Техника забора кала для бактериологического исследования при холере

Дополнительный материал к занятию

Взятие материала для диагностического исследования необходимо производить до начала лечения антибиотиками. Предпочтительнее забор нативного материала, однако при отсутствии такой возможности следует пользоваться средами-консервантами.

1. Пробы нативного материала (испражнения и рвотные массы) собирают в индивидуальное отмытое от дезинфицирующего раствора судно, на дно которого помещают меньший по размерам сосуд, удобный для обеззараживания, кипячения, или листы пергаментной бумаги, целлофана и др. Выделения в объёме 10-20 мл при помощи стерильных металлических картонных или деревянных ложек переносят в стерильную широкогорлую банку, плотно закрывают её стеклянной пробкой или корковой пробкой с пергаментной бумагой. При отсутствии банки образцы можно помещать в стерильные пробирки. В этом случае для переноса материала используют стерильные трубочки. Трубочку захватывают корнцангом, зачерпывают ею выделения, помещают в пробирку, которую затем закрывают непромокаемой пробкой.

2. В ряде случаев (у реконвалесцентов) исследуют желчь, полученную при дуоденальном зондировании.

3. От трупов лиц, умерших от заболевания, похожего на холеру, берут фрагменты верхней, нижней и средней частей тонкого кишечника длиной около 10 см. Фрагменты выделяют между двумя лигатурами, наложенными на оба конца изымаемого участка кишечника. Желчный пузырь извлекают целиком после перевязки протока.

При исследовании реконвалесцентов и здоровых лиц им предварительно дают слабительное (25-30 г сернокислой магнезии), чтобы собрать жидкие испражнения из верхней части кишечника. Пробы помещают в 1% пептонную воду. При массовом исследовании на носительство вибриона можно использовать метод группового посева, когда в один посев объединяют пробы от 5-10 человек. При положительном результате пробу проводят с каждым из обследованных.

Консерванты: 1% щелочная пептонная вода с рН 9,1, пептонная вода с теллуритом калия и др.

Исследованию подвергаются также пищевые продукты, почва, вода, смывы с различных объектов, мухи, бельё, загрязнённое выделениями больного, обитатели рек (рыбы, земноводные, раки и т.д.). Материал помещают в ведро и упаковывают в деревянный ящик. Ящик обвязывают, пломбируют и пересылают с нарочным.

Контрольные вопросы

Задания для выполнения в процессе самоподготовки

Напишите по-латыни названия возбудителей холеры, названия галофильных вибрионов, кампилобактеров (основные виды) и хеликобактеров.

Работа студента на практическом занятии

1. Окончание исследования на гемокультуру (4-й день, демонстрация). Учтите результаты на среде Олькеницкого. Поставьте реакцию агглютинации на стекле с монорецепторными сальмонеллёзными сыворотками, сформулируйте ответ. Устно перечислите признаки, по которым вы даете ответ. Запишите проделанную работу и результат в журнал.

2. Окончание исследования на коли-инфекцию (3-й день). Повторите устно ход исследования, поставьте реакцию агглютинации на стекле выделенной культуры с типоспецифическими ОВ-коли сыворотками. Учтите результат демонстрационной реакции агглютинации с живой и убитой кипячением культурой. Сформулируйте результат исследования, сделайте записи в журнале.

3. Изучение морфологии и ферментативных свойств холерного вибриона. Промикроскопируйте и зарисуйте окрашенный по Граму мазок из чистой культуры холерного вибриона. Изучите ферментативные свойства холерного вибриона по демонстрационным посевам, запишите в дневник.

4. Начало исследования испражнений на холерный вибрион. Ознакомьтесь с сопроводительной запиской, внесите данные в журнал. Изготовьте мазок из испражнений, окрасьте водным фуксином, промикроскопируйте. Посейте испражнения в пробирку с 1% пептонной водой и на чашку Петри со щелочным агаром. Запишите в журнал проделанную работу.

5. Начало исследования воды на холерный вибрион. Ознакомьтесь с сопроводительной запиской, внесите данные в журнал. Произведите посев воды: к 450 мл исследуемой воды стерильно добавьте 50 мл 10% щелочного раствора пептона; запишите проделанную работу в журнал.

6. Промикроскопируйте и зарисуйте мазок кампилобактера.

7. Разбор схемы микробиологической диагностики разных форм кампилобактериоза и хеликобактерной инфекции.

8. Изучение препаратов для диагностики, специфической профилактики и терапии кишечных инфекций. Просмотрите препараты, прочитайте этикетки, охарактеризуйте препарат: что представляет собой (сыворотка диагностическая или лечебная, диагностикум, аллерген, вакцина), как приготовлен, что содержит (антиген, антитела), для чего применяется; если препарат диагностический – что выявляется с его помощью, если препарат лечебно-профилактический – какое действие оказывает на организм; дозируется ли препарат и в каких единицах.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Государственное образовательное учреждение здравоохранения

Волжский медицинский колледж.

ПЕРЕЧЕНЬ МАНИПУЛЯЦИЙ И АЛГОРИТМЫ ИХ ВЫПОЛНЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНАМ:

Инфекционные болезни с курсом ВИЧ-инфекции и эпидемиологии для специальности 060101 Лечебное дело,

Инфекционные болезни с курсом ВИЧ-инфекции и эпидемиологии для специальности 060102 Акушерское дело,

Сестринское дело при инфекционных болезнях с курсом ВИЧ-инфекции и эпидемиологии для специальности 060109 Сестринское дело

Г.

Перечень манипуляций:

1. Техника внутрикожной диагностической пробы.

2. Техника взятия кала на бактериологическое исследование.

3. Техника взятия слизи из носоглотки на менингококк.

4. Техника взятия крови на плазмодий малярии.

5. Техника взятия крови на ВИЧ методом ИФА.

  1. Техника внутрикожной диагностической пробы.

1. Оснащение манипуляции:

Ампула с аллергеном, шприц 1,0 мл. (специально градуированный), иглы для набора аллергена и для внутрикожных инъекций, стерильные перчатки, стерильные ватные шарики, этиловый спирт 70%, стерильный пинцет, противошоковый набор, емкости с дезинфицирующими растворами.

2. Подготовка к манипуляции:

  1. Приветствовать пациента, представиться ему.
  2. Объяснить пациенту цель и ход предстоящей манипуляции, получить информированное согласие.

3. Уточнить у пациента индивидуальную переносимость препарата.

4. Вымыть руки гигиеническим способом, надеть стерильные перчатки,

  1. Набрать в шприц аллерген (при наборе из ампулы необходимо набрать 0,2 мл. препарата, а затем, удаляя воздух из шприца, выпустить излишек в ватный шарик, оставив 0,1 мл).
  2. Помочь пациенту занять удобное положение (чаще сидя).
  3. Определить место инъекции, освободив от одежды внутреннюю поверхность предплечья.

3. Выполнение манипуляции:

1. Обработать кожу внутренней поверхности предплечья двумя стерильными ватными шариками, смоченными в 70 % этиловом спирте: первым шариком – большое поле, вторым – непосредственное место инъекции.

2. Дать спирту испариться.

3. Взять шприц с иглой в правую руку, указательным пальцем зафиксировать канюлю иглы, остальными обхватить цилиндр (игла срезом вверх).

4. Обхватить левой рукой предплечье пациента снаружи и фиксировать кожу (не растягивая)

5. Ввести иглу параллельно коже под эпидермис на длину среза иглы так, чтобы он просвечивал через кожу.

6. Приподнять иглой кожу в виде “палатки”.

7. Ввести 0,1 мл. аллергена внутрикожно (на месте инъекции должна образоваться папула по типу “лимонной корочки” диаметром 0,5 мм.

8. Извлечь иглу (к месту инъекции ватный шарик со спиртом не прикладывать).

9. Спросить пациента о самочувствии.

10. Рекомендовать пациенту оберегать место инъекции от трения и попадания влаги.

11. Пригласить пациента на контроль результата через 24 – 48 – 72 часа (в зависимости от аллергена)

4. Завершение манипуляции:

1. Подвергнуть изделиямедицинского назначения однократного и многократного использования обработке в соответствии с отраслевыми нормативными документами по дезинфекции и предстерилизационной очистке и стерилизации.

3. Снять перчатки, поместить в контейнер с дезинфицирующим средством для последующей утилизации.

4. Вымыть и осушить руки

Техника взятия кала на бактериологическое исследование.

1 вариант – забор материала из прямой кишки стерильной петлей.

1. Оснащение манипуляции:

пробирка, содержащая консервантсо стерильной ректальной петлей, кушетка, клеенка, стерильные перчатки, бланк направления, штатив для пробирок, емкости с дезинфицирующими растворами, маркер.

2. Подготовка к манипуляции:

  1. Приветствовать пациента, представиться ему.
  2. Объяснить пациенту цель и ход предстоящей манипуляции, получить информированное согласие.
  3. Промаркировать пробирку (на пробирке и направлении должен быть одинаковый порядковый номер).
  4. Вымыть и осушить руки, надеть стерильные перчатки.
  5. Помочь пациенту занять удобное положение, лежа на левом боку с приведенными к животу коленями.
  6. Встать у ножного конца кровати со стороны спины пациента.
  7. Попросить пациента расслабиться.

3. Выполнение манипуляции:

  1. Раздвинуть ягодицы пациента левой рукой.
  2. Взять стерильную петлю в правую руку и осторожно ввести ее вращательными движениями на 2,5-3 см за анальный сфинктер.
  3. Осторожно вращая петлю собрать материал с крипт ануса.
  4. Осторожно извлечь петлю из прямой кишки.
  5. Не касаясь краев пробирки, опустить в нее петлю, так чтобы петля с материалом погрузилась в консервант.
  6. Плотно закрыть пробирку.
  7. Помочь пациенту встать, справиться о самочувствии.
  8. Транспортировать пациента в палату.
  9. Отправить полученный материал в бактериологическую лабораторию с направлением. При невозможности немедленной доставки в лабораторию допустимо материал, помещенный в консервант хранить в холодильнике не более 12 часов.
  10. В направлении указать: наименование ЛПУ, номер отделения, номер палаты, вид лаборатории, вид материала, первичный или повторный забор материала, ФИО пациента, возраст, дата рождения, адрес, паспортные данные, номер полиса, место работы, диагноз, дата заболевания, дата и час забора материала, дата и час отправки материала, ФИО , должность направившего материал.

4. Завершение манипуляции:

3. Снять перчатки, поместить в контейнер с дезинфицирующим средством для последующей утилизации.

4. Вымыть и осушить руки

2 вариант – забор материала из горшка ( судна).

Цель: выявить возбудителя инфекционного заболевания кишечника.

Оснащение: стерильная пробирка с консервантом, плотно закрывающаяся ватно-марлевым тампоном, в который вмонтирован стрежень с металлической петлей для забора материала, резиновые перчатки, маска, направление по форме.

1. Объснить пациенту смысл и необходимость предстоящего исследования, получить

согласие на процедуру.

2. Надеть маску и перчатки.

3. Поставить стеклографом номер на пробирке, соответствующий номеру направления.

4. Установить пробирку, содержащую консервант, в штатив.

5. Уложить пациента на левый бок, привести ноги к животу.

6. Извлечь петлю из пробирки (держать ее только за наружную поверхность ватно-марлевого тампона, плотно закрывающего пробирку).

7. Развести ягодицы пациента левой рукой, осторожно ввести петлю в анальное

отверстие, продвигая ее в прямую кишку вначале по направлению к пупку (1-2 см), затем параллельно позвоночнику, продвигая петлю еще на глубину 4-5 см.

8. Взять мазок легкими вращательными движениями со стенки прямой кишки, затем осторожно удалить петлю.

9. Опустить петлю в стерильную пробирку с консервантом, не касаясь кроев и

наружной поверхности пробирки.

11. Снять перчатки и утилизировать их согласно приказа №87 класс Б.

12. Доставить взятый материал с направлением в бактериологическую лабораторию в течение 1 часа.

Исследование кала на копрологию

Цель: получить достоверную информацию о макроскопическом, микроскопическом и химическом составе кала, пищеварительной функции желудочно-кишечного тракта.

Оснащение: чистая сухая баночка с направлением, одноразовый деревянный шпатель, резиновые перчатки, маска.

  1. Объснить пациенту смысл и необходимость предстоящего исследования, получить

согласие на процедуру.

  1. Надеть маску и перчатки.
  2. Отменить все лекарственные средства, изменяющие внешний вид фекалий и усиливающие переитальтику: слабительные, эфедрин, прозерин, каолин, бария сульфат, препараты ыисмута.
  3. Исследование не проводят после клизм, свечей, слабительных красящих веществ.
  4. За три дня до исследования необходимо избегать пищевых продуктов, содержащих железо: яйца, мясо, рыбу, икру, печень, гранаты, гречневую кашу, яблоки, зеленые овощи, помидоры
  5. Пациента готовят в течение 5 дней, назначается диета Певзнера (общая калорийность 2250 ккал) или Шмидта (общая калорийность 3250 ккал). Назначается на 4-5 дней. Анализ собирается на 3-4-5 день троекратно с учетом ежедневного опорожнения кишечника. Диета Шмидта – щадящая диета: молоко, масло, каши, белый хлеб, тощее мясо, яйца.
  6. Собрать 5-10 г кала в чистую сухую посуду без примесей мочи, гноя, крови, используя шпатель, который сразу утилизируется.
  7. Емкость с калом плотно закрыть крышкой. Доставить кал в клиническую лабораторию.
  8. В норме пищевые остатки в кале не обнаружены. Троекратное исследование даёт представление о функциональном состоянии ищеварительного тракта.
  9. Перчатки снять и утилизировать в КСБУ класса Б.

Исследования кала на простейшие и яйца глистов

Цель: обеспечение достоверного исследования кала.

Оснащение: судно, чистая сухая баночка с направлением, одноразовый деревянный шпатель, резиновые перчатки, маска, направление по форме.

1. Объснить пациенту смысл и необходимость предстоящего исследования, получить

согласие на процедуру.

2. Надеть маску и перчатки.

3. Подготовки пациента не требуется.

4. Кал собирают в чистую сухую посуду деревянным шпателем, который сразу

утилизируется, без примеси воды, мочи и дезинфицирующих веществ из разных мест

разовой порции в количестве 3-5 г.

5. Емкость с пробой кала плотно закрыть крышкой.

6. Если выделился крупный паразит, направляют всю порцию кала

вместе с паразитом.

7. Доставить кал в теплом виде с направлением в клиническую лабораторию не позднее

8. Перчатки снять и утилизировать в КСБУ класса Б.

Исследование кала на скрытую кровь

Цель: диагностика скрытого кровотечения из органов пищеварительного тракта, обеспечить качественную подготовку к исследованию, правильный сбор, хранение и доставку материала на исследование.

Оснащение: судно, чистая сухая емкость с направлением, одноразовый деревянный шпатель, резиновые перчатки, маска.

Обязательные условия:исключить попадание крови из полости рта, носовое кровотечение, кровохаркание, геморрой, менструации (всё это может дать ложно-положительный результат).

1. Установить доверительные, конфиденцальные отношения с пациентом. Обеспечить пути преодоления препятствий в общении, осознанной совместной работы.

2. Объснить пациенту (членам семьи) смысл и необходимость предстоящего исследования, получить согласие на процедуру. Сотрудничество с пациентами, членами семьи, мотивация поведения.

3. Получить соглачие пациента или его родственников на процедуру. Соблюдение прав пациента.

4. Обучить пациента правилам подготовки к исследованию: поскольку лабораторное исследование основано на обнаружении в кале железа, входящего в состав гемоглабина, из диеты исключают продукты, содержащие железо: яйца, мясо, рыбу, икру, печень, гранаты, гречневую кашу, яблоки, зеленые овощи, помидоры в течение 3-4 дней перед исследованием.

5. Объснить пациенту, что при кровотечении десен нельзя чистить зубы щеткой в течение всего периода подготовки, а только полоскать рот кипяченой водой.

6. Отменить все лекарственные средства, изменяющие внешний вид фекалий и содержащие железо и висмут в течение 3-4 дней перед исследованием.

7. Дать рекомендации, позволяющие исключить попадание крови в фекалии, в случае наличия иного источника кровотечения.

8. Собрать фекали для исследования утром (припродолжительном хранении фекалий при комнатной температуре снижается достоверность результатов).

9. Обучить пациента технике сбора кала на исследование: опорожнить кишечник в судно (без воды, вода приводит к гемолизу эритроцитов, которые могут содержаться в фекалиях), а не в унитаз; надеть перчатки перед взятием фекалий: собрать 5-10 г фекалий из трех темных участков кала в чистую сухую посуду (обеспечение достоверности результата), используя шпатель, который сразу утилизируется.

10. Емкость с калом плотно закрыть крышкой. Обеспечение инфекционной безопасности.

11. Попросить пациента повторить всю полученную информацию. Обеспечение эффективности обучения, уверенность медицинской сестры в достижении цели.

12. Доставить кал с направлением в клиническую лабораторию в течение 1 часа.

13. Перчатки снять и утилизировать в КСБУ класса Б. Обеспечение инфекционной безопасности.

14. Вымыть руки. Доставить в лабораторию ёмкость с фекалиями и направление на исследование или объяснить паценту (или его родственникам), куда и в какое время отнести ёмкость с калом и направлением. Обеспечение своевременной доставки материала. Хранение допускается в холодном месте не более 1 час и доставляется в лабораторию в любое время.

Исследование мокроты на общий анализ

Цель: обеспечить достовернасть диагностики заболеваний дыхательной системы, макроскопическое и микроскопическое исследование.

Оснащение:одноразовый контейнер с крышкой, направление в лабораторию.

Показания: заболевания органов дыхания.

1. Предупредить и объснить пациенту смысл и необходимость предстоящего исследования.

2. Обеспечить лабораторной посудой и направлением.

3. Обучить технике сбора мокроты. Предупредить, что собирают мокроту только при кашле, а не при отхаркивании.

4. Объснить, что необходимо почистить зубы утром за 2 часа до сбора мокроты и прополоскать рот кипяченой водой непосредственно перед сбором.

5. Открыть плевательницу. Откашлять и собрать мокроту в чистую плевательницу в количестве не менее 3-4 мл. Закрыть крышку.

6. Приклеить направление и доставить в клиническую лабораторию как можно скорее.

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы

Бактериологическое исследование кала – метод определения количественного и качественного состава микрофлоры кишечника. Это самый простой и относительно недорогой способ, при помощи которого можно исследовать фекалии для выяснения причины некоторых заболеваний. Бактериологический посев делается для определения возбудителей кишечных инфекций или для оценки нормального биоценоза кишечника. Минусом является срок выполнения исследования – до 6 дней.

Кому назначается анализ


Необходимость проведения данного анализа определяет лечащий врач и выписывает направление в лабораторию.

Взятие кала на бактериологическое исследование показано взрослым и детям в следующих случаях:

  • длительно протекающие кишечные расстройства (поносы, запоры, метеоризм, боли в животе);
  • подозрение на дисбиоз кишечника во время антибиотикотерапии;
  • при пищевых отравлениях;
  • при острых кишечных инфекциях;
  • пациентам с иммунодефицитными состояниями.

Как подготовиться

Для получения достоверного результата важно соблюдать правила подготовки:

  • за сутки до обследования отменить следующие препараты: противодиарейные (Смекта, Лоперамид); антибиотики и сульфаниламиды (Фуразолидон, Нифуроксазид); противоглистные (Декарис, Альбендазол, Мебендазол); слабительные (Дюфалак, Бисакодил); нестероидные противовоспалительные препараты (Диклофенак, Нурофен, Нимесулид);
  • не делать очищающие и лечебные клизмы;
  • не брать материал при кровотечении из кишечника.

Собирать фекалии для анализа нужно до начала антибиотикотерапии или через 14 дней после прекращения приема медикаментов.

Если пациент во время подготовки к обследованию принимал какие-либо медикаменты, он обязан сообщить об этом своему врачу.

Процесс сдачи

Техника забора кала на бактериологическое исследование не представляет сложностей и осуществляется в домашних условиях после самопроизвольной дефекации:

  1. Необходимо подготовить сухую стерильную емкость, куда будет помещен кал.
  2. Перед забором материала нужно помочиться для предотвращения попадания мочи в каловые массы.
  3. Обязательно провести туалет промежности и анального отверстия.
  4. С помощью специальной ложки или стерильного шпателя следует собрать из разных делянок испражнений (изнутри и с боков) необходимое количество образца (минимум 5 г, но не больше 1/3 объема баночки).
  5. Затем собранные фекалии нужно поместить в емкость и герметично закрыть крышкой.

Материал для бактериологического исследования кала можно хранить не дольше 2-х часов в холодильнике. Желательно доставить его в клиническую лабораторию для выполнения обследования в течение 40 минут. При несоблюдении условий взятия, транспортировки и хранения материала возможен рост условно-патогенных микроорганизмов в образце, что отразится на достоверности результата.

Расшифровка результатов


Биоценоз кишечника разделяют на 2 группы:

  • облигатнаямикрофлора (Bifidobacterium, Lactobacillus, E. coli);
  • факультативнаямикрофлора (Streptococcus, Clostridium, Staphylococcus, грибы Candida).

Облигатная флора – постоянные обитатели кишечника, способствующие нормальной его работе, препятствуют размножению условно-патогенных и патогенных микробов. Факультативная – составляет до 4% микробиоты, является условно-патогенной. Патогенные бактерии (сальмонеллы, шигеллы), которые попадают в организм извне, являются причиной серьезных инфекционных болезней.

Для расшифровки результатов бактериологического посева кала важно знать нормы показателей кишечной микробиоты. Также следует помнить, что ее состав зависит от возраста пациентов.

  • стимулируют иммунитет;
  • препятствуют размножению патогенных микробов;
  • вырабатывают витамины (В и К).

Нормальные показатели: 10 8 -10 11 КОЕ/г.

Лактобактерии поддерживают нормальный pH кишечника, вырабатывают вещества, направленные на борьбу с патогенами. В фекалиях они содержатся количестве 10 6 -10 8 КОЕ/г.

E. coli (кишечная палочка) участвует в расщеплении сахаров, помогает в выработке витаминов группы В, участвует в стимуляции иммунитета, вырабатывает антибиотикоподобные субстанции.

Количество типичной кишечной палочки колеблется в пределах 10 7 -10 8 КОЕ/г. Гемолитические E. coli в норме отсутствуют.

Бактероиды – анаэробные бактерии. Присутствуют в количестве 10 7 -10 11 КОЕ/г.

Количество микроорганизмов облигатной флоры снижается при:

  • несбалансированном питании;
  • приеме антибактериальных препаратов;
  • инфекционных болезнях;
  • хронических энтероколитах;
  • иммунодефиците.

Представители факультативной микрофлоры создают благоприятные условия для сахаролитических бактерий, активизируют иммунную систему. Однако их количество в здоровом организме ограничено, потому что при активном росте они способствуют возникновению ряда заболеваний.


Количественные показатели основных представителей этой части биоценоза (Staphylococcus saprophyticus, Staphylococcus epidermidis, Klebsiella, Proteus, Morganella, род Acinetobacter, род Pseudomonas, грибы Candida, клостридии) не должны превышать 10 4 КОЕ/г. Исключение составляют энтерококки, фузобактерии, пептострептококки. В норме их может быть до 10 8 -10 9 КОЕ/г.

Staphylococcus aureus (золотистый стафилококк) – должен отсутствовать в образцах кала.

К патогенным микроорганизмам относят шигеллы и сальмонеллы – в кишечнике не должно быть патогенной флоры.

Сальмонелла – вызывает острую токсикоинфекцию. Заражение происходит, если съесть мясо или яйца, которые не прошли должную термическую обработку, или выпить зараженную воду.

Шигелла – является причиной дизентерии. Пути заражения:

  • через грязную воду;
  • продукты (молоко, овощи);
  • контакт с заболевшими и зараженными предметами обихода.

Оценку результатов бактериологического исследования кала обязательно должен проводить врач.

Показания: для диагностики, обследования реконвалесцентов, у контактных.

Оснащение:

2. стерильная пробирка с петлей и питательной средой

3. стерильные перчатки

Выполнение манипуляции:

1. объяснить цель процедуры, получить согласие пациента (родителей)

2. надеть перчатки

3. предложить пациенту принять коленно- локтевое положение на кушетке (детей раннего возраста мать держит на руках)

4. взять пробирку с петлей в левую руку

5. развести ягодицы пациента левой рукой

6. осторожно ввести петлю в прямую кишку на 4-5см (у детей раннего возраста исключить вращательные движения петли)

7. осторожно вынуть петлю, поместить в стерильную пробирку с питательной средой, не касаясь стенок и ее наружных поверхностей.

8. пронумеровать пробирку

9. снять перчатки

10. вымыть и высушить руки

Примечание:

· материал должен быть доставлен в лабораторию сразу или в течении 2-х часов

· при помещении материала на холод (холодильник) время хранения увеличивается до12-24 часов

Анализ кала на яйца глистов.

Цель:Обнаружение яиц глистов.

Показания: По назначению врача.

Противопоказания: Нет.

Подготовка: Психологическая.

Приготовить:

1. Чисто вымытый, ошпаренный горшок.

2. Чистую сухую стеклянную банку с крышкой

3. Шпатель деревянный.

Последовательность действий:

1. Взять чистую сухую банку

2. Положить кусочки кала, взятого из 3-5 разных мест, не менее 10г.

3. Взятый кал отправить в лабораторию не позднее 15-20мин. после акта дефекации.

4.Уничтожить деревянный шпатель, предварительно продезинфицировав его

Образец направления

МАНИПУЛЯЦИЯ

Введение газоотводной трубки.

Цель манипуляции:

Оказание помощи ребенку при метеоризме.

Показания:

Подготовка инструментов:

Газоотводная трубка, вазелин, клеенка, пеленка.

Техника выполнения:

На пеленальном столе раскладываем клеенку и на нее пеленку, ребенка кладем на бок, ножки прижаты к животу. Конец газоотводной трубки смазывается вазелином и вводится в прямую кишку приблизительно на 5 см, под другой конец положить пеленку. Ребенок лежит до отхождения газов.

Контроль на этапах:

Необходимо следить за отхождением газов, проводить массаж живота по часовой стрелке.

Конечный результат -отхождение газов.

Последующий уход - ребенка подмыть и запеленать.

Газоотводную трубку промыть и прокипятить

Техника постановки очистительной клизмы детям.

Показания:

1. Отсутствие самостоятельного стула в течение 2-3 суток и вздутие живота.

3. Перед операцией.

Приготовить:

1. Резиновый баллон

2. Вода 22-25 /детям до 6 мес. вода берется кипяченой/

Техника постановки:

Перед употреблением резиновый баллон кипятят. Берут 50-60 мл. воды, с 3-6 мес. до 100 мл. С 6 мес. до 1 года 150-200 мл., с года 200-300мл. Ребенок лежит на левом боку с согнутыми ногами на пеленке, постланной на клеенку. Набираем воду в баллон, предварительно выпустив из него воздух. Заполнив баллон водой, поднимают наконечник к верху и осторожно выпускают из него воздух, пока не покажется вода. Затем наконечник смазывают вазелином и, раздвигая ягодицы, вводим наконечник в задний проход на 3см. и медленно сливаем баллон, пока из него не выйдет вся вода.

После этого, не разжимая баллон, вынимаем наконечник из заднего прохода, а ягодицы сжимаем рукой в течении 3-5 минут задерживая выход воды.

Промывание желудка.

Цель:Промыть желудок с лечебной или диагностической целью.

Показания: Отравления /пищевые , лекарственные/.

Оснащение: 1. Стерильный желудочный зонд, стеклянная воронка или шприц.

2. Емкость с кипяченой водой.

8. Емкость для слива.

9. Дезинфицирующие средства.

10. Емкость для дезинфекции.

Техника безопасности: Не оставлять ребенка без присмотра, строго следить за состоянием во время процедуры.

Возможные проблемы: Беспокойство, чувство страха, отказ от манипуляции.

Последовательность действий м/с:

1. Обьяснить родителям или ребенку старшего возраста смысл и ход манипуляции.

4. Подготовьте систему для промывания / смочите слепой конец зонда кипяченой водой или глицерином/.

5. Придайте ребенку положение в зависимости от возраста : р-ка первого года жизни уложите на левый бок, лицо слегка поверните вниз, ножки поднимите на 15 – 20 0 . Зонд вводите через носовой проход /носовые ходы должны быть очищены/, ребенка дошкольного возраста усадите к помощнику на колени, плотно зафиксируйте ноги и прижмите его голову к своему плечу. Ребенка старшего возраста усадите на стул, зафиксируйте при необходимости руки, закройте грудь резиновым фартуком или пеленкой.

6. Попросите открыть рот или раскройте рот шпателем или роторасширителем.

8. После попадания зонда в желудок присоедините к нему воронку /шприц/.

9. Держите воронку ниже уровня желудка, заполняйте воронку водой осторожно поднимайте воронку вверх до тех пор, пока вода достигает уровня устья воронки, затем опустите ее ниже уровня желудка так, чтобы в нее стала поступать промывные воды, вылейте воды в промывную емкость.

10. Повторите процедуру до чистых промывных вод.

11. Снимите воронку /шприц/, осторожно, но быстро извлеките зонд предварительно пережав его.

12. Освободите ребенка, уложите в постель.

13. Обработайте систему в соответствии с требованиями сан. эпид. режима.

Примечание:Кол-во жидкости для промывания желудка зависит от возраста ребенка: новорожденным 200мл, до года из расчета 10мл на месяц жизни, после 1 года – 1литр на год жизни, но не более 10 литров. Температура жидкости у детей раннего возраста 22-24 0 , у остальных комнатная /18-20/, у грудных детей используется тонкий зонд и вместо воронки шприц.

Помните:

1. Кол-во жидкости вводимой должно соответствовать кол-ву выводимой.

2. Если при введении зонда у р-ка появляется кашель, затруднение дыхания, цианоз – необходимо извлечь зонд /т.к. он попал в дыхательные пути/.

3. При появлении в промывных водах прожилок крови - прекратите манипуляции и вызовите врача.

СОСКОБ НА ЭНТЕРОБИОЗ.

Цель: обнаружение яиц остриц

Приготовить: Липкую ленту, шпатель, предметные стекла, лоток, емкость с дезинфицирующим раствором, лоток для сброса, бикс.

Выполнение процедуры:

- получить согласие родителей

- объяснить цель и ход процедуры

- вымыть и просушить руки

- уложить обследуемого пациента на кушетку лицом вниз ( ребенка раннего возраста маме на колени животом вниз, снять ползунки, памперс)

- развести пациенту ягодицы левой рукой, открывая доступ к перианальным складкам

- наложить ленту липким слоем на перианальные складки правой рукой

- прижать ленту шпателем для обеспечения полного контакта липкого слоя с кожей перианальных складок

- отделить ленту от кожи

- приклеить ленту липким слоем к поверхности предметного стекла так, чтобы свободные края ленты были завернуты на другую сторону

- разгладить шпателем ленту для устранения пузырьков воздуха и других неровностей

- поместить шпатель в лоток для сброса

- поместить стекло бикс

- отправить стекло в паразитологическую лабораторию в день отбора материала

Примечание: ребенка утром не подмывать!

ОБЩИЙ АНАЛИЗ МОЧИ

Цель: Диагностика.

Показания: По назначению врача.

Противопоказания: Нет.

Приготовить: Чистую сухую баночку 200-300 мл, направление (этикетку).


Последовательность действий:

  1. Провести гигиенический туалет наружных половых органов.
  2. Собрать мочу в баночку из средней порции струи.

ВНИМАНИЕ!

Утреннюю порцию доставлять не позже 1 – 1,5 часа после ее выделения, т.к. длительное стояние мочи ведет к изменению ее физических свойств, размножению бактерий и разрушению элементов осадка мочи.

ОБРАЗЕЦ НАПРАВЛЕНИЯ

Дата добавления: 2018-05-13 ; просмотров: 920 ;

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.