Свечение идентификация ботулизма в ультрафиолете уф фото

Данный вид исследований построен на использовании эффекта свечения (люминесценции) многих органических и неорганических веществ под воздействием ультрафиолетового излучения.

При облучении вещества какимлибо видом излучения молекулы данного вещества могут перейти в возбуждённое состояние, поглотив излучение определённой длины волны. Затем, возвращаясь в исходное (невозбуждённое) состояние, они выделяют часть поглощённой энергии в виде излучения, обычно имеющего большую длину волны.

УФ диапазон удобен для исследования тем, что люминесценция, возникшая под воздействием УФ, у многих веществ имеет длину волны видимого диапазона и поэтому воспринимается непосредственно глазом.

Видимая люминесценция под воздействием ультрафиолета даёт следующие сведения о художественном произведении, выполненном в технике темперной живописи.

Клеи, находящиеся на поверхности, под воздействием ультрафиолета выявляются яркими беловато-голубоватыми пятнами и потёками.

Желток, нанесённый на поверхность для укрепления живописного слоя, под воздействием ультрафиолета имеет слабое свечение сероватого цвета.

Олифа под воздействием ультрафиолета становится тёмной, и изображение не просматривается.

Реставрационные тонировки и записи могут выявиться на раскрытой поверхности.

Пробела на раскрытом произведении под воздействием ультрафиолета видны контрастнее (рис.25).

Пигменты. Цвет свечения, возникающий под воздействием ультрафиолетового излучения, зависит от химического состава освещаемого вещества. Таким образом, разные по составу пигменты одного цвета, не различающиеся в видимом диапазоне, под воздействием ультрафиолетового излучения дают свечение разных цветов. Например, свинцовые белила давнего происхождения имеют яркое белое свечение, современные свинцовые белила - сероватое свечение, а цинковые белила дают желтовато-зеленоватое свечение разных оттенков. Второй пример: киноварь под воздействием ультрафиолета выглядит тёмной красно-коричневой, а некоторые разновидности краплака давнего происхождения, встречающиеся под названиями "Laque (de garance", "Garance", особенно в разбеле имеют яркое люминесцентно-розовое свечение.

Надо отметить, что идентификация пигментов по цвету свечения затруднительна и не даёт достоверных результатов, так как на художественных произведениях в большинстве случаев разные пигменты присутствуют в замесе. Можно делать только предположительные выводы.

Иногда по неоднородности свечения пигментов можно обнаружить реставрационные тонировки и записи.

Покрывный лак (рис.26). Если на поверхность произведения в процессе реставрации был нанесён покрывный лак, то он может выявиться под воздействием ультрафиолета свечением сероватого, серовато-голубоватого цвета разной яркости.

Реставрационные тонировки, нанесённые поверх лака, будут выявляться тем сильнее, чем ярче свечение лака. Если лак нанесён поверх тонировок, то усиление свечения лака, связанное со старением последнего, будет уменьшать контраст между тонировками и авторским слоем.

Загрязнения. Под воздействием ультрафиолета загрязнения обычно выглядят более тёмными, чем они выглядят в видимом свете.

Угасшие надписи на обороте. Практически всегда хорошо выявляются угасшие надписи, нанесённые железо-галловыми (орешковыми) чернилами (рис.27). По данным Д.П.Эрастова хорошо выявляются угасшие надписи, содержащие соединения железа, соли хрома, свинца, ртути и др.

2.2.1.1.Оборудование

Для возбуждения видимой люминесценции на исследуемое произведение направляют поток ультрафиолетового излучения. Наблюдать видимую люминесценцию необходимо в затемнённом помещении; перед источником ультрафиолетового излучения устанавливается светофильтр, пропускающий ультрафиолетовое излучение и задерживающий видимое.

В качестве источников ультрафиолетового излучения используют ртутнокварцевые и люминесцентные лампы, так как они обладают большей мощностью.

Для выделения ближнего ультрафиолета используются светофильтры: УФС-1, УФС-2, УФС-3, УФС-4, УФС-6. Надо отметить, что фильтры УФС-4 обладают наибольшей термостойкостью.

Промышленность выпускает готовые источники, в которых лампа укреплена в механический держатель, снабжена рефлектором, светофильтром и пусковым устройством.

В лаборатории ВХНРЦ используют театральные осветители СВТУ-0,375 мощностью 375 Вт. В них используется лампа ПРК-2М и набор стандартных фильтров. Кроме того, существуют театральные осветители СВТУ-1,0 мощностью 1 кВт с лампой ПРК-7. Помимо вышеназванных, можно использовать медицинские лампы.

2.2.1.2. Порядок проведения работы

1. Установить на мольберте исследуемое произведение.

2. Установить два источника ультрафиолетового излу-

чения справа и слева от исследуемого произведения таким образом, чтобы создать на его поверхности равномерную освещённость и исключить бликование поверхности.

3. Включить источники излучения в электрическую сеть и нажать кнопку стартера. При необходимости нажимать многократно до включения лампы. Далее лампа 5 минут входит в режим.

ВНИМАНИЕ! После включения источника ультрафиолетового излучения повторное включение возможно только через некоторое время (15-20 минут), когда лампа остынет.

4. Затемнить помещение.

5. Наблюдать видимую люминесценцию и регистрировать результаты наблюдения.

6. Для сопоставления картины видимой люминесценции с существующим изображением, не выключая ультрафиолета, периодически включать подсветку (любая лампа накаливания мощностью 60-100 Вт с рефлектором) и рассматривать один и тот же участок попеременно под воздействием ультрафиолета и в видимом свете.

7. При необходимости провести исследование с использованием стереоскопического микроскопа МБС-2.

8. После окончания работы выключить все приборы и источники излучения.

9. Сопоставить результаты, полученные при исследовании видимой люминесценции, с результатами исследования в инфракрасном диапазоне излучения.

2.2.1.3. Фотографирование видимой люминесценции

Проводят теми же фотокамерами на те же фотоплёнки, как и репродукционную музейную фотосъёмку. Для проявления используют проявитель, рекомендуемый для данного вида плёнки.

Мы пользуемся фотокамерой ФК - 18x24 и изопан-хроматической фототехнической плёнкой ФТ-12 с чувствительностью 65-90 ед. ГОСТа.

Наведение на резкость осуществляется при обычном ярком освещении произведения видимым излучением.

Фотосъёмку проводят в затемнённом помещении. В качестве осветителей используют источники ультрафиолетового излучения ( в нашем случае - СВТУ-0,375).

На объективе фотокамеры укрепляют светофильтр ЖС-4. Диафрагма 16-22. Выдержка от 30 до 60 минут в зависимости от объёма съёмки.

- включить обычный яркий свет;

- навести на резкость;

- установить светофильтр ЖС-4;

- установить кассету с плёнкой;

- включить источники ультрафиолетового излучения и дать им прогреться;

- проверить положение источников на отсутствие бликов;



дружище, кто-то задр0чил тебе всю кухню)

Простите, что под топовым, но кроме спермы, в ультрафиолете светятся кровь, слюна, моча и молоко, так как в них находятся вещества,(птиалин,креатинин,агглютиногены) которые обладают свойством светиться (флюоресцировать) в ультрафиолетовых лучах.

4 года ждал этот комментарий своей повторной актуальности

Заляпал крем-фрешем пока готовил)


вот это хорошая шутка.

Дружище, такая неожиданная шутка!))) а если серьёзно — это просто жир, который при обычном свете не виден и плита выглядит чистой.

пусть лучше комнату свою сфоткает и носки, думаю там уже не отстирывается 🙂

Ох какая шутейка)

Кто нибудь вызовете полицию юмора!

Чуть что так сразу "спускать". Бедный автор

Такие элементы как птиалин, креатинин, агглютиногены (которые содержатся в сперме, слюне и моче), обладают свойством светиться (флюоресцировать) в ультрафиолетовых лучах. При этом, креатинин, например, образуется в мышцах и затем выделяется в кровь. Работа с сырым мясом, особенно ежедневная, неимуемо предполагает, что частички крови будут оставаться на руках, как бы вы тщательно руки не мыли — это будет переноситься и на мебель, плиту и так далее. Ну и элементы слюны на кухне тоже вполне объяснимы. Еще момент: чистящие средства, которые в составе имеют оптический отбеливатель, также светятся в УФ, что отчасти объясняет такое явное свечение кастрюли в районе ручек, видно следы активной чистки. Но это все ерунда, в сравнении с маслом, которое ярко светится в УФ свете. Не могу нагуглить почему, к сожалению. Логично, что на кухне будет много брызг масла, что собственно мы и наблюдаем на снимках А так, да, двусмысленно выглядит )))


Какие вещества светятся в ультрафиолете

При этом органика светится в УФ лучах за счет способности превращать часть полученной от ультрафиолетового света энергии в видимый свет, а неорганические – из-за наличия в составе химических элементов с недостроенными электронными оболочками (хром, уран, вольфрам, молибден и прочие).


Важно отметить, что различные вещества и материалы под воздействием ультрафиолета могут излучать различный свет: от тусклого голубого, свойственного многим органическим соединениям, до желтоватого и даже красного, характерного для некоторых минералов. Кроме того, различные соединения по-разному реагируют на UV излучение с разной длинной волны: могут полностью поглощать лучи длинной 365 нм и светиться в излучении 395-400 нанометров, или наоборот. Также существуют вещества, в том числе и органические, которые полностью нейтральны к ультрафиолету. Так, ярким примером является кровь, которая полностью поглощает УФ лучи любой длины.

Ультрафиолетовые красители

Обнаружение эффекта флуоресценции некоторых веществ, среди прочего, привело к изобретению так называемых ультрафиолетовых красителей, которые сегодня применяются для решения различных задач, включая производство:

  • невидимых чернил, используемых для защиты денежных купюр, бланков ценных бумаг и прочих документов;
  • светящихся в ультрафиолетовом диапазоне электромагнитного излучения красок для нанесения скрытых маркировок, изготовления различных предметов интерьера, например, светящихся картин и даже боди-арта;
  • специальных присадок для газов и жидкостей, помогающих выполнять поиск мест их утечек, например, УФ красителей для фреона или антифриза.


В зависимости от назначения современные UV красители могут быть как жидкими, выпускающимися в виде концентратов, так и сухими (в форме порошка), а также светиться под ультрафиолетом с разной длиной волны и различным цветом.

Купить ультрафиолетовые красители и пигменты

Наш интернет-магазин предлагает широкий ассортимент флуоресцентных красителей, чернил, красок и порошков по лучшим на рынке ценам от надежных и проверенных торговых марок. Вся предлагаемая продукция соответствует современным нормам качества и безопасности, что подтверждено соответствующими сертификатами.

Кроме того, при необходимости мы готовы изготовить ультрафиолетовые присадки и красители под имеющиеся у покупателей специфические (нестандартные) требования.



Изменение цвета флуоресцентных минералов наиболее впечатляет, когда они освещены в темноте ультрафиолетовым светом (невидимым для людей).

Флуоресценция в минералах происходит, когда образец освещается с определенной длиной волны света. Ультрафиолетовый (УФ) свет, рентгеновские лучи и катодные лучи являются типичными видами света, которые вызывают флуоресценцию. Эти типы света обладают способностью возбуждать чувствительные электроны в атомной структуре минерала. Возбужденные электроны временно подпрыгивают до более высокой орбиты внутри атомной структуры минерала. Когда эти электроны возвращаются к своей первоначальной орбите, небольшое количество энергии выделяется в виде света. Такой процесс выброса света известен как флуоресценция.
Длина волны света, выделяемого из флуоресцентного минерала, часто заметно отличается от длины волны падающего света. Это приводит к заметному изменению цвета минерала. Свечение продолжается до тех пор, пока минерал освещается светом соответствующей длины волны.


Некоторые примеси погашают флуоресценцию. Если железо или медь присутствуют в виде примесей, они могут уменьшить или исключить флуоресценцию. Кроме того, если активатор-минерал присутствует в больших количествах, это может понизить эффект флуоресценции.

Большинство минералов светятся одним цветом. Другие минералы имеют несколько цветов флуоресценции. Известно, что кальцит светится красным, синим, белым, розовым, зеленым и оранжевым. Некоторые минералы обладают несколькими цветами флуоресценции в одном образце. Это могут быть полосатые минералы, которые демонстрируют несколько стадий роста из исходных растворов с изменяющимися составами. Многие минералы флуоресцируют один цвет под коротковолновым УФ-светом и другой цвет под длинноволновым УФ-светом.


Большинство образцов флюорита имеют достаточно сильную флуоресценцию. Наблюдатель может вытащить их наружу, подержать на солнечном свете, затем переместить в тень и увидеть изменение цвета минерала. Только несколько минералов имеют этот уровень флуоресценции. Флюорит обычно светится сине-фиолетовым цветом под коротковолновым и длинноволновым светом. Известно, что некоторые образцы накапливают кремовый или белый цвет, но многие из них не флуоресцируют. Предполагается, что свечение во флюорите обусловлено присутствием в качестве активаторов иттрия, европия, самария или органического материала.


Вы можете быть удивлены, узнав, что были найдены жеоды (геологическое образование) с флуоресцентными минералами внутри. Некоторые из жеодов, обнаруженных вблизи сообщества Дагвей, штат Юта, заполнены халцедоном, который производит лимонно-зеленую флуоресценцию, вызванную присутствием следов урана.


Эти жеоды удивительны по другой причине. Они образовались несколько миллионов лет назад в газовых карманах археолита. Затем, около 20 000 лет назад, были разрушены воздействием волн вдоль береговой линии ледникового озера и перенесены на несколько миль туда, где осели в озерных отложениях. Сегодня люди выкапывают эти жеоды и пополняют ими геодезические и флуоресцентные коллекции минералов.



Научные лампы выпускаются с различным диапазоном длин волн. Лампы, используемые для изучения минералов, имеют фильтр, позволяющий пропускать ультрафиолетовые волны, но блокирует наиболее видимый свет, который будет мешать наблюдению. Эти фильтры являются дорогостоящими и частично отвечают за высокую стоимость научных ламп.

Для тщательного изучения флуоресцентных минералов предлагается 4-ваттная УФ-лампа с маленьким фильтрующим окном и небольшая коллекция коротковолновых и длинноволновых флуоресцентных образцов минералов.

Ультрафиолетовые волны света присутствуют в солнечном свете. Длина этих волн может вызвать солнечный ожог. Ультрафиолетовые лампы производят такую же длину волн света, как и коротковолновые ультрафиолетовые лучи, которые блокируются озоновым слоем атмосферы Земли.

Небольшие ультрафиолетовые лампы с мощностью всего в несколько ватт безопасны для коротких периодов использования. Пользователь не должен смотреть в лампу, светить ею непосредственно на кожу, лицо человека или на домашнее животное. Заглядывание в лампу может вызвать серьезную травму глаз. Воздействие света ультрафиолетовой лампы на вашу кожу может вызвать солнечный ожог.

При использовании любой УФ-лампы следует надевать защиту для глаз. Недорогие УФ-блокирующие защитные очки обеспечивают надежную защиту при использовании ультрафиолетовой лампы низкого напряжения в течение непродолжительного времени исследований.

Ультрафиолетовые лампы, которые используются для освещения больших поверхностей минералов или для полевых работ на открытом воздухе, имеют гораздо более высокое напряжение, чем небольшие УФ-лампы. Следует использовать защиту глаз и одежду, которая закрывает ноги и руки, при работе с высоковольтными лампами.

Флуоресценция имеет практическое применение в горной промышленности, геммологии, петрологии и минералогии. Минеральный шеелит и руда вольфрама обычно имеет ярко-синее свечение. Геологи, которые ищут шеелит и другие флуоресцентные минералы, используют для поиска ночью ультрафиолетовые лампы.
Ученые в нефтегазовой промышленности иногда исследуют буровые шламы и стержни с УФ-лампами. Небольшое количество масла в скважинах породы и минеральных зерен, будет светиться под ультрафиолетовым светом. Цвет флуоресценции может указывать на термическую зрелость масла. Более темные цвета указывают на тяжелые масла, а более светлые — на легкие масла.

Люминесцентные лампы могут использоваться в шахтах для выявления и отслеживания рудоносных пород. Они также применялись на линиях сбора для быстрого обнаружения ценных кусков руды и отделения их от отходов.

В начале 1900-х годов многие торговцы алмазами искали камни с яркой синей флуоресценцией. Они полагали, что эти камни будут казаться более бесцветными (менее желтыми), если смотреть на них в свете с высоким содержанием ультрафиолета. Это в конечном итоге привело к контролю условий освещения для алмазов при сортировке по цвету. Флуоресценция обычно не используется при идентификации минералов. Большинство минералов не флуоресцирует, и это свойство непредсказуемо. Хорошим примером является кальцит. Некоторые кальциты не светятся. А другие их образцы флуоресцируют свечение в различных цветах, включая красный, синий, белый, розовый, зеленый и оранжевый. Флуоресценция редко является диагностическим свойством.

Флуоресценция является одним из нескольких свойств люминесценции, которые может проявлять минерал. Другие свойства люминесценции включают:

При флуоресценции электроны, возбуждаемые входящими фотонами, поднимаются до более высокого энергетического уровня. Остаются там в течение доли секунды, прежде чем вернуться в исходное состояние и выпустить флуоресцентный свет. В фосфоресценции электроны остаются в возбужденном состоянии в течение большего количества времени перед падением. Минералы с флуоресценцией прекращают светиться при выключении источника света. Минералы с фосфоресценцией могут светиться в течение короткого времени после отключения источника света. К минералам, которые иногда фосфоресцируют, относятся: кальцит, целестит, колманит, флюорит, сфалерит и виллемит.

Термолюминесценция — это способность минерала выделять небольшое количество света при нагревании. Этот нагрев может составлять от 50 до 200 градусов по Цельсию — намного ниже температуры накаливания. Апатит, кальцит, хлорофан, флюорит, лепидолит, скаполит и некоторые полевые шпаты иногда являются термолюминесцентными.

Некоторые минералы будут излучать свет под воздействием механической энергии. Эти минералы светятся, когда их ударяют, дробят, царапают или ломают. Свечение является результатом нарушения связей в структуре минералов. Количество выделяемого света очень мало, и часто требуется тщательное наблюдение в темноте. Минералы, которые иногда проявляют триболюминесценцию, включают амблигонит, кальцит, флюорит, лепидолит, пектолит, кварц, сфалерит и некоторые полевые шпаты.

Однажды мне в руки попалась статья о флуоресценции минеральных и растительных масел в ультрафиолете. Кратко: по тому, как светится или не светится масло под ультрафиолетом, можно узнать природу этого масла — синтетическое, минеральное или растительное. Это свечение называется фотолюминесценцией.

Вскоре я купил лампу Вуда. Это почти обычная энергосберегайка, только колба у нее черная, и она едва светится в видимом спектре. Основная часть свечения приходится на ультрафиолет. С ней, конечно, интересно рассматривать разные предметы. В таком свете светятся купюры, сияет кошачья моча, говорят, в ее свете разные кожные болезни имеют разные цвета свечения. Ей можно проверять скрытые маркировки на автозапчастях и автохимии. Где и что должно светиться у подлинных товаров — легко найти в интернете.

Для меня наибольший практический интерес представляет экспресс-анализ молочных продуктов на наличие в них растительного (в основном пальмового) масла. Но беда в том, что с лампой Вуда в магазин не пойдешь, а дома посмотреть можно лишь то, что уже купил. И тогда я купил маленький, размером с авторучку, и по стоимости как авторучка, ультрафиолетовый лазер.

Лазер поставляется в пупырчатом пакетике:



Кратко технические характеристики:
длина волны: 405nm
питание: 2хААА
мощность: 5мВт

Второй класс опасности, можно работать без очков, но в глаза, конечно, не направлять.


Корпус металлический, снаружи софт-тач покрытие.


При питании от двух батареек измеренное напряжение равняется 3,2 В.

Измеряем потребляемый ток:


Таким образом, потребляемая мощность лазера:

3,2 * 138.4 = 443 мВт.

Ну что ж, перейдем к опытам. Для начала убедимся, что само явление люминесценции присутствует. Возьмем бутылку подсолнечного масла. Направляем луч на масло.


Тут я столкнулся с трудностями. Оказалось очень сложно достоверно сфотографировать пятно лазерного луча и сам луч. Я перепробовал разную технику и режимы съемки. Здесь на фотографиях более-менее похоже на то, как это выглядит на самом деле, но полноты эффекта все-таки нет. В реальности масло прямо сияет изнутри лазурным светом.

Фиолетовое пятно на столе — это отраженный от наружной поверхности бутылки луч. Такой цвет у лазера в отсутствии люминесценции.

Далее я взял кокосовое масло. Оно тоже давало голубой ореол вокруг луча.


Наконец, испытаем три сыра. Я не буду говорить, какие это сыры, но все они куплены в Санкт-Петербурге.

Первый сыр. Явно присутствуют растительные жиры.


Второй. Здесь ситуация аналогична.


Третий. Тут цвет луча остался фиолетовым. Это не может служить однозначным доказательством, что сыр изготовлен исключительно из молока и свертывающего фермента. Но если это и подделка, то более высокого качества.


Последний опыт уже не относится к лазеру. Для того, чтобы определить наличие крахмала, можно капнуть в продукт немного йода. Если крахмал присутствует, то капля почернеет или посинеет. Для этого эксперимента я подготовил еще два образца творога и два образца йогурта.


Здесь все неплохо, крахмал оказался только в одном йогурте. Центральная чашка Петри, правая сторона. Но крахмал и был упомянут на упаковке этого йогурта.

Напоследок, ссылка на проверенного продавца на Али:

- ИК, или инфракрасный спектр;

- УФ, или ультрафиолетовые лучи;

- и рентгеновские лучи, полностью изменяющие восприятие материалов и предметов.


Особенности человеческого зрения позволяют нам видеть цвета только в очень ограниченном диапазоне длин волн – от 420 до 680 нм, все что выходит за границы спектра просто не улавливается глазами. Поэтому каждый предмет в УФ или ИК спектрах может иметь совершенно иную окраску. И современные технологии цифровой фотографии позволяют расширить границы и снимать то, что не видно человеческому глазу. Если пленка была абсолютно нечувствительна к ИК-спектру, то цифра и особенности строения матрицы дают возможность без большого количества специализированной аппаратуры заглянуть за рамки цветового диапазона.

Оборудование для создания УФ-фотографии

Ультрафиолетовая фотография – достаточно специфический жанр, требующий определенных навыков и специализированного оборудования.

Первое, что должно учитываться, - это особенности матрицы фотоаппарата. Именно от нее зависит качество и четкость фотографии на выходе. Причем, камера может быть и пленочная, и цифровая, результат будет схожий, нужно только учитывать особенности материала и правила его использования в конкретных условиях съемки.


Чувствительность объектива и матрицы к ультрафиолетовым лучам необходимо проверять опытным путем, используя светофильтры и лампы УФ-света. При выборе специализированного фильтра необходимо учитывать их редкость и непопулярность среди фотографов. Поэтому компании производители не спешат предоставить их широкий ассортимент. Чаще всего в фотографии используются стекла, покрытые фиолетовой пленкой, с креплением для объектива или без такого. Последние изыскиваются из оборудования промышленного назначения и приспосабливаются для работы с камерой. В зависимости от плотности покрытия, различаются и границы пропускания лучей. Это может быть 340 нм или 360 нм, светофильтры для камеры имеют крепления на объектив, в то время как стекла другого назначения чаще всего выпускаются прямоугольными или квадратными листами небольшого размера (около 40-50 см).Тоже самое и с ценой, в зависимости от производителя, назначения и качества обработки, она может сильно варьироваться.


Особенностью таких стекол является и возможность пропускать не только УФ, но и лучи ИК-спектра, что можно использовать для работы с камерой, дабы разнообразить творческую составляющую снимков.

Что же делать фотографу, если фильтра найти не удалось, а снимать фотографии в УФ-спектре очень хочется? Один из вариантов – комбинирование поляризационных фильтров, а именно линейного и циркуляционного, эффект будет схожий. Также можно использовать фонарик или лампу, которой освещается объект съемки в полной темноте, тогда обычный объектив и стандартная матрица уловят только УФ-отражение предмета. Минусами такого метода являются невозможность снимать крупные предметы и сложность работы в темноте.

Пленка и ультрафиолет

Основной особенностью пленки, так нужной для съемок в УФ-спектре, является чувствительность к ультрафиолету и абсолютное игнорирование ИК-спектра, в отличии от матрицы фотокамеры. Причем, она отлично принимает все три диапазона ультрафиолетового света.


  1. Цветная негативная пленка в отличии от обратимой принимает УФ лучи ближнего и среднего диапазонов, что позволяет делать интересные снимки. До 300 нм отлично подходят пленки Kodak Gold 100 и Superia100 от Fujicolor, а при чувствительности ISO800, как у Superia X-tra порог снижается до 280 нм.
  2. Пленка High Speed Infrarer от Kodak создана для работы в инфракрасном спектре, но ее чувствительность к УФ почти в 3 раза выше. Именно поэтому ее можно использовать для получения снимков даже обоих спектрах сразу, получаются интересные ИК+УФ черно-белые фотографии.
  3. Пленка черно-белая негативная – наиболее удачный вариант для работы в ультрафиолете. Она обладает высокой чувствительностью к лучам с длиной волны менее 360 нм, вплоть до рентгеновских.

Сложности использования пленки зачастую мешают фотографам ее использовать для съемок. При необходимости редактирования, ее нужно отцифровывать, кроме того процесс проявления и печати требует определенных навыков и оборудования. Несмотря на сложность процесса, многие фотографы используют именно пленку для работы в ультрафиолете.

Как делать фотографию в ультрафиолете?

Жанр. Пейзажи снимать гораздо проще, чем насекомых, в силу особенности последних перемещаться. Если нам необходимо поработать с цветами или предметами в ультрафиолете, необходимо выбрать темное помещение и запастись источниками нужного освещения. Если выбор падает на уличную съемку, то тут дополнительный свет не понадобится, нужно только подготовить объектив – убрать защитный слой и снабдить фильтрами. Портреты и съемка людей УФ-спектре может осуществляться как на улице в условиях солнечного света, так и в помещении с использованием специальной краски, косметики и ламп.


Погодные условия и время съемок. Очевидно, что для работы в помещении не важны эти факторы, главное, иметь возможность исключить освещение извне. Для съемок на улице необходимо учитывать несколько факторов:

- влияние неба на общую картину снимка в УФ;

- особенности цветовой гаммы.

Для пейзажных фотографии в ультрафиолете необходимо максимальное количество солнечных лучей, поэтому отправляемся работать днем. Можно натренироваться в ясную погоду и потом пробовать закатное или рассветное солнце, оно даст необходимый спектр, но имеет свою специфику. Облака и само небо является огромным природным софт-боксом и на снимках выглядит достаточно плоско из-за отражающих и рассеивающих свойств. Для съемок в таком случае применяется обычный поляризационный фильтр. Он убирает искажения и добавляется небу объем, но удерживает часть УФ лучей.


По той же причины, что и пересвет, на снимке снижается контрастность и резкость. Получается этот неприятный эффект из-за попадания прямых солнечных лучей на объектив. Спасает ситуацию обычный козырек на оптике или рука фотографа сверху, она отсекает лишние прямые лучи и значительно улучшает контрастность снимка. Резкость фотографии сложно предугадать, глядя в видоискатель камеры, придется опытным путем и ручными настройками и с использованием шкалы расстояния выбирать оптимальный вариант. То же самое касается и диафрагмы, она должна быть закрыта настолько, чтобы обеспечивать достаточное прохождение света и максимально возможную ГРИП.


Важной особенностью зеркальный фотоаппаратов является попадание света через видоискатель на матрицу, что может значительно исказить снимок при использовании светофильтра. В силу плотности материала фильтра, основной свет падает именно с другой стороны, что влияет на экспозицию и приводит к недоэкспонированию на 3-5EV. Поэтому видоискатель прикрывается пальцем или специальными заглушками. А также в процессе работе необходимо пользоваться эксповилкой и выявлять оптимальные параметры настроек опытным путем.

Цветовая гамма и законы композиции

Если в обычной съемке с цветовыми сочетаниями и основами композиции вполне понятно, то в УФ лучах можно увидеть совсем другую картину. Предметы имеют другую окраску:

- небо на снимке получается розовым, как бы светящимся ультрафиолетом;

- вода УФ лучи отражает, а ИК поглощает, поэтому имеет синюю окраску;

- растения, наоборот, будут красными;

- остальные предметы и объекты будут окрашены во все вариации фиолетового и розового.


Фиолетовый цвет – холодный и вызывает негативные эмоции у зрителей. Он способствует снижению активности всех процессов в организме, уменьшает выработку дофамина и адреналина. Это следует учитывать в работе, комбинировать в одном кадре объекты с разными поглощающими и отражающими способностями.

У форматов сохраняемых файлов в УФ-спектре также есть свои особенности, поэтому одно и то же фото в JPEG и в RAW буду значительно различаться. Происходит это из-за ограниченных возможностей RAW-конвертера, который не всегда способен отконвертировать как задуман фотографом.

Ультрафиолетовая фотографии, подводим итоги вышесказанному

Пейзажи лучше всего снимать в солнечный день, при избыточном солнечном свете, а предметы – в темном помещении с УФ лампой или фонариком. Используйте ручной режим настроек фотокамеры, чтобы скорректировать баланс белого, резкость и контрастность. Опытным путем определяется открытие диафрагмы, экспозицию и прочие параметры.


Творческая составляющая таких фотосъемок направлена на снижение однообразности оттенков и составление интересных комбинаций. Такой подход требует от фотографа смелости и креативности, нестандартности мышления и недюжего терпения. Но на выходе получается интересный результат, необычные снимки, в силу относительно низкой популярности ультрафиолетовой фотографии в среде опытных фотомастеров.

Необходимо много тренироваться и тщательно отбирать снимки для постобработки в графическом редакторе и конвертере, тогда результат быстро станет приемлемым, а потом и качественным.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.