План сестринского вмешательства при опоясывающем лишае

Информация о документе
Дата добавления:
Размер:
Доступные форматы для скачивания:

СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО В ДЕРМАТОВЕНЕРОЛОГИИ

Требования Государственного образовательного стандарта к уровню
подготовки специалистов в области сестринского дела в
дерматовенерологии для специальности 0406 Сестринское дело,
базовый уровень среднего профессионального образования

Медицинская сестра должна:

знать факторы риска, пути заражения, клинические проявления, осложнения и профилактику кожных и венерических заболеваний;

знать этические и юридические аспекты оказания помощи пациентам с венерическими заболеваниями;

уметь проводить забор крови для серологической диагностики;

уметь обеспечить инфекционную безопасность пациента и персонала;

уметь осуществлять сестринский процесс: проводить первичную сестринскую оценку, выявлять проблемы пациента, планировать сестринский уход, осуществлять запланированный уход, проводить текущую и итоговую оценку результатов ухода;

уметь подготовить пациента к диагностическим и лечебным процедурам.

Проблемно-ситуационные задачи с эталонами ответов

Пациент, 22 года, поступил на стационарное лечение в кожное отделение клиники с диагнозом: чесотка.

Жалобы на зуд, преимущественно на руках и животе, усиливающийся в ночное время, плохой сон.

Объективно: сознание ясное, положение в постели активное. На коже живота, боковой поверхности туловища, в межпальцевых складках кистей, сгибательных поверхностях верхних и нижних конечностей имеются везикуло-папулёзные высыпания, чесоточные ходы, экскориации.

Ps., АД, дыхание в пределах возрастной нормы, живот мягкий, безболезненный, физиологические отправления в норме.

Пациенту назначено: лечение 20% эмульсией бензилбензоата.

Задания

Определите проблемы пациента; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.

Составьте тезисный план беседы с пациентом.

Составьте алгоритм действий медицинской сестры при обработке 20% эмульсией бензилбензоата.

Эталон ответа

зуд кожных покровов.

осложнения, связанные с инфицированием (присоединением вторичной инфекции).

Приоритетная проблема : зуд, усиливающийся в ночное время.

Краткосрочные цели: уменьшение зуда к концу недели.

Долгосрочные цели: восстановление сна, прекращение зуда к моменту выписки.

Обеспечить физический и психический покой и объяснить причину зуда

Для снятия беспокойства и тревоги.

Восполнить дефицит информации

Выполнить назначения врача: обработать больного 20% раствором бензилбензоата

Для эффективного лечения

Сменить постельное и нательное бельё после первой обработки

Для того, чтобы загрязненное бельё отправить на дез. обработку

Провести беседу с пациентом о соблюдении санитарно- гигиенического режима в период лечения и после выздоровления

Для эффективного лечения и профилактики заразных кожных заболеваний

На пятый день после первого втирания, душ и смена белья

Для механического удаления с поверхности кожи личинок

Оценка: к концу лечения зуд значительно уменьшился, больной спокойно спит ночью, беспокойство исчезло. Цель достигнута.

Студент демонстрирует правильно выбранную методику общения, доступно объясняет:

необходимость соблюдения личной гигиены;

пути заражения чесоткой;

необходимость соблюдения санитарно-гигиенического и сандезрежима в период лечения;

профилактику заразных кожных заболеваний.

Студент составляет алгоритм действия медицинской сестры при обработке 20% эмульсией бензилбензоата:

20% эмульсию бензилбензоата;

комплект постельного и нательного белья.

Тщательно вымойте руки горячей водой с мылом, наденьте перчатки.

Придайте больному удобное положение, освободите кожу от одежды.

Прочтите название лекарственного вещества. Убедитесь, что не истёк срок годности.

Суспензию после предварительного взбалтывания втирают руками по всему кожному покрову.

Проведите второе втирание в течение 10 минут с 10 минутным перерывом.

Далее больной одевает обеззараженную одежду и меняет постельное бельё.

Вымойте руки с мылом.

Втирание повторяйте на четвёртый день.

Перед каждым новым втиранием рекомендуется мытьё.

На пятый день после первого втирания – мытьё в бане или под душем, а также смена белья.

Пациентка, 60 лет, поступила на стационарное лечение в кожное отделение клиники с диагнозом: опоясывающий лишай.

Жалобы на недомогание, слабость, стреляющие жгучие боли в правой половине поясницы, появление сыпи, высокую температуру, нарушение сна.

Объективно: в области поясницы справа на эритематозном фоне множество сгруппированных везикулезных элементов, размером 2-5 мм. Температура 37,8 0 . Пульс частый, ритмичный. АД 110/60. Живот мягкий, безболезненный, физиологические отправления в норме.

Задания

Определите проблемы пациентки; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.

Составьте тезисный план беседы с пациенткой.

Продемонстрируйте технику в/м инъекции.

Эталон ответа

Настоящие: лихорадка, высыпания на коже, нарушение сна, повышенная раздражительность, невралгические боли.

Потенциальные: риск присоединения вторичной инфекции, длительные невралгические боли.

Приоритетная проблема: невралгические боли и высыпания на коже.

Краткосрочная цель: у пациентки уменьшится боль к концу недели.

Долгосрочная цель: пациентка не будет предъявлять жалоб на стреляющие жгучие боли. Целостность кожных покровов восстановится к моменту выписки.

1. Обеспечить физический и психический покой

1. Для уменьшения физической и психической нагрузки

2. По назначению врача при болях дать обезболивающие средства

2. Для снятия болевого синдрома

3. Не допускать контакта больной с детьми

3. Во избежание возможного распространения инфекции

4. Запретить водные процедуры

4. Для предотвращения распространения процесса

5. Чаще менять постельное и нательное белье

5. Для профилактики вторичной инфекции

Студент демонстрирует правильно выбранную методику общения с пациентом, доступно, грамотно аргументирует и объясняет:

факторы, способствующие возникновению герпеса;

соблюдение щадящего режима;

современные методы лечения;

необходимость обследования у онколога;

профилактику простудных и вирусных заболеваний.

Студент демонстрирует технику в/м инъекции на муляже согласно алгоритму манипуляции.

Приготовьте: шприц с раствором антибиотика и иглой для в/м инъекций, стерильные ватные шарики, спирт.

Удалите воздух из шприца, придерживая канюлю указательным пальцем.

Возьмите шприц в правую руку так, чтобы 5-й палец был на канюле иглы, а 1-й, 3-й и 4-й палец – на цилиндре, 2-й – на ободке.

Пропальпируйте место инъекции.

Обработайте место инъекции ватным тампоном, смоченным спиртом, делая мазки в одном направлении.

Закрепите ватный шарик между 4 и 5 пальцем левой руки.

Свободными пальцами левой руки растяните кожу в области инъекции.

Держа шприц перпендикулярно, под углом 90 град., введите иглу в мышцу, оставляя 0,5-1 см от канюли.

Перенесите левую руку на поршень и введите лекарственное средство убедившись, что игла не попала в кровеносный сосуд.

Извлеките иглу, место вкола прижмите ватным шариком, смоченным спиртом на 15 сек., слегка массируя.

Использованный ватный шарик поместите для дезинфекции в 3% раствор хлорамина на 1 час, шприц и иглу в емкость № 1 для удаления остатков лекарственного средства и крови.

Пациент, 40 лет, поступил на стационарное лечение в венерологическое отделение клиники с диагнозом – сифилис вторичный, свежий.

Жалобы на появление высыпаний на коже туловища, незначительное повышение температуры, слабость, головную боль, боль в мышцах, костях, снижение аппетита. Больным себя считает в течение недели. Из анамнеза выяснилось, что пациент 10 недель назад тому назад имел случайную половую связь с незнакомой женщиной в поезде. В окружающем пространстве ориентируется адекватно. Пациент тревожен, подавлен, беспокоится о здоровье жены и детей, выражает опасение за их и свое будущее, боится огласки.

Объективно: сознание ясное, положение в постели активное, температура 37,5 ˚ С. На боковой поверхности туловища, груди, живота множественные рассеянные розеолезно-папулезные высыпания буровато-красного цвета с четкими границами. Субъективные ощущения отсутствуют. Пульс и АД дыхание в пределах нормы. Живот мягкий, безболезненный, физиологические отправления в норме.

Задания

1. Определите проблемы пациента; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.

2. Расскажите о санитарно-эпидемиологическом режиме в венерологических отделениях.

3. Продемонстрируйте технику в/м инъекции.

Эталон ответа

Настоящие: лихорадка, головная боль, беспокойство по поводу исхода заболевания, высыпания на коже.

Потенциальные: депрессия, поражение внутренних органов.

Приоритетная проблема : тревога, связанная с дефицитом информации о заболевании, и боязнь огласки.

Цель: пациент выразит словами снижение уровня тревоги к концу недели.

1. Обеспечить физический и психический покой.

1. Для снятия чувства тревоги, беспокойство.

2. Объяснить больному, что на этой стадии заболевание хорошо поддается лечению.

2. Для снятия стресса

3. Сохранить врачебную тайну больного.

3. Для того чтобы не травмировать психику больного.

4. При наличии мокнущих элементов объяснить больному необходимость строгого соблюдения правил личной гигиены.

4. Для профилактики заражения окружающих.

5. Объяснить необходимость диеты (исключено острое, соленое, алкоголь).

6. Для эффективного лечения

6. Запретить на период лечения половые контакты.

7. Для профилактики заражения половых партнеров.

Студент рассказывает о санэпидрежиме в венерологических отделениях.

Медсестры, участвующие в обследовании и лечении, должны соблюдать все меры личной предосторожности:

следить за состоянием кожи рук;

своевременно обрабатывать царапины и порезы; кожу кистей обрабатывать 0,05% раствором хлоргексидина, раствором сулемы 1:1000, мыть калийным мылом;

средний и младший мед. персонал должны строго соблюдать следующий санитарно-эпидемиологический режим в отделении:

а) дезинфицировать верхнюю одежду и постельные принадлежности в пароформалиновой камере;

б) проводить влажную уборку в отделении 2-3 раза в день с горячим 2% мыльно-содовым раствором;

в) у каждого больного должна быть отдельная посуда;

г) использованную посуду кипятить 15 мин.;

д) перевязочный материал и мусор подлежат уничтожению;

е) мебель в столовой, смотровых, палатах обрабатывать 0,5% раствором фенола или 0,2% раствором хлоргексидина биглюконата;

ж) использованный мед. инструментарий обрабатывать согласно действующим приказам.

Студент демонстрирует технику внутримышечной инъекции на муляже согласно алгоритму манипуляции.

Приготовьте: шприц с раствором антибиотика и иглой для в/м инъекций, стерильные ватные шарики, спирт.

Удалите воздух из шприца, придерживая канюлю указательным пальцем.

Возьмите шприц в правую руку так, чтобы 5-й палец был на канюле иглы, а 1-й, 3-й и 4-й палец – на цилиндре, 2-й – на ободке.

Пропальпируйте место инъекции.

Обработайте место инъекции ватным тампоном, смоченным спиртом, делая мазки в одном направлении.

Закрепите ватный шарик между 4-м и 5-м пальцем левой руки.

Свободными пальцами левой руки растяните кожу в области инъекции.

Держа шприц перпендикулярно, под углом 90˚С, введите иглу в мышцу, оставляя 0,5-1 см от канюли.

Перенесите левую руку на поршень и введите лекарственное средство, убедившись, что игла не попала в кровеносный сосуд.

Извлеките иглу, место вкола прижмите ватным шариком, смоченным спиртом, на 15 сек, слегка массируя.

Использованный ватный шарик поместите для дезинфекции в 3% раствор хлорамина на 1 час, шприц и иглу – в емкость № 1 для удаления остатков лекарственного средства и крови.

[youtube.player]

Перечислите пути передачи инфекции.

Опишите клинику простого герпеса.

Составьте план сестринских вмешательств при герпесе.

Возбудитель- вирус простого герпеса 1-2 типов (ВПГ-1, ВПГ-2).

Пути передачи инфекции:

2) контактный прямой и опосредованный (поцелуи, слюна, через инфицированные предметы).

3) половым путем.

Клиника простого герпеса.

3) слизистые оболочки полости рта,

4) роговица глаза,

6) ушные раковины,

7) половые органы ( у мужчин – область головки и ствола полового члена, у женщин- большие и малые половые губы, промежность, а также вокруг ануса и на ягодицах).

На слегка отечной и гиперемированной коже появляются сгруппированные пузырьки величиной с просяное зерно с серозным содержимым, быстро превращающееся в гнойное. Пузырьки могут вскрываться с образованием эрозий с мелкофестончатыми краями или сразу подсыхают в серозно-гнойные корочки. На 7-10 день эрозии полностью эпителизируются, не оставляя после себя стойких изменений. Поражение сопровождается зудом или болью.

План сестринских вмешательств при герпесе.

1. Психологическая помощь.

Успокоить пациента, настроить на выздоровление.

Рациональный режим труда и отдыха.

4. Личная гигиена.

Соблюдать правила личной гигиены. На период лечения нельзя принимать душ.

5. Гигиена помещений.

Рекомендовать содержать помещения дома в чистоте, ежедневно проводить родным влажную уборку, не менее 4 раз в день проветривать помещения минимум по 15 минут.

6. Специальные элементы ухода.

Противовирусные мази, крема – 2%-5%теброфеновая, 0,25%-3% оксолиновая мазь, 5% крем или 3% мазь виролекс (ацикловир), 0,5% мазь бонафтон, анилиновые красители.

Укажите возбудителя опоясывающего лишая.

Перечислите источники заражения.

Опишите клинику опоясывающего лишая.

Составьте план сестринских вмешательств при опоясывающем лишае.

Возбудитель— фильтрующий вирус Strongyloplasma zonae, нейродерматропный, близкий к вирусу ветряной оспы.

Источники заражения:

—больные опоясывающим лишаем взрослые и дети после 10 лет;

— больные ветряной оспой.

Клиника.

Локализация – по ходу нервных стволов (любая, чаще межреберные нервы, ветви тройничного нерва, реже на конечностях).

Перед появлением высыпаний у больных могут быть боли, жжение, повышение температуры, общее недомогание и слабость.

Появляются на коже по ходу нервов очагов отечной гиперемии, на фоне которой быстро формируются сгруппированные пузырьки с прозрачным содержимым. Сыпь располагается ассиметрично, линейно. Через несколько дней содержимое пузырьков мутнеет, значительно уменьшается отек и воспаление, а через неделю они подсыхают, образуя корочки, которые к концу 3 недели отторгаются, оставляя после себя пигментацию. Увеличиваются и воспаляются регионал лимфатические узлы.

План сестринских вмешательств при герпесе.

1. Психологическая помощь.

Успокоить пациента, настроить на выздоровление.

Рациональный режим труда и отдыха.

4. Личная гигиена.

Соблюдать правила личной гигиены. На период лечения нельзя принимать душ.

5. Гигиена помещений.

Рекомендовать содержать помещения дома в чистоте, ежедневно проводить родным влажную уборку, не менее 4 раз в день проветривать помещения минимум по 15 минут.

6. Специальные элементы ухода.

Противовирусные мази, крема – 2%-5%теброфеновая, 0,25%-3% оксолиновая мазь, 5% крем или 3% мазь виролекс (ацикловир), 0,5% мазь бонафтон, анилиновые красители.

Укажите возбудителя и пути передачи бородавок. Перечислите клинические формы бородавок. Опишите клинику обычных бородавок. Перечислите методы местного лечения бородавок.

Этиология.

Возбудитель — ДНК-содержащий дерматотропный вирус.

Путипередачи:

1. контактно-бытовой: а) прямой;

Клинические формы:

1. Обычные, или простые бородавки.

2. Юношеские, или плоские бородавки.

3. Подошвенные бородавки.

4. Остроконечные бородавки, или остроконечные кондиломы.

Клиника.

Обычные, или простые бородавки.

1) тыльная поверхность кистей,

5) волосистой часть головы,

6) красная кайма губ,

7) на ногтевых валиках,

8) под свободным краем ногтевой пластинки.

Они представляют собой эпидермальные папулы желто- серого цвета, величиной до горошины, с неровной поверхностью, покрытой роговыми чешуйками. Бородавки могут сливаться между собой, образуя бляшки. Течение длительное, наблюдается внезапное самоизлечение.

Лечение.

Удаление бородавок осуществляется:

— кератолитическими мазями, содержащие салициловую, молочную, бензойную кислоты, резорцин,

— можно применять жидкий азот,

Рекомендуется смазывать 20% раствором подофиллина, ферезолом.

Укажите возбудителя и пути передачи контагиозного моллюска. Перечислите клинические формы контагиозного моллюска. Опишите клинику заболевания. Укажите, в чем заключается профилактика контагиозного моллюска.

Этиология.

Возбудитель – фильтрующийся вирус оспенной группы – Molitor hominus.

Пути передачи: 1. контактно-бытовой: а) прямой;

б) опосредованный (полотенца,

мочалки, игрушки, домашняя пыль,

пыль физкультурных залов,

Чаще болеют дети. В детских коллективах могут наблюдаться эпидемические вспышки. У взрослых наличие этого заболевания может быть одним из симптомов СПИДа.

Клинические формы контагиозного моллюска:

1) множественные мелкие высыпания,

2) моллюски на ножке,

3) гигантские моллюски.

Клиника.

3) половых органов,

7) волосистая часть головы.

Появляются высыпания в виде плотных, слегка блестящих полушаровидных папул. В центре, особенно крупных элементов, видно пупкообразное вдавление. Элементы могут сливаться в виде больших конгломератов. При сдавлении из них выделяется белого цвета кашицеобразная масса из ороговевших клеток эпидермиса и моллюсковых телец. Субъективно ощущения отсутствуют. Без лечения через 2-3 месяца элементы самопроизвольно исчезают.

Профилактика.

— соблюдение личной гигиены,

— изоляция больных детей от детского коллектива,

— обработке (дезинфекция) белья, полотенец больных.

Перечислите периоды течения сифилиса.

Опишите типичный твердый шанкр при первичном сифилисе.

Составьте план сестринских вмешательств при сифилисе.

Сифилис — хроническое заболевание, вызываемое бледной спирохетой (трепонемой).

Пути передачи.

2. Бытовой опосредованный, через предметы обихода ( стаканы, ложки, зубные щетки, губная помада, при докуривании сигарет).

3. Гематогенный — при переливании крови от больного сифилисом.

4. Трансплацентарный — от больной сифилисом матери через плаценту к плоду, в результате чего развивается врожденный сифисис.

Периоды:

1. Инкубационный период.

2. Первичный период.

3. Вторичный период.

4. Третичный период.

Типичный твердый шанкримеет округлую или овальную форму, ровные, четкие края, уплотнения в основании, не выходящее за пределы дефекта, отсутствует перифокальное воспаление, безболезненный.

План вмешательств при сифилисе.

1. Психологическая помощь.

Успокоить пациента, настроить на выздоровление.

все назначенное ему лечение получать в лечебно-профилактическом учреждении;

— являться аккуратно в назначенный срок к врачу для получения очередных инъекций и очередных курсов лечения.

— диета О, не передавать для использования другим лицам свои недоеденную пищу и питье;

— пользоваться отдельной посудой для приема пищи, содержать эти предметы в чистоте.

4. Личная гигиена:

соблюдать правила личной гигиены в семье, быту и на работе;

— содержать в чистоте свое тело, полость рта, руки, нательное и постельное белье;

— пользоваться отдельным полотенцем и постельным бельем, носовыми платками, зубной щеткой, мочалкой, предметами косметики, содержать эти предметы в чистоте;

— не передавать для использования другим лицам свои недокуренные папиросы, свое нательное и постельное белье.

5. Гигиена помещений:

содержать в чистоте помещения, в домашних условиях не менее 1 раза в день проводить влажную уборку, проветривать помещения не менее 4 раз в день. В стационаре – согласно санитарно-противоэпидемическому режиму.

6. Специальные элементы ухода.

Объяснить пациенту, что недопустимо:

1. делать самовольные перерывы в лечении;

2. срывать проведение лечебных процедур;

3. отказываться от лечения и контроль наблюдения, несмотря на разъяснения врача;

4. употреблять алкогольные напитки во время лечения;

5. заниматься самолечением;

6. вступать в половые связи, даже если партнер дает на это добровольное согласие.

Сифилис вторичный.

Õàðàêòåðèñòèêà îïîÿñûâàþùåãî ãåðïåñà êàê âèðóñíîé èíôåêöèè ÷åëîâåêà, ïîðàæàþùåé êîæíûå ïîêðîâû è íåðâíóþ ñèñòåìó, èìåþùóþ îáùóþ ýòèîëîãèþ è òåñíóþ ïàòîãåíåòè÷åñêóþ ñâÿçü ñ âåòðÿíîé îñïîé. Èçó÷åíèå ñèìïòîìîâ, ýïèäåìèîëîãèè, ïàòîãåíåçà, ëå÷åíèÿ çàáîëåâàíèÿ.

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Îïîÿñûâàþùèé ãåðïåñ (herpes zoster) (îïîÿñûâàþùèé ëèøàé)

ãåðïåñ îïîÿñûâàþùèé îñïà âåòðÿíîé

Îïîÿñûâàþùèé ãåðïåñ (îïîÿñûâàþùèé ëèøàé) — âèðóñíàÿ èíôåêöèÿ ÷åëîâåêà, ïîðàæàþùàÿ êîæíûå ïîêðîâû è íåðâíóþ ñèñòåìó, èìåþùàÿ îáùóþ ýòèîëîãèþ è òåñíóþ ïàòîãåíåòè÷åñêóþ ñâÿçü ñ âåòðÿíîé îñïîé. Ñîãëàñíî ñîâðåìåííûì ïðåäñòàâëåíèÿì, îïîÿñûâàþùèé ãåðïåñ îòíîñÿò ê èíôåêöèîííûì çàáîëåâàíèÿì â ñèëó âèðóñíîé ïðèðîäû, êîíòàãèîçíîñòè áîëüíûõ, ðàçâèòèÿ ïðè í¸ì òèïè÷íîé êëèíè÷åñêîé òðèàäû — îáùèõ èíôåêöèîííûõ ñèìïòîìîâ, õàðàêòåðíîé ýêçàíòåìû è ðàçíîîáðàçíûõ íåâðîëîãè÷åñêèõ íàðóøåíèé ñ ïîðàæåíèÿìè ÖÍÑ è ïåðèôåðè÷åñêîé íåðâíîé ñèñòåìû.

Âîçáóäèòåëü çàáîëåâàíèÿ — âèðóñ ñåìåéñòâà Herpesviridae, âûçûâàþùèé îïîÿñûâàþùèé ëèøàé è âåòðÿíóþ îñïó. Êàê è ìíîãèå äðóãèå ïðåäñòàâèòåëè ñåìåéñòâà Herpesviridae, âèðóñ íåñòîåê âî âíåøíåé ñðåäå: áûñòðî ãèáíåò ïðè íàãðåâàíèè, ïîä âîçäåéñòâèåì óëüòðàôèîëåòîâûõ ëó÷åé è äåçèíôèöèðóþùèõ ñðåäñòâ. Ñïîñîáåí äîëãî ñîõðàíÿòüñÿ ïðè íèçêîé òåìïåðàòóðå è âûäåðæèâàòü ïîâòîðíîå çàìîðàæèâàíèå.

Îïîÿñûâàþùèé ãåðïåñ âñòðå÷àþò â âèäå ñïîðàäè÷åñêèõ ñëó÷àåâ; çàáîëåâàåìîñòü ïîâûøàåòñÿ â õîëîäíîå âðåìÿ ãîäà. Çàáîëåâàþò ïðåèìóùåñòâåííî ëèöà ñòàðøåãî âîçðàñòà, ðàíåå ïåðåí¸ñøèå âåòðÿíóþ îñïó. Èíäåêñ çàáîëåâàåìîñòè ñîñòàâëÿåò 12-15 íà 100 000 íàñåëåíèÿ. Ó íåáîëüøîé ÷àñòè áîëüíûõ ãåðïåñ âîçíèêàåò ïîâòîðíî. Êîíòàãèîçíîñòü áîëüíûõ ñ îïîÿñûâàþùèì ãåðïåñîì äîêàçàíà åù¸ â 1888 ã., êîãäà áûëè îïèñàíû ñëó÷àè çàáîëåâàíèÿ âåòðÿíîé îñïîé äåòåé, êîíòàêòèðîâàâøèõ ñ áîëüíûìè îïîÿñûâàþùèì ãåðïåñîì.  äàëüíåéøåì íàêîïëåíî ìíîãî íàáëþäåíèé, ñâèäåòåëüñòâóþùèõ î òîì, ÷òî ó äåòåé, ðàíåå íå áîëåâøèõ è êîíòàêòèðîâàâøèõ ñ áîëüíûì îïîÿñûâàþùèì ëèøàåì, ðàçâèâàåòñÿ òèïè÷íàÿ âåòðÿíàÿ îñïà.

Îïîÿñûâàþùèé ãåðïåñ ðàçâèâàåòñÿ êàê âòîðè÷íàÿ ýíäîãåííàÿ èíôåêöèÿ ó ëèö, ïåðåí¸ñøèõ âåòðÿíóþ îñïó â êëèíè÷åñêè âûðàæåííîé èëè ëàòåíòíîé ôîðìå. Ÿ îñíîâíàÿ ïðè÷èíà — ðåàêòèâàöèÿ âîçáóäèòåëÿ ïîñëå åãî äëèòåëüíîé (îò íåñêîëüêèõ ìåñÿöåâ äî äåñÿòêîâ ëåò) ëàòåíòíîé ïåðñèñòåíöèè â îðãàíèçìå, âåðîÿòíåå âñåãî â ñïèíàëüíûõ ãàíãëèÿõ è ãàíãëèÿõ ÷åðåïíûõ íåðâîâ. Ïàòîãåíåç ëàòåíòíîé èíôåêöèè è ëàáîðàòîðíûå ìåòîäû å¸ âûÿâëåíèÿ ïîêà íå èçó÷åíû. Ïðèíÿòî ñ÷èòàòü, ÷òî ðåàêòèâàöèÿ âèðóñà è ðàçâèòèå êëèíè÷åñêèõ ïðîÿâëåíèé â âèäå îïîÿñûâàþùåãî ãåðïåñà ïðîèñõîäÿò ïðè îñëàáëåíèè èììóíèòåòà (ïðåæäå âñåãî êëåòî÷íîãî) è ìîãóò áûòü ñïðîâîöèðîâàíû ðàçëè÷íûìè ôàêòîðàìè: ñòðåññîâûìè ñîñòîÿíèÿìè, ôèçè÷åñêèìè òðàâìàìè, ïåðåîõëàæäåíèåì, èíôåêöèîííûìè çàáîëåâàíèÿìè è ò.ä. Ðèñê âîçíèêíîâåíèÿ îïîÿñûâàþùåãî ëèøàÿ çíà÷èòåëüíî âîçðàñòàåò ó ëèö ïîæèëîãî è ïðåêëîííîãî âîçðàñòà, à òàêæå ó áîëüíûõ, ñòðàäàþùèõ îíêîëîãè÷åñêèìè è ãåìàòîëîãè÷åñêèìè çàáîëåâàíèÿìè, ïîëó÷àþùèõ ãîðìîíàëüíóþ, ëó÷åâóþ òåðàïèþ è õèìèîòåðàïèþ.

 îñíîâå ïàòîëîãîàíàòîìè÷åñêîé êàðòèíû çàáîëåâàíèÿ ëåæàò âîñïàëèòåëüíûå èçìåíåíèÿ â ñïèíàëüíûõ ãàíãëèÿõ è ñâÿçàííûõ ñ íèìè ó÷àñòêàõ êîæíûõ ïîêðîâîâ, èíîãäà òàêæå â çàäíèõ è ïåðåäíèõ ðîãàõ ñåðîãî âåùåñòâà, çàäíèõ è ïåðåäíèõ êîðåøêàõ ñïèííîãî ìîçãà è ìÿãêèõ ìîçãîâûõ îáîëî÷êàõ.

Íà÷àëüíûé ïåðèîä çàáîëåâàíèÿ ìîæåò ïðîÿâëÿòüñÿ ïðîäðîìàëüíûìè ïðèçíàêàìè: ãîëîâíîé áîëüþ, íåäîìîãàíèåì, ñóáôåáðèëüíîé òåìïåðàòóðîé òåëà, ïîçíàáëèâàíèåì, äèñïåïòè÷åñêèìè ðàññòðîéñòâàìè. Îäíîâðåìåííî ìîãóò âîçíèêàòü áîëè, ææåíèå è çóä, à òàêæå ïîêàëûâàíèå è ïàðåñòåçèè ïî õîäó ïåðèôåðè÷åñêèõ íåðâíûõ ñòâîëîâ â çîíå áóäóùèõ âûñûïàíèé. Èíòåíñèâíîñòü ýòèõ ñóáúåêòèâíûõ ëîêàëüíûõ ïðèçíàêîâ ðàçëè÷íà ó îòäåëüíûõ áîëüíûõ. Ïðîäîëæèòåëüíîñòü íà÷àëüíîãî ïåðèîäà âàðüèðóåò îò 1 äî 3-4 ñóò; ó âçðîñëûõ åãî íàáëþäàþò ÷àùå è îí îáû÷íî äëèííåå, ÷åì ó äåòåé.

 áîëüøèíñòâå ñëó÷àåâ çàáîëåâàíèå íà÷èíàåòñÿ îñòðî. Òåìïåðàòóðà òåëà ìîæåò ïîâûøàòüñÿ äî 38-39 °Ñ; å¸ ïîäú¸ì ñîïðîâîæäàþò îáùåòîêñè÷åñêèå ðåàêöèè (ãîëîâíàÿ áîëü, íåäîìîãàíèå, ïîçíàáëèâàíèå).  ýòî æå âðåìÿ â çîíå èííåðâàöèè îäíîãî èëè íåñêîëüêèõ ñïèíàëüíûõ ãàíãëèåâ ïîÿâëÿþòñÿ êîæíûå âûñûïàíèÿ ñ õàðàêòåðíûìè äëÿ íèõ áîëåâûìè è äðóãèìè ñóáúåêòèâíûìè îùóùåíèÿìè.

Ñíà÷àëà ýêçàíòåìà èìååò âèä îãðàíè÷åííûõ ðîçîâûõ ïÿòåí âåëè÷èíîé 2-5 ìì, îäíàêî â òîò æå èëè íà ñëåäóþùèé äåíü íà èõ ôîíå îáðàçóþòñÿ ìåëêèå, òåñíî ñãðóïïèðîâàííûå âåçèêóëû ñ ïðîçðà÷íûì ñåðîçíûì ñîäåðæèìûì, ðàñïîëîæåííûå íà ãèïåðåìèðîâàííîì è îò¸÷íîì îñíîâàíèè.  áîëüøèíñòâå ñëó÷àåâ ýêçàíòåìó ñîïðîâîæäàþò óâåëè÷åíèå è áîëåçíåííîñòü ðåãèîíàðíûõ ëèìôàòè÷åñêèõ óçëîâ; ó äåòåé ÷àñòî âûÿâëÿþò ïðèçíàêè êàòàðà âåðõíèõ äûõàòåëüíûõ ïóòåé.

Ýêçàíòåìà ëîêàëèçóåòñÿ ñîîòâåòñòâåííî ïðîåêöèè òîãî èëè èíîãî ÷óâñòâèòåëüíîãî íåðâà. ×àùå âñåãî ïîðàæåíèå áûâàåò îäíîñòîðîííèì: ïî õîäó ìåæð¸áåðíûõ íåðâîâ, âåòâåé òðîéíè÷íîãî íåðâà íà ëèöå, ðåæå ïî õîäó íåðâîâ êîíå÷íîñòåé.  ðÿäå ñëó÷àåâ íàáëþäàþò ïîðàæåíèå êîæè â îáëàñòè ãåíèòàëèé.  äèíàìèêå çàáîëåâàíèÿ ñ ïðîìåæóòêàìè â íåñêîëüêî äíåé ìîãóò ïîÿâëÿòüñÿ íîâûå ïÿòíà ñ ðàçâèòèåì íà èõ ôîíå âåçèêóëÿðíûõ ýëåìåíòîâ. ×åðåç íåñêîëüêî äíåé ýðèòåìàòîçíûé ôîí, íà êîòîðîì ðàñïîëàãàþòñÿ âåçèêóëû, áëåäíååò, èõ ñîäåðæèìîå ñòàíîâèòñÿ ìóòíûì.  äàëüíåéøåì âåçèêóëû ïîäñûõàþò, îáðàçóþòñÿ êîðî÷êè, îòïàäàþùèå ê êîíöó 3-é íåäåëè çàáîëåâàíèÿ, îñòàâëÿÿ ë¸ãêóþ ïèãìåíòàöèþ.

Ïîâûøåííàÿ òåìïåðàòóðà òåëà äåðæèòñÿ íåñêîëüêî äíåé, ñèìïòîìû òîêñèêîçà èñ÷åçàþò ñ å¸ íîðìàëèçàöèåé.

Ãåíåðàëèçîâàííàÿ ôîðìà. Èíîãäà ÷åðåç íåñêîëüêî äíåé ïîñëå âîçíèêíîâåíèÿ ëîêàëèçîâàííîé ýêçàíòåìû åäèíè÷íûå èëè ìíîæåñòâåííûå âåçèêóëû ïîÿâëÿþòñÿ íà âñåõ ó÷àñòêàõ êîæè è äàæå íà ñëèçèñòûõ îáîëî÷êàõ, ÷òî íåðåäêî îøèáî÷íî ðàñöåíèâàþò êàê ïðèñîåäèíåíèå ê îïîÿñûâàþùåìó ãåðïåñó âåòðÿíîé îñïû. Ïðè ãåíåðàëèçîâàííîì õàðàêòåðå ýêçàíòåìû, à òàêæå â òåõ ñëó÷àÿõ, êîãäà ëîêàëèçîâàííûé ãåðïåñ íå ïðîõîäèò â òå÷åíèå 2-3 íåä, ñëåäóåò ïîäîçðåâàòü èììóíîäåôèöèò èëè ðàçâèòèå çëîêà÷åñòâåííûõ íîâîîáðàçîâàíèé.

Àáîðòèâíàÿ ôîðìà. Õàðàêòåðíû áûñòðîå èñ÷åçíîâåíèå ýðèòåìàòîçíî-ïàïóë¸çíîé ñûïè è îòñóòñòâèå âåçèêóë.

Áóëë¸çíàÿ ôîðìà. Âåçèêóëû ñëèâàþòñÿ â êðóïíûå ïóçûðè, ñîäåðæèìîå êîòîðûõ ìîæåò ñòàòü ãåìîððàãè÷åñêèì (ãåìîððàãè÷åñêàÿ ôîðìà).  îòäåëüíûõ ñëó÷àÿõ ìíîæåñòâåííûå âåçèêóëû, òåñíî ïðèëåãàþùèå äðóã ê äðóãó, îáðàçóþò î÷àã ïîðàæåíèÿ ñëèâíîãî õàðàêòåðà â âèäå ñïëîøíîé ëåíòû; ïðè åãî ïîäñûõàíèè îáðàçóåòñÿ ñïëîøíîé ò¸ìíûé ñòðóï (íåêðîòè÷åñêàÿ ôîðìà).

Òÿæåñòü çàáîëåâàíèÿ ÷àñòî íåïîñðåäñòâåííî ñâÿçàíà ñ ëîêàëèçàöèåé ýêçàíòåìû. Ñëó÷àè ñ ðàñïîëîæåíèåì âûñûïàíèé â îáëàñòè èííåðâàöèè íàäãëàçíè÷íîãî, ëîáíîãî è íîñîðåñíè÷íîãî íåðâîâ îòëè÷àþò èíòåíñèâíûå íåâðàëãè÷åñêèå áîëè, ãèïåðåìèÿ è îò¸ê êîæè, ïîðàæåíèå âåê, à èíîãäà è ðîãîâèöû.

Äëèòåëüíîñòü êëèíè÷åñêèõ ïðîÿâëåíèé îïîÿñûâàþùåãî ãåðïåñà ïðè àáîðòèâíîé ôîðìå ñîñòàâëÿåò â ñðåäíåì íåñêîëüêî äíåé, ïðè îñòðîì òå÷åíèè — 2-3 íåä, ïðè çàòÿæíîì — áîëåå ìåñÿöà.

Áîëè â îáëàñòè ýêçàíòåìû ïðè îïîÿñûâàþùåì ëèøàå èìåþò âûðàæåííûé âåãåòàòèâíûé õàðàêòåð: îíè æãó÷èå, ïðèñòóïîîáðàçíûå, óñèëèâàþòñÿ â íî÷íûå ÷àñû è íåðåäêî ñîïðîâîæäàþòñÿ âûðàæåííûìè ýìîöèîíàëüíûìè ðåàêöèÿìè. ×àñòî íàáëþäàþò ëîêàëüíûå ïàðåñòåçèè è ðàññòðîéñòâà êîæíîé ÷óâñòâèòåëüíîñòè. Âîçìîæíû êîðåøêîâûå ïàðåçû ëèöåâîãî è ãëàçîäâèãàòåëüíûõ íåðâîâ, êîíå÷íîñòåé, áðþøíûõ ìûøö, ñôèíêòåðà ìî÷åâîãî ïóçûðÿ.

Çàáîëåâàíèå ìîæåò ïðîòåêàòü ñ ðàçâèòèåì ñåðîçíîãî ìåíèíãèòà; âîñïàëèòåëüíûå èçìåíåíèÿ â ëèêâîðå íå âñåãäà ñîïðîâîæäàþòñÿ âûðàæåííîé ìåíèíãåàëüíîé ñèìïòîìàòèêîé.  ðåäêèõ ñëó÷àÿõ â îñòðûé ïåðèîä íàáëþäàþò ýíöåôàëèò è ìåíèíãîýíöåôàëèò. Îïèñàíû ñëó÷àè ïîëèðàäèêóëîíåâðîïàòèè è îñòðîé ìèåëîïàòèè.

Çà ïåðâûì ýïèçîäîì îïîÿñûâàþùåãî ëèøàÿ îáû÷íî ñëåäóåò ñòîéêàÿ ðåìèññèÿ; ðåöèäèâèðîâàíèå çàáîëåâàíèÿ íàáëþäàþò íå áîëåå ÷åì â íåñêîëüêèõ ïðîöåíòàõ ñëó÷àåâ. Áîëüøèíñòâî áîëüíûõ âûçäîðàâëèâàþò áåç îñòàòî÷íûõ ÿâëåíèé, îäíàêî íåâðàëãè÷åñêèå áîëè ìîãóò ñîõðàíÿòüñÿ äîëãî, â òå÷åíèå íåñêîëüêèõ ìåñÿöåâ è äàæå ëåò.

 ïðîäðîìàëüíûé ïåðèîä â çàâèñèìîñòè îò ëîêàëèçàöèè ïîðàæ¸ííîãî íåðâà äèôôåðåíöèàëüíóþ äèàãíîñòèêó ïðîâîäÿò ñ ïëåâðèòîì, íåâðàëãèåé òðîéíè÷íîãî íåðâà, àïïåíäèöèòîì, ïî÷å÷íîé êîëèêîé, æåë÷íîêàìåííîé áîëåçíüþ. Ïðè ïîÿâëåíèè âûñûïàíèé äèôôåðåíöèðóþò ñ ïðîñòûì ãåðïåñîì, âåòðÿíîé îñïîé, ðîæåé (ïðè áóëë¸çíîé ôîðìå îïîÿñûâàþùåãî ãåðïåñà), ïîðàæåíèÿìè êîæè ïðè îíêîëîãè÷åñêèõ è ãåìàòîëîãè÷åñêèõ çàáîëåâàíèÿõ, ñàõàðíîì äèàáåòå è ÂÈ×-èíôåêöèè.

Îïîÿñûâàþùèé ãåðïåñ îòëè÷àåò òèïè÷íàÿ êëèíè÷åñêàÿ òðèàäà — ñî÷åòàíèå îáùåèíôåêöèîííûõ ñèìïòîìîâ, õàðàêòåðíîé, ÷àùå îäíîñòîðîííåé ýêçàíòåìû è ðàçíîîáðàçíûõ íåâðîëîãè÷åñêèõ íàðóøåíèé ñî ñòîðîíû öåíòðàëüíîé è ïåðèôåðè÷åñêîé íåðâíîé ñèñòåìû. Áîëè â îáëàñòè ýêçàíòåìû æãó÷èå, ïðèñòóïîîáðàçíûå, óñèëèâàþòñÿ â íî÷íûå ÷àñû.  äèíàìèêå ñ ïðîìåæóòêàìè â íåñêîëüêî äíåé ìîãóò ïîÿâëÿòüñÿ íîâûå âûñûïàíèÿ.

 øèðîêîé ïðàêòèêå íå ïðîâîäÿò.

 êà÷åñòâå ýòèîòðîïíîãî ñðåäñòâà ðåêîìåíäîâàí àöèêëîâèð (çîâèðàêñ, âèðîëåêñ) — èçáèðàòåëüíûé èíãèáèòîð ñèíòåçà âèðóñíîé ÄÍÊ. Ýôôåêòèâíîñòü ñïåöèôè÷åñêîé òåðàïèè áîëåå âûðàæåíà ïðè å¸ íà÷àëå â ïåðâûå 3-4 äíÿ çàáîëåâàíèÿ. Àöèêëîâèð ïðèìåíÿþò âíóòðèâåííî êàïåëüíî (ñóòî÷íóþ äîçó 15-30 ìã/êã ðàçäåëÿþò íà 3 âëèâàíèÿ ñ èíòåðâàëîì 8 ÷, ðàçîâûå äîçû ââîäÿò â 150 ìë èçîòîíè÷åñêîãî ðàñòâîðà íàòðèÿ õëîðèäà) èëè íàçíà÷àþò â òàáëåòêàõ ïî 800 ìã (äëÿ âçðîñëûõ) 5 ðàç â ñóòêè. Êóðñ ëå÷åíèÿ ñîñòàâëÿåò 5 äíåé.

 êà÷åñòâå ñðåäñòâ ïàòîãåíåòè÷åñêîé òåðàïèè ó âçðîñëûõ ïðèìåíÿþò êóðàíòèë âíóòðü ïî 25-50 ìã 3 ðàçà â äåíü êóðñîì 5-7 äíåé (òîðìîçèò àãðåãàöèþ òðîìáîöèòîâ) â ñî÷åòàíèè ñ äåãèäðàòèðóþùèìè ñðåäñòâàìè — ôóðîñåìèäîì. Âíóòðèìûøå÷íîå ââåäåíèå ãîìîëîãè÷íîãî èììóíîãëîáóëèíà àêòèâèðóåò èììóíîãåíåç; èììóíîãëîáóëèí ââîäÿò ïî 1-2 äîçû 2-3 ðàçà â ñóòêè åæåäíåâíî èëè ÷åðåç äåíü. Òàêæå íàçíà÷àþò èììóíîìîäóëÿòîð ëåâàìèçîë ïî 100-150 ìã â äåíü êóðñîì 3-4 äíÿ. Àêòèâíî ïðèìåíÿþò ñèìïòîìàòè÷åñêèå ñðåäñòâà — àíàëüãåòèêè; òðèöèêëè÷åñêèå àíòèäåïðåññàíòû (àìèòðèïòèëèí), ñåäàòèâíûå è ñíîòâîðíûå ïðåïàðàòû.

 ñëó÷àÿõ âûðàæåííîé èíòîêñèêàöèè ïðîâîäÿò äåçèíòîêñèêàöèîííóþ òåðàïèþ â ñî÷åòàíèè ñ ôîðñèðîâàííûì äèóðåçîì ïî îáùåïðèíÿòûì ïðàâèëàì.

Ìåñòíî äëÿ îáðàáîòêè âåçèêóë ïðèìåíÿþò ðàñòâîð áðèëëèàíòîâîãî çåë¸íîãî; êîðî÷êè ñìàçûâàþò 5% äåðìàòîëîâîé ìàçüþ. Ïðè âÿëîòåêóùèõ ïðîöåññàõ ìîæíî ïðèìåíÿòü ìåòàöèëîâóþ ìàçü èëè ñîëêîñåðèë.

 ñëó÷àÿõ àêòèâàöèè âòîðè÷íîé áàêòåðèàëüíîé ôëîðû ïîêàçàíû àíòèáèîòèêè.

Ïðîôèëàêòèêà è ìåðû áîðüáû

Ïðîôèëàêòè÷åñêèõ è ïðîòèâîýïèäåìè÷åñêèõ ìåðîïðèÿòèé â î÷àãå íå ïðîâîäÿò.

[youtube.player]

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.