске пойдёт Таня, и напишет нам эти слова на оборотной стороне доски, чтобы мы их не видели пока.

Учитель диктует слова с провокацией: (книгалюп, виздихот, сталивар, звералоф)

книголюб, вездеход, сталевар, зверолов.

- Были ли в словах места, где вы пропустили буквы?

- Поднимите руку, кто из вас сомневался, что надо писать?

- А в каких словах вы сомневались?

- А есть ли такие у нас ребята, кто не сомневался?

Это значит, что мы ещё с вами не всё знаем или недостаточно хорошо, чтобы уверенно и правильно написать данные слова.

Поэтому сегодня на уроке каждый из вас должен получить те знания, которых ему не хватает, для решения данного задания или для его проверки.

В конце урока мы вернёмся с вами к этим словам и посмотрим, верно ли вы думали?

- Прочитайте ещё раз эти слова и подумайте, как назвать их общим словом?

- На какую тему мы сегодня будем говорить?

Итак, тема сегодняшнего урока “Сложные слова”. (Слайд 3)

3. Актуализация знаний. Связь разделов русского языка с темой урока. Приём “Дерево предсказаний”.

- Какие разделы русского языка вы знаете? (Лексика, синтаксис, фонетика, морфология, правописание, словообразование, орфоэпия, этимология - На доске карточки).

Сейчас мы с вами составим “Дерево предсказаний”. (Слайд 4)

Стволом нашего дерева будет тема сегодняшнего урока “Сложные слова”.

Веточками будут наши предположения о том, какие разделы русского языка сегодня нам помогут узнать что-то новое о сложных словах.

А листочками будут обоснования, доводы, доказательства, аргументы верности или неверности наших предположений.

- Назовите, какие разделы очень тесно связаны с темой урока? Предположите. Начинайте свой ответ так…

(Возможно, нам пригодятся знания из раздела Лексика. Мы будем говорить о лексическом значении слов).

Вероятно, нам нужно будет вспомнить что-то из Словообразования. Мы должны понять, как получаются сложные слова, как они образовываются

Возможно, нам нужны будут знания из раздела Правописание. Как пишутся данные слова.

Все ли согласны с этими идеями? Есть ли другое мнение?

Вероятно, нам пригодятся знания из Фонетики. Правописание ведь часто связано со звуками.

А могут ли сложные слова быть связаны с Этимологией? Возможно.

(На доске появилось дерево. Учитель на нём крепит карточки с названиями разделов о языке и тему урока)

4. Раздел словообразования. Способы образования слов. Способ сложения

- Какие вы знаете способы образования новых слов? (Уч-ся называют способ и приводят пример)

    Приставочный, например: ходить – переходить.
  1. Суффиксальный, например: сад – садовый,
  2. Приставочно-суффиксальный, например: море – приморский.

- Может ли новое слово образовываться из двух слов?

- Как называется такой способ образования?

d. сложение (корней, основ, слов, частей слов), например: луна + ходить = луноход

5. Поиск слов с двумя корнями.

1) Исправление ошибок в нахождение сложных слов. Проблемная ситуация.

- Дети получили задание: найти слова с двумя корнями, отметить в них корни и объяснить значение. Петя сделал такое объяснение словам и решил, что там 2 корня:

На СМАРТ доске неверно выполненное задание.

Пароход – ходить парой.

Сероватый – серая вата.

Мышеловка – ловкая мышка.

Величайший – великий чай.

- Согласны ли вы с Петей?

- Какой совет вы бы ему дали?

- Какой приём мы можем ему предложить, чтобы правильно выполнить работу или проверить её.

(Дать развёрнутое толкование слов, с подбором однокоренных слов, которое позволяет проверить, верно ли в слове 2 корня.)

Я думаю, что сейчас вы сами воспользуетесь этим советом и исправите его ошибки.(дети получают карточки и работают парами) Приложение 1.

2) Определение лексического значения слов. Разбор по составу

- Во втором столбике на карточке в данных словах выделите корни, запишите лексическое значение сложных слов. (Слайд 6)

Проверяем на СМАРТ доске: (на данной доске можно сразу писать и рисовать. Если такой функции нет, то работают слайды 7, 8, 9, 10 )

- Какое первое сложное слово встретилось? Что такое пароход?

(Пароход – судно, которое ходит на пару)

- Какие корни у этого слова?

- Какое ещё слово с двумя корнями вы нашли? В чём не прав Петя? Второй корень лов – от слова ловить.

- Как вы объяснили слово мышеловка?

(Мышеловка – ловушка для мышей)

- Есть ли ещё слово с двумя корнями? (Нет)

- Тогда как вы объясните слово сероватый, почему оно не является таким?

(Сероватый – неполнота признака, слегка серый)

- Что такое ОВАТ? (Суффикс)

- И последнее слово: Что оно означает?

(Величайший – очень великий)

- Сколько здесь корней?

3) Тренировочное упражнение в нахождении сложных слов

Работа в тетради “Пишем грамотно” (№ 1) с. 26

- А теперь потренируемся сами находить слова с двумя корнями.

Упражнение 1 (отработка умения находить слова с двумя корнями)

- Подчеркните сложные слова, выделите корни. Работу выполняете в парах.

Проверяем: лесоруб, лесополоса, самолёт, самосвал, самовар, пылесос.

- Докажите, что это сложные слова.

(Имеют 2 корня и образованы сложением от слов …

Самосвал = корень сам + корень вал – валить + приставка С)

Физкультминутка “Как живёшь?” (Слайд 11)

Напоминаю: я задаю вопрос, вы отвечаете словом “Вот так” и показываете движения на счёт 1, 2, 3, 4.

Как живёшь? Вот так! (Большой палец показывают вверх)

Как идёшь? Вот так! (Шагают)

Как поёшь? Вот так! (Поют)

Как молчишь? Вот так! (Приложили палец к губам)

Как бежишь? Вот так! (Бегут)

Как дудишь? Вот так! (Остановились)

Как скачешь? Вот так! (Прыгают)

Как плачешь Вот так! (Нарочно плачут)

Как дерёшься? Вот так! (Машут кулаками)

Как смеёшься? Вот так! (Смеются)

Как танцуешь? Вот так! (Танцуют)

Как рисуешь? Вот так! (Рисуют в воздухе)

Как спишь? Вот так! (Ручки под щёчку)

Как сидишь? Вот так! (Садятся)

6. Правила написания соединительных гласных

Работа в тетради “Пишем грамотно” (№ 1) с. 28.

Упражнение 2 — орфографический тренинг написания сложных слов. Работа в парах.

- Отгадайте кроссворд. Картинки являются для вас подсказками. (Слайд 12)

Проверка на доске 1 учеником.

2) Происхождение слова САМОЛЁТ

- Какое первое слово вы вписали? (Самолёт)

А знаете ли вы, что слово САМОЛЁТ имело 3 значения со времён Петра 1: (Слайд 13)

1) В армии Петра 1 называли особый самоходный паром, который движется силой речной струи, на котором пересекали реки.

2) Ручной ткацкий станок с приспособлением для челнока. (Слайд 14)

3) Всё то, что может само летать по воздуху (волшебный ковёр-самолёт) (Слайд 15)

Когда же в 19 веке появилась новоизобретённая воздушная машина, (Слайд 16) сначала её назвали аэроплан (это заимствованное слово из греческого и французского языков – парить по воздуху). Потом люди вспомнили, что для этой машины уже есть название в русском языке. И заменили его на слово, самолёт

3) Словарная работа и лексическая. (Слайд 17)

- А знаете ли вы значение данных слов? (Устно)

Пылесос: Машина для удаления пыли посредством засасывания ее струей воздуха.

Носорог: Крупное млекопитающее южных стран с одним или двумя рогами на передней части морды.

Самосвал: Грузовой автомобиль с механически опрокидывающимся кузовом.

Самокат: В начале 20 века: армейское название велосипеда, механической повозки.

Самокат: Сейчас: У детей: планка для катания со стоячей ручкой на колесиках или роликах.

Вертолет: Летательный аппарат тяжелее воздуха с вертикальным взлетом и посадкой, с горизонтальным несущим воздушным винтом ”винтами”.

Самолёт: Летательный аппарат тяжелее воздуха с силовой установкой и крылом, создающим подъемную силу.

(Толкование взято из Толкового словаря Ожегова)

4) Подведение к выводу

После выполнения работы учитель просит зелёной ручкой обвести четвёртый вертикальный столбец с соединительными гласными в сложных словах. (Слайд 17 – последний щелчок – выпрыгивает красная рамочка)

- Обведите зелёной ручкой четвёртый вертикальный столбик в сложных словах.

- Что увидели интересного? В чём особенность слов? (Везде буквы О, и в 1 слове – Е)

- Как называются эти буквы в сложных словах и почему? (Соединительные гласные, они соединяют 2 корня)

- Бывают ли другие соединительные гласные? (Нет)

5) Правила написания соединительных гласных (Слайд 18)

- Попробуйте сделать вывод, вывести правило о правописания сложных слов. (Вывод о том, что cоединительные гласные в сложных словах обозначаются только буквами о или е, не зависимо от того, какие слышим звуки)

6) Тренировочное упражнение в написании соединительных гласных.

Работа в тетради “Пишем грамотно” (№ 1) с. 27 (Слайд 19)

- Готовы ли вы проверить свои знания?

- Выполните самостоятельно упражнение 2, потом мы его проверим (ученики четко читают вслух слова и называют соединительную гласную).

- Проверяем: прочитайте слова, в которых вы вставили гласную Е.

- Назовите слова, в которых была пропущена гласная О.

- А гласные О и Е можно писать где угодно?

- Понаблюдайте за корнями этих слов? Что заметили?

- Когда пишется О, а когда Е ? (После мягких согласных, шипящих написано Е, после тв. Согл напишем О)

Прочитайте стихотворение и запомните его. (Слайд 20)

После мягких, шипящих и Ц
В сложных словах пусть будет Е.
А после твердых пусть будет О –
Не перепутает их никто!

7) Проверка написания своих 4 слов

- А теперь давайте вернёмся к 4 нашим первым словам и проверим их написание или заполним пропуски. Таня покажет нам у доски.

[книгалюп], Чтобы проверить, как пишется слово, определим его значение. Кто это? Тот, кто любит книги. Сложное слово, в нём 2 корня: КНИГ и ЛЮБ. Парный согласный проверяется – любить. Между корнями пишется соединительная гласная О. – КНИГОЛЮБ

[виздихот], - Что это? Машина, для передвижения по труднопроходимой местности, по бездорожью, по снегу. Сложное слово, в нём 2 корня ВЕЗД и ХОД. Парный согласный проверяется – ходить. Безударный гласный проверим нельзя. Между корнями пишется соединительная гласная Е. – ВЕЗДЕХОД

[сталивар], - Кто это? Человек, который варит сталь. Сложное слово, в нём 2 корня: СТАЛ и ВАР. Между корнями пишется соединительная гласная Е. – СТАЛЕВАР

[звералоф] - Кто это? Человек, который ловит зверей. Сложное слово, в нём 2 корня: ЗВЕР и ЛОВ. Парный согласный проверяется – ловить. Между корнями пишется соединительная гласная О. – ЗВЕРОЛОВ

7. Составление сложных слов. Обогащение словарного запаса. Работа в группах или парах. Кто больше составит слов. (Слайд 21)

Работа в тетради “Пишем грамотно” (№ 1) с. 28 (Приложение 2)

Упражнение 1 (обогащение словарного запаса учащихся, отработка написания сложных слов).

- Составьте на карточках сложные слова. Цветными карандашами соедините части слова. Получившиеся слова запишите в нужный столбик: с гласной О – Е в таблицу в упр. 1.

Проверка таблиц по группам (Слайд 22, 23, 24, 25, 26, 27)

Урок русского языка по теме:

Создать условия для формирования у обучающихся умения правильно писать слова с двумя корнями.

- сформировать представление о сложных словах и способе их образования;

-с формировать у обучающихся навыки нахождения сложных слов; расширять знания о составе слова;

- сформировать умение правильно писать в сложных словах соединительные гласные о и е;

-закреплять умение выбора правописания соединительных гласных о и е ;

- развивать умение самостоятельно получать знания;

-развивать любознательность, сообразительность, внимательность, орфографическую зоркость;

-развивать речь обучающихся, познавательные и творческие способности через разнообразные виды деятельности.

- создать условия для проявления положительного отношения к урокам русского языка, понимания необходимости учения;

- воспитывать познавательную активность и умение работать в коллективе.

- воспитание уважительного отношения к русскому языку, восхищение его богатством, разнообразием.

-умение распознавать сложные слова и называть их отличительные особенности;

- умение правильно писать в сложных словах соединительные гласные;

- следование в поведении моральным и этическим требованиям;

- адекватная самооценка и умение выявлять причины успеха/неуспеха в учебной деятельности.

- умение принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

- умение участвовать в составлении плана урока и следовать ему на уроке;

- умение участвовать в рефлексивном этапе урока, в самооценке учебной деятельности по освоению учебного материала.

- умение работать с разными видами информации;
- умение ориентироваться в учебнике;

- умение формулировать выводы по изучаемой теме.

- уважительное отношение к мнению одноклассников;

- умение аргументировать своё мнение;

- условие сотрудничать с учителем и сверстниками.

Ход урока:

I . Организационный момент.

II . Запись в тетради числа, классная работа.

- Садитесь, ребята, на свои места. Открываем тетрадочки, записываем число и классная работа.

( Дети садятся, пишут)

II I . Словарная работа.

- А сейчас ребята откройте свои словарики и запишем в них новые словарные слова.

- Слово шофёр . Выделим в нем орфограммы : ш о фёр. Можно ли проверить правописание этой безударной гласной?

(это словаря из словаря, их правописание можно только запомнить)

-Я вам, ребята, предлагаю способ легкого запоминания этих орфограмм – подобрать ассоциативный образ. С чем у нас ассоциируется слово шофер , когда мы его произносим?

(с рулём, он круглый)

-Прекрасно! Да, руль, круглый. Раз он круглый, то и букву о в этом слове легко запомнить, она по форме круглая.

( Презентация, слайд 2 )

-Следующее слово яблоко . Выделим в нем орфограммы : ябл о к о .

- С чем у нас ассоциируется слово яблоко , когда мы его произносим?

(с кругом, яблоко круглое)

-Прекрасно! Да, яблоко, круглое. Раз оно круглое, то и букву о в этом слове легко запомнить, она по форме круглая.

( Презентация, слайд 3 )

-Предлагаю, в слове ябл о к о нарисовать на месте букв – о- яблоки.

-Следующее слово – огород. Выделим в нем орфограммы : о г о род.

( Презентация, слайд 4 )

-С чем у нас ассоциируется слово о г о род ? Попробуйте подобрать ассоциации.

( о вощи растут там, к о пка, копаем огороды)

-Хорошо, молодцы! Овощи обычно какой формы?

-Вот вам и запоминание первой -0 - в слове.

-А вторую можно так запомнить:

о г о род

в

о

щ

и

- Итак, мы узнали сегодня 3 словарных слова, записали их в словарики и нашли способ запомнить правописание гласных в этих словах. Прочитаем их еще раз: яблоко, огород, осина.

I V . Актуализация знаний.

-А сейчас, ребята, я вам предлагаю отгадать загадки. Запишите слова - отгадки.

Очень многим он знаком,

Если зимнею порою
Тучи небо всё закроют,
И снежинки полетят –
Значит, будет … (снегопад).


Ей набили мясом рот,
И она его жуёт,
Жуёт-жуёт и не глотает -
В тарелку отправляет.
( Мясорубка)

Есть моторчик шумный в нём,

Пыль с ковров он собирает,

Чистоту так соблюдает.

Вовсе это не насос –

Это шумный, – … (Пылесос)

-Какие слова у Вас получились?

( пылесос, снегопад, мясорубка)

-Поменяйтесь тетрадками в паре и проверьте написание с образцом на доске.

( Презентация, слайд 5 )

- У правильно записанного слова поставьте +.

-У кого нет ошибок встаньте.

-Какие безударные гласные в этих словах можно проверить?

( Презентация, слайд 6 )

-Какие нельзя проверить?

-Кто - то сделал в написании этих гласных ошибки?

-Как проверить их написание узнаем позже.

V .Проблемная ситуация.

–Теперь я предлагаю вам выделить корень в этих словах.

- А сейчас посмотрите видеоролик, как разобрали по составу эти слова Коля и Аня и сравним с вашим разбором.

Видеоролик ( с 12 сек -1мин 48 сек)

V I . Этап мотивации и целеполагания.

- Итак, ребята, давайте разберемся в этой проблеме.

- Кто согласен с мнением Коли, поднимите руки.

-Кто согласен с мнением Ани, поднимите руки.

-А есть другие мнения?

( В этих словах 2 корня: корень –пыль- и –сос- в слове пылесос;

корень – снег- и –пад- в слове снегопад;

корень –мяс- и -руб- в слове мясорубка)

-А почему у вас по 2 корня?

( слова образованы от двух слов)

-Правильно, ребята, эти слова не простые они имеют 2 корня.

- Тогда, может быть кто то сможет сформулировать нашу тему урока?

(Слова с двумя корнями)

( Презентация, слайд 8 )

-Тогда какой будет цель урока?

-Обсудите в парах и предложите свой вариант.

( Предлагают: научиться грамотно писать слова с двумя корнями. )

Учитель фиксирует цель на доске. На 4 ступеньке.

-Ребята, а что будем делать, чтобы научиться писать эти слова? Предложите план действий.

-Какие будут наши шаги для достижения цели?

( - Находить такие слова.

-Узнать, как называются такие слова

- Узнать, как образуются?

-Научиться грамотно писать такие слова.




На доске нарисована лестница.








Запись плана на доске:

- На первой ступеньке запишем свой первый шаг. Какой?

(будем учиться находить слова, состоящие из 2-х корней)

-Отмечу так на ступеньке (рисую дуги корней)

- На второй ступеньке запишем второй шаг. Какой?

- Что будет на 3-й ступеньке?

( на третьей ступеньке узнаем, как образуются такие слова)

-На четвертой ступеньке ?

(будем учиться составлять самостоятельно такие слова и писать их грамотно)

-Итак, тему мы определили, цель сформулировали и план работы составили. Какие мы молодцы! Хорошее начало, уже полдела. Итак, отправляемся в путь!

V . Изучение нового материала.

-А теперь будем подниматься по нашей лестнице. Что должны узнать на первой ступеньке?

( находить слова, состоящие из 2-х корней )

-Предлагаю вам выполнить упражнение 1 на стр. 100. Прочитайте задание. Что необходимо сделать?

( выписать слова, в которых 2 корня)

-Ребята, у вас текст упражнения на карточках, поработайте сначала индивидуально и найдите такие слова, лишние зачеркните, сравните результат в парах, а теперь в четвёрках.

Пароход, старость, сероватый, самолет, лесоруб, перелесок, мышеловка, пылесос, величайший, гористый, водолаз, землетрясение, садовник.

( Презентация, слайд 9 )

-Проверим вашу работу, с каждой группы выходит 1 ученик и зачеркивает лишнее слово.

( выходят по очереди и зачеркивают, вот, что остаётся)

- Пароход, самолет, лесоруб, мышеловка, пылесос, водолаз, землетрясение.

- Правильно мы нашли слова с двумя корнями? Молодцы! Рисую смайлик на первой ступеньке.

- Сколько корней в каждом из этих слов?

-Как вы думаете их можно назвать простыми словами?

(нет, в простом один корень)

-Так, как же назвать слова с двумя корнями?

(это сложные слова)

-Правильно, молодцы! Мы разгадали один секрет этих слов. У них 2 корня. Рисую смайлик на второй ступеньке.

- Но остался еще один секрет. Готовы его разгадать? (Да!) Тогда посмотрите внимательно, внимательно на сложные слова. Что вы еще заметили? Какой секрет мы еще не разгадали? (слова надо записать в 2 столбика. Корни выделены. Некоторые дети видят соединительные о и е и называют: между корнями в 1-м столбике о, а во 2-м столбике е.

Ребята, мы правильно подметили. А как вы думаете, они относятся к какому-нибудь корню? (Нет!).Тогда зачем они стоят между двумя корнями, как думаете? Какова их роль в таких словах?

Они соединяют 2 корня. Значит, как их назовём, если они соединяют корни?

- Итак, назовите еще раз соединительные гласные. Сколько их?

Молодцы! Вот мы и узнали 2-й секрет сложных слов. У них могут быть соединительными гласные о и е.

- Итак, сделаем вывод: как образуются сложные слова?

( при помощи двух корней и соединительной гласной)

- Правильно, молодцы! Рисую смайлик на третьей ступеньке.

-Правописание соединительных гласных поможет вам запомнить вот такое стихотворение:

Этих гласных только две:
Буква О и буква Е.
Коли твёрд согласный звук,
Буква О подходит тут.
Если мягок этот звук,
Букву Е пишите тут.

( Презентация, слайд 10 )

-Вот и поднимаемся на 3 ступеньку.

-Предлагаю вам выполнить следующее упражнение , чтобы закрепить это правило. Посмотрите на слайд.

( Презентация, слайд 11 )

- Прочитайте задание. Что нужно сделать?

( записать слова в 2 столбика, вставить пропущенные соединительные гласные)

-Первый столбик будет заполнять 1 вариант, 2 столбик 2 вариант.

-Поменяйтесь тетрадями и проверьте работу товарища.

-Поднимите руки, у кого все верно. Не все пока справились с заданием. Почему?

( первый урок изучаем, когда пишется соединительная гласная О, а когда Е)

- Чему сейчас учились, выполняя это упражнение?

( правописание соединительных гласных в сложных словах, когда пишется О, а когда Е)

-И осталось нам подняться на 4 ступеньку. Чему сейчас будем учиться?

( составлять самостоятельно сложные слова и писать их грамотно)

-Выполним упражнение 3 в учебнике на стр. 101. Прочитайте задание. Что необходимо сделать?

( составить сложные слова )

-Выполнять будете самостоятельно.

-Прочитаем, что у вас получилось.

(одного спрашиваю, читает 1 столбик)

-Ребята, просигнальте, кто согласен?

( поднимают руку с поднятым большим пальцем )

-Теперь прочитаем слова, которые составили во втором столбике.

(одного спрашиваю, читает 2 столбик)

-Ребята, просигнальте, кто согласен?

( поднимают руку с поднятым большим пальцем )

-Вижу, справились все. Очень хорошо!

-Чему учились сейчас, выполняя это упражнение?

(составлять самостоятельно сложные слова и писать их грамотно)

-Ребята, а вам встречались сложные слова? Какие? Кто может вспомнить?

Хорошо! Здорово, что вы можете привести свои примеры! На самом деле в русс.языке таких слов очень много. Вот видите, ребята, какой у нас чудесный, богатый, красивый русский язык! В нем есть не только простые слова, но и сложные. Все они делают нашу речь разнообразной, красивой, богатой. (Надо восхититься! Эмоции! )

-Мы можем сказать, что достигли 4 ступени?

VI . Рефлексия. Подведение итогов.

- Какая тема сегодня была на уроке?

(Слова с двумя корнями)

(Презентация, слайд 12)

- Какая цель перед нами была?

Научиться писать слова с двумя корнями

-А как мы этому учились? Что делали? Смотрим на план. Называем наши действия.

- н аучились распознавать слова, состоящие из 2-х корней,

- узнали, как называются такие слова и как они образуются,

- научились составлять и правильно писать слова с двумя корнями .

-Какие 2 секрета сложных слов мы раскрыли?

(узнали, что у них 2 корня и 2 соединительные гласные,

- Можем мы уверенно сказать, что научились писать сложные слова с 2-мя корнями? Да!

Что же помогло нам узнать такие замечательные сложные слова?

(наш план-лесенка, учебник, учитель, презентация, дружная работа на уроке)

-Посмотрите на нашу лесенку. У вас такие же лесенки на листочках у каждого.

- Как вы оцениваете свою работу? Нарисуйте смайлик на той ступеньке, задание которой вы поняли на уроке и знаете теперь, как его выполнить.

- А теперь поднимите руки, кто достиг 1 ступени? 2 ступени? 3 ступени?4 ступени?

(Дети поднимают руки / встают по очереди и показывают листочки/ с лесенкой и нарисованным смайликом.)

- Считаете ли вы, что все сегодня должны были достичь всех ступеней?

(потому что это первый урок по теме)

-Правильно, ребята. На следующих уроках вы будете закреплять полученные сегодня знания.

VII . Оценивание.

VIII . Домашнее задание.

-Придумать и составить 10 сложных слов .

- Молодцы! Урок окончен. Всем спасибо!

Приложение 1.

Пароход, старость, сероватый, самолет, лесоруб, перелесок, мышеловка, пылесос, величайший, гористый, водолаз, землетрясение, садовник.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.