Как повлиял коронавирус на морской торговый флот

Пока все бурно обсуждают, как это отразится на мировом туристическом бизнесе и подсчитывают убытки логистических компаний, мы задумались о наших моряках, работающих на отечественных и иностранных судах. Они ведь постоянно находятся на ограниченном пространстве с другими людьми, регулярно посещают разные города и, в целом, явно находятся в зоне риска.

На эту тему мы побеседовали с Юрием Сухоруковым, председателем Российского профессионального союза моряков (РПСМ), членом Морской коллегии при Правительстве РФ.


Юрий Сухоруков, председатель Российского профессионального союза моряков / РПСМ

– Юрий Юрьевич, какие меры принимаются или должны, как минимум, приниматься по защите экипажей?

– Недавно несколько членов экипажей круизных и грузовых судов получили положительный результат теста на COVID 19, что сильно усугубило ситуацию. В ответ крупные судовые операторы и регулирующие органы издали циркуляры для экипажей судов, где подробно описывается множество процедур, которые необходимо осуществлять на борту. Это измерение температуры тела членов экипажа, дезинфекция всяких поверхностей, соблюдение личной гигиены и многое другое. Таким образом, судовладелец должен обеспечить наличие на борту в достаточном количестве дезинфицирующих средств для рук, просто дезинфицирующих средств, перчаток, масок, одноразовой спецодежды. Моряки также должны пройти вакцинацию против гриппа. Соответственно не должны поставляться на борт продукты и питьевая вода из зараженных регионов.

Морякам в свою очередь рекомендуется соблюдать элементарные правила гигиены: носить маски, особенно если есть насморк и кашель, часто мыть руки с использованием дезинфицирующих средств, не трогать грязными руками лицо, глаза, нос. То есть в рекомендациях для моряков РПСМ и МФТ (Международная федерация транспортников) придерживаются рекомендаций Всемирной организации здравоохранения и Международной морской ассоциации здоровья (International Maritime Health Association), которые учитывают специфику труда в морском секторе.

Капитанам судов, прибывающих из стран с неблагополучной эпидемиологической обстановкой, положено принять ряд мер до захода в порт: обучить членов экипажей быть внимательными к основным симптомам заболевания (лихорадке, кашлю и одышке), контролировать дважды в день измерение температуры тела и до прибытия судна в порт продезинфицировать общие помещения. Если у кого-либо на борту отмечено повышение температуры от 37,5 градусов, его следует немедленно изолировать. Кроме того, за 12 часов до запланированного судозахода капитаны обязаны предоставить в санитарную службу порта заполненные документы о состоянии здоровья всех членов экипажа. К ним также требуется приложить список последних десяти портов захода.

Такие меры приняты в большинстве портов мира.

– Адекватно ли реагируют на эту ситуацию судовладельцы?

– Судовладельцы, хотят они этого или нет, должны подчиняться требованиям стран, направленным на нераспространение коронавируса. Самая распространенная на данный момент проблема – трудности со сменой экипажей. Пока единственный вариант – это работа на судне максимальный срок контракта. Например, крупнейший контейнерный оператор Maersk приостановил все замены экипажей на своих судах до 14 апреля. И так поступает большинство судоходных компаний.

Такая позиция крупнейшего судовладельца вполне оправдана и поддерживается со стороны МФТ: "В целях смягчения проблем, связанных с заменой экипажей, МФТ приняла решение о том, что в период с 17 марта 2020 года по 16 апреля 2020 года она не будет оспаривать продление контрактов на срок до одного месяца, даже если это приведет к тому, что сроки службы моряков превысят максимально допустимые соответствующими утвержденными МФТ". То есть большинство флагов освобождаются от максимальных сроков службы, предписанных Конвенцией о труде в морском судоходстве (правило 2.5 стандарт A2.5.1 пункт 2(b)). При этом если у моряка есть веские основания для репатриации, его заявление будет рассмотрено отдельно.

Надо понимать, что подобные решения продиктованы, в первую очередь, безопасностью самих моряков: находясь на изолированном от внешнего мира судне, они подвергаются меньшей опасности заболеть, чем те, кто летит им на смену, делая пересадки в аэропортах. Кроме того, страны-поставщики рабочей силы для судоходства, например, Филиппины и Украина, закрыли свои границы, смена экипажей стала невозможной.


Контейнеровоз "Maersk Line" – "Venta Maersk" / АО "Корпорация развития Камчатки"

– Какие ограничения сейчас введены по судозаходам в порты?

– В настоящее время закрыт морской трафик между Испанией, Италией, Марокко, Кувейтом. Правительство Чили до конца сентября запретило заход круизных лайнеров в порты из-за угрозы распространения коронавируса. На Маршалловых островах закрыты порты Брега, Рас- Лануф, Харига, Зуэйтина и Сидра. Евросоюз и Шенгенская зона закрыли границы, и, следовательно, невозможна смена экипажей как минимум до 16 апреля, США – до 14 мая.
Аргентина, Эквадор, Сальвадор, Гватемала, Малайзия, Канада также временно закрыли свои внешние границы для большинства иностранных граждан, этот список быстро растет. Соответственно, это является препятствием для передвижения моряков на судно и обратно, а значит, смены экипажей.

– Как это может влиять на доходы моряков? И возможна ли какая-то финансовая компенсация в случае потерь в зарплате?

– Проблемы, с которыми могут столкнуться моряки, в первую очередь – сокращение рабочих мест. Кроме того, это смена и репатриация.

Если судно работает по коллективному договору МФТ, это гарантирует морякам соблюдение стандартов и условий труда на определенном, высоком уровне. Однако установленные нормы в коллективных договорах не рассчитаны на вероятность такой пандемии, в том числе и на ситуацию карантина. В этом случае нормы колдоговоров МФТ, регламентирующие, например, оплату больничного или же оплату расходов, связанных с репатриацией, могут быть обоснованно неприменимы.

К счастью, на данный момент жалоб от моряков, обусловленных всей этой неразберихой нет. Обычно это может говорить о двух возможных фактах. Первый – это то, что судовладелец полностью оправдывает ожидания работников, исполняя свои обязанности полностью, а второй – что моряки не заявляют о каких-либо нарушениях и притеснениях со стороны работодателя по своим собственным причинам и убеждениям.

Но, как бы то ни было, в будущем нынешнюю ситуацию следует учесть и соответствующим образом адаптировать к ней тексты коллективных договоров МФТ.

Что касается моряков на берегу: границы закрыты, и они не могут поехать в другую страну, чтобы получить работу. В данной ситуации о зарплате или компенсации, скорее всего, говорить не приходится. Фактически платить им не за что.

– А просто за консультациями по таким вопросам моряки обращаются в наш профсоюз?

– Нет, хотя случаи отказа в репатриации из-за коронавируса нам известны. С 15 марта до сегодняшнего дня российские моряки т/х "NS Artic" группы компаний "Совкомфлот" не могли покинуть борт судна, ошвартованного в морском порту Мурманска. После продолжительного рейса они были лишены возможности отправиться домой под предлогом распространения коронавирусной инфекции.


Мы расцениваем данную меру как дискриминационную и посягающую на трудовые права российских моряков в части режима труда и отдыха. Она также противоречит распоряжению правительства Российской Федерации от 16.03.2020 № 635-р, по которому ограничение на въезд в Российскую Федерацию не распространяется на членов экипажей морских и речных судов.

– Ситуация, я так понимаю, в итоге разрешилась благополучно?

– Чтобы добиться списания моряков и произвести замену экипажа, РПСМ направил запрос в Северо-Западную прокуратуру с тем, потребовав принять меры прокурорского реагирования и устранить допущенное правонарушение. Это дало положительный результат. Но в течение ближайшей недели в Мурманск приходят еще два судна, а постановление губернатора не отменено, что влечет дополнительные расходы компании на авиабилеты, проживание в гостинице и так далее.

Это прямая дискриминация прав членов экипажей, причем беспочвенная. Там, где нет необоснованных запретов, а власти думают, как решить проблему не путем прямых ограничений всего, что можно, включая смену экипажей морских судов, там все происходит нормально, все работает. На прошлой неделе, например, в порту Усть-Луга в течение нескольких часов оформили приход т/х "Сибур Воронеж" с соблюдением всех карантинных правил. И никаких проблем со сменой экипажа в отличие от Мурманского морского порта не возникло.

В условиях пандемии подобные меры недопустимы. Поэтому РПСМ будет держать эту ситуацию на контроле и добиваться, чтобы постановление губернатора Мурманской области в части, ограничивающее смену экипажей, было отменено.

По ситуации в Мурманске РПСМ направил запрос в адрес генерального прокурора РФ "О мерах по соблюдению законных прав российских граждан, занятых в составе экипажей российских и иностранных морских судов, и по обеспечению устойчивого функционирования морского судоходства в условиях противодействия распространению коронавирусной инфекции (2019-nCOV) на территории Российской Федерации".


Контейнеровоз "Maersk Line" – "Venta Maersk" / АО "Корпорация развития Камчатки"

– И задам последний вопрос. Какое взаимодействие у РПСМ идет по поводу коронавируса с иностранными коллегами?

– Как членская организация МФТ, мы тесно работаем с коллегами по всему миру, совместно мы договариваемся, что лучше для моряков и что рекомендовать им и судовладельцам в этой кризисной ситуации. На данный момент принято решение, о котором я говорил выше: большинство флагов освобождаются от максимальных сроков службы, предписанных Конвенцией о труде в морском судоходстве (правило 2.5 стандарт A2.5.1 пункт 2(b)). В период с 17 марта 2020 года по 16 апреля 2020 года МФТ не будет оспаривать продление контрактов на срок до одного месяца, даже если это приведет к тому, что сроки службы моряков превысят максимальную планку, утвержденную МФТ.

Промышленный сектор Китая постепенно возобновляет работу после затянувшихся из-за коронавируса новогодних праздников. Но многие предприятия еще закрыты или работают не в полную мощность из-за нехватки рабочих или сбоев в цепочках поставок. Это, в свою очередь, создает проблемы операторам сухогрузов. Спрос и тарифы на перевозку снизились, до четверти портовых мощностей простаивает.

Форс-мажор на верфях

Китайские судоверфи также откладывают строительство новых и модернизацию старых судов из-за нехватки комплектующих и специалистов, которые из-за транспортных ограничений не смогли вернуться на работу, пишет The Wall Street Journal (WSJ). Некоторые верфи при этом ссылаются на форс-мажорные обстоятельства, чтобы избежать штрафов за неисполнение обязательств по контрактам. По данным VesselsValue, китайские верфи имеют заказы на 960 судов на общую сумму $27 млрд.

Китай может сократить импорт СПГ из-за коронавируса

Постпраздничный простой

Загрузка мощностей в основных китайских портах сейчас на 20–50% ниже обычного уровня, а более чем у трети портов хранилища заполнены на 90% с лишним, показал недавний опрос Shanghai International Shipping Institute. В Ухане, эпицентре эпидемии, тоже есть порт на реке Янцзы. Власти распорядились, чтобы он принимал только медикаменты и самые необходимые товары, потому что для других не хватает мощностей, пишет Financial Times (FT).

В отношении судов из Китая действует строгий карантин. Из-за этого их экипажи не могут сойти на сушу как в самом Китае, так и в других странах, даже если суда находятся в портах или на верфях, пишет FT. По словам генерального секретаря Международной палаты судоходства (ICS) Гая Платтена, на некоторых стоящих на якоре кораблях заканчиваются запасы еды.

Это мешает работе операторов во всех сегментах рынка – от нефтяных до контейнерных перевозок. Тарифы на перевозку нефти на супертанкерах за месяц снизились на 75% до $23 000 в день, а четыре месяца назад они составляли $140 000 в день, отмечает FT. Это связано с тем, что спрос на нефть в Китае, по некоторым оценкам, может снизиться на 25% в феврале.

Коронавирус устроил форс-мажор на сырьевых рынках

Но сильнее всего сократится спрос на перевозку навалочных грузов, поскольку Китай сокращает импорт железной руды, угля и других видов сырья, считают специалисты IHS Markit. В начале февраля Capesize Index, отражающий транспортные издержки крупнейших перевозчиков навалочных грузов, стал отрицательным впервые с момента своего создания в 1999 г. Это означает, что некоторые маршруты для операторов стали убыточными.

Более широкий индекс Baltic Dry, отражающий стоимость перевозок сухих грузов судами разных размеров, упал с 800 пунктов в начале года почти до 400.

Проблемы по цепочке

Замедление торговли в результате коронавируса обходится контейнерным грузоперевозчикам в $350 млн в неделю, по подсчетам Sea-Intelligence. По ее данным, уже отменены десятки рейсов на перевозку почти 200 000 контейнеров через Тихий океан и более 150 000 контейнеров между Азией и Европой. По прогнозам Национальной федерации ритейлеров США и Hackett Associates, поставки контейнеров в американские порты в феврале сократятся на 12,9% в годовом выражении, а в марте – на 9,5%.

Почему фондовые рынки ставят рекорды, несмотря на эпидемию коронавируса

Наши проекты

Контакты

Любое использование материалов допускается только при соблюдении правил перепечатки и при наличии гиперссылки на vedomosti.ru

Новости, аналитика, прогнозы и другие материалы, представленные на данном сайте, не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов.

Сайт использует IP адреса, cookie и данные геолокации Пользователей сайта, условия использования содержатся в Политике по защите персональных данных

Любое использование материалов допускается только при соблюдении правил перепечатки и при наличии гиперссылки на vedomosti.ru

Новости, аналитика, прогнозы и другие материалы, представленные на данном сайте, не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов.

Сайт использует IP адреса, cookie и данные геолокации Пользователей сайта, условия использования содержатся в Политике по защите персональных данных

Новости о коронавирусе с недавних пор заполонили Интернет и телевидение. По состоянию на 7 февраля подтверждено 31 493 случая, 638 человек погибли, а 1563 сумели побороть болезнь. Большинство наших соотечественников смотрят эти репортажи как захватывающий триллер, действие которого происходит, хоть, и не давным-давно, но в далеком-далеком Китае…

Между тем, 2019-нКоВ – суровая реальность для тех, кто выбрал работу моряка. Морское сообщество подвергается более высокому риску заражения, не говоря о катастрофических логистических и экономических последствиях эпидемии для судоходства. В статье мы рассмотрим меры, которые портовые власти принимают для сдерживания вспышки нового коронавируса, а также влияние ограничений на морскую индустрию.


Credits to Tech Times

Многие страны опубликовали перечень требований, которые должны соблюдаться экипажами судов для предотвращения распространения смертельного вируса. Самый строгий санитарный режим, естественно, введен в самом Китае и соседних странах.

  • В портах Тяньцзинь и Сямынь допускается швартовка после заполнения санитарной декларации. В порту Даляня специально выделенные сотрудники таможенной службы поднимаются на борт, чтобы измерить температуру каждого члена экипажа.
  • Швартовка временно невозможна в портах Путянь и Цюаньчжоу; в то время как в порту Нинбо требуется 14-дневный карантин.
  • Crew change запрещен в портах Шанхая, Сямыня, Нинбо, Тяньцзиня, Даляня, Циндао и Гуанчжоу. Хотя два последних порта позволяют произвести смену экипажа в экстренной ситуации.
  • Сходить на берег временно запрещено во всех портах страны.
  • При проведении портовых операций команда обязана носить медицинские маски и немедленно сообщать администрации о любых признаках респираторного заболевания.
  • Сообщается о небольших задержках при погрузке / разгрузке в портах Шанхая, Тяньцзиня, Хуанхуа, Ляньюньгана, Цзинтана и Caofeidian из-за нехватки персонала и водителей грузовиков, имеющих разрешение на проезд на территорию порта.
  • В портах Тяньцзиня и Циндао рекомендуется заказывать провизию как минимум за 24 часа.


Credits to Seatrade Maritime

Морское и портовое управление Сингапура (MPA) борется со вспышкой нового коронавируса с помощью пунктов медицинского контроля (health advisories) на каждом морском контрольно-пропускном пункте. У всех прибывающих измеряют температуру; а те, кто побывал в материковом Китае в течение последних 14 дней, подвергаются дополнительному обследованию.

В этой стране приняты беспрецедентно серьезные защитные меры, которые, однако, значительно усложняют жизнь моряков.

  • Капитан обязан предоставить отчет о состоянии здоровья команды за 12 часов до прибытия в порт.
  • Судам, прибывающим непосредственно из Китая, которые провели в море менее 14 дней, будет отказано в лоцманской проводке или портовых услугах до истечения 14-дневного срока.
  • Если кто-либо из членов экипажа или пассажиров сообщает о подозрительных симптомах, на борт прибудет сотрудник карантинной службы (biohazard officer) для дальнейшей проверки.
  • Агенты / капитан обязаны предоставить информацию о 5-ти предыдущих портах захода судна.
  • Если судно недавно заходило в континентальный Китай, необходимо будет также указать: дату отправления из порта в Китае, транзитные порты захода, предоставить санитарную декларацию.

4 февраля 2020 года Управление портов Филиппин (PPA) обновило требования к судам, заходящим в национальные порты в связи коронавирусом.

  • Суда, заходившие в порты Китая (в том числе Гонконг и ОАР Макао), должны воспользоваться специальными карантинными причалами. По прибытии на фок-мачте следует поднять желтый флаг. Экипажу запрещается покидать судно до тех пор, пока Бюро карантина не выдаст freepratique.
  • В случае если член экипажа или пассажир отмечает симптомы подобные гриппу, капитан обязан сообщить об этом портовым властям и соблюдать 14-дневный карантин.
  • Круизным судам, которые заходили в порты Китая в течение последних 14 дней, запрещена швартовка и высадка пассажиров во всех национальных портах.
  • Другие круизные и торговые суда могут продолжать работать в обычном режиме при условии соблюдения мер санитарной безопасности.


Credits to Evening Standard

Соединенные Штаты борются с новым коронавирусом в соответствии с нормами 42 CFR 71.21. Суда, желающие зайти в порты США, обязаны сообщить о случаях болезни или смерти среди членов экипажа или пассажиров за 15 дней до прибытия. Существуют специальные формы CDC, которые позволяют отправлять подобные отчеты и получать инструкции от организации, если симптомы инфекционных заболеваний проявятся на борту.

В Гибралтаре перед высадкой на берег всем членам экипажа будет предложено заполнить специальные анкеты для проверки самочувствия. В портах Малайзии требуют предоставлять отчет о состоянии здоровья команды за 48 часов, а по прибытии моряков ждет еще и обязательный медицинский осмотр. Более того, высадка возможна только по free pratique даже после проверки.

В российских портах пока нет ограничений; однако границы на Дальнем Востоке закрыты для путешественников. Южная Корея установила специальные карантинные станции, где проверяются экипажи судов, которые заходили в Китай. Также им предлагают заполнить специальную анкету.


Credits to Dryad Global

В данный момент еще рано оценивать весь комплекс последствий вспышки нового коронавируса. Тем не менее уже очевидно, что его влияние на судоходную отрасль и мировую экономику в целом будет огромным.

Скромные сообщения о задержках в китайских портах скрывают 20%-ное падение портовых операций с 20 января (по данным Alphaliner) и дальнейшее снижение количества заказов на оставшуюся часть февраля. Более того, китайская промышленность постепенно замирает, чтобы сдержать распространение вируса, поэтому спрос на нефть, руду и СПГ стремительно падает. Владельцы танкеров и балкеров, всегда с гордостью называвшие Китай своим основным рынком, уже приготовились, что первый квартал 2020 будет глубоко убыточным. Ситуацию не улучшил тот факт, что фрахтовые ставки для crude oil танкеров на прошлой неделе упали примерно на 40%, а цена на нефть устремилась вниз на 12%.

Рынок контейнеровозов также сильно страдает из-за ситуации в Китае. Компании CMA CGM, Maersk, Evergreen и другие уже объявили, что приостанавливают работу на своих главных азиатско-европейские линиях до нормализации эпидемиологической ситуации. Аналитики утверждают, что закрытие основных фабрик (пока до 9 февраля) повлечет за собой сокращение мирового контейнерного рынка на 0,7% в 2020 году, ведь Китай является основным экспортером товаров.

Неожиданная проблема возникла в отношении 2020 IMO Sulphur Cap. На китайских верфях была очередь на установку скрубберов. Теперь процесс приостановлен, и судовладельцы вынуждены бороться с чудовищными ценами на топливо; в то время как те, кто сейчас находятся на верфях, оказались фактически в заточении на своих судах. Работы задерживаются на ​​несколько недель, а иностранным командам запрещено покидать судно.


Personnel in masks working on the quarantined Diamond Princess
Credits to Cruise Industry News

Круизная индустрия пострадала едва ли не сильнее прочих. Royal Caribbean отменила новогодние круизы своего роскошного лайнера Spectrum of the Seas, базирующегося в Шанхае. Компания ожидает дальнейшие отмены из-за ухудшения ситуации и подсчитывает, что каждый несостоявшийся круиз означает потерю доходов в размере 3-4 миллионов долларов США.

В настоящее время невозможно в полной мере оценить последствия эпидемии коронавируса для экономики. В 2002 году атипичная пневмония стоила мировому бизнесу 60 миллиардов долларов, однако он быстро восстановился после той болезни.

Новый коронавирус уже убил больше людей, чем атипичная пневмония. Более того, в 2020 году экономика стала глобальней, между странами больше экономического и логистического взаимодействия. Люди путешествуют, распространяя вирус; тем временем интенсивная мировая торговля находится под угрозой.

Следовательно, масштабы последствий вспышки вируса будут зависеть от того, насколько успешно международное сообщество будет бороться с 2019-нКоВ, и как быстро эпидемия прекратится, позволив возобновить нормальные экономические отношения.


История с заражением командира авианосца "Теодор Рузвельт" и сотни моряков получила продолжение. Сразу несколько кораблей из состава флота США и несколько авианосцев НАТО могут быть "парализованы" из-за эпидемии коронавирусной инфекции.

Сам по себе боевой корабль — это сложный, трудноуправляемый и тонкий в своей настройке организм, заставить работать который и выполнять отданные приказы — нетривиальная задача. На боевых кораблях и раньше случались вспышки инфекционных заболеваний. Например, авианосцы ВМС США времён Второй мировой были далеки от антибактериальных норм, и внутри время от времени случались вспышки тяжёлых, но несмертельных инфекций. Время шло, защита от патогенов совершенствовалась, и казалось, что нарушить "пищеварение" корабля и его нормальное функционирование может только хорошая крылатая ракета.

Стратеги холодной войны наверняка и не думали, что "коронавирусная зараза" может оказаться страшнее тифа или туберкулёза, когда будет занесена на корабль. Авианосец "Теодор Рузвельт" и весь его экипаж, включая капитана Бретта Крозье (которого, кстати, сняли с командования уже больным и якобы за разглашение масштабов заражения), стали первой жертвой нового коронавируса, но, как оказалось, не единственной. Вообще, боевой корабль (каким бы он ни был) — это идеальная среда для распространения коронавируса, который на первых порах протекает бессимптомно. Высокая концентрация экипажа как на боевых постах, так и за их пределами, редкие выходы на берег в экзотических странах, где можно "обновить штамм" заболевания, — и дело в шляпе.


Не "Рузвельтом" единым

Все эти условия позволили вывести авианосец "Теодор Рузвельт" из строя всего за несколько дней. В данный момент с корабля на военно-морской базе острова Гуам снято почти три тысячи человек. CoViD-положительных под 400 человек, и их количество растёт. Ещё через неделю-полторы, когда пройдёт инкубационный период, заболеть могут все члены экипажа. С момента эвакуации "первой сотни" членов экипажа авианосец официально записали как "временно небоеспособный", а теоретики и военные стратеги, которым положено думать, как действовать в таких случаях, стали рассуждать о будущем американского флота и его дальнейшей боевой работе.

Тут нужно сразу сказать, что ВМС США располагают десятью кораблями типа "Нимиц" и ещё одним авианосцем типа "Джеральд Форд" — новейшим кораблём в составе авианесущего флота. Как минимум на трёх авианосцах уже есть заражённые коронавирусом. В списке "поставленных на прикол" уже значатся авианосец "Рональд Рейган" (порт приписки — Сан-Диего, Калифорния) и ещё один авианесущий корабль типа "Нимиц" ВМС США — "Карл Винсон" (порт приписки — Китсап-Бангор, Вашингтон). Под подозрением находится ещё несколько кораблей. В их числе авианосец "Дуайт Эйзенхауэр" (порт приписки — Норфолк), "Авраам Линкольн" (порт приписки — Сан-Диего) и "Джордж Буш" (порт приписки — Норфолк).

Из одиннадцати авианосцев пять уже находятся в состоянии, близком к анабиозу. Любая военная активность, связанная с этими кораблями, прекращена. Сами корабли либо находятся в порту под охраной, либо на военно-морских базах США за пределами страны и тоже закрыты на карантин. Под медицинским наблюдением находится 30 тысяч членов экипажа, и текущая ситуация — беспрецедентна для американских ВМС. Особенность коронавируса применительно к ВМС ещё и в том, что помимо авианосцев вирус бушует и на "большой земле". Оттуда, кстати (по не подтверждённой пока информации) CoViD-19 мог попасть и на борт одной из подводных лодок типа "Огайо". На борту этих субмарин находятся баллистические ракеты с ядерным зарядом "Трайдент-2".


Бывший военврач советской многоцелевой АПЛ К-525 "Архангельск" Анатолий Сермяков пояснил, что в обоих случаях (и для авианосца, и для подводной лодки) комплектуется по два экипажа, поэтому о фактическом выходе из строя целого корабля речи не идёт.

Но есть тонкости. Мы же говорим не про отравление котлетами, правильно? А про инфекцию, которая достаточно, насколько я могу судить, агрессивна и сохраняется на многих поверхностях. Так вот, дезинфекцию в привычном понимании этого слова на кораблях типа "Нимиц" или "Огайо" провести невозможно. Каждую поверхность не протереть, поэтому туда нагнетается специальный реагент, который по своему состоянию больше напоминает плотный газ, а по виду туман, и на несколько часов, а то и дней помещение герметизируется. И цикл дезинфекции повторяется несколько раз для верности

Судовой врач АПЛ К-525 "Архангельск"

По словам Сермякова, особенность коронавируса может состоять в том, что при недобросовестной обработке корабля (а речь идёт об огромных пространствах) вирусом и пневмонией могут заразиться как основной, так и дублирующий экипажи. И хотя вероятность такого развития событий стремится к нулю, на базах с ядерным оружием в США уже появилась инструкция, строго запрещающая сообщать о заражении личного состава коронавирусом "в целях национальной безопасности".

Выход из строя одного ракетоносца "Огайо" — это чрезвычайная ситуация. Считайте, что лодку уничтожили. Разбирательство настолько будет серьёзным, что головы полетят. Но проблема в том и состоит — условно лодку продезинфицируют, отмоют, проверят. Первый экипаж даже на карантин могут посадить. Но нет никакой гарантии в том, что второй экипаж не заболеет. А если люди начнут "валиться" во время боевого дежурства, то их даже негде будет толком изолировать — медсанчасть на крупных кораблях у американцев, да и у нас, в общем-то, тоже, на такие ситуации не рассчитана. Экстренные операции, лечение какое-то, но не карантин, там нет изолятора на сто человек

Судовой врач АПЛ К-525 "Архангельск"

Плохой сценарий эпидемиологической обстановки в американских ВМС делится на несколько пунктов, и по выполнению отдельных из них будет понятно, насколько скверная ситуация складывается вокруг инструмента для проекции силы в любом регионе мира.

• 1-й этап — карантинные меры и экстренная остановка международных учений (пройден).

• 2-й этап — мероприятия по дезактивации объектов повышенного риска: баз и кораблей – носителей ядерного оружия (пройден).

• 3-й этап — приостановка набора нового экипажа и сохранение контрактов для наиболее опытных членов экипажа (пройден).

• 4-й этап — приостановка боевого круглосуточного дежурства и плановых выходов кораблей в море (обсуждается).

Как можно видеть, до ручки американский флот ещё не дошёл, однако активность американских кораблей в зонах ответственности стала сильно меньше.


Поражены коронавирусом и моряки стран НАТО. К примеру, в экипаже французского авианосца "Шарль де Голль", который экстренно возвращается в порт приписки Тулон, уже зафиксировано 50 случаев заражения CoViD-19. Ряд зарубежных источников сообщает, что в портах приписки взяты под усиленную охрану британские авианосцы "Куин Элизабет" и "Принс оф Уэльс" — два новейших корабля одного проекта. Если экипажи этих кораблей тоже станут жертвами коронавируса, то, по сути, весь флот НАТО окажется в режиме изоляции на какое-то время.

Правда, мнения среди подводников относительно того, какие последствия ждут ВМС США, разделились. Капитан 3-го ранга, командир дивизиона живучести подводного крейсера ТК-20 "Северсталь", писатель Эдуард Овечкин отмечает, что критических последствий для ВМС Соединённых Штатов ждать не следует.

У подводников нет большой проблемы в том, чтобы нести службу в режиме карантина. Главное здесь, как и с инфекцией в целом, — вовремя изолировать больных и провести мероприятия по дезинфекции помещений

Капитан 3-го ранга, командир дивизиона живучести ТК-20 "Северсталь"

Однако стоит помнить, что экипаж подводной лодки и авианосца — это не повара в школьной столовой, которых при необходимости можно быстро поменять на других. Такие специалисты на флоте — буквально штучный товар, и, прежде чем допустить их на боевую службу, каждого нужно несколько лет учить и тренировать. Если случится так, что сразу оба экипажа, скомплектованных под авианосец и подводную лодку, будут поражены коронавирусом (в США сейчас почти 500 тысяч заражённых, и безопасного места в стране нет), то подводные лодки и авианесущие корабли встанут на прикол.

Сколько могут продлиться вынужденные каникулы — сказать сложно. Однако на это время можно будет забыть о присутствии американских военных у границы России в Чёрном море, в зоне проведения войсковых операций рядом с Сирией, а также будет снижено их присутствие в других регионах мира, например в Южно-Китайском море или у Тихоокеанского побережья России, куда американские подводники любили "кататься" после развала СССР. Как отмечают бывшие подводники, сам факт такого снижения активности говорит и о том, что риск ввязаться в спорные инциденты на море тоже будет ниже. Однако сразу после того, как эпидемия пройдёт, активность может восстановиться до прежнего уровня.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.