Туроператоры несут убытки из за коронавируса

Стоит ли говорить, что китайский коронавирус в первую очередь ударил по туристической индустрии – люди теперь боятся не только лететь или ехать в окружении возможных носителей болезни, но и тем более не рискуют путешествовать в страны, уже объявивших о жертвах эпидемии. Кое-где и сами правительства ограничили въезд туристов.

Туроператоры уже отмечают резкое сокращение потока и отказ от туров в места распространения коронавируса. Удар на себе почувствовали круизные компании и авиаперевозчики. Под угрозой отмены масштабные спортивные мероприятия, Олимпиада в Токио пройдет при пустых трибунах.

Канал Proeconomics приводит самый наглядный пример этого кризиса – отменена главная туристическая выставка весны 2020 года в Берлине (должна была пройти 4-8 марта). В прошлом году ее посетили 160 тыс. человек.

Кроме того, коронавирус поставил на грань банкротства туризм в Грузии: за последние 5-6 дней в тбилисских гостиницах 80-90% броней на март и апрель были отменены.

Российские туроператоры уже предупредили об угрозе коллапса в отрасли из-за рекомендации Ростуризма приостановить продажу туров в Италию (в прошлом году ее посетили 1 млн. россиян; только одномоментно сейчас, в начале марта там находится 19 тыс. россиян), а также Южную Корею и Иран. Более 950 тыс. поездок россиян в 2019-м пришлось на закрытый сейчас Китай.

Всемирный совет по туризму и путешествиям (WTTC) оценил в $22 млрд. ущерб глобальной туристической отрасли из-за эпидемии коронавируса. Работу могут потерять сотни тысяч людей, занятых в турбизнесе. Сумма ущерба вырастет, если до лета не будет остановлено распространение вируса.

Это ещё выше, чем предполагалось ранее. При этом акциям Аэрофлота есть куда падать: акции других авиаперевозчиков упали на 20-25% сильнее.

Аэрофлот может получить убыток 60 млрд рублей – рекордное значение за всю свою историю из-за:

  • Падения туризма по всем направлениям, включая внутренний туризм. Общий объем бронирований упал на 20-25%.
  • Введение запрета на командировки во многих компаниях. Компании отменяют командировки в пользу видеозвонков и телефонных переговоров.
  • Падение полетов иностранных авиакомпаний. Аэрофлот может потерять транссибирские роялти на сумму $150-200 млн.

Убыток Аэрофлота обнулит дивиденды за 2020 год и поставить под угрозу дивиденды следующих лет. Прибыль компании за 2019 13.5 млрд рублей, дивидендов будет выплачено на сумму 6.75 млрд. рублей с доходностью 6.4%. В случае сильного убытка Аэрофлот может не выплатить дивиденды по итогам 2020 года совсем.

Но самое любопытное во всем этом вот что. Коль скоро Ростуризм рекомендовал российским туроператорам приостановить продажу туров в страны, где угроза заражения особенно сильна, то туроператоры по закону обязаны вернуть клиенту, который хочет отказаться от уже оплаченной поездки, всю стоимость тура. При этом операторы не могут удерживать из суммы возврата свои фактически понесенные расходы, например, перечисленные авиакомпании деньги за билеты.

На эту особенность обратил внимание популярный питерский блогер Вячеслав «Алькапоне:

«Фактически любой турист, даже купивший у туроператора тур в Италию на ноябрь месяц, может придти и ссылаясь на письмо Ростуризма потребовать вернуть ему все деньги, даже за купленный билет на регулярном рейсе с невозвратным тарифом. (. )

Но прикол ситуации в том, что самим туроператорам авиакомпании денег естественно не возвращают. Авиакомпании и туристам-то деньги не возвращают. Ибо Минтранс эти страны не закрывал и запреты на полёты не выпускал.

Естественно никакие системы бронирования а-ля Booking, Ostrovok тоже не думают возвращать деньги своим клиентам и спокойно игнорируют все поступающие просьбы (про возвратные тарифы речи нет), так же как делают и авиакомпании, ссылаясь на правила действующего тарифа и отсутствие запрета. Получается на фоне развернувшихся событий только туроператор обязан вернуть деньги и только он может компенсировать расходы перетрусившему клиенту.

Забавно то, что государственный регулятор считает Италию опасной для россиян, но при этом запрет касается только туроператоров, тогда как большая часть туристов едет в Рим, Милан, Венецию и другие города самостоятельно, купив билет и отель через агрегаторы или напрямую. Но исходя из предписания Ростуризма, получается, что опасно путешествовать именно через туроператоров, да и возвращать деньги должны только они.


Чумовой сезон


26 февраля Роспотребнадзор рекомендовал россиянам отказаться от посещения Италии, Кореи и Ирана, где были зафиксированы крупные вспышки заражения COVID-19. Спустя некоторое время отреагировал и Ростуризм. Ведомство выступило с рекомендацией приостановить продажу туров в эти страны.

Такое решение ощутимее скажется на рынке въездного туризма, особенно в Приморье, куда шел значительный поток туристов из Кореи. Представитель одной из принимающих компаний Владивостока сетует:


Встреча туристов из Японии в аэропорту Владивостока на торжественной церемонии открытия регулярных рейсов между Токио и Владивостоком


Для рынка же выездного туризма временное отсутствие Кореи и Ирана не станет губительным. Турпоток туда невелик, страны не пользуются массовым спросом у россиян: по итогам 2019 года в Корее побывали 167 тыс. российских туристов и 2,7 тыс. россиян за четыре квартала прошлого года принял Иран.

Но вот Италия присутствует в ассортименте многих туроператоров, а потому вынужденная приостановка продаж ударит по турбизнесу больнее, чем закрытие Китая. По предварительным данным Аналитической службы АТОР, в Италии сейчас может находиться около 7 тыс. организованных российских туристов.


Площадь Сан-Карло в Турине


Мрак по-итальянски



Туроператоры считают такую ситуацию несправедливой и губительной для бизнеса, а потому Ассоциация туроператоров России (АТОР) обратилась к правительству с просьбой обозначить срок действия рекомендаций Ростуризма прекратить продажу туров в Италию и другие страны, так как под угрозу ставится стабильность туристической отрасли в стране.

В письме туроператоры также поднимают вопросы возмещения туристам стоимости туров в Италию при аннуляции. Как ранее заявляли в Ростуризме, в сложившихся обстоятельствах клиенты имеют безусловное право требовать расторжения договора о реализации туристского продукта и полный возврат денег.

При этом, по словам участников рынка, у туроператоров не хватит средств, чтобы произвести возвраты всем клиентам. Эксперт рынка сокрушается:


Туристы в Афинском Акрополе


При этом, как отмечают многие туроператоры, большинство туристов все же соглашаются на перебронирование, если речь идет о ближайших вылетах. По данным TEZ TOUR, туристы перебронируют туры в ОАЭ и Турцию, Грецию и Кипр.

Не надо паники

Напомним, число жертв коронавируса в Италии составило 17 человек, количество зараженных с начала распространения инфекции в стране достигло 650.

Алексан Мкртчян отметил, что глобальных потерь от временной остановки продаж туров в Италию не ожидает: «Через какие только трудности не проходил уже турбизнес. И эти сложности переживем. Нужно трезво оценивать ситуацию и достойно бороться с проблемами.


В аэропорту Шереметьево



Житель итальянского города Кодоньо в супермаркете


Рассуждая о перспективах итальянского сезона, эксперты выразили уверенность, что, если ситуация с коронавирусом пойдет на спад, то потери удастся перекрыть новыми бронированиями.

Опасный вирус из Китая негативно сказался на российских и зарубежных компаниях. Больше всего страдают те, кто работает в сфере туризма и транспорта. Кого затронула эпидемия — в материале Лайфа.


Число заболевших новым коронавирусом в Китае составляет почти шесть тысяч человек, а летальных исходов зафиксировано уже 132. И эти жуткие цифры продолжают расти. За распространением опасной болезни можно следить по нашей онлайн-карте, в которой ежедневно обновляется статистика по заболевшим и погибшим.

В Поднебесной изо всех сил борются с эпидемией, пока не задумываясь о том, какой урон она нанесла и нанесёт ещё экономике страны. А вот другие страны уже начали свои подсчёты.

В основном больше всего убытков ожидают авиакомпании, отельеры и ретейлеры. Любители заказывать китайские товары на AliExpress пока воздерживаются от покупок. И хотя в самой компании заверили, что их упаковка и содержимое не представляют угрозы, россияне лишний раз стараются не рисковать. В результате коронавирус может привести к спаду заказов в китайских интернет-магазинах.

Опасаясь последствий коронавируса, "Яндекс" подумывает переносить в Россию свои производственные заказы, которые компания традиционно размещает в Китае. Также японская компания "Тойота" приостановила работу четырёх своих китайских заводов, а "Хонда" — двух.

Пострадать может и компания Apple. Большинство iPhone собирается на двух фабриках тайваньских сборщиков Foxconn, которые находятся всего в 500 км от Ухани. Кроме того, в провинции Хэнань растёт число подтверждённых случаев заражения вирусом, а именно там находится одна из фабрик Foxconn. Это может стать причиной закрытия производства.


Впрочем, в Foxconn рассказали, что компания принимает все необходимые меры для того, чтобы обеспечить выполнение своих международных обязательств по поставкам. Однако есть риск, что планы компании по выпуску в феврале новой бюджетной модели могут рухнуть.

Больше всего вспышка коронавируса сказалась на авиаперелётах. В сервисе путешествий "Туту.ру" рассказали, что несколько авиакомпаний отменили рейсы в Китай. Например, Lion Air, British Airways и Seoul Air. Российская компания "Уральские авиалинии" отменила полёты на остров Хайнань из Екатеринбурга и Тюмени на неопределённый срок, а также в ряд европейских стран из-за распространения коронавируса.

— Отмена коснётся направлений, на которых традиционно присутствует большое количество организованных туристических групп из Китая, — пояснили Лайфу в пресс-службе "Туту.ру".


Однако заметного падения спроса на рейсы в Китай пока не наблюдается, отметили в компании. Доля путешественников в КНР составляет чуть более 1% и остаётся стабильной.

— Доля возвратов за предыдущие периоды (один-два года) в среднем составляет примерно 4%. В январе-феврале доля возвратов билетов в Китай всегда больше среднего. В этом году — это 8%, что меньше возвратов в период китайского Нового года в прошлом и позапрошлом годах. Именно в период китайского Нового года возвратов и обменов в Китай больше. В 2019 году было около 12% возвратов, в 2018-м — 10% возвратов, — объяснили в "Туту.ру". — К концу января мы ожидаем, что доля возвратов превысит показатели этого же периода прошлого года, так как авиакомпании уже делают рассылки по клиентам и разрешают возвращать билеты. Это Beijing Capital Airlines, China Southern Airlines, China Eastern, Hainan Airlines, Аэрофлот.

Приостановил продажу туров в Китай и международный туристический оператор Tez Tour.


В компании также рассказали, что в целях обеспечения безопасности туроператор приостановил отправку туристов в Китай до нормализации эпидемиологической обстановки в стране. Вывоз туристов по оплаченными заявкам будет осуществляться в плановом режиме согласно расписанию рейсов авиакомпании iFly из КНР в Россию и запланированным датам туров. Последние вывозные рейсы из Китая состоятся третьего февраля из Уфы, четвёртого февраля — из Екатеринбурга и Казани.

Кроме всего, популярный сервис онлайн-бронирования отелей Booking начал предупреждать российские отели об ограничениях, вводимых для гостей из Китая. Им отказывают в размещении в российских отелях по ранее сделанной брони. При этом особые меры сервис применяет до 8 февраля и на территории Китая.

Пока страны одна за другой закрывают границы, авиакомпании считают убытки от сворачивания рейсов. Европейские перевозчики наперебой сообщают о сокращении персонала. А куда деваться? Популярному в том числе и в России лоукостеру AirBaltic, например, теперь вообще летать некуда — приостановлены все рейсы, кроме эвакуационных (туркомпании вывозят домой своих туристов).

Есть уже и первые банкроты. С 5 марта перешла под внешнее управление британская авиакомпания Flybe, один из крупнейших региональных перевозчиков Европы , - после того, как правительство отказалось ей помочь и выделить кредит. Одной из главных причин называют коронавирус.

Как заявил во вторник глава нашей Росавиации Александр Нерадько , убытки российских авиакомпаний могут превысить 100 млрд рублей (эксперты консалтинговой компании Bain & Company говорят о 180 — 215 млрд рублей — при прекращении всех зарубежных полетов). Только из-за закрытия перелетов в Китай наши авиаперевозчики уже потеряли 1,7 млрд рублей. Но, как теперь выясняется, это еще были только цветочки.

- Ситуация на авиарынке может привести к ряду банкротств авиакомпаний, - считает Нерадько.


Руководитель Федерального агентства воздушного транспорта Александр Нерадько. Фото: Михаил Терещенко/ТАСС

Меры профилактики вирусных инфекций.


Сотрудники службы аэропорта проводят дезинфекцию салона в аэропорту Джакарты. Фото: REUTERS

Сейчас, по мнению эксперта, многое будет зависеть от действий правительств — самостоятельно в нынешних условиях авиаотрасли в большинстве стран не выкрутиться.

Американские авиакомпании, как пишет The Wall Street Journal, уже попросили у правительства финансовую поддержку в размере более $50 млрд. Идут переговоры с Белым домом и Конгрессом.

В Евросоюзе также обсуждаются меры по поддержке авиаперевозчиков — о них обещано объявить в ближайшие дни. Например, власти Франции и Нидерландов готовы совместно поддержать Air France-KLM (это сейчас франко -нидерландская авиакомпания).

В России премьер Михаил Мишустин объявил об отсрочке по уплате налогов для авиакомпаний.

- Это очень важно, поскольку если такую отсрочку не дать, авиакомпании начнут закрываться прямо сейчас из-за нехватки средств, - считает Алексей Синицкий. - Но этого явно недостаточно.

Глава Росавиации Александр Нерадько просит для поддержки авиаперевозчиков обнулить сборы за аэронавигационное обслуживание на некоторых маршрутах. Это одна из существенных статей расходов при перелетах.

Режим ЧС введён в Валенсии и Мадриде.Военные патрулируют испанские города


Припаркованные самолеты в крупнейшем авиаузле Германии, франкфуртском аэропорту. Фото: REUTERS

ВОПРОС НА ЗАСЫПКУ

А не подешевеют ли внутренние рейсы?

Логика подсказывает, что освободившиеся самолеты авиакомпании могут перебросить на внутренние маршруты. И, может, тогда перелеты по своей стране наконец станут доступнее?

- Авиакомпании, конечно, будут искать возможности именно так и поступить. Но тут надо понимать следующее. Объем перевозок внутри страны у нас определяется не столько количеством самолетов — сколько спросом, у нас летает всего несколько процентов россиян. Себестоимость внутренних перевозок высока — и, хотя цены и так неподъемны для большей части населения, во многих случаях авиакомпании внутри страны летают себе в убыток, а зарабатывают на международке, - объясняет Алексей Синицкий. - Поэтому — да, на каких-то маршрутах в силу роста конкуренции цены могут упасть, но авиакомпаниям выжить это не особо поможет.

Распространение коронавируса в мире: Хроника.

Как не заразиться коронавирусом: что реально работает

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Эксперты: Коронавирус сделает авиабилеты дешевле

Наших людей коронавирусом не возьмешь. Такой вывод можно сделать из данных Росавиации. По крайней мере в феврале, когда по планете шествовала новая зараза, россияне стали больше летать. Наши авиакомпании перевезли без малого 8 млн пассажиров, что на 6,5% больше, чем год назад. (подробности)

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Инструкция по выживанию: психолог рассказал, как организовать работу из дома

Парадоксально, но еще 31 декабря, вспышку вирусной пневмонии на основе больших данных предсказал специализированный искусственный интеллект канадского стартапа Bluedot, анализирующий новости. Первые официальные сообщения о коронавирусе появились неделю спустя. И за три недели он успел навести немало шороху не только среди простых жителей, но и на экономическом фронте.

Паника на рынках

Между тем темпы распространения нового коронавируса стремительно растут. 27 января количество заболевших 2019-nCoV достигло 2835 человек, из них 81 уже погибли. Случаи заражения регистрировались почти во всех регионах КНР.

Параллельно с этим на фоне сотен сообщений о распространении китайского авируса индекс Dow Jones Industrial Average утратил весь рост с начала 2020 года и вернулся на уровень 28 600 пунктов. В США сильнее всего падали котировки компаний, каким-либо образом связанных с Китаем. Кроме того, обвал индекса S&P 500 стал худшим за четыре месяца.

Новости из Китая перетряхнули финансовые и товарные рынки

Паника от распространения нового вируса уже уронила китайские рынки, повлияла на котировки нефти и практически заморозила транспортное сообщение с рядом подвергшихся заражению городов.

Азиатские рынки в понедельник 27 января потеряли 1-3%, а ведущие европейские индексы — около 2%. Индекс Московской биржи 27 января потерял 2% на фоне снижения цен на нефть и ухода инвесторов из рублёвых активов. При этом курс доллара поднялся до 62,6 рублей за доллар, а курс евро — до 69 рублей.

Под давлением остаются и цены на нефть. Впервые с ноября 2019 года цена за баррель нефти Brent упала ниже $60.

Эксперты отметили, что реальные последствия коронавируса в Китае для финансового и сырьевых секторов пока оценить сложно. Однако инвесторы стараются заранее учесть риски возможного спада экономической активности. В ближайшее время возможно снижение стоимости ценных бумаг металлургических и нефтегазовых компаний, предупредили аналитики.

Туроператоры подсчитывают убытки от коронавируса

Если бы не коронавирус 2019-nCoV, в феврале россияне могли бы совершить в Китай 45 000 туристических поездок. Из них 80% — на остров Хайнань, популярное туристическое направление, до недавнего времени не затронутое эпидемией. Тем не менее, на 27 января там зафиксировали 83 случая заражения коронавирусом и даже первый летальный исход: от осложнений скончалась 80-летняя женщина, прибывшая на курорт из Ухани.

По состоянию на 25 января на Хайнане находилось около 6000 туристов. Ещё около 1000 человек оставалось на материковой части КНР, в том числе 140 — в закрытой на карантин провинции Хубэй.

По словам президента Ассоциации туроператоров России (АТОР), российские туристы продолжают отдыхать в плановом порядке, но не покидают территории отелей из-за опасности заражения. Кроме того, по распоряжению властей Китая прекратили работу все туристические достопримечательности провинции, а экскурсии и дополнительные сервисы сейчас не предоставляются.

Ростуризм рекомендовал российским операторам приостановить продажи поездок в Китай до нормализации обстановки. Кроме того, представители туриндустрии теперь обязаны информировать клиентов об эпидемиологической ситуации, сложившейся в регионе. С 25 января все туроператоры выполняют это предписание.

Теперь российским туркомпаниям предстоит вывезти 6000 человек и компенсировать несостоявшийся отдых ещё 25 000 клиентам. Затраты на это при средней цене тура в 6000 юаней (53 500 рублей) могут превысить 875 млн рублей.

Одновременно из-за запрета покидать страну от идеи посетить Россию вынуждены будут отказаться до 90 000 китайских туристов. С 27 января власти Китая приостановили отправку за рубеж туристических групп. Потери бизнеса от этого могут составить 373-837 млн рублей.

Куда сложнее придётся бизнесу соседнего с Китаем Таиланда, где на долю туризма приходится 21% ВВП страны. В 2019 году китайские отдыхающие принесли экономике Таиланда почти $18 млрд.




Коронавирус из Уханя за февраль успел не только перекинуться на Европу и вызвать серьезные карантинные меры в ряде европейских стран, но и ударить материально по одной из отраслей отечественной экономики, потерявшей, по оценкам некоторых ее представителей, до 30% заказов.

Легкоуязвимый туризм

По мере ухудшения эпидемиологической ситуации в Ухане и разрастания коронавируса не только по Китаю и соседним странам, но и появления его на других континентах, все чаще заговорили об убытках, которые грозили мировой экономике. Новый штамм заболевания называли даже своего рода "черным лебедем", способным вызвать очередной мировой экономический кризис, и применительно к Китаю этот прогноз оправдался.

Однако экономика других стран Европы до ухудшения эпидемиологической ситуации в Италии, случившейся ближе к концу февраля, реагировала на происходящее достаточно спокойно, лишь эксперты говорили об убытках, которые несет туристическая отрасль. Уже в январе туристическое направление на Китай оказалось под запретом.

О преобладающем влиянии коронавируса на туризм и "некоторых расходах", которые понесут вследствие этого перевозчики и туроператоры, работающие на внешних рынках, в частности с Китаем, заявил в конце января министр развития экономики, торговли и сельского хозяйства Тимофей Милованов. В целом же глава ведомства оценил влияние эпидемии на национальную экономику как "минимальное".

Новости по теме

Новости по теме

Все изменилось со вспышкой коронавируса в Северной Италии, что привело к объявлению властями карантинных мероприятий. Не осталась в стороне и Украина – глава Государственной пограничной службы Сергей Дейнеко заявил о введении температурного контроля для возвращающихся из Италии украинцев на пограничных пунктах пропуска. Стоит ли говорить о том, что заявление главы Госпогранслужбы понравилось туроператорам не больше, чем заявление о карантине в Северной Италии, ведь как раз сейчас в турфирмах "итальянский" сезон.

Карнавалы, шопинг и романтика: в Италию украинцы уже не едут

Как пояснили 112.ua участники рынка, как раз сейчас итальянское направление у украинских туристов пользуется повышенным спросом.

"Венецианский карнавал, шопинг-туры и романтические путешествия на 8 Марта в Милан, поездки на горнолыжные курорты во французские Куршавель и Шамони, часто осуществляемые транзитом через Северную Италию, – все это теперь оказалось для наших туристов закрыто", - говорит директор небольшого турагентства Ailes Елена Карасаева.

В связи с карантином и отменой праздничных мероприятий в Северной Италии, по словам собеседницы, у участников рынка возникают проблемы, случаются скандалы с паникующими по причине новостей клиентами, при возврате денег последним. К примеру, стоимость авиабилета в Италию компании МАУ колеблется от 6 до 12 тысяч гривен, а проживание в отеле обойдется от 150 до 400 евро в сутки, на горнолыжных курортах - от 500 евро в сутки.

"Тяжелее всего тем, кто просто через Италию летел на горнолыжные курорты, – им приходится покупать новые авиабилеты на Женеву или Лион, на прямые или транзитные рейсы, минуя Милан", - говорит Елена Карасаева.


По мере распространения новостей о выявлении коронавируса в Сицилии появилась тенденция к отказу и от поездок в Рим, Болонью и Флоренцию.

В то же время, как рассказала 112.ua турагент Светлана Бардаш, 23 февраля вернувшаяся из поездки с группой туристов в Ниццу, в соседней Франции никаких признаков карантинных мероприятий или паники на момент ее пребывания там не было.

"Карнавал в Ницце – множество туристов из разных стран, в том числе явно из Юго-Восточной Азии, нигде не видно никаких масок и карантинов, все веселятся", - описала атмосферу, окружающую туристов в соседней Франции, собеседница сайта.

Турпоток снизился на 30%?

Участники рынка затрудняются сказать, в какую цену им обошелся коронавирус, что во многом объясняется опасениями вызвать разрастающуюся среди туристов панику, сходясь во мнении, что по-настоящему они ощутили это на себе с начала февраля.

"Туризм как никакая другая отрасль подвержена внешним изменениям - война, эпидемия, революция, на все это люди остро реагируют и решают отложить поездку, и, по моей субъективной оценке, рынок с начала февраля "просел" примерно до 30%", - оценивает последствия коронавируса для отрасли директор турфирмы Deluxe Voyage Максим Дереза.

В Украинской ассоциации туристических агентств (УАТА) оценивают убытки более скромно.

Новости по теме

Новости по теме

Как призналась директор турфирмы "Бюро международных путешествий" Марина Полякова, пока убытки туристической отрасли вполне терпимы, но ощутимо ударили по тем компаниям, которые занимаются VIP-туризмом, в частности Италией.


По данным телеканала CNBC, в лидере туристической отрасли в мире по итогам 2019 года, Франции, снижение туристического потока составило от 30 до 40%. Впрочем, как признаются участники рынка, пока потери отрасли хотя и ощутимы, но могут значительно вырасти, если ситуация ухудшится и под "удар" коронавируса подпадут наиболее популярные у украинцев туристические направления.

Турция, Египет: каким будет сезон – неизвестно

Как признаются собеседники 112.ua, период в отрасли нестабильный, но спасает начавшийся сезон бронирование гостиниц и туров на лето на самые популярные у украинцев направления – Египет и Турцию.

О начавшемся сезоне бронирования в Египет и Турцию говорит и Максим Дереза, говоря об опасности, которой опасаются сейчас все туроператоры.

Новости по теме

Новости по теме

"Отрасль ощутимо просела в целом и работает на грани рентабельности с начала февраля, но если коронавирус обнаружится в этих самых популярных у украинцев странах, туроператоры уже понесут ощутимые убытки", - признается в главном страхе участников рынка Максим Дереза.

По мнению Марины Поляковой, в случае обнаружения коронавируса на самых распространенных среди украинцев курортах Турции и Египта туристический сезон в 2020 году может оказаться провален, а некоторые туроператоры рискуют попросту разориться.

О масштабах возможного удара по отрасли говорят данные исполнительного директора УАТА Павла Григораша, по словам которого, если в Китай осуществлялось несколько чартерных авиаперелетов в неделю с туристами на борту, то в Египет в сезон их осуществляется до 150 еженедельно.

"Ситуация сильно зависит от двух факторов - фактической ситуации с распространением и медийного освещения этой ситуации, но пока исходя из фактического положения, ожидать серьезных проблем все же не стоит", - считает Павел Григораш.

Никита Синицин

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите кнопку "сообщить об ошибке", чтобы сообщить об этом редакции

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.