Ответственность за распространение информации о коронавирусе


Время на чтение:

1 апреля 2020 года вступили в силу сразу два закона, вносящие поправки в УК и КоАП РФ. Речь идет о ФЗ от 01.04.2020 №99-ФЗ и ФЗ от 01.04.2020 N 100-ФЗ. Разберемся, что же изменилось и чего стоит опасаться гражданам.

Административная ответственность

В первую очередь ФЗ №99 затрагивает ст. 6.3 КоАП РФ, где недавно появились две новые части. По ней привлекают за нарушение законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, если гражданин не соблюдает действующие санитарные правила, не выполняет санитарно-гигиенические мероприятия.

Если вышеуказанные действия совершены в период ЧС или при возникновении угрозы распространения вируса (сейчас она есть), либо в период действия ограничительных мероприятий в субъектах (вспомним постановления губернаторов), будут штрафовать на разные суммы:

  • граждан – от 15 000 до 40 000 руб.;
  • должностных лиц и ИП – от 50 000 до 150 000 руб.;
  • юридических лиц – от 200 000 до 500 000 руб.

Для ИП и организаций возможно административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Пример: сейчас во многих субъектах РФ запрещена работа магазинов, за исключением продажи продуктов или непродовольственных товаров первой необходимости. Если предприниматель нарушит ограничительные меры, его оштрафуют по ст. 6.3 КоАП РФ.

Важно! Если вышеуказанные действия повлекли смерть человека, но не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, размеры штрафов повышаются. Гражданам придется заплатить от 150 000 до 300 000 руб., индивидуальным предпринимателям и организациям – от 500 000 до 1 000 000 руб., должностным лицам – 300 000-500 000 руб. Также предусмотрена дисквалификация для должностных лиц, или приостановление деятельности для предприятий.

Поправки коснулись и ст. 13.15 КоАП РФ, в нее добавлены части 10.1 и 10.2. Теперь за распространение в СМИ или интернете заведомо недостоверной информации на темы и об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и здоровью граждан, принимаемых способах защиты населения, тоже придется платить. Но штраф касается только юридических лиц – от 1 500 000 до 3 000 000 руб. с конфискацией предмета правонарушения, или без такового.

Если те же самые действия повлекли смерть гражданина, причинение вреда его имуществу, массовое нарушение общественного порядка, проблемы в функционировании объектов жизнеобеспечения, штраф для юрлиц выше – от 3 000 000 до 5 000 000 руб. То же самое касается и публикации заведомо ложных сведений, если это повлекло проблемы в работе кредитных организаций, прекращение работы социальных и транспортных объектов, объектов промышленности или связи.

Если правонарушение, указанное в ст. 13.15 КоАП РФ, совершается повторно, для организаций штрафы возрастают – от 5 000 000 до 10 000 000 руб. Обычному гражданину придется заплатить от 300 000 до 400 000 руб.

Если аптека завышает цены на лекарства и маски, ответственное лицо могут привлечь по ч. 4 ст. 14.4.2 КоАП РФ. Рассмотрим таблицу штрафов:

Для должностных лиц 250 000-500 000 руб.
Для юридических лиц Штраф в двукратном размере излишне полученной выручки при завышении цен за весь период, но не более чем за 12 месяцев
Для ИП

Если гражданин или предприятие не соблюдают предписания руководителей субъектов во время режима чрезвычайного положения или повышенной готовности, штрафовать тоже будут, но по ст. 20.6.1 КоАП РФ – она появилась только 1 апреля.

Какие меры возможны:

  • для граждан – предупреждение или штраф от 1 000 до 30 000 руб.;
  • для ИП – от 30 000 до 50 000 руб.;
  • для организаций – от 100 000 до 300 000 руб.

Должностное лицо могут оштрафовать на сумму от 10 000 до 50 000 руб.

Уголовная ответственность: в тюрьму сажают не всегда, но неприятно

С 1 апреля 2020 года в УК РФ появилась статья 207.1. По ней могут привлечь за публичное распространение сведений об обстоятельствах, представляющих угрозу для здоровья и жизни граждан. Например, если распространять в сети фейки о пандемии.

Ответственность здесь довольно строгая:

  • штраф от 300 000 до 700 000 руб. или в размере зарплаты за период от 1 года до 18 месяцев;
  • обязательные работы на срок до 360 часов;
  • исправительные работы (далее – ИР) до 12 месяцев;
  • ограничение свободы до трех лет.

С 1 апреля появилась ст. 207.2 УК РФ. В ней говорится, что за распространение заведомо ложной общественно значимой информации под видом достоверной могут оштрафовать на сумму до 1 500 000 руб., назначить ИР на период до 12 месяцев, либо ПР до трех лет.

В особо тяжелых случаях возможно лишение свободы на срок до трех лет. вышеуказанные меры применяются, если преступление повлекло причинение вреда здоровью гражданина.

Если аналогичное деяние стало причиной смерти человека по неосторожности или повлекло иные тяжкие последствия, штраф возрастает до 2 000 000 руб. Могут назначить ПР или лишение свободы до пяти лет, либо ИР на срок до двух лет.

Вывод: лучше не работать во время режима самоизоляции в нарушение распоряжений и постановлений руководителей регионов, и 10 раз подумать перед тем, как публиковать или рассылать информацию о коронавирусе в соцсетях.

Есть ли уголовные дела по ст. 207.1 УК РФ

Первое уголовное дело по ст. 207.1 УК РФ за распространение фейковой информации о коронавирусе возбуждено в Санкт-Петербурге. По предварительным данным, член территориальной избирательной комиссии Анна Шушпанова разместила на своей странице Вконтакте пост о том, что в одной из поликлиник северной столицы вирусом заразилось несколько человек.

Возможно, сведения стали известны сотрудникам учреждения, осуществляющего государственный контроль интернета в России. Сейчас такие есть, и год назад в разных регионах набирали туда персонал, предлагая зарплату в 30 000 руб. Сотрудники должны мониторить сайты и соцсети людей, и при выявлении нарушений подавать документы для возбуждения дел по УК или КоАП РФ.

МОСКВА, 21 апреля. /ТАСС/. Верховный суд России разъяснил особенности привлечения граждан и юридических лиц к административной ответственности за нарушения правил поведения в условиях распространения коронавирусной инфекции. Под действие статей КоАП попадают нарушения правил поведения, установленных как правительством РФ, так и дополнительных ограничений, вводимых региональными властями, говорится в утвержденном во вторник Президиумом Верховного суда РФ обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории РФ COVID-19.

Невыполнение требований и правил

Так, по ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ ("Невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации") подлежат квалификации действия физического лица, выразившиеся в нарушении указа мэра Москвы от 5 марта "О введении режима повышенной готовности" в части запрета посещать территории общегородского значения - парки культуры и отдыха, музеи-заповедники и музеи-усадьбы (под запрет попали 55 парков и зон отдыха в столице, включая Крымскую набережную и зоопарк - прим. ТАСС). Кроме того, так же квалифицируются нарушение введенного запрета посещать помещения для развлекательных, спортивных и иных мероприятий с очным присутствием граждан (дискотек, ночных клубов, кинотеатров, детских развлекательных центров, букмекерских контор, тотализаторов и пунктов приема ставок), нарушение требования соблюдать социальную дистанцию не менее 1,5 м в общественных местах, а также нарушение запрета покидать место проживания, кроме предусмотренных указом случаев (выход в ближайшие магазин или аптеку, выгул собак, вынос мусора).

Для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц эта же ответственность грозит за нарушение запрета работы ресторанов, кафе, баров и иных предприятий общественного питания, за исключением обслуживания на вынос, за работу объектов розничной торговли, за исключением продуктовых магазинов, аптек, зоомагазинов и ряда других, а также за работу салонов красоты, СПА и массажных салонов, соляриев, бань и саун.

Часть 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ предусматривает для граждан предупреждение или штрафа от 1 тыс. до 30 тыс. рублей, для должностных лиц - штраф от 10 тыс. до 50 тыс. рублей, для индивидуальных предпринимателей - от 30 тыс. до 50 тыс. рублей, для юридических лиц - от 100 тыс. до 300 тыс. рублей.

Ответственность вернувшихся из заграницы

В случае нарушения лицом, прибывшим на территорию РФ из иностранного государства, требования изоляции в домашних условиях на 14 дней со дня прибытия в Россию и одновременно нарушения запрета посещать территории общегородского значения такие действия "необходимо квалифицировать по части 2 статьи 6.3 КоАП" ("Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих"), говорится в обзоре.

Часть 2 статьи 6.3 КоАП предусматривает для граждан штраф от 15 тыс. до 40 тыс. рублей.

Соразмерность штрафов

При этом Верховный суд пояснил, что "при решении вопроса о назначении лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.61 КоАП РФ, административного наказания конкретного вида и размера необходимо иметь в виду, что такое наказание должно отвечать требованиям пропорциональности, справедливости и соразмерности, индивидуализации административной ответственности, а также соответствовать целям предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами".

Предупреждение, а не штраф за нарушение правил поведения в период режима повышенной готовности из-за коронавирусной инфекции может быть применено как к гражданам, так и к юридическим лицам. Президиум ВС РФ напомнил, что санкция части 1 статьи 20.61 КоАП РФ предусматривает как наложение административного штрафа, так и предупреждение. "Исходя из содержания названной нормы, административное наказание в виде предупреждения может быть назначено любому субъекту административного правонарушения (гражданину, должностному лицу, лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридическому лицу) в зависимости от конкретных обстоятельств дела об административном правонарушении", - говорится в обзоре с разъяснениями судам.

Несмотря на то, что пандемия коронавируса распространяется по планете не первый месяц, реальное количество жертв от него пока не так велико. Но основные потери связаны не с самим вирусом – а с возможной паникой из-за недостоверной информации о текущей эпидемиологической ситуации. И потому распространение фэйков иногда не менее опасно, чем распространение самого вируса.

Разберёмся какая ответственность предусмотрена за распространение ложной информации о коронавирусе и кто может наказывать виновных.

  • Информация, распространяемая под видом достоверных сведений.
  • Имеющая отношение к возможной угрозе жизнью, здоровью, имуществу граждан, общественной безопасности, работе жизнеобеспечивающей инфраструктуры, транспорту, энергетике, связи, промышленности или кредитно-финансовых организаций.
  • Распространителю информации известно, что эти сведения являются ложными. Закон не предусматривает ответственности за ошибку – только за умышленную ложь.

На кого распространяется ответственность?

Привлечь к ответственности могут:

  • Электронные СМИ. Исключение – сайты, работающие как агрегаторы новостей: такой ресурс не имеет реальной возможности фильтровать поступающую информацию и проверять её на соответствие истине. Сайт могут зарегистрировать как СМИ по его собственному заявлению, либо по результатам проверки.
  • Владельцев блогов и аккаунтов, имеющих более 3000 посещений в сутки.
  • Владельцев соцсетей, где распространяется информация.
  • Информаторов, сообщающих заведомо ложную информацию. Например, если человек позвонил на горячую линию соответствующего органа и сообщил о заведомо ложном случае заражения – он будет привлечён к ответственности.

Какой закон предусматривает наказание за распространение фейковых новостей?

Сам же закон содержит ссылки на ст. 13.15 КоАП РФ, предусматривающую ответственность за злоупотреблением правом на свободу информации, который гарантирован Конституцией РФ.

Ответственность

Законодательство не препятствует распространению информации: право на свободу информации – одно из тех прав, которые гарантированы россиянам Конституцией РФ, имеющей прямое действие.

Однако закон предусматривает наказание за распространение сведений, которые заведомо являются ложными. Таким образом, распространять информацию можно – но нельзя сознательно лгать.

КоАП РФ предусматривает за первое заведомо ложное сообщение следующее наказание:

  • Для граждан – штраф от 50 до 100 тыс. рублей.
  • Для лиц, занимающих руководящие должности – от 60 до 200 тыс. рублей.
  • Для организаций в целом – от 200 до 500 тысяч рублей.

Если правонарушение совершено с помощью ресурсов, имеющих статус СМИ, либо же во второй раз, наказание будет более жёстким:

  • Для обычных граждан – от 100 до 300 тыс. рублей.
  • Для руководителей – от 300 до 600 тыс. рублей.
  • Для организаций – от 500 тыс. до 1 млн рублей.

Если из-за фейка кто-то погиб, всерьёз пострадало здоровье, был причинён ущерб инфраструктуре или состоялось массовое нарушение общественного порядка, ответственность становится ещё более жёсткой:

  • Для обычных граждан – от 300 до 400 тыс. рублей.
  • Для должностных лиц – от 600 до 900 тыс. рублей.
  • Для юридических лиц – от 1 до 1,5 млн рублей.

В некоторых случаях ответственность за фейк может быть не административной, а уголовной. Это касается случаев, когда ложная информация касается не просто ситуации в целом, а чести или достоинства конкретного лица, ответственного за борьбу с эпидемией или санитарную безопасность.

В этом случае речь может идти о применении ст. 128.1 УК РФ. Она предусматривает уже не только штрафы (причём в значительно большем размере, чем по административным делам), но и о более суровых наказаниях:

  • В общем случае – обязательные работы сроком до 160 часов.
  • Если использовались СМИ – работы до 240 часов.
  • Если применялось служебное положение – работы до 320 часов.
  • Если же речь ведётся именно о заражённости опасным для окружающих заболеванием (таким, как коронавирус) – обязательные работы до 400 часов. Штраф же может составить до 3 млн. рублей.

Есть ли ответственность за шутки про коронавирус?

Многие пользователи соцсетей беспокоятся из-за того, что всевозможные шутки, анекдоты, мемы и прочая заведомо несерьёзная информация будет тоже наказываться по этому закону. Так ли это?

На самом деле, ответственности за шутки не предусмотрено. Авторы законопроекта гарантировали, что, несмотря на призывы не создавать панику, ответственность не коснётся тех, кто просто шутит.

Главное основание, с которым связана ответственность по закону – это не просто ложность, но её заведомость, а также прямой умысел на распространение именно ложных сообщений. Если человек распространял информацию, которая никак не может быть признана истинной, а выражена в гротескной или гиперболической форме, однозначно не предполагающей серьёзного отношения – ни штрафа, ни более серьёзных санкций ожидать не стоит.

Тем не менее, власти не рекомендуют слишком остро шутить: некоторые шутки могут считаться не фейком, но призывом к экстремистским действиям.

Кто будет определять, что фейк, а что нет?

Определять, что является достоверной информацией, а что заведомым фейком, призваны надзорные ведомства. Прежде всего это Генеральная прокуратура РФ и подчинённые ей структуры. При этом критериями опасности, связанной с заведомо ложными сведениями, будут выступать:

  • Новостная повестка.
  • Характер события, вокруг которого может возникнуть волна фальшивок и ложной информации.
  • Возможные последствия распространения ложности.

При этом если новость, даже потенциально опасная для общественной безопасности, будет подкреплена доказательствами, вероятность признания его общественно опасным фейком будет крайне незначительна. Тем более, что законодательство предусматривает и возможность обжаловать в суд решение о штрафе или блокировке ресурса.

Штрафы за распространение заведомо ложных сведений налагает суд. Обратиться в него могут надзорные органы, к которым относятся прокуратура и Роскомнадздор.

Процедура блокировки ресурса

В целом алгоритм работы по фейкам выглядит следующим образом:

Блокировка ложной информации о коронавирусе – мера беспрецедентная, однако абсолютно необходимая. Фэйки способны привести к панике и массовым действиям, потери от которых могут оказаться выше, чем от самой инфекции. Именно поэтому надзорные органы вынуждены действовать жёстко, пресекая возможную дезинформацию.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Пандемия COVID-19, объявленная ВОЗ из-за ситуации с коронавирусом 2019-nCoV, несомненно волнует большинство людей планеты. Такие общественно значимые происшествия всегда сопровождаются распространением паники, огромным потоком информации – официальной, частной, экспертной, и, к сожалению, нередко недостоверной. В условиях реальной угрозы здоровью граждан, вброс дезинформации может иметь плачевные последствия, поэтому ответственность за распространение таких данных закреплена законодательно.

О штрафах за фейки о коронавирусе и поговорим в данной статье.

Об изменениях в законодательстве

Приняты поправки, значительно увеличивающие ответственность за распространение заведомо ложных сведений, в т.ч. о ситуации с коронавирусом. Дальнейший материал актуализирован в соответствии с введенными изменениями.

Заведомо ложная информация, имеющая общественную значимость, распространяемая под видом достоверной, и потенциально являющаяся опасной для отдельных людей, общества, государства и т.д., если она не подпадает по действие уголовного законодательства, регулируется ст.13.15 КоАП РФ.

Описание угроз и их последствий, которые делают недостоверную информацию общественно значимой, четко обозначены в ст.13.15 КоАП РФ:

  • эпидемии;
  • эпизоотии.
  • причинение вреда жизни / здоровью;
  • причинение ущерба имуществу;
  • возникновение массовых беспорядков;
  • угроза общественной безопасности;
  • создание помех работоспособности (или ее полному прекращению):
    • объектов жизнеобеспечения;
    • транспортной инфраструктуры;
    • социальной сферы;
    • кредитных организаций;
    • объектов энергетики, промышленности или связи.

Соответственно, если создаваемая фейком угроза не подпадает под одно из этих определений, статья применяться не может, что не означает отсутствия возможностей использования других норм законодательства – например, государственной безопасности, однако к ситуации с коронавирусом они практически не применимы.

На кого распространяется ответственность?

В административном законодательстве указано, что нормы ст.13.15 КоАП применимы для ложной информации, распространяемой в СМИ и информационно-телекоммуникационных сетях. Соответственно, в данную категорию могут попасть все печатные и электронные издания, сайты, вне зависимости от типа их регистрации, мессенджеры, социальные сети, действующие в их рамках группы, сообщества и т.д.

В случае личных страниц, блогов, персональный аккаунтов в социальных сетях привлекается непосредственно автор материала – фейка, в случае СМИ – руководство издания.

Другими словами, в эту категорию попасть может практически каждый, однако для этого ложная информация должна соответствовать двум вышеприведенным условиям: быть заведомо неверной и нести общественно значимые последствия.

Какой закон предусматривает наказание за распространение фейковых новостей?

В соответствии с принятыми изменениями, недостоверные сведения могут попасть под следующие нормативные акты:

  • Статья 13.15 КоАП РФ – вышеуказанные нормы административного права.
  • Статья 207.1 УК РФ – публичное распространение фейков, представляющих угрозу жизни / безопасности граждан.
  • Статья 207.2 УК РФ – то же, но с тяжелыми последствиями.
  • Часть 1 ст.237 УК РФ – искажение информации, создающее опасность жизни или здоровью людей.

Кроме этого могут быть использованы и другие нормы, например, статья о клевете и т.п.

Ответственность за распространение ложной информации о коронавирусе

Размер штрафов за распространение фейковой информации про коронавирус установлен достаточно высокий. По мнению парламентариев, принимавших данные поправки в КоАП, это должно стимулировать не нарушать закон. В любом случае величина санкция возрастает в зависимости от последствий, а также количества правонарушений по данной статье.

УсловияСтатья КоАПШтрафы
Первое нарушение, создающее угрозыч.9 ст.13.15
  • Для граждан: 30 – 100 тыс. руб.
  • Для должностных лиц: 60 – 200 тыс. руб.
  • Для юр.лиц: 200 – 500 тыс. руб.
Повлекшее создание угроз / помех или второе правонарушение части девятойч.10 ст.13.15
  • Для граждан: 100 – 300 тыс. руб.
  • Для должностных лиц: 300 – 600 тыс. руб.
  • Для юр.лиц: 500 тыс. – 1 млн руб.
Распространение фейков в СМИ и интернете под видом достоверной информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан, а также о мерах по обеспечению безопасности, приемах и способах защиты от таких обстоятельствч.10.1 ст.13.15Только для юридических лиц: штраф от 1 500 000 до 3 000 000 руб.
То же, что в ст.10.1, но повлекшее смерть, ущерб здоровья, имуществу, общественному порядку и т.п.ч.10.2 ст.13.15Только для юридических лиц: штраф от 3 000 000 до 5 000 000 руб.
Повторное нарушение по ч.10, 10.1 и/или 10.2ч.11 ст.13.15
  • Для граждан: 300 – 400 тыс. руб.
  • Для должностных лиц: 600 – 900 тыс. руб.
  • Для юр.лиц: 5 – 10 млн руб.

Предусмотрена ли уголовная ответственность за распространение слухов?

Кроме существовавшей и ранее 237-ой статьи УК РФ, недавно были введены новые нормы, нашедшее отражение в ст.207.1 и 207.2. Данные несколько перекликаются друг с другом, но новые положения более точно указывают именно на фейки. Разберем каждую статью отдельно.

Нормы ст.237 УК РФ в ее первой части, говорят о случаях, когда информация скрывалась или искажалась, что привело к печальным последствиям, но само сокрытие / искажение произвело лицо, обязанное обеспечивать этой информацией людей или органы, для устранения таких последствий.

То есть здесь речь скорее может идти о чиновниках, должностных лицах, и практически невозможно было применение статьи для СМИ, блоггеров, частных лиц. Поэтому и потребовались новые. На всякий случай напомним, что санкции по ч.1 ст.237 УК РФ, это штраф до 300 000 руб., или принудительные работы до 2 лет, или лишение свободы до 2 лет.

Это уже новая статья – 207.1 УК РФ, и направление ее действия более определенное. Применяется при одновременном наличии следующих факторов:

  • Информация заведомо ложная.
  • Распространен фейк публично.
  • В результате возникла угроза безопасности или жизни людей.

В качестве наказания может применяться штраф от 300 000 до 700 000 рублей (или зарплата / доход за 12-18 месяцев), обязательные работы до 360 часов, исправительные работы до 12 месяцев или ограничение свободы до 3 лет.

Случаи фейков, которые привели к проблемам со здоровьем или смерти, вынесены в отдельную статью – 207.2 УК РФ. Наказания за причинения вреда здоровью выглядят так:

  • Штраф от 700 000 до 1 000 000 руб., или
  • Исправительные работы – до 1 года, или
  • Принудительные работы – до 3 лет, или
  • Лишение свободы – до 3 лет.

Если преступление привело к смерти или иным тяжелым последствиям:

  • Штраф от 1 500 000 до 2 000 000 руб., или
  • Исправительные работы – до 2 лет, или
  • Принудительные работы – до 5 лет, или
  • Лишение свободы – до 5 лет.

Размер штрафа в обоих случаях может рассчитываться от дохода виновного: до 18 месяцев в первом случае или от 18 до 54 месяцев во втором.

То есть инициировать разбирательство на основании ст.128.1 УК РФ лицо, считающее себя пострадавшим, может. Однако перспективы такого дела, без привлечения к процессу квалифицированного адвоката, довольно туманны.

Есть ли ответственность за шутки про коронавирус?

Однако здесь нужно быть предельно аккуратным:

Соответственно, размещение или репост какого-нибудь мема о коронавирусе юмористического содержания в интернете вряд ли приведет к ответственности. А вот откровенный фейк, подпадающий под действие вышерассмотренных статей КоАП и УК РФ, шуткой представить не удастся. В процессе будут использованы лингвистические и другие экспертизы.

Кто будет определять фейки и штрафовать?

Это очень интересный вопрос. Относительно административного законодательства право признавать информацию фейком возложена лично на Генерального прокурора и его заместителей. То есть определять наличие заведомо недостоверной информации доверено ограниченному кругу лиц, и исключительно федерального уровня. Несогласные с решением компетентных чиновников могут оспорить его в суде.

Сможет ли Генпрокурор и его заместители охватить все информационное пространство? Неверное, нет.

Поэтому полномочия возбуждать административные дела по ч.9, 10, 10.1, 10.2 и 11 ст.13.15 КоАП РФ имеет не только полиция (обладающая ими практически во всех случаях административных правонарушений), но и Роскомнадзор. При этом обязательным является оповещение прокуратуры в течение 24 часов с момента составления протокола, а решение по таким делам, в частности о назначении штрафа, принимает суд.

Измененная статья 151 УПК РФ теперь указывает, что предварительные следственные действия по статьям 207.1 и 207.2 УК РФ проводит Следственный комитет.

Процедура блокировки ресурса в случае обнаружения фейков

Это отдельная процедура, прописанная в ст.15.3 ФЗ №149. В общих чертах процесс выглядит так:

  1. Уполномоченные лица обнаруживают сведения, которые признают недостоверными – фейком.
  2. Оформив происшествие соответствующим образом, Генпрокуратура отправляет требование в Роскомнадзор об ограничении доступа к ресурсу, разместившему фейк.
  3. Роскомнадзор обращается к редакции / управлению ресурса, которое обязано незамедлительно прекратить доступ посетителей к данной информации.
  4. Если требование не исполнено, Роскомнадзор обращается к провайдеру данного ресурса, требую запрета на доступ ко всему сайту издания.
  5. Если издание решит выполнить требование Роскомнадзора, и удалить конкретную фейковую информацию, его работоспособность будет восстановлена.

Относиться это может как к крупным изданиям, так и к страницам в соцсетях. В отдельное правовое поле выведены только агрегаторы новостей, т.к. их деятельность регулируется своими законодательными нормами.

Заключение

Есть ли ответственность за фейки о коронавирусе? Есть, и как видите порой весьма серьезная. Но и различных нюансов и процессуальных сложностей во всех подобных делах немало. Разобраться без профессионального адвоката может быть затруднительно, да и есть ли смысл пускать дело на самотек, когда получить первую консультацию юриста можно совершенно бесплатно? Для этого всего лишь нужно позвонить по вышеуказанным номерам, или написать о своей проблеме через специальную форму под этой статьей.

Дождитесь ответа. Получите рекомендацию. Защищая свое здоровье от коронавируса, не забывайте и о защите своих прав.

Главный юрист сейчас в сети 🟢, пишите в чат ⤵️

12 марта 2020 18:12

Право на частную жизнь не носит абсолютный характер и может быть ограничено при соблюдении определенных условий. Никому ведь не приходит в голову заявлять о нарушении права на частную жизнь, например, в связи с работой видеокамер, фиксирующих нарушения правил дорожного движения, или видеокамер на стадионе, позволяющих идентифицировать участников беспорядков на футбольных матчах.

В практике ЕСПЧ и российского Конституционного суда выработаны критерии, при соблюдении которых подобное вмешательство в частную жизнь может быть признано правомерным: они должны быть нормативно закреплены, преследовать законную цель и быть пропорциональными, то есть осуществляться в разумных пределах. Учитывая реальность угрозы распространения опасной инфекции, отслеживание властями перемещений граждан из групп повышенного риска можно считать обоснованными.

При это ограничения предполагают разумные пределы и учитывают особенности конкретной ситуации. Мосгорздрав разъяснил, что в случае крайней необходимости — выбросить мусор, выгулять собаку — человеку, находящемуся на карантине, можно выходить на улицу в малолюдное время и обязательно в медицинской маске.


Ɔ. Предположим, что человек, попадающий под карантин, здоров и не является носителем вируса. Он не может никого заразить. Тем не менее, он обязан самоизолироваться. С какими правовыми последствиями он столкнется, если нарушит режим карантина?

За правонарушения процедурного характера, то есть несоблюдение правил — к ним относится и необходимость соблюдать режим карантина — человека ожидает административная ответственность, если его действия не влекут за собой существенных последствий.

Нарушение режима карантина правильно квалифицировать не по статье о нарушении предписания должностного лица, а по специальной норме — ст. 6.3 КоАП — как нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий. Такое нарушение влечет административное наказание в виде предупреждения или наложения административного штрафа на граждан в размере от 100 до 500 рублей.


Ɔ. Когда нарушившему режим карантина грозит уголовная ответственность?

Если в результате несоблюдения требований по самоизоляции больной заразил тех, с кем контактировал, и установлена причинно-следственная связь между его действиями и массовым заболеванием других людей, то риск привлечения к уголовной ответственности достаточно высок. Хотя по фабуле указанной статьи требуется наступление последствий в виде массового заболевания или отравления людей, не надо питать иллюзий, что она может обойти стороной сотрудника компании, который после прилета из стран, находящихся в так называемой красной зоне, вышел на работу и заразил свой, пусть и небольшой, коллектив. Как показывает судебно-следственная практика, уголовные дела по этой статье возбуждают и в случае заражения незначительной по численности группы лиц, например, до 30 человек.


Ɔ. Какие доказательства необходимы для того, чтобы признать человека виновным в распространении заболевания?

Как любит говорить Верховный суд в своих постановлениях — необходимо учитывать все обстоятельства конкретного дела. Иными словами, не существует универсального набора доказательств, свидетельствующих, что именно этот человек заразил кого-то вирусом. Один из основных элементов, который необходимо установить следствию и суду, — это причинно-следственная связь между действиями больного, нарушившего карантин, и заражением окружающих.


Ɔ. Грозит ли ответственность человеку, который заразился в России?

Нарушить санитарные правила может только тот человек, который вернулся из стран с неблагополучной ситуацией с коронавирусом. Если вы заразились в Москве и не выезжали за границу, вас нельзя ни в чем обвинить. Если человек не находился в зоне повышенного риска, он не может и не должен предвидеть возможность возникновения у него заболевания.

Подготовили Ксения Праведная, Тимур Хайрутдинов

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.