Приказ о совершенствовании эпидемиологического надзора за корью

О координации деятельности по эпиднадзору за корью и краснухой

В целях совершенствования эпидемиологического надзора за корью и краснухой, повышения качества лабораторной диагностики кори и краснухи, осуществляемой в рамках Региональной программы Европейского регионального бюро Всемирной организации здравоохранения по элиминации кори и краснухи, снижения заболеваемости синдромом врожденной краснухи в Европейском регионе к 2010 году,

1.1. Обеспечить в закрепленных субъектах Российской Федерации (приложение 1) методическое руководство и координацию деятельности:

1.1.1. По эпидемиологическому надзору за корью и краснухой, лабораторной диагностике этих заболеваний, сбору сывороток крови от больных корью и подозрительных на это заболевание, от больных с пятнисто-папулезной сыпью и лихорадкой, беременных женщин, больных краснухой или имевших контакт с больным краснухой, больных с врожденной краснушной инфекцией и синдромом врожденной краснухи, а также клинического материала для генотипирования вирусов кори и краснухи.

1.1.2. По серологическому подтверждению случаев кори, краснухи.

1.3. Представлять информацию о каждом выявленном случае кори, а также ежемесячные отчетные материалы и ежегодный отчет о проведенной работе в Национальный научно-методический центр по надзору за корью и краснухой в установленном порядке.

2.1. Представление информации в региональные центры по надзору за корью и краснухой по принадлежности (приложение) в установленные сроки о случаях заболеваний корью, а также подозрительных на это заболевание, о случаях заболевания краснухой беременных, случаях врожденной краснухи и синдрома врожденной краснухи.

2.2. Контроль за своевременным взятием сывороток крови у больных корью, а также у больных с подозрением на это заболевание, больных с пятнисто-папулезной сыпью и лихорадкой, беременных женщин, больных краснухой или имевших контакт с больным краснухой, больных с синдромом врожденной краснухи и доставкой материала в вирусологическую лабораторию регионального центра по надзору за корью и краснухой по принадлежности.

2.3. Контроль за своевременным сбором и доставкой клинического материала от больных корью и краснухой в Национальный научно-методический центр по надзору за корью и краснухой для проведения генотипирования штаммов вирусов кори и краснухи.

2.4. Представление ежемесячных отчетов о заболеваемости корью и краснухой на территории субъекта Российской Федерации в региональный центр по надзору за корью и краснухой.

3. Директору ФГУН Московского научно-исследовательского института эпидемиологии и микробиологии им.Н.Г.Габричевского (В.А.Алешкин) обеспечить:

3.1. Методическое руководство и координацию деятельности региональных центров по надзору за корью и краснухой.

3.2. Проведение генотипирования штаммов вирусов кори и краснухи.

3.3. Организацию и проведение мероприятий по повышению квалификации врачей-эпидемиологов и вирусологов, осуществляющих эпидемиологический надзор за корью и краснухой и лабораторную диагностику этих заболеваний.

3.4. Проведение прикладных научных исследований по эпидемиологии, профилактике и лабораторной диагностике кори и краснухи.

3.5. Подготовку информационных и аналитических материалов о заболеваемости корью и краснухой и участие в разработке проектов организационно-распорядительных документов по совершенствованию эпидемиологического надзора за корью и краснухой и лабораторной диагностике этих заболеваний.

4. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека И.В.Брагину.

Приложение. Перечень субъектов Российской Федерации, закрепленных за региональными центрами по надзору за корью и краснухой

Приложение
к приказу
Федеральной службы
по надзору в сфере защиты
прав потребителей и
благополучия человека
от 1 марта 2010 года N 69

Ненецкий автономный округ

Московский региональный центр по надзору за корью и краснухой (Управление Роспотребнадзора по городу Москве)

Чукотский автономный округ

Нижегородский региональный центр по надзору за корью и краснухой (Управление Роспотребнадзора по Нижегородской области)

Башкортостанский региональный центр по надзору за корью и краснухой (Управление Роспотребнадзора по Республике Башкортостан)

Пермский региональный центр по надзору за корью и краснухой (Управление Роспотребнадзора по Пермскому краю)

Республика Марий Эл

Ростовский региональный центр по надзору за корью и краснухой (Управление Роспотребнадзора по Ростовской области)

Республика Северная Осетия (Алания)

Новосибирский региональный центр по надзору за корью и краснухой (Управление Роспотребнадзора по Новосибирской области)

Ханты-Мансийский автономный округ

Ямало-Ненецкий автономный округ

Республика Саха (Якутия)

Красноярский региональный центр по надзору за корью и краснухой (Управление Роспотребнадзора по Красноярской области)

Приморский региональный центр по надзору за корью и краснухой (Управление Роспотребнадзора по Приморскому краю)

Амурский региональный центр по надзору за корью и краснухой (Управление Роспотребнадзора по Амурской области)

В соответствии с п. 4.2.2 Плана основных организационных мероприятий Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека на 2013 год, в рамках реализации программы ликвидации кори и краснухи в Российской Федерации приказываю:

4.Оплату командировочных расходов произвести по месту работы командируемых.

5. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека И.В. Брагину.

Руководитель Г.Г. Онищенко

Приложение № 1
к приказу Федеральной службы по надзору в сфере
защиты прав потребителей и благополучия человека
от 24 июня 2013 г. № 426

1. Элиминация кори и краснухи. Процесс верификации в Европейском регионе ВОЗ.

2. Эпидситуация по кори и краснухе в субъектах Российской Федерации в 2013 году. Причины роста заболеваемости корью и краснухой в некоторых регионах.

3. Основы процесса верификации элиминации кори и краснухи в Российской Федерации. Выполнение приказа Роспотребнадзора от 11.04.2013 № 205.

4. Работа лабораторной сети в России по кори и краснухе.

5. Отчет территорий о Реализации программы элиминации кори в субъектах Российской Федерации: выполнение постановлений Главного государственного санитарного врача от 09.03.2004 г. №13, от 28.08.2007 г. № 63 и от 12.04.2010 № 23, от 14.09.2011 № 120.

6. Эпидемиологический надзор за врожденной краснухой.

7. Рекомендации практическому здравоохранению о совершенствовании эпидемиологического надзора за корью и краснухой в современных условиях.

Приложение № 2
к приказу Федеральной службы по надзору в сфере
защиты прав потребителей и благополучия человека
от 24 июня 2013 г. № 426

* — в указанных территориях приглашаются руководители региональных центров (1 чел.), специалист Управления Роспотребнадзора по субъекту Российской Федерации (1 чел.) и врач вирусолог ФБУЗ (1 чел.), ответственные за реализацию программы элиминации кори и краснухи.

Приложение № 3
к приказу Федеральной службы по надзору в сфере
защиты прав потребителей и благополучия человека
от 24 июня 2013 г. № 426

* — в указанных территориях приглашаются руководители региональных центров (1 чел.), специалист Управления Роспотребнадзора по субъекту Российской Федерации (1 чел.) и врач вирусолог ФБУЗ (1 чел.), ответственные за реализацию программы элиминации кори и краснухи.

На совещаниях планируется обсудить элиминацию кори и краснухи; процесс верификации в Европейском регионе ВОЗ; эпидситуацию по кори и краснухе в субъектах России в 2013 г.; причины роста заболеваемости корью и краснухой в некоторых регионах и др.

Реализация мероприятий эпидемиологического надзора за коревой инфекцией и программы элиминации кори на территории Пензенской области привели к стойкому благополучию по данной инфекции в период до 2018 года. В течение указанного периода на территории Пензенской области ежегодно выявлялось от 2 до 4 случаев кори завозного характера (показатели заболеваемости 0,15 — 0,29 на 100 тысяч населения); выявленные в 2014 — 2015 гг. очаги кори характеризовались единичной, спорадической заболеваемостью, не имевшей распространения.

В Пензенской области достигнуты и поддерживаются нормативные показатели охвата иммунизацией детского и взрослого населения против кори. Показатель своевременности вакцинации детского населения составляет 97,7%, охват ревакцинацией в 6-летнем возрасте — 98,0%.

Охват вакцинацией и ревакцинацией против кори лиц в возрастной группе от 18 до 35 лет достиг нормативных уровней в 2008 г. (95,3%), составив в 2016 — 2017 гг. более 99,4%. С 2012 г. в Пензенской области проводится иммунизация против кори медицинских работников в возрасте старше 35 лет.

Вместе с тем имеется ряд нерешенных вопросов, отрицательно влияющих на качество реализации программы элиминации кори на территории Пензенской области и определяющих наличие определенной прослойки неиммунного населения.

Так, по результатам серологического контроля состояния популяционного иммунитета населения Пензенской области к вирусу кори в 2016 г. отмечено нарастание доли серонегативных лиц по каждой возрастной группе обследованных, что требует детального выяснения (от 38,4% серонегативных в возрастной группе 16 — 17 лет до 10,4% серонегативных в возрастной группе 40 — 49 лет). Результаты серологического мониторинга иммунитета в 2017 г. выявили 10,8% серонегативных лиц, что превышает критерий эпидемиологического благополучия.

Причинами указанной негативной тенденции могут быть проблемы в обеспечении полноценной переписи обслуживаемого населения, учета проведенных прививок, с дефектами холодовой цепи на этапах транспортировки и хранения коревой вакцины. В ходе контрольно-надзорных мероприятий Управления Роспотребнадзора по Пензенской области факты нарушения обязательных требований в области иммунопрофилактики выявлены: в 2016 г. — в 26,9% случаев (наложено 42 штрафа), в 2017 г. — в 30,5% случаев (наложено 40 штрафов).

Проверки медицинских организаций выявляют факты недоучета взрослых групп населения, подлежащих иммунизации, нарушения нормативных требований холодового режима при хранении и транспортировке иммунобиологических лекарственных препаратов.

Отмечаются трудности в привлечении к иммунизации неработающего населения, недекретированных работающих лиц, а также труднодоступных групп населения (цыган, мигрирующих групп населения и др.).

В течение 2017 — 2018 гг. выявлялось несвоевременное и неполное проведение в медицинских организациях Пензенской области активного надзора за экзантемными заболеваниями.

Результатом имеющихся дефектов в обеспечении профилактических мероприятий явилось осложнение эпидемиологической ситуации по коревой инфекции в период апрель — май 2018 года; суммарно зарегистрировано 11 случаев кори (показатель — 0,83 на 100 тысяч населения), в том числе — внутрибольничный очаг с распространением (ОКБ им. Бурденко).

В целях ликвидации возникших очагов и стабилизации эпидемиологической ситуации по кори были проведены масштабные противоэпидемические мероприятия. В ходе эпидемиологического расследования был выявлен ряд факторов, способствующих возникновению случаев кори на территории Пензенской области, в том числе:

— отсутствие настороженности в отношении кори у медицинского персонала;

— неудовлетворительное ведение прививочных картотек (прежде всего, по контингентам взрослого населения);

— нерешенность вопроса с организацией электронной прививочной картотеки в медицинских организациях;

— отсутствие работы по контролю привитости и плановой иммунизации представителей спортивных команд (объединений) в рамках Национального календаря прививок;

— неконтролируемое проведение массовых спортивных мероприятий частнопрактикующими тренерами и общественными организациями;

— наличие неиммунной прослойки среди населения в отношении кори, в т.ч. детей, не привитых в результате отказов родителей.

Основными задачами по стабилизации эпидситуации и поддержанию эпидемиологического благополучия по кори в настоящее время являются:

— качественная выверка лиц, подлежащих подчищающей иммунизации против кори и завершение данной работы;

— мониторинг за экзантемными заболеваниями и серологическое обследование указанных лиц на корь и краснуху;

— ревизия состояния холодовой цепи и устранение выявленных дефектов;

— дополнительный серологический контроль состояния напряженности коллективного иммунитета;

— качественная переподготовка медицинского персонала по вопросам выявления и профилактики коревой инфекции.

В целях обеспечения эпидемиологического благополучия населения Пензенской области по кори и краснухе, совершенствовании мероприятий эпидемиологического надзора за данными инфекционными заболеваниями, приказываю:

1. Начальнику отдела эпидемиологического надзора Управления Роспотребнадзора по Пензенской области (М.В. Баев), начальникам территориальных отделов Управления Роспотребнадзора по Пензенской области (Т.Н. Кузнецова, В.Ю. Петров, К.Ф. Салихов, Е.В. Хромых):

1.1. Ужесточить надзор за всеми аспектами выявления и профилактики кори и краснухи в курируемых муниципальных образованиях.

1.2. Обеспечить эффективный контроль за планированием и проведением подчищающей иммунизации подлежащего населения против кори с учетом ее завершения к 01.01.2019 г.

1.3. Проанализировать ход ревакцинации подлежащего взрослого населения против краснухи, принять дополнительные меры к устранению выявленных недостатков.

1.4. Обеспечить контроль за проведением ревизии состояния всех этапов холодовой цепи при транспортировке и хранении иммунобиологических препаратов в подконтрольных медицинских организациях.

1.5. Организовать, во взаимодействии с главными врачами медицинских организаций:

1.5.1. Необходимую работу с администрациями муниципальных образований и населенных пунктов по вопросам проведения подчищающей иммунизации против кори и прочим вопросам обеспечения эпидемиологического благополучия населения по данной инфекции.

1.5.2. Дополнительную работу с населением, а также с руководителями предприятий (организаций) по вопросам привлечения подлежащих лиц к подчищающей иммунизации.

1.5.3. Проведение расширенной информационной работы с населением по вопросам необходимости иммунопрофилактики кори, мерам личной и общественной профилактики данной инфекции, обратив особое внимание на разъяснение целей и задач проведения подчищающей иммунизации против кори.

1.5.4. Работу территориальных иммунологических комиссий по применению и пересмотру медицинских противопоказаний к проведению иммунизации детей и взрослых против кори и краснухи.

1.6. Проанализировать состояние планирования и проведения профилактических прививок против кори и краснухи мигрантам, лицам из групп кочующего населения и прочих труднодоступных категорий с обеспечением качества и полноты данной работы.

1.7. Обеспечить эффективный надзор за организацией в подконтрольных медицинских организациях активного выявления случаев подозрения на корь и проведением мониторинга за пациентами с экзантемными заболеваниями.

1.8. Взять на контроль организацию мероприятий по приему и допуску участников межрегиональных и межмуниципальных спортивных мероприятий при наличии данных о привитости в рамках Национального календаря прививок (включая корь и краснуху).

1.9. Обеспечить контроль за проведением систематической переподготовки медицинского персонала организаций здравоохранения по вопросам выявления и профилактики кори и краснухи; принять участие в указанных мероприятиях.

1.10. Своевременно выносить проблемные вопросы профилактики кори и прочих вакциноуправляемых инфекций для обсуждения на заседаниях территориальных санитарно-противоэпидемических комиссий.

2. Начальнику отдела эпидемиологического надзора Управления Роспотребнадзора по Пензенской области (М.В. Баев):

2.1. Обеспечить координацию и контроль состояния мероприятий по эпидемиологическому надзору за корью и краснухой на территории Пензенской области.

2.2. Организовать, во взаимодействии с Министерством здравоохранения Пензенской области:

2.2.1. Систематическое заслушивание руководителей медицинских организаций о состоянии работы по иммунопрофилактике с неудовлетворительными показателями выполнения плана и охвата населения иммунизацией в декретированных возрастах.

2.2.2. Работу по созданию электронной прививочной картотеки, внедрение ее в практику работы медицинских организаций до 31.12.2018 г.

2.2.3. Мероприятия по возобновлению иммунизации иностранных граждан и лиц без гражданства в рамках Национального календаря профилактических прививок при прохождении медицинского освидетельствования.

2.3. Обеспечить, во взаимодействии с Министерством физической культуры и спорта Пензенской области дополнительные мероприятия по обеспечению эпидемиологического благополучия участников массовых спортивных мероприятий (включая корь и краснуху).

3.1. Мероприятия по эпидемиологическому расследованию случаев кори (подозрения на корь) и противоэпидемические мероприятия в указанных очагах в соответствии с действующими нормативными документами.

3.2. Проведение серологического контроля напряженности иммунитета населения в отношении кори.

3.3. Прием, подготовку и направление в Уфимский региональный центр сывороток крови, доставленных от экзантемных больных в ходе клинико-серологического мониторинга за данными заболеваниями.

3.4. Совершенствование базы лабораторной диагностики в рамках мероприятий эпидемиологического надзора за корью и краснухой.

4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Пензенской области А.Г. Крымова.

[youtube.player]

1.1. Настоящие методические указания предназначены для специалистов учреждений здравоохранения и государственной санитарно-эпидемиологической службы.

1.2. Настоящие указания излагают основные принципы организации и осуществления эпидемиологического надзора за корью, краснухой и эпидемическим паротитом с целью оптимизации стратегии и тактики в профилактике данных инфекций.

2.1. Корь и краснуха

Многолетний опыт эпидемиологического надзора за коревой инфекцией подтверждает высокую эффективность применяемой тактики вакцинопрофилактики кори. Массовая вакцинация детей живой коревой вакциной (ЖКВ), их ревакцинация перед поступлением в школу, а также проведение дополнительных прививочных кампаний на территориях "риска" и в группах "риска" способствовали неуклонному снижению уровня заболеваемости корью в России. В результате в 90-е годы в целом по России регистрируются небывало низкие показатели заболеваемости корью - 3,0 - 5,0 на 100 тыс. населения. На ряде территорий отмечается длительное прерывание эпидемического процесса кори, практически ликвидированы смертность и летальность от этой инфекции.

В этих условиях реальной становится постановка вопроса о повсеместном достижении спорадического уровня заболеваемости корью к 2005 г. и полной ликвидация коревой инфекции на территории Российской Федерации к 2010 г.

Для решения этих задач необходимо дальнейшее совершенствование системы эпидемиологического надзора, которая должна быть гибкой, мобильной и отвечать требованиям, предъявляемым органами практического здравоохранения. Более того, в целях повышения уровня эпидемиологической и клинической диагностики кори надзор за этой инфекцией должен быть тесно увязан с внедрением в практику работы ЛПУ сероэпидемиологического мониторинга краснухи - инфекции, имеющей с корью ряд сходных черт в развитии и поддержании эпидемического процесса (этиологических, эпидемиологических, клинических). Наблюдаемое при кори и краснухе совпадение периодических и сезонных подъемов заболеваемости, а также преимущественная поражаемость детских возрастных групп населения позволяет использовать единые схемы сбора и анализа информации по состоянию заболеваемости, привитости, уровню и напряженности специфического иммунитета, о котором судят по результатам выборочного серологического обследования, проведенного в единых индикаторных группах населения.

В то же время, при определении тактики проведения профилактических и противоэпидемических мероприятий в системе эпидемиологического надзора за корью и краснухой необходимо предусмотреть все особенности этих инфекций, обусловленные разной степенью их управляемости.

Так, в условиях спорадической заболеваемости корью на большинстве территорий России появилась реальная возможность получения полной и своевременной информации о каждом вновь возникшем случае заболевания корью с выяснением всех необходимых сведений, касающихся прививочного анамнеза больного, характеристики источника заражения (местный, завозной), путях и факторах передачи инфекции. При этом важным элементом надзора становится получение исчерпывающей информации о состоянии защищенности от кори лиц, находящихся в окружении больного (в семье, доме, коллективе, отдельном населенном пункте и т.д.) с установлением не только безусловных, но и возможных контактов с больным. В результате анализа информации о больном и его окружении принимаются экстренные управленческие решения по недопущению последующего распространения коревой инфекции на данном врачебном участке, в данном населенном пункте.

Быстрая локализация и резкое сокращение очагов коревой инфекции в городе, районе, области свидетельствует об эффективном эпидемиологическом надзоре на данной административной территории.

До настоящего времени в России при краснухе метод специфической профилактики имеет ограниченное применение, и эпидемический процесс подчиняется законам естественного развития, тактика проведения сероэпидемиологического мониторинга иная и определяется решением ВОЗ по ликвидации случаев врожденной краснухи. При решении данной проблемы в нашей стране первоочередной задачей эпидемиологического надзора является установление истинных размеров заболеваемости краснухой, в том числе врожденной. Следует подчеркнуть, что высокий уровень регистрируемой заболеваемости краснухой (в среднем 400,0 на 100 тыс. населения) еще не отражает истинных размеров заболеваемости в виду широкого распространения легких, трудно диагностируемых форм краснушной инфекции. Учитывая эти особенности, в системе сероэпидемиологического мониторинга определенное значение приобретает анализ различных форм и тяжести течения заболевания краснухой.

Не менее важным направлением надзора за краснушной инфекцией является предупреждение заболевания краснухой беременных женщин, которые из-за терратогенного действия вируса краснухи отнесены к группе "риска".

Тактика мероприятий в отношении беременных женщин сводится к определению иммунного статуса к вирусу краснухи при первом ее обращении в женскую консультацию. Отсутствие этих сведений у беременной женщины служит основанием для обязательного серологического обследования на наличие специфических антител к краснухе в случае ее контакта с больным в очаге инфекции. Результаты серологического исследования используются при решении вопроса об исходе беременности.

2.2. Эпидемический паротит

Единственной эффективной мерой борьбы с эпидемическим паротитом является вакцинопрофилактика.

Осуществляемая с 1987 г. плановая вакцинопрофилактика эпидемического паротита с помощью живой паротитной вакцины из штамма Л-3 оказала существенное влияние на эпидемический процесс этой инфекции. Резко снизилась заболеваемость: на протяжении 10 лет (1988 - 1997 гг.) ее показатель не превышал значения 100,0 на 100 тыс. населения, а самый низкий (23,3 на 100000) был зарегистрирован в 1992 г.

С 3 - 4 до 10 лет увеличился межэпидемический период; последний выраженный подъем заболеваемости (98,9 на 100 тыс. населения) наблюдался в 1998 г.

В условиях вакцинопрофилактики основным регулятором эпидемического процесса данной инфекции является уровень охвата прививками детского населения. Однако даже в последние годы этот показатель не превышал 90,0 %, значительно варьируя на отдельных территориях. Только с введением повторной иммунизации в 6-летнем возрасте привитость приблизилась к 90,0 %. Более того, уровень охвата прививками не коррелирует с фактической защищенностью населения, что связано с качеством самой вакцины, нарушением правил ее транспортирования, хранения и применения.

Одним из четких критериев эффективности вакцинопрофилактики является динамика возрастной заболеваемости, которая позволяет выявить группы повышенного риска заболеваемости эпидемическим паротитом.

Довольно высокие показатели наблюдаются в возрастной группе 1 - 2 лет, что связано с недостаточным охватом прививками в декретированном возрасте.

В условиях вакцинопрофилактики произошло смещение максимума заболеваемости на группу детей 7 - 14 лет, а также подростков и взрослых.

Проведение массовой иммунизации оказало влияние на частоту и интенсивность эпидемических вспышек паротитной инфекции. При сокращении общего числа очагов возросло количество последних с 1 - 2 случаями заболевания, особенно в детских дошкольных учреждениях. Доля групповой заболеваемости сократилась до 10,0 %, а продолжительность существования очагов до 24 - 39 дней.

В период подъема заболеваемости очаговость эпидемического паротита менялась: вновь возрастал ее индекс, длительность существования очагов увеличивалась до 5 - 7 месяцев. Крупные вспышки инфекции имели место в школьных коллективах, наиболее полно охваченных иммунизацией, регистрировали тяжелые формы заболевания, определяющие социально-экономическую значимость эпидемического паротита. Эта ситуация потребовала совершенствования вакцинопрофилактики, а также профилактических и противоэпидемических мероприятий в отношении паротитной инфекции, и в 1997 г. была введена ревакцинация детей в возрасте 6 лет (перед поступлением в школу).

Контроль эпидемического процесса с помощью профилактических и противоэпидемических мероприятий позволяет приблизиться к задаче, поставленной ВОЗ - число заболевших не должно превышать в год более 5 на 100 тыс. населения.

Современная живая паротитная вакцина из штамма "Ленинград-3" обеспечивает формирование иммунитета у более чем 80 % вакцинированных.

Для достижения целей, поставленных в соответствии с требованиями ВОЗ в Федеральной программе "Вакцинопрофилактика", необходимо решить ряд научно-практических задач.

- Полное выявление и учет больных эпидемическим паротитом с использованием серологической диагностики для выявления стертых и бессимптомных форм.

- Анализ особенностей эпидемического процесса паротитной инфекции в зависимости от охвата прививками декретированных групп населения на территории различных субъектов Российской Федерации (регистрируемая и фактическая заболеваемость, регистрируемая и фактическая иммунная прослойка).

- Проведение планового и экстренного серологического контроля детского и взрослого населения на основе использования единого метода (ИФА).

- Исчерпывающий учет привитых, анализ привитости, выявление и учет серонегативных, совершенствование прививочной работы (в том числе передача данных об инфекционном и прививочном анамнезах из детской поликлиники во взрослую с их регистрацией в амбулаторной карте).

- Контроль за стандартностью вакцин и выполнением правил "холодовой цепи" при передвижении препаратов от производителя к реципиенту.

2.3. Основные направления эпидемиологического надзора за корью, краснухой и эпидемическим паротитом

В целом система эпидемиологического надзора за корью, краснухой и эпидемическим паротитом сохраняет свое прежнее содержание и включает:

- динамическое слежение за заболеваемостью (текущий и ретроспективный эпидемиологический анализ);

- динамическое слежение за иммунологической структурой населения (анализ состояния привитости, а также результатов выборочного серологического обследования отдельных возрастных групп населения);

- слежение за клиническим проявлением инфекций (учет различных форм и тяжести течения заболевания, частоты возникновения и характера осложнений, лабораторное подтверждение диагноза);

- оценка эффективности профилактических и противоэпидемических мероприятий;

- оперативная разработка управленческих решений по улучшению эпидемиологической ситуации.

Принимая во внимание, что эпидемиологические закономерности и клиническое проявление кори, краснухи и эпидемического паротита имеют сходные черты, сбор основной надзорной информации осуществляется по единым общепринятым формам, а серологическое обследование проводится в единых индикаторных группах. Сбор дополнительной информации по заболеваемости, состоянию привитости, специфического иммунитета и клинического течения касается лишь отдельных возрастных групп и контингентов риска (беременные женщины, новорожденные дети, частота и характер возникающих аномалий развития и ряд других), для чего предлагаются соответствующие формы учета и регистрации.

Для эффективного проведения эпидемиологического надзора необходимо четкое взаимодействие органов и учреждений здравоохранения с центрами госсанэпиднадзора, т.е. объединение специалистов разного профиля - эпидемиологов, инфекционистов, педиатров, иммунологов и вирусологов.

3.1. Клиническая и лабораторная диагностика кори и краснухи

В условиях низкого уровня заболеваемости диагностика кори носит комплексный характер и предусматривает оценку эпидемической ситуации в окружении больного, клиническое наблюдение за больным в динамике и его серологическое обследование.

В типичных случаях диагностика кори по клиническим данным не вызывает затруднений. Важен тщательный первичный осмотр больного и дальнейшее динамическое наблюдение за развитием совокупности клинических симптомов. Особенно важным представляется наблюдение за сыпью и состоянием слизистой оболочки полости рта.

В катаральном периоде при установлении правильного диагноза следует ориентироваться на наличие нарастающих катаральных явлений, конъюнктивита, частого сухого кашля, явлений интоксикации. Выявление энантемы и пятен Коплика-Филатова на слизистой рта позволяет врачу поставить диагноз кори без сомнения уже в этом периоде болезни.

В период высыпания следует обратить внимание на этапность появления сливной пятнисто-папулезной сыпи, а в дальнейшем - ее переход в пигментацию.

В последние годы более половины заболевших составляют подростки и взрослые, регистрируется заболеваемость привитых, у части которых отмечается более легкое течение болезни и появление атипичных форм кори. В этих условиях важное значение приобретает дифференциальная диагностика кори и других экзантемных заболеваний, прежде всего краснухи.

Клинический диагноз краснухи может быть установлен на основании совокупности симптомов, а именно неяркой розовой мономорфной мелкой пятнистой или пятнисто-папулезной сыпи на фоне нормальной или субфебрильной температуры, а также увеличения затылочных и заднешейных узлов. Катаральные явления у больных краснухой отсутствуют или выражены слабо в виде легкой гиперемии ротоглотки и ринита. Изменения слизистой полости рта выявляются крайне редко и проявляются энантемой мягкого неба (табл. 1).

Основные дифференциально-диагностические признаки легкой формы кори, краснухи

[youtube.player]

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.