Дефицит одежды и обуви из за коронавируса


Обвал цен на нефть, курса рубля и фондовых рынков — не последние сюрпризы для российской экономики. Уровень благосостояния населения и малого бизнеса в нашей стране обещает понизить еще и обязательная маркировка товаров широкого потребления. В этом уверены саратовские предприниматели. По их мнению, тотальная слежка за товарооборотом со стороны государства приведет к переделу рынка, массовому банкротству небольших предприятий, дефициту одежды, обуви и других товаров, а также к росту цен.

Матчасть

Обязательная маркировка — это инструмент, с помощью которого государство намерено следить за тем, что производится и как продается в России. Все должно быть учтено, посчитано и измерено. Потому что сейчас, в мутной воде, государство не видит, сколько денег проплывает мимо казны. Но подозревает, что много. По самым скромным оценкам, бюджеты всех уровней не дополучают больше 20 миллиардов рублей в год.

Ответственность предусмотрена разная, вплоть до уголовной, и для всех — продавцов, производителей, импортеров, перевозчиков. Согласно ст. 15.12 КоАП, физлицам, решившим производить или продавать товар, который в обязательном порядке должен маркироваться, за отсутствие маркировки грозит штраф от 2 до 4 тысяч рублей. Штраф для юрлиц — от 50 до 300 тысяч рублей, для должностных — от 5 до 10 тысяч. Весь немаркированный товар при этом конфискуется.

В Уголовном кодексе РФ есть отдельная статья для тех кто нарушает правила маркировки и сертификации. В ней предусмотрена ответственность не только штрафами, но и реальным сроком лишения свободы. Правда, сейчас в УК РФ вносятся поправки. Нарушителей обязательной цифровой маркировки наказывать будут только рублем. Но конкретные суммы штрафов еще не названы.

В чем подвох?

Главная проблема в том, что система маркировки, которую бодренько внедряют в неподготовленный российский рынок, грозит превратить его в хаос. Понимающих, как она будет работать, в российской бизнес-среде единицы. В Саратовской области одним из немногих экспертов в вопросах маркировки является индивидуальный предприниматель из Калининска Юрий Почтарев. Разобравшись в теме сам, он пытается помочь разобраться другим.

Предприниматель рассказал, что еще в 2018 году начал обращаться во всевозможные инстанции в надежде, что маркировку отменят или хотя бы внесут в нее коррективы, учитывающие реальное положение и уже сложившиеся на рынке процессы.


Для потребителей главным последствием маркировки, скорее всего, станет цена. И возможно отсутствие на рынке многих привычных товаров.

Практически все предприниматели, которые вынуждены будут играть по новым правилам, говорят о том, что маркировка вызовет рост цен. И производителям, и продавцам придется приобретать оборудование для нанесения цифровых кодов и их считывания, покупать сами коды и программное обеспечение для возможности работать в общей системе учета, обучить сотрудников в ней работать и многое другое. Эти затраты лягут в конечную цену, как бы не убеждали в обратном инициаторы проекта маркировки.

Это все меняет

1. Налоговый режим

Продавцы маркируемых товаров лишаются права использовать льготные налоговые режимы. Вернее уже лишились. С 1 января 2020 года им нельзя применять единый налог на вмененный доход (ЕНВД) и патентную систему налогообложения (ПСН). Тех, кто не успел до января перейти на другой налоговый режим, ФНС автоматически переводит на общую систему налогообложения.

По словам Юрия Почтарева, большинство предпринимателей к этому просто не готовы. Одни не успели понять, что от них хотят, в том числе и со сменой налогового режима (допускается раз в год до начала следующего налогового периода). Другие отказываются верить в то, что все серьезно, и потому ничего не делают, чтобы себя обезопасить.

2. Процессы и схемы

В первую очередь с рынка уйдут перекупщики. По наблюдениям Юрия Почтарева, такие предприятия уже начали сворачивать свою деятельность.

4. Иностранные поставщики

Бизнесмен отмечает, что Россия, внедряя систему маркировки, фактически заставляет производителей из других стран менять свою производственную политику, свои бизнес-процессы.

Другой вариант — клеить коды прямо на таможне, при ввозе груза. Такая услуга якобы уже оказывается, но она платная. Как говорят предприниматели, еще пару месяцев назад такая услуга стоила примерно 6 долларов за один код. При этом гарантий, что специально обученные люди ничего не перепутают при нанесении маркировки — нет. Но зато, мол, с уверенностью можно сказать, что эти расходы тоже лягут в конечную стоимость товара.


Так выглядит маркировка

Не ждать, а готовиться

Саратовские предприниматели намерены приспосабливаться к новым условиям. Говорят, иного выхода нет. По их мнению, приспосабливаться будет и зарубежный бизнес. Китай, Индия и Иран, дескать, откликнутся первыми, так как российский рынок товаров широкого потребления очень нужен этим странам. Есть вероятность, что они не просто подстроятся, но и внедрят похожую систему на своих территориях.


Паника вокруг коронавирусной эпидемии постепенно начала спадать, однако поставщики не торопятся с возобновлением импорта и поставок в прежних объёмах. Удара ожидают сразу в нескольких секторах экономики.

Прощай "Петрович" и "Леруа"?

Весна — сезон ремонтов по всей России. Жители новостроек торопятся успеть к лету, а все остальные стараются не отставать и пытаются обновить собственное жилище, пока тепло и есть немного времени. Правда, местное, локальное производство самых ходовых товаров к эпидемии коронавируса в Китае может быть не готово. Всё дело в том, что большая часть недорогих сухих строительных смесей, крепежа и многого другого производится именно в Китае.

Директор строительной компании Иван Пепеляев отметил, что оптовые заказы крупными партиями из КНР, когда речь идёт об одном или нескольких контейнерах с грузом, уже подорожали примерно на 10%.

— Раньше заградительные пошлины на древесину были немаленькие в Китае, сейчас к этому прибавилось и снижение складских остатков. К примеру, если нужно будет вывезти пять-шесть контейнеров с паркетом, чтобы потом его здесь продать заказчику и сразу использовать, можно столкнуться с тем, что в середине весны — начале лета паркет либо вырастет в цене, либо доски с нормальным качеством просто перестанут возить. Будут ли готовы наши поставщики заместить китайские объёмы? Возможно, но быстро сделать это нельзя.

Директор строительной компании

По мнению строителей, если эпидемия коронавируса в Китае повлияет на работу крупных производств, с рынка на какое-то время могут исчезнуть вакуумные стеклопакеты из Китая. Те самые, из которых большинство застройщиков создаёт дешёвое и относительно качественное остекление для многоквартирных домов. Специалисты по снабжению строительных компаний отмечают, что такие сложности заставят обратиться за решением к локальным поставщикам, однако даже несколько сотен заказов у разных поставщиков не решат проблемы.

Ведь всё сырьё, включая профили, саморезы, герметики, специальные термоусадки и многое другое производитель закупает в Китае. Исключение составляют лишь сухие строительные смеси. Значительное количество этого отделочного материала производится в Китае, однако в странах Европы также научились поставлять стройматериалы в товарных количествах.


Крупные строительные гипермаркеты закупают крепёж, клеящие составы и даже древесину, медные и алюминиевые провода, оплётку для проводки, реле, обычные бытовые выключатели и розетки и многое другое именно в КНР. Местные производители, по словам менеджеров по снабжению в строительных компаниях, занимают незначительную долю во всех секторах: от производства сантехники до крепёжных элементов. Однако могут в случае необходимости нарастить объёмы поставок. Останавливать производство полностью китайские поставщики не планируют, но, если понадобится, российские производители будут готовы перехватить объёмы. Однако закупщики отмечают, что все производители вне зависимости от геолокации (будь то даже Белоруссия и страны Восточной Европы) напрямую закупают сырьё в том же Китае, и что будет в случае прекращения поставок — не может спрогнозировать никто.

Поставщики мебели из Китая тоже настороже. В телефонном разговоре с одной из компаний, занимающейся импортом китайских стройматериалов в Россию, говорится, что в Китае ожидают вторую волну коронавируса, но поставщики даже в этой ситуации не прекращают работать полностью.

Кроме того, могут быть серьёзно сокращены поставки дешёвых металлических и ПВХ-труб, фитингов и соединителей, которые также производятся в Китае. Если ситуация будет развиваться по самому плохому сценарию, то многие желающие поменять или провести отопление останутся без доступных материалов. Помимо этого, кровельные элементы, а также металлопрокат в больших количествах закупаются у китайских поставщиков для дальнейшей продажи во всех регионах России. Что будет с поставками и продажами в случае остановки заводов в Поднебесной, продавцы металла спрогнозировать не могут.

Под угрозой "АвтоВАЗ"?


Оптимизация вынудила многих автопроизводителей перенести производство автомобилей в КНР много лет назад. Однако теперь на фоне масштабных "выходных" ради профилактики от коронавируса производство, продажи, и, как следствие, прибыль автопроизводителей находятся под угрозой. Поначалу казалось, что российских автопроизводителей это не затронет, однако 10 февраля СМИ сообщили о том, что завод Nissan в России может приостановить выпуск автомобилей в марте из-за дефицита запчастей. В пресс-офисе другого японского автогиганта — Toyota — отказались комментировать слухи о возможной приостановке поставок запасных частей из стран, в которых бушует эпидемия коронавируса.

Объёмы импорта запчастей для иномарок более-менее понятны, однако под угрозой совершенно внезапно и неожиданно оказались российские автомобильные заводы. В январе 2020 года глава КамАЗа Сергей Когогин сообщил о возможном сокращении выпуска автомобилей из-за вспышки коронавируса в КНР. Если эпидемия продолжится, то у компании могут возникнуть проблемы с закупкой комплектующих, производимых в Китае. По итогам совещания на КамАЗе приняли решение, что в случае необходимости могут быть произведены корректировки модельного ряда для производства. Также автозавод начнёт проводить превентивную работу с поставщиками комплектующих и поиск альтернативных производителей в случае неспособности поставщиков выполнить контрактные обязательства.

Примерно так же обстоят дела и на "АвтоВАЗе". И хотя в пресс-релизах завод позиционирует себя как производителя с полным технологическим циклом, автомобили, собранные в Тольятти, комплектуются реле и переключателями, собранными либо напрямую в КНР, либо из китайских же комплектующих, импортированных в Россию и собранных в блоки локальными поставщиками. В этом списке не только цепи и электрические изделия, но и резиновые уплотнители, патрубки и шланги, а также хомуты и другие автомобильные соединители.

Не одеты, не обуты


Китай — один из главных поставщиков для российской текстильной и обувной промышленности и по совместительству крупнейшая производственная площадка для таких гигантов спортивной одежды, как Nike, Adidas, Puma и многих других. Помимо Китая заводы крупнейших спортивных брендов расположены в Индонезии, Сингапуре, Вьетнаме, Тайване и много где ещё, и во всех этих странах планируются ограничительные меры в связи с распространением коронавируса. Оперативно подтвердить наличие проблем с поставками у представителей брендов в России не удалось, однако сотрудники магазинов утверждают, что им ничего не известно о нарушении логистических цепочек и выходе из нормального графика поставок. Складских запасов достаточно, чтобы бесперебойно (даже с возросшей нагрузкой) продавать обувь и одежду следующие три месяца, однако поручиться за нормальные и непрерывные поставки кожи и ткани дальше не может никто.


Юрист-международник, доцент РАНХиГС Кира Сазонова отметила, что в целом с учётом того, что эпидемиологическая ситуация внутри Китая стабилизировалась, можно ожидать весьма серьёзный, но не критический удар по китайской экономике. По словам Сазоновой, российско-китайские торговые отношения с учётом их роста последние пять лет по объективным причинам вряд ли продолжат развиваться настолько стремительно, однако никакого краха не предвидится. Безусловно, наиболее неприятные последствия ощутят на себе представители мелкого и среднего бизнеса, особенно на Дальнем Востоке.

Если же брать в целом те сферы российско-китайской торговли, которые в контексте эпидемии являются наиболее уязвимыми, это продукты питания, автомобилестроение, мелкая электроника. Кроме того, неизбежно пострадают сфера авиаперевозок и туризм. Вероятнее всего, отдельные предприятия предпочтут диверсифицировать логистику и торговые поставки, связанные с Китаем.

Юрист-международник, доцент РАНХиГС

По словам эксперта, поиск новых поставщиков может существенно подстегнуть экономику в тех странах, которые за время эпидемии смогут предложить достойную замену китайскому импорту.

Однако главная боязнь россиян — это дефицит смартфонов и вообще любой бытовой электроники. Остаться без iPhone или нового гаджета Samsung гораздо страшнее, чем без китайской спортивной обуви. Руководитель кластера e-commerce в РАЭК Иван Кургузов отметил, что представить себе "дефицит смартфонов" и ситуацию, когда устройств на всех не хватает, а в очередях за смартфонами плачут женщины и дети, невозможно.

— Я не думаю, что в Китае всерьёз остановят заводы электроники. Им много кто дышит в спину, и несколько месяцев простоя могут обернуться потерями рынков. Это, увы, не самолёты, которые можно пару лет подождать, пока там Boeing определится, будет он делать новый самолёт или модернизирует 737.

Руководитель кластера e-commerce в РАЭК

По словам Кургузова, в России на складах готовой электроники более чем достаточно. Только она будет у ретейлера, а не у беспошлинного безналогового "Алиэкспресса". И это может повлиять на общую структуру продаж. Правда, есть вероятность, что производство может быть перенесено в Индонезию и Африку, но быстрым такой переход не может быть в принципе. А вот сервисные организации, в задачи которых входит ремонт бытовой техники, уже ощутили на себе подорожание компонентов. Но тут, по словам директора одного из сервисных центров Андрея Зотеева, вопрос не в производстве, а в реакции поставщиков на ситуацию с коронавирусом.

— Многие поставщики на фоне эпидемии сразу подняли цены без объяснений. Нет никаких задержек, логистика не нарушена. Просто как причину используют. Мы уже думаем о том, чтобы не с российскими партнёрами по опту работать, а напрямую с Китаем.

Директор сервисного центра

Исходя из данных, которые удалось получить от компаний в разных сферах, паника наносит существенно больше ущерба, чем реальное замедление темпов производства. Однако китайский бизнес и промышленность сильно зависимы от решений властей. И вторая волна коронавируса может спровоцировать приличный экономический кризис.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.