Какую технику не покупают из за коронавируса


Запасы до весны



О перебоях в поставках говорит и гендиректор и председатель совета директоров одного из крупнейших в Восточной Европе IT-дистрибуторов Asbis Сергей Костевич. Насколько длительным окажется локаут, решится на этой неделе — если власти Китая продлят каникулы еще на неделю, может возникнуть дефицит электроники на рынке, не исключает он.


Представитель МТС Алексей Меркутов отмечает, что на российских складах большой запас гаджетов, которого хватит на несколько месяцев бесперебойных поставок. В компании не ожидают проблем с поставками, связанных с каникулами на фабриках в Китае.



— Мы внимательно следим за ситуацией с коронавирусом и проактивно действуем в рамках директив местных органов власти во всех местах нашего присутствия, — сообщил гендиректор Acer в России Дмитрий Кравченко.

Пока запасы смартфонов у ритейлеров есть — до марта ожидать дефицита вряд ли стоит, считает гендиректор Telecom Daily Денис Кусков. Правда, нельзя исключать, что покупатели, ожидающие появления новых моделей смартфонов, которые планируется анонсировать в феврале, еще долго их не получат, ведь произвести новинки будет просто некому, отмечает эксперт. Но чем-то страшным отсутствие смартфонов в магазинах не обернется, ведь это не продукты, лекарства или бензин, говорит эксперт.



Модель без сборки

Ситуация со вспышкой вируса в Китае может негативно повлиять на авторынок, считают в Объединении автопроизводителей России. По оценкам исполнительного директора организации Игоря Коровкина, импортные комплектующие из Поднебесной занимают в РФ до четверти (около 20–25%) всего объема рынка. Сегодня в автопроме вряд ли можно найти комплектующие без китайских компонентов.

31 января о возможных проблемах со сборкой машин уже официально объявил КамАЗ. Гендиректор предприятия Сергей Когогин предупредил о том, что с марта объемы производства могут быть сокращены на фоне рисков с поставками китайских запчастей.

Первым крупным зарубежным производителем, объявившим о приостановке выпуска машин за пределами КНР, стала южнокорейская Hyundai. Причиной стала приостановка работы китайских заводов по выпуску кабелей.



Но возможный дефицит китайских автомобилей не приведет к росту их стоимости, считает Алексей Калачев. Этот рынок всё же устроен несколько иначе. На фоне общего снижения продаж автомобилей сокращение предложения одним производителем будет быстро замещено другими.

Овощной дефицит



Такие сложности не приведут к повышению цен, уверен эксперт. Сниженный потребительский спрос не позволит производителям и ритейлерам менять стоимость товаров.

Исследовательское агентство GfK проанализировало дистрибуцию и розничные продажи бытовой техники и электроники в Европе, Китае и в России с начала распространения коронавируса и по мере введения карантинных мер. Какие негативные тенденции очевидны за рубежом? Насколько сильно упали продажи? Будет ли рост? Какие тренды уже заметны на российском рынке? – Ответы в этой статье.


Влияние COVID-19 уже заметно на мировом рынке дистрибуции

На основе данных дистрибуторской панели GfK на еженедельной основе отслеживает продажи дистрибуторов розничным продавцам и реселлерам. И последствия закрытия отдельных регионов в Италии и дальнейшего распространения заражений в целом ряде стран уже сильно влияют на цепочки поставок и рынки сбыта.

Италия, как одна из наиболее пострадавших от коронавируса стран в Европе, демонстрирует заметное сокращение объемов дистрибуции техники. Так, за 5–8 недели года этот рынок в Италии сократился в среднем на 9%, что привело к снижению продаж на 828 600 единиц по сравнению с аналогичным периодом годом ранее. В других европейских странах, таких как Великобритания и Франция, видна та же тенденция в объемах дистрибуции, но в меньшем масштабе: -4% и -2% соответственно.

Основной вклад в негативную динамику дистрибуции вносит ИТ-сегмент рынка бытовой техники и электроники. Для рынка мобильных устройств тенденция к снижению объемов дистрибуции еще не была столь заметна по итогам 5–8 календарной недели.

По-видимому, дистрибьюторы продолжают работать на старых запасах, а спрос со стороны розницы и реселлеров пока даже выше, поскольку они запасаются в ожидании того периода, когда возможный дефицит из-за приостановки производств настигнет розничный рынок.

Хотя накопленные запасы могут смягчить последствия коронавируса, все же приостановка производств и логистические ограничения (например, невозможность погрузить / выгрузить товары на суда, отмена рейсов) уже сейчас имеют последствия. Так, объемы дистрибуции на глобальном уровне за 5–8 недели 2020 года сократились на 5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Этот эффект особенно заметен в странах Западной Европы, где за тот же период объемы упали на 8%.

В абсолютных цифрах это означает, что за 5–8 календарную неделю 2020 г. товаров было отгружено на 10,4 миллиона единиц меньше. В то же время цены на глобальном уровне выросли в среднем примерно на 19%.

Значительного падения электронной коммерции из-за вируса не произошло

То, как в период острой эпидемиологической ситуации развивался рынок бытовой техники и электроники в Китае, может дать ключ к пониманию, что может происходить со спросом на других рынках, если их затронет эпидемия.

Когда на неделе с 20 января закрылся Ухань, люди стали меньше появляться на улице, а трафик в китайском офлайн ритейле рухнул. В последующие три недели падение продаж в офлайн магазинах в ключевых категориях (смартфоны, ноутбуки, телевизоры и холодильники) достигало 80%. Это означает, скорее всего, что в обычных розничных магазинах в закрытых из-за карантина районах Китая продажи не осуществлялись. Точки работали только в регионах, которые ситуация с вирусом не затронула.

Интересно посмотреть, как ситуация с вирусом может повлиять на баланс между онлайн и офлайн продажами. Вот пример Китая.

Потребители продолжили покупать технику в онлайне. Похоже, люди не так уж и паникуют, хотя в острый период эпидемии избегают покидать свои дома.

Будут ли потребители откладывать большие покупки, и что это означает для оставшейся части 2020 года?

Мы ожидаем, что вспышка COVID-19 повлияет на все сектора рынка БТиЭ в Китае. Больше всего по итогам первой половины года просядут сектора крупной бытовой техники, фототовары и телекоммуникации.

Прогнозируется, что после ожидаемого снижения на 18% в первой половине 2020 года, во второй половине года мы увидим небольшой отскок в плюс на уровне 6%.

В целом, в настоящее время мы прогнозируем, что по итогам всего года общее снижение оборота составит порядка 6%. Тем не менее, мы должны помнить, что это всего лишь временный спад, который не меняет общих ожиданий роста рынка техники в Китае в среднесрочной и долгосрочной перспективе.

Наблюдая за ситуацией в Китае, можно сказать, что влияния коронавируса на глобальный рынок бытовой техники и электроники избежать не удастся. Как в силу значимости Китая для глобальных продаж, так и из-за того, что рынок Китая теперь не единственный, где на карантин закрылись большие территории.

В ближайшее время последствия коронавируса начнут отражаться и на ритейле

Как только засуха в цепях поставок начнет сказываться на ритейлерах, они неминуемо поднимут цены, чтобы выжать максимум из имеющегося товарного запаса. И скидок будут предлагать меньше, чтобы не потерять маржу и минимизировать влияние эпидемиологической ситуации на годовую прибыль.

Поскольку зависимость от цепей поставок может быть очень разной и по брендам, и по сегментам, и по регионам, то сейчас особенно важно быстро принимать решения по оптимизации ассортимента и продуктовой матрице. С каждой неделей будут появляться новые признаки влияния состояния дистрибуции на ритейл и принимать решения придется очень быстро.

Тренды российского рынка

В России по состоянию на десятую неделю 2020 года в отличие от европейских и азиатских рынков мы не видим аномалий в трендах развития дистрибуторского и розничного каналов сбыта по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Отгрузки дистрибуторов розничным игрокам пока что происходят в привычном режиме. В рознице же начало 2020 года ключевые продуктовые группы бытовой техники и электроники встретили ростом в 7,5% (в шт.). Такая динамика объясняется не столько ростом спроса в 2020 году, сколько слабыми результатами начала прошлого 2019 года, которые отмечались на волне вступления в силу новой ставки НДС 20%. А вот на десятой неделе 2020 года темпы роста рынка были слабее, что в свою очередь связано не с ситуацией вокруг коронавируса в этом году, а с высокими продажами накануне женского праздника в 2019 году.

Также не отмечается резких изменений в балансе онлайн и офлайн каналов, несмотря на волну обеспокоенности из-за новостей о COVID-19. Безусловно, онлайн — растущий канал сбыта, однако, если взглянуть, например, на долю онлайн-продаж в ключевых продуктовых группах рынка ИТ, то за первые два месяца 2020 года она составила 33% против 31% в 2019 году. Плавность этого роста подтверждается данными и на недельном уровне.

В целом, пока что влияние COVID-19 на цепочку поставок отечественного рынка бытовой техники и электроники незаметно. Однако, данные за последующие недели, могут внести свои коррективы в оценку ситуации.

Аналитика по глобальному рынку БТиЭ и рынку Китая подготовлена командой стратегического анализа GfK (Нюрнберг) 3 марта 2020 года на основании данных 5–8 недели 2020 года.

Данные и комментарии по России подготовлены аналитиками GfK Rus 16.03.2020 года на основании данных 1–10 недели 2020 года.

Источники данных: данные еженедельного мониторинга розничных продаж GfK (GfK Weekly POS Tracking), отчеты по еженедельным данным по дистрибуции (GfK weekly Distribution tracking, данные исследований стиля жизни потребителей GfK Consumer Life 2019, данные исследований потребителей и пути к покупке в секторе БТиЭ GfK Consumer Insights Engine 2019, данные исследований трендов в розничной торговле GfK Future Buy

Удобный инструмент для быстрых первых и повторных продаж

Covid-19

Поддерживаем бизнес во время карантина. Рассказываем, как оставаться на связи с клиентами и организовать удалённую работу.







Почему email-маркетинг

  • Email-маркетинг в 4 раза прибыльнее других маркетинговых каналов
  • По ссылке в письме перейдёт в 5 раз больше людей, чем в посте на Facebook
  • Читатели рассылки проведут на вашем сайте на 80% больше времени, чем те, кто её не получали

Увеличивайте продажи с помощью рассылок:

Актуальная и активная база позволяет вашим письмам получать в 5 раз больше откликов, чем посты в социальных сетях. Чтобы собрать контакты настраивайте интеграцию с 38 сервисами или устанавливайте удобные и красивые всплывающие формы

Настройте первую рассылку, реанимируйте неактивных пользователей, а после – удерживайте их имиджевыми письмами. Дизайн письма можно создать с нуля в вашем фирменном стиле или использовать один из 100 наших бесплатных шаблонов

Отправляйте персонализированные письма разным сегментам аудитории, выбирайте лучшие варианты с помощью А/Б-тестирования писем и оценивайте результаты отправки из подробных аналитических отчетов

Экономьте время, настраивая автоматическую отправку писем – приветственные цепочки после регистрации, напоминания о брошенных корзинах, специальные предложения в праздники или поздравления с днем рождения

Каждый клиент UniSender получает

Готовую стратегию
email-маркетинга
для вашего бизнеса

Круглосуточную
консультацию от
наших специалистов

Доступ ко всему
функционалу сервиса

700 000 компаний уже выбрали нас

Мы пользуемся сервисом более двух лет, он прекрасно себя зарекомендовал. Раньше мы запускали автоматические цепочки и делали рассылки вручную, сейчас внедрили маркетинговую систему управления каналами коммуникаций и интегрировались с сервисом по API. Интеграция оказалась быстрой, понятной и удобной во многом благодаря профессиональной команде техподдержки, готовой всегда прийти на помощь.

Email маркетингом занимаюсь занимаюсь 7 лет и за это время был опыт работы в 5 сервисах рассылок. После положительного опыта работы с Unisender, внедрила этот сервис в 3 компаниях.

Основными причинами моего выбора в пользу Unisender было удобство сервиса, грамотный UX сайта и редактора писем, прозрачная статистика, связь с тех поддержкой 24/7.

В сервисе Unisender работаю с 2015 года и за это время произошло много внедрений — автоматизация рассылок, проще стало работать с шаблонами рассылок и анализировать запущенные рекламные кампании, что не может не радовать.

За год пользования сервисом мы успели хорошо разобраться в его технических возможностях и на сегодняшний день их более чем хватает. Но радует другое, Unisender не только внедряет разные улучшения, но и рассказывает своим клиентам как ими пользоваться, и даже предлагает протестировать бета-версии! Например, когда мы использовали "письма по событию", нам рассказали о более продвинутой "Автоматизации" и открыли доступ к бете. А совсем недавно появилась функция "отправка в лучшее время" и мы сразу узнали об этом из чата поддержки. Это очень современный подход, так держать!

Мы сотрудничаем с сервисом Unisender более трех лет. За это время мы неоднократно убедились в профессионализме команды, ответственном подходе к решению любых задач. Отдельно хотим отметить готовность идти навстречу! Нерешаемых вопросов просто нет. Всем желаем таких партнеров!

Для одного из клиентов нашего агентства мы заработали 15000$ за 1,5 месяца объединив социальные сети и email-рассылки. А по другому получили рекордный ROMI 9700% и сделали продажи на сумму 12000000 рублей. На уровне пользователя нравится простота в использовании и хорошая тех.поддержка. На уровне партнёра мы очень ценим дружеские взаимоотношения, открытость к новым идеям и возможность участия во всевозможных мероприятиях

Пользуемся UniSender 6 лет. На мой взгляд, по соотношению цена-возможности-качество, это лучший сервис для рассылок. Из преимуществ: развитой API, высокая скорость работы, надёжность и широкие возможности автоматизации.

Сначала мы просто рассылали массовые письма, но позже стали использовать автоматизацию для возврата клиентов. Когда и этого стало мало, мы связали нашу CRM с UniSender по API. Теперь почти вся сегментация проходит на нашей стороне, а шаблоны писем хранятся в UniSender. Так мы стали эффективно возвращать клиентов и оповещать подписчиков о новых акциях и предложениях.


И что нужно приобрести на случай карантина?


Специалисты федерального ведомства защиты гражданского населения и помощи при катастрофах Германии подсчитали необходимый перечень продуктов и вещей, которые стоит иметь населению на случай эпидемии коронавируса COVID-19 и введения карантина на 10 дней. На одного человека ведомство рекомендует приобрести:

– 20 литров питьевой воды;

– 1,5 кг мяса, рыбы, яиц или яичного порошка;

– 3,5 кг круп, хлеба, овощей, макарон и риса;

– 2,5 кг овощных консервов и орехов;

– 4 кг сухофруктов и фруктовых консервов;

– 2,6 кг молока и молочных продуктов;

– 0,4 кг растительного масла или других жиров.

Также рекомендовано запастись печеньем, шоколадом, медом, сахаром, мукой и бульонными кубиками.

На счет воды вопрос спорный. Тем более, что в России карантин длится 14 дней. Эксперты отмечают, что в день только один человек в среднем выпивает 2 литра воды в чистом виде. Кроме того, вода необходима для приготовления пищи и чая/кофе. Поэтому расход на день должен составлять минимум 3 литра на человека.

В остальном, не стоит накупать лишнего. С этим списком вы спокойно проживете десять дней, а при желании и две недели.

Представьте, что завтра и еще несколько дней вы не сможете выйти из дома. А кушать вы захотите утром, максимум в обед. Естественно, вам нужно будет приготовить еду. Для этого вам понадобятся:

– картофель;
– свекла;
– морковь;
– лук и чеснок.


Тут все зависит от ваших вкусовых предпочтений. Можно купить:

– гречку;
– рис;
– пшено;
– перловку;
– горох;
– макароны, лапшу быстрого приготовления.

Не забывайте про рыбные и мясные консервы, тушенку (лучше отдавать предпочтение продукции, сделанной по ГОСТу). Не лишней будет томатная паста. Можно приобрести сало и свежее мясо (говядина, свинина, курица). В замороженном состоянии оно хранится до трех месяцев. Также в хозяйстве всегда пригодятся соль, сахар, спички, чай, кофе, сгущенка, галеты, сухое молоко, туалетная бумага (но все в меру, без фанатизма).


Не лишними станут свечки, спички, фонарь, газовая горелка и батарейки. В список следует внести зубную пасту, порошок, шампунь, средство для мытья посуды, мыло, перчатки и маски. Также могут пригодиться такие средства гигиены, как влажные салфетки, памперсы.

Помимо продуктов, на карантине точно понадобятся средства дезинфекции (антисептики для обработки рук, антибактериальные салфетки) и лекарства. Впрочем, эти вещи обычно всегда есть дома у хорошей хозяйки.

В домашней аптечке всегда (и это независимо от коронавируса) должны быть препараты от температуры и обезболивающие. Традиционно врачи назначают жаропонижающие лекарства на основе действующего вещества парацетамол, ибупрофен или нимесулид. В качестве спазмалитиков можно приобрести препараты с дротаверином. Не лишними будут анальгетики (анальгин, брал), препараты против аллергии (супрастин, зодак, зиртек).

С диареей помогут справиться сорбенты: активированный уголь, энтерол, лоперамид. В список препаратов от простуды входят капли и спреи в нос с оксиметазолином или ксилометазолином. Для обработки понадобятся антисептики: перекись водорода, йод, зеленка и обязательно бинты. Для ускорения заживления ран, ссадин, ожогов хороши препараты с пантенолом. Не забудьте про антибиотики широкого спектра. Из медприборов достаточно иметь термометр и тонометр для измерения давления.

Если у вас есть какие-либо хронические заболевания, либо вы нуждаетесь в приеме особых медпрепаратов, добавьте к этому списку то, что необходимо конкретно вам.



Количество заражённых коронавирусом в мире превышает 80 тысяч человек. В двух странах — Италии и Китае — несколько регионов закрыли на карантин и запретили местным жителям покидать города без особого разрешения. Мы подготовили инструкцию для худшего сценария: что покупать и как вести себя, если в России начнётся эпидемия коронавируса. Надеемся, что она не пригодится.

Что происходит

Из-за распространения коронавируса в конце февраля были закрыты на карантин 12 итальянских городов в провинциях Ломбардия и Венето. Местным жителям запретили въезжать и выезжать из карантинных зон без специального разрешения. В Китае ввели карантинные меры уже месяц назад — закрыты 10 городов, в том числе 11-миллионный Ухань, где произошло самое первое заражение вирусом.

В закрытых на карантин городах — и в Китае, и в Италии — нет перебоев с поставками товаров в магазины. Но местные жители в панике опустошают полки супермаркетов и аптек: первым делом из продаж исчезают медицинские маски, дезинфицирующие средства и товары первой необходимости — хлеб, молоко, вода, туалетная бумага.

Закупиться товарами впрок полезно по двум причинам. Во-первых, чтобы не столкнуться с дефицитом. Во-вторых, чтобы пересидеть эпидемию дома и не подвергать себя лишний раз риску в очередях. В России на момент публикации было выявлено два случая инфекции — оба заболевших успешно вылечились и выписались из больницы. Так что поводов для переживаний у нас пока нет, но к неблагоприятному развитию событий лучше подготовиться заранее. Мы составили список товаров, которые стоит купить ещё до того, как обстановка с болезнью начнёт накаляться.

Продукты

Два главных критерия — долгий срок хранения и актуальность. Не стоит покупать гречку и тушёнку, если её никто в вашей семье не ест, а без сладкого и снеков можно обойтись несколько недель, пока волнения в городе не улягутся и очереди в супермаркетах не исчезнут.

Вот список продуктов, которые можно купить заранее. В случае если тревога будет лишней, они всегда пригодятся на кухне — так что деньги не будут потрачены зря:

крупы, макароны, чечевица, сухая фасоль;

мясные и рыбные консервы;

мёд (в отличие от сгущёнки, открытую банку мёда можно хранить долго);

мороженые рыба и мясо;

ультрапастеризованное молоко (с высоким сроком хранения);

детское питание (если нужно);

питьевая вода (если вы закупаете воду в бутылках, то лучше заказать двойную партию).

Стоимость такой закупки: от 2500 ₽.

Бытовые товары

Главная рекомендация Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) по профилактике болезни — регулярно мыть руки с мылом или обрабатывать их спиртосодержащим средством. Медицинская маска, по данным ВОЗ, не защищает от вируса, но Роспотребнадзор рекомендует использовать маску для защиты органов дыхания (её нужно правильно надевать и снимать, носить недолго и сразу выбрасывать после использования). Также маска нужна людям с симптомами инфекции — чтобы не заражать окружающих.

Так что понадобятся:

спиртосодержащий антисептик (дезинфицирующие гели и спреи для рук);

спиртосодержащие влажные салфетки (их можно брать с собой вне дома);

одноразовые платочки (в них нужно кашлять и чихать — и сразу выкидывать);

Стоимость такой закупки: от 900 ₽.

Также лучше запастись набором бытовых средств, которые вы регулярно используете и без которых сложно обойтись. Например:

зубная паста, шампунь;

гигиенические средства для женщин;

чистящие средства, гель для мытья посуды;

подгузники для детей.

Стоимость такой закупки: от 600 ₽.

Хотя дефицита топлива в закрытых регионах нет , в автомобиль лучше залить полный бак бензина.

Аптечка

перевязочные материалы (вата, бинты, пластыри);

медицинские приборы (градусник, тонометр);

обезболивающие и жаропонижающие средства (парацетамол, ибупрофен, нимесулид);

лекарства от симптомов простуды (капли от насморка, средства от боли в горле);

препараты от аллергии;

лекарства при отравлении, расстройстве желудка и кишечника (например, активированный уголь).

Стоимость такой закупки: от 1200 ₽.

Также нужно пополнить личную аптечку — купить препараты, которые вам необходимо принимать каждый день, и средства на случай обострения хронических болезней. Запас таких лекарств должен быть хотя бы на один месяц.

По информации ВОЗ, для профилактики или лечения коронавируса не существует действующих вакцин и препаратов. Некоторые российские производители рекламируют средства от вируса (хоть это и незаконно ), однако тратить деньги на эти лекарства не нужно.

10 cоветов, как грамотно вести себя во время эпидемии

1. Сохранять спокойствие . По данным ВОЗ, у большинства пациентов коронавирус протекает в лёгкой форме. Тяжёлое течение болезни чаще отмечается у пожилых людей, а также людей с хроническими заболеваниями (например, артериальной гипертензией, заболеваниями сердца или диабетом). Гораздо опаснее паника среди населения (из-за которой, например, начинается дефицит продуктов и средств защиты) и на фондовом рынке (из-за которой может разразиться очередной глобальный экономический кризис).

2. Не покупать ненужные товары . Карантин в закрытых городах Китая длится уже месяц, но там нет перебоев с поставками продуктов питания и других товаров в магазины. Скупать всё подряд нет никакого смысла. Чтобы не поддаться соблазну, составляйте списки нужных покупок перед походом в супермаркет и аптеку.

3. Оформлять доставку через интернет . Чтобы избежать скопления людей, удобно заказывать товары и еду онлайн. Те, кто особенно тревожится, могут попросить курьера оставить посылку возле двери — в заражённых городах Китая, к примеру, это обычная практика . Важно: в моменты паники и дефицита могут быть перебои с доставкой, так что об этом лучше позаботиться заранее.

5. Привести в порядок медицинские вопросы . Прикрепиться к ближайшей поликлинике (это можно сделать, даже если у вас нет прописки в городе, где живёте). Проверить полис ОМС (срок действия, актуальность). Подумать, стоит ли покупать полис ДМС. Поискать подходящие телемедицинские сервисы, чтобы не стоять в очередях в поликлинике лишний раз.

6. Подумать, с кем останется ребёнок , если в детском саду или школе отменят занятия. Это стандартная практика в городах, где объявляется карантин. Если у вас не получится работать удалённо, то стоит задуматься о няне или заранее договориться с бабушками и дедушками.

7. Решить, как будете передвигаться по городу . В некоторых городах на карантине отменяют работу общественного транспорта — но даже если и нет, находиться в нём в момент эпидемии небезопасно. Если у вас нет автомобиля, внесите в бюджет траты на такси или каршеринг. Или попробуйте договориться с соседями, друзьями или коллегами, которые живут с вами в одном районе, о совместных поездках.

8. Не планировать посещение массовых мероприятий . В ближайшие несколько месяцев не стоит покупать билеты в кино, театр, на концерты, спортивные состязания или экскурсии. Во-первых, чтобы избежать массового скопления людей. А во-вторых, в городах с неблагоприятной обстановкой первым делом отменяют все мероприятия.

9. Предупредить старших родственников . В заражённых регионах Италии активизировались мошенники: они ходят по квартирам и предлагают старикам тест на коронавирус, а в процессе процедуры — обкрадывают их, пишет Forbes. Объясните близким, что не нужно отдавать деньги никому, кто упоминает в разговоре коронавирус — мошенники могут предлагать лекарства, услуги и т. д.

10. Подготовиться использовать финансовую подушку , если вы ведёте офлайн-бизнес — например, держите точку в торговом центре. Из-за массовых переживаний и возможного карантина потоки клиентов могут сильно снизиться. Заранее продумайте все риски.

Нас долго пугали високосным годом — мол, он будет ужас каким непростым, возможны даже катаклизмы мирового масштаба. Как оказалось, 2020 год ожидания оправдывает, даже с лихвой: на дворе пока только март, а испытаний уже выпало на долю жителей Земли немало. Досталось и россиянам. Среди главных потрясений последних дней — эпидемия, снижение цен на нефть и падение курса рубля к доллару и евро. Как это в перспективе скажется на автомобильном рынке?

Цены на авто и дефицит моделей

Увы, но подорожание новых автомобилей прогнозируют все автомобильные эксперты и аналитики. Причина понятна: резкое падение курса рубля как ответ на снижение цен на нефть. Ведь за неделю нефть подешевела практически на треть, а доллар и евро подорожали на десять рублей. Итог ясен — коррекции цен при сохранении негативного тренда на рынке не избежать. Конечно, не исключено, что в ближайшие месяцы нефть несколько подорожает, а рубль "потяжелеет", но когда это будет? В лучшем случае, по прогнозам ведущих аналитиков, по итогам года нас ждет доллар по 68–70 рублей. И как результат — повышение цен на товары. В первую очередь — на те, где есть "валютная составляющая". Автомобиль — из их числа.


В этой ситуации напрасно заламывать руки — мол, не воспользовались годами экономического роста, не создали самостоятельный, самодостаточный автопром… Хорошо это или плохо, но — невозможно: сегодня автопром — одна из самых интернациональных отраслей в мире. Даже в суперзакрытом Советском Союзе не смогли создать полностью свой автомобиль: на какие-то модели или узлы покупали лицензии или готовые технологии, некоторые создавали в кооперации. Скажете, "Жигули" или "Москвичи" полностью собирали из отечественных деталей? Ничего подобного, порядка 10% были импортными, в основном из Восточной Европы. А сейчас любой автомобиль, собранный в Германии или США, скажем, минимум на треть состоит из комплектующих, прибывших из Азии. И никакого тут злого умысла нет — так выгодно с точки зрения экономики.

Так что давайте смиримся с тем, что нынешние российские авто (т.е. собранные в России, к их числу относятся как "Лады" из Тольятти, так и "Рено" из Москвы) в среднем локализованы на 50%. Нет, уровень локализации как раз "Лад" и "Рено" как раз выше, но у "Пежо" из Калуги и "Тойоты" из Питера ниже, а в среднем получается как раз 50%. Это очень хороший показатель, между прочим.

Но раз просел рубль и вырос доллар — значит, выше стала в целом стоимость машины и рост цены в перспективе неизбежен. Но по-разному — в зависимости от того самого уровня локализации (см. выше) и многих других факторов. Немедленного повышения цены, конечно же, ждать не стоит — у дилеров неплохие запасы на складах, целые партии новых машин, уже оплаченных, едут к заказчикам. По существующим ценам, понятно. Да и не станут дилеры и производители дергаться, пытаясь немедленно среагировать, глядя на скачущие котировки. Дурное дело нехитрое — на нашем слабом рынке можно и прогореть, если сразу поднять цену. Пример "Дженерал Моторз" — всем наука: в 2014–2015 годах переписали ценники на "Опели" и "Шевроле", прибавив сразу 40%, и чем это кончилось? Увы, бесславным уходом марок с нашего рынка.

Поэтому пока никто ценники переписывать не будет, зато, похоже, практически все дилеры закрыли (или закрывают) многочисленные акции и программы поддержки, что, конечно же, в итоге приводит к увеличению конечной стоимости покупки для потребителя. И не стоит обвинять их в жадности — впереди всех (и продавцов в первую очередь) ждут тяжелые времена: примерно в апреле начнется реальное подорожание практически всех автомобилей. В результате, по общему мнению всех аналитиков и экспертов, повышение цен из-за падения курса рубля составит до 10% по итогам года. Правда, поэтапное: резкого скачка цен покупатели не вынесут. Цены будут расти медленно, по 2–3% в квартал. Вспомните: после кризиса 2014 года автопроизводители еще три года постепенно корректировали цены.

В первую очередь, по мнению главы ассоциации "Российские автомобильные дилеры" Олега Мосеева, подорожают модели, которые привозят из-за рубежа. Таких у нас вроде бы не так уж и много, примерно 15–20% от всех проданных на рынке, но в списке очень популярные модели — от Suzuki Jimny и Mazda 3 до Toyota Land Cruiser до Lexus RX. Они могут подорожать быстрее всего (уже в апреле, когда закончатся все запасы). Более того — уже в течение этого года некоторые модели и целые компании могут уйти с нашего рынка, хотя официально сегодня никто подобных заявлений не делает. Но — увы! — это реальность. В первую очередь угроза нависает над компаниями, которые не стали организовывать производство в России и чьи продажи невелики. В зоне риска — целый ряд марок: от Honda и Jeep до Fiat и Subaru. О многих китайских брендах я вообще молчу.

Кстати, по данным аналитического агентства "Автостат", за январь-февраль розничные цены на новые автомобили уже выросли на 2–5% (в зависимости от марки и модели); причина — повышение с января утилизационного сбора. Сколько мы получим по итогам года с учетом нынешней экономической ситуации? По мнению главы "Автостата" Сергея Целикова, рост может составить 10%, а то и больше. "Если ситуация не ухудшится", — уточняет он. А падение продаж новых автомобилей по итогам года в России, по его мнению, составит 8–10%. Вслед за подорожанием новых машин вырастут в цене и подержанные, но только с отсрочкой и, может быть, не так сильно.

В этой ситуации все — и производители, и дилеры, и покупатели — ждут от российского правительства каких-то шагов для поддержки автомобильного рынка, для смягчения последствий тяжелой ситуации в экономике. Набор механизмов известен и хорошо себя зарекомендовал уже в 2008–2009 и 2014–2015 годах. Не будет такой поддержки — последствия предсказать трудно.

Дешевого бензина не ждем

После того как стоимость барреля нефти на мировых биржах упала до 35 долларов, президент США Дональд Трамп радостно заявил, что сложившаяся ситуация благоприятна для потребителей и цены на бензин должны снизиться. Российским автомобилистам, честно говоря, не стоит надеяться на снижение цен на АЗС. Топливо в России не будет дешеветь при любом раскладе.

Дело в том, что у нас в России розничные цены на бензин и дизель практически не зависят от стоимости нефти: доля стоимости сырья в цене на топливо составляет примерно 7%. Три четверти цены (порядка 72–73%) приходятся на заложенные в нее государством акциз, НДС и НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых). Остальное — расходы нефтеперерабатывающих компаний на переработку, транспортировку, а также прибыль трейдеров и АЗС. Это, между прочим, не наше изобретение, а типичная схема для нефтедобывающих стран. В Норвегии, к примеру, цена бензина на АЗС — около 2 евро за литр и тоже не падает вслед за нефтью.

Но, если паника на мировых сырьевых и валютных рынках не успокоится в ближайшие недели (а, по некоторым прогнозам, неустойчивость может сохраниться в течение нескольких месяцев), бензин и дизель в рознице и у нас, и во всем мире начнут расти в цене — для начала на уровень инфляции. То есть даже можно ожидать повышения цен на бензин к маю на 2–4%.

Но тут я уверен: государство приложит все силы, чтобы сдержать цены на топливо. Боюсь только, что методы будут… скажем так, не экономического плана. Это позволит удержать цены, но надолго ли?

Запчасти: дядя Вася в помощь

Ситуация на рынке запчастей тоже тревожная. Тут, во-первых, виновата эпидемия коронавируса — ведь весь мир зависит от комплектующих из Китая. Кстати, тут мы в некотором смысле чувствуем себя в более выгодном положении, чем, скажем, США. Они ежегодно получали из КНР комплектующих для автопрома и запчастей больше чем на 10 млрд долларов, а мы — всего на 1 млрд. Так что им еще хуже.

Однако на самом деле все наши производители завязаны на поставки из Поднебесной, кто на 15%, а кто и на все 40%. И задержки (а они неминуемы в связи с закрытием границ), по данным аналитиков рынка, приведут уже в апреле к повышению цен на большой ассортимент запчастей на 15–20%. И, соответственно, могут вырасти цены на обслуживание на автосервисах. Но зато, похоже, наступает золотое время для гаражного умельца дяди Васи, который может не просто заменить стартер, но и разобрать старый и восстановить деталь. Главное, чтобы сделал он это качественно.

В любом случае возможные проблемы с запчастями — временные и будут решены быстро, как только власти объявят об окончательной победе над вирусом и откроют границы. Правда, выросшие цены к прежним показателям вряд ли уже вернутся.

Страна советов

Что делать в этой ситуации? Главный совет: не паниковать и не суетиться. Вы собирались купить автомобиль в этом году, он вам реально нужен? Тогда не следует откладывать покупку, а может быть, даже стоит с ней поспешить. Купить не в июле, как планировали, а в апреле — возможно, вам удастся найти машину по интересной цене. Но опять же соглашаться на первое же предложение не стоит — вам с этим автомобилем жить годы, так что подбирайте именно то, что вам нужно. Чтобы потом не было мучительно больно. Благо, что пока предложений предостаточно.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.