М а дудин здесь грязь и бред и вши в траншеях

20 ноября 1916 г.

Михаила Дудина


Здесь грязь, и бред, и вши в траншеях.

И розовое облако вдали.

Душа моя, когда ж похорошеют

Обугленные площади земли?

Давно пора. Под пеленою пепла

Протухли трупы и свернулась кровь.

Душа моя, ты в сотый раз ослепла

От чёрствых слёз и прозреваешь вновь.

Смотри – весна. И над равниной русской

. Влетела в амбразуру трясогузка

И весело уселась на лафет.

Политика конфеденциальности

Администрация сайта Литературно-музыкальная Студия Александра Васина-Макарова (www.studia-vasin.ru) (далее Сайт) с уважением относится к правам посетителей Сайта. Мы безоговорочно признаем важность конфиденциальности личной информации посетителей нашего Сайта. Данная страница содержит сведения о том, какую информацию мы получаем и собираем, когда Вы пользуетесь Сайтом. Мы надеемся, что эти сведения помогут Вам принимать осознанные решения в отношении предоставляемой нам личной информации.

Настоящая Политика конфиденциальности распространяется только на Сайт и на информацию, собираемую этим сайтом и через его посредство. Она не распространяется ни на какие другие сайты и не применима к веб-сайтам третьих лиц, с которых могут делаться ссылки на Сайт.

Сбор информации
Когда Вы посещаете Сайт, мы определяем имя домена Вашего провайдера и страну (например, “rostelecom.ru”) и выбранные переходы с одной страницы на другую (так называемую "активность потока переходов").

Сведения, которые мы получаем на Сайте, могут быть использованы для того, чтобы облегчить Вам пользование Сайтом, включая, но не ограничиваясь:
- организация Сайта наиболее удобным для пользователей способом
- предоставление возможности подписаться на почтовую рассылку по специальным предложениям и темам, если Вы хотите получать такие уведомления

Сайт собирает только личную информацию, которую Вы предоставляете добровольно при посещении или регистрации на Сайте. Понятие "личная информация" включает информацию, которая определяет Вас как конкретное лицо, например, Ваше имя или адрес электронной почты. Тогда как просматривать содержание Сайта можно без прохождения процедуры регистрации, Вам потребуется зарегистрироваться, чтобы воспользоваться некоторыми функциями, например, оставить свой комментарий к статье.

Сайт применяет технологию "cookies" ("куки") для создания статистической отчетности. "Куки" представляет собой небольшой объем данных, отсылаемый веб-сайтом, который браузер Вашего компьютера сохраняет на жестком диске Вашего же компьютера. В "cookies" содержится информация, которая может быть необходимой для Сайта, - для сохранения Ваших установок вариантов просмотра и сбора статистической информации по Сайту, т.е. какие страницы Вы посетили, что было загружено, имя домена интернет-провайдера и страна посетителя, а также адреса сторонних веб-сайтов, с которых совершен переход на Сайт и далее. Однако вся эта информация никак не связана с Вами как с личностью. "Cookies" не записывают Ваш адрес электронной почты и какие-либо личные сведения относительно Вас. Также данную технологию на Сайте использует установленный счетчик компании Spylog/LiveInternet/и т.п.

Кроме того, мы используем стандартные журналы учета веб-сервера для подсчета количества посетителей и оценки технических возможностей нашего Сайта. Мы используем эту информацию для того, чтобы определить, сколько человек посещает Сайт и организовать страницы наиболее удобным для пользователей способом, обеспечить соответствие Сайта используемым браузерам, и сделать содержание наших страниц максимально полезным для наших посетителей. Мы записываем сведения по перемещениям на Сайте, но не об отдельных посетителях Сайта, так что никакая конкретная информация относительно Вас лично не будет сохраняться или использоваться Администрацией Сайта без Вашего согласия

Чтобы просматривать материал без "cookies", Вы можете настроить свой браузер таким образом, чтобы она не принимала "cookies" либо уведомляла Вас об их посылке (различны, поэтому советуем Вам справиться в разделе "Помощь" и выяснить, как изменить установки машины по "cookies").

Совместное использование информации.
Администрация Сайта ни при каких обстоятельствах не продает и не отдает в пользование Вашу личную информацию, каким бы то ни было третьим сторонам. Мы также не раскрываем предоставленную Вами личную информацию за исключением случаев предусмотренных законодательством Российской Федерации.

[youtube.player]

Михаил Дудин (1916 – 1993)

Цитируется по: Дудин М. Всё с этим городом навек…:Ленинградская книга. – Л.: Лениздат, 1985. – 703 с.

ПАМЯТИ АЛЕКСЕЯ ЛЕБЕДЕВА

Мы должное твоей заплатим славе.
Мы двести ран пойдём в упрямый бой.
Мы до конца гордиться будем вправе
Твоею песней и твоей судьбой.

Туман и шторм. Солёный привкус моря.
Но, крепко взяв за шиворот судьбу,
Всю остроту и накипь злого горя
Включаем мы в свирепую борьбу.

Мы выбьемся из рокового круга,
Снопы огня сырую тьму, прорвут.
Друзья уйдут и будут мстить за друга,
И многие обратно не придут.

Романтики! Но кто из нас не трафил
К большим делам, седой простор любя?
В скупых словах анкетных биографий
Мы не законсервируем себя.

Нас вдаль несёт, в крутое пекло боя,
Где гром, и всплеск, и розовый простор.
Друзья твои клянутся над тобою –
Идти любым смертям наперекор.

Они пройдут. И скажут, видя — вот он,
Знакомый образ, строгий и простой,
Из камня угловатого сработан,
Обтёсанный солёною водой.

Но что мне толку в этой грубой груде,
Я вновь хочу с тобою рядом быть,
Опять читать стихи о Робин Гуде,
По улицам Иванова бродить.

Твой честный взгляд упрям и необыден,
Он навсегда останется со мной.
Легенда пахнет порохом. Не виден
Её конец за дымкой голубой.

Жизнь твоя — как прыжок с трамплина
В невозвратную глубину.
Мать умрёт, не дождавшись сына,
У печали своей в плену.

Станет каменным у причала
Юной женщины силуэт.
Песне верности нет начала.
Окончания тоже нет.

Ветер времени снова ожил
И забвенья туман сорвал.
Космонавт, на тебя похожий,
Поворачивает штурвал.

И, глаза его окружая,
Открывается мир иной.
И томится душа живая
Невозвратною глубиной.

АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ

Старуха на дрова могильный рубит крест.
Кладбище Александро-Невской лавры.
И вот поют на сотни вёрст окрест
Начало битвы медные литавры.

Я слышу вновь в разбуженной ночи,
В порывах ветра, в завываньях вьюги,
Как перекрещиваются мечи,
И шелестят железные кольчуги,

И кони грудью падают на лёд,
И копья с ходу пробивают латы.
На лёд ложится розовый налёт,
А час назад он был зеленоватый.

И в нетерпенье бросив повода,
Откинув плащ и расправляя плечи,
Как вихорь, он врывается туда —
В крутое пекло бесподобной сечи.

Врубается мечом и пикой князь
Воочию, а не в красивой сказке,
Он бьёт в упор и бьёт, оборотясь,
Мечом наотмашь по рогатой каске.

Он вдаль зовёт, стремительный и стройный,
И отступают в панике враги.
Русь спасена. И на воде спокойной
От пузырей расходятся круги.

Враг вновь идёт и задушить нас хочет.
Мы узнаём исконного врага.
Он в той же каске. Только покороче
Железные топырятся рога.

Мы в битвах рассчитаемся с врагами,
Спалим уничтожающим огнём,
И эту каску с бычьими рогами
Мы вместе с головою оторвём.

Здесь грязь, и бред, и вши в траншеях.
И розовое облако вдали.
Душа моя, когда ж похорошеют
Обугленные площади Земли?

Давно пора. Под пеленою пепла
Протухли трупы и свернулась кровь.
Душа моя, ты в сотый раз ослепла
От чёрствых слёз и прозреваешь вновь.

Смотри — весна. И над равниной русской
Молочно-лиловатый свет.
…Влетела в амбразуру трясогузка
И весело уселась на лафет.

КАМЕНЬ

Как нож, прорезав щели, по обоям
Бежала световая полоса.
Здесь был привал последний. Перед боем
Он брал у нас на память адреса.

Далёкими повеяло ветрами,
Весёлым детством в солнечной пыли,
Какими-то знакомыми цветами,
Которые ещё не зацвели,

Полынью, зноем, невысокой рожью,
Давно обжитым, навсегда родным.
Мне вспомнилось Поочье и Остожье,
Неповоротливый, ленивый дым.

Ночное. Луг. Чу, чмокают копыта,
И лунным светом окоём залит.
Он смотрит удивлённо и открыто.
«Ну что тебе, товарищ замполит?

Такое и с тобой, наверно, было,
Что грусть пришла непрошено, сама:
Любимая меня давно забыла,
Друзья воюют, а семьи нема…

А к вечеру ударил ливень. Косо
Захлёстывала струями вода.
В грязи хрипели лошади. Колёса
По втулки вязли. К чёрту обода

Летели. Ухали зенитки.
И пулемёты сыпали галдёж.
Мы вымокли (хоть выжимай) до нитки,
А может, пропотели — не поймёшь.

Дымит земля. Она сыра, как губка.
Дотронешься — и выступит вода.
Комбат охрип. Не отвечает трубка,
И в сумрак убегают провода.

И вслед за ними, по тропинке мглистой,
По скалам пробираясь наугад,
Уходят молчаливые связисты.
Мы ждём. Не возвращаются назад.

Идут другие, и опять ни слова.
Уходят третьи — темнота густа.
Она ползёт упрямо и сурово
Из каждого оврага и куста.

Неправда! Нет! Пусть я, пусть он, пусть вы хоть,
По юношески этот мир любя,
Единственный отыскиваем выход,
Коль только свято веруем в себя.

Так вот он, на! Бери его и трогай!
Скажи судьбе, чтоб отступила прочь.
Он смотрит в даль решительно и строго.
Скрывается. И наплывает ночь,

Размытая, разодранная в клочья,
Пронизанная ветром и дождём,
И вот мы убеждаемся воочью,
Что самого решительного ждём.

Идёт гроза, чугунный воздух сгрудив
И разбросав на тысячу смертей
Порывистым дыханием орудий
Тяжёлых дальнобойных батарей.

И отзвук громыхающий не умер,
Он эхом повторяется стократ.
Лисёнком пискнул позабытый зуммер…
Комбат встаёт, и нас ведёт комбат.

Ведёт по скалам в гром и посвист дикий,
К своим выводит третий батальон.
…Здесь золотое солнце сыплет блики.
Здесь камни радуются. Только он

Лежит в крови, израненный и грубый.
Пусть в памяти пребудут навсегда
Последним вздохом стиснутые зубы,
Соединяющие провода.

Так вот она,— возьми её, изведай,
Попробуй оцени её, измерь!
Всё то, что называется победой,
Как ток проходит через эту смерть.

Мы камень положили над могилой,
Мы вспомнили любимую и мать.
А у него ни матери, ни милой,
И некому об этом написать.

Быть может, ты найдёшь случайно камень,
Тот самый камень средь других камней.
Как друга, крепко обними руками,
Прижмись к нему и сердцем отогрей.

СТИХИ О ШАЛАШЕ

Мелкий лес да болото. В лиловом огне горизонт.
Грохот взрывов, и дыма тяжёлая грива.
Через два километра уже начинается фронт.
Облака раздробились в чешуйчатой ряби Разлива.

Нас мороз леденил, к нам в землянки врывалась вода.
Снег крутил, заметал переходы и щели.
Пели пули во тьме, и свистели в ночи провода.
Прорывались враги, и прорваться они не сумели.

Артиллерия била, визжал за снарядом снаряд.
И зима, и мороз, и костлявая лапа блокады.
Рядом, сзади за нами, упрямо стоял Ленинград,
— Мы стояли на страже у стен своего Ленинграда.

Это воинов долг. Это подвиг решительный наш.
Это наше единство, горячая сила прорыва.
Это видевший виды из веток сосновых шалаш.
Это Ленин здесь жил в шалаше у скупого Разлива.

Разжигая костёр, он, прищурясь, смотрел в темноту
В лунном свете вода отливала холодною сталью.
Сквозь застенки и ссылки он нёс золотую мечту.
И мечту эту вместе мы сделали крепкою явью.

Мы стоим на часах. Тишина. Из густой темноты
Только звёзды сквозь тучи и ветер, летящий над миром
…Он обходит расчёты и, проверяя посты,
Подбодряет бойцов, наставленья даёт командирам.

Мы не слышали слов, но мы чувствуем наверняка,
Что вот именно так, что иначе никак не бывает,—
Этот голос и жест, и на запад простёрта рука,
Непременно вперёд, непременно вперёд призывает.

Он приходит, победы решительный час.
Трубы грянут тревогу. Дорога крута и открыта.
Ленин вышел и встал. И, прищурившись, смотрит на нас
Мелкий лес да болото. Бессмертный шалаш из гранита.

[youtube.player]

Стихотворение “Здесь грязь, и бред, и вши в траншеях” Михаил Дудин написал в 1942 год, в самый разгар Великой Отечественной войны. В стихотворении поэт показывает нам войну глазами солдата, противопоставляя ее картинам природы, видные ему одному. Взгляд его устремляется на широкий земной простор.

Из щели траншеи открываются “обугленные площади земли”, но в поле зрения и маленькая птица, что “весело уселась на лафет”. Поразителен романтический пафос с которым написано это стихотворение – резкие слова контрастируют с романтическими пейзажами, философскими размышлениями. Прочитав это стихотворение, нам становится понятно что поэт верил в возрождение родной земли из пепла, несмотря ни на что продолжал воевать дальше, хотя мысли его были о том что “…весна! И над равниной русской Молочно-лиловатый свет…”

Основной троп, на котором держится все стихотворение – антитеза, с помощью которой показывается смена настроения автора на протяжении всего стихотворения. Здесь грязь, и бред, и вши в траншеях, И розовое облако вдали. Для описания природы вокруг лирического героя Дудин использует эпитеты “розовое облако”, “молочно-лиловатый свет”. Поэт специально выбрал такие нежные цвета, которые контрастируют с черной, обугленной землей военного пейзажа.

Обращение “Душа моя” два раза повторяется в стихотворении. Поэт разговаривает с ней, как с ребенком – уводит от грустных мыслей, говоря: “Смотри – весна. И над равниной русской Молочно-лиловатый свет”. Два последних стиха:

Влетела в амбразуру трясогузка И весело уселась на лафет. Выбивают нас из основной колеи повествования, словно автор только увидел эту картину, сразу решив записать ее на бумаге. Эти строки убирают напряжение и пафос, которыми было полно начало стихотворения.

В стихотворении используется перекрестная женская рифма, стихотворный размер – ямб. Все это вместе придает стихотворению большую резкость, подходящую для его содержания. Стихотворение Дудина цепляет за душу своей простотой, противоречивостью.

Вряд ли кто-нибудь смог бы вложить такое маленькое стихотворение больше смысла и содержания. После прочтения этого стихотворения я сильно заинтересовалась творчеством этого поэта.

Анализ стихотворения С. А. Есенина “Снова пьют здесь, дерутся и плачут…” Стихотворение С. А. Есенина “Снова пьют здесь, дерутся и плачут…” (1922) входит в цикл “Москва кабацкая” (1921 – 1924), в котором отразились пессимистичные, упадочнические настроения поэта. 1922 год – время.

Анализ стихотворения В. Я. Брюсова “Кинжал” Валерий Брюсов, классик русской поэзии, очень рано связал свою жизнь с литературой и прошел большой творческий путь. Ему покорились все поэтические жанры: историко-мифологическая поэзия, любовная лирика, тема природная и гражданская.

Анализ стихотворения “Брожу ли я вдоль улиц шумных” Стихотворение Пушкина “Брожу ли я вдоль улиц шумных…” было написано 26 декабря 1829 года. Оно представляет собой философское размышление над тридцатилетним итогом жизни поэта. В стихотворении мысль о неизбежности и.

Анализ стихотворения Аленушка Прокофьева После прочтения стихотворения Александра Прокофьева, сразу же к нам приходит мысль. Поэт будто изобразил известную картину Васнецова словами. Однако есть одна интересная деталь, а точнее, даже несколько-Прокофьев добавил будто бы.

Анализ стихотворения “Анчар” Особенную остроту в условиях последекабрьской действительности приобретала проблема ценности человеческой личности, места человека в мире, его права на жизнь и права на его жизнь со стороны другого человека. Глубоким обобщением.

Анализ стихотворения Жуковского “Листок” Стихотворение было написано в 1818 году. В это время поэт находился в Петербурге и состоял на службе у государя – императора в качестве учителя русского языка у великой княгини Александры.

Анализ стихотворения Тютчева Весенняя гроза Русский поэт Ф. И. Тютчев создал стихотворение “Весенняя гроза” в 1828 году, но через 26 лет в 1854 году поэт решил дополнить свой шедевр второй строфой и скорректировать первую. В.

Анализ стихотворения И. Анненского “Среди миров” Поэтика Иннокентия Анненского вобрала в себя и причудливо синтезировала традиции лирики XIX века, прежде всего, А. С. Пушкина и Тютчева, а также русской психологической прозы. “Это наш Чехов в стихах”.

Анализ стихотворения А. С. Пушкина “Поэт” Стихотворение “Поэт” было написано в 1827 году, когда Пушкин начал все чаще задумываться о своем предназначении. Тема поэта и поэзии прошла через все творчество Пушкина. Стихотворение “Поэт” в этом плане.

Анализ стихотворения Ф. И. Тютчева “Silentium!” (1830) Данное стихотворение относится к шедеврам философской лирики поэта. В переводе с латыни его название означает “Молчание!”. В стихотворении поэт поднимает проблему, к которой уже не раз обращались романтики, особенно.

Анализ стихотворения “О как убийственно мы любим” Вы не замечали, что люди, которым мы причиняем боль, чаще те, кто больше всех нам дороги и близки? Ф. И. Тютчев в своем стихотворении “О как убийственно мы любим” твердит.

Анализ стихотворения С. Есенина “Письмо матери” Мне очень нравится стихотворение “Письмо матери”. Оно является поэтическим посланием Есенина к самому дорогому для него человеку. Каждая строка этого стихотворения полна сдержанной любви и нежности: Ты жива еще, моя.

Анализ стихотворения “Как летней иногда порою…” Стихотворение “Как летней иногда порой” проникнуто чувствами любви к природе, чувствами красоты, свежестью, светом, радостным восприятием окружающего мира. В первой части стихотворения Тютчев рисует яркую картину природы. Она согрета теплым.

Анализ стихотворения А. Т. Твардовского “У славной могилы” 64 года озаряет нашу страну свет победы в Великой Отечественной войне. Нелегкой ценой досталась она советскому народу, который долгих 1418 дней шел дорогами тяжелейшей войны, чтобы спасти свою родины и.

Анализ стихотворения Брюсова “Кинжал” Стихотворение Брюсова “Кинжал” отсылает сразу к двум классическим стихотворениям – пушкинскому “Кинжалу” и стихотворению Лермонтова “Поэт”. От них стихотворение Брюсова наследует метрику, ритм, образный ряд. Стихотворение Пушкина в меньшей степени.

Анализ стихотворения Тютчева Ф. И. “Весенние воды” Стихотворение “Весенние воды” можно отнести к пейзажной лирике Тютчева. Оно было написано в 1830 году. В этом произведении описывается чудесный период ранней весны, пробуждение природы от зимнего сна, наступление радостных.

Анализ стихотворения Пушкина Признание “Признание” Александра Пушкина – одно из стихотворений, относящихся к жанру интимной лирики. Оно написано в 1826 году и посвящено Александре Осиповой – соседке поэта по поместью в Михайловском. Но стихотворение.

Анализ стихотворения Блока На лугу 2 Стихотворение Блока “На лугу” было написано в 1912 году. Это стихотворение было предназначено для детей, так как стих написан на понятном, доступном для детей языке. На первом месте в стихотворении.

Анализ стихотворения Бальмонта ” Я мечтою ловил уходящие тени… “ Стихотворение Бальмонта ” Я мечтою ловил уходящие тени… ” было написано в 1895 году. Я считаю, что это стихотворение наиболее ярко отражает творчество Бальмонта и является гимном символизма. В стихотворении.

Анализ стихотворения С. А. Есенина “Синий туман. Снеговое раздолье” Из всей русской лирики ХХ в. более ярко выделяется поэзия С. А. Есенина. Его произведения красочные, чистые, легкие и наивные. Со временем Есенин стал писать стихотворения более серьезные, наполненные размышлениями.

“Чудная картина” анализ стихотворения Фета Стихотворение “Чудная картина”, написанное в 1842 году, относится к раннему периоду творчества А. Фета. Оно вошло в многомотивный цикл “Снега” (1850 год). Относящееся к Пейзажной лирике стихотворение описывает близкую поэту.

Анализ стихотворения И. А. Бунина “Еще и холоден и сыр…” Стихотворение “Еще и холоден и сыр…” написано Буниным в 1901 году. Оно относится к раннему этапу творчества писателя. В стихотворении мы видим февраль, конец зимы: “Еще и холоден и сыр.

Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова “Смерть поэта” Стихотворение М. Ю. Лермонтова “Смерть поэта” написано в 1837 году. Оно связано со смертью Пушкина. Основная тема стихотворения – конфликт поэта и толпы. В стихотворении Лермонтов обвиняет в смерти Пушкина.

Анализ стихотворения Фета “Шепот, робкое дыханье” В стихотворении Фета “шепот, робкое дыханье” 3 строфы, в каждой из которых по 4 стиха. Темой данного стихотворения является природа. Автор описывает переходное состояние природы от ночи к утру. Описание.

Анализ стихотворения С. Есенина “Стансы” Особенно мне понравилось стихотворение Сергея Есенина “Стансы”. В нем поэт рассуждает о назначении поэта и поэзии. Он пишет: Стишок писнутъ, Пожалуй, всякий может – О девушке, о звездах, о луне….

Анализ стихотворения Маяковского Послушайте! После прочтения стихотворения Маяковского “Послушайте”, становится понятно, что это некий крик души писателя. А начинается оно с просьбы, которая обращена к читателю и другим людям. В своем стихотворении он задает.

“Чародейкою зимою” анализ стихотворения Тютчева Одно из самых ярких произведений пейзажной лирики Ф. Тютчева, стихотворение “Чародейкою зимою” было написано в канун Нового года, 31 декабря 1852 года. Основной темой стихотворения является изображение зимней природы в.

Краткий анализ стихотворения “К Чаадаеву” Тема вольности и борьбы с самодержавием звучит в стихотворении “К Чаадаеву”. Написанное в форме дружеского послания, оно отражает те взгляды и политические настроения, которые объединяли Пушкина с его другом П.

Анализ стихотворения И. А. Бунина “Святогор” В стихотворении Бунина “Святогор” повествуется о смерти славного богатыря Святогора. Безутешный конь, верный друг Святогора, бродит вокруг и пытается разбудить богатыря, не желая мириться с его смертью. В этом стихотворении.

Анализ стихотворения “Памятник” В 1795 году Державин Гаврил Романович написал стихотворение “Памятник”, в котором высказывает свою точку зрения на поэта и поэзия. Свое творчество он уподобляет “чудесному, вечному” памятнику. В русской литературе Державин.

Анализ стихотворения М. А. Дудина “Здесь грязь, и бред, и вши в траншеях”

[youtube.player]


(Урок-исследование стиля писателя.)

Учитель МОУ Иванковской СОШ

1.Учить видеть особенности стиля писателя; закрепить знания по теории литературы.

2.Развивать навыки литературоведческого анализа; развивать логические процессы: сравнение, обобщение, выделение главного; развивать навыки связной речи; развивать умение ставить задачу, намечать пути её решения, осуществлять намеченное.

3.Через исследовательскую самостоятельную работу воспитывать интерес к предмету и научной работе; воспитывать интерес к истории края; воспитывать чувство товарищества через работу в группах.)

Учитель: О Великой Отечественной войне написано много, о ней еще напишут немало.

Вновь, с камнем памяти на шее

Топлю в себе тебя - война,

Но как в затопленной траншее,

Опять всплываешь ты со дна, -

признавался поэт-фронтовик К. Симонов.

Прошедшие войну не забывают и не забудут о ней. Ивановские поэты Владимир Семёнович Жуков и Михаил Александрович Дудин - ровесники, поэты-фронтовики - тоже писали о войне и во время войны, и спустя годы, и спустя десятилетия…

На листе с цифрой 1 напечатаны два стихотворения этих поэтов.

Ну что с того, что все мы тленны… Полно,

коль не забудешь,

среди других найдешь меня, коль волны

твоей души не сменят частоты.

А смерть глупа. А смерть слепа, бессонна –

знай по стволам

своей клюкой стучит.

И если навсегда с землей зеленой

меня шальной осколок разлучит

к землянке вытащат связные,

хоть о тебе не знают ничего…

Ты слышишь позывные

простреленного сердца моего?

Здесь грязь, и бред, и вши в траншеях.

И розовое облако вдали.

Душа моя, когда ж похорошеют

Обугленные площади Земли?

Протухли трупы и свернулась кровь.

Душа моя, ты в сотый раз ослепла

От черствых слез и прозреваешь вновь.

Смотри – весна. И над равниной русской

…Влетела в амбразуру трясогузка

И весело уселась на лафет.

3. Татата татата тата тата та тататат татата.

Предположите, какое стихотворение принадлежит Маяковскому? Почему?

Какие есть предположения об авторстве других отрывков?

1.Маяковский, например: Ты врешь.

Не найден бензин,

Что помогло вам определить автора? (Разбивка стиха, слова, строфа, размер.)

Что вы предлагаете сделать, чтобы узнать стихотворение Дудина? (Определить стиль, сравнить стихотворения, выбрать, какое Дудина.)

- Верно, читаем стихи, наблюдаем за стилем (лексика, композиция, тропы, фигуры речи, темп, образы, темы, рифмы и др.), сравниваем обнаруженные особенности с особенностями предложенных стихотворений, определяем автора.

Итак, перед вами для наблюдения стихотворения .

Под сапогами оползает глина,

И вот опять встает перед тобой

Снарядами разрытая равнина,

Где третьи сутки колобродит бой.

Дрожит земля от бешеного гуда,

На сорок верст ворочается гром,

А он вспорхнул и с вышины, оттуда,

Рассыпался звенящим серебром.

Свистели бомбы. Тявкали зенитки.

Протяжный гул, невероятный вой…

А он вошел на золотистой нитке

Между разбитым небом и землей.

Как будто бы пронизывала тело

Животворящей радости волна.

Моя земля травинкой каждой пела,

Таинственного трепета полна.

И раненый смотрел на клубы дыма,

Прислушивался к пенью, не дыша.

Здесь смерть была, как жизнь, необходима.

И жизнь была, как песня, хороша.

Надпись на книге Джеймса Джонса

Победы. Просчёты. Провалы.

Салюты торжественных дат.

Живут на земле генералы

И в бой посылают солдат.

Легенды о подвигах бают

И память, как жвачку, жуют.

Солдаты в боях погибают, -

В веках полководцы живут.

На кровь разгораются вкусы.

И дьявол плодит дьяволят.

И красноречивые трусы

Вину на погибших валят.

И правда в обители тесной

Не спорит уже с клеветой.

И только солдат неизвестный

Под мраморной стонет плитой.

Метель кружится, засыпая

Глубокий снег на берегу,

В овраге девочка босая

Лежит на розовом снегу.

Поёт густой, протяжный ветер

Над пеплом пройденных путей.

Скажи, зачем мне снятся дети, -

У нас с тобою нет детей?

Но на привале отдыхая,

Я спать спокойно не могу ;

Мне снится девочка босая

На окровавленном снегу.

Прости меня. Холодную крупу

Просеивает медленно сито.

Между деревьев занесло тропу,

Промозглой тьмой окрестное покрыто.

Попробуй отыщи и достучись

В тяжёлые окованные двери.

Привыкни, позабудь и научись

Считать опять – в который раз! – потери.

И всё-таки прости меня опять.

Крадётся ночь на вывернутых лапах.

Закрой глаза – и мир начнёт сиять

В немыслимых оранжевых накрапах.

Впотьмах, на ощупь, дальше, в сырость, в тишь,

В зеленоватое цветенье тины…

Опять февраль. На тротуаре с крыш

Оттаявшие грохаются льдины.

Два взрыва слева. Восемь справа.

Столбы земли. Столбы огня.

Горят деревни. Никнут травы,

И гулко ухает броня.

Дорога дальняя. Довесок

Луны. Кругом белым – бело,

Сыпучим снегом замело.

Верь! Невозможно жить без веры.

Верь в хлеб, и в соль, и в смех, и в плач.

Верь полной верою без меры,

Как смертник – в жизнь, как в смерть – палач.

- Предлагаю далее поработать в группах.

( Для работы готовы словари и раздаются листы с теоретической поддержкой.)

РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ (теоретическая поддержка)

Лирические переживания могут принадлежать как самому поэту, так и иным, не похожим на него лицам.

Стихотворения, в которых лирический субъект тождественен или близок самому поэту, называют автопсихологическими.

Формы лирического творчества.

Описательная лирика воссоздаёт окружающие людей вещи, черты, раскрывает внутренний мир человека, рисует природу.

Повествовательное стихотворение – это, как правило, предельно лаконичный рассказ о каких-либо фактах, событиях, которые не изображаются детализированно, тщательно, а лишь кратко обозначаются.

Лексика – словарный состав. В лексике отражается история народа, быта, культуры, литературы. Для художественной литературы своеобразие лексики имеет огромное значение: по словам можно узнать эпоху, среду, изображённые писателем. Писатель отбирает слова в соответствии со своей задачей, учитывая стилистическую окраску, которой слово наделено само по себе, вне художественного контекста.

Антитеза. Это противопоставление, противоречие.

Строфика – совокупность видов строф у одного писателя.

Строфа – сочетание стихов, образующее единство. Наименьшая строфа – двустишие. Преобладают строфы из 4 стихов (катрен), а также пятистишия или шестистишия. Способ рифмовки разный.

Тропы – метафора, сравнение, эпитет, гипербола, олицетворение, метонимия и др.

1.Ролевая или автопсихологическая лирика Дудина?

2.Можно ли утверждать, что стихотворения Дудина динамичны, наполнены действиями, сменяющими друг друга.

.Понаблюдайте за лексикой:

Ø слова со значением действия, мысли, чувства?

Ø роль слов книжного стиля, разговорного стиля?

Ø используются слова с конкретным или с отвлеченным значением?

Ø используются ли синонимы, антонимы?

Приведите примеры художественных тропов: гипербол, сравнений и др. Какова их роль в стихотворениях? Можно ли говорить об обилии художественных тропов? Почему?

1.Проанализируйте синтаксический строй стихотворений. Больше простых, сложных (сложносочиненных, сложноподчиненных, бессоюзных), простых, осложненных предложений?

2.Обратите внимание на разбивку строф. Не заметили ли вы особенности начал стихотворений?

1.Можно ли утверждать, что Дудин использует антитезу? Зачем? В чем она проявляется (темы; образы; цвета; звуки)?

2.Сравните стихотворения на листе №1 и найдите сходство. Обратите внимание на тему, настроение, обращение в будущее; рифмы; предполагаемый диалог.

Проверка заданий, выполненных в группах. Учащиеся слышат результаты наблюдений над отдельными особенностями стиля. Им предлагается объединить наблюдения. В результате звучит ответ о стиле писателя. Делается вывод о том, что так по-своему сказал Дудин о войне.

-Возможно, теперь кто-то выберет из предложенных в начале урока стихотворение Дудина и обоснует свой выбор? (Отвечают учащиеся.)

-Подумайте, может ли отрывок из следующего стихотворения принадлежать перу Дудина? Почему?

Война ужасна. Стоны, кровь…

Но мир и на войне увидишь-

Здесь нежным цветом между рвов любовь

И звонок соловей меж взрывов. Слышишь?

(Дети доказывают принадлежность данного отрывка Дудину, опираясь на найденные особенности его стиля. Однако учитель говорит, что это стихотворение сочинил их учитель, соблюдая особенности стиля поэта, подражая ему. Это пример стилизации. Можете попробовать себя в этом.)

-Нельзя сказать, что какие-то особенности свойственны только этому писателю или поэту. Но определенный набор их – только у него или у некоторых, что обусловлено биографией, культурой, социальными условиями, талантом. Писатели, близкие по стилю, зачастую объединяются, создавая литературные группы, школы, течения. Но индивидуальность сохраняется. Так важно не потерять себя! В этом тоже секрет таланта! Михаил Александрович Дудин сказал о войне по-своему.

[youtube.player]

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.