Эксперт оценил меры правительства казахстана коронавирус


День открытых дверей

К 22 апреля в Казахстане выявили 2047 случаев заражения коронавирусом, прирост за сутки составил 70 человек. На общем фоне выделяются крупнейшие города республики. В Алма-Ате заболели 693 человека, в Нур-Султане — 403. Следом с большим отрывом идут Кызылординская и Карагандинская области. В этих регионах 151 и 101 инфицированных соответственно.


В двух столицах при этом власти республики решили смягчить карантин. В обоих городах открылись крупные строительные магазины и рынки, транспортные организации, автосалоны, автомойки, химчистки. Возобновили работу некоторые банки, промышленные предприятия, компании, связанные со строительной и дорожно-строительной сферами и даже нотариусы.

Предприятия открывают по особому алгоритму. Предприниматели подают заявку в акиматы (администрации). Представители рабочих групп выезжают на объекты, проверяют готовность соблюдать санитарно-эпидемиологические нормы. Если предприятия признают безопасными, то их руководителям выдают акты готовности. Чиновники говорят, что процедура занимает один день.



При этом в Нур-Султане и Алма-Ате по-прежнему ограничено перемещение людей, передвижение внутригородского транспорта. По периметру городов установлены блокпосты с полицией и военными.

В обоих столицах предприняты небывалые дезинфекционные меры. Например, Нур-Султан моют круглосуточно — в две смены. Особое внимание уделяют уличным урнам, дверным ручкам, поручням, перилам, дверям подъездов.

Выходить по одному


Если в столицах режим смягчается, то в регионах он становится даже жестче. 19 апреля карантин ввели в Туркестанской области. Приостановлено движение общественного транспорта, ограничен въезд в некоторые районы и поселки. На улицах запрещено собираться в группы более трех человек. Гражданам старше 65 лет запрещено выходить из дома.



В Актобе жителям города запретили выходить за продуктами и лекарствами чаще, чем один раз в три дня. В Атырау ввели комендантский час. С 9 вечера до 6 утра запрещено выходить на улицу, передвигаться на автотранспорте. В Карагандинской области запретили передвигаться на личном транспорте, за исключением поездок от дома до работы и обратно.

Кошелек или жизнь

Карантин больно ударил по экономике Казахстана. Большая часть предприятий малого и среднего бизнеса приостановила работу. Согласно одному из исследований, компании потеряли 72% доходов. В апреле средний суточный доход компаний составил 14% от значений февраля в сфере производства и сельском хозяйстве (спад в шесть раз), 27% — в сфере услуг (спад более чем в три раза) и 39% — в сфере торговли.


Бизнес сокращает штат, снижает зарплату и отправляет сотрудников в неоплачиваемый отпуск. Доходы большинства работающих казахстанцев падают, что сказывается на потребительском спросе, а это уже влияет на экономику в целом. В результате страдают и те компании, которые работают во время карантина.

Дополнительным стрессовым фактором стало падение цен на сырье. Налоги компаний нефтегазового сектора составляют 44% государственного бюджета. Обесценивание нефти привело к девальвации тенге, национальная валюта с начала марта подешевела на 15%. Выросла инфляция, упали реальные доходы населения.

Правительство страны приняло пакет антикризисных мер объемом 4,4 трлн тенге ($10 млрд). Бизнес до конца года освободили от уплаты налога на имущество, земельного налога, индивидуального подоходного налога. Приостановлено начисление пени по ранее не выплаченным налогам.


Оставшиеся без дохода граждане получают выплаты из государственного фонда социального страхования. Работникам раз в месяц платят одну минимальную заработную плату (42,5 тыс. тенге в месяц, $95).


В благополучные годы Казахстан накопил значительные резервы, золотовалютный запас составляет $30 млрд. Однако ситуация больно бьет по экономике. МВФ прогнозирует снижение ВВП по итогам года на 2,5%, Евразийский банк развития ожидает сокращение на 1%.

Предварительные экономические итоги эпидемии коронавируса для Китая, мира и Казахстана оценивает китаевед Антон Бугаенко


Рассматривая последствия коронавируса, необходимо отметить ключевые моменты: сама по себе эпидемия не настолько опасна, как последствия борьбы с ней, в первую очередь для экономического развития. Следом за влиянием на экономику идут два других, менее очевидных, но более глубоких аспекта – последствия для созданной в Китае системы реагирования на ЧС и, шире, управления страной, а также влияние на международное позиционирование Китая.

Обращаясь к последствиям эпидемии COVID-19, необходимо обозначить основную причину столь существенного влияния этой болезни на мировую экономику – действия правительств крупнейших стран мира.

Тон данным действиям был задан китайским правительством, не сумевшим эффективно купировать угрозу на ранних стадиях, а затем из-за боязни реакции общества прибегшим к единственному средству, доступному в рамках выстроенной системы управления, – национальному карантину и полному блокированию общественно-экономической жизни. Так был изначально повышен градус напряженности относительно нового коронавируса, и вторая крупнейшая экономика мира перешла на осадное положение. В дальнейшем новая волна заболевания, теперь уже за пределами Китая, привела к необходимости аналогичных мер в других странах. Это привело к приостановке людских и товарных потоков, а также раскрутило маховик паники, нарушив тем самым деловую активность.

Печальные цифры

Влияние на китайскую экономику, согласно прогнозам китайских и международных экспертов, в частности МВФ, Deutsche Bank и Китайской академии общественных наук (КАОН), будет наиболее ощутимым в I и II кварталах.

Вспышка вируса окажет влияние на следующие параметры развития: непосредственно экономический рост в краткосрочной перспективе, уровень инфляции и размеры безработицы.


Первый и непосредственный удар уже приняла на себя сфера услуг и потребления. Этот сектор экономики всегда находится на передней линии удара в случае эпидемий или других стихийных бедствий. В секторе услуг сосредоточено значительное количество предприятий малого и среднего бизнеса, наиболее уязвимого к подобным кризисам. Именно на МСБ пришелся тяжелый удар последствий эпидемии атипичной пневмонии в 2003 году: тогда темпы роста МСБ во II квартале года, на который пришлась эпидемия, упали на 5%.

В 2020 году удар по сфере услуг и потребления может быть куда тяжелее. В отличие от середины 2000-х в 2019 году на сферу услуг пришлось 54% ВВП Китая, поэтому влияние в целом будет более значительным, чем во время предыдущей эпидемии.

Согласно опросам предпринимателей МСБ, проведенным Пекинским университетом, около 30% бизнесменов заявили, что ожидают падения выручки по итогам 2020 году более чем на 50%.

Карантин влияет и на ситуацию с безработицей. И до эпидемии Китай испытывал проблемы с трудоустройством. Уровень безработицы в городах страны в 2019 достиг рекордно высокой отметки 5,3%, а в результате эпидемии может в 2020 превысить 6%.

Эпидемия также оказывает влияние на производственный сектор и инвестиции. В связи с вынужденными каникулами в Китае было приостановлено практически всё производство. Опубликованный 28 февраля индекс PMI, показывающий падение экономической активности, составил 35,7%, сократившись за месяц на 14,3%. Это говорит о фактическом замедлении китайской экономики, и в течение двух месяцев китайское правительство пересмотрит свои прогнозы.


Сейчас производство постепенно восстанавливается, к началу марта работа промышленности была восстановлена почти полностью в восточных прибрежных провинциях и ряде регионов внутри страны: в 13 из 34 административных единиц провинциального уровня производство восстановлено на более чем 80%.

Между тем в провинции Хубэй до сих пор действует полный карантин. А эта провинция является значимым транспортным узлом и производственным центром. Ухань - один из ведущих центров автомобилестроения. В самой провинции располагаются более 100 заводов по производству автокомпонентов, в том числе компаний Robert Bosch, Valeo и ZF Friedrichshafen. Остановка этих заводов уже сказывается на всей китайской экономике.

Другим значимым следствием национального карантина станет ускорение инфляции. Инфляция будет расти вместе с индексом потребительских цен. Потребительская инфляция в Китае в январе 2020 оказалась выше ожиданий и составила 5,4% в годовом выражении против 4,5% в декабре 2019. Основным фактором роста стало удорожание продовольственных товаров в среднем на 4,4%, в сравнении с удешевлением цен на продовольствие в декабре на 0,4%. Это резко расходится с ожиданиями по инфляции, в основе которых было снижение цен в связи с нормализацией ситуации на рынке свинины.

Не оправдались ожидания инвесторов на смягчение в 2020 денежно-кредитной политики китайского правительства. Вспышка коронавируса затронула производство многих товаров, после эпидемии потребление быстро восстановится, но производство будет восстанавливаться значительно медленнее. Поэтому стоит ожидать высокого уровня цен в I полугодии 2020.

Луч надежды

Для того, чтобы справиться с перечисленными проблемами, китайское правительство будет предпринимать определенные действия. Они будут реализовываться по следующим четырем основным направлениям: фискальная политика, денежно-кредитная политика, финансовое регулирование и структурные реформы.

В области фискальной политики ожидается, что китайское правительство продолжит проводимый курс на снижение налогового бремени для людей с уровнем доходов ниже среднего и предприятий МСБ. Эта политика уже дала положительные результаты в 2019: после снижения налоговой нагрузки на МСБ на 2 трлн юаней рост ВВП Китая дополнительно ускорился на 0,8%.

В 2020 Госсовет КНР, вероятно, пойдет на новые меры по упрощению налогообложения. Вероятно, масштабная программа налогового стимулирования будет принята по итогам сессий ВСНП и НПКСК, которые обычно проходят в марте каждого года. В этом году из-за коронавируса сроки сессий были сдвинуты на неопределенное время, к этому времени власти страны должны выработать конкретные меры стимулирования, которые, видимо, окажутся более радикальными, чем прошлогодние реформы. Правительство страны уже предпринимает первые меры в этом направлении. Обсуждается введение налоговых вычетов и субсидирование кредитования для предприятий МСБ.


У налогового стимулирования, однако, есть и обратная сторона – возможен рост бюджетного дефицита. Экономист КАОН Чжан Мин прогнозирует рост дефицита бюджета до 3% ВВП. За счет роста дефицита бюджета Китай будет инвестировать в здравоохранение, создание новых рабочих мест и стимулирование экономической активности.

В сфере финансового регулирования китайское правительство столкнется с дилеммой. С одной стороны, в 2017-2019 происходило ужесточение регулирования, правительство КНР боролось за чистоту активов местных правительств и госкомпаний. Однако, столкнувшись с эпидемией, финансовые власти уже перешли к политике количественного смягчения.

В начале февраля Госсовет КНР разрешил местным правительствам выпуск на сумму 290 млрд юаней ($41,6 млрд) специальных облигаций (СПБ), в дополнение к 1 трлн юаней такого долга, утвержденного в ноябре 2019 для увеличения расходов на инфраструктуру. 11 февраля было объявлено о втором раунде распределения долга местных правительств на сумму 558 млрд юаней ($79,7 млрд). Всего, по прогнозам экономиста КАОН Чжан Мина, в течение 2020 местные правительства могут выпустить облигации на сумму более 3 трлн юаней. Из них народным банком КНР уже выделено 1,2 трлн юаней ($174 млрд).

Эти деньги пойдут на масштабные инфраструктурные проекты и стимулирование экономической активности, что идет вразрез с проводимой до сих пор политикой ужесточения регулирования.

Кроме того, ожидается и смягчение денежно-кредитной политики. Правда, учитывая рост инфляции в I полугодии, смягчение будет происходить, вероятно, во второй половине года. Китайскими экономистами ожидается снижение коэффициента резервирования для банков на 50 базисных пунктов. Это должно снизить обязательные нормы резервов, высвободив тем самым дополнительные средства для инвестирования.

Помимо этого, ожидается и снижение процентных ставок на 50 базисных пунктов. Народный банк Китая 17 февраля уже понизил базовую ставку на 10 б. п., до 3,17%, достигнув самой низкой с 2017 отметки. Это должно удешевить кредиты, сделав их более доступными для пострадавших компаний.

Продержаться полгода

Влияние китайского коронавируса на мировую экономику будет ограниченным по времени, но ощутимым по последствиям для ряда секторов, в первую очередь для транспортного, сектора услуг и промышленности.

Согласно данным Deutsche Bank, вирус приведет к снижению темпов роста мировой экономики в I квартале 2020 года на 0,5%, или $0,4-0,5 трлн, при условии, что темпы роста ВВП Китая в I квартале снизятся на 1,4%.

Шок падения котировок будет консолидирован во временном периоде самой эпидемии. С одной стороны, игроки на бирже будут пытаться играть на понижении. С другой стороны, существуют инвестиционные фонды, которые будут готовы скупить недооценённые активы.


О достаточно быстром восстановлении говорит и пример азиатских бирж, открывшихся 10 февраля резким падением: индекс CSI 300 обвалился на 9,1%. Однако всего через неделю, 17 февраля, рынки практически полностью восстановились. Подобных результатов следует ожидать и от текущего падения на западных фондовых рынках, с поправкой на возможные форс-мажоры в виде новых вспышек.

Таким образом, фондовые рынки описывают V-образную фигуру. Однако этим влияние на рынки коронавируса не ограничится. Нарушение производственных цепочек и сбои в поставках сырья будут еще в течение полугода влиять на котировки как цен на сырье, так и на фондовые рынки.

Цены на сырьевые товары будут колебаться в процессе восстановления китайской экономики – одного из основных мировых потребителей сырья. Приостановка работы китайских предприятий привела к сокращению спроса на энергоресурсы и сырьевые товары, в результате чего, например, цены на металлы упали в среднем на 10%.

Реальные объемы потребления сырья Китаем, согласно прогнозам, они значительно снизятся в I квартале: в феврале-апреле 2020 потребление нефти должно уменьшиться до 14,8 млн баррелей в сутки, что на 0,4 млн баррелей меньше предыдущей оценки в январе 2020. В Азиатско-тихоокеанском регионе потребление нефти снизится еще на 0,1 млн баррелей. Таким образом, мировое потребление нефти снизится на 0,5 млн б/с.

Карантин окажет прямое влияние на мировые производственные цепочки. Производство в других странах снизится по итогам I квартала 2020. Согласно данным Nikkei, падение выпуска в Китае на $10 млрд сократит производство во всем остальном мире на $6,7 млрд. Наиболее подвержены этому риску экономики Южной Кореи, Японии и США.

В прогнозе для мировой экономики есть один значимый фактор неопределенности – набирающая силу новая волна эпидемии, на этот раз за пределами Китая. Вне зависимости от реального уровня смертности, распространение болезни вне Китая может привести к всеобщей панике и жестким действиям властей ведущих экономических держав мира. В таком случае может произойти достаточно долгая волнообразная коррекция.

Ни цветов, ни помидоров

Антивирусный карантин и последующее за ним замедление экономики Китая окажет негативное влияние и на экономическую активность в Казахстане.

В первую очередь ожидается снижение двустороннего товарооборота и транзитных перевозок. За 2019 казахстанский экспорт в Китай составил $7,8 млрд, импорт из Китая $6,5 млрд. В расчете возможных потерь от карантинных мер необходимо рассмотреть данные за I квартал, а именно: в 2019 экспорт составил $1,94 млрд, а импорт $1,96 млрд. Смягчающим фактором здесь является то, что на I квартал в силу праздничного периода в Китае всегда приходится меньший объем взаимной торговли, поэтому в негативном сценарии максимальное годовое снижение объемов торговли составит 23,4% экспорта и 35,2% импорта, исходя из сравнения с показателями прошлого года.

Вероятно, части выручки не досчитаются казахстанские экспортеры полезных ископаемых. В 2019 в Китай было экспортировано меди на $1,57 млрд (59,8% от всего экспорта), медной, железной, цинковой, марганцевой руды на $1,12 млрд (41,14%), железа и стали на $830 млн (23,9%), редкоземельных металлов и неорганических соединений на $540 млн (24,4%), цинка на $347 млн (68,71%).

Прекращение работы китайских предприятий привело к падению объемов необходимого сырья и приостановке его отправки в Китай. Однако полностью транспортное сообщение с Китаем не приостанавливалось, поэтому в реальности снижение будет меньшим и отчасти компенсируется быстрым приростом в последующие месяцы.

Возможны также последствия для сферы потребления, в частности для продовольственного рынка и торговли высокотехнологично продукцией.


Казахстанский продовольственный рынок зависит от поставок из Китая по некоторым позициям. В частности, на импорт из Китая (не считая торговли со странами ЕАЭС) приходится 44% импортных томатов ($15,5 млн), 80% бобовых ($160 тыс.), 50% овощей ($16,5 млн), 39% орехов ($11 млн), 56% цитрусовых ($15,8 млн), 23% персиков и абрикосов ($22 млн), 60% цветов ($200 тыс). Удорожание этих товаров на китайском рынке может разогреть продовольственную инфляцию и в Казахстане.

За первые три квартала 2019 основу казахстанского импорта составляют телефоны ($186 млн), компьютеры ($91 млн) и другая электроника (в целом около $800 млн). Очевидно, что большая часть высокотехнологичной продукции, будь то электроника или станки, ввозятся из Китая. Перебои с поставками продукции могут привести к росту цен на отечественном рынке, а также увеличению стоимости модернизации отечественных производственных мощностей.

Даже при полном восстановлении поставок казахстанская экономика, вероятно, подвергнется инфляционному давлению. Импорт инфляции будет происходить вместе с поставками вышеуказанных товаров, увеличившихся в цене. Согласно официальному заявлению Нацбанка от 3 февраля, целевой коридор инфляции в Казахстане составляет 4-6%. Эти показатели были утверждены без учета резких изменений в китайской экономике, от которой в значительной степени зависит казахстанский рынок. Если инфляционное давление из Китая усилится, во время очередного пересмотра базовой ставки эти показатели могут быть скорректированы. Коронавирус и связанные с ним сложности мировой экономики уже названы Центробанком негативным внешним фоном.

Казахстан может извлечь из сложившейся ситуации и определенную выгоду, в частности в сфере логистических перевозок. Сейчас, когда китайские предприятия постепенно выходят из карантина, перед компаниями встает вопрос возобновления поставок. Бизнес желает не только восстановить прерванные связи, но и наверстать упущенное. Например, выполнить отложенные контракты по поставкам товаров. И в качестве возможных маршрутов поставок могут рассматриваться и трансконтинентальные железные дороги, где Казахстан является одним из основных транзитных центров. К плюсам трансконтинентальных путей можно отнести быстроту доставки товаров. Учитывая желание быстро нарастить объемы поставок, это может стать определяющим аргументом в пользу железных дорог.


Пандемия привела к остановке деятельности во многих сферах, так как вирус продолжает распространяться по всему миру и уже привёл к гибели многих людей.

Хроника борьбы с COVID-19

Казахстан придерживается проактивной позиции в противодействии эпидемии: государство правильно и своевременно оценило опасность.

С самого начала распространения COVID-19 в конце января правительство Казахстана отслеживало глобальную ситуацию и готовилось к любым потенциальным угрозам здоровью населения. Специальная правительственная комиссия по противодействию новой эпидемии заранее разработала план действий по защите граждан. С февраля Казахстан начал закрывать государственные границы с отдельными странами с высокой эпидемической опасностью, и всем гражданам было рекомендовано избегать поездок за границу.

Учитывая неопределённую и непредсказуемую ситуацию в мире, правительству Казахстана пришлось принять новые упреждающие меры для защиты своих граждан. Поэтому 15 марта президент страны Касым-Жомарт Токаев ввёл чрезвычайное положение на территории республики, поставил ограничения на въезд, а также на выезд с территории Казахстана для всех лиц за исключением дипломатов и иностранцев, направляющихся по приглашению правительства и на определённых условиях.

Кроме того, указом объявлены карантинные меры, которые приостанавливают деятельность торговых и развлекательных центров. Детские сады, школы и университеты были закрыты по рекомендации медицинских специалистов.


23 марта президент Казахстана выступил на заседании Государственной комиссии по вопросу чрезвычайного положения. Чтобы предотвратить дальнейшую волну заражения, президент Токаев ввёл усиленные карантинные меры. И благодаря введению более строгих мер была обеспечена дополнительная защита медицинских услуг в стране, снижена угроза здоровью граждан, наиболее подверженных негативным последствиям заболевания.

К настоящему моменту Казахстан, несмотря на длинную сухопутную границу с Китаем, где были выявлены первые случаи заболевания, менее подвержен негативным последствиям заражения. На самом деле, когда правительство объявило о введении ЧП, в Казахстане были всего лишь несколько подтверждённых случаев COVID-19. Однако, как показал опыт других стран, несмотря на малое количество заражённых, необходимо было принимать строгие профилактические меры. Готовясь к кризису, президент Казахстана поручил Министерству здравоохранения взять под контроль готовность медицинских учреждений и оборудования с учётом наиболее радикальных последствий пандемии. Подобные шаги должны были обеспечить готовность медицинских служб к любой ситуации.

К сожалению, как и следовало ожидать, в двух крупнейших городах Казахстана — в столичном Нур-Султане и самом густонаселённом Алматы — выросло число подтверждённых случаев заражения. По этой причине Касым-Жомарт Токаев пошёл на решительный шаг, закрыв эти два города на карантин с 22 марта. Наряду с ограничением передвижения людей и автомобилей власти сократили количество общественного транспорта на дорогах, дали указание общепиту переходить на службу доставки. Цель этих мер — приостановка распространения заболевания в другие части страны и, как следствие, спасение жизней и предотвращение кризиса здравоохранения. Для соблюдения правил физической изоляции в Нур-Султане и Алматы глава государства заявил о применении определённых санкций в отношении нарушителей условий карантина, в данном случае — о наложении штрафов.

Правительство уделяет особое внимание безопасности и здоровью граждан. В период подобного чрезвычайного положения важно не позволить преступности воспользоваться кризисом. Поэтому 23 марта президент Казахстана объявил о мобилизации всей полиции страны. В дополнение к этому Токаев призвал жителей к содействию и совместной работе для защиты лиц, оказавшихся в группе риска.

Эффективная помощь

Также президент Токаев объявил о региональном мониторинге объёмов и наличия социально значимых товаров с целью защиты населения от скачков цен. Акимы (главы регионов) будут координировать межрегиональный поток таких товаров, чтобы устранить дефициты на местах и предотвратить паническую закупку товаров первой необходимости.

Правительством Казахстана также приняты конкретные меры для поддержки финансового сектора. Согласно решению президента, государство выделяет 10 млрд долларов США на антикризисные меры по всей стране, не считая уже имеющихся налоговых льгот и поддержки на местах. Из них 740 млн долларов США пойдут на меры по увеличению занятости. Врачи, сотрудники полиции и другие специалисты, занятые на передовой в борьбе с коронавирусом, а также люди, потерявшие доход в связи с кризисом, получат бонусные выплаты в размере одной месячной заработной платы.


Новая реальность

В своём выступлении 23 марта Касым-Жомарт Токаев подчеркнул необходимость поддержки предпринимательства в борьбе за сохранение экономического баланса. Для того чтобы поддержать предприятия, принято решение о приостановке выплат МСБ по банковским кредитам на период действия чрезвычайного положения, а также дана отсрочка на уплату всех видов налогов и других обязательных платежей на период до трёх месяцев. Были объявлены новые меры по снижению фискальной нагрузки на бизнес. Это приведёт к увеличению сроков налогообложения и устранению репрессивных проверок. Такое снижение должно позволить предприятиям принимать эффективные решения и нести ответственность за свою коммерческую деятельность. Кроме того президент Казахстана объявил о выделении 1,5 млрд долларов США на кредитование оборотных средств малого и среднего бизнеса.

В разных уголках мира имели место случаи массовой паники из-за отсутствия прямой связи и достоверной информации со стороны правительств. Чтобы защитить граждан Казахстана от подобной опасности и негативных последствий слухов, президент уполномочил Министерство информации и общественного развития проводить ежедневные брифинги для населения. Для распространения информации создан сайт, на котором публикуется вся актуальная и достоверная информация о ходе борьбы правительства с распространением вируса.

Таким образом, несмотря на расположение страны вблизи крупных очагов коронавируса в Евразии, своевременные и активные действия правительства Казахстана привели к относительно небольшому числу инфицированных граждан и полному контролю над эпидемией COVID-19.

Казахстан всегда стремился к более тесному региональному и глобальному сотрудничеству. Пандемия обнажила насущную необходимость совместной работы государств. Надо надеяться, что правительства всего мира будут тесно сотрудничать в борьбе с пандемией и, как только кризис закончится, продолжат совместную работу для решения других глобальных проблем. Возможно, это станет положительной точкой отсчёта в такое непростое время.

Кабинет министров под председательством Аскара Мамина провел специальное совещания по поручению Касым-Жомарта Токаева

НУР-СУЛТАН, 26 янв — Sputnik. Казахстан ввел временное приостановление работы на международном центре приграничного сотрудничества (МЦПС) "Хоргос" и усилил санитарно-эпидемиологический и миграционный контроль на границе с Китаем, сообщает Sputnik Казахстан.

Такие меры были согласованы в ходе совещания правительства по вопросу недопущения распространения коронавируса и предупредительным мерам на территории Казахстана.
По информации пресс-службы правительства, о ситуации и мерах реагирования главе Кабмина доложили министр здравоохранения Елжан Биртанов, министр индустрии и инфраструктурного развития Бейбут Атамкулов, министр культуры и спорта Актоты Раиымкулова, первый заместитель министра иностранных дел Шахрат Нурышев, главный санитарный врач Казахстана Жандарбек Бекшин, директор пограничной службы КНБ Казахстана Дархан Дильманов, а также руководство Алматинской и Восточно-Казахстанской областей, граничащих с Китаем.

"Президент Касым-Жомарт Кемелевич Токаев поручил принять решительные организационные меры по недопущению распространения коронавируса из Китая на территории Казахстана", - сказал на совещании Аскар Мамин.

Президент Казахстана написал на своей странице в Twitter, что дал соответствующее поручение правительству.

Правительству поручено принять решительные организационные меры по недопущению распространения коронавируса из Китая на территории Казахстана.

​По итогам совещания глава правительства дал поручение принять следующий комплекс предупредительных мер.

  1. Усилить санитарно-эпидемиологический и миграционный контроль в пунктах пропуска на государственной границе, в том числе на объектах воздушного, автомобильного и железнодорожного транспорта.
  2. Установить медицинское наблюдение за всеми лицами, прибывающими из КНР, по месту их проживания.
  3. Обеспечить готовность медицинских учреждений к оказанию необходимой помощи населению в случае ухудшения эпидемиологической ситуации.
  4. Ограничить выезд в Китай в служебные командировки, а также рекомендовать воздержаться от поездок по частным делам и в туристических целях.
  5. Приостановить действие режима 72-часового безвизового пребывания на территории Казахстана для транзитных пассажиров из КНР.
  6. Временно приостановить работу казахстанской части МЦПС "Хоргос".
  7. Активизировать работу с казахстанскими гражданами, находящимися на территории КНР, в целях оказания им консульской и иной помощи.
  8. Государственным органам организовать необходимое взаимодействие с соответствующими государственными структурами КНР и других заинтересованных стран с целью координации действий по предотвращению распространения коронавирусной инфекции.
  9. В случае необходимости обеспечить экстренную эвакуацию казахстанских студентов и других граждан РК, находящихся в городе Ухань КНР.
  10. Создать межведомственную комиссию под председательством заместителя премьер-министра Бердибека Сапарбаева, которой поручено подготовить план действий по недопущению распространения коронавируса в Казахстане.

О вспышке пневмонии неизвестного происхождения в Ухане стало известно 31 декабря. Как выяснили эксперты, возбудителем заболевания стал новый тип коронавируса - 2019-nCoV.

Первые заболевшие имели отношение к рынку морепродуктов, предполагается, что источником вируса могли стать змеи, которых в Китае часто употребляют в пищу. Позже стало известно, что вирус передается от человека к человеку. Россия и США планируют вывезти своих граждан из китайского Уханя Случаи заражения зафиксированы и за пределами Китая, в частности, в Таиланде, Японии, Южной Корее, США, Вьетнаме, Сингапуре, Непале, Франции, Австралии, Малайзии и Канаде.

По состоянию на воскресенье, 26 января число жертв нового коронавируса в Китае достигло 54 человек.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.