Кого раскольников называет зловредной вошью


Система заданий поможет учителю литературы в формировании образно-оценочного восприятия учащимися произведения, а также будет полезна для самостоятельной, парной и групповой работы десятиклассников при прочтении романа, закреплении вновь изученного и при обобщении пройденного материала.

Пример

2) Подберите к выделенным словам эпитеты, сравнения.

3) Составьте связное высказывание с подчеркнутыми словами и подобранными художественными средствами.

4) Во время чтения романа обратите внимание, как раскрывается автором смысл выделенных нами слов.

Время создания: 1865-1866

Тема произведения: изображение нечеловеческих условий существования бедняков, их безнадежности и озлобленности

Идея произведения: всякое преступление сопровождается наказанием (нельзя прийти к благу через преступление

(Учащиеся получают карточки с графами паспорта-красный цвет. Пустые графы заполняются в процессе поискового чтения-черный цвет.)

ФИО: Раскольников Родион Романович.

Возраст: 23-24 года.

Детство: родился и вырос в крошечном городишке.

Место жительства: Петербург.

Социальное положение: бывший студент, бросивший учебу в Петербургском университете на юридическом факультете.

Род занятий: ранее давал частные уроки.

Жилищные условия: снимает каморку, похожую на шкаф.

Черты характера: гордый, самоуверенный, решительный, сочувствует униженным и оскорбленным.

Семейное положение: холост.

Родные: отец и младший брат умерли. Мать Пульхерия Александровна, сестра Дуня (Авдотья Романовна).

4. Составьте синквейн к образу одного из героев романа.

Справка.

Синквейн –это стихотворная форма из пяти строк.

1 строка: слово – существительное (тема синквейна).

2 строка: два прилагательных, раскрывающих тему сиквейна.

3 строка – три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.

4 строка: фраза, при помощи которой нужно выразить своё отношение к теме.

5 строка: слово-резюме, которое даёт новую интерпретацию темы, выражает личное отношение автора синквейна к теме.

Примеры синквейна:

Соня

Спасает, любит, заботится

Приносит себя в жертву

Петербург

Угнетает, ожесточает, давит

Картины нищеты и безнадежности

5. Составьте диаманту к образу одного из героев романа.

Справка.

Диаманта – стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых - понятия с противоположным значением.

1, 7 строчки – существительные антонимы;

2 – два прилагательных к первому существительному;

3 – три глагола к первому существительному;

4 – два словосочетания с существительными;

5 – три глагола ко второму существительному;

6 – два прилагательных ко второму существительному.

Примеры диаманты:

Соня

Грешит, страдает, верует

Мудрая Соня, падшая женщина

Спасает, любит, заботится

Петербург

Угнетает, ожесточает, давит

Величественный город, душащий городишко

Омертвляет, разочаровывает, губит

Характеристика

Лужин

Свидригайлов

Он уже немолод. Чопорный и осанистый мужчина. Брюзглив, что отражается на лице. Носит завитые волосы и бакенбарды, что, однако, не делает его смешным. Весь внешний вид весьма моложавый, на свой возраст не выглядит. Отчасти еще и потому, что вся одежда – исключительно в светлых тонах. Любит хорошие вещи – шляпу, перчатки.

Дворянин, раньше служил в кавалерии, имеет связи.

Весьма преуспевающий юрист, надворный советник.

Отношение к людям

Деловая успешность наложила свой отпечаток на характер Лужина. Это прямолинейный амбициозный человек, людей оценивает с позиции той выгоды, которую можно с них поиметь. Рационален, практичен, воспринимает только то, что можно потрогать руками, потому не поддается эмоциям и интуиции. Для достижения своих целей будет пользоваться всем, моральных границ не существует в этом вопросе. Не верит в честность, бескорыстность, благородство. Уверен в своей дальнейшей успешности.

Легко отверг установленную общественную мораль, чтобы иметь возможность предаваться удовольствиям. По слухам, насильник и убийца. Оправдывает свою вседозволенность тем, что не верит в вечность, а значит, не суть важно, как ты провел эту жизнь – в молитве или страстях, после нее уже, наверное, ничего не будет. Можно сказать, что Свидригайлов сам задушил в себе абсолютно все человеческое.

Позиция в романе

Раскольников

Лужин

Свидригайлов

Теория Раскольникова об обыкновенных людях и "Наполеонах" говорит о том, что люди в целом якобы делятся на обыкновенных людей (людей-"материал") и людей гениальных, выдающихся ("Наполеоны"). Согласно теории Раскольникова, "Наполеоны" идут к своей цели ради блага общества, не задумываясь о средствах и жертвах. Теория Раскольникова становится главной причиной его страшного преступления: "Я только в главную мысль мою верю. Она именно состоит в том, что люди, по закону природы, разделяются вообще на два разряда: на низший (обыкновенных), то есть, так сказать, на материал, служащий единственно для зарождения себе подобных, и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово." ". я хотел Наполеоном сделаться, оттого и убил…"

Экономическая теория Лужина "о целом кафтане" гласит о том, что каждый человек должен заботиться прежде всего о себе, а не об окружающих. Согласно теории Лужина, личный интерес – это залог счастливого общества. Теория Лужина по сути пропагандирует индивидуализм. Однако теория Лужина не так безобидна, как может показаться на первый взгляд. Так, Раскольников приходит к выводу, что теория Лужина по сути оправдывает любые, даже самые страшные преступления во имя личного блага: "Наука же говорит: возлюби, прежде всех, одного себя, ибо всё на свете на личном интересе основано. Возлюбишь одного себя, то и дела свои обделаешь как следует, и кафтан твой останется цел. " (Лужин о своей теории) ". доведите до последствий, что вы давеча проповедовали, и выйдет, что людей можно резать…" (Раскольников о теории Лужина)

Теория Свидригайлова гласит о том, что зло может быть оправдано, если оно делается ради какой-то важной личной цели (даже если эта цель не самая благая). Именно этой теорией и руководствуется Свидригайлов, совершая свои преступления. Таким образом теория Свидригайлова по сути мало отличается от теорий Лужина и Раскольникова: ". своего рода теория, то же самое дело, по которому я нахожу, например, что единичное злодейство позволительно, если главная цель хороша. Единственное зло и сто добрых дел!" (Свидригайлов о своей теории)

(Ответ: в результате становится очевидно, что теория Лужина, Свидригайлова и Раскольникова имеют много общего. На этом основании Свидригайлова и Лужина можно назвать двойниками Раскольникова. Лужин, Свидригайлов и Раскольников являются двойниками еще и потому, что все они так или иначе совершают преступления.

Среди этих трех персонажей Лужин является самым "мелким" преступником. Его преступление заключается в том, что он клевещет на Соню Мармеладову, обвиняя ее в воровстве 100 рублей: ". вы… клеветник. " ". мерзкий, преступный вы человек. " (Лебезятников о Лужине)

Свидригайлов является преступником, во-первых, потому что он был шулером (карточным мошенником), то есть обманывал людей во время игры в карты. Свидригайлов также был замешан в "темных" уголовных делах со смертельным исходом. Также есть подозрения, что Свидригайлов мог отравить свою жену Марфу Петровну. ". затушено было, в самом начале, уголовное дело, с примесью зверского и, так сказать, фантастического душегубства. " ". об истории с человеком Филиппом, умершим от истязаний, лет шесть назад, еще во время крепостного права. "

Раскольников, безусловно, становится преступником, когда совершает страшное убийство старухи-процентщицы и ее сестры Лизаветы. "Он убийца. Он убил старуху чиновницу, процентщицу ; убил тоже сестру ее, торговку, по имени Лизавету.")

8. Прокомментируйте кластер. Ответьте на вопросы одноклассников.


9. Восстановите хронику преступления (работа в парах: один заполняет первую колонку, другой-вторую)

1 ученик

Было задумано

Произошло на самом деле

Назначил время преступления на семь вечера, так как Лизаветы не должно быть дома.

Поменять шляпу на картуз.

Взять топор на кухне.

Должен быть осторожным и предусмотрительным.

На вырученные деньги собирался изменить свою жизнь и облегчить жизнь самым близким для него людям.

2 ученик

Было задумано

Произошло на самом деле

Чуть не пропустил назначенный срок.

Забыл, пошел в шляпе.

В кухне взять топор не смог, случайно взял в каморке дворника.

Забывает проверить, закрыта ли на крючок входная дверь в квартире старухи-процентщицы.

Убивает и Лизавету, самую незащищенную и слабую.

Не может воспользоваться украденным, от самых дорогих людей вынужден отгородиться молчанием.

Разумихин

Лебезятников

Лужин

Свидригайлов

  • Что вам известно об этом герое?
  • Что необычного в его судьбе?
  • В чем своеобразие его отношений с женой?
  • Почему героя окружают двойственные, противоречивые слухи? Где, по-вашему, правда?
  • Как характеризуют его отношения с Дуней? Была ли она его последней надеждой или это иллюзия?
  • О чем свидетельствуют распоряжения Свидригайлова перед смертью: прощание с невестой, устройство детей Мармеладовых, освобождение Сони от желтого билета?
  • В чем заключается символическое значение снов Свидригайлова? Как в них сочетаются два качества: сладострастие и милосердие?
  • Почему при жажде жить он не способен найти смысл в жизни?
  • Чем привлекает Свидригайлов Раскольникова?
  • Почему он кончает жизнь самоубийством? Есть ли у него вера, надежа? Как он представляет будущую жизнь?
  • Был ли Раскольников близок к такому же решению, как Свидригайлов?
  • Почему его путь неприемлем для Раскольникова?

Инструкция

2) в шпаргалке нет текста, а информация представлена отдельными словами, условными знаками, схематичными рисунками, стрелками, расположением единиц информации относительно друг друга;

3) на листе может быть не больше 10 слов (фраз, предложений или словосочетаний), пяти условных знаков, семи стрелок или линий).

(прочитайте сцену исповеди Мармеладова (глава 2, часть 1) и запишите в тетрадь вопросы, которые у вас возникли в процессе чтения)

(восстановите недостающие слова в описании комнаты Раскольникова)

". с ненавистью посмотрел на свою каморку. Это была _____________, шагов в шесть длиной, имевшая самый _________вид с своими __________, ____________и всюду __________ от стены обоями, и до того __________, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней ______, и всё казалось, что вот-вот _________________________. Мебель соответствовала помещению: было три _________ стула, не совсем __________, крашеный стол в углу, на котором лежало несколько тетрадей и книг; уже по тому одному, как они были запылены, видно было, что до них давно уже не ______________; и, наконец, ___________софа, занимавшая чуть не всю стену и половину ширины всей комнаты, когда-то обитая ________, но теперь в _________и служившая постелью Раскольникову. Часто он спал на ней так, как был, не раздеваясь, __________, покрываясь своим старым, ______, ____________ и с одною ________ подушкой в головах, под которую подкладывал всё что имел белья, чистого и заношенного, чтобы было повыше изголовье. Перед софой стоял маленький столик. Трудно было более _____________ и обнеряшиться. "

(детям выдается распечатка эпилога романа: 1вариант работает с 1 частью, второй- со второй. На листы с текстом надеваем файл, в руки берем маркер и читаем текст по абзацам, выделяя главное, затем пересказываем по маркированному).

1 группа

Герои

Встречается желтый цвет

Желтый цвет обоев в комнате гостиницы, где остановился герой.

Желтый цвет в романе создает дополнительное ощущение болезненности, усиливает атмосферу нездоровья, расстройства, надрыва, истеричности и одновременно затхлости и безысходности.

2 группа

Имя

Его значение в романе

Раскол, раздвоение; с одной стороны – страстная любовь к людям, с другой – полное безразличие к своим интересам.

Смиренномудрие. Смиренно несет крест, выпавший на ее долю, верит в победу добра и справедливости

Человек, способный подличать, лебезить, поддакивать.

Прототипом этой героини является Авдотья Яковлевна Панаева. Первая любовь писателя.

Елизавета – почитающая Бога

3 группа

Герой

Трижды позвонил в колокольчик старухи. Трижды встречается с Порфирием Петровичем. Думает, что у Сони три дороги, когда она стоит в трех шагах от стола.

Хотел предложить Дуне до тридцати тысяч. Вручает Сне три билета.

Стреляет в Свидригайлова в трех шагах

Три часа дожидается, пока проснется Раскольников.

4 группа

Деталь, эпизод романа

Состоит из 6 частей и эпилога.

Первая и вторая части романа

Состоят из 7 глав.

Роковое время для Раскольникова, так как на это время он назначает убийство старухи-процентщицы.

Такой срок определен в качестве наказания герою романа .

Прожил Свидригайлов со своей женой, Марфой Петровной

У портного Капернаумова

Раскольников в 7 лет

Видит сон, в котором представляет себя семилетним мальчиком .

До дома старухи-процентщицы.

(в конце любого урока просим учащихся написать, что они узнали по данной теме, и задать вопрос, на который они так и не получили ответа).

19. Итоговый урок в форме диспута.

(учащимся предлагаются три версии судьбы героя на момент эпилога и конца романа:

  • нравственное преображение уже произошло;
  • Раскольников еще только на пороге новой жизни;
  • герой остается несмирившимся, гордым человеком.

20. Напишите сочинение на одну из тем:

[youtube.player]


Поговорим немного об этом произведении, так как для понимания фразы нужно знать тематику первоисточника. Роман носит психологический и социально-философский характер. Писался с 1865 по 1866 годы.

Образ Раскольникова


Читатель знакомится с молодым человеком в самом начале романа. Очень важно его описание, так как писатель хотел показать, до какого состояния нужно довести живое существо, чтобы ему в голову пришла идея, невероятная по своему бездушию.

Несмотря на такое состояние, юноша довольно красив собой, умен, независим, горд и образован. Угрюмым и озлобленным его сделало материальное положение. Он с раздражением относится к людям, и любая сторонняя помощь кажется ему унизительной.

И вот в уме этого юноши, угнетенного бедами и житейскими невзгодами, зародилась идея. Заключалась она в том, что он разделил мир на две категории людей. Первые, право имеющие, могут ради своих целей совершать любые злодейства. Например, Наполеон или Александр Македонский погубили тысячи жизней, но никто их не судит и не считает злодеями. Беседуя сам с собой, он рассуждает о том, что если бы Наполеону нужны были деньги для военной компании, то он добыл их любым путем. Убил бы ради этого и был бы в своем праве, потому что родился он с предназначением, для высших дел. Для таких людей законы не писаны.


Все моральные ценности и запреты кажутся герою иллюзорными, внешними и напускными. Они существуют лишь для того, чтобы управлять слабыми, сильным же на закон плевать.

Статья в газете

Почему ловят преступников? Да потому что они сами дают следствию все подсказки – так думает герой. А делают они это, потому что трусят, начинают сомневаться, мучаются. Сильного же человека поймать нельзя, ибо совершает он преступление ради высшей цели и никогда в этом не раскаивается. Высший может переступить через кровь, если того требует его замысел.

Доказательство

Выход находится очень простой – совершить убийство. Герой начинает разрабатывать подробный план совершения преступления. Находится и жертва – старушка-процентщица Алена Ивановна. Нет в ней никакого прока, думает Раскольников, столько денег скопила и мало ей. А вот бы пустить все ее капиталы на помощь нуждающимся?!


Раскольников многое продумал, одного не смог предусмотреть – своего внутреннего состояния. Естество героя воспротивилось рассудку. Его начинает охватывать отвращение при одной мысли о задуманном.

После убийства

Постепенно первое волнение проходит, но болезнь не отступает. Раскольников ощущает разобщение с близкими и всем миром. Он прячется за маской даже перед матерью и сестрой, скрывая истинные чувства и замыкаясь в себе окончательно.

Кем оказался Раскольников


Но стоит, однако же, посмотреть на тех, кого Раскольников причисляет к высшим представителям человечества. Их в романе двое.

Двойники Родиона Романовича

Оба этих человека вершат злодеяния с необычайной легкостью и совсем в них не раскаиваются. Так, Свидригайлов спокойно говорит о том, что бил жену и едва не погубил честь сестры Родиона, да и еще много чего натворил, но все это не вызывает в нем никаких эмоций. Он не страдает и не мучается, а наслаждается жизнью. В его образе есть нечто дьявольское. Свидригайлов коварный бесчестный и беспринципный человек, которого боятся все, кто когда-либо с ним сталкивался. Ради того, чтобы добиться своего, он готов пойти на любое преступление.


Но в Свидригайлове есть нечто глубокое, например, его рассуждения, разговоры с Раскольниковым, самоубийство, в конце концов, говорит многое об этом человеке. Лужин же характеризуется резко отрицательно. В нем не осталось и тени души. Им движет болезненное самолюбие и желание утвердиться. Ему нужно властвовать и повелевать. Он также готов на все, чтобы осуществить свои мечты. Но все желания Лужина ничтожны и мерзки. Самой примечательной является сцена на похоронах Мармеладова, когда он обвиняет в краже у себя денег Соню. Только ради мести он был готов отправить бедную девушку на каторгу. Если для Свидригайлова наибольшей ценностью были страсти, то Лужин все измеряет деньгами.

Вот они, те самые герои Раскольникова, которых никогда не мучает совесть и в которых нет сомнений. И ни один из них не похож на того, кто бы мог изменить мир к лучшему.

Замысел автора

Достоевский не поучает своего читателя, он лишь демонстрирует последствия деяния. Федор Михайлович скорее задает вопросы в своем романе, нежели предлагает ответы.

Роль Сонечки


Только в религии можно найти истину и спасение для души, полагает писатель.

Вывод

Достоевский на примере Раскольникова показывает, что такие мысли могут привести только к саморазрушению, болезни и хаосу. И самостоятельно выбраться из этого порочного круга невозможно. Именно поэтому на помощь герою приходит Сонечка. Она, воплощение жертвенности и гуманности, спасает душу Родиона Романовича.

[youtube.player]

Роман “Преступление и наказание” Ф. М. Достоевского явился итогом мучительных раздумий писателя о противоборстве двух начал, доброго и злого, свойственных природе каждого человека. В своем произведении Достоевский скрупулезно анализирует духовный мир главного героя романа, Родиона Раскольникова, и те побудительные мотивы, как внешние, очевидные, так и скрытые, глубинные, которые привели его к злодеянию. Адекватно оценить личность героя, проникнуть в тайники его души читателю помогают психологические двойники Раскольникова.
Находясь в крайней нужде, мучительно переживая бедственное положение матери и сестры, жертвующих собой ради него, нравственно страдая за всех “униженных и оскорбленных”, Раскольников вынашивает в своей голове план преступления, под которое подводит теоретическое обоснование.
По теории Раскольникова, все люди от рождения делятся на два разряда: “на низших (обыкновенных), так сказать, на материал. и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово”. При этом “необыкновенные” люди ради какой-то высокой дели не только могут, но и должны переступить через жизни одного, десяти или ста человек “обыкновенных”, которые “обязаны быть послушными, потому что это их назначение”. Не замечая всей губительности и жестокости своей теории, Раскольников хочет проверить на деле, к какой категории относится он сам. “Вошь ли я, как все, или человек. Тварь ли я дрожащая или право имею?” - вот вопросы, мучительно терзающие его душу. Будучи человеком гордым, ощущая свою интеллектуальную неординарность, Раскольников не желает относить себя к “материалу”, служащему “единственно для зарождения себе подобных”, поэтому он, якобы для блага всех нищих и обездоленных, разрешает себе совершить “справедливое убийство” старухи-процентщицы, называя ее “гадкой, зловредной вошью”.
Теория Раскольникова не оригинальна - сходные мысли тогда “витали в воздухе” и приходили в голову многим разочаровавшимся молодым людям. Незнакомый студент, разговор которого с молодым офицером случайно подслушал Раскольников в трактире, горячо доказывал своему собеседнику, что “одно крошечное преступленьице” с лихвой оправдается “тысячами добрых дел”. Этот студент - духовный двойник Раскольникова. Более того, он своими высказываниями дал дополнительный импульс идее убийства “глупой и злой старушонки”.
Порфирий Петрович, ведущий дело об убийстве, легко вычисляет Раскольникова, главным образом основываясь на психологическом анализе преступления. Помогает ему в расследовании тот факт, что в молодости он сам переболел “бонапартизмом”. “Мне все эти ощущения знакомы, и статейку вашу я прочел как знакомую”, - признается он подозреваемому. Пережив в прошлом сходные ощущения, осознав губительность аналогичных идей, возвысившись над ними, Порфирий Петрович говорит: “Статья ваша нелепа и фантастична, но в ней мелькает такая искренность, в ней гордость юная и неподкупная, в ней смелость отчаяния. ” Он называет Раскольникова “наиблагороднейшим человеком”, а в преступлении его видит “книжные мечты”, “теоретически раздраженное сердце”.
Одним из психологических двойников Раскольникова в романе является также расчетливый делец Лужин. У него тоже имеется своя жизненная теория - “теория целого кафтана”. Лужин убежден, что благосостояние общества держится на устроенных частных делах и “целых кафтанах”. Он открыто проповедует эгоизм и индивидуализм: “Возлюби, прежде всех, одного себя, ибо все на свете на личном интересе основано”. Ради собственных интересов, считает Лужин, можно переступить через любые преграды, например, совершить подлог или оклеветать невинного. Как и Раскольников, Лужин желает считать себя человеком высшего разряда, которому многое дозволено. Но если для Раскольникова преступление -способ добывания средств, необходимых для служения человечеству, то мотивы Лужина гораздо приземленные и пошлее: им движет исключительно корысть. Образ Лужина в романе интеллектуально снижает идею Раскольникова.
Еще более сложен другой духовный двойник Раскольникова - Аркадий Иванович Свидригайлов, человек глубоко порочный и безнравственный. Не без основания он говорит Раскольникову: “Мы с вами одного поля ягоды”, - ведь на его совести лежит целый ряд злодеяний. Он виноват в смерти своего лакея и пятнадцатилетней глухонемой девочки, он отравил свою жену и благодетельницу Марфу Петровну, он домогался Дуни, не гнушаясь никакими средствами. Недаром подслушанная им исповедь Раскольникова не удивила и не возмутила его. Свидригайлов совершенно спокойно и хладнокровно принимает преступление Раскольникова, не видит в нем никакой трагедии. Более того, он признает и его теорию, считая, что “единичное злодейство позволительно, если главная цель хороша”. Но “хорошая” цель Свидригайлова - сладострастие. Ради своих гнусных, похотливых стремлений он ни перед чем не останавливается.
Свидригайлов не раскаивается в совершенных злодеяниях, его не угнетают муки совести, но он сам становится жертвой собственных преступлений, они приводят его к неизбежному психологическому тупику, из которого он видит один выход - самоубийство.
Но почему же Раскольников, оказавшийся в сходной ситуации, не пошел по этому пути? Его уберегла от непоправимого шага любовь к нему
близких людей: матери, сестры, Разумихина, а больше всего - Сони.
Сонечка Мармеладова - самый светлый духовный двойник Раскольникова. Она тоже, по нормам общественной морали, преступница. Но “пойти по желтому билету” девушку вынудили жестокие обстоятельства. Жертвуя собой, Соня спасала от голодной смерти пьяницу-отца, чахоточную мачеху и ее малолетних детей. Но этими гуманными целями Соня не пытается оправдаться, она испытывает чувство вины, сознает собственную греховность. Именно ей признается Раскольников в содеянном. Соня пытается понять и простить этого человека, страдает вместе с ним, но не может принять его губительную теорию. Соня призывает Раскольникова к покаянию, она убеждена, что только искреннее раскаяние может очистить душу, возродить ее к новой жизни.
Анализируя образы двойников Раскольникова, можно заметить, что каждый из них несет определенную смысловую нагрузку. В совокупности же они служат всесторонней оценке личности героя и помогают осмыслению одной из основных идей романа, что никакие, даже самые благородные, цели не могут служить оправданием безнравственных, преступных средств.

[youtube.player]




Опрос

Хотели бы вы принять участие в федеральной программе "Земский учитель"?

Да, но только на пять лет по контракту, потом уехала(а) бы обратно в город

Да, я мечтаю жить в селе. Это здоровье, простота и доброта людей, близость к природе, малая наполняемость классов и другие плюсы

Хотел(а) бы, но не подхожу по условиям программы. Необходимо их расширить, в частности, по возрасту участников и их образованию

Всего проголосовало: 89

Текущий номер

О подготовленности учителей и образовании

номер 14, от 7 апреля 2020


В условиях дистанционного образования сильнее всего страдают сельские школы и учителя. Как организовать удаленное обучение там, где не всегда есть Интернет или его скорости недостаточно? В создавшейся ситуации станут явными проблемы с инфраструктурой в глубинке.

Дистанционное образование не является ноу-хау, убежден академик РАО Виктор Болотов. По его словам, в былые времена оно было хорошо известно под именем заочного образования. Относительно его качества можно говорить много, но главная задача, которая до сих пор не решена, – это мотивация учащихся.

В ситуация, когда школьники и учителя ушли на вынужденные каникулы, насущным стал вопрос о ценностях семьи, способах длительного совместного времяпровождения детей с родителями, внуков – с бабушками и дедушками. В историческом плане эти размышления связаны с личностью Алексея Острогорского, видного педагогического мыслителя, замечательного теоретика и практика семейного воспитания, чей 180‑летний юбилей отмечается в этом году.

Какие выгоды дают космические исследования для жизни на Земле? В чем заключается важность и взаимная польза международного сотрудничества на космическом поле? Как изменились требования к этой профессии? В преддверии Дня космонавтики мы пообщались с Сергеем Рязанским, летчиком-космонавтом, Героем России, совершившим два длительных полета на МКС.

Наши приложения

Слушается дело Раскольникова

Серия уроков по Достоевскому. Старшие классы
Учительская газета

Этот урок - своеобразный отчет учащихся о самостоятельно проделанной работе.

Называется мотив, определяется авторская оценка выдвинутой версии и анализируется комментарий Сони.

Обозначенная позиция подтверждается в выступлении одного или нескольких учеников.

Выступление обсуждается, принимается решение, учитывать или не учитывать названный мотив как основной.

Особое место на уроке займет отношение Сони Мармеладовой к Раскольникову и совершенному им преступлению. Мы сопоставим поведение Сони и Раскольникова, чтобы увидеть его слабость и ее силу. Мы поразмышляем, чем правда в понимании Сони отличается от правды в понимании Раскольникова, что помогло Соне одержать нравственную победу.

Теории Раскольникова Соня противопоставляет один простой аргумент, с которым нельзя не согласиться:

- Я ведь только вошь убил, Соня, бесполезную, гадкую, зловредную.

- Это человек-то вошь!

Резкий, самоуверенный, гордый Раскольников вдруг становится беспомощным и слабым, а тихая, робкая Соня обретает удивительную силу.

Достоевский подчеркивает народную основу Сониной правды. Она велит Раскольникову принести покаяние в соответствие с народными представлениями: покаяться перед оскверненной убийством матерью-землей и перед всем честным народом. Не в церковь, не к попам, не к иконостасу, а на перекресток - то есть на самое людное место - посылает его Соня.

Очень важна такая психологическая деталь: преступник внушает Соне не отвращение, не ужас, а сострадание. Соня называет Раскольникова несчастным и мучительно сочувствует несчастному. Ее правда побеждает потому, что в основе этой правды - сострадание и любовь.

Любовь к сестре Раскольникова Дуне рождает в Свидригайлове чувство более сильное, чем животное влечение к женщине.

О том, что любовь к Дунечке действительно изменила Свидригайлова, показывают его предсмертные часы. Кажется, будто он стремится искупить свои прежние преступления: устраивает судьбу Сони и детей Катерины Ивановны, спасает от сводни свою невесту.

Известие о самоубийстве Свидригайлова потрясло Раскольникова. Теперь для него нет иного выхода, нежели сделать явку с повинной или покончить с собой.

Но, может быть, Раскольников вовсе не виновен перед обществом лужиных и свидригайловых?

Вот некоторые ответы учеников:

Учитель, как правило, выступает в роли председательствующего.

Исследование обстоятельств дела

Постановление и оглашение решения

Урок восьмой практически является заключительным. Его цель - подвести некий итог изучаемой теме и подготовить учащихся к письменной творческой работе в классе, рассчитанной на 2 академических часа.

Напряженность и острота действия усиливаются формой романа-диспута. Противоборствуют Разумихин - Раскольников, Раскольников - Лужин, Раскольников - Порфирий Петрович и т.д. Спор ведется и в сознании самого главного героя. Проиллюстрируйте это положение материалом романа.

В центре романа одно главное событие - преступление Раскольникова. Все последующие - исследование заблуждений человеческого духа, рассказ о наказании, о муках, которые испытывает человек, вступивший в конфликт со своей совестью.

Для Достоевского законы нравственности и совесть - основы основ поведения человека. Действие против совести, нарушение нравственных законов - самое большое несчастье как для судьбы одного человека, так и для исторических судеб всего человечества. Каким образом художник достигает такого широкого обобщения?

Как у всякого большого художника, деталь у Достоевского (взгляд, жест, слово, предмет и др.) чрезвычайно важна. Вот два примера.

На страницах романа многие слова обретают символическое значение, например: Наполеон - символ власти, неограниченной воли, аршин пространства - символ одиночества; кровь - символ преступления.

Попробуйте продолжить список таких слов-символов.

Речь персонажей, как правило, индивидуализирована. Найдите примеры деланой вежливости чиновничьей речи Мармеладова, обильно оснащенной славянизмами; стилистической канцелярщины Лужина; иронической небрежности Свидригайлова.

Уже на первых страницах романа читатель встречает выделенные курсивом слова: это, проба, дело, тогда, после того. Сначала их смысл неясен. Но курсив уже сосредоточил наше внимание и на сюжет, и на задуманное и содеянное Раскольниковым.

«Достоевский был художником-лириком. Все его повести и романы - одна огненная река его собственных переживаний. Это страстное стремление признаться в своей внутренней правде. Это первый и основной момент в его творчестве. Второе - постоянное стремление заразить, убедить, потрясти читателя, исповедуя перед ним свою веру.

Достоевский тесно связан со всеми своими героями. Его кровь течет в их жилах. Он идет на преступление вместе со своими героями. Он живет с ними титанической кипучей жизнью. Он кается вместе с ними. Из-за этой необходимости самому переживать страшно конкретно все новые и новые авантюры он потрясает так, как никто.

[youtube.player]

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.