Сергей лишаев что о нем пишут

Учёная степень: доктор философских наук

Ученое звание: профессор

Рейтинг: 66 (по количеству просмотров анкеты за последний месяц)

СЕРТИФИКАТ участника энциклопедии "Известные Ученые"

Доктор философских наук, профессор, руководитель Центра философских и эстетических исследований Самарской гуманитарной академии, профессор кафедры философии.

Центра философских и эстетических исследований (2007).

Конференций и семинаров:

Российского научного семинара «Трансформация субъективности в постнеклассическую эпоху, СаГА, философско–филологический факультет, 25 сентября 2003 (председатель оргкомитета).

Инициатор издания и редактор:

Тематические направления исследовательской деятельности

1. Эстетика, онтология, антропология.

2. История русской философии + лингвокультурология и когнитивная лингвистика.

3. Философия литературы. Предпринята попытка философско-эстетического и экзистенциально-антропологического прочтения творческого наследия А. П. Чехова.

Влечение к ветхому (Опыт философского истолкования). Самара: Самар. гуманит. акад., 1999. – 108 с.

Эстетика Другого: эстетическое расположение и деятельность: Монография. Самара: Самар. гуманит. акад., 2003. – 296 с.

Эстетика Другого.2-е изд, испр. и дополн. СПб., Изд-во СПбГУ., 2008. – 380 с.

Введение в философию: Курс лекций: Учебное пособие. Самара: Самар. гуманит. акад., 1999 (В соавторстве с Н. Ю. Ворониной). С. 63–89.

История русской философии. Ч. I. С древнейших времен до середины ХIХ-го века. Курс лекций: Учебное пособие. Самара: Самар. гуманит. акад., 2004. 274 с.

История русской философии. Ч. II. Книга 1: Вторая половина ХIХ-го века (Философская мысль в пореформенной России). Курс лекций: Курс лекций: учебное пособие. Самара: Самар. гуманит. акад., 2006. 226 с.

История русской философии. Ч. II. Книга 2: Вторая половина ХIХ-го века (Н. Ф. Федоров, П. Д. Юркевич, В. С. Соловьев): Курс лекций: учебное пособие. Самара: Самар. гуманит. акад., 2006. 240 с.

А. П. Чехов: жизнь души в зеркале состояний (К анализу эффекта неопределенности в произведениях Чехова) // Философия: в поисках онтологии: Сборник трудов Самарской гуманитарной академии. Вып. 5. – Самара: Изд-во Самарской гуманитарной академии, 1998 1,3 п. л.

А. П. Чехов: Стилистика неопределенности // Mixtura verborum’ 99. – Самара, Изд-во Самарской гуманитарной академии, 2000. 0,5 п. л.

Феномен ветхого (опыт экзистенциального анализа) // Вопросы философии. 2001. № 9. 0,9 п. л.

Банное действо (Феноменологический анализ и эстетический комментарий) // Mixtura verborum’2002: По следам человека. Сб. ст. – Самар. гуманит. акад. – Самара, 2002. 2,2 п. л.

Возникновение русской философии. Языковой аспект // Mixtura verborum’ 2003: Возникновение, исчезновение, игра. Сб. ст. – Самар. гуманит. акад. – Самара, 2003. 1, 8 п. л.

Феноменология уютного (к эстетической характеристике дома и домашних вещей) // Mixtura verborum’ 2004: Пространство симпозиона. Сб. ст. – Самар. гуманит. акад. – Самара, 2004. 1, 8 п. л.

Старое, старинное, ветхое Mixtura verborum’ 2004: Пространство симпозиона. Сб. ст. – Самар. гуманит. акад. – Самара, 2004. 0, 5 п. л.

Феноменология уютного (к эстетической характеристике дома и домашних вещей). Часть 2. // Mixtura verborum’ 2005: тело, смысл, субъект. Сб. ст. – Самар. гуманит. акад. – Самара, 2005. 1,6 п. л.

Кризис гуманизма в зеркале повседневности: От уюта к комфорту // Восток и Запад: глобализация и культурная идентичность. Материалы междунар. конгр., посвящ. 1000– летию г. Казани. – Казань: Изд-во Казанского ун-та, 2005. 1 п. л.

Горизонты старости: типология и экзистенциальное содержание // Mixtura verborum’ 2006: топология современности. Сб. ст. – Самар. гуманит. акад. – Самара, 2007. 1, 5 п. л.

Старость и современность // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия Философия. Филология. №. 1. 2007. 0, 8 п. л.

Старая фотография // Mixtura verborum’ 2007: сила простых вещей. Сб. ст. – Самар. гуманит. акад. – Самара, 2007. 1, 2 п. л.

Эстетика простора (простота, пустота, чистота, воля) // Старость и современность // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия Философия. Филология. №. 2. 2007. 0, 5 п. л.

[youtube.player]

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Балла-Гертман Ольга Анатольевна

ПО ТУ СТОРОНУ ПРЕКРАСНОГО И БЕЗОБРАЗНОГО

Лишаев С. А. Эстетика пространства.

СПб.: Алетейя, 2015. 288 с. (Тела мысли)

Балла-Гертман Ольга Анатольевна

В очередной своей книге Сергей Лишаев — продолжая, на сей раз на материале пространства, давно им начатую разработку эстетики Другого (она же — эстетика возможности или, иначе, эстетика существования), — делает работу, которая представляется мне одной из наиболее интересных в сегодняшней русской философии. Безусловно, проект достоин того, чтобы быть внимательно отрефлектированным в своих корнях, особенностях и возможностях.

Корни этого проекта — глубокие, но, по крайней мере для сегодняшней русскоязычной мысли, так на глубине и оставшиеся, то есть до сих пор не пошедшие в рост, — отчасти проговаривает и сам автор. Главный родоначальник лишаев-ского интеллектуального предприятия — конечно, Кант, впервые сделавший радикальный шаг за пределы традиционной эстетики прекрасного, — по сути, шаг к её пересмотру; к отходу от рефлексий о форме воспринимаемых предметов — в сторону рефлексии о существе человека.

Пересмотр, правда, всерьёз до сих пор не начат — кантовский шаг остался единственным.

Теперь Сергей Лишаев пробует двигаться в направлениях, которые, как он полагает, были этим шагом намечены (да, это целый веер направлений, и в книге представлено только одно из них).

Собственно, Лишаев продумывает и развивает те возможности европейской эстетической — а вследствие того, и антропологической — мысли, которые существовали в ней издавна, но по некоторым причинам (их тоже было бы интересно продумать) оказались на периферии основного русла её развития и пока, по существу, там и пребывают, — работа Лишаева представляется мне в этом смысле вполне одинокостоящей.

Пространство, отношения человека с которым — главная тема книги, — по существу, лишь повод (зато незаменимый) говорить об этих оставленных на периферии возможностях мысли, материал для того, чтобы развивать их.

тетических вопросов) из антропологического в онтологическое. Его размышления о человеческом восприятии мира получают продолжение в мысли о ситуации человека в мире и отсюда уже напрямую — об устройстве самого этого мира.

Лишаев — что, собственно, признаёт и он сам5 — существенно раздвигает пределы эстетического анализа; не только расширяет круг его задач, предметов его внимания, не только вводит в инструментарий эстетического анализа новые для того категории (юное, ветхое, простор, даль, пропасть, уют. ) но, что ещё важнее, меняет его структуру. Он переосмысливает, таким образом, самую природу эстетического — в чём вполне отдаёт себе отчёт.

Впрочем, автор отдаёт себе ясный отчёт и в том, что к предметам собственной философской рефлексии он подходит как человек своего времени,

5 См., напр.: с. 272.

этим временем вполне определяемый, отвечающий на его интеллектуальные и экзистенциальные запросы. Свою теоретическую заботу он осознаёт как симптоматичную и насущную для времени; в конечном счёте понимает неуниверсальность и ситуативную обусловленность своей мысли. (Тем самым, конечно, и ограниченность — впрочем, это такая особенная ограниченность: разомкнутая. Готовая расти и меняться. Всем бы такую.) Подобное признание особенно располагает к автору как к мыслителю, критичному к собственным основаниям: неуниверсальность в себе готовы осознать, принять, а особенно продумать очень немногие. Ещё особеннее того: он понимает и то, что эта обусловленность не обесценивает мысли, не уменьшает истинности в ней — скорее, даже наоборот.

Однако, оказавшись в центре мира, антропос этой роли, связанной с нею нагрузки в конечном счёте не выдержал.

Разрушение иерархизированной картины мира (скорее даже — иерархизи-рованного чувства мира) вызвало к жизни, считает Лишаев, современного западного субъекта с его особенной восприимчивостью к возможностям, переменам, движению, с его вечным поиском и проблематизацией себя, цели и смысла собственной жизни и жизни вообще, с его вечной уязвлённостью иными вариантами существования, включая недоступные (тем самым многоликим Другим).

Отсюда, считает Лишаев, и (чисто эстетическое) падение восприимчивости к Прекрасному и вообще к завершённым, устойчивым формам; потребность в формах динамичных и открытых. С изрядной полнотой осуществлённая в искусстве ещё в XX веке, она парадоксальным образом остаётся по сию пору недоосвоенной эстетической мыслью — особенно той, что занята не художественными, а, так сказать, вне- и дохудожественными явлениями.

(На примере этих теоретических построений мы видим, что интуиция Цельности, культурой вроде бы утраченная, никуда из неё не ушла, — разве что ушла в её периферийные, неочевидные области, откуда и продолжает воздействовать на разные культурные явления. Это заставляет подозревать, что на самом деле мы в её случае имеем дело с базовой человеческой потребностью, с антропологической константой.)

[youtube.player]

Уроки простых вещей

Самарские философы проясняют структуры опыта

Интеллектуальная жизнь за пределами Москвы – вещь, настолько мало прояснённая для столичного сознания, что кому-нибудь, возможно, кажется, будто её вовсе нет. Но это - представление глубоко ложное, объяснимое мало чем, кроме лени и нелюбопытства столичных жителей и исчезающе-малых тиражей провинциальных изданий.

Вообще, интеллектуальная жизнь за пределами Москвы – вещь, настолько мало прояснённая для столичного сознания, что кому-нибудь, возможно, кажется, будто её вовсе нет. Но это - представление глубоко ложное, объяснимое мало чем, кроме лени и нелюбопытства (да разве ещё снобизма) столичных жителей и исчезающе-малых тиражей провинциальных изданий.

Так в чём же специфика провинциальных смысловых лаботаторий – и есть ли эта специфика вообще?Постараемся понять: в чём её особенности, если они там вообще есть? Вправду ли дух философии веет, где хочет, и меняются ли траектории его полёта в зависимости от того, над чем он пролетает?

— Сергей Александрович, можно ли говорить о существовании в Самаре философского сообщества со своим узнаваемым интеллектуальным стилем?

— Я склонен думать, что да. Собственно, для нашего города это явление совсем новое: Самара всё-таки не Москва, где философия берёт истоки ещё от общества любомудров. У нас философия появляется вместе с Самарским государственным университетом. То есть, философы в городе наверняка были и раньше, но о них, об их текстах или вообще о каких-то плодах их активности, увы, ничего не известно. А университет возник в 1969 году, и вместе с ним была создана кафедра философии. На кафедру пригласили Вадима Борисова - довольно крупного советского философа. Он в своё время закончил Московский университет, - учился с 1945 по 1950 год, одновременно с Грушиным, Мамардашвили, Ильенковым, Зиновьевым… Занимался он в основном философией науки, работал в Новосибирском университете - в Академгородке, в среде интеллектуалов-шестидесятников, на его новосибирской кафедре работал Михаил Розов и действовал знаменитый семинар по методологии науки. В 1972 году в Самару из Новосибирска переехал и стал работать на кафедре молодой кандидат наук Владимир Конев. Это - уже начало самарской философской среды. В 1984 году Борисов открыл здесь совет по защите диссертаций – первый в Поволжье.

А в начале 90-х произошло сразу несколько событий. В 1991-м группа преподавателей с кафедры философии Борисова решила создать негосударственный ВУЗ - Самарскую гуманитарную академию. Собственно, это были философы: Наталья Воронина – она до сих пор возглавляет наш ВУЗ; Алексей Харченко, много лет работавший в нашей академии, и я, не покидавший с тех пор кафедры философии. Так в 1992-м возникла ещё одна точка философской активности. Именно здесь, впервые в Самаре, появился философский факультет, долгие годы называвшийся философско-филологическим.

Философы создали его для реализации своих планов, проектов, идей. В университете же факультета не было, были только две философские кафедры – естественных и гуманитарных факультетов, - неплохие по тем временам.

Такое медленное чтение и медленная работа с текстом были особенно характерны для 90-х. Тогда все эти тексты только появлялись в России в открытом доступе, и такая практика чтения была актуальна и полезна. Кроме рутинно-профессиональной составляющей, которая нужна всегда, в 90-е это занятие имело и общекультурный резонанс – важны были сами имена, само прикосновение к тому, что на фоне марксистской догматической традиции воспринималось как подлинная мысль. Приходили люди и с других факультетов, - не только философы, иногда просто со стороны – такое это было важное событие.

То есть, сообщество стало по-настоящему развиваться в 90-е, когда вообще был мощный всплеск общественного, внепрофессионального интереса к философии. Стали выходить неизвестные прежде тексты русских, советских философов; пошла волна переводов.

То есть, с одной стороны, было постоянное ядро, - оно, правда, тоже менялось, хотя и не быстро, - люди заканчивали академию, уезжали. – и, с другой, - приходящие участники.

Кроме того, в академии действовал постоянный преподавательский семинар, - там мы тоже читали и Делёза, и Хайдеггера. Люди извне приходили и туда.

По-моему, во многих российских городах есть какие-то специализированные формы философской жизни: клубы, вузовские или кафедральные сайты, семинары – но нет даже попытки свести философскую жизнь города воедино, в одно виртуальное пространство. Конечно, в небольшом городе, где всего один-два вуза, представлять нечего, - слишком мало и людей, и событий. С другой стороны, в Москве или в Петербурге один такой сайт создать невозможно - всего слишком много. А вот размеры города-миллионника или близкого к нему, где достаточно много вузов: Саратов, Казань, Екатеринбург, Нижний Новгород, Волгоград… - вполне это позволяют. Начиная проект, мы хотели, чтобы он стал заразительным, чтобы в других городах возникли аналогичные сайты. Пока ничего подобного я не видел, но надежды не теряю.

Примерно с середины 2000-х мы в СаГА стали проводить по две конференции в год. Это ещё один момент, новый и важный. Они часто невелики по составу участников, но посвящены интересным, актуальным темам. Для того, чтобы было сообщество, важна ритмичность. Так же важно, чтобы был журнал и выходил регулярно: пусть хоть раз или два в год, но обязательно - много лет подряд. Желательно - десять, двадцать. Вокруг таких вещей сохраняются общие умонастроения, стилистическое единство – и круг авторов. Это то ядро, вокруг которого уже можно наращивать сообщество.

— Какие темы там обсуждаются?

Возможны вопросы - и неудобные, и, может быть, глупые. Но это делает философскую мысль способной постоять за себя. Академическая обстановка всё же расслабляет: мы вещаем перед студентами, аспирантами, и они обязаны слушать, что бы мы ни говорили: сдавать-то надо. Но, приходя к людям со стороны, которые ничем вам не обязаны, в которых, наоборот, заинтересованы вы сами, - вы должны говорить так, чтобы вас слушали и чтобы к вам пришли опять.

Сама способность понимать в мире, сознавать вещи и мир в целом уже предполагает вынесенность человека во вне-мирное пространство. Мы некоторым образом выдвинуты в ничто, как говорит Хайдеггер; причастны к Другому. Мы не только есть, но ещё и отсутствуем; мы - ещё и некоторая пустота и прокол существования. Именно благодаря этому мы способны знать о себе и о вещах, которые есть в мире.

Иногда метафизическое измерение опыта выходит на поверхность. Есть опыт особенный, глубинный – например, опыт ужаса, о котором писал Хайдеггер; или переживания ветхого; или полемики (о нём писал Виталий Лехциер). Это - привилегированные точки опыта, они заслуживают анализа прежде всего. Говоря о той же метафизике эмоций, мы, с одной стороны, можем говорить о метафизике любых эмоций вообще – а с другой, выделять эмоции специфические, в которых этот метафизический элемент явлен особенным образом.

Есть ещё один характерный для нас момент – может быть, больше свойственный художественному творчеству, и то не всякому. В наших изданиях много статей, написанных в соавторстве Мариной Корецкой, Еленой Савенковой и Еленой Иваненко. Они пишут тексты втроём: каждое предложение обдумывается, обговаривается – так у них написаны уже целые (философские) книги! Это уникальная вещь, такого, кажется, больше нигде нет, по крайней мере, я не встречал. По-моему, это тоже говорит об особой устремлённости к творческому поведению, поисковому, игровому, даже где-то хулиганскому – свободному, отличному от чисто философского умозрения по некоторому эмоционально-художественному подъёму. На нашей площадке такие тексты оказались явно не случайно.

— На какие теоретические авторитеты вы ориентируетесь в своей работе? Имя Хайдеггера приходит на ум первым, но он наверняка не единственный.

— Не единственный, конечно. Вообще, что касается имён, принципиальных для самарского философского сообщества, я не вижу существенных отличий от России в целом, прежде всего, от Москвы и Петербурга. Мы прошли те же волны интереса: Мамардашвили, Гуссерль, Хайдеггер; Делёз, Лакан, Жижек, Фуко, Деррида, Бодрийяр. Можно долго перечислять, но, думаю, из европейских философов ХХ века для нас особенно важны Хайдеггер, Делёз и Фуко.

— А если говорить о философах-художниках в названном смысле, чья работа в культуре кажется вам важной?

— Это - уже названные Хайдеггер и Мамардашвили, Ницше, Розанов, Флоренский. Я бы упомянул В.В. Бибихина… Многих можно назвать. Мне кажется, эта линия в философии в последнее время заметно укрепилась - в этом одно из отличий неклассической и постклассической парадигмы философии от классики, которая тяготела к научному идеалу рациональности, стремилась мыслить строго, систематично, последовательно…

— Как бы вы сформулировали генеральную идею своей – и ваших единомышленников - работы в целом?

Эта задача, конечно, родственна художественной, поэтической. Художник ведь тоже по-своему, на образно-метафорическом языке делает непроговоренный, безымянный опыт достоянием других: благодаря тому, что делает художник, они получают возможность этот опыт назвать, прочувствовать, - в интенсифицированной, сгущенной форме. Одна из задач философии, по-моему, – тоже такая зоркость взгляда, попытка и умение прояснить опыт, показать, что в опыте, который кажется проходящим, незаметным, - есть глубина; что подлинная метафизическая глубина не есть нечто выходящее за рамки повседневности.

— Что же вам, философам, видится целью такого прояснения? Имеется ли в виду построение некоторой философской системы?

— Говорить от имени всех авторов, конечно, не могу, но вряд ли тут можно построить систему на предметно-содержательном уровне. Речь идёт скорее о выработке точки зрения, инструментария, оптики: принципов, опираясь на которые, мы можем по-особому отнестись к реальности - раскрыть в ней то, что прежде было утаено.

Понятно, что мир нашего опыта, его многообразных структур в принципе не может быть исчерпан: он всё время порождается. Его исчерпание означало бы завершение мира. Пока существует человек, опыт меняется, появляются новые его конфигурации, - поэтому я и не думаю, что здесь возможно построить систему.

Всё, что мы можем предложить – это именно угол зрения, способ существования в мире: отношение к реальности, позволяющее усмотреть в обыденных, незаметных вещах глубокое и существенное. Это, по-моему, важная задача, и она сейчас активно осваивается в современной философии. Безусловно, смежные, аналогичные нашему, течения есть, но работы ещё явно непочатый край.

[youtube.player]

Информация

Биография

С 1992 года и до настоящего времени работает в Самарской гуманитарной академии (СаГА). Занимал должности доцента, профессора философско-филологического факультета СаГА, декана философско-филологического факультета, заведующего кафедрой гуманитарных…

Библиография

Влечение к ветхому (Опыт философского истолкования). Самара: Самар. гуманит. акад., 1999. – 108 с.

Эстетика Другого: эстетическое расположение и деятельность: Монография. Самара: Самар. гуманит. акад., 2003. – 296 с.

Эстетика Другого.2-е изд, испр. и дополн. СПб., Изд-во СПбГУ., 2008. – 380 с.

Введение в философию: Курс лекций: Учебное пособие. Самара: Самар. гуманит. акад., 1999 (В соавторстве с Н. Ю. Ворониной). С. 63–89.

История русской философии. Ч. I. С древнейших времен до середины ХIХ-го века. Курс лекций: Учебное пособие. Самара: Самар. гуманит. акад., 2004. 274 с.

История русской философии. Ч. II. Книга 1: Вторая половина ХIХ-го века (Философская…

Влечение к ветхому (Опыт философского истолкования). Самара: Самар. гуманит. акад., 1999. – 108 с.

Эстетика Другого: эстетическое расположение и деятельность: Монография. Самара: Самар. гуманит. акад., 2003. – 296 с.

Эстетика Другого.2-е изд, испр. и дополн. СПб., Изд-во СПбГУ., 2008. – 380 с.

Введение в философию: Курс лекций: Учебное пособие. Самара: Самар. гуманит. акад., 1999 (В соавторстве с Н. Ю. Ворониной). С. 63–89.

История русской философии. Ч. I. С древнейших времен до середины ХIХ-го века. Курс лекций: Учебное пособие. Самара: Самар. гуманит. акад., 2004. 274 с.

История русской философии. Ч. II. Книга 1: Вторая половина ХIХ-го века (Философская мысль в пореформенной России). Курс лекций: Курс лекций: учебное пособие. Самара: Самар. гуманит. акад., 2006. 226 с.

История русской философии. Ч. II. Книга 2: Вторая половина ХIХ-го века (Н. Ф. Федоров, П. Д. Юркевич, В. С. Соловьев): Курс лекций: учебное пособие. Самара: Самар. гуманит. акад., 2006. 240 с.

А. П. Чехов: жизнь души в зеркале состояний (К анализу эффекта неопределенности в произведениях Чехова) // Философия: в поисках онтологии: Сборник трудов Самарской гуманитарной академии. Вып. 5. – Самара: Изд-во Самарской гуманитарной академии, 1998.

А. П. Чехов: Стилистика неопределенности // Mixtura verborum’ 99. – Самара, Изд-во Самарской гуманитарной академии, 2000.

К проблеме онтологической эстетики: Бытие и Небытие как принципы анализа эстетических феноменов // Вестник Самарского государственного университета. 2000. № 3 (17).

Феномен ветхого (опыт экзистенциального анализа) // Вопросы философии. 2001. № 9.

Банное действо (Феноменологический анализ и эстетический комментарий) // Mixtura verborum’2002: По следам человека. Сб. ст. – Самар. гуманит. акад. – Самара, 2002.

Возникновение русской философии. Языковой аспект // Mixtura verborum’ 2003: Возникновение, исчезновение, игра. Сб. ст. – Самар. гуманит. акад. – Самара, 2003.

Феноменология уютного (к эстетической характеристике дома и домашних вещей) // Mixtura verborum’ 2004: Пространство симпозиона. Сб. ст. – Самар. гуманит. акад. – Самара, 2004.

Старое, старинное, ветхое Mixtura verborum’ 2004: Пространство симпозиона. Сб. ст. – Самар. гуманит. акад. – Самара, 2004.

Феноменология уютного (к эстетической характеристике дома и домашних вещей). Часть 2. // Mixtura verborum’ 2005: тело, смысл, субъект. Сб. ст. – Самар. гуманит. акад. – Самара, 2005.

Кризис гуманизма в зеркале повседневности: От уюта к комфорту // Восток и Запад: глобализация и культурная идентичность. Материалы междунар. конгр., посвящ. 1000– летию г. Казани. – Казань: Изд-во Казанского ун-та, 2005.

Горизонты старости: типология и экзистенциальное содержание // Mixtura verborum’ 2006: топология современности. Сб. ст. – Самар. гуманит. акад. – Самара, 2007.

Старость и современность // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия Философия. Филология. №. 1. 2007.

Старая фотография // Mixtura verborum’ 2007: сила простых вещей. Сб. ст. – Самар. гуманит. акад. – Самара, 2007.

Эстетика простора (простота, пустота, чистота, воля) // Старость и современность // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия Философия. Филология. №. 2. 2007.

Книги





Титулы, награды и премии

Доктор философских наук, профессор, руководитель Центра философских и эстетических исследований Самарской гуманитарной академии, профессор кафедры философии.

Ссылки

Премии

Рецензии


Мне понравилась эта книга – и вся целиком, и каждая часть – в отдельности.


Отдельные части посвящены функционированию фотографий в современном медийном пространстве, различным фотоэффектам, судьбе потребительских фотографий (фотоштампам) и т. д. И хотя к концу разделы становятся все короче, сжимаясь порой до абзаца, читать все равно интересно. И… возникает желание заглянуть в семейный альбом новым взглядом.

[youtube.player]


Наш третий номинант в категории "Человек риска" - Юрий Лишаёв, легендарный Фантик!
В представлении не нуждается.

Юрий Лишаёв - легенда альпинизма, каякер, инвалид 1 группы. Автор множества первопроходов в Крыму и соло-альпинист, многие из достижений которого до сих пор не рискуют повторить.
Страстный каякер, в тёплое время года фактически живёт на воде. Обладатель "Хрустального пика-2012" за проект "Ковчег надежды".


Ты говоришь, что полгода провёл в каяке в этом сезоне. Расскажи, где был, что делал?

Я в этом сезоне стартовал в Керчи и дошел до Тарханкута, и оттуда вернулся в район Судака на Меганом. И оттуда уже мотался то в район Балаклавы, то в район Карадага. За эти полгода из шести 4-балльных штормов, которые были у нас в Крыму летом, я четыре поймал в море.

Не могу сказать, что мне это очень понравилось (смеется), но тем не менее. Я ведь не просто по поверхности моря прохожу – я им живу, оно для меня неотъемлемая часть жизни. Будучи на большой волне, заглядываешь за грань своих возможностей, в свой внутренний мир.


Да, Крым для меня каким-то домашним был. Я здесь бегал с маршрута на маршрут: прошел одну пятерку, и сразу на другую. Где меня ночь поймала – там я и ночевал. А потом после этого ещё на третий маршрут! Конечно, пройти 400 метров нашей крымской стены для меня было маловато. Потом были в моей жизни стены и по 500-600 метров, и километровые, проблемы не было, но я к ним уже был готов с Крыма.


Где ты успел наследить, и какие твои восхождения запомнились тебе самому?

Кавказ, Фаны, на Памире был. Из такого большого: Ушба, первопрохождение Айлама (пятый бастион), это куда в своё время не получилось у Хергиани залезть; первопрохождение на Шхельду, пик Щуровского зимой, Ягнобская стена. Потом очень много я был в Чехии: в Теплице я на Бумеранг залез и на Глазку – довольно солидные маршруты. Кавказ, Фаны, на Памире был.


Какие из своих первопроходов ты считаешь самыми сложными?

Когда ты успел съездить с альпинистско-скалолазным визитом в США? Где там лазал?

В Америке я очень много облазил Смит-рок – это довольно известный скалолазный район. Поднимался на высшую точку штата Орегон, Маунт Хьуд, и так получилось, что был в компании с профессиональным гидом, но я их слегка опередил, и часа два сидел на вершине и ждал их. У меня снаряжения нет, я ничего не взял, они меня спрашивают, как же ты вниз пойдешь, канатов, ничего не взял, а я им – как пришел, так и уйду.

Насколько непривычным для тебя было лазанье по тем скалам?

Я уже лазал в разных районах, единственное что, Смит-Рок – это в основном вулканическая порода, мне казалось, что это развалина, но маршруты проходили по довольно интересным скалам. И в то же время у меня же было общение, я встречал не только американцев, но и альпинистов из других стран.
Американцев встречал и у нас в Крыму: с ними была Стэйси Эллисон – в свое время первая американка, поднявшаяся на Эверест. Такая хорошая девушка, преданная своему делу.


Твоя философия жизни в горах. Каким базовым принципам следовал и следуешь ты и считаешь, что нужно следовать и всем остальным?

Я бы не стал другим давать советы. Грань слишком близка – ты ведь в самом деле, как тот канатоходец, работаешь в беседке. Основной принцип: действовать в соответствии с тем, насколько ты верен самому себе, насколько это тебе нужно.


Твои первые соло? Расскажи, как это было?


Соло – это была самоцель или средство достижения чего-то? Чего?

Соло никогда не будет способом для приобретения дешевой известности! Просто когда ты клепаешь уже сверхсложные маршруты, именно альпинистские, тогда появляется момент: а не сдать ли тебе экзамен именно в одиночку? В такие моменты у тебя нет никого ни впереди, ни сзади, и движущая сила – ты сам, твоя любовь, твоя любовь к природе.


Для меня соло – это не обиженность какая-то, а опять же свобода и уединение с природой. Поэтому после травмы, когда много чего поналазил, было, конечно, обидно – маршруты, которые пролетал, особо не замечая, занимали теперь слишком много времени. Уж я Марчеку ходил после травмы, но потратил на это где-то дня четыре – раньше делал за шесть часов. Для меня это было со слезами. Но, тем не менее, я сделал тогда эту Марчеку!

Но ты не всегда ведь ходил соло. Напарники – расскажи о тех напарниках, которые сыграли в твоей жизни какую-либо значимую роль.

Хотя бы взять маршрут Бровь, довольно легендарный, на Марчеке – мы делали его с Лешей Самодедом, знаменитым киевским альпинистом. Нельзя говорить о том, что я начал в одиночку: то были хулиганские поступки, поскольку я не нуждался ни в зрителях, ни в посредниках, но все-таки я многого добился в коллективном альпинизме. В детстве из-за нехватки снаряжения я как-то начинал лазить в одиночку.


Чему тебя научил каякинг? Что он тебе дает?

Все в курсе, что у меня серьезная травма. А каяк дает мне вести полноценный образ жизни, чтобы чувствовать себя настоящим человеком. Если вы обратите внимание, то в каяке я замыкаю ноги в коленях, и, будучи инвалидом первой группы, я могу сам себя обслуживать на воде, даже вытаскивать каяк! То есть после скал он мне дал, можно сказать вторую жизнь, довольно-таки большую.


В 2012 году я реализовал проект «Ковчег надежды: я стартовал от Днепра и тогда отмотал где-то 4 тысячи километров по России, Белоруссии и Украине. А самый сложный Днепр – у нас в России. То есть он петляет между озерами, а еще его разлило, проходишь как единое целое километров на 50, макушки деревьев, памятники с войны торчат – необычно, столько течений, на каяке в лесу заблудился, понимаешь! Черт его знает, куда грести. Был момент, даже к сосне привязывался и ночевал сидя в каяке… Потом пришел в Крым, думал закончить свою экспедицию в Херсонесе, но подумал, что там скучно и тогда полностью обошел весь полуостров и закончил в Геническе. А в Геническе узнал, что это уже не Крым.


Как ты пришёл к каякингу?


Кто тебя всему научил?

Я столько людей видел, как учатся грести, но меня, откровенно говоря, никто не учил этому, разве что Посейдон (смеется). Меня и ливни заставали, и град на открытой воде, в общем, все прелести жизни!


Каких правил жизни ты придерживаешься?

Я когда на скалы пришел в 13 лет, сразу влюбился в природу. И чем больше я люблю природу, тем ближе она меня к себе подпускает. Когда у вас еще свеж вкус падения, вы знаете, чем это заканчивается, начинаете после травмы восстанавливаться и идти опять наверх, то есть преодолевать самого себя – в этом вся суть! Это громкие слова борьба с опасностью и победа над самим собой, но в этом должна заключаться жизнь. Главное не бояться жить. Все начинают плакаться, что вот я на пенсии сидеть тяжело, а я ору во всю глотку у нас, пенсионеров, жизнь особая (смеется).

Все через любовь, не так, чтоб на диване об этом говорить, а именно оказаться там и смотреть куда-то за горизонт вдаль, ничего не видишь, но понимаешь, что это живое.
Например, вот тех же дельфинов. Я, бывает, бытовуха задавит, бывают дома такие моменты – так что я делаю? Подхожу к зеркалу и пытаюсь попищать, как пищат дельфины! И у меня рот до ушей, все проблемы отлетают!
Мир прекрасен, и я не устаю повторять, что жизнь яркая и красочная, надо не бояться жить.


Фото из архива собеседника
Интервью подготовили Елена Дмитренко и Любовь Мориц

Номинанты Хрустального пика!
Следите за дальнейшими публикациями!
Оставайтесь с нами!

Партнер номинации "Лучший поход": компания "Спортмарафон"

Партнер номинации "Outdoor-проект года": бренд спортивной одежды O3 Ozone

Партнер номинации "Социальный проект": выставка "Открой свою Россию"

[youtube.player]

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.