Находясь в болдине до поэта дошли вести о холере

Демонстрационный вариант КИМ (IV).

(Ответы в конце теста).

А1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

А2. В каком предложении вместо слова ЕДИНСТВЕННЫЙ нужно употребить слово ЕДИНИЧНЫЙ?

1) Долгое время в медицине ЕДИНСТВЕННЫМ материалом для опытов по изучению сильнодействующих ядов были мелкие животные.

2) По мнению многих психологов, ЕДИНСТВЕННЫЙ ребенок в семье чаще всего чувствует себя одиноким и плохо адаптируется в обществе.

3) Вам стоит обратить внимание на работу цеха в целом, а не на ЕДИНСТВЕННЫЕ случаи производственных сбоев.

4) Ромен Роллан, близко знавший Фритьофа Нансена, назвал его ЕДИНСТВЕННЫМ европейским героем своего времени.

А3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) восемь апельсинов

2) с шестистами рублями

3) наиболее четко

4) разные возрасты

А4. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Находясь в Болдине,

1) сбылась мечта Пушкина написать цикл повестей о русской жизни.

2) до поэта дошли вести о холере в Москве.

А5. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

1) Те, кто определял политику киностудии в последнее время, были против ее реорганизации.

3) Одним из альпинистов, побывавших почти на всех высочайших пиках Гималаев, был Тенцинг Норгей.

4) Благодаря наблюдений гидрологов, мы знаем теперь не только направление, но и силу основных течений Атлантического океана.

Прочитайте текст и выполните задания A6–A11

(1) … (2) Известно, что продукты горения смываются в реки, загрязняют их и что в результате пожаров гибнут ценные лесные массивы.
(3) … в некоторых случаях пожары намеренно устраивают сами смотрители леса.
(4) Интенсивность такого возгорания обычно очень мала. (5) Оно не представляет большой опасности, наоборот, оно полезно. (6) Подобные мелкие искусственные пожары, которые специально планируются, чтобы снизить количество накопленного сухостоя, являются эффективным средством предотвращения стихийного возгорания крупных лесных массивов.

А6. Какое из приведенных ниже предложений должно быть первым в этом тексте?

1) Прогнозирование лесных пожаров и борьба с ними экономически и экологически нецелесообразны.

2) Лесные пожары наносят существенный вред окружающей природной среде.

3) Скорость и направление ветра определяют интенсивность пожара.

4) Для оценки потенциальной горимости лесов применяются индексы пожароопасности.

А7. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в третьем предложении?

А8. Какие слова являются грамматической основой в одной из частей шестого (6) предложения текста?

1) пожары планируются

2) снизить количество

4) которые являются средством

А9. Укажите верную характеристику шестого (6) предложения текста.

2) сложное с сочинительной и подчинительной связью между частями

4) сложное с подчинительной, сочинительной и бессоюзной связью между частями

10. Укажите правильную морфологическую характеристику слова ПОЛЕЗНО из пятого (5) предложения текста.

1) краткое причастие

2) краткое прилагательное

4) слово категории состояния

А11. Укажите значение слова ПРОДУКТЫ в предложении 2.

1) предметы, являющиеся результатом человеческого труда, деятельности

2) вещества, служащие материалом для изготовления чего-либо в производственном процессе

3) вещества, получаемые химическим или иным путем из других веществ

4) предметы питания, съестные припасы

А12. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?

Броше(1)ый после прошлогоднего наводнения дом, с вылинявшими беле(2)ыми стенами, с безжизне(3)ыми пустыми окнами, производил тяжелое впечатление.

А13. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) с…реневый, разм…ститься, отр. вление

2) г…ниальный, ст…мулировать, д…рование

3) оз…рение, напр. вление, пок…яние

4) выск…чить, укр…шение, оп. лчение

А14. В каком ряду во всех трех словах пропущена одна и та же буква?

1) спорт. нвентарь, контр. гра, без…мянный

2) переи…дание, во…главил, бе…чувственный

3) в. южный, с. ёмка, от…явленный

4) пр…рвать, пр…ступить закон, пр…образиться

А15. В каком ряду в обоих случаях на месте пропуска пишется буква Е?

1) тон…т в воде, увенч…нный

2) распиш…шься, перенаправл…нный

3) движ…тся, муч…мый сомнениями

4) покраш…нный, вспомн…вший

А16. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква И?

А. угодл…вый

Б. плеч…вой (сустав)

В. одол…вать

Г. увил…вать

А17. В каком предложении НЕ (НИ) со словом пишется раздельно?

1) (Ни)чего не следует делать против веления души.

2) (Не)наряженная елка стояла посреди гостиной.

3) Я был (не)мало удивлен, увидев его у себя под окном.

4) Прямые волосы егеря, давно (не)чесанные, торчали из-под шапки, как солома.

А18. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?

1) (И)ТАК, все началось с того, что мне (НЕ)(НА)ЧТО было купить себе рубаху к празднику.

2) (В)СЛЕДСТВИЕ снегопада были повреждены линии электропередачи, и (НА)ПРОТЯЖЕНИИ двух суток населению нескольких деревень пришлось жить без электричества.

3) ГДЕ(ТО) в лесу раздался выстрел, однако (НИ)КТО из моих спутников даже не вздрогнул.

4) ЧТО(БЫ) принять решение о контрнаступлении, генерал должен был (НА)ПРЯМУЮ обратиться к командующему фронтом.

А19. Укажите правильное объяснение постановки запятой или ее отсутствия в предложении.

Воздух свеж ( ) и на полянке уже не так жарко.

1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

2) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.

3) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

А20. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Ребенок (1) играя (2) остается серьезным, он воспринимает правила как особую модель (3) представленных в игре (4) жизненных обстоятельств.

А21. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Только к вечеру мы вернулись из леса, и все (1) буквально (2) валились с ног от усталости.

Биржи уже лихорадит, и (3) похоже (4) завтра начнется игра на понижение.

А22. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Вечером пошел снег и покрыл белой пеленой скамьи и асфальтовые дорожки парка.

2) Новые материалы сохраняют свои свойства как при высоких так и при низких температурах.

3) Вырос дедушкин тополь высоким да стройным.

4) На конкурсе нужно было читать басню или миниатюру или монолог из пьесы.

А23. Как объяснить постановку тире в данном предложении?

Понадобится помощь при строительстве или какой-нибудь инструмент – обращайтесь ко мне, не стесняясь.

1) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время или условие совершения того, о чём говорится во второй части.

2) Обобщающее слово стоит после однородных членов предложения.

3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.

4) Тире ставится между подлежащим и сказуемым, выраженными одной частью речи, при отсутствии глагола-связки.

А24. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Говорят, что двенадцать знаков зодиака (1) на каждый (2) из которых (3) приходится по тридцать градусов зодиакального круга (4) были изобретены в Вавилоне в пятом веке до нашей эры.

А25. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

В лесу полная тишина (1) и (2) если прислушаться (3) то услышишь (4) как падают сухие листья.

А26. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения НЕЛЬЗЯ заменить определением, выраженным причастным оборотом?

2) Между содержанием библейского текста и текста стихотворения есть значимая разница, которую отметили исследователи Пушкина.

4) Преображение же пушкинского героя производится без его воли, в соответствии только с божественной необходимостью, на которую герой не может повлиять.

А27. Прочитайте текст.

Ученые установили, что вследствие глобального потепления значительная часть земель Сибири и Арктики, считающихся районами вечной мерзлоты, сегодня уже пребывает в тающем или близком к этому состоянии. Таяние арктической вечной мерзлоты создает озера, выделяющие в атмосферу метан – теплоулавливающий газ, который обладает парниковой способностью, в двадцать пять раз превышающей парниковую способность углекислого газа. Таким образом, ускоренное таяние вечной мерзлоты может существенно усилить глобальное потепление, причем нагревание нашей планеты будет происходить еще более быстрыми темпами.

В каком из приведенных ниже предложений верно передана информация, содержащаяся в тексте?

1) Начавшееся в Сибири и Арктике таяние вечной мерзлоты, сопровождаемое выделением метана, может усилить глобальное потепление.

2) Вследствие глобального потепления в Сибири и Арктике началось таяние вечной мерзлоты.

3) Таяние вечной мерзлоты существенно замедляет скорость нагревания нашей планеты.

4) Ученые, обеспокоенные негативными климатическими изменениями, ведут постоянные наблюдения за таянием вечной мерзлоты.

Прочитайте текст и выполните задания A29–A31; B1–B8.

(1) К сожалению, человек несовершенен, поэтому в своей жизни нуждается в идущих извне запретах, причём их иногда необходимо подкреплять силой. (2) Таковы законы государственной власти, таковы неписаные законы общества. (3) Подобными законами можно успешно регулировать внешнюю жизнь человека. (4) Но есть области, где прямое вмешательство не достигает цели, где насилие всегда оказывается бессильным и вредным.

(5) Внутренние убеждения человека, любовь, вера в Бога не создаются приказами и запретами. (6) Требования государства и общества всегда наплывают, надвигаются на человека, так сказать, "сверху". (7) Но если эти требования касаются не внешнего порядка дел, а нарушают внутренние, живые границы человеческой души, душа отвечает обычно сопротивлением, возмущением или даже хуже — ожесточением, упрямством и ненавистью. (8) Тогда человек начинает взывать к своей свободе, он ссылается на свои неотъемлемые права и вступает в борьбу за них, даже если приказы и запреты содержат очевидную пользу и истину.

(9) Подобные приказы и запреты, даже если их обращают к людям в самых лучших целях, могут вынудить в ответ только внешнее, лицемерное подчинение и лицемерную "любовь" к навязываемым ценностям. (10) Все нажимы достигают здесь только того, что уважение, любовь гибнут в душе у человека, а значит, осуществлять их бессмысленно и безнравственно.
(11) Бывает и так: человек, понимая благую направленность приказов, но душою не соглашаясь с ними, пытается следовать им. (12) Не любя, притворяется любящим, не веруя, симулирует веру. (13) И иногда такие неискренние упражнения приводят к ряду полезных действий, которые производятся, например, в сфере так называемой "общественной благотворительности". (14) Однако могут ли они принести пользу душе, внутреннее сопротивляющейся насилию над собой?
(15) Никогда ещё ни одному человеку не удалось и никогда ни одному не удастся полюбить на основании приказа или искоренить в себе веру на основании запрета. (16) Божественный огонь в человеке, который в нём любит, верует и творит, не может быть ни произвольно зажжен, ни произвольно погашен. (17) Всё, чего здесь можно достигнуть напрямую, и то лишь из-за человеческой слабости и робости, — это притворяющегося смирения, лгущего согласия.

А28. Какое утверждение НЕ СООТВЕТСТВУЕТ содержанию текста?

1) Требования и запреты государственной власти уместны не во всех областях жизни человека.

2) Человек не может заставить себя полюбить кого бы то ни было по требованию извне.

4) Нет ни одной области человеческой жизни, в которой прямое вмешательство государственной власти могло бы привести к положительному результату.

А29. Какой(-ие) тип(-ы) речи представлен(-ы) в предложениях 1 – 5?

2) повествование и описание

3) рассуждение и повествование

А30. Укажите предложение, в котором употреблены антонимы.

ЧАСТЬ 2

В1. Из предложения 17 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.

В2. Из предложения 7 выпишите все частицы.

В3. Из предложения 10 выпишите подчинительное словосочетание со связью согласование.

В4. Среди предложений 8 – 15 найдите сложное предложение, в состав которого входит неопределенно-личное предложение. Напишите его номер.

В5. Среди предложений 9 – 17 найдите предложение с обособленным определением. Напишите номер этого предложения.

В6. Среди предложений 1 – 8 найдите сложноподчинённое(-ые) предложение(-я) с несколькими придаточными частями, связанными между собой посредством однородного подчинения.

Напишите его (их) номер(-а).

В7. Среди предложений 8 – 16 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи союза и личного местоимения. Напишите номер этого предложения.

В8. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания А28–А30, В1–В7.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.

Цифры при перечислении отделяйте запятыми.

1) ряды однородных членов

5) риторическое восклицание

9) вопросительные предложения (риторические вопросы)


На просторах Интернета появились стихи якобы Пушкина Александра Сергеевича, которые действительно могут поддержать людей в сложившейся ситуации в мире - во время короновируса. Но поапплодируем настоящему автору стихотворения. Кто же он?

У пользователей социальных сетей появились сомнения, на самом ли деле это слова Великого поэта.

Из социальных сетей

***
Позвольте, жители страны,
В часы душевного мученья
Поздравить вас из заточенья
С великим праздником весны!

Всё утрясётся, всё пройдёт,
Уйдут печали и тревоги,
Вновь станут гладкими дороги
И сад, как прежде, зацветёт.

На помощь разум призовём,
Сметём болезнь силой знаний
И дни тяжёлых испытаний
Одной семьёй переживём.

Мы станем чище и мудрей,
Не сдавшись мраку и испугу,
Воспрянем духом и друг другу
Мы станем ближе и добрей.

И пусть за праздничным столом
Мы вновь порадуемся жизни,
Пусть в этот день пошлёт Всевышний
Кусочек счастья в каждый дом!

Комментарии в социальных сетях



Историческая справка из жизни А.С. Пушкина

Надо сказать, что А.С. Пушкин действительно в 1830 году был на карантине в Болдино. В России разбушевалась холера.

31 августа 1830 года А. С. Пушкин выехал из Москвы в сторону Нижнего Новгорода. Перед тем как сесть в кибитку он запечатал конверт с письмом к Петру Александровичу Плетневу, другу и родственнику, издателю и кассиру, где сообщал, что едет в село Болдино. Перед смертью отец выделил поэту небольшое имение в родовой вотчине.

Казалось бы, предстоящая женитьба (а в апреле 1830 Пушкин вновь сделал Н. Гончаровой предложение, которое на этот раз было принято) должна была делать его безоглядно счастливым, но Пушкин не чувствовал себя таким. "Милый мой, - Писал он Плетневу в Петербург, - расскажу тебе все, что у меня на душе: грустно, тоска, тоска. Жизнь жениха тридцатилетнего, хуже тридцати лет жизни игрока… Осень подходит. Это любимое мое время - здоровье мое обыкновенно крепнет - пора моих литературных трудов настает - а я должен хлопотать о приданном да о свадьбе, которую сыграем бог весть когда. Все это не очень утешно. Еду в деревню, бог весть, буду ли иметь там время заниматься и душевное спокойствие, без которого ничего не произведешь… ".

Эпидемия холеры вынудила его задержаться здесь на несколько месяцев. Этот период творчества поэта известен как "Болдинская осень". Испытывая большой творческий подъем, Пушкин писал своему другу и издателю П. Плетневу: "Уж я тебе наготовлю всячины, и прозы, и стихов" — и сдержал свое слово.

Произведения, которое сейчас "гуляет" по Интернету, как видим, нет.

Уже после возвращения в Москву, Пушкин писал Плетневу: "Скажу тебе (за тайну) , что я в Болдине писал, как давно уже не писал. Вот что я привез сюда: две последние главы "Онегина", восьмую и девятую, совсем готовые в печать. Повесть, писанною октавами (стихов 400), которую выдам "Anonym". Несколько драматических цен, или маленьких трагедий, именно: "Скупой рыцарь", "Моцарт и Сальери", "Пир во время чумы" и "Дон Жуан". Сверх того написал около тридцати мелких стихотворений. Хорошо? Еще не все… ".

Далее Пушкин сообщает, что написал, пять повестей прозой. Кроме того, известно, что была написана первая его болдинская сказка, а также ряд литературно-критических статей. Двадцатого октября 1830 года Пушкин поставил точку в последней повести Белкина, а 23 октября уже закончил первую из маленьких трагедий - "Скупого рыцаря". Они следовали одна за другой: 26 октября - конец работы над "Моцартом и Сальери",4 ноября - над "Каменным гостем" и шестого ноября - "Над пиром во время Чумы". Проблема этих пьес перекликается с проблемами повестей Белкина и других произведений, созданных осенью того года.
После неудачной попытки прорваться в Москву через карантины, Пушкин, возвращаясь в Болдино, из Лукояново написал губернатору в Нижний Новгород. В этом письме, он просил выдать ему свидетельство о том, что Болдино не заражено холерой. Ответ мог бы придти в следующие несколько недель. Пушкин надеялся застать по возращению в Болдино, письма от невесты. Но их не было. Он писал: "На днях мне может быть сообщат, что вы вышли замуж… Есть от чего потерять голову".

В Болдино он вспоминал свою молодость и былые увлечения, в Болдине он прощался с ними навсегда. Свидетельство тому в его бумагах: листки со строчками стихов "прощанья", "заклинанья", "для берегов отчизны дальной".

В этих стихотворения, как и в других, писавшихся в Болдине, Пушкин выразил настроение человека, который с печалью, с душевной мукой вспоминает о прошлом и расстается с ним.

И вот настал день 27 ноября 1830 года, когда в Болдино пришло известие: дорога на Москву открыта. Теперь на земле осталось еще одно место с которым он сроднился и которое без него осиротеет.

Автором стиха является пользователь соцсети Урри Грим из Казахстана.


"Удивительные существа все-таки – люди! Сами перепутали меня с Александром Сергеевичем, сами обманулись, сами растрезвонили о какой-то холере и Болдино и сами же обиделись. Причем, обиделись почему-то на меня. "Графоманом" и "мусульманским бездарем" обзывают, словно я претендовал на лавры светоча русской поэзии", – написал он в сети.



Но надо отдать должное автору, у него есть чувство юмора и прекрасные слова в стихотворении "Всё утрясётся, всё пройдёт". Главное - нам всем сейчас нужна поддержка во время самоизоляции, во время пандемии короновируса в мире.

А это стихи действительно Великого русского поэта:

Осенью 1830 года А. С. Пушкин, находясь в Болдине, узнал, что в Москве свирепствует холера. Беспокоясь за свою невесту Наталью Гончарову, он попытался добраться до Москвы: "Я тотчас собрался в дорогу и поскакал. Проехав 20 верст, ямщик мой остановился: застава! Несколько мужиков с дубинами охраняли переправу через какую-то речку. Я стал расспрашивать их. Ни они, ни я хорошенько не понимали, зачем они стоят тут с дубинами и с повелением никого не пускать. Я доказывал им, что вероятно где-нибудь да учрежден карантин и что я не сегодня, так завтра на него наеду, и в доказательство предложил им серебряный рубль. Мужики со мной согласились, перевезли меня и пожелали многие лета".

Добраться до Москвы поэту не удалось. Но его вынужденное пребывание в деревне оказалось весьма плодотворным и вошло в историю литературы под названием "Болдинская осень".

В 1831 году холера объявилась в Петербурге и буквально стала косить людей. Председатель холерного комитета профессор Московского университета М. Я. Мудров прибыл в столицу и распорядился открыть временные больницы. Однако вскоре сам пал жертвой болезни, заразившись во время вскрытия трупа. Карантинная застава на станции Ижора преграждала путь в столицу. Царское Село было оцеплено. Карантины, по словам Н. В. Гоголя, превратили эти 24 версты в дорогу от Петербурга до Камчатки. "Знаете ли, что я узнал на днях только? - писал он В. А. Жуковскому… - Но вы не поверите мне, назовете суевером. Что всему этому виною не кто другой, как враг честного креста церквей господних и всего огражденного святым знамением. Это черт надел на себя зеленый мундир с гербовыми пуговицами, привесил к боку остроконечную шпагу и стал карантинным надзирателем".

В устройстве карантинов было много непродуманного и стеснительного без необходимости. Карантинные чиновники широко практиковали взяточничество, сокращая за определенную мзду время пребывания в карантине с двух недель до двух часов. В связи с прекращением подвоза съестных припасов цены на продукты неимоверно вздувались. Все это, по единодушному свидетельству современников, сеяло недоверие к распоряжениям администрации.

21 июня 1831 года среди населения столицы распространился ропот на врачей, якобы отравляющих простой народ. Один из пунктов вышеупомянутого наставления Министерства внутренних дел предписывал иметь при себе в целях предохранения от холеры "скляночку с раствором хлористой соды или уксусом, которым чаще потирать руки и около носа, кроме сего носить в кармане сухую хлористую известь, зашитую в полотняную сумочку". От болезни это, естественно, не спасало, зато подозрительно настроенная толпа заставляла ревностных исполнителей этого пункта съедать найденные у них порошки в доказательство того, что это не яд и что они не замышляют ничего преступного. Один из свидетелей смутного времени вспоминал, что в "грязном, тесном и смрадном переулке на Сенной площади была устроена центральная холерная больница, в которую полиция всех заболевших холерою в домах свозила насильно против их воли и желания, что и послужило поводом к серьезному волнению народа на Сенной площади, которое кончилось тем, что больницу разбили, больных вынесли на кроватях на площадь, доктора, фельдшера и аптекаря убили и прислугу разогнали".

Искры петербургского бунта быстро разлетелись по окрестным губерниям. Слухи о том, что холеры нет, а есть отрава, вызвали многочисленные народные волнения. Одним из самых трагических по жестокости и последствиям надо считать восстание, вошедшее в историю как бунт новгородских военных поселян.

Во время третьей пандемии холера проникла далеко на север - до Архангельска, на Кольский полуостров и в Сибирь. Пик заболеваний отмечен в 1848 году - 1772439 случаев, причем 690150 - смертельных. Удивляться такой высокой смертности не приходится, так как эффективных методов лечения и профилактики по-прежнему не было. Воспоминания писательницы Е. Н. Водовозовой дают наглядную картину применявшихся в то время для борьбы с болезнью способов:

"Еще усопший отец лежал на столе, когда холера уложила в постель двух моих старших сестер, из которых одной было 19, а другой 18 лет, и их хоронили одну за другой. Затем в три последующие недели холера унесла еще четырех детей из нашей семьи. Итак, в продолжение месяца с небольшим у нас было семь покойников… Очень вероятно, что развитию холеры в нашем доме и тому, что она приняла у нас такой угрожающий характер, помогло то, что за детьми в те времена был вообще весьма плохой уход… Мы свободно сообщались с заболевшими, вбегали в их комнаты, входили к покойникам.

…Наш доктор практиковал у нас такой способ: из постели вынимали перины и подушки, а больного, обернутого в одни простыни, клали на раму кровати, затянутую грубым полотном. Сверху больного укрывали множеством нагретых одеял и перин, в ноги по бокам его клали бутылки с кипятком, крепко закупоренные и обернутые в тряпку, а под кроватью в огромном медном тазу лежал раскаленный кирпич, который то и дело поливали кипящей водою с уксусом. Таким образом, больной вдыхал горячий уксусный пар, который вместе с теплыми покрышками должен был согревать его холодеющее тело".

В дневнике В. Ф. Одоевского от 6 февраля 1863 года имеется следующая любопытная запись: "Рассказывали мне действительно бывшее распоряжение графа Панина во время холеры: семейным людям выдавать на месяц по полфунту чая; солидным и хорошего поведения - набрюшники; отличным заслуженным чиновникам - фуфайки… Всего смешнее официальная сторона дела: стали представлять чиновников к полуфунту чая, к набрюшнику, к фуфайке, и это как награда вносилось в формулярные списки".

Холера так часто совершала опустошительные набеги, что в деревнях нередко от них вели отсчет времени. "Земля наша какая - вы сами изволите знать: глина, бугры, да и то, видно, прогневили мы бога, вот уже с холеры, почитай, хлеба не родит" (Л. Н. Толстой. "Утро помещика"). "В первую холеру я с папенькой вашим в ростепель в Москву ездил, с тех пор и мозжит", "Это я, должно быть, в те поры простудился, как в первый холерный год рекрутов в губернию сдавать возил" (М. Е. Салтыков-Щедрин. "Благонамеренные речи").

Колоритные зарисовки холерных бедствий имеются в книге "Мои скитания" (1928) В. А. Гиляровского - человека на редкость интересной и сложной судьбы. В этой автобиографической повести он вспоминает, как в Рыбинске с половины лета разыгралась холера среди грузчиков хлеба. Люди умирали и на улицах, и на пристанях, ломовики зарабатывали огромные деньги, перевозя трупы днем на кладбище и ночью на берег Волги, к лодкам, на которых возили их за Волгу и там хоронили в песках и тальниках.

Вот бурлаки тянут расшиву, а встречное течение мешает им, и они, подбадривая себя, заводят звонкую песню. А с песчаного обрывистого яра мальчишки дразнят их, выкрикивая: "Аравушка! аравушка, обсери берега!" Старые бурлаки не обижались, и никакого внимания на них.

"Что верно, то верно, время, холерное!" - отмечает Гиляровский. Смертность среди бурлаков была очень высокой - условия их труда способствовали распространению инфекции, а никакой медицинской помощи они не получали:

"- Н-да! Ишь ты, какая моровая язва пришла.

- Рыбаки сказывали, что в Рыбне не судом народ валит. Холера, говорят.

- И допрежь бывала она… Всяко видали… По всей Волге могилы-то бурлацкие. Взять Ширмокшанский перекат… Там, бывало, десятками в одну яму валили…

Молодой вятский парень, сзади меня уже не раз бегавший в кусты, бледный и позеленевший, со стоном упал… Отцепили ему на ходу лямку - молча обошли лежачего".

Эпидемия холеры девяностых годов прошлого века была полна трагическими событиями. Этому в немалой мере способствовал жестокий голод вследствие неурожая, который в официальных кругах мягко называли недородом. В связи с этим широкое распространение получило следующее четверостишие:

Вот мчится тройка удалая -
Чума, холера, недород,
А впрочем, приняты все меры,
Пусть не волнуется народ.

Н.С. Лесков писал: "Когда летом 1892 года, в самом конце девятнадцатого века, появилась в нашей стране холера, немедленно же появилось и разномыслие, что надо делать. Врачи говорили, что надо убить запятую, а народ думал, что надо убить врачей. Следует добавить, что народ не только так "думал", но он пробовал и приводить это в действие. Несколько врачей, старавшихся убить запятую для лучшей пользы делу, были сами убиты".

Недовольство "дезинфекционной напастью" нередко выливалось в массовые волнения. На протяжении XIX века царское правительство всегда искало и усматривало в возмущениях народа политическую подоплеку. А. Ф. Кони вспоминает, как отреагировала императрица Мария Федоровна на сообщение о беспорядках в Хвалынске: "Да, да, Молчанов - как это ужасно! Особливо если знаешь, что все это политические происки нигилистов". Ему так и не удалось убедить царицу, что причиной холерных бунтов было полное непонимание народными массами сущности болезни, необходимости профилактических мер, а основной причиной недоверия к врачам как представителям власти были, конечно, крайне тяжелые социальные условия.

Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Закрыв глаза,
мое тело вдруг перестало чувствовать усталость, и я мгновенно заснул.
попробуйте вспомнить самые волнующие минуты вашей жизни.
мне показалось, что весь мир растворился в бархатной темноте.
не оставалось другого выбора, кроме как притвориться спящим.

Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Глядя на звездное небо,
вспоминалась почему-то военная юность, ночлеги в бескрайних украинских степях.
у меня никогда не возникало сомнений: жизнь есть не только на нашей планете.
попробуйте самостоятельно определить расположение созвездий вашего полушария.
древним мореплавателям помогало не сбиться с курса расположение созвездий.

Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Став победителем Московской Математической Олимпиады,
из организационной комиссии мне пришло предложение участвовать во Всероссийской Математической Олимпиаде.
меня стали больше уважать и мои одноклассники, и школьные учителя.
Татьяну пригласили учиться в лучшую физико-математическую школу столицы.
Александр поступил на механико-математический факультет МГУ без вступительных экзаменов.

Выберите грамматически правильное продолжение предложения.
Читая романы Тургенева,
читателю открывается удивительный мир русской дворянской усадьбы.
удивляешься, насколько автор внимателен к деталям, насколько точен в частностях.
мне всегда особенно нравились его второстепенные персонажи.
лицо Саши становилось задумчивым и мечтательным.

Выберите грамматически правильное продолжение предложения.
Занимая две маленькие комнаты на втором этаже,
заметно было, как тесно в них нашей большой семье.
спасением от холода для Кати стал масляный обогреватель.
Владимир Николаевич вовсе не чувствовал себя стесненным.
экономились деньги, которых нам тогда критически не хватало.

Выберите грамматически правильное продолжение предложения.
Изучая архивные документы,
перед ученым раскрывается истинный смысл исторических событий.
узнаешь много такого, о чем никогда не напишут в учебниках и никогда не расскажут на уроках.
меня всегда охватывает невольный трепет.
Евгения Александровича не оставляла мысль о том, что некоторые из них фальсифицированы.

Выберите грамматически правильное продолжение предложения.
Собираясь в поход,
нас не оставляло чувство пугающей неизвестности.
вам необходимо специальное снаряжение.
у Миши появилось желание взять с собой томик стихов Бальмонта.
положите фонарики в боковой карман.

Выберите грамматически правильное продолжение предложения.
Анализируя исследование,
у Александра возник ряд вопросов к авторам.
особое внимание было уделено его перспективам.
настораживает внутренняя противоречивость полученных результатов.
докладчик отметил несоответствие между теоретическими выводами и практическими рекомендациями.

Выберите грамматически правильное продолжение предложения.
Предвидя трудности с размещением гостей,
администрацией было принято решение о срочном восстановлении еще одного корпуса.
Виталий привез на дачу матрас и две раскладушки.
у нас возникла необходимость найти более просторный пансионат для встречи.
Мише пришла в голову идея зарезервировать несколько номеров в гостинице рядом с домом.

Выберите грамматически правильное продолжение предложения.
Прочитав статью профессора,
у нас возникло много вопросов относительно посылок теории.
оригинальность и простота концепции вызвали у Станислава восторг.
у Натальи появилось желание лично обсудить с автором некоторые аспекты его работы.
я был поражен смелостью высказанной идеи до глубины души.

Выберите грамматически правильное продолжение предложения.
Подводя итоги обсуждения нового проекта,
он показался комиссии достаточно перспективным.
были отмечены основные задачи компании на ближайшее время.
председатель кратко перечислил все замечания оппонентов.
необходимость принятия решения в кратчайшие сроки стала очевидной.

Выберите грамматически правильное продолжение предложения.
Заполнив анкету,
мне пришла в голову мысль исправить в ней некоторые сведения.
может возникнуть необходимость обратиться за дополнительной информацией.
у менеджера могут появиться к вам вопросы.
не забудьте вложить ее в папку с документами.

Выберите грамматически правильное продолжение предложения.
Возвратившись из Германии,
каждому члену команды была вручена награда.
мы привезли подарки родным.
с юным философом произошел любопытный случай.
её особенно раздражала петербургская сырость.

Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Заполняя анкету,
меня сильно отвлекал шум в комнате.
обязательно точно укажите дату своего рождения.
Николая каждый раз охватывало чувство раздражения.
вам будет предоставлено достаточно времени на обдумывание ответов.

Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Гуляя по заповеднику,
отдыхающим была предоставлена возможность выбора любого маршрута.
будьте внимательны и не сходите с экскурсионной тропы.
нами был сделан ряд красочных фотографий.
у Алены возникло желание искупаться.

Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Путешествуя по стране,
туристами были утеряны паспорта и обратные билеты.
у меня не было точного маршрута.
мы познакомились со многими интересными людьми.
до нас не доходили слухи о событиях в родном городе.

Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Изучая творчество художника,
у меня появилось желание побывать в тех местах, где он работал.
обязательно посетите выставку его работ.
мне стало интересно познакомиться с ним лично.
студентов заинтересовала философия авангардизма.

Выберите грамматически правильное продолжение предложения.
Гуляя по саду,
Мише в голову пришла интересная мысль.
у Юли кружилась голова от свежего воздуха.
не бросайте фантики от конфет на землю.
у нас завязался спор

Выберите грамматически правильное продолжение предложения.
Стоя в очереди,
у Насти заболела голова.
Машу одолевала тревога: успеет ли она до закрытия кассы.
мне было как-то не по себе.
будьте вежливы с соседями.

Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Подавив мятеж гвардии,
зачинщики были жестоко наказаны Николаем Первым.
по указу царя были повешены пятеро его организаторов.
начало царствования Николая было омрачено тенью виселиц.
новый государь продемонстрировал твердость своей руки и недальновидность своей политики.

Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Перечитывая стихи Есенина,
у Лены всегда был мечтательный и несколько отрешенный вид.
читателю открывается удивительный мир русской природы.
восхищаешься тем, насколько эмоциональным и выразительным языком они написаны.
мне всегда хотелось положить их на музыку.

Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Собираясь в горы,
вам необходимо особое разрешение.
у Леши появилось желание взять с собой фотоаппарат.
захватите с собой теплую одежду.
нас не оставляли тревожные предчувствия.

Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Изучая историю России,
по-другому воспринимаются известные факты общеевропейской истории.
начинаешь лучше понимать события современности.
передо мной стали проступать черты событий полувековой давности.
у французских студентов возникали все новые и новые вопросы.

Выберите грамматически правильное продолжение предложения.
Выступая с речью,
голос у докладчика дрожал от волнения.
должны учитываться особенности аудитории.
было временами неясно слышно говорившего.
управляющий филиала держался уверенно.

Выберите грамматически правильное продолжение предложения.
Посмотрев новую пьесу в театре,
было проведено ее обсуждение.
мы были поражены мастерством режиссера.
у меня родилась мысль о мюзикле по ее мотивам.
нас поразила сыгранность членов труппы.

Выберите грамматически правильное продолжение предложения.
Возвратившись из Германии,
с юным философом произошел любопытный случай.
мне некоторое время было в сыром Петербурге не по себе.
мы привезли подарки родным.
каждому члену команды была вручена награда.

Выберите грамматически правильное продолжение предложения.
Играя в теннис,
у меня подвернулась нога.
незаметно прошло два часа.
Настя вся преображалась.
в ее движениях появлялась особая грация.

Выберите грамматически правильное продолжение предложения.
Выбрав пьесу,
оказалось, что там слишком много ролей.
началось распределение ролей.
была назначена первая репетиция.
мы немедленно начали репетировать.

Выберите грамматически правильное продолжение предложения.
Говоря о Пушкине,
нельзя не сказать о его лицейских друзьях.
мне вспоминаются школьные годы.
у нас возникает светлое чувство.
критиком были найдены очень точные слова.

Выберите грамматически правильное продолжение предложения.
Читая стихи,
все слушали с интересом.
мне вспомнилось прошедшее лето.
обращайте внимание на ритм.
создаётся впечатление, что всё было на самом деле.

Выберите грамматически правильное продолжение предложения.
Используя совершенно разные слова,
выражается одно и то же содержание.
возможно построение одинаковых по смыслу фраз.
можно передать один и тот же смысл.
получаются одинаковые по смыслу предложения.

Выберите грамматически правильное продолжение предложения.
Начиная новый абзац,
есть обычай писать с отступом, то есть с красной строки.
существует правило писать с красной строки.
используют отступ, то есть пишут с красной строки.
давно возникла традиция писать с красной строки.

Выберите грамматически правильное продолжение предложения.
Работая над рецензией,
не подменяйте оценку текста простым пересказом содержания.
главная мысль определяется не сразу.
анализируется художественное своеобразие текста.
учеником была дана оценка прочитанного.

Выберите грамматически правильное продолжение предложения.
Готовясь к устному выступлению,
потребуется личная убеждённость оратора.
стала понятна точка зрения оппонента.
необходимо разобраться в существе вопроса.
у меня возникло своё видение проблемы.

Выберите грамматически правильное продолжение предложения.
Держась за буксирную верёвку,
другой её конец прикреплён к катеру.
ноги воднолыжника должны быть слегка согнуты.
можно мчаться со скоростью 60 км в час.
катер мчит воднолыжника по волнам.ф

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.