Расизм в москве коронавирус

Китайцы из-за коронавируса ополчились на иностранцев. Сможет ли страна победить эпидемию расизма?


С начала апреля иностранцы немонголоидных рас, живущие в Китае, начали сообщать в соцсетях, что у них внезапно возникли бытовые проблемы. Причем сложности начались в самых разных сферах — от покупки продуктов и общественного транспорта (кого-то не пускали в метро и автобусы) до поисков жилья, поскольку сдавать его им просто отказывались. А началось все вскоре после сообщений о завозных случаях коронавирусной инфекции. Китайское общество посчитало, что виноваты во всем приезжие — то есть иностранцы. На деле же граница для них была закрыта еще с конца марта, а все приехавшие до этого в обязательном порядке проходили двухнедельный карантин.

Материалы по теме


Все завезенные случаи были выявлены именно у вернувшихся домой граждан КНР, в том числе и в приграничной с Россией провинции Хэйлунцзян (387 случаев на 21 апреля, город Суйфэньхэ был закрыт из-за этого на карантин). Однако этот факт не помог избежать волны дискриминации. Добавили масла в огонь заявления чиновников и политиков о том, что вирус изначально мог быть привезен в Китай извне.

На сервисе Airbnb появилось много объявлений, где так и пишут: недоступно для иностранцев. И неважно, как давно ты в Китае


Надо признать, что неприязнь к представителям другой расы обострилась у китайцев в том числе из-за действий самих иностранцев. Триггером послужило популярное видео со сбежавшим из госпиталя Гуанчжоу (провинция Гуандун) африканцем, появившееся в начале апреля. Нарушитель к тому же искусал лицо медсестре, которая пыталась его остановить.


Новую волну слухов и обвинений спровоцировало массовое тестирование на коронавирус, которое полиция решила провести в негритянском квартале Гуанчжоу. В результате местные поняли, что дыма без огня не бывает, и начали выселять жильцов африканского происхождения. В итоге сотни человек оказались на улице.

На это отреагировали послы некоторых африканских государств — заявили, что граждане их стран, живущие в Гуанчжоу, подверглись гонениям. Поводом пнуть Китай не преминули воспользоваться в консульстве США: представители дипмиссии выпустили памятку для чернокожих и обвинили Пекин в дискриминации. Свою озабоченность выразил и Африканский союз.


Особенно это касалось людей, приехавших из очага инфекции — провинции Хубэй. Их также не заселяли в гостиницы по всей стране и всячески избегали.

Материалы по теме


А еще китайцам сложно понять, почему нельзя шутить по поводу расы или цвета кожи. Для них главное в шутке — это сама шутка. Тут можно вспомнить, например, рекламу стирального порошка, который оказался настолько хорош, что на радость хозяйке отстирал чернокожего до состояния нормального китайца.

Материалы по теме


Так, приехавший на короткое время лаовай (пренебрежительное обозначение иностранца, который не разбирается в китайской культуре) наверняка ни разу не столкнется с негативным отношением. Наоборот, в небольших городах белому человеку может польстить пристальное внимание, словно к звезде кино, а в мегаполисах его будут зазывать на важные мероприятия для повышения их статусности. Однако это удивительное внимание и есть оборотная сторона дискриминации: как только в стране начинаются проблемы — эти другие, по-своему интересные люди превращаются в странных лаовай, которым нельзя доверять. И в итоге сейчас даже теоретическая угроза из-за коронавируса выпустила из подсознания в реальный мир те самые давние опасения насчет чужаков.


Проблема сложного отношения к иностранцам в китайском обществе лишь приобрела более яркий окрас под угрозой эпидемиологического кризиса. Но если с европейцами и африканцами на первый план выходит культурная пропасть, то с некоторыми соседями — например, японцами и вьетнамцами — время от времени возникают конфликты на почве политико-исторического бэкграунда.

Поделиться сообщением в

Внешние ссылки откроются в отдельном окне

Внешние ссылки откроются в отдельном окне

Вспышка коронавируса катализировала еще одну эпидемию - вспышку ксенофобии и расизма по отношению к китайцам и выходцам из других азиатских стран.

Харрассмент, дискриминация и виктимблейминг (обвинение жертвы) по отношению к китайцам и жителям других азиатских стран заметны невооруженным глазом. В соцсетях распространяются народные советы по лечению, мифы о возникновении нового вируса, а вместе с ними и расизм: от предположений, что вирус "просочился" из секретной лаборатории, до обвинений, что во всем виноваты "нецивилизованные" китайцы с их привычками в еде, гигиене и быту.

Расизм в соцсетях

"Ужас, нет слов, - говорится в подписи под видео в паблике защитников прав животных в "Инстаграме", на котором девушка азиатской внешности ест многоножек. - Я все понимаю, другая культура. В Азии едят все, что движется […] Потом удивляются, откуда новые формы вирусов!"

У видео десятки тысяч просмотров, под постом - сотни комментариев вроде "это не культура", "это не люди, а приматы", "это так же мерзко, как и сами китайцы", "дикие обезьяны, пусть земля очистится".

Кое-кто в комментариях возражает: "Всем должно быть известно что это искусственно выведенные вирусы они распространяют только на азиатов […]" (орфография автора сохранена). (Новый коронавирус, вопреки заявлениям замминистра здравоохранения Сергея Краевого, которые пришлось опровергать Роспотребнадзору, не имеет расовых предпочтений и поражает не только мужчин монголоидной расы).

Другое видео, циркулирующее в интернете, показывает девушку, которая ест суп с летучей мышью. Комментарии под этим видео тоже осуждают китайцев за "дурные привычки" в еде, виня их в распространении коронавируса.

Популярны и теории о том, как передается вирус: от версий о посылках с Aliexpress до предположений об опасности китайских ресторанов и вообще любого чихающего китайца. "Когда сидишь в любимом китайском ресторане и слышишь из кухни кашель", - говорится с меме с изумленным темнокожим мужчиной за столом.

Между тем, ученым и медикам до сих пор доподлинно неизвестно, как именно появился возбудитель болезни Covid-2019. Одна из наиболее вероятных теорий утверждает, что зоонозный вирус каким-то образом передался человеку от летучих мышей - их специфическая иммунная система позволяет им быть носителями многих вирусных инфекций.

Однако эта теория предполагает наличие еще одного звена между человеком и летучей мышью. Такое звено могло находиться на рыбном рынке в Ухане - эпицентре вспышки - где велась нелегальная торговля редкими и экзотическими видами животных. Некоторые эксперты считают, что такая непосредственная близость столь многих видов, которые иначе не могли бы встретиться, могла способствовать распространению новых заболеваний. Существуют предположение, что таким звеном - или одним из звеньев - мог быть панголин.

А что в реальной жизни?

Из соцсетей и СМИ расизм перетекает в реальную жизнь, где наносит куда больше вреда. Многие китайцы, живущие за границей - в России, Украине, Британии, Франции, США, Канаде и многих других странах - говорят, что отношение к ним на фоне вспышки болезни изменилось. "Некоторые относятся к нам так, будто мы - вирус", - рассказывает Би-би-си жительница Киева Шао.

Казанский хостел повесил у себя вывеску о запрете входа китайцам, недавно прилетевшим из Китая, позже заявив, что "это был не расизм".

В Таллинне двое китайских туристов оказались в больнице после того, как сотрудник отеля, в котором они остановились, вызвал скорую, посчитав подозрительным то, что постояльцы редко покидают свой номер. Подозрения были безосновательными: китайские туристы оказались совершенно здоровыми.

Многие китайцы рассказывают если не об оскорблениях и действиях, то об обидных шутках, скрывающих микроагрессию.

Расизм, говорят социологи, часто остается незамеченным для тех, кто позволяет себе подобные высказывания и поведение. Но для тех, против кого он направлен, "слова и действия одинаково болезненны", говорит в комментарии Би-би-си профессор Йоркского университета Роджер Кейл.

"Желтая угроза"

Ни вспышка "свиного гриппа" H1N1, наблюдавшаяся в Северной Америке в 2009 году, ни вспышка кишечной палочки в Шотландии в 1996-м не имели расовой окраски. Напротив, инфекции, появившиеся в Азии, как новый коронавирус и атипичная пневмония в 2003 году, или в Африке - как вирус Эбола в 2014-м - в общественном сознании быстро обрели "расовую составляющую": их стали ассоциировать с конкретными группами людей и их поведением.

По словам Роджера Кейла, объяснение этому следует искать, в первую очередь, в истории колониализма.

"Расизм исторически работает как логический эквивалент белого превосходства. Белая кожа, как предполагается, ассоциировалась с чистотой и здоровьем. И колониальная история внушала подозрения в отношении небелого населения", - говорит профессор.

Такое объяснение созвучно с выводами исследовательницы Кэриэнн Люн, описавшей последствия тяжелого острого респираторного синдрома, известного также как атипичная пневмония или SARS, для азиатских меньшинств в Канаде в 2003 году. SARS, имеющий схожие с новым коронавирусом симптомы и разделяющий с ним 80% ДНК, тогда унес жизни почти 800 человек, более 8 тысяч заболели.

"В результате SARS члены китайских и азиатских общин чувствовали себя стигматизированными и переживали случаи отчуждения, дискриминации и харассмента", - описывала она ситуацию в 2003 году.

В своем исследовании истоков связи расизма и вспышек заболевания Люн использует термин "желтая угроза", возникший еще в конце XIX века.

Его авторство часто приписывают кайзеру Германии Вильгельму ІІ: ему в 1880-х годах якобы приснился сон, в котором Будда верхом на драконе угрожает вторгнуться в Европу. Историки указывают, что предполагаемая "желтая угроза" со стороны "новой мировой суперсилы" была важной частью внешней политики Вильгельма II.

Рост эмиграции из Восточной Азии в Северную Америку и Европу, дешевый труд китайских рабочих и колониальная экспансия в XIX веке влияли на распространение этого страха перед "азиатским другим", угрожающим благополучию западного мира.

Люн в своей работе вспоминает, что в конце XIX века местные власти сравнивали ванкуверский Чайнатаун с "язвой" на теле города, ставя его в одну категорию с городской канализацией, скотобойнями и свинофермами, как объект, требующий регулярных санитарных инспекций.

Чайнатауны и азиатские районы, например, в начале XX века Лаймхаус в Лондоне, ассоциировались не только с физическими болезнями, но и с моральным разложением: здесь якобы процветали грех и извращение, секс-торговля, курение опиума и азартные игры.

СМИ, политики и популярная культура охотно подхватывали все это, культивируя стереотипы и расовую враждебность вплоть до недавнего времени.

"Этот новый вирус выявил то, что всегда существовало в латентном состоянии, не на поверхности: страх другого и идея того, что плохие вещи приходят откуда-то извне", - говорит профессор Кейл.

"Существует паттерн антикитайского расизма, связанный со вспышками заболеваний. Это почти что готовый шаблон, формирующий общественную реакцию в ответ на каждую вспышку, как это было в 2003 году с атипичной пневмонией и происходит сейчас с коронавирусом, - добавляет исследователь. - Это странное явление, которое, по-видимому, столь же трудно объяснить, как и искоренить".

"Мойте руки и не будьте расистом"

Расизм - одна из главных движущих сил дегуманизации, считает профессор Роджер Кейл. По его словам, как только в обществе устанавливается связь между отдельными группами населения и заболеваниями - "становится почти невозможно отделить меченую группу от образа угрозы". Последствия такого расизма могут оказаться куда более разрушительными и долгосрочными, чем сама вспышка заболевания.

В комментарии для радио NPR историк и профессор азиатских исследований университета Миннесоты Эрика Ли советует: каждый раз, публикуя очередной пост в соцсетях о коронавирусе или взаимодействуя с людьми в жизни во времена вспышки, останавливаться и спрашивать себя: была бы наша реакция такой же, если бы вирус возник не в Китае, а в любой европейской стране?

С таким мнением согласен Роджер Кейл. "Каждый может сделать усилие для того, чтобы не делать ненужные обобщения, применяя меры предосторожности для защиты от вируса, - считает профессор. - Вместо того, чтобы избегать людей с определенным происхождением или, к примеру, не есть в китайских заведениях - лучше мойте руки и соблюдайте правила гигиены".

Заголовки немедленно вызвали возмущение. Читатели обвинили газету в использовании невежественной и оскорбительной лексики.

В США государственная пропаганда и популярная культура того времени распространяли крайне расистские и ошибочные представления о китайцах как о нечистоплотных, нецивилизованных аморальных людях, представляющих угрозу для общества.

Обращение к этому выражению сейчас в сюжете о смерти и болезни в Азии представляется в лучшем случае бездумным, а в худшем — откровенно расистским.

В рамках усугубляющегося глобального кризиса, связанного с этим заболеванием, уже более 200 человек умерли — все в Китае — и около десяти тысяч человек оказались заражены. По мере осуществления попыток сдерживания вируса власти многих стран взвешивают необходимость предупреждений, с одной стороны, и риск создания паники по всему миру.

Однако появились признаки того, что это уже происходит: в магазинах скупают медицинские маски, население запирается по домам. Некоторые люди в центральной части Китая — в эпицентре вспышки заболевания — отчаянно пытаются купить билеты на любой авиарейс вне зависимости от направления, а правительства по всему миру приостанавливают рейсы из Китая и вводят ограничения в отношении тех, кто оттуда.

При этом паника приняла также другую и более знакомую форму: вновь зазвучали старые расистские формулы, изображающие азиатов, их еду и обычаи как небезопасные и нежелательные.


По мере распространения вируса распространяется и расизм

По мере распространения новостей о вирусе многие люди азиатского происхождения, живущие за границей, рассказывают, что столкнулись с таким отношением к себе, словно они являются патогенными микроорганизмами в человеческом обличье.

В Канаде появлялись сообщения о травле и изоляции детей-китайцев в школе. В Новой Зеландии, где нет подтвержденных случаев заболевания коронавирусом, женщина из Сингапура рассказывает, что столкнулась с расистским притеснением в торговом центре.

Борьба с китайской кухней

Возможно, самая распространенная форма ксенофобии связана с подпитывающими страхи стереотипами о китайской кухне.

Новый коронавирус, как считается, начал распространение с уханьского рынка морепродуктов и дичи. В качестве возможных носителей вируса ученые указали на летучих мышей и змей. И если торговля дичью вызывает вполне понятные вопросы, то из-за вспышки заболевания возникла окрашенная расизмом волна отвращения к китайской кухне и гнева со стороны тех, кто обвиняет китайцев в безрассудном провоцировании потенциально глобальной пандемии.

Эту идею подкрепляют последние репортажи о коронавирусе в СМИ. Некоторые из них содержат видеозаписи и фотографии, вводящие зрителей в заблуждение. Одно из широко распространившихся видео, где китайский трэвел-блогер ест суп из летучей мыши, было снято три года назад в тихоокеанском Палау, причем об этом блюде до этого рассказывали западные телеведущие.

Эта видеозапись и блогер не имеют никакого отношения к провинции Ухань и нынешней вспышке коронавируса, тем не менее видео облетело весь интернет, и многие западные зрители выразили в социальных сетях свой ужас. Возникла такая шумиха, что на прошлой неделе блогер выступил с извинениями.

Это не значит, что вся критика в отношении китайской кухни необоснованна; в стране действительно существует проблема плохо регулируемой торговли дикими животными, что ранее уже приводило к вспышкам заболеваний.

Смертельную вспышку тяжелого острого респираторного синдрома (ТОРС) в 2003 году связали с циветой, которая считается деликатесом в Южном Китае. И хотя правительство ввело ряд ограничений на торговлю дикими животными, оно отказалось принимать более решительные меры. Нелегальная торговля продолжается до сих пор.

Подобной практике трудно положить конец из-за культурной значимости и широкого распространения традиционной китайской медицины. Многих из этих диких животных считают носителями важных лечебных свойств: например, люди употребляют суп из змеи для лечения артрита и принимают змеиную желчь от боли в горле.

Решению подлежит, несомненно, более широкий вопрос: как правительство может сбалансировать традицию при помощи более жестких правил.

Верования и обычаи, приводящие к употреблению этих продуктов, уходят корнями глубоко в древность и неразрывно связаны с жизнью людей: от них не так просто отказаться, тем более, когда иностранные государства отвергают их, называя примитивными и нечистыми.

Сейчас мы наблюдаем лишь ранние признаки ксенофобской волны против восточноазиатской диаспоры: пошлые шуточки в интернете, неудачные заголовки, людей, пугающе ведущих себя в общественных местах. Но если эпидемия ТОРС 2003 года может послужить примером, то эти зачатки ксенофобии потенциально способны перерасти в более опасные явные формы расизма.

На пике вспышки 2003 года к людям азиатского происхождения на Западе относились как к париям. Раздавались сообщения о белых людях, закрывавших лица в присутствии азиатских сотрудников, а агенты по недвижимости получали указания не обслуживать клиентов-азиатов.

Азиатам грозили выселением, отказывали в приеме на работу без обоснования причин, а в некоторые азиатско-канадские организации приходили прямые выражения ненависти. Китайский и азиатский бизнес потерпел тяжелые потери; в Бостоне кто-то в качестве апрельской шутки предупредил о заражении заболеванием сотрудников одного китайского ресторана, что, по некоторым данным, привело к сокращению его оборота на 70%.

Добавьте к этому угрозу глобальной пандемии, и станет понятно, что мы можем ожидать волна еще более омерзительную волну острой дискриминации.

Джо Саттон (Joe Sutton) помогал в написании этого материала.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.












Ольга Арсланова: Ну, и китайские студенты рассказывают, что заметили, как к ним теперь по-новому относятся в Москве. Говорят, москвичи стали сторониться их в метро или лифтах, а таксисты – отменять заказы, когда узнают, что едет китаец.

Петр Кузнецов: Как реагируют сами китайцы? Давайте посмотрим, сейчас очень популярен аккаунт, хотя на самом деле тут всего 664 читателя…

Ольга Арсланова: Популярна акция, которую запустил этот автор.

Петр Кузнецов: …тем более для Китая это очень мало, да. Его зовут, вот видите, Лу Ченгкванг, и он запустил акцию под названием “I’am not a virus!” Вот, видите, с хэштегом. Люди выкладывают, соответственно это тоже китайцы, свои фотографии в масках и сопровождают это надписью. Кто-то пишет “I’am not a virus!”, кто-то обобщает: “We are not viruses!”, “I’am not a virus!” Видите, даже уже… а, я думал, это на кофте нанесено. Но, в общем-то, целая выходит продукция с подобными…

Ольга Арсланова: Борьба с предрассудками.

Петр Кузнецов: …хэштегами, да. В общем, это очень сейчас популярный аккаунт. И, как считают китайцы, возможно, единственный действенный какой-то эффективный инструмент в данном случае.

Ольга Арсланова: Давайте обсудим это явление с директором Центра социологии и социальной психологии при Московском институте экономики и управления в промышленности Алексеем Рощиным. Алексей Валентинович, здравствуйте.

Петр Кузнецов: Здравствуйте.

Алексей Рощин: Здравствуйте, здравствуйте.

Алексей Рощин: В принципе, на самом деле явление довольно старое. Это давно, это такая чисто обывательская реакция на угрозу безопасности. Т. е. люди, когда видят, что очень многое про что-то говорят, очень много каких-то тревожных сигналов, они воспринимают это как такую неопределенную угрозу. И, к сожалению, у ряда людей на место страха приходит агрессия. Т. е. люди считают, что вот, поскольку их пугают, поскольку возникает ситуация неопределенности, то самый лучший способ реагирования – это или бегство, или агрессия.

Ольга Арсланова: Т. е. люди боятся непонятного вируса и сторонятся его носителей. Это в человеческой природе, да?

Петр Кузнецов: Алексей, т. е. это как раз скорее не расизм, а какой-то животный инстинкт элементарный, да?

Алексей Рощин: Да. Это вот именно, что получается такое: люди реагируют по самому примитивному, так сказать, образу. Т. е. что вот есть угроза – значит, надо или бить, или бежать. И если бежать как бы некуда, то давайте будем кого-нибудь бить. А кого бить? Ну, как бы сама вот эта история и подсказывает, что надо бить…

Ольга Арсланова: Алексей, скажите…

Петр Кузнецов: Но…

Алексей Рощин: …всех тех, кто…

Алексей Рощин: Я думаю, что здесь должно быть 2 типа реакции. 2 типа главных способа реагирования на такие ужасные проявления. Во-первых, конечно, надо вести и работу разъяснительную больше. Т. е. людям объяснять, что проблема не в китайцах как таковых, проблема, собственно, в самом вирусе. Что сами китайцы не виноваты. И что надо просто принимать меры предосторожности, но не нападать на людей. Тем более, что вообще-то, если объяснить, что если эпидемия будет идти дальше, то скоро это будут люди совершенно обычного европейского склада, и они точно так же могут быть заразными, и т. д. Т. е. что это все реакция бессмысленная. Это раз, во-первых, т. е. разъяснять. А второе – это, конечно, такие вещи надо, кроме того, еще и пресекать. Я так скажу: именно пресекать. Т. е. использовать наши законы. Которые на самом деле запрещают любую сегрегацию и дискриминацию по расовому, национальному и прочему признакам. Т. е. тут как бы должно быть с двух сторон: и разъяснение, и, так сказать, просто реагирование самих органов, которые призваны порядок блюсти.

Петр Кузнецов: Т. е. донести, что, убегая, мы только этот вирус распространяем, а справиться с болезнью, так было всегда, именно цивилизованно мы можем только когда мы проявляем сочувствие как раз, когда мы протягиваем руку помощи.

Алексей Рощин: Да. И сочувствие, и, как я говорил, больше. Самое главное, что ведь на самом деле люди, конечно, как бы не понимают, что они сделают только хуже. Если они будут, как сейчас, нападать на китайцев, запрещать им проходить в эти самые, в места карантина и т. д., то они добьются того, что китайцы и не будут в эти самые, собственно, карантинные места идти, станут скрываться и т. д. И главное, что в них не будут идти и некитайцы тоже. Т. е. они увидят, что такое происходит… И соответственно, на самом деле из-за этого как раз люди не будут в карантине, они будут среди нас, и эпидемия будет только распространяться. Т. е. на самом деле, запугивая вот этих самых носителей, мы делаем себе же хуже. Вот что нужно людям объяснить.

Петр Кузнецов: Спасибо.

Алексей Рощин: Такой разговор проводить надо.

Петр Кузнецов: И с вашей помощью мы пытаемся это сделать, попытались. Спасибо вам огромное. Это Алексей Рощин. Я вспомнил шутку в наших соцсетях…

Ольга Арсланова: Сейчас скорость?

Ольга Арсланова: Давайте пообщаемся прямо сейчас с Игорем Романовым, деканом факультета коммуникативного менеджмента Российского государственного социального университета, кандидатом психологических наук. Игорь Владимирович, здравствуйте.

Петр Кузнецов: Добрый день.

Ольга Арсланова: Вот о каком психологическом моменте хотелось бы поговорить. Насколько вообще людям свойственно обвинять жертв болезни в их поведении? Таким образом, может быть, себя как-то отодвигая. Например, ВИЧ-положительные люди неправильно себя вели и распространяли болезнь потому, что принадлежали к определенным социальным группам. Китайцы едят каких-то непонятных диких животных и поэтому вот эту болезнь породили, которая теперь поражает весь мир. Вот почему так происходит? Почему люди так размышляют? И зачем, главное, их психика вот это делает?

Игорь Романов: Вы знаете, есть… Во-первых, здравствуйте.

Петр Кузнецов: Здравствуйте.

Петр Кузнецов: Игорь Владимирович…

Игорь Романов: А дальше… Да, дальше все очень просто. К этому плюсом добавляется страх. Если страха нет, то мы можем относительно спокойно к этому относиться. А вот когда появляется страх, чего-то страшно неизвестного… Вот коронавирус. Никто не знает, что такое коронавирус, никто не знает по большому счету, как от него спасаться домашними средствами. И начинается жуткое мифотворчество.

Петр Кузнецов: Вот я как раз о том, что дальше. В любом случае, как бы вы это ни назвали, все-таки неприязнь, страх, ненависть – это временная неприязнь? Вот сейчас коронавирус пройдет, и все? И мы снова будем с китайцами вместе сидеть в метро на одной лавочке и не отодвигаться? И таксисты будут принимать вызовы, не отклоняя? Коротко.

Игорь Романов: Вы знаете, для большинства – да, для большинства это не просто временная неприязнь. Для большинства она сменится потом чувством вины. Потому что – ну, вот мы плохо думали, а на самом деле в общем там все было нормально, хорошо, и все закончилось нормально, а мы вот относились так…

Петр Кузнецов: Некоторая такая форма стокгольмского синдрома? Может быть, его как-то назовут…

Игорь Романов: Я бы сказал, что некоторая форма эдипова комплекса. Если с папой что-нибудь случилось, то, может быть, я виноват, потому что я о нем думал плохо.

Петр Кузнецов: Ага, ага. Спасибо вам большое. Спасибо. Это Игорь Романов. Он нам помог тоже разобраться в этой непростой реакции на китайский коронавирус.

Ольга Арсланова: А на Западе, например, тут получается – мы братья по несчастью. Вирусофобия, добавился еще и китайский.


— Мы делаем всё, что в наших силах, чтобы справиться с этой бедой, это огромная проблема. Это ужасно. Почему это [пандемия коронавируса] в три, четыре раза чаще происходит с чернокожими, чем с остальными? В этом нет логики. Мне это не нравится, — заявил президент США Дональд Трамп, выступая в Белом доме.

В последние две недели в США проводят максимальное число анализов на выявление коронавируса. Результаты показали, что среди заболевших COVID-19 и умерших от вируса большинство — афроамериканцы.


Одним из первых о расовом разрыве в числе жертв коронавируса заявил главный санитарный врач США Джером Адамс во время выступления на телеканале CBS. Газета The Washington Post также провела масштабное исследование в округах с преимущественно чернокожим населением и выяснила, что уровень заболеваемости коронавирусом в них в три раза, а уровень смертности от COVID-19 в шесть раз выше, чем в других округах, где преобладает белое население.


— Еще ни одна пандемия не выявляла так явно неравенство в нашем обществе, — отмечает издание.

В результате служба медицинского надзора также признала повышенный риск для афроамериканцев. Так, например, в Милуоки из тысячи заразившихся 81% приходится на афроамериканцев, хотя их в городе всего 26%. Похожие данные приводят и по другим городам и штатам. В Луизиане чернокожие составляют всего 32% от населения штата, при этом 70% от всех скончавшихся от пандемии в этом штате — афроамериканцы.

В Иллинойсе, согласно статистике, предоставленной департаментом здравоохранения, чернокожих — около 40% от всего числа погибших от коронавируса, при этом они составляют лишь 14,6% населения штата. В Мичигане на долю афроамериканцев приходится 40% всех зарегистрированных случаев смерти от вируса, а доля темнокожих в населении штата составляет всего 14%.


В Чикаго афроамериканцы умирают от коронавируса в шесть раз чаще, чем белые. Так, в городе 72% погибших от COVID-19 — чернокожие, хотя они составляют всего 30% населения.


Этого же добиваются и многие демократы во главе с сенаторами Элизабет Уоррен, Кори Букером и Камалой Харрис. Изначально центры по контролю и профилактике заболеваний сообщали лишь возраст и половую принадлежность пациентов. Вместе с сотнями врачей политики потребовали, чтобы федеральное правительство опубликовало данные анализов на коронавирус с учетом расовой и этнической принадлежности пациентов, а также сообщили о том, как протекает их болезнь.


Неравенство, бедность и другие проблемы

По словам губернатора Луизианы Дона Бел Эдвардса, афроамериканцы находятся в большей группе риска из-за того, что они чаще страдают сахарным диабетом, у них серьезные сердечные и легочные заболевания.


Комиссар по здравоохранению Чикаго Эллисон Арвади отмечает, что продолжительность жизни темнокожих горожан в среднем почти на девять лет меньше, чем у белых. У каждого пятого афроамериканца в США повышенное артериальное давление.


— Условия жизни чернокожего сообщества, дыры в системе соцзащиты, неравный доступ к образованию и возможности продвижения по карьерной лестнице и, наконец, системный и институциональный расизм, в течение многих лет ведущий к неравенству, — всё это отражается на ситуации с COVID-19, — уверена Арвади.


Афроамериканцы живут в не самых экологически чистых районах, что провоцирует заболевания дыхательных путей и делает их более уязвимыми к коронавирусу. Из-за низкого уровня доходов темнокожие не могут жить отдельно, оставаясь в небольших квартирах или домах с большими семьями, из-за этого вирус быстро распространяется.


Как отмечает NBC News, афроамериканцы привыкли не доверять врачам и представителям власти.

— Так происходит из-за того, что в прошлом в отношении них осуществлялась политика расизма, — полагает Стивен Томас, руководитель Центра справедливого доступа к здравоохранению при Университете Мэриленда.

Помимо этого, у афроамериканцев больше шансов заразиться COVID-19, потому что многие из них просто не могут позволить себе находиться в самоизоляции. Как отмечает старший экономист в Институте экономической политики Хайди Ширхольц, если латиноамериканцы зачастую заняты в строительстве, то чернокожие американцы — в сфере услуг: в магазинах, кафе, общественном транспорте. Учитывая ухудшающуюся экономическую ситуацию в мире, вызванную пандемией коронавируса, в первую очередь в США могут пострадать те сферы, в которых работают темнокожие.



По мнению научного сотрудника Центра североамериканских исследований ИМЭМО РАН Александры Борисовой, уязвимость американцев перед COVID-19 объясняется еще и географическим фактором.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.