Санитарно-эпидемиологические правила профилактическая холера

IV. Эпидемиологический надзор за холерой

IV. Эпидемиологический надзор за холерой

4.1. Эпидемиологический надзор за холерой обеспечивает систему мер, направленных на своевременное выявление заносных и местных случаев холеры, обнаружение холерных вибрионов О1 и О139 серогрупп в объектах окружающей среды, информационное обеспечение, выработку обоснованных рекомендаций к планированию и проведению профилактических и противоэпидемических мероприятий с целью локализации и ликвидации возникших очагов холеры.

4.2. Органы и учреждения Роспотребнадзора и лечебно-профилактические организации Минздравсоцразвития России, а также соответствующие структурные подразделения федеральных органов исполнительной власти и иных государственных органов осуществляют эпидемиологический надзор за холерой на территории всей страны дифференцированно с учетом типов административных территорий по эпидемическим проявлениям холеры (приложение).

4.3. Информационное обеспечение при эпидемиологическом надзоре на территории всей страны осуществляют в следующем порядке:

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Российской Федерации обеспечивает в установленном порядке информирование о возникновении или об угрозе возникновения холеры на территории страны органов и учреждений, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, органов управления здравоохранением, противочумных учреждений, соответствующих структурных подразделений федеральных органов исполнительной власти и иных государственных органов.

ФГУЗ "Противочумный центр" Роспотребнадзора - Региональный центр по мониторингу за возбудителями инфекционных болезней I - II групп патогенности с прикрепленными субъектами Российской Федерации и Центр индикации и диагностики возбудителей опасных инфекционных болезней - информирует органы и учреждения Роспотребнадзора о заболеваемости холерой за рубежом.

ФГУЗ "Противочумный центр" Роспотребнадзора совместно с ФГУЗ "Ростовский-на-Дону научно-исследовательский противочумный институт" - Референс-центр по мониторингу за холерой - ежегодно сообщают о свойствах холерных вибрионов О1 и О139 серогрупп, выделенных из объектов окружающей среды и от людей на территории Российской Федерации, управлениям Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации, ФГУЗ "Центры гигиены и эпидемиологии" в субъектах Российской Федерации, научно-исследовательским противочумным институтам и противочумным станциям Роспотребнадзора.

Главные государственные санитарные врачи по субъектам Российской Федерации представляют информацию о каждом больном холерой и вибриононосителе в виде донесений в Роспотребнадзор, в органы государственной власти субъекта Российской Федерации и органы местного самоуправления, на территории которых управление непосредственно осуществляет функции по государственному санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю), во ФГУЗ "Ростовский-на-Дону научно-исследовательский противочумный институт", во ФГУЗ "Противочумный центр" Роспотребнадзора, в курирующий научно-исследовательский противочумный институт и территориальные противочумные учреждения - региональные центры индикации и диагностики опасных инфекционных болезней Роспотребнадзора.

Главные государственные санитарные врачи по субъектам Российской Федерации, главные государственные санитарные врачи территориальных отделов управлений Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту, директора ФГУЗ "Научно-исследовательский противочумный институт", начальники ФГУЗ "Противочумная станция" Роспотребнадзора передают информацию о выделении холерных вибрионов О1 и О139 серогрупп из объектов окружающей среды на подконтрольной территории в Роспотребнадзор, ФГУЗ "Ростовский-на-Дону научно-исследовательский противочумный институт", в ФГУЗ "Противочумный центр" Роспотребнадзора и курирующий научно-исследовательский противочумный институт.

4.4. Сбор, обработку первичной информации, эпидемиологический анализ и оценку осуществляют специалисты Управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации и ФГУЗ "Центры гигиены и эпидемиологии" в субъектах Российской Федерации в оперативном порядке. Результаты оперативного эпидемиологического анализа являются основой для принятия экстренных управленческих решений.

Ретроспективный эпидемиологический анализ осуществляют специалисты Управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации и ФГУЗ "Центры гигиены и эпидемиологии" в субъектах Российской Федерации на основе анализа данных о заносах холеры на административную территорию, о заболеваемости холерой и выявлении вибриононосителей, выделении холерных вибрионов из объектов окружающей среды с учетом природно-социальных условий, демографических особенностей территории, ее отдельных частей и конкретных эпидемиологически значимых объектов. Анализ направлен на выявление основных закономерностей проявления холеры и прогнозирование эпидемиологической обстановки.

4.5. Специалисты ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии" в субъекте Российской Федерации, филиалов ФГУЗ "Центры гигиены и эпидемиологии" осуществляют оценку качества воды на соответствие санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, условиям безопасного для здоровья населения использования водных объектов, систем централизованного и нецентрализованного питьевого водоснабжения с целью определения степени потенциальной опасности реализации водного пути распространения возбудителя холеры на административных территориях (город, район, населенный пункт).

4.6. Специалисты управлений Роспотребнадзора по субъекту, территориальных отделов управлений Роспотребнадзора составляют карты-схемы населенных пунктов с указанием расположения канализационных очистных сооружений, мест сбросов хозяйственно-бытовых сточных вод (в том числе аварийных) в открытые водоемы, их характер и объем, наличие канализационно-насосных станций вблизи водоемов, используемых для рекреационного и хозяйственно-бытового водопользования, а также с указанием мест обнаружения холерных вибрионов О1 и О139 серогрупп.

4.7. Лабораторному обследованию на холеру при проведении эпидемиологического надзора в соответствии со ст. 33 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ, с п. 2, ст. 23 Международных медико-санитарных правил (2005 г.) подлежат лица, представленные в табл. 1.

Таблица 1 - Тактика эпидемиологического надзора за холерой при обследовании населения

1.1. Настоящие санитарно-эпидемиологические правила (далее - санитарные правила) устанавливают основные требования к комплексу организационных, профилактических и противоэпидемических мероприятий, проведение которых обеспечивает предупреждение возникновения и распространения заболеваний холерой.

1.2. Контроль за выполнением настоящих санитарных правил осуществляют органы и учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации.

2.1. Холера является острой инфекционной болезнью из группы карантинных инфекций с диарейным синдромом, фекально-оральным механизмом передачи возбудителя инфекции, водным (наиболее частым), пищевым и контактным путями распространения. Характеризуется различной тяжестью клинического течения заболевания, нарушением водно-солевого обмена, обезвоживанием, токсикозом и гастроэнтеритом. Инкубационный период - 1 - 5 дней.

2.2. Холера входит в перечень заболеваний, требующих проведения мероприятий по санитарной охране территории Российской Федерации.

2.4. Возбудителями холеры являются токсигенные, содержащие ген холерного токсина ( ctx ) эпидемически значимые холерные вибрионы Ol-серогруппы, био-варов V. cholerae cholerae и V . cholerae eltor , а также V. cholerae О139-серогруппы. Выделяемые из поверхностных водоемов и других объектов окружающей среды не содержащие гена холерного токсина (ctx), эпидемически не значимые холерные вибрионы О1- и О139-серогрупп могут вызывать единичные заболевания, в т. ч. с клиникой, сходной с холерой.

2.5. В целях предупреждения возникновения и распространения холеры необходимо своевременно и в полном объеме проводить комплекс организационных, профилактических и противоэпидемических мероприятий.

2.6. Проведение профилактических и противоэпидемических мероприятий регламентируется соответствующими нормативными правовыми документами, организационно-распорядительными документами Минздрава России и настоящими санитарными правилами.

3.1. Организационные мероприятия

3.1.1. Профилактические мероприятия, направленные на предупреждение завоза и распространения холеры на территории Российской Федерации, проводятся органами и учреждениями госсанэпидслужбы, здравоохранения, а также гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью согласно разрабатываемым в субъектах Российской Федерации комплексным планам, предусматривающим создание медицинских штабов.

3.1.2. Комплексные планы противоэпидемических противохолерных мероприятий разрабатываются территориальными центрами Госсанэпиднадзора, органами управления здравоохранением субъектов Российской Федерации, противочумными учреждениями и заинтересованными организациями сроком на пять лет и ежегодно корректируются.

Комплексные планы противохолерных мероприятий должны состоять из разделов: организационные, профилактические, противоэпидемические мероприятия и мероприятия в населенных пунктах после ликвидации очага холеры.

3.1.3. При составлении комплексного плана противохолерных мероприятий необходимо учитывать тип административной территории по эпидемическим проявлениям холеры (прилож.).

3.1.4. Мероприятия по организации и обеспечению противоэпидемической готовности центров Госсанэпиднадзора и лечебно-профилактических учреждений на случай выявления больного (трупа) с подозрением на холеру должны включать:

• разработку оперативных планов проведения первичных противоэпидемических мероприятий, в которых предусматриваются способ и порядок передачи информации (в рабочее и нерабочее время) вышестоящему руководству о выявлении подозрительного больного; схем оповещения и сбора специалистов (в рабочее и нерабочее время); подготовку комплектов индивидуальной защиты (противочумные костюмы или другие регламентированные средства индивидуальной защиты); укомплектование укладки для забора материала от больного и проб из объектов окружающей среды; определение функциональных обязанностей и действий каждого специалиста при выявлении больного (трупа) с подозрением на холеру; порядок госпитализации больного с подозрением на холеру, контактных с больным холерой и проведения заключительной дезинфекции;

• формирование противоэпидемической службы для обеспечения учета и информации об эпидемиологической обстановке и противохолерных мероприятиях, эпидемиологического обследования в очагах, отбора проб из объектов окружающей среды для лабораторного исследования, контроля за обеспечением режима биологической безопасности работы в холерном, провизорном госпиталях, изоляторе, бактериологических лабораториях и других медицинских учреждениях, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, проведения дезинфекционных мероприятий, эпидемиологического анализа с оценкой эффективности проведенных мероприятий;

• формирование госпитальной базы и патолого-анатомической службы, паспортизацию холерного, провизорного госпиталей и изолятора, их материально-техническое оснащение, обеспечение медицинским оборудованием и средствами лечения;

• формирование лабораторной службы с определением мощности лабораторной базы, потребности в кадрах, оборудовании и централизованное обеспечение бактериологических лабораторий питательными средами и другими средствами диагностики;

• создание на уровне субъектов Российской Федерации (республиканского, краевого, областного) резерва кадров врачей, лаборантов, помощников эпидемиологов;

• определение порядка и обеспечения охраны стационаров специального назначения и бактериологических лабораторий учреждениями УВД;

• определение источников пополнения и расчет автотранспорта для работы в очаге холеры;

• обеспечение противоэпидемической готовности и взаимодействие органов и учреждений Министерства здравоохранения Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации, Министерства путей сообщения Российской Федерации, других медицинских учреждений, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации на случай возникновения эпидемических осложнений по холере.

3.1.5. На территории всей страны ежегодно проводится теоретическая и практическая подготовка по холере на семинарах (рабочих местах):

• врачей-эпидемиологов, врачей-бактериологов, врачей-дезинфектологов центров Госсанэпиднадзора, врачей-дезинфектологов в организациях, проводящих дезинфекционные работы; медицинских работников санитарно-карантинных отделов, санитарно-карантинных пунктов, пограничных санитарно-карантинных пунктов и медицинских пунктов железнодорожных, авиа-, авто-, морских и речных вокзалов; заместителей главных врачей лечебно-профилактических учреждений, заведующих врачебными участками и фельдшерско-акушерскими пунктами; врачей-инфекционистов, врачей-терапевтов и других специалистов, приписанных к стационарам специального назначения (холерный, провизорный госпитали, изолятор и обсерватор); врачей станций (пунктов) скорой медицинской помощи, поликлиник, фельдшерско-акушерских пунктов; патологоанатомов патолого-анатомических отделений больниц и бюро судебно-медицинских экспертиз; медицинских работников психоневрологических стационаров, центров социальной реабилитации и других учреждений;

• немедицинских работников гражданской авиации, железнодорожного транспорта, речного и морского флота (бортпроводников, проводников, командиров экипажей, помощников капитанов, сотрудников контрольно-пропускных пунктов, таможни, управлений внутренних дел на транспорте и др.), УВД, туристических агентств, гостиниц, санаторно-курортных учреждений.

3.1.6. Ежегодно проводятся тренировочные учения и практические занятия для всех категорий обучаемых с отработкой функциональных обязанностей и практических навыков на случай выявления больного с подозрением на холеру.

3.1.7. Проводится гигиеническое обучение и воспитание населения.

3.2. Эпидемиологический надзор за холерой

3.2.1. Эпидемиологический надзор за холерой включает систему мер, направленных на своевременное выявление завозных и местных случаев холеры, обнаружение холерных вибрионов в объектах окружающей среды, информационное обеспечение, выработку обоснованных рекомендаций к планированию и проведению профилактических и противоэпидемических мероприятий с целью локализации и ликвидации возникших очагов холеры.

3.2.2. Учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы и лечебно-профилактические учреждения Министерства здравоохранения Российской Федерации, а также соответствующие структурные подразделения федеральных органов исполнительной власти и иных государственных органов осуществляют эпидемиологический надзор за холерой на территории всей страны дифференцировано с учетом типов эпидемических проявлений холеры.

3.2.3. Информационное обеспечение при эпидемиологическом надзоре на территории всей страны осуществляется в следующем порядке.

Департамент государственного санитарно-эпидемиологического надзора Минздрава России направляет информацию об эпидемиологической обстановке по холере на территории страны центрам Госсанэпиднадзора в субъектах Российской Федерации, на водном и воздушном транспорте в регионах, противочумным учреждениям, противочумным научно-исследовательским учреждениям, органам управления здравоохранением субъектов Российской Федерации, соответствующим структурным подразделениям федеральных органов исполнительной власти и иных государственных органов.

Противочумный центр Минздрава России информирует учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации о заболеваемости холерой за рубежом.

Противочумный центр Минздрава России совместно с Ростовским-на-Дону государственным научно-исследовательским противочумным институтом ежегодно сообщают о свойствах культур холерных вибрионов О1- и О139-серогрупп, выделенных из объектов окружающей среды и от людей на территории Российской Федерации, центрам Госсанэпиднадзора в субъектах Российской Федерации, противочумным учреждениям и научно-исследовательским противочумным институтам Минздрава России.

Руководители центров Госсанэпиднадзора в субъектах Российской Федерации, на водном и воздушном транспорте в регионах представляют информацию о каждом случае заболевания холерой или вибриононосительства в Департамент государственного санитарно-эпидемиологического надзора Минздрава России и в Ростовский-на-Дону научно-исследовательский противочумный институт, а также в курирующий научно-исследовательский противочумный институт.

Руководители центров Госсанэпиднадзора в субъектах Российской Федерации, на водном и воздушном транспорте в регионах передают информацию о выделении холерных вибрионов О1- и О139-серогрупп из объектов окружающей среды на подконтрольной территории в Департамент Госсанэпиднадзора Минздрава России, Противочумный Центр Минздрава России, Ростовский-на-Дону государственный научно-исследовательский противочумный институт и курирующий научно-исследовательский противочумный институт.

3.2.4. Сбор, оценку, обработку первичной информации, эпидемиологический анализ осуществляют врачи-эпидемиологи и другие специалисты центров Госсанэпиднадзора в оперативном порядке. Результаты оперативного эпидемиологического анализа являются основой для принятия экстренных управленческих решений.

Ретроспективный эпидемиологический анализ осуществляют специалисты центров Госсанэпиднадзора на основе анализа данных о случаях завоза холеры на административную территорию, о заболеваемости холерой и выявлении вибрио-ноносителей, выделении холерных вибрионов из объектов окружающей среды с учетом природно-социальных условий, демографических особенностей территории, ее отдельных частей и конкретных эпидемиологически значимых объектов. Анализ включает выявление основных закономерностей проявления холеры, определение типа административной территории по эпидемическим проявлениям холеры и прогнозирование эпидемиологической обстановки.

Районирование и отнесение административной территории к I - III типам по эпидемическим проявлениям основано на оценке комплекса показателей и данных, характеризующих: удельный вес случаев заболеваний холерой и вибриононо-сительства в субъекте относительно общего числа случаев холеры, зарегистрированных в России; максимальные показатели заболеваемости (инфицированности) на 100 тыс. населения; завозы инфекции с (без) распространением (я), типы (водный, пищевой и др.) эпидемического процесса; свойства холерных вибрионов О1-и О139-серогрупп, выделенных от людей по признаку вирулентности и токсиген-ности; максимальное число лет ежегодного выделения холерных вибрионов О1- и О139-серогрупп (в т. ч. вирулентных, гемолизотрицательных, содержащих ctx -ген и авирулентных, гемолизположительных, не содержащих ctx-гена) из поверхностных водоемов; сезонность обнаружения холерных вибрионов из водных объектов; загрязнение поверхностных водоемов необеззараженными и неочищенными сточными водами (количество сбрасываемых сточных вод, их характеристика); сани-тарно-микробиологические показатели для оценки условий централизованного и нецентрализованного водоснабжения, рекреационного водопользования; показатели интенсивности международной миграции, в т. ч. организованной и неорганизованной из стран и территорий, неблагополучных по холере; наличие международных портов в пунктах пропуска через государственную границу (воздушных, морских и речных, железнодорожных и автодорожных станций и переходов); удельный вес прибывших из неблагополучных по холере стран пассажиров и членов экипажей (бригад) относительно прибывших из-за рубежа различными видами транспорта.

3.2.5. Специалисты центров Госсанэпиднадзора осуществляют оценку качества воды на соответствие санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водных объектов, систем централизованного и нецентрализованного питьевого водоснабжения с целью определения степени потенциальной опасности водного пути распространения холеры на административной территории (город, район, населенный пункт).

Лица, подлежащие лабораторному обследованию на холеру

Периоды обследования.
Типы территорий

Я, Главный государственный санитарный врач Российской Федерации Г.Г. Онищенко, отмечаю, что в настоящее время в мире складывается неблагополучная ситуация по холере, которая может отразиться на санитарно-эпидемиологическом благополучии населения Российской Федерации.

По данным Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) ежегодно в мире регистрируется 3-5 миллионов случаев холеры, из которых 100-120 тысяч заканчиваются летальными исходами. В последние годы ВОЗ о холере информируют до 58 стран, из которых более половины приходится на Африканский континент. В 2010 году эпидемические очаги этой опасной инфекции регистрировались в Замбии, Сомали, Мозамбике, Камеруне, Зимбабве, Вьетнаме (дельта реки Меконг), Индии, Пакистане, Лаосе. Крайне неблагополучная обстановка сложилась традиционно в Центральной Африке (Камерун, Нигер, Нигерия и Чад), а также в странах Карибского бассейна, что является особенностью современного периода.

На острове Гаити наблюдается эпидемия холеры, которая имеет потенциал для пандемического распространения. С октября 2010 года по состоянию на середину марта 2011 года в Республике Гаити с симптомами этой опасной болезни обратилось более 260 тысяч человек, из них более 140 тысяч было госпитализировано. Летальными исходами завершилось около пяти тысяч случаев заболеваний.

В настоящее время холера из Гаити распространилась в Доминиканскую Республику, где уже зарегистрировано более 1,5 тысячи больных и несколько случаев летальных исходов. Отмечен завоз инфекции в Венесуэлу, Соединенные Штаты Америки и Канаду.

По данным Панамериканского регионального бюро ВОЗ, на Гаити циркулирует штамм О1 серогруппы холеры, вариант Огава. В настоящее время опубликованы данные углубленных молекулярно-генетических исследований, которые свидетельствуют о завозе холерного вибриона из стран Южной Азии. При этом отмечены изменения, произошедшие в структуре возбудителя. В геноме штамма холеры, выделенного на Гаити, выявлены мутации, отвечающие за выработку "классического" типа бактериального токсина, вызывающего более тяжелое обезвоживание организма и резистентность к антибиотикам. Эти изменения генома позволили новому варианту вибриона широко распространиться в Южной Азии и вытеснить эндемичные штаммы в Южной Америке.

Признавая высокую эпидемиологическую значимость этого заболевания, после принятия резолюции WHA44.6 на 44-й сессии Всемирной Ассамблеи Здравоохранения с 1992 года в составе ВОЗ работает Глобальная целевая группа по борьбе с холерой. Специалисты прогнозируют не просто продолжение эпидемии на Гаити, но и нарастание ее интенсивности. По данным Панамериканского регионального бюро ВОЗ, число больных холерой на Гаити может превысить 400 тысяч человек. По решению Организации Объединенных Наций (ООН) с начала 2011 года на Гаити прибыла международная группа независимых экспертов, в задачи которой входит оценка ситуации и корректировка принимаемых противоэпидемических мер.

С учетом все возрастающей в последние годы туристической активности российских граждан сохраняется возможность заносов инфекции в страну всеми видами международного транспорта.

В июне - июле 2010 года в Российскую Федерацию было завезено три случая холеры из Индии, не получившие дальнейшего распространения среди населения. При анализе мероприятий, проводимых органами и учреждениями здравоохранения при завозе холеры, выявлен ряд недостатков, в том числе отсутствие настороженности медицинского персонала при клинических проявлениях, не исключающих диагноз холеры у граждан, прибывших с эндемичной территории.

Необходимо помнить о том, что одно из ключевых мест по оценке и прогнозированию эпидемиологической обстановки по холере в Российской Федерации занимают сведения о выделении холерных вибрионов из объектов окружающей среды. В рамках проводимого в плановом порядке мониторинга из проб воды поверхностных водоемов ежегодно изолируется от 29 до 119 холерных вибрионов О1 и О139 серогрупп. В 2001 году было выделено 874 культуры. Кроме того, в период 1994-1999 гг. в Республике Дагестан, Приморском крае и Сахалинской области были зарегистрированы выделения вирулентных штаммов холерных вибрионов. В 2010 году на территории 10 субъектов Российской Федерации, относящихся к I, II типам и III типу подтипам А и Б по эпидемическим проявлениям холеры было выделено 83 нетоксигенных культуры холерных вибрионов О1 серогруппы. Выделения культур имели место в г. Санкт-Петербурге, республиках Саха (Якутия) и Калмыкия, Алтайском, Забайкальском, Приморском краях, Архангельской, Иркутской, Новосибирской, Ростовской областях.

Стабилизировался на высоких цифрах удельный вес этиологически нерасшифрованных острых кишечных инфекций (ОКИ), который в течение последних 8 лет составляет от 62,3% до 68,8%, что особенно важно на фоне многолетней тенденции к росту показателей этой категории нозологий. В 2010 году в 42 субъектах Российской Федерации наблюдалось выраженное (превышающее показатели по Российской Федерации) неблагополучие по данной группе инфекций. Такая ситуация свидетельствует о необходимости внедрения современных методик в деятельность лабораторий и повышения уровня заинтересованности лечебно-профилактических учреждений в проведении диагностических исследований у больных с расстройством желудочно-кишечного тракта.

С 21.10.2010 в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации управлениями Роспотребнадзора в субъектах Российской Федерации проводится мониторинг за лицами, прибывающими из неблагополучных по холере регионов мира. На середину апреля досмотрено более 300 рейсов, около 50 тысяч пассажиров и 3 тысяч членов экипажей, лиц с признаками диарейного синдрома не выявлено.

С наступлением тепла и массовых отпусков в нашей стране риск завоза холеры и ее распространения увеличивается.

В целях недопущения завоза, возникновения и распространения на территории Российской Федерации случаев холеры, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, руководствуясь Федеральным законом от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1 (ч. 1), ст. 2; 2003, N 2, ст. 167; N 27 (ч. 1), ст. 2700; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 19, ст. 1752; 2006, N 1, ст. 10; N 52 (ч. 1), ст. 5498; 2007, N 1 (ч. 1), ст. 21, ст. 29; N 27, ст., 3213; N 46, ст. 5554; N 49, ст. 6070; 2008, N 24, ст. 2801; N 29 (ч. 1), ст. 3418, N 44, ст. 4984, N 52 (ч. 1), ст. 6223; 2009, N 1, ст. 17), Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (в редакции федеральных законов от 28.04.2008 N 60-ФЗ, от 17.07.2009 N 164-ФЗ, от 23.11.2009 N 261-ФЗ, от 27.12.2009 N 365-ФЗ, от 22.04.2010 N 65-ФЗ, 26.04.2010 N 66-ФЗ, от 27.07.2010 N 191-ФЗ, от 30.07.2010 N 242-ФЗ), в соответствии с пп. 5.4, 5.5, 5.6, 5.8 постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 322 "Об утверждении положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 28, ст. 2899; 2006, N 22, ст. 2337; N 52 (3 ч.), ст. 5587; 2008, N 40, ст. 4548; N 46, ст. 5337; 2009, N 30, ст. 3823; N 33, ст. 4081; 2010, N 9, ст. 960), п. 13 постановления Правительства Российской Федерации от 16 мая 2005 г. N 303 "О разграничении полномочий федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения биологической и химической безопасности Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 21, ст. 2023; 2006, N 13, ст. 1409; 2008, N 12, ст. 1130, N 23, ст. 2713, N 24, ст. 2867; N 50, ст. 5946; 2009, N 6, ст. 738, N 10, ст. 1224; N 18 (2 ч.), ст. 2248), Международными медико-санитарными правилами (2005 г.), санитарно-эпидемиологическими правилами СП 3.1.1.2521-09 "Профилактика холеры. Общие требования к эпидемиологическому надзору за холерой на территории Российской Федерации" (зарегистрированы в Минюсте России 09.07.2009 N 14285), постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24.02.2009 N 11 "О внеочередных донесениях о чрезвычайных ситуациях в общественном здравоохранении санитарно-эпидемиологического характера" (зарегистрировано в Минюсте России 10.04.2010 N 13745), постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 19.03.2010 N 21 "О профилактике острых кишечных инфекций" (зарегистрировано в Минюсте России 22.04.2010 N 16959) постановляю:

1. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

1.1. Рассмотреть на заседаниях санитарно-противоэпидемических комиссий вопросы готовности заинтересованных служб и ведомств региона к проведению комплекса мероприятий, направленных на недопущение завозов, возникновения и распространения холеры.

1.2. Принять меры по доработке комплексных планов по санитарной охране территории планов с учетом возможности завоза (возникновения) случаев холеры.

1.3. Потребовать в пределах компетенции от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей выполнения требований санитарного законодательства в процессе производства, хранения и продажи продовольственных товаров, обеспечения населения доброкачественной водой и предоставлении населению качественных услуг в условиях неустойчивой эпидемической ситуации по группе острых кишечных инфекций и возможности завоза холеры на территорию субъекта Российской Федерации.

1.4. Взять на контроль санитарно-техническое состояние лечебно-профилактических учреждений, планирующихся к приему больных с подозрением на холеру.

1.5. Оказывать поддержку органам управления здравоохранением субъектов Российской Федерации и управлениям Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации в организации активной разъяснительной работы среди населения по профилактике холеры, в первую очередь при выезде в неблагополучные регионы мира.

2. Руководителям органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации рекомендовать:

2.1. Принять меры по обеспечению готовности лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) к приему больных (подозрительных) холерой, их лабораторному обследованию, наличию средств лечения и диагностики.

2.2. Обеспечить реализацию мер, направленных на соблюдение санитарно-противоэпидемического режима в инфекционных стационарах и отделениях, планируемых к приему больных холерой.

2.3. Обеспечить немедленное информирование управлений Роспотребнадзора в субъектах Российской Федерации при выявлении больных с признаками острых кишечных инфекций, прибывших с неблагополучных по холере регионов мира, в том числе из Юго-Восточной Азии (Индия, Вьетнам, Лаос и др.), Африки (Сомали, Камерун и др.), стран Карибского бассейна (Гаити, Доминиканская Республика, Венесуэла).

2.4. Принять меры по оснащению современным лабораторным оборудованием лабораторий лечебно-профилактических учреждений с целью обеспечения этиологической расшифровки острых кишечных инфекций.

3. Руководителям органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации совместно с руководителями Управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации организовать проведение специальной подготовки по холере медицинского персонала ЛПУ, лабораторий, станций скорой (неотложной) медицинской помощи.

4. Руководителям Управлений Роспотребнадзора в субъектах Российской Федерации:

4.1. Обеспечить проведение эпидемиологического надзора за холерой на всех этапах выявления больных, начиная от пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации с учетом районирования административных территорий Российской Федерации по типам эпидемических проявлений холеры (в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами СП 3.1.1.2521-09 "Профилактика холеры. Общие требования к эпидемиологическому надзору за холерой на территории Российской Федерации" (зарегистрированы в Минюсте России 09.07.2009 N 14285).

4.2. Актуализировать планы, обеспечить готовность к организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в случае выявления больных (подозрительных) холерой.

4.3. Организовать проведение специальной подготовки по холере сотрудников эпидемиологических отделов и лабораторной базы.

4.4. Организовать работу с экипажами судов, самолетов и других транспортных средств, совершающих рейсы в неблагополучные по холере страны по действиям в случаях выявления больных с диареей, мерам личной профилактики и проведению первичных противоэпидемических мероприятий.

4.5. При работе с юридическим лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими туроператорскую и турагентскую деятельность, обратить внимание на проведение обязательного информирования граждан, планирующих выезд в неблагополучные в эпидемическом отношении страны, о возможном риске заражения инфекционными болезнями, в том числе холерой.

4.6. Вынести на рассмотрение органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации вопросы по благоустройству пляжей (мест для купания населения) и регулярной очистке рекреационных зон.

4.7. Инициировать заслушивания на заседаниях санитарно-противоэпидемических комиссий субъектов Российской Федерации вопросов санитарно-гигиенического состояния территорий населенных пунктов, коммунальных объектов, транспортных узлов, мест массового отдыха населения с принятием решений по улучшению ситуации.

4.8. В пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации продолжить мониторинг за лицами, прибывающими из неблагополучных по холере регионов мира.

4.9. В случае выявления больных, подозрительных на заболевание холерой, немедленно организовать комплекс санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и информировать Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

4.10. Активизировать разъяснительную работу с населением по профилактике холеры с учетом наступления периода массовых отпусков.

5. Главным врачам ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии" в субъектах Российской Федерации:

5.1. Обеспечить готовность учреждений к проведению работ по индикации возбудителя холеры, проанализировать наличие диагностических препаратов, оценить уровень подготовки специалистов.

5.2. Взять на строгий контроль соблюдение в лабораториях требований по обеспечению биологической безопасности при работе с возбудителями I-II групп патогенности.

5.3. Провести корректировку точек отбора проб воды для бактериологического исследования на наличие холерных вибрионов, обратив особое внимание на характер использования водного объекта, количество и места сброса сточных вод в водоем, результаты санитарно-микробиологических исследований воды с учетом районирования административных территорий Российской Федерации по типам эпидемических проявлений холеры (в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами СП 3.1.1.2521-09 "Профилактика холеры. Общие требования к эпидемиологическому надзору за холерой на территории Российской Федерации" (зарегистрированы в Минюсте России 09.07.2009 N 14285).

5.4. Принять меры по подготовке специалистов по вопросам индикации холеры из биологического материала и проб окружающей среды.

6. Руководителям противочумных учреждений Роспотребнадзора:

6.1. Обеспечить оказание практической и методической помощи управлениям Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации и ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии" в субъектах Российской Федерации в проведении эпидемиологического надзора за холерой.

6.2. Обеспечить готовность учреждений к проведению полномасштабных лабораторных исследований на холеру, в том числе с расшифровкой генома возбудителя.

6.3. Взять на особый контроль вопросы подготовки специалистов ЛПУ и ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии" в субъектах Российской Федерации по диагностике холеры.

6.4. В течение 2011 года организовать проведение внешнего контроля качества работы лабораторий по индикации возбудителя холеры.

7. Директору ФГУЗ "Ростовский научно-исследовательский противочумный институт" Роспотребнадзора:

7.1. В рамках деятельности референс-центра по мониторингу за возбудителем холеры обеспечить оказание практической и методической помощи субъектам Российской Федерации в плановом порядке и по эпидемическим показаниям.

7.2. Обеспечить мониторинг за ситуацией по холере в мире, составление каталога, перевод и направление в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека информационных и актуализированных международных методических документов по указанной проблематике по мере появления публикаций.

7.3. С учетом особенностей возбудителя холеры и международных рекомендаций, в срок до 01 мая текущего года подготовить предложения по коррекции планов по санитарной охране территории в субъектах Российской Федерации.

8. Директору ФГУЗ "Российский научно-исследовательский институт "Микроб" Роспотребнадзора принять меры по разработке иммунопрепарата для профилактики и лечения холеры, а также максимально ускорить сроки реконструкции технологической линии по производству противохолерной вакцины.

9. Контроль за выполнением настоящего постановления оставляю за собой.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.