Чэнду китай коронавирус поставки вольво

Какие производители бегут от китайского коронавируса, сколько автокомпаний работает в эпицентре заражения, какие автомобили перестанут выпускать и как это угрожает российскому рынку – Autonews

В Китае обнаружен смертельный вирус, вакцины от которого пока нет. Общее число заболевших в стране превысило 4,5 тыс. человек, более сотни скончалось. По мнению главы специальной экспертной комиссии госкомитета по вопросам здравоохранения КНР Чжуна Наньшаня, пика эпидемии следует ждать через 7–10 дней. Помимо Китая заражения фиксировались в Японии, Германии, Макао, Тайване, Таиланде, Японии, Южной Корее, США, Канаде, Вьетнаме и Австралии.

Центр эпидемии — город Ухань провинции Хубэй, который уже закрыли на въезд и выезд. В самом городе остановлен общественный транспорт и запрещен проезд личных автомобилей, для перемещения граждан работают 6 тыс. такси. Всего власти Китая заблокировали уже 17 городов с населением более 50 млн человек.

На данный момент большинство производственных площадок в Китае не работает в честь лунного Нового года, который начался в прошлые выходные. Возобновить работу компании должны были 3 февраля, но далеко не все готовы вновь запустить заводы из-за вируса. Уже сейчас некоторые производители собираются продлить каникулы до 10 февраля и позже, что приведет к сильному падению продаж на местном рынке. Об остановке фабрик уже объявили Samsung, Apple и Johnson & Johnson.


Фото: Keystone Press Agency / Global Look Press

В Ухани и ее окрестностях расположены десятки автомобильных предприятий, которые также готовы остановить производство. Январь и февраль в Китае традиционно являются упадочными из-за праздников, но теперь в дело вмешивается коронавирус. Многие дилерские центры перестали функционировать, потому что покупатели предпочитают оставаться дома. Представители автомобильных компаний уже объявили о том, что ограничивают деятельность и вывозят из Китая иностранный персонал.

Главный автопроизводитель Ухани — крупная корпорация Dongfeng Motor, которая не только выпускает машины под своими брендами, но и имеет ряд совместных производств. В Ухани у Dongfeng есть совместные предприятия с Peugeot Citroen, Renault и Honda. Почти вся эта продукция предназначается для местного рынка.

Самое громкое заявление сделала группа PSA (Peugeot — Citroen), которая намерена вывезти весь свой иностранный персонал с трех предприятий города Ухань и его окрестностей. Автопроизводитель эвакуирует 38 своих специалистов и членов их семей. Выезд сотрудников будет происходить при содействии властей КНР и местного французского консульства. При этом во время ожидания отъезда работники PSA и их родственники будут находиться в карантине в городе Чанша.

По данным источников CNBC, компания Nissan также планирует вывезти большинство сотрудников и членов их семей из района Ухань. Японцы заявили о том, что отслеживают ситуацию с распространением вируса и находятся в контакте с сотрудниками. Renault попросила экспатов со своего завода в Ухани по возможности временно покинуть страну. Американский офис Volkswagen, заявил, что следит за ситуацией в Китае и будет принимать решения о поездках в индивидуальном порядке.

Honda эвакуирует из Китая 30 своих работников и их семьи. Для этого выделен специальный чартер. Командировки также были отменены. Однако небольшое количество специалистов остается в стране для подержания необходимых операций. Кроме того, Honda временно приостановит производство на двух мотоциклетных заводах в пригороде Шанхая. Японский автопроизводитель заявил, что не возобновит производство даже после новогодних праздников.


Фото: Keystone Press Agency / Global Look Press

Toyota, у которой нет собственных заводов в Китае, в понедельник также ввела ограничения на поездки в страну. По заявлению представителя компании Эрика Бута, производитель следит за ситуацией и просит воздержаться от поездок до прояснения ситуации. Вывозить сотрудников компании не приходится.

Крупнейший американский производитель General Motors пока не определился со своей позицией. Вопрос о возобновлении работы сборочного завода в Ухани после 2 февраля пока остается открытым. Всего у GM в Китае 15 предприятий, но пока неясно, какие из них возобновят работу после каникул. При этом GM ввел ограничения на поездки своих сотрудников в Китай, а тем, кто все-таки едет в страну, напоминает о мерах защиты.

У Ford нет заводов в Ухани, а оба производства и офисы расположены в Чунцине и Ханчжоу — в сотнях километров от эпицентра распространения вируса. Компания, согласно официальному заявлению, намерена возобновить производство в Китае 3 февраля. При этом представители Ford отметили, что будут опираться на рекомендации китайских официальных лиц. Компания так же ввела ограничения на поездки в страну.


Фото: Chen Zhenhai / Xinhua / Global Look Press

Fiat Chrysler запретил своим сотрудникам поездки сразу в 11 городов Китая. Еще в выходные компания попросила сотрудников отложить или перенести поездки до конца февраля. Исключения могут быть сделаны лишь для критически важных для бизнеса вопросов и только после консультаций с отделом безопасности. У компании два сборочных завода в Гуанчжоу и Чанше — на расстоянии около 300 км к юго-западу от Ухани.

Крупный производитель климатических систем Webasto, имеющий 11 заводов в Китае, отменил все поездки сотрудников в Китай на ближайшие две недели и объявил о двух заразившихся коронавирусом сотрудниках в Германии. Один из заболевших не был в Китае, но был инфицирован китайским коллегой, побывавшем в Ухани.

По данным Automotive News, компании Daimler, BMW, Toyota и Honda, а также и их китайские коллеги Dongfeng Motor и GAC Motor пожертвовали денежные средства в размере от 5 млн юаней (720 460 долларов США) до 26 млн юаней фондам, созданным, чтобы помочь жителям Хубэя и Ухани бороться с этой болезнью.

Ford обратился к сотрудникам своего совместного предприятия Jiangling Motors с просьбой переоборудовать 600 фургонов Ford Transit в специальные машины скорой помощи для перевозки зараженных пациентов. Два государственных китайских автопроизводителя, SAIC Motor и Beiqi Foton Motor, также собирают микроавтобусы для помощи заболевшим.

Geely, которая недавно начала строительство нового завода для производства автомобилей Lotus в Ухани мощностью 150 000 автомобилей, пожертвует крупную сумму на помощь в борьбе с вирусом. Компания обещает закупить лекарства и 250 000 медицинских масок и выделить 50 фургонов для строительства машин скорой помощи.

Наконец, сама Dongfeng пожертвовала в общей сложности 36 млн юаней (5 млн долларов) на закупку медицинских защитных средств и комплектов спецодежды, а также передала кроссоверы собственной марки для транспортировки медицинского персонала.


Пекин англосаксы хотят поставить "на счётчик" за "китайский коронавирус", Москву – за "российскую дезинформацию", а Всемирную организацию здравоохранения (ВОЗ) – за "китайскую дезинформацию".

США и Британия планируют при всей юридической ничтожности таких попыток "засудить" Китай и Россию за "китайский коронавирус" и "российскую дезинформацию", подыскивая и других "козлов отпущения" за собственную глупость и жадность. Один из них – Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ). Её финансирование США приостановили за якобы непрофессионализм и бездеятельность, и, конечно, похвалу России за оперативно принимаемые в борьбе с эпидемией контрмеры и помощь другим странам. Так, Вашингтон списал на ВОЗ вину администрации Дональда Трампа, пытавшейся долгое время преуменьшать характер угрозы, а потом принявшейся перехватывать у своих "союзников" закупавшееся теми для борьбы с коронавирусом медицинское оборудование и снаряжение – за рубежом и даже у них дома.

Очевидная цель этой суеты англосаксов, демонстрирующих просто высший пилотаж, – попытаться "отбить" хотя бы часть экономических и финансовых потерь, вызванных эпидемией, за счёт введения против Пекина и Москвы новых санкций, проучить ВОЗ (речь идёт о выпадении 400 миллионов долларов, или 15% бюджета организации), распространявшую, дескать, "китайскую дезинформацию о COVID-19".

Суть претензий к Китаю на триллионы долларов сводится к тому, что тот скрывал пришествие коронавируса от Запада и не дал ему поэтому как следует подготовиться к нависшей над миром угрозе и теперь должен, покаявшись, в денежной форме возместить огромный экономический ущерб и гибель десятков тысяч людей. Этого требуют не только в США, в суды которых уже поданы соответствующие иски, но и в Британии, власти которой – в стремлении прикрыть собственные преступную экономию на медицине и изначально несерьёзное отношение к этой угрозе – ангажировали для обработки общественного мнения, в первую очередь, бульварную прессу.


Лондонцы по-прежнему слишком беспечны. Фото: Gustavo Valiente/Keystone Press Agency/Globallookpress

Так, британская The Daily Mail в своём воскресном выпуске утверждала, что Китай должен Британии 351 миллиард фунтов стерлингов (примерно 433 миллиарда долларов), и Лондон должен преследовать Пекин через международные суды. В целом, согласно таблоиду, "с момента начала эпидемии ведущие экономики мира пострадали на 3,2 триллиона фунтов (3,95 триллиона долларов), чего "можно было бы избежать, если бы Китай был более честным". Эти цифры взяты из пристрастного "расследования" аналитического центра Henry Jackson Society.

А в США уже перешли от слов к делу. Там поданы минимум два коллективных иска против Китая за подавление информации о коронавирусе на ранней стадии эпидемии, за что Пекин должен расплатиться миллиардами долларов в качестве компенсации ущерба. Понятно, что это только начало, и вскоре суды – американские, европейские, международные – будут завалены подобными исками.

Так китайцев "отблагодарят" за то, что им удалось "поймать" и диагностировать уже гулявший по миру вирус и благодаря уникальным возможностям Уханя вкупе с драконовскими карантинными мерами быстро и с минимальным количеством жертв задавить его в своей стране. Политическая поддержка этому обеспечена, как и вынесение обвинительных вердиктов. Ведь в наше время и доказывать-то ничего не надо. Побольше эмоций, highly likely, и дело в шляпе.

Понятно, что китайцы не позволят себя шельмовать, вымогать миллиарды и триллионы, и никогда не "покаются" за коронавирус. Однако организаторов англосаксонской дезинформационной кампании эти облыжные обвинения интересуют в основном как повод для введения против Пекина санкций и ограничения китайской конкуренции, чего чисто политическими мерами добиваться не всегда удаётся. Поджоги в Англии и других странах, которые используют передовые китайские технологии, вышек 5G, якобы распространяющих коронавирус (чему могут верить только натуральные дикари), – из той же оперы.

Наказать за беспомощность Вашингтона и Лондона перед коронавирусом планируется и Россию. Этой цели служит начавшаяся в США и подхваченная в Британии пропагандистская кампания, одним из последних выстрелов по России в которой стала абсолютно циничная статья в газете The New York Times, в которой Кремлю приписали развал американской науки, эпидемии, беспрецедентную подрывную деятельность в США. Издание обвинило президента России Владимира Путина в "десятилетней дезинформации в сфере здравоохранения", которая "посеяла панику в США". Всё это время "агенты" Путина всячески "дискредитировали Запад", "насаждали и распространяли идею о том, что вирусные эпидемии, включая вспышки гриппа, Эболы и теперь коронавируса, были вызваны американскими учеными", "стремились подорвать веру в безопасность вакцин", "изображали американских чиновников преуменьшающими опасность и создающими серьёзную угрозу общественной безопасности".


США впереди планеты всей по числу заражённых и умерших от коронавируса. Фото:Michael Nagle/Xinhua/Globallookpress

"Путин упорно работал над тем, чтобы заставить американцев рассматривать прививки как опасность, а федеральных чиновников здравоохранения – как злонамеренных", – утверждает газета. Она делает вывод, что "российская дезинформация" может "способствовать росту общественного цинизма, который подрывает влияние Вашингтона". Её не смущает даже то, что тем самым The New York Times косвенно снимает вину за происходящее с президента Трампа, которого не любит. Так как Россию американский истеблишмент ненавидит, естественно, ещё больше.

В общем, согласно газете, обильно цитирующей главу Центра глобального противодействия дезинформации Госдепа США Лею Габриэль, Москва "ухватилась за вспышку коронавируса как за новую возможность посеять хаос и раскол". Уж не российский ли "очень, очень большой самолёт" с направленной в США гуманитарной помощью она имела также в виду?

"Тревожные медицинские нарративы", продолжает издание и его эксперты, "распространяются Россией не только о патогенах и вакцинах, но и о "радиоволнах, биоинженерных генах, промышленных химикатах…". Это делается якобы с целью "не только подорвать авторитет американских чиновников, но и добиться чего-то более фундаментального: нанести ущерб американской науке, национальному процветанию".

Госсекретарь Майк Помпео уже с середины марта обвиняет Россию, Китай и Иран в распространении искажённой информации о коронавирусе, в частности, преуменьшении роли США в борьбе с эпидемией. Создаётся полное ощущение, что американцы пытаются, кому надо, заткнуть рот и путём угроз хотят вынудить отказаться от комментариев, идущих вразрез с американской позицией.

Этому вторит, повторим, ангажированная британская пресса, компенсирующая недостаточную активность на этом фронте правительства Её Величества, глава которого – Борис Джонсон – угодил в больницу с коронавирусом и был лишь недавно из неё выписан.

Зато отставной полковник британской военной разведки Филип Ингрэм отвязно пугает обывателя на страницах таблоида Daily Star российскими "информационными бомбами" и замаскированными под врачей офицерами ГРУ, которые вербуют агентов и стремятся вызвать "хаос на Западе".

Это, видимо, они добились того, что за последние шесть лет, как показало честное расследование газеты The Guardian, стратегические запасы средств индивидуальной защиты в Британии на случай эпидемии сократились почти на 40%, а Лондон трижды отказывался от участия в общеевропейских схемах закупок медицинских масок, халатов и перчаток, которые стали сейчас дефицитом.

Зачем создаётся в Британии этот ядовитый информационный шум? Чтобы подготовить почву для введения новых санкций против России и бороться уничтожением умело направляемыми, обезумевшими от нагнетаемого властями страха людьми вышек 5G с конкуренцией со стороны Китая.

"Всё идет по одному и тому же сценарию. В 2003 году представили 3G – появилась атипичная пневмония, потом в 2009 году, когда представили 4G, – была вспышка свиного гриппа, и сейчас, в 2020 году, – 5G, и у нас коронавирус!", – бьёт тревогу известный боксёр Амир Хан. И такие "фейковые новости" официального протеста в Британии не вызывают. Ведь это как раз то, что нужно.

Поэтому будем бдительны: нельзя давать себя одурачить, иначе мы никогда не расплатимся за чужие грехи.

Историки уже давно обратили внимание на любопытную закономерность: когда взаимодействуют рынки и культуры разных стран и народов, когда происходит обмен технологиями и начинает развиваться торговля, одновременно с товарами и знаниями происходит и обмен… болезнями. По тем же самым дорогам, по которым везут товары и технологии, за ними по пятам следуют и болезни. Эта закономерность неоднократно повторялась с незапамятных времен. Можно сказать, со времен Шелкового пути. Сейчас она произошла вновь, только уже с новым Шелковым путем, как иногда называют BRI.

Пандемии прошлого, к примеру, Юстинианова чума (VI век), считающаяся первой пандемией в истории человечества; Черная смерть, Восточноазиатский грипп 50−60-х гг., атипичная пневмония и ближневосточный респираторный синдром прекрасно иллюстрируют, как люди, торгуя, совершая паломничества, путешествуя в научно-исследовательских или развлекательных целях, переезжая с одного места на другое для того, чтобы повидать родных и друзей, разносили патогенные микроорганизмы, менявшие ход истории.

Сейчас очередной критический случай обмена технологиями, идеями и товарами. Причем, интенсивность и скорость протекания таких обменов достигла в наши дни максимума, невиданного в истории планеты. Этим во многом и объясняется огромная скорость распространения эпидемии коронавируса Covid-19. Согласно компьютерной модели, созданной специалистами Центра безопасности Джонса Хопкинса в области здравоохранении, болезни типа коронавируса могут охватывать всю планету в течение шести месяцев и убить за полтора года порядка 65 миллионов человек.

Директор сингапурской инвестиционной компании Atlantic Partners Asia Арв Сридхар считает, что вирус может поменять акценты в работе китайских фирм.

Спад в инвестициях и в консолидации уже вложенных в проекты средств, начавшийся еще до начала эпидемии коронавируса, получил в первые месяцы 2020 года дополнительный импульс от почти полной временной остановки второй экономики планеты.

Американский институт предпринимательства (AEI) и Heritage Foundation проанализировали приблизительно 3600 наиболее крупных транзакций китайских компаний после 2005 года и пришли к выводу, что инвестиции китайского бизнеса за границей в прошлом году составили всего лишь $ 68,4 млрд. Это самый низкий результат за десятилетие. Снижение по сравнению с 2018 годом составило 41%. Правда, следует иметь в виду, что официальный Пекин приводит куда более высокие цифры по заграничным инвестициям китайского бизнеса в 2019 году — $ 124,3 млрд.

Под угрозой многие миллиарды долларов и годы планирования

Работа остановилась в Китайско-пакистанском экономическом коридоре (CPEC), стоимость проектов которого оценивается более чем в 60 млрд долларов; в камбоджийской Сихануквильской особой экономической зоне (SSEZ), на большой угольной электростанции Пайра в Бангладеш. Приостановлены или отложены многочисленные проекты на Шри Ланке, в Индонезии, Малайзии, Мьянме и других странах.

Поскольку родиной нынешней пандемии так же, как большинства пандемий прошлого, является Китай, то больше всего от коронавируса досталось проектам в странах, граничащих с ним или расположенных от него на незначительном удалении. Конечно, проблемы с проектами, входящими в BRI, сейчас не только в азиатских странах, но и в странах Европы, Африки, Океании и Австралии, но в Азии этих проектов и проблем больше и проявляются они из-за близости Китая нагляднее.

Карантины и ограничения на передвижения людей физически отрезали десятки тысяч китайских рабочих от строительных площадок. Эту проблему, хотя и не без потерь и издержек, еще можно было бы попытаться хоть как-то решить, заменив китайцев зачастую уступающей им в квалификации местной рабочей силой, но коронавирус разорвал еще и цепи поставок, то есть ударил по перемещению не только людей, но и товаров. Между тем, Пекин по понятным причинам обеспечивает подавляющее большинство проектов BRI в той или иной мере не только рабочей силой и финансированием, но и строительными материалами, технологиями и многим другим.

Один из высокопоставленных китайских чиновников, отвечающих за BRI, рассказал агентству Bloomberg в начале марта, что неудача в остановке распространения пандемии за границами Китая неизбежно скажется на проектах, входящих в BRI. Другой китайский чиновник уверяет Bloomberg, что влияние коронавируса на главные проекты BRI ограниченное и что серьезные задержки носят исключительно краткосрочный характер.

Задержки и прекращение работа на проектах BRI обнажили или, вернее, очередной раз подчеркнули растущую зависимость региона от Поднебесной в развитии инфраструктуры. Несмотря на то, что в самом Китае эпидемия явно пошла на спад и число заражений с каждым днем снижается, правительства стран региона, участвующих в BRI, очень боятся новых вспышек болезни. Основания для таких опасений очень весомые и их достаточно. Достаточно назвать страны, где коронавирус сейчас превратился в общенациональную проблему. Это Иран, Италия, Южная Корея и ряд других стран. Причем, список их вне всяких сомнений будет в ближайшие недели и месяцы расти. Эти страны служат наглядным предупреждением соседям Китая о том, с какой скоростью, на первый взгляд, несерьезная болезнь может выйти из-под контроля и стать угрозой целым народам и странам.

С BRI трудно конкурировать

Еще перед вспышкой эпидемии коронавируса Си Цзиньпин внес в свое детище серьезные коррективы. Он, к примеру, решил несколько понизить поставленные перед BRI задачи в связи с серьезным замедлением развития китайской экономики и нарастающей волной критики в странах-партнерах, недовольных предоставляемыми Пекином условиями и, в первую очередь, естественно, ценами.

В прошлогоднем исследовании Американо-китайской комиссии в сфере экономики и безопасности (USCESRC) говорится, что в 2019 году Пекин предпринимал огромные усилия по продвижению BRI. В исследовании подчеркивалось, что проект втягивает на китайскую орбиту десятки стран в Азии, Африке и Латинской Америке, а также отдельные государства в центре и на востоке Европы.

Американские правительственные организации типа OPIC и USAID играли важную роль в оказании помощи частным американским компаниям, которые хотят инвестировать в инфраструктурные проекты в развивающихся странах. Одними из последних примеров такой деятельности служат компании Anadarko и AES Corporation, сделавшие большие инвестиции в крупные проекты в Мозамбике и Вьетнаме соответственно. Однако бороться с китайским BRI с учетом громадных масштабов этого мегапроекта тяжело.

Не хватает рабочих и материалов

Проекты, которые остановил коронавирус, можно перечислять долго. Среди наиболее крупных, например, строительство высокоскоростной железной дороги в Индонезии со сметой $ 6 млрд, которая должна связать Джакарту с Бандунгом на индонезийском острове Ява.

По словам Дэна Сицзюня, Пекин ни в коем случае не собирается отказываться от проектов BRI и обязательно поможет восстановить их нормальную работу. Однако в тот же день министр по координации морских и инвестиционных проектов Индонезии Лухут Пандджайтан признал, что многомиллиардная высокоскоростная железная дорога между столицей и Бандунгом, которая считается одним из ключевых проектов всего мегапроета, скорее всего столкнется с существенными задержками. Свой пессимистичный прогноз он объяснил тем, что более 300 китайских специалистов, строивших дорогу, застряли в Китае или из-за карантина, или из-за ограничений в передвижении, которые власти на местах начинают медленно ослаблять только сейчас.

Госкомпания China Railway International Group, являющаяся главным подрядчиком строительства железной дороги, создала специальную комиссию, которая следит за ситуацией с вирусом. Она настоятельно советует всем китайским рабочим не возвращаться на работу в Индонезию.

По этой же причине — отсутствия китайских строителей, кстати, остановилось и строительство 510-мегаваттной плотины в местечке Батанг Тору на острове Суматра, которая по плану должна дать первые киловатты уже в 2022 году. С каждым днем все реальнее перспектива срыва сроков.

К проблемам с рабочей силой на строительстве железной дороги в Индонезии прибавились и не менее крупные проблемы со строительными материалами, как минимум половина из которых поставляется из КНР. Так что сейчас современную скоростную железную дорогу, которую в Индонезии ждут с огромным нетерпением, не только некому, но и нечем строить.

Из-за коронавируса остановлены никелево-кобальтовые проекты компаний Tsingshan Holding Group, GEM Co. Ltd. и Zhejiang Huayou Cobalt общей стоимостью $ 11 млрд.

К слову, аналитики крупнейшего индонезийского банка — Bank Indonesia сделали прогноз, что вирус Covid-19, в этом году снизит ВВП Индонезии как минимум на 0,1% от ВВП. По оценкам Министерства туризма Индонезии, убытки казны от сокращения количества только китайских туристов превысят $ 4 млрд.

По тем же причинам пандемия остановила строительство железной дороги на восточном побережье в соседней с Индонезией Малайзии, оцениваемой в $ 10,4 млрд. Из приблизительно 200 китайских рабочих на работу после затянувшихся новогодних праздников вернулись менее 10 человек. Остальные рабочие, если и захотят выйти на работу, смогут сделать это лишь после отбытия 14-дневного карантина.

В Пакистане, где особенно много проектов BRI, причем, подавляющее большинство в области энергетики и строительства, компании Engro Polymer & Chemicals Ltd. и Pakistan Oxygen Ltd. заявили о больших задержках, вызванных серьезными проблемами китайских подрядчиков в Китае.

Много новостей о задержках приходит и из Шри Ланки. Там главным проектом BRI является модернизация и расширение столичного порта, которое проводит китайская компания China Communications Construction Co. Коммерческая палата Шри Ланки сообщила, что почти половина из ста опрошенных компаний жаловалась на проблемы, связанные с распространением коронавируса. По словам генерального секретаря Строительной палаты Шри Ланки Ниссанки Виджерате, особенно сильно пострадали от пандемии проекты по строительству жилья и дорог.

Китайские рабочие, возвращающиеся в Коломбо, в обязательном порядке проходят двухнедельный карантин. Глава отдела развития и планирования расширения порта Коломбо Тулси Алювихаре утверждает, что коронавирус пока не особенно сильно затронул строительство, но на самом острове многие называют его слишком большим оптимистом.

Угольную электростанцию Payra в Бангладеш, на которой работали более 2000 строителей из Китая, должны были сдать еще в начале февраля, но, как нетрудно догадаться, не сдали. К концу февраля на работу вернулись после 14-дневного карантина менее 1% рабочих, лишь два десятка человек.

От вспыхнувшего в Китае коронавируса в итоге залихорадило всю планету. В ООН подсчитали, что потери мировой экономики, связанные со вспышкой заболевания могут составить в 2020 году около $2 трлн, темпы роста китайской экономики могут замедлиться с 6% до 4,9%. Ну, а что же китайский ритейл? Как он выживает в условиях борьбы с вирусом? И что из китайского сценария можно взять на заметку ритейлерам в России?


Планы отменяются

Еще в 2019 г. множество авторитетных западных изданий и экономистов сходились во мнении, что в 2020 г. Китай впервые сможет обогнать США и стать крупнейшим в мире розничным рынком. Действительно, по итогам 2019 г. объем розничных продаж в Поднебесной вырос на 8% и составил $5,9 трлн – тем самым китайцы забрали пальму первенства у США, где объем розничных продаж достиг только $5,4 трлн.

И ничего не предвещало беды, даже замедляющиеся темпы экономики не грозили Китаю сокращением розничного сегмента. Однако в январе весь мир поразила новость о вспышке в китайском городе Ухань пневмонии, вызванной новым типом коронавируса.

Вирус ударил по Китаю в один из самых прибыльных для национальной экономики периодов – в дни празднования Китайского Нового года (в этом году отмечали 25 января) – когда все щедро тратятся на подарки к празднику, а в страну возвращаются китайцы, пребывающие за границей.

По состоянию на 13 апреля число зараженных коронавирусом нового типа в мире превысило 1,696 млн человек. На первом месте по числу зараженных США, там 557,5 тыс. заразившихся. За США по числу подтвержденных случаев заражения вирусом следуют: Испания – 166,8 тыс., Италия – 156,3 тыс., Франция – 133,6 тыс., Германия – 127,8 тыс. В Китае зарегистрировано 83,13 тыс. заболевших. В России на данный момент зафиксировано 18 328 случаев заражения.

Около месяца – с конца января по конец февраля – китайцы со всех концов страны были вынуждены максимально ограничить любые передвижения. Ухань и десятки городов провинции Хубэй, в которых проживает больше 30 млн человек, были закрыты на карантин (всего в провинции Хубэй 60 млн жителей). Естественно, закрытие городов и ограничение поездок по всей стране сильно ударили по китайской экономике, включая сектор розничной торговли. В Китае временно закрылись сотни магазинов, супермаркетов и торговых центров, а жители ограничили себя в покупках.

Стоит отметить, что не столько вирус затормозил китайскую экономику, а Китай самостоятельно остановил свою экономику для эффективной борьбы с вирусом.


Запрет на распродажи и резкое повышение цен

Если сотрудник контактировал с заразившимися или находился в районе, где была зафиксирована вспышка, его нельзя допускать на рабочее место.

Необходимо вести учет работников и осуществлять постоянное наблюдение за их состоянием – ежедневно измерять температуру, контролировать, чтобы работники постоянно мыли руки и носили медицинские маски. Если температура сотрудника превышает 37,5°C, или у него были замечены иные симптомы, его нельзя допускать на рабочее место.

Необходимо сотрудничать с местными органами здравоохранения и сообщать о замеченных случаях нарушения условий карантина.

Если торговая точка или ресторан расположены в районах/ регионах, где крайне тяжелая эпидемиологическая ситуация (например, в Ухане), то компании должны получить специальное разрешение у регулирующих органов, прежде чем вести какую-либо деятельность.

До официального прекращения режима карантина необходимо приостановить любые масштабные рекламные мероприятия, акции, распродажи и т. д.

Запрещено резкое повышение цен на любые категории товаров.

Рекомендуется содействовать оплате кредитной картой и различными мобильными способами оплаты.


Кто пострадал, а кому выгоден коронавирус?

Как же повлиял и продолжает влиять коронавирус на китайскую розницу? Так как все силы страны направлены на борьбу с эпидемией, точных данных о количестве закрытых магазинов и объемах розничных продаж за последние два месяца китайские аналитики рынка пока не публиковали. Об уже известных тенденциях в китайском ритейле рассказал Центр розничных исследований Link Shop (联商网), который даже предоставил несколько занимательных цифр.

По оценке Link Shop, с 25 января по конец февраля большинство универмагов в материковом Китае – Jiuguang (久光百货), Parkson (百盛), Beijing Hualian (北京华联) и др. – были временно закрыты. Учитывая и так самые низкие среди всех форматов темпы роста, которые у универмагов в первом квартале 2019 г. составляли всего 0,9%, а по итогам прошлого года достигли 1,4%, ожидается, что в первом квартале 2020 года этот показатель впервые уйдет в минус.

Неутешительные новости ждут и торговые центры. Как подсчитали аналитики Link Shop, в январе 2020 г. в Китае открылось всего 26 новых ТЦ, что составляет минимальный показатель за последние 6 лет. В годовом выражении спад составил 35%. А в феврале новые ТЦ в Поднебесной и вовсе не открывались.

Резко снизился и поток покупателей, из-за чего владельцы ТЦ по всей стране начали объявлять о понижении арендной платы. На сегодняшний известно по крайней мере о 6000 тысячах ТЦ, владельцы которых официально понизили арендные ставки. Ожидается, что из-за таких арендных послаблений китайские ТЦ потеряют в сумме около 10 млрд юаней ($1,4 млрд). Также отмечается, что в снижении арендных ставок замешано и правительство, которое оказывает поддержку розничным компаниям и снижает ставки по кредитам для ритейлеров.


Самое большое и, как не парадоксально, положительное влияние коронавирус оказал на e-grocery . Объясняется это новыми временными особенностями потребительского поведения китайцев в условиях карантина. Вынужденные не покидать свои дома, люди обратились к сервисам доставки продуктов.

К заказу ритейлеры прикладывают специальную карточку, на которой указана температура тела всех людей, которые участвовали в упаковке и доставке товара (в случае доставки еды из ресторанов – температуру поваров), а также информация о дезинфекционных мерах, которые проводит склад, магазин или ресторан, откуда привезли заказ.

В первую неделю после Китайского Нового года популярный сервис доставки продуктов Miss Fresh (每日优鲜) в 4 раза увеличил количество онлайн-заказов на продукты в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. За этот период компания продала 40 млн товаров из категории продуктов питания. Наибольшим спросом пользовались яйца, овощи и мясо.

О резком росте онлайн-продаж сообщил и сервис Dada (达达) – проект лидера китайской электронной коммерции JD. Продажи свежих продуктов Dada увеличились на 215%, за 10 дней после 25 января компания продала более 15 тыс. тонн продуктов питания.

Не растерялись в новых условиях супермаркеты и гипермаркеты. Так, например, крупнейший в стране розничный оператор Sun Art Retail Group (高鑫零售), управляющий 486 гипермаркетами по всему Китаю, закрыл 4 февраля – в разгар эпидемии – 80% своих торговых точек, однако на прибыль компании это значительно не повлияло. Закрытие гипермаркетов компенсировала собственная служба доставки онлайн-заказов, которая работала через мобильное приложение и социальную сеть WeChat. Ожидается, что в первом квартале 2020 г. благодаря росту онлайн продаж их доля в Sun Art Retail Group составит 25% от всех розничных продаж против 15% в 2019 г.

Успехами в онлайн-торговле может похвастаться и другой популярный китайский ритейлер Yonghui Group (永辉超市), управляющий более 800 супермаркетами в стране. За первые 10 дней после Китайского Нового года фактический объем транзакций компании увеличился на 465%, а онлайн-продажи возросли на 600% в годовом исчислении.

Несмотря на такой успех, онлайн-торговля в Китае сталкивается с рядом трудностей, вызванной коронавирусом.

Практически всем ритейлерам не хватает курьеров, так как часть из них неизбежно остается на карантине, а часть требует большей платы за риск заражения.

Кроме того, в закрытых городах типа Уханя заблокированы многие трассы и дорожные участки, из-за чего доставить продукты даже на малогабаритных мопедах порой составляет для курьеров большую сложность.


Последствия для мирового ритейла

Не менее ощутимым коронавирус оказался и для иностранных ритейлеров, ведущих бизнес в Китае. Речь идет о международных европейских и американских торговых сетях, вынужденных закрыть в начале февраля все или большинство своих магазинов на период наиболее агрессивного распространения вируса.Наиболее сильно кризис ощутили сети ресторанов. Список таких компаний можно перечислять бесконечно, начиная от Apple, IKEA, Adidas, H&M и заканчивая Starbucks, McDonald's, KFC.

В прошлом месяце более 400 зарубежных компаний в отчетах о доходах за первый квартал текущего года указали, что быстро распространяющийся коронавирус в Китае может негативно повлиять на финансовые результаты.

В то же время главный иностранный игрок на китайском продуктовом рынке – Walmart – в отличие от Apple и McDonald's, значительного замедления своего роста не ожидает. Такое спокойствие компании, управляющей более 500 супермаркетами в Китае, объясняется долей в службе доставки продуктов Dada. Проект JD является главным доставщиком продукции Walmart в Китае, и, как было сказано, рост его продаж в феврале очень впечатляет.

Последствия коронавируса для России

Российский рынок быстро ощутил последствия эпидемии с сокращением поставок китайской продукции. Преимущественно это касается непродовольственного сектора – одежды и электроники. Так, еще в середине февраля заместитель главы Минпромторга Виктор Евтухов заявил, что России придется искать замену Китаю в легкой промышленности. В числе альтернатив он в первую очередь упомянул Южную Корею и другие страны Азии, Турцию, Италию. В связи с активным распространением вируса в Италии и Корее эти страны выпадают из списка В. Евтухова, как, вероятно, и Турция – из-за резкого охлаждения отношений между нашими странами.

С продуктовым сектором дела обстоят проще. Хотя в первые недели эпидемии в розничных магазинах Дальнего Востока ощущался дефицит ряда продуктов из-за довольно большого товарооборота с Китаем, вскоре эта проблема была решена. По оценке GfK, совокупная доля продаж китайских товаров в сегменте упакованных товаров FMCG составляет 0,2% рынка.

Не самое позитивное будущее российско-китайского товарооборота описал в начале февраля генеральный директор аналитического агентства INFOLine Иван Федяков. По его мнению, на 2020 г. Китай потерял статус стабильного и надежного поставщика товаров, предприниматели активно будут искать новых поставщиков продукции в Индии, Пакистане, Малайзии и других странах.

Однако, если учитывать нынешнюю тенденцию распространения коронавируса по всему миру, существует вероятность, что регионы Южной и Юго-Восточной Азии также охватит эпидемия. А это значит, что искать альтернативы Китаю станет гораздо сложнее, а при активном распространении болезни, этот фактор уже не будет играть ключевую роль в вопросе торговых поставок.

Вас также могут заинтересовать статьи:


McDonald’s


Starbucks

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.