В москву прибыли туристы с коронавирусом

Десятки стран закрыли границы. В российских регионах и городах объявляют режим самоизоляции. Говорят, он может продлиться до лета, а то и дольше.

Расскажите, что происходит с турагентствами и туроператорами? Стоит ли покупать путевку сейчас? Я слышал, что цены на черноморских курортах только растут и к лету будут заоблачными.

Валерий, я понимаю ваше беспокойство. Я пишу эту статью в конце марта 2020 года, когда тысячи россиян сидят на карантине.


Хочется верить, что вскоре больные пойдут на поправку, число заболевших сократится до нуля, люди перестанут умирать, режим самоизоляции отменят и мы заживем по-старому. Но быстрое окончание пандемии — только один из возможных сценариев.

Никто не знает, как будут развиваться события. Возможно, завтра в России запретят выезжать из своего города. Если купите тур сейчас, а карантин продлят, рискуете потратить много времени на возврат средств. При самом неблагоприятном сценарии можете потерять деньги.

Что происходит в туристическом бизнесе России

Я бы не советовала покупать туры в апреле 2020 года: турагентство в любой момент может закрыться. Из-за пандемии коронавируса туристическая отрасль во всем мире переживает жесткий кризис. Всемирный совет по путешествиям и туризму заявил, что под угрозой сокращения — до 50 млн рабочих мест. Ассоциация туроператоров России (АТОР) считает, что потери туркомпаний могут стать сильнейшим ударом по турбизнесу за последние 20 лет.

Сотрудница одного турагентства в Санкт-Петербурге анонимно рассказала мне, что ее компания и директора нескольких известных ей агентств отправили работников в неоплачиваемый отпуск. По мнению моей собеседницы, туроператорам сейчас сложнее, чем турагентствам. Они уже вложились в заграничные туры, которые теперь невозможно продать. Компании столкнутся с судебными процессами, если не смогут вовремя вернуть туристам деньги за отмененные поездки. Еще нужно платить аренду и зарплату сотрудникам.

Другая моя собеседница, Алена Панасенко, владелица небольшого туристического агентства Sky Travel в Астрахани, не согласна, что агентствам сейчас проще. В марте и апреле прошлого года ее компания заработала 300 000 Р за вычетом налогов и арендной платы. В этом году они рассчитывали получить в марте и апреле около 500 000 Р .

Минэкономразвития РФ 20 марта внесло в правительство проект постановления, в котором предлагается компенсировать часть убытков туроператоров. Например, речь идет о компенсации невозвратных тарифов на авиаперевозки и расходов на вывоз туристов из стран, где закрыли границы. Размер таких компенсаций оценивают более чем в 10 млрд рублей. Премьер-министр России Михаил Мишустин пообещал, что туротрасли предоставят налоговые каникулы.


Компания Travelline, которая создает ИТ-инструменты для гостиничного бизнеса, составила график онлайн-бронирований и отмен в отелях России. В конце мая и июня бронирований примерно столько же, сколько отмен

Как меняются цены на отдых в России

9 марта случился обвал рубля. Курс евро вырос до 85 Р . Путешественники стали отказываться от поездок за границу и обращать больше внимания на внутренние туры: их стоимость не привязана к курсу валют.

Позже карантин закрыл для россиян выездной туризм. По некоторым данным, цены на отдых в Сочи продолжили расти. Например, во Вконтакте есть группа для профессионалов турбизнеса Profi.Travel. 13 марта под постом о государственной поддержке туроператоров появился такой комментарий:


Владелица турагентства Sky Travel Алена Панасенко рассказала похожую историю. 16 марта туристы забронировали в агентстве тур в Сочи. Он стоил 64 700 Р на неделю на двоих без учета перелета. С ними захотели поехать друзья. Они пришли в Sky Travel 19 марта. Тур с теми же параметрами и на те же даты стоил уже на 20 000 Р дороже. Алена считает, что в России нет того уровня сервиса и инфраструктуры, чтобы платить за отдых такие деньги.

Туристам возвращают деньги за туры


Ни одна наша программа не выросла в цене за последние недели. Никто из наших партнеров пока не ставил нас в условия, когда пришлось бы повышать стоимость. Наоборот, все понимают ситуацию и настроены лояльно.

Если туристы хотят отказаться от поездки, мы предлагаем перенос тура. Для нас это самый мягкий вариант. Но если настаивают на отмене, мы возвращаем его стоимость. Деньги переводим вплоть до даты начала тура. Если до поездки остается меньше двух недель — за минусом расходов, которые понесла компания.

Государство сейчас обсуждает возможность помощи туристическим компаниям. Пока речь идет о налоговых каникулах на два месяца. О других мерах поддержки мы не слышали.



Р " width="2250" height="1200" class=" outline-bordered" style="max-width: 1125.0px; height: auto" data-bordered="true"> Стоимость номеров в Сочи в июне начинается от 500 Р
Р можно снять только два спальных места в общем номере в хостеле" width="2250" height="1500" class=" outline-bordered" style="max-width: 1125.0px; height: auto" data-bordered="true"> В Севастополе в начале июня за 600 Р можно снять только два спальных места в общем номере в хостеле

Если у вас есть вопрос о личных финансах, дорогих покупках или семейном бюджете, пишите. На самые интересные вопросы ответим в журнале.


О каких же мерах писал неделю назад московский мэр? Приводим подробную цитату:

    Начиная с 20 февраля с.г. гражданам Китая запрещен въезд в Россию. Тем не менее, из Китая в Москву продолжают возвращаться граждане России. Кроме того, не исключен въезд граждан других стран, ранее побывавших в КНР.

Поэтому в аэропортах Московского транспортного узла будет продолжено дежурство бригад московских медиков. Все пассажиры, прибывающие из Китая (в т.ч. транзитом через другие страны) проходят на месте медицинский осмотр, у них берут пробы для анализа на коронавирус. Даже при отсутствии симптомов заболевания прямо в аэропорту им выдают постановление о двухнедельной изоляции по месту жительства (или пребывания) и больничный лист. На практике это значит, что любой приехавший из Китая человек должен две недели не выходить из дома или гостиницы.

Если же у пассажира в аэропорту обнаружат температуру или другие симптомы, он будет немедленно госпитализирован в инфекционную больницу. Аналогичный контроль проводится на вокзалах – выявляем людей, недавно прилетевших из КНР и теперь приехавших в Москву из Санкт-Петербурга.

Следующая задача – выявить граждан КНР, России и любых других стран, прилетевших из Китая в Москву до введения сплошного контроля на границах. В этих целях сотрудники полиции и медики проводят рейды по местам их возможного проживания (гостиницы, общежития, частные квартиры).

Проведение рейдов – неприятная задача, но это необходимо, в том числе и для самих потенциальных носителей вируса. И, кстати, большинство проверенных в ходе рейдов граждан находятся в Москве довольно давно, никаких ограничений к ним не применяется.

На сегодня выдано порядка 2.5 тысяч постановлений о двухнедельной изоляции. На 10-й день изоляции берется еще один анализ на коронавирус. Соблюдение режима постоянно контролируется, в т.ч. с помощью автоматизированных систем распознавания лиц и других технических мер.

На конкретном примере расскажу, как режим изоляции работает на практике. Несколько дней назад в Москву прилетела гражданка КНР. В аэропорту она сдала анализ на коронавирус и получила постановление о двухнедельной изоляции. Тест дал положительный результат. Сразу скажу – это была лабораторная ошибка. Но в тот момент мы об этом не знали. Немедленно к ней на съемную квартиру выехала бригада скорой помощи, и женщину госпитализировали в инфекционную больницу. Ее соседке (тоже гражданке КНР) было предписано оставаться дома. Просмотр камер видеонаблюдения показал, что девушка нарушала режим изоляции – выходила во двор погулять и встречалась со своим знакомым. У него тоже взяли анализы.

Главным государственным санитарным врачом по городу Москве выданы предписания об усилении дезинфекционного режима на объектах массового сосредоточения людей: на спортивных, зрелищных, культурно-массовых объектах, в торговых центрах и на рынках.

На практике это означает необходимость более тщательной уборки помещений с использованием дезинфицирующих средств. Администрация учреждений обязана обеспечить внеочередную промывку и дезинфекцию систем кондиционирования и вентиляции зданий.

Аналогичные мероприятия по усилению дезинфекционного режима введены в общественном транспорте, включая такси и каршеринг. В частности, водители такси и операторы каршеринга будут обязаны проводить регулярную дезинфекцию ручек дверей своих автомобилей.

С началом весны в Москве проводятся традиционные работы по уборке города. В этом году они будут значительно усилены. В частности, проведем дополнительную работу по дератизации (уничтожению крыс и мышей) в жилом секторе.

  • Будем регулярно информировать москвичей о текущей ситуации и действиях властей.
  • ➔ Смотрите новости на смартфоне? Подпишитесь на новости туризма от Турпрома в ЯНДЕКС.ДЗЕН: это свежие идеи для путешествий, туристические новости и подборки по распродажам туров и авиабилетов! ← для этого кликните тут!



    Тест на прочность

    Вспышка китайского коронавируса, повлекшая за собой приостановку продаж туров в Китай и запрет на въезд в Россию туристов из КНР, оказалась настоящим испытанием на прочность для бизнеса.

    Туроператоры, работающие на выездных направлениях, безусловно, пострадали в меньшей степени, нежели игроки, работающие на прием. Компаниям, для которых Китай был одним из основных зимних направлений (здесь речь идет прежде всего об острове Хайнань), пришлось корректировать полетную программу подконтрольных перевозчиков и предлагать туристам альтернативные варианты. Так, клиенты TEZ Tour и ANEX Tour меняли туры в Китай на Турцию, Кубу и ОАЭ, дополнительный приток туристов получили и Индонезия, Шри-Ланка, другие азиатские направления.


    Однако ситуация здесь неоднозначная. Например, Индонезия параллельно с притоком новых туристов, которые переориентировались с китайского направления, потеряла прилетавших на остров Бали бортами China Southern Airlines через крупные китайские хабы Гуанчжоу, Гонконга и Шанхая. Вылеты в Китай ограничены, потому туристам приходилось аннулировать туры. Подобная ситуация складывалась и на других азиатских направлениях.


    По данным экспертов, отмена рейсов в Китай принесет российским авиакомпаниям многомиллионные убытки, но они не встают ни в какое сравнение с потерями операторов, активно работающих в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

    Если говорить о суммарных прямых убытках от экстренного вывоза туристов и досрочного прекращения программ в КНР, то в АТОР их предварительно оценивают в 450 млн рублей. 20 февраля АТОР направила письмо в правительство РФ о компенсации убытков туроператоров из-за коронавируса.


    Китайские туристы в Казани

    По данным аналитической службы АТОР, в 2019 году в Россию приехали с туристическими целями 1,5 млн граждан КНР, из них по безвизовому каналу — 1,2 млн (из них 750 тыс. приехали в Москву и Санкт-Петербург). Если смотреть, как распределяется загрузка по году, то порядка 75% всего китайского турпотока приходится на период май–сентябрь. В прошлом году с января по май в Россию через туроператоров приезжали около 40 тыс. китайских групповых и индивидуальных туристов в месяц. В этом году предполагался рост в низком сезоне на уровне 10%.


    Средняя стоимость тура в Россию на одного китайского туриста находится на уровне $500. Таким образом, только в феврале российские туроператоры не досчитались дохода в размере минимум 1,4 млрд рублей. А с учетом временного запрета на въезд всех граждан КНР можно смело посчитать и убытки на март — это примерно столько же. Получается, что российский турбизнес за два месяца отсутствия китайских туристов не досчитается почти 3 млрд рублей.

    Бремя перемен

    Между тем массовых панических настроений среди экспертов, работающих в принимающих компаниях, пока нет. Наблюдатели поясняют, что отсутствие китайских туристов в данный период не губительно для рынка въездного туризма, поскольку сейчас низкий сезон, а аннуляций по забронированным турам на лето нет.


    Китайские туристы на берегу озера Байкал


    Ориентир — Япония


    Согласно официальной статистике, за первые девять месяцев 2019 года Россия приняла 83,7 тыс. японских туристов, что на 22,2% превысило показатели аналогичного периода прошлого года. Самый активный рост японских туристов — порядка 65% — ощутили в Приморье. Край за девять месяцев 2019 года посетили 28,7 тыс. граждан этой страны.



    С чем сталкивается российский туристический бизнес из-за коронавируса

    Фото: Валерий Шарифулин / ТАСС




  • — Естественно, эпидемия коронавируса серьезно отразилась на гостиничной сфере. Ожидаемый поток клиентов превратился в ручеек. Конечно, в разных регионах и городах ситуация отличается, наиболее остро на данный момент проблема обозначена на Дальнем Востоке. Понятно, что огромный поток туристов из Китая и Кореи попросту перекрыт еще на границе.

    Убытки там колоссальные.

    Но и Москва, и Санкт-Петербург и другие крупные культурные центры уже страдают от недостатка клиентов из стран Азии, а теперь и Европы тоже.

    Помимо прямых потерь, по указаниям Роспотребнадзора, все гостиничные комплексы обязаны выполнять список мер по предотвращению распространения коронавируса. Это, в первую очередь, дополнительный медицинский персонал с оборудованными для него площадями, и другие затраты, которые в подобной обстановке еще сильнее бьют по карманам отельеров.

    Читайте также




    — Важно понимать, что на тех направлениях, которые попадают под ограничения (это несколько стран Европы и Юго-Восточная Азия), инфекция очень распространена. Из-за этого туристический поток туда либо снизился, либо вообще остановился. Кроме того, весь негативный информационный шум, который сопровождает шествие коронавируса по миру, ни к чему хорошему не ведет. Большинство туристов сейчас задумались, как им провести предстоящие каникулы и отпуска с наступлением лета, поэтому продажи действительно просели. Происходящее накладывает серьезный отпечаток на экономическую составляющую [бизнеса].

    Я не могу говорить про потери всей отрасли в целом, потому что компании работают на разных рынках. При этом сейчас это скорее не потери, а недобор [продаж], и наблюдается это не только в нашей отрасли. Рецепта, чтобы выйти из этой ситуации, нет. Кроме того, если Ростуризм не рекомендует ездить туристам в ту или иную страну, а туроператорам [говорит] компенсировать 100% приобретенного тура, туроператор обязан подчиниться.

    Фактически получается, что в замороженном состоянии находятся большие деньги,

    в которые входят расчеты с контрагентами: это и отели, и авиакомпании. При этом авиакомпании в большинстве случаев вообще не спешат возвращать деньги. Полеты — это регулярные перевозки, большая часть из них идет по невозвратному тарифу. Большинство компаний готовы вернуть деньги, но только через суд. Они имеют на это право.

    Большая часть туристов при этом сейчас раздумывают. Они находятся в режиме ожидания, следят за информационным полем, смотрят на Китай, в котором ситуация начала стабилизироваться. В то же время происходит ухудшение в Европе и Западном полушарии.



    — Проблемы возникают из-за того, что то одна, то другая страна начинает закрывать границы. Туристы аннулируют поездки, авиакомпании прекращают полеты. Туризм стал очень непредсказуемым делом. Для туркомпаний сложность заключается в том, что туристы не просто аннулируют завтрашний или послезавтрашний вылет, они хотят полностью освободиться от своих путевок. Глубина аннуляции достигает конца года. Несмотря на то, что в ноябре ситуация с коронавирусом должна прекратиться, туристы хотят полностью переждать нестабильность. Соответственно, компании вынуждены выплачивать своим клиентам огромные суммы, которые были уплачены раньше и которые уже ушли в отели до конца года.

    к коронавирусу добавилась девальвация рубля.

    Это добавляет нестабильности на нашем рынке. Турист, который выплатил часть денег до повышения курса, сейчас приходит и видит, что оставшаяся сумма заметно больше, чем та, которую он планировал. Соответственно, он отказывается доплачивать и хочет забрать деньги, которые уже отдал. Радости турфирмам это тоже не приносит.

    Читайте также



    — Коронавирус оказался не просто масштабной проблемой. Он привел к кризису, который еще не испытывала мировая гражданская авиация в новейшее время. К сожалению, пока мы даже не представляем масштабы проблемы, потому что эпидемия только разрастается. Пока процесс идет, мы будем все дальше отодвигать сроки [ограничений], а значит, масштаб трагедии только увеличится.

    Для авиакомпаний этот кризис будет наиболее тяжелым. Их рабочий инструмент — это самолет, который стоит 100 миллионов долларов, специалисты (пилоты), которые получают зарплату в 400 тысяч рублей. Все это нужно содержать. Самолеты, которые не летают, требуют денег — лизинговых платежей (200-300 тысяч долларов с самолета) и технического обслуживания. Нелетающие пилоты требуют зарплат. К этому добавляются миллионы рабочих мест в аэропортах и авиакомпаниях. Чем дольше будет длиться пандемия, тем большая нагрузка ляжет на авиакомпанию: они накопят долгов, которые могут оказаться в итоге неподъемными. Норма прибыли в авиации очень низкая, до девяти процентов.

    Поэтому пережить этот кризис будет очень тяжело, а без господдержки — совершенно невозможно.

    Потери для компаний — это пассажиры, которые не принесли им выручки. Самое неприятное в ситуации, что авиакомпании могли получать выручку за счет будущих продаж. В марте люди начинают бронировать билеты на июнь, июль и август. Сейчас этих продаж нет.

    Ни один человек на земле не знает, в какие потери это выльется. Все, на что мы можем ориентироваться, это прогноз Международной ассоциации воздушного транспорта IATA, сделанный несколько недель назад. Пессимистический сценарий предусматривал потери для всех авиакомпаний больше, чем в 100 млрд долларов. Я думаю, что через какое-то время они пересмотрят прогноз, и окончательная сумма ущерба только вырастет.

    Кроме того, ситуация не зависит от компаний — они летают, куда могут. Тем временем, число главных направлений сокращается (Европа и Китай). Также количество внутренних перелетов тоже пойдет на спад, так как из регионов не будут летать в Москву, чтобы совершить там пересадку. Авиакомпании в такой ситуации могут только сокращать количество рейсов, чтобы самолеты не летали пустыми. Для любой компании не летать пару месяцев равносильно банкротству. При этом чем больше авиакомпания, тем тяжелее ей будет пережить кризис.


    Оперативный штаб для помощи россиянам, которые пока остаются за границей, заработал в российском МИД. Тем, кто не может улететь домой из-за карантина, советуют обратиться в ближайшее посольство или консульство, сообщить о ситуации и оставить свои данные. По данным Ростуризма, сейчас за рубежом около 100 000 “организованных” российских туристов. Больше всего россиян “застряло” в странах Евросоюза. Обозреватель “Вестей FM” Павел Анисимов подробнее.

    МОИСЕЕВА : Министерством здравоохранения Черногории нам отказано в расселении в каком-либо отеле, в хостеле и где угодно на территории страны – всем, кто прилетел из России. Нам обещали, что нас заселят в один отель. Но никто никуда не был заселён.

    Туры в Черногорию продавали “до последнего”. Страна была единственным местом в Европе, свободным от инфекции. Но пал и этот “бастион коронавирусной стабильности”. Подгорица готова пустить чартеры для вывоза россиян, но при одном условии – наши самолёты должны бесплатно вернуть в Черногорию её граждан. Таким образом, наших туристов фактически взяли в заложники.

    Похожая ситуация – на Филиппинах. На курортном острове Себу застряли около 100 россиян. Людей кладут спать прямо на полу в зале вылета местного аэропорта. Власти дали 3 дня, чтобы покинуть страну, но из-за коронавируса местные авиаперевозчики остановили все рейсы. Людей загнали в терминал, деньги заканчиваются, рассказывает турист Артём Болохонов.

    БОЛОХОНОВ : Вылететь отсюда на основной остров в Манилу не можем, так как все внутренние перелёты закрыты. Люди здесь собираются, не знают, что делать, как отсюда выбираться.

    Зараженных коронавирусом на Филиппинах уже больше 200, и это число растёт. В Маниле введён комендантский час, закрыты все магазины. Возвращением россиян домой занимается посольство.

    Список “невыездных” стран каждый день расширяется. Прибавились Аргентина, Индия, Азербайджан. В Перу границы закрыли без предупреждений. Несколько десятков российских туристов не могут вернуться домой и вынуждены жить на улице, рассказывает в Facebook туристка Таисия Евграфова. Новость о том, что она стала “невыездной”, застала её на развалинах Мачу-Пикчу.

    ЕВГРАФОВА : У большинства уже животы сводит. Хочется по-человечески поесть, хоть какую-нибудь яичницу.

    В российском МИД работает штаб для помощи нашим гражданам, которые “застряли” за границей из-за коронавируса. Информацию круглосуточно обрабатывает ситуационно-кризисный центр. С дипломатами можно связаться по телефону и через страницы российского МИД в соцсетях. Так поступили наши туристы в Словении. Страна закрыла сообщение с внешним миром в конце прошлой недели, все авиарейсы отменили. Туристы связались с нашим посольством. Их эвакуировали чартерами, рассказывает пресс-атташе посольства в Словении Сергей Иванов.

    ИВАНОВ : Все прибывшие в аэропорт Любляны россияне в составе 136 человек были размещены на борту чартерного рейса и благополучно доставлены на Родину.

    Популярное

    СЕРГЕЙ МИХЕЕВ: Я думаю, что нам придется понять, что в серьезной части экономики нам придётся – внимание! – отказаться от капитализма и свободного рынка. Отказаться! Отказаться и ввести там государственное планирование. Для этого, возможно даже, придется создать другой орган власти или орган экономического планирования вроде Госплана.

    Рестораны, торговые центры и парки закроют на неделю. С 28 марта будут работать только аптеки, продуктовые магазины и точки продажи товаров первой необходимости. Такие меры примут во многих регионах для борьбы с вирусом. Некоторые бизнесмены пока не понимают, что им делать – работать или нет.

    Сговор с целью убийства британцев: правительство Королевства обвиняют в нехватке средств защиты

    В Британии разгорелся скандал вокруг нехватки персональных средств защиты для врачей. Правительство Королевства обвиняют в том, что оно отказалось делать общие с Евросоюзом закупки масок, халатов и перчаток для врачей. На Даунинг-стрит обвинения отрицают и говорят, что никакого предложения от Брюсселя закупать средства защиты совместно не поступало.

    Отпуск неизбежен? Туроператоры начали продавать путёвки на июль

    Туроператоры готовятся к продаже путевок. Не только по России, но и за рубеж. Уже появились предложения по бронированию зимних туров. Клиенты пока относятся к предложениям осторожно. У многих на руках остались ваучеры после срыва путешествий из-за коронавируса. Кроме того, придётся привыкать к новым реалиям – туристический мир может сильно измениться, когда уйдёт вирус.

    Москва прекращает эвакуацию соотечественников, кто не успел — тот опоздал





    4 апреля Россия прекратила авиасообщение с зарубежными странами для вывоза россиян и иностранцев.

    Как сообщает РБК, идею о приостановке возвратных рейсов поддержала вице-премьер Татьяна Голикова на основе позиции Роспотребнадзора. Минтранс и Росавиция выступали против.

    Также прекратится вывоз иностранных граждан из России. Однако, скорее всего, иностранным авиакомпаниям оставят возможность забрать своих граждан, если их лайнеры будут прилетать пустыми, забирать людей и улетать обратно.

    В МИДе говорят, что количество россиян, которые хотят вернуться из-за границы на родину, составляет около 25 тыс. Но цифра, не исключено, больше. Многие хотели бы вернуться, но уже не имеют такой возможности.

    Ивченко рассказала, что из новостей они узнали о планировавшемся 1 апреля платном рейсе, который заберет их с Занзибара, острова Маврикий и Сейшельских островов в Москву, однако потом стало известно о решении российской стороны не принимать более 500 человек.

    Во-первых, большинство этих людей отчасти сами виноваты в случившемся, уехав отдыхать в разгар эпидемии. МИД РФ предупреждал, что делать этого не стоит.

    Во-вторых, как бы то ни было, их возвращение на родину сегодня может быть опасным для окружающих, так как многие из них могут быть разносчиками коронавируса.

    В-третьих, на деньги, затраченные на отправку самолетов можно закупить аппараты ИВЛ, которые так необходимы инфицированным, которые лежат в наших стационарах.

    С другой стороны, это граждане России. И у них здесь родственники — мамы, папы, дети…

    — Надо выяснять, когда именно люди, которые просят сейчас о помощи, попали за границу, — говорит доцент кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики РГГУ, кандидат исторических наук Вадим Трухачев.

    — Если до предупреждения российских властей — надо вывозить. Если после — сами виноваты, пусть сидят там, где им отдохнуть захотелось.

    Тем более, они надеются улететь бесплатно. А сейчас не надо гонять самолёт даже за деньги, если речь идёт о тех, кто пренебрёг предупреждением.

    — Конечно, застрявшие за рубежом россияне могли бы и к олигархам обратиться. Но, думаю, что и олигархам не стоит привозить сюда злостных нарушителей предупреждений. Усманов оплачивал вывоз узбекских гастарбайтеров из России, действительно попавших в беду.

    — Именно потому, что среди них могут быть заразные, и к тому же безответственные, вывозить их не стоит. Повторюсь: речь не идёт о тех, кто выехал до предупреждения, или же о дипломатах, работающих в других странах.

    — Украина отказалась вывозить не злостных нарушителей, а заробитчан или студентов. Они не виноваты, что на родине работы нет. Это просто бесчеловечно. Белоруссия же по-своему была права. Лукашенко предупреждал, что государство не будет помогать тем, кто махнул рукой на запреты и улетел в разгар эпидемии за границу.

    — Нет, отнюдь не все, и не только американцы. Большинство европейских стран тоже не всех своих вернули. И, повторю, если речь идёт о сознательных нарушителях официальных предупреждений — они правы.

    Впрочем, далеко не все настроены столь категорично к проявившим беспечность соотечественникам.

    — Давайте я озвучу непопулярную мысль: люди в массе своей глупы и безответственны, они постоянно совершают безрассудные поступки. Поехать за границу в разгар эпидемии — это только частный случай. Чем это принципиально отличается от спасения каких-нибудь рыбаков на весеннем льду?

    Ясно, что чиновников пугает эта цифра — 25 тысяч человек. Их же нужно не только вернуть, но и разместить на карантине. Велика опасность, что в процессе эвакуации они все перезаражают друг друга, кто-то сбежит с карантина, и мы получим скачок заболевших коронавирусом уже внутри страны.

    Всё это объективные проблемы, но они решаемы. Главное обозначить принцип: государство должно брать ответственность за своих граждан. Сначала спасать, а потом разбираться, кто виноват. Наши власти такую ответственность на себя боятся взять. Посмотрите, как они действуют внутри страны: выступил Путин, продлил каникулы на месяц, переложил решение всех вопросов на губернаторов и испарился из публичной плоскости. А как людям выживать без работы, никто не сказал.

    В ситуации, когда нужна настоящая вертикаль власти, выяснилось, что никакой вертикали нет — это фикция, пропагандистский прием. Нужно различать реальную силу государства и ту нелепую полицейщину на местах, которой пытаются сдержать распространение коронавируса.

    Давайте посмотрим хотя бы на пару шагов вперед. Большинство из этих 25 тысяч оказались в каких-то совсем отсталых странах, где проблемы решаются гораздо проще. Могут, ведь, банально забить камнями или голову отрезать — там теперь очень предвзято относятся к иностранцам, их обвиняют в распространении вируса.

    Нам, обществу в целом, не нужно уподобляться власти и прятать голову в песок при любом удобном случае. Давно замечено, что Путин — президент полумер. И война у него — не война, и реформы половинчатые, и вместо карантина самоизоляция. Но время, когда такие способы управления были возможны, проходит у нас на глазах.

    Читайте также:

    Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
    При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.