Приказ о реализации программы ликвидации кори в российской федерации к году

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
21 марта 2003 г.
N 117
О РЕАЛИЗАЦИИ "ПРОГРАММЫ ЛИКВИДАЦИИ КОРИ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ К 2010 ГОДУ"
Последние 7 лет в России регистрируются низкие показатели заболеваемости корью. В 2002 году показатель составил 0,42 на 100 тыс. населения, в 54 регионах заболевания корью вообще не регистрировались, а в 27 - имели место единичные случаи. Снижение заболеваемости корью в стране обусловлено увеличением охвата прививками живой коревой вакциной детей в декретированные сроки.
В целях реализации Программы ликвидации кори в Российской Федерации к 2010 году.
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Считать ликвидацию кори в Российской Федерации к 2010 году приоритетной задачей здравоохранения.
2. Департаменту госсанэпиднадзора Минздрава России, Управлению организации медицинской помощи матерям и детям Минздрава России, Федеральному центру госсанэпиднадзора Минздрава России, ГУ "Московский НИИ эпидемиологии и микробиологии им. Г.Н.Габричевского Минздрава России", главным врачам центров госсанэпиднадзора в субъектах Российской Федерации совместно с руководителями органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации организовать работу по реализации "Программы ликвидации кори в Российской Федерации к 2010 г.".
3. Директору ГУ "Санкт - Петербургский НИИ эпидемиологии и микробиологии им. Пастера Минздрава России" А.Б.Жебруну, главным врачам центров госсанэпиднадзора с функциями контроля за корью совместно с руководителями органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации определить ответственное лицо за реализацию "Программы ликвидации кори в Российской Федерации к 2010 году". О принятом решении информировать Департамент госсанэпиднадзора Минздрава России до 01.05.2003 с указанием фамилии, должности и контактного телефона.
4. Главным врачам центров госсанэпиднадзора с функциями контроля за корью, директору ГУ "Санкт - Петербургский НИИ эпидемиологии и микробиологии им. Пастера Минздрава России" А.Б.Жебруну:
4.1. Обеспечить направление в ГУ "Московский НИИ эпидемиологии и микробиологии им. Г.Н.Габричевского" Минздрава России:
- ежемесячно (не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным) сведений о заболевших корью в разных возрастных группах населения по каждой прикрепленной территории и по курируемому региону в целом;
- ежегодно (не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным) отчета о результатах серологических исследований в индикаторных группах населения по каждой прикрепленной территории и по курируемому региону в целом.
4.2. Обеспечить внедрение в практику работы вирусологических лабораторий "Руководства по лабораторной диагностике кори", рекомендованного Всемирной организацией здравоохранения.
5. Главным врачам центров госсанэпиднадзора в субъектах Российской Федерации совместно с руководителями органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации:
5.1 Обеспечить выявление, диагностику, лабораторное обследование больных корью и подозрительных на это заболевание в соответствии со стандартным определением случая заболевания корью (приложение N 1), рекомендациями по выявлению, диагностике, лабораторному обследованию и регистрации больных корью и подозрительных на это заболевание (приложение N 2), комплексом противоэпидемических мероприятий в очагах кори и очагах, подозрительных на это заболевание, в соответствии с перечнем противоэпидемических мероприятий в очаге коревой инфекции (приложение N 3), правилами сбора, хранения и транспортировки образцов сыворотки крови и вируссодержащих материалов (приложение N 4).
5.2. Организовать и проводить плановые серологические исследования с целью изучения состояния специфического иммунитета в индикаторных группах населения (серомониторинг) (приложение N 5).
6. Главным врачам центров госсанэпиднадзора в субъектах Российской Федерации обеспечить:
6.1. Контроль за своевременностью и полнотой выявления, диагностики, лабораторного обследования и регистрации больных корью и подозрительных на это заболевание, проведением комплекса противоэпидемических мероприятий в очаге коревой инфекции.
6.2. Контроль за своевременностью и полнотой иммунизации населения против кори, организацией и проведением плановых серологических исследований с целью определения иммунитета населения к вирусу кори.
7. Департаменту госсанэпиднадзора Минздрава России, Федеральному центру госсанэпиднадзора Минздрава России, ГУ "Московский НИИ эпидемиологии и микробиологии им. Г.Н.Габричевского Минздрава России" организовать региональные совещания по вопросам реализации "Программы ликвидации кори в Российской Федерации к 2010 году".
8. ГУ "Московский НИИ эпидемиологии и микробиологии им. Г.Н.Габричевского Минздрава России":
8.1. Организовать работу по генотипированию штаммов вируса кори, циркулирующих на территории Российской Федерации.
8.2. Обеспечить сбор и анализ материалов по реализации "Программы ликвидации кори в Российской Федерации к 2010 году" и представить отчет в Минздрав России и в Европейское региональное бюро Всемирной организации здравоохранения.
9. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на Первого заместителя Министра здравоохранения Российской Федерации Г.Г.Онищенко.
Министр
Ю.Л.ШЕВЧЕНКО


Приложение N 1
к приказу
Министерства здравоохранения
Российской Федерации
от 21.03.2003 г. N 117
СТАНДАРТНОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ СЛУЧАЯ ЗАБОЛЕВАНИЯ КОРЬЮ
Стандартное определение случая заболевания, предложенное ВОЗ - любой человек с температурой 38 град. С и выше, пятнисто - папулезной сыпью и хотя бы с одним из следующих симптомов: кашель, насморк, конъюнктивит (красные глаза) или любой человек с подозрением на корь.
Эпидемиологическая классификация случаев кори:
- случай острого заболевания, при котором имеется один или несколько типичных клинических признаков кори, перечисленных выше, следует считать "подозрительным";
- случай острого заболевания, при котором имеются клинические признаки, отвечающие стандартному определению случая кори, и эпидемиологическая связь с другим подозрительным или подтвержденным случаем кори, следует считать "вероятным";
- случай острого заболевания классифицированный как "подозрительный" или "вероятный" после лабораторного подтверждения диагноза считается "подтвержденным".
При этом лабораторно подтвержденный случай кори не обязательно должен отвечать стандартному клиническому определению случая (атипичные, стертые формы).
При отсутствии лабораторного подтверждения диагноза кори из-за невозможности проведения исследований "вероятный" случай автоматически классифицируется как "подтвержденный".
Окончательный диагноз кори устанавливается при наличии лабораторного подтверждения диагноза и / или при эпидемиологической связи с другими подтвержденными случаями данного заболевания.


Приложение N 2
к приказу
Министерства здравоохранения
Российской Федерации
от 21.03.2003 г. N 117
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ВЫЯВЛЕНИЮ, ДИАГНОСТИКЕ, ЛАБОРАТОРНОМУ ОБСЛЕДОВАНИЮ
И РЕГИСТРАЦИИ БОЛЬНЫХ КОРЬЮ И ПОДОЗРИТЕЛЬНЫХ
НА ЭТО ЗАБОЛЕВАНИЕ
Выявление больных корью и подозрительных на это заболевание осуществляется врачами лечебно - профилактических учреждений во время амбулаторного приема, посещения больного на дому, лечения в стационаре, при диспансерном наблюдении и медицинском наблюдении за лицами в очагах кори.
О каждом случае заболевания корью и подозрительном на эту инфекцию врач лечебно - профилактического учреждения вне зависимости от формы собственности обязан в течение 24 часов направить экстренное извещение в центр госсанэпиднадзора по месту выявления больного.
Больные корью и подозрительные на это заболевание подлежат обязательному серологическому обследованию. Взятие крови у больного на 4-5 день с момента появления сыпи организует лечебно - профилактическое учреждение, где выявлен больной. При госпитализации больного взятие крови осуществляется в стационаре. При изоляции больного на дому забор крови осуществляется в домашних условиях специалистами лечебно - профилактического учреждения, в котором был выявлен больной. Отобранная кровь центрифугируется и сыворотка (при невозможности центрифугирования - кровь) с сопроводительным документом - "Направление на лабораторное исследование" в 2-х экземплярах (заполнив часть А) направляются в лабораторию центра госсанэпиднадзора в субъекте Российской Федерации.
Доставка сыворотки (крови) в центр госсанэпиднадзора в субъекте Российской Федерации должна быть осуществлена в срок не позднее 48 часов с момента отбора материала. Ответственным за своевременное взятие серологического материала и его доставку в вирусологическую лабораторию центра госсанэпиднадзора в субъекте Российской Федерации является руководитель лечебно - профилактического учреждения, в котором выявлен больной.
Контроль за доставкой материала от больного возлагается на руководителя территориального центра госсанэпиднадзора.
В случае сомнительного результата при исследовании первой сыворотки (или при отрицательном результате серологического обследования больного в первые три дня сыпи), по запросу лаборатории центра госсанэпиднадзора с функциями контроля за корью (далее региональный центр), у больного берут кровь повторно, через 1-2 недели, но не позднее 1,5 месяцев с момента заболевания. Доставка второй сыворотки осуществляется аналогично первой (с заполнением соответствующего "Направления на лабораторное исследование").
Центр госсанэпиднадзора в субъекте Российской Федерации направляет сыворотки крови от больных корью и подозрительных на это заболевание с сопроводительным документом "Направление на лабораторное исследование" в 2-х экземплярах, (заполнив часть В) в лабораторию регионального центра надзора за корью не позднее 72 часов с момента взятия материала; сообщает в региональный центр надзора за корью о маршруте отправленного материала.
Доставка серологического материала осуществляется с проводниками пассажирских поездов или воздушным сообщением по схеме, действующей для проб от больных полиомиелитом и острыми вялыми параличами.
Региональный центр надзора за корью проводит исследование сывороток крови от больных корью и подозрительных на это заболевание в течение 72 часов с момента поступления материала и сообщает о результатах серологических исследований в центр госсанэпиднадзора субъекта Российской Федерации, направивший материал, заполнив часть С "Направления на лабораторное исследование".
Территориальный центр госсанэпиднадзора проводит эпидемиологическое расследование случая заболевания корью или подозрительного на эту инфекцию (независимо от возраста заболевшего) в течение 24 часов с момента получения экстренного извещения. Сообщает о случае заболевания корью или случае, подозрительном на корь, в центр госсанэпиднадзора субъекта Российской Федерации. Врач - эпидемиолог, совместно с лечащим врачом, заполняет карту эпидемиологического расследования случая кори или подозрительного на это заболевание.
После получения результатов лабораторного исследования сыворотки крови и установления окончательного диагноза (подтвержденного или неподтвержденного) полученные данные вносятся в карту, которая направляется в центр госсанэпиднадзора субъекта Российской Федерации, в ГУ "Московский НИИ эпидемиологии и микробиологии им. Г.Н.Габричевского Минздрава России" (далее Национальный центр по надзору за корью) и по запросу - в региональный центр не позднее 48 часов с момента получения результатов лабораторного исследования.
В случае смерти больного заполняется "Извещение на умершего от кори", которое вместе с картой эпидрасследования направляется в Национальный центр по надзору за корью.
Центр госсанэпиднадзора в субъекте Российской Федерации ежегодно не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным, направляет в региональный центр уточненный "Список зарегистрированных случаев кори в . году" по прилагаемой форме.
Региональный центр ежемесячно, не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным, представляет "Сведения о заболевших корью в разных возрастных группах".
Кроме того, ежеквартально, не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, вирусологическая лаборатория регионального центра направляет в лабораторию Национального центра все оставшиеся после исследования сыворотки больных корью и подозрительных на это заболевание, а также "Отчет о своевременности поступления и качестве сывороток крови больных корью и подозрительных на эту инфекцию".


Приложение N 1
к Рекомендациям по выявлению,
диагностике, лабораторному
обследованию и регистрации
больных корью и подозрительных
на это заболевание
от 21.03.2003 г. N 117
КАРТА
ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО РАССЛЕДОВАНИЯ СЛУЧАЯ ЗАБОЛЕВАНИЯ
КОРЬЮ ИЛИ ПОДОЗРИТЕЛЬНОГО НА ЭТУ ИНФЕКЦИЮ
_____________________________________________________________________________________________
Заполняется на всех лиц, у которых медицинский работник подозревает корь!
--¬ --¬
Первичный диагноз: Корь L-- Корь? L--
А. Идентификация Эпидномер случая кори ____________________
Фамилия, имя ________________________________________________________________________________
--¬ --¬ --¬ --¬
Пол: Мужской L-- Женский L-- Возраст L-- L-- Дата рождения _________________
Лет Месяцев
Адрес: ____________________________________________ местный, приезжий (нужное подчеркнуть)
регистрация по месту выявления
Дата подачи экстренного извещения __________________________ ЛПУ, подавшее экстренное
извещение _________________
Дата заболевания __________ Дата обращения ___________
Место работы, профессия _______________
Место учебы __________________ ДДУ N _____________ Н/О ____________ Неизвестно ______________
Дата последнего посещения ______________
Вакцинация (дата) ___________ (доза, серия) ____________
Ревакцинация (дата) _________ (доза, серия) ____________
--¬ --¬ --¬
Болел ранее корью: да L-- нет L-- неизвестно L--, дата заболевания __________________
--¬ --¬ --¬
краснухой: да L-- нет L-- неизвестно L-- дата заболевания ____________________
--¬ --¬
Госпитализирован: да L--

[youtube.player]

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы —

ЛОКУМЕНТЫ МЗ РФ

о ходе реализации программы ликвидации

кори в Российской Федерации

(Решение Коллегии Минздрава РФ от 3 февраля 2004 г.)

Практической предпосылкой реализации программы является повсеместное снижение заболеваемости корью благодаря массовому применению живых коревых вакцин. Специфическая профилактика кори в России, осуществляемая в стране более 30 лет, а также проведение эпидемиологического надзора за инфекцией привели к резкому снижению заболеваемости корью в стране (в 620 раз по сравнению с довакци-нальным периодом), практически полной ликвидации летальности.

Последнее десятилетие динамика заболеваемости корью в Российской федерации сохраняет неуклонную тенденцию к снижению.

Возникающие периодические подъемы заболеваемости корью не носят интенсивного характера в сравнении с предыдущими годами.

Мероприятия, предусмотренные программой, планируется осуществить в три этапа: на первом этапе (2002— 2004 гг.) должна быть достигнута повсеместная стабилизация заболеваемости на спорадическом уровне, на втором (2005—2007 гг.) — создание условий для предупреждения возникновения случаев кори и полного искоренения ее в стране, на третьем (2008—2010 гг.) — сертификация территорий, свободных от кори.

Для этого должны быть решены следующие основные задачи:

■ достижение и поддержание уровня охвата детей вакцинацией и ревакцинацией в установленные сроки не менее 95—98% как в целом по стране, так и в разрезе каждого региона, а также проведение прививок по эпидемическим показаниям;

■ дальнейшее совершенствование эпиднадзора за корью и другими экзантемными заболеваниями с активным ранним выявлением всех случаев кори и их обязательным лабораторным подтверждением;

■ организация эффективной системы транспортировки и хранения вакцины для доставки ее от предприятий-производителей до каждого лечебно-профилактического учреждения;

■ совершенствование производства и контроля качества препаратов для профилактики и диагностики кори;

■ проведение научных исследований по решению оперативных задач проблемы ликвидации кори, включая изучение данных о молекулярно-генетической характеристике штаммов вируса кори;

■ развитие информационно-пропагандистской системы по вопросам профилактики кори;

■ организация и внедрение системы сертификации ликвидации кори в стране.

В программе определена не только ее конечная цель, сроки выполнения, но и отражены основные принципы, задачи и пути достижения элиминации кори.

Наиболее сложным и в то же время определяющим возможность реализации программы является первый этап — достижение спорадической заболеваемости корью на всех территориях Российской федерации.

Следует отметить, что большинство стран Европейского региона ставят не только задачу элиминации кори, но и профилактики синдрома врожденной краснухи. Однако, из-за отсутствия в стране отечественной краснушной вакцины и начала массовой вакцинации против краснухи в рамках Национального календаря профилактических прививок лишь в 2000 году, ставить эту задачу в Российской федерации преждевременно, поэтому Россия автоматически попадает в группу стран, решающих только проблему ликвидации кори.

Для реализации программы на базе Московского НИИ эпидемиологии и микробиологии им. Г. Н. Габричевского создан Национальный научно-методический центр по надзору за корью (приказ Минздрава России от 15.08.2001 г. № 327), который в настоящее время выполняет также функции Региональной лаборатории ВОЗ по диагностике кори и краснухи для стран СНГ.

В целях координации деятельности по реализации программы ликвидации кори каждый из субъектов Российской федерации приказом Минздрава России от 20.02.2002 года № 59 закреплен за определенным центром Госсанэпиднадзора, на который возложена обязанность регионального центра по надзору за корью. Всего организовано 10 центров: в Москве, Ростовской, Нижегородской, Новосибирской, Пермской, Амурской областях, Красноярском и Приморском краях, Республике Башкортостан и на базе Санкт-Петербургского НИИ эпидемиологии и микробиологии им. Пастера Минздрава России.

В ноябре 2002 года проведено два региональных совещания в г. Новосибирске и г. Ростове-на-Дону. На совещаниях присутствовали эпидемиологи, педиатры, вирусологи, ответственные за реализацию программы в субъектах Российской федерации.

В мае 2003 года по предложению ЕРБ ВОЗ Национальный центр по надзору за корью провел семинар по лабораторной диагностике кори и других экзантемных заболеваний для лабораторной сети стран СНГ.

■ О ХОЛЕ РЕАЛИЗАЦИИ программы ликвиллиии КОРИ в Российской Феаерании

В ноябре 2003 года проведено совещание в г. Ростове-на-Дону для эпидемиологов и вирусологов региональных центров по кори, где проведен анализ работы за истекший год центров Госсанэпиднадзора в субъектах Российской федерации в рамках реализации программы ликвидации кори в Российской федерации.

В течение 2002—2003 годов Европейским региональным бюро ВОЗ было поставлено оборудование в Национальный центр, Санкт-Петербургский и Красноярский региональные центры для проведения вирусологических и серологических исследований. В настоящее время оборудование поставляется в остальные региональные центры.

Чрезвычайно важно отметить, что основным принципом элиминации кори является достижение и поддержание высокого (95—98 %) уровня охвата населения прививками имму-ногенной коревой вакциной. Достижение высокого охвата населения прививками в каждом районе, на каждом врачебном участке, является основополагающим мероприятием элиминации кори, поскольку приведет к устойчивой стабилизации заболеваемости корью на спорадическом уровне. Высокий охват населения прививками не только уменьшит число случаев кори, но и будет препятствовать распространению возбудителя среди населения в случае его заноса. Весьма важно, чтобы уровень охвата населения прививками не снижался при достижении на территории низких показателей заболеваемости.

Резкое снижение заболеваемости корью прежде всего обусловлено повсеместным и неуклонным повышением охвата вакцинацией с 80—88% в 1995—1966 гг. до 97% в 1999—2002 гг. и ревакцинацией с 51% в 1997 г. до 93% в 2002 г.

Вместе с тем, недостаточным остается охват ревакцинацией в возрасте 6 лет, отмечается в республиках Карелии и Саха (Якутия), Чеченской Республике, Приморском крае, Архангельской, Белгородской, Ленинградской, Московской, Пермской областях, Коми-Пермяцком, Ямало-Ненецком, Эвенкийском автономных округах — лишь 74—90%.

Недостаточно осуществляется дополнительная иммунизация школьников в очагах кори.

В результате заболеваемость корью в 2002 г. в Москве, республиках Башкортостан и Северная Осетия, Астраханской и Тюменской областях, Красноярском крае составила от 1,78 до 3,28 на 100 тыс. населения, а в Чеченской Республике — 5,02.

В связи с недостаточным охватом детей прививками против кори сохраняются условия для циркуляции возбудителя, встреча с которым нередко приводит к заболеванию восприимчивых к вирусу кори лиц. При этом в эпидпроцесс вовлекаются лица, получившие согласно документации одну или даже две прививки против кори.

Тем не менее, именно увеличение охвата населения противокоревыми прививками привело к выраженному снижению заболеваемости корью в России. Если в 2000 году было зарегистрировано 4800 случаев кори, в 2001 году — 2072 случая, то в 2002 году корью переболело всего 578 человек. Интенсивный показатель заболеваемости на 100 тыс. населения составил 0,40 против 1,43 в 2001 году. В 2002 году по сравнению с 2001 годом число территорий, где корь не регистрировалась, увеличилось с 30 до 50. При

этом на 19 территориях заболеваемость корью не регистрировалась в течение 4 и более лет.

Однако, низкие показатели заболеваемости корью в целом по стране, к сожалению, еще не являются свидетельством стабильного эпидемиологического благополучия в отношении этой инфекции на конкретной территории. Это подтверждается началом роста заболеваемости корью в декабре 2002 года в Республике Башкортостан, Дагестане, Астраханской и Волгоградской областях. На ряде территорий начинал формироваться очередной подъем заболеваемости корью и основной причиной этого явилось накопление числа непривитого населения.

Ухудшение эпидситуации по кори продолжалось и в 2003 году.

Анализ заболеваемости корью в России, проведенный по отчетным материалам 89 субъектов Российской федерации, показал, что за 11 месяцев 2003 года в стране зарегистрировано 3034 случаев кори, что в 5,3 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года (571).

По-прежнему заболеваемость корью распределялась по регионам неравномерно и сосредоточивалась, главным образом, на части территории Южного федерального и в значительно меньшей степени Центрального федерального округов. Частично это объясняется пересечением основных транспортных путей, миграционными процессами и нарушением системы вакцинопрофилактики в Чеченской Республике.

Суммарное число заболевших корью в Центральном федеральном округе за анализируемый период выросло в 2,9 раза и составило 593 (473 — в г. Москве). На территории Южного федерального округа количество заболевших составило 2228, из которых 1368 (61,4%) случаев приходится на Чеченскую Республику, где в течение нескольких лет прививки не проводились и накопилась достаточно большая когорта непривитых.

Вместе с тем, следует отметить, что на остальных территориях продолжает регистрироваться низкий уровень заболеваемости за счет единичных, не связанных друг с другом случаев. В 35 субъектах Российской федерации случаи заболевания корью не регистрировались вовсе.

Анализ заболеваемости по возрастам показал, что в структуре заболевших преобладают дети до 14 лет — 1322 человека (56,79%). На долю подростков 15—17 лет приходится 6,91% (161 человек), на долю лиц 18—19 лет — 4,34% (101), старше 20 лет — 31,96% (744).

Среди детей чаще болели корью школьники 7—14 лет — 973 человека (73,61% от числа заболевших корью детей). Более половины (55,29%) заболевших корью детей этого возраста оказались не привитыми против кори или не имели сведений прививочного анамнеза. Среди заболевших привитых школьников вакцинированные живой коревой вакциной составили 30,42%, а ревакцинированные — 14,29% (296 и 139 соответственно).

В целом среди заболевших корью в России в 2003 году — 552 (23,71%) человека не были привиты против кори; 1089 (46,78%) человек — с неизвестным прививочным анамнезом; 444 (19,07%) — вакцинированные против кори; 224 (9,62%) человека, ревакцинированных и 19 человек (0,82%), болевших корью ранее.

Поэтому внимание эпидемиологов должно быть прежде всего сосредоточено на проведении своевременных противоэпидемических мероприятий в очагах, в том числе вакцинации всех не привитых и лиц с неизвестным коревым анамнезом, а также — ревакцинации однократно привитых в возрасте до 35 лет.

äetckhe инфекции 2 • 2004

■ О ХОЛЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ЛИКВИААЦИИ КОРИ В РОССИЙСКОЙ ФЕАЕРАЦИИ

Вторым чрезвычайно важным принципом элиминации кори является полное и активное выявление всех случаев кори с помощью лабораторного обследования больных с экзан-темными заболеваниями. Выполнение этого принципа весьма актуально для нашей страны, в которой регистрируется высокая заболеваемость краснухой и, хотя вакцинация против краснухи официально введена в календарь прививок, добиться значительного снижения заболеваемости этой инфекцией не удалось. Данное утверждение справедливо и в отношении синдрома врожденной краснухи, регистрация которого введена еще в 1992 году, но до сих пор в полном объеме не проводится.

В процессе реализации программы элиминации кори резко возрастает значимость эпидемиологического надзора. Он включает: слежение за заболеваемостью, за состоянием иммунитета, за возбудителем, оценка эффективности профилактических и противоэпидемических мероприятий, принятие оперативных решений и контроль за их исполнением. Однако при реализации программы резко возрастает требование к получению полной, объективной и своевременной информации о заболеваемости корью, о состоянии иммунитета в разных возрастных группах населения. Решение этих задач позволит прогнозировать эпидситу-ацию и дифференцировано проводить оперативные мероприятия на разных территориях.

Новой составляющей эпиднадзора за корью в период ее элиминации является изучение циркуляции вируса кори с помощью молекулярно-генетической характеристики вируса.

В США именно на основании результатов секвенирова-ния сделан вывод, что все штаммы являются завозными и с 1992 года США свободны от эндемичной кори. В нашей стране еще только предстоит наладить широкое проведение этого контроля для определения завозных случаев кори.

Таким образом, элиминация кори требует полноценного слежения за охватом прививками населения, за заболеваемостью с обязательным лабораторным подтверждением всех случаев кори и за возбудителем.

В целом, анализируя работу по выполнению программы ликвидации кори в Российской федерации следует отметить, что в стране созданы все необходимые условия для реализации программы: разработаны и утверждены нормативные документы, создана сеть учреждений, осуществляющих реализацию программы, налажен ежемесячный сбор данных о заболеваемости корью с учетом возраста и прививочного анамнеза заболевшего, в подавляющем большинстве случаев проводится серологическое обследование больных для лабо-

раторного подтверждения клинического диагноза, начата работа по генотипированию диких штаммов вируса кори, циркулирующих на территории нашей страны.

С целью успешной реализации программы ликвидации кори в Российской федерации к 2010 году Коллегия решает:

1. Органам управления здравоохранением и центрам Госсанэпиднадзора необходимо сосредоточить основные усилия на решение следующих задач:

1.1. Разработки и утверждению региональных планов мероприятий по элиминации кори в субъектах Российской федерации.

1.2. Организации мероприятий для успешной реализации первого этапа программы ликвидации кори на территории Российской федерации к 2010 году.

1.3. Обеспечении эффективной системы транспортировки и хранения вакцин и диагностических препаратов.

1.4. Созданию надежного коллективного иммунитета населения.

2. Департаменту госсанэпиднадзора (С. И. Иванов):

2.2. В срок до 20 декабря 2004 года организовать проведение региональных семинаров по реализации программы ликвидация кори в Российской федерации к 2010 году.

2.4. В срок до 10 апреля 2004 года рассмотреть вопрос о проведении массовой иммунизации против кори детского населения Чеченской Республики.

3. Управлению организации фармацевтической деятельности, обеспечения лекарствами и медицинскими изделиями (Н. И. Подгорбунских), Департаменту экономического развития здравоохранения, управления финансами и материальными ресурсами (М. Е. Путин), Департаменту Госсанэпиднадзора (С. И. Иванов) в объемах выделенных ассигнований обеспечить потребность учреждений здравоохранения субъектов Российской федерации в вакцинах против кори и краснухи и их своевременную поставку, взять на особый контроль доставку вакцин в Чеченскую Республику.

4. Рекомендовать руководителям органов управления здравоохранением субъектов Российской федерация, главным врачам центров Госсанэпиднадзора в субъектах Российской федерации:

4.1. В срок до 15 марта 2004 года рассмотреть на заседаниях коллегий вопрос о реализации региональных программ ликвидации кори к 2010 году.

4.2. Принять меры, направленные на увеличение охвата прививками против кори в декретированные сроки до 95— 98% на всех территориях Российской федерации, на обязательную вакцинацию всех не привитых и лиц с неясным прививочным анамнезом, а также ревакцинацию в очагах кори лиц в возрасте до 35 лет, получивших одну дозу вакцины.

4.3. Организовать обязательное серологическое подтверждение всех случаев кори и серологическое обследование всех больных с подозрением на корь.

4.3. Создать комиссию по дифференциальной диагностике кори и других экзантемных заболеваний.

4.4. Организовать постоянное информирование населения в средствах массовой информации о мерах личной и общественной профилактики кори.

5. Контроль за выполнением данного решения возложить на первого заместителя Министра здравоохранения Российской федерации Г. Г. Онищенко.

[youtube.player]

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.