Кроссворд на тему ботулизм с ответами

Прочитайте:
  1. БОТУЛИЗМ
  2. БОТУЛИЗМ
  3. Ботулизм
  4. Ботулизм
  5. Ботулизм
  6. Ботулизм
  7. БОТУЛИЗМ
  8. БОТУЛИЗМ
  9. БОТУЛИЗМ
  10. БОТУЛИЗМ

!. Эпидемиологический фактор, характерный для ботулизма:

* употребление недоброкачественных мясных продуктов

*+ употребление продуктов домашнего консервирования

* употребление кондитерских изделий

* употребление сырой воды.

!. Продукты, могущие содержать ботулотоксин и представляющие опасность:

* салат из свежей капусты

!. Заражение ботулизмом происходит при употреблении:

!. Какие структуры наиболее уязвимы при ботулизме:

* кора головного мозга

* +мотонейроны продолговатого мозга

* мягкие мозговые оболочки

!. Действие ботулотоксина на организм человека:

* поражает вещество мозга

* поражение лимфоидного аппарата кишечника

* развитие воспалительной реакции в тонком кишечнике нервов

*+ блокирует освобождение ацетилхолина в окончаниях холинерических нервов

* вызывает тетаническое напряжение мышц

!. При всасывании ботулотоксина, какая система поражается:

!. Основное звено патогенеза при ботулизме:

*+ парез гладкой мускулатуры

* отек головного мозга

* развитие дистрофических изменений в органах

!. Какой синдром характерен для ботулизма:

!. Ведущий синдром при ботулизме:

!. Первым проявлением ботулизма является:

!. Критерии тяжести ботулизма:

* обильный понос и рвота

* длительный инкубационный период

*+ степень выраженности бульбарных расстройств

!. Характерный синдром при ботулизме:

!. Синдром, характерный для начального периода ботулизма:

!. Симптомы, наиболее характерные для начальной стадии ботулизма:

* ослабление зрения, "сетка" перед глазами, птоз

!. Какой симптом говорит о тяжести ботулизма:

!. Какой симптом наиболее типичен для ботулизма в разгаре заболевания:

*+ нарушение глотания твердой и жидкой пищи

* нарушение двигательной функции

!. Отличительные типичные признаки ботулизма в отличие от сальмонеллеза:

* жидкий стул с примесью слизи и крови

Какие клинические признаки наиболее характерны для ботулизма:

*+ нарушение зрения и глотания

* тахикардия, повышение АД

* боли в животе, жидкий стул

* тошнота и рвота

!. Типичными признаками ботулизма являются:

* речь торопливая, смазанная, бессвязанная

*+ невнятная речь, гнусавость голоса

* фотофобия, тактильная гиперестезия

Первично оказываемые меры:

* назначение витаминов группы В

* введение солевых растворов

*+ промывание желудка и сифонная клизма

* искусственная вентиляция легких

!. Что из перечисленного характерно для ботулизма:

а) частый жидкий стул

* боли в правой подвздошной области

* +птоз, мидриаз, нарушение конвергенции, отсутствие реакции зрачков на свет

* психомоторное возбуждение, гиперемия кожи лица, галлюцинации

!. Тяжесть течения ботулизма определяется:

*+ выраженностью бульбарных расстройств

* наличием менингеального синдрома

!. С каким заболеванием нужно дифференцировать ботулизм:

* +острое нарушение мозгового кровообращения

!. Какой из перечисленных методов диагностики имеет значение при постановке клинического диагноза ботулизма:

!. Изменения в гемограмме при ботулизме:

* нейтрофильный сдвиг влево

!. Диагноз ботулизма подтверждается постановкой:

*+ реакцией нейтрализации в биопробе

* бактериологическим исследованием кала

!. Лабораторная диагностика ботулизма:

*+ биологическая проба на мышах

* бактериоскопическое исследование крови

* бактериологическое исследование мочи

* реакция пассивной гемаглютинации

!. Специфический метод терапии при ботулизме:

!. Неотложная помощь при тяжелом ботулизме:

*+ исскуственную вентиляцию легких (ИВЛ)

!. Женщина, 32 года, накануне заболевания была на банкете. На другой день появилась резчайшая мышечная слабость, сухость во рту, мидриаз, осиплость голоса, затрудненное глотание, резкая одышка. Какой диагноз можно предположить?

!. Женщина, 32 года, накануне заболевания была на банкете. На другой день появилась резчайшая мышечная слабость, сухость во рту, мидриаз, осиплость голоса, затрудненное глотание, резкая одышка. Неотложные меры:

а) переливание крови

*+ искусственная вентиляция легких

Дата добавления: 2014-11-24 | Просмотры: 6902 | Нарушение авторских прав

Ботулизм – острое инфекционное заболевание с ведущим энтеральным путем инфицирования, вызываемое экзотоксинами Cl. Botulinum и характеризующееся тяжелым течением с преимущественным поражением центральной и вегетативной нервной системы. Известно 6 типов возбудителей ботулизма, обозначаемых буквами А, B, C, D, Е, F. В нашей стране ботулизм чаще всего обусловлен типами А, В и Е.

Пищевой ботулизм широко распространен во всем мире, детский и раневой считаются его редкими формами. Но в последние годы наблюдается тенденция к увеличению заболеваемости детей и расширение географического распространения инфекции. У детей грудного возраста источником пищевого ботулизма могут быть продукты детского питания. Вероятно, что дети раннего возраста, особенно новорожденные могут инфицироваться и контактным путем от матери или обслуживающего персонала роддомов. Восприимчивость к ботулиническому токсину у человека высокая. В патогенезе заболевания у детей грудного возраста имеет значение и инфекционный фактор.

Первоначальные клинические проявления ботулизма варьируют в рамках трех основных вариантов: с преобладанием расстройств со стороны желудочно-кишечного тракта, расстройств зрения или дыхательной функции или их сочетания, что порой затрудняет своевременную диагностику.

Течение болезни зависит от тяжести поражения нервной системы. При тяжелых формах прогрессирующая дыхательная недостаточность может быть причиной летального исхода. При детском ботулизме летальность составляет 15 – 20%. В ряде случаев детский ботулизм может быть причиной внезапной смерти грудных детей. Большое значение имеет своевременно начатое специфическое лечение ботулизма. Таким образом, все вышеизложенное диктует необходимость каждому педиатру знать данное заболевание.

Список литературы по базисным разделам темы:

1. Учайкин В.Ф., Нисевич Н.И., Шамшева О .В. Инфекционные болезни и вакцинпрофилактика у детей.– М.: Гэотар Медицина – 2006. – 687 с.

2. Учайкин В.Ф., Шамшева О.В. Руководство по клинической вакцинологии. – М.: Гэотар Медицина. – 2006.

3. Учайкин В.Ф. Руководство по инфекционным заболеваниям у детей. – М.: Гэотар Медицина. – 1998.

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: Научиться распознавать различные клинические проявления ботулизма у детей в начальном периоде заболевания на основании эпидемиологических и клинических данных; своевременно и правильно назначить необходимые лабораторные исследования и оказать неотложную помощь и адекватное лечение.

В процессе самостоятельной подготовки к практическому занятию студент должен восстановить базисные знания по следующим разделам:

а) микробиологическая характеристика возбудителя ботулизма;

б) патофизиологические особенности поражения ботулиническим токсином спинальных моторных центров и продолговатого мозга;

в) методы лабораторной диагностики ботулизма;

г) метод введения специфических сывороток с лечебной целью;

д) клинико-эпидемиологическая характеристика ботулизма у взрослых больных, принципы терапии и профилактики.

Студент должен знать:

· этиологическую характеристику возбудителя ботулизма;

· эпидемиологические особенности ботулизма у детей;

· основные звенья патогенеза и его особенности у детей раннего возраста;

· клиническую картину заболевания в зависимости от периода, характера бульбарных расстройств, тяжести и возраста больных;

· вспомогательные методы диагностики;

· принципы терапии и неотложные мероприятия;

Студент должен уметь:

· при сборе эпиданамнеза обратить внимание на употребление больным консервированных продуктов перед заболеванием, условия их хранения и термической обработки;

· при осмотре больного уметь выявить симптомы поражения нервной системы, их выраженность и степень угрозы для жизни больного;

· правильно поставить диагноз, составить план лечения и обследования больного;

· провести дифференциальный диагноз со сходными заболеваниями.

Схема обследования больного ботулизмом

При сборе анамнеза, необходимо выяснить, употреблял ли больной консервы домашнего приготовления (маринованные грибы и др.), рыбу домашнего копчения, домашнюю колбасу, баклажанную икру и другие консервированные продукты. У детей грудного возраста следует обратить внимание на употребление не только консервов детского питания, а также фруктов, овощей, меда, так как в этой возрастной группе инфицирование может произойти и через продукты питания, хранившиеся в аэробных условиях (инфицированных, но не содержащих экзотоксина). Следует помнить, что длительность инкубационного периода у детей грудного возраста может быть удлинена.

В динамике наблюдения за больным необходимо особенно тщательно следить за нарастанием дыхательных расстройств, так как основной причиной смерти при ботулизме является остановка дыхания. Также следует обратить внимание на возможность развития аспирационной пневмонии.

При решении вопроса о госпитализации нужно учитывать, что больной ботулизмом, независимо от возраста и тяжести заболевания, должен лечиться только в стационаре. Основным методом лечения ботулизма является введение противоботулинической сыворотки, а при параличе межреберных мышц и диафрагмы – на аппарате ИВЛ.

В плане дифференциальной диагностики ботулизма с другими заболеваниями, которые могут сопровождаться бульбарными расстройствами (полиомиелит, отравление медикаментами и др.) необходимо помнить, что при ботулизме в начальном периоде заболевания имеет место повышенный тонус симпатического отдела нервной системы (сухость кожи, слизистых, снижение саливации, обложенный язык, тахикардия и др.) и отсутствует нарушение сознания (сонливость, заторможенность, сопор и т.д.).

Проверьте самоподготовку, отвечая на вопросы:

1. Основным резервуаром и источником ботулизма являются: (3)

г) травоядные животные.

2. Ботулинический токсин действует на: (3)

а) мотонейроны спинальных моторных центров

б) сосудистую стенку

в) продолговатый мозг

г) мышечную ткань

д) лимфоидную ткань

3. Иммунитет при ботулизме: (2)

г) не типоспецифический.

4. Продолжительность инкубационного периода при ботулизме зависит от: (3)

б) вида инфицированного продукта

в) механизма инфицирования

г) индивидуальной чувствительности заболевших.

5. Ботулизм может начинаться с: (3)

а) расстройств со стороны желудочно-кишечного тракта

б) судорожного синдрома

в) потери сознания

г) расстройств зрения

д) расстройств дыхательной функции.

6. Выберите симптомы, характерные для ботулизма: (6)

а) сухость слизистых рта

б) сильная жажда

г) нормальная или субфебрильная температура тела

д) двоение предметов

е) мышечная слабость

ж) кашель и поперхивания

з) потеря сознания.

7. К особенностям ботулизма у детей первого года жизни относятся: (5)

а) острое начало заболевания

б) постепенное начало заболевания

в) с первого дня болезни жидкий стул

г) задержка стула и парез кишечника

д) осиплость голоса

е) расстройство глотания

ж) стойкое расширение зрачков

з) колитический синдром.

8. Со стороны периферической крови для ботулизма характерны: (4)

д) палочкоядерный сдвиг

е) ускоренная СОЭ.

9. Для лабораторной диагностики ботулизма используют: (4)

а) бактериологический метод

б) реакцию нейтрализации фага

в) реакцию Видаля

д) реакцию латексной агглютинации

10. Для лечения ботулизма применяют: (3)

б) специфическую сыворотку

в) препараты интерферона

г) дезинтоксикационную терапию

е) специфические бактериофаги.

11. Заразен ли больной ботулизмом для детей старшего возраста: (1)

12. Противоэпидемические мероприятия при ботулизме: (1)

а) карантин на 7 дней

б) наблюдение за лицами, употреблявшими подозрительный продукт 10-12 дней

в) заключительная дезинфекция

г) прием специфического бактериофага.

Проверьте ответы: 1– а, б, г; 2– а, б, в; 3– б, в; 4 – а, в, г; 5 – а, г, д;

6 – а, б, г, д, е, ж; 7 – б, г, д, е, ж;8– а, в, д, е;9 – а, б, г, д; 10 – а, б, г;

11 – б;12 – б.

Общая сумма эталонных ответов - 38

Расчет оценки ответа студента:

а (сумма правильных ответов)

б (сумма эталонных ответов)

При К ниже 0,7 оценка – неудовлетворительно

При К равном 0,7-0,79 – удовлетворительно

При К равном 0,8-0,89 – хорошо

При К равном 0,9-1,0 – отлично

Ответьте на вопросы следующих задач:

І. Ребенок 8 лет жалуется на недомогание, отсутствие аппетита, поперхивание при глотании, затруднение при чтении. При осмотре выявлено: состояние средней тяжести, нормальная температура тела, кожа бледная, чистая, язык обложен белым налетом, гиперемия слизистой, небная занавеска свисает, неподвижна при фонации, голос гнусавый. Двусторонний мидриаз, расходящееся косоглазие справа.

  1. Поставьте диагноз.
  2. Где будете лечить ребенка?
  3. Какие данные анамнеза необходимо выяснить ?
  4. Назначьте лечение.

Объективно: состояние средней тяжести, температура тела 37,2ºС. Тоны сердца приглушены. Язык обложен белым налетом, суховат. Живот мягкий, безболезненный. Стула не было в течение суток. Сознание ясное, менингеальных знаков нет. Отмечается левосторонний птоз, расширение зрачков. Парез мягкого неба.

Из анамнеза известно, что накануне ребенок был в гостях, где ел салаты из свежих овощей и консервированные грибы.

  1. Согласны ли Вы с диагнозом врача скорой помощи диагнозом? Почему ?
  2. Проведите дифференциальный диагноз.
  3. Какие исследования необходимо провести для подтверждения диагноза ?
  4. Назначьте лечение.

Из анамнеза известно, что ребенок был в туристическом походе, где вместе с друзьями употреблял в пищу мясные консервы, колбасу и жареные грибы, собранные в лесу. Остальные участники похода здоровы.

  1. Согласны ли Вы с направляющим диагнозом? Почему?
  2. Какие исследования необходимо провести для подтверждения диагноза?
  3. С какими заболеваниями необходимо дифференцировать?

4.Будете ли вводить противоботулиническую сыворотку, если появятся бульбарные расстройства? Почему?

При поступлении: состояние тяжелое. Температура тела нормальная. Кожа бледная, резкая мышечная слабость. Сухой кашель, першение в горле, осиплость голоса. В легких дыхание везикулярное, ЧД – 44 в мин. Тоны сердца приглушены. Слизистая полости рта чистая, суховата, небная занавеска слегка провисает, голос гнусавый. Живот несколько вздут, мягкий, безболезненный. Печень и селезенка не увеличены. Стула нет. Сознание ясное, менингеальных знаков нет. Отмечается левосторонний птоз, расширение зрачков, косоглазие.

Анализ кала на кишечную группу: патогенные бактерии на кишечную и тифо-парати-фозную группу не выявлены.

Общий анализ крови: Hb- 134 г/ л, Эр – 4,06×10¹²/л, Лейк. – 8,0×10 9 /л, п/я – 7%, с/я – 54%, э – 3%, л – 30%, м – 6%, СОЭ – 10 мм/час.

РНГА с эритроцитарными диагностикумами: шигелл Зонне – 1:40, Флекснера и с комплексным сальмонеллезным групп А.В.С.Д – отрицательная.

Решая данную задачу, ответьте на следующие вопросы:

1. О каком заболевании следует думать? (3)

2. Согласны ли Вы с предварительным диагнозом участкового врача? (1)

3. Назовите предполагаемый источник инфицирования. (1)

4. Какова продолжительность инкубационного периода при данном пути инфицирования? (1)

5. Какие клинические симптомы явились основанием в установлении диагноза? (16)

6. Характерно ли отсутствие подъема температуры тела при данном заболевании? (1)

7. Какие угрожающие жизни симптомы со стороны органов дыхания могут появиться у больной? (3)

8. С чем связано поражение нервной системы у больного? (1)

9. Какие отделы нервной системы поражаются при данном заболевании? (2)

10. Подтверждают ли результаты лабораторных исследований предполагаемый диагноз? (1)

11. Какие результаты дополнительных лабораторных исследований могут окончательно подтвердить диагноз? (3)

12. Обязательна ли госпитализация больных при данном заболевании? (1)

13. Назначьте лечение. (4)

14. Как проводится специфическая терапия? (1)

15. Отчего зависит исход данного заболевания? (2)

16. Какие меры проводятся при групповой заболеваемости в очаге всем лицам, употреблявшим подозреваемый продукт? (1)

Общая сумма эталонных ответов – 42.

Расчет оценки ответа студента:

а (сумма правильных ответов)

б (сумма эталонных ответов)

При К ниже 0,7 оценка - неудовлетворительно

При К равном 0,7-0,79 - удовлетворительно

При К равном 0,8-0,89 - хорошо

При К равном 0,9-1,0 - отлично

Эталоны ответов к тест-задаче

в) тяжелая форма.

2. Нет, т.к. при отравлении грибами отмечается обильное слюно- и потоотделение, повторная рвота, профузная диарея, боли в животе.

4. Чаще 12 – 24 часа.

б) отсутствие аппетита

г) боли в животе

ж) першение в горле

к) приглушенность сердечных тонов

л) сухость слизистых рта

м) парез мягкого неба

н) вздутие живота

о) двусторонний птоз

п) расширение зрачков

6. Да, характерно.

7. а) ограничение подвижности межреберных мышц

б) отсутствие диафрагмального дыхания

в) исчезает кашлевой рефлекс.

8. С действием ботулинического токсина.

9. а) продолговатый мозг

б) возникают бульбарные расстройства.

10. В общем анализе крови отмечаются характерные изменения: лейкоцитоз с нейтрофилезом и палочкоядерным сдвигом, ускорение СОЭ.

11. Определение ботулинического токсина:

а) реакция нейтрализации

б) ИФА (иммуноферментный анализ)

в) РЛА (реакция латексной агглютинации).

13. а) промывание желудка

б) введение поливалентной противоботулинической сыворотки типа А – 10000 МЕ, типа В – 5000 МЕ, типа С – 10000 МЕ, типа Е – 10000 МЕ

в) дезинтоксикационная терапия

14. Противоботулиническая сыворотка вводится по методу Безредко.

15. а) дозы токсина

б) тяжести поражения нервной системы.

16. Всем лицам, употреблявшим подозрительный продукт (или продукт вместе с больным) с профилактической целью в/м вводят противоботулиническую сыворотку в половинной дозе от лечебной по методу Безредко. Если тип токсина не установлен, вводят по половине лечебной дозы всех типов моновалентных сывороток. При положительной внутрикожной пробе – сыворотка не вводится.

Схема лечения больного ботулизмом

1. Все больные, подозрительные на ботулизм подлежат обязательной госпитализации в инфекционный стационар или реанимационное отделение.

2. Неотложные мероприятия - промывание желудка и введение поливалентной противоботулинической сыворотки внутривенно или внутримышечно по методу Безредко, в лечебной дозе: при типе А – 10 000 МЕ, тип В – 5 000 МЕ, тип С – 10 000 МЕ, тип Е – 10 000 МЕ, в тяжелых случаях вводят 2 – 3 лечебные дозы.

3. Одновременно проводится дезинтоксикационная терапия: внутривенное введение реополиглюкина, неокомпенсана, плазмы крови, внутрь назначаются энтеросорбенты (смекта, энтеросгель, фильтрум и др.). В комплексную терапию включают сердечные, витамины, АТФ, кокарбоксилазу.

4. Этиотропная терапия– назначается левомицетин в дозе 25 мг/кг в сутки в 4 приема через рот или тетрациклин в той же дозировке.

5. При расстройстве дыхания подключают ИВЛ, при парезе мышц глотки, гортани, дыхательных мышц решается вопрос о наложении трахеостомы.

Правила введения сыворотки противоботулинической с лечебной целью

Сыворотки противоботулинические типов А,В,Е жидкие, концентрированные представляют собой содержащую специфические иммуноглобулины белковую фракцию сыворотки крови лошадей, гипериммунизированных ботулиническими анатоксинами или токсинами соответствующего типа. В 1 мл сыворотки типа А содержится не менее 2000 международных антитоксических единиц (МЕ), типа В – не менее 500 МЕ, типа Е – не менее 600 МЕ. С лечебной целью сыворотку вводят в максимально ранние сроки, с момента появления первых симптомов болезни. Для лечения заболеваний, вызванных неизвестным типом возбудителя ботулизма, используют смесь моновалентных сывороток соответствующего типа.

Независимо от степени выраженности клинической симптоматики внутривенно капельно вводят одну лечебную дозу (см. выше), которую разводят в 200 мл стерильного изотонического раствора хлорида натрия. Во избежание возможных аллергических реакций до начала внутривенного вливания сыворотки, больному струйно вводят 60-90 мг преднизолона. Сыворотку вводят однократно.

При положительной внутрикожной пробе с разведенной сывороткой (1:100), с лечебной целью сыворотку вводят под наблюдением врача с особыми осторожностями:

· вначале, после введения 60 мг преднизолона и антигистаминных препаратов вводят подкожно разведенную 1:100 сыворотку, предназначенную для внутрикожной пробы с интервалом 20 минут в дозе 0,5 мл, 2 мл и 5 мл;

· при отсутствии реакции на эти дозы подкожно вводят 0,1 мл неразведенной противоботулинической сыворотки;

· при отсутствии реакции через 30 минут внутримышечно вводят всю дозу сыворотки;

· в случае положительной реакции на одну из указанных выше доз больному внутривенно струйно вводят 180-240 мг преднизолона, спустя 5-10 минут – всю лечебную дозу сыворотки.

Противопоказаниями к введению противоботулинической сыворотки является развитие анафилактического шока при определении чувствительности к чужеродному белку. Реакции, которыми может иногда сопровождаться введение противоботулинической сыворотки, могут развиваться сразу или через несколько часов после ее введения, а также на 2-8 сутки или в более поздние сроки. Они проявляются симптомокомплексом сывороточной болезни ив редких случаях – анафилактическим шоком.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Министерство просвещения ПМР

Рассмотрено на заседании

эпизоотологии Т.И. Бучацкая

Особенности данной темы.

– меж предметные связи

Целеполагание, мотивация, связь с другими предметами

Актуализация опорных знаний

Изложение нового материала

Закрепление изученного материала:

А. профессиональный тренинг

Б. ответ на вопросы по перфокарте

В. решение кроссвордов

Г. заполнение схем

5.4.3. Подведение итогов

5.4.4. Задание на дом.

1. Таблички с латинской терминологией.

2. Рисунки возбудителей.

3. Схемы эпизоотических цепей.

4. Иллюстрации клинической картины .

5. Эталоны ответов:

6. Оценочный лист обучаемых

1.ОСОБЕННОСТИ ДАННОЙ ТЕМЫ.

При этом инфекции раскрываются и излагаются по общепринятой схеме: определение, возбудитель. эпизоотологические данные, патогенез, клиника, диагноз, лечение, профилактика и меры борьбы..

Все вопросы раскрываю в методразработке, т.к. их излагаю на лекции. Основополагающим является в методразработке не конспектирование нового материала обучаемыми под диктовку, а логическое осмысление и закрепление изученного материала.

Программой предусмотрено на изучение анаэробных инфекций 4часа. Для инфекционных заболеваний злокачественный отёк, столбняк - 2 часа т. е. лекцию и 2 часа на комбинированный урок для изучения ботулизма, некробактериоза, копытной гнили.

Лекция с созданием проблемных ситуаций

Анаэробные инфекции Злокачественный отёк Столбняк

Лекция, рассказ, демонстрация, объяснение, активизация познавательной деятельности с элементами мозгового штурма.

Составление схемы эпизоотической цепи, решение проблемных задач, решение кроссвордов.

Комбинированный урок с элементами мозгового штурма

Анаэробные инфекции: Ботулизм. Некробактериоз. Копытная гниль.

Лекция, рассказ, демонстрация, объяснение, активизация познавательной деятельности с элементами мозгового штурма.

Реферат: Профилактика и меры борьбы при анаэробных инфекциях

Таким образом в данной методразработке будет описан второй урок тип которого комбинированный, с элементами инновационных технологий.

3. ОСНАЩЕНИЕ УРОКА.

Таблички с латинскими терминами

Видеопрезентации 4. ПЛАН УРОКА

4.2. Тип урока : Комбинированный урок с элементами мозгового штурма

4.3. Вид урока : лекция с использованием элементов инновационных технологий.

4.4. Методы обучения:

- объяснение с применением демонстрационных наглядных средств обучения с элементами проблемного изложения.

- частично – поисковый с применением внутрипредметной интеграции.

- рассказ с элементами мозгового штурма.

- фронтальная беседа с целью закрепления изученного материала.

Обучающая - объяснить инфекционные заболевания – ботулизм, некробактериоз, копытная гниль с/х животных, и акцентировать внимание на медицинских аспектах. Усвоить принцип постановки диагноза, как основополагающий метод профилактики инфекций.

Развивающая - Способствовать формированию логического мышления при решении нестандартных профессиональных ситуаций. Формировать умение анализировать. Формировать уверенность. коммуникабельность, профессиональную мобильность. Развивать у обучаемых способность применять полученные знания в профессиональной деятельности.

Воспитательная – Воспитать у обучаемых чувство профессионального долга, и ответственность за здоровье животных. Воспитать добросовестное отношение к выполнению своих профессиональных обязанностей. Воспитывать моральные качества: милосердие, сострадание, желание оказать помощь больным животным. Воспитывать самомотивацию, самоорганизацию, целеустремленность, самоактуализацию.

4.6. Межпредметные связи:

- Зоогигиена – т. «Условия содержания с/х животных

Цветные рисунки, цветные иллюстрации, презентации:

Схема эпизоотической цепи.

Латинская терминология названий болезней и возбудителей

5.1. Организационный момент ( до 2 мин).

Основная задача – обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на уроке и психологически подготовить обучаемых к общению и предстоящему занятию.

- определение отсутствующих с выявлением причины;

- проверка готовности обучаемых к уроку ( наличие спец. одежды0;

- проверка готовности аудитории к уроку;

- организация внимания и доброжелательный настрой.

5.2. Вводная часть (до 15 мин.)

Объявление темы урока , цеполагание, мотивация и связь с другими предметами.

Изучая основополагающую дисциплину – эпизоотологию, вы приобретаете профессиональные компетенции, тем самым обеспечиваете ветеринарное благополучие и защиту окружающей среды, и всего человечества.

Мотивирую обучающихся на приобретение хороших знаний и говорю, что без милосердия и сострадания, внимательного отношения к животным вы не сможете добиться успехов.

Контроль знаний по пройденной теме провожу с помощью перфокарт, кроссвордов, тестов.

Межпредметную связь доказываю, и говорю, что интеграция знаний, полученная на специальных дисциплинах обеспечит ваш профессионализм. На анатомии знаем из чего состоит рефлекторная дуга и как проходит нервный импульс, его непрерывная работа обеспечивает сокращение гладкой мускулатуры и поперечно-полосатой. Изучили строение кожи, её значение и функции.

На патологической анатомии знакомились какие процессы происходят в органах и системах при их воспалении.

Дисциплина биология, микробиология обеспечила как знаниями в классификации микроорганизмов и в особенности их строение. Вы знаете, как необходимо сделать мазок, взять патологический материал и отправить его в лабораторию для постановления диагноза. Какие бывают виды инфекций, что такое эпизоотическая цепь и противоэпизоотические мероприятия.

При хирургическом вмешательстве необходимо соблюдать септику и антисептику. Знания фармакологии позволяют правильно применить бактерицидные средства и при необходимости выписать грамотно рецепт. А соблюдение зоогигиенических норм содержания и кормления обуславливает выращивание здорового поголовья животных и получение высококачественной животноводческой продукции.

5.3. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

5.3.1. Актуализация опорных знаний ( 10 мин)

На основе приобретенных знаний организую процесс осознания, осмысления значимости имеющихся знаний для получения новых знаний. Использую элементы мозгового штурма развивающие рефлексивное мышление.

Фронтальный опрос :

Необходимо ответить на базовые вопросы.

Ботулизм, некробактериоз, копытная гниль - являются зооантропонозными заболеваниям.

Вопрос - Чем характеризуются зооантропонозные инфекции?

Некробактериоз является острым заболеванием.

Вопрос – Какие формы течения инфекции вы знаете. Некробактериоз в основном возникает в условиях жаркого влажного климата, что связано с замедленным заживлением ран и повышенной обсеменённостью почвы возбудителями

Вопрос – Что такое почвенная инфекция?

Некробактериозом животные заражаются после ранений.

Вопрос – Как этот путь заражения называется?

В возникновении инфекций имеет большое значение общее состояние организма животного

Вопрос – Как называется, сопротивляемость организма к инфекции.?

Вопрос – Что такое резистентность?

Вопрос – Какие факторы внешней среды влияют на резистентность организма животного.

Для проведения противоэпизоотических мероприятий необходимо провести комплекс мероприятий направленных на разрыв эпизоотической цепи.

Вопрос – Что такое эпизоотические цепи?

Вопрос – Из каких звеньев состоит эпизоотическая цепь?

Цель активизации познавательной деятельности – это формирование активности обучаемых и повышение качества учебно-воспитательного процесса.

Элементы мозгового штурма.

При характеристике ботулизм, некробактериоз, копытная гниль рассказываю определения и описываю возбудителей, используя таблички с латинской терминологией. Акцентирую внимание на возбудителях ботулизма, некробактериоза, копытной гнили, демонстрирую рисунки и видео. Объясняю, что высокая обсеменённость возбудителями внешней среды обусловлена постоянным обитанием в жкт и выделением с фекалиями и слюной.

Вопрос – что такое спорообразование и его стадии.

Эпизоотологические данные объясняю с использованием схемы эпизоотической цепи (приложение).

Вопрос – какие факторы являются предрасполагающими к возникновению ботулизма, некробактериоза, копытной гнили?

Характеристику патогенеза даю подробную, но при этом спрашиваю:

Вопрос - что происходит на месте внедрения возбудителя?

Вопрос - что такое интоксикация?

Вопрос – какие виды инфекции вы знаете по локализации воспаления? Вопрос – за счёт чего происходит отёк тканей?

Вопрос - Что такое судороги, параличи?

При объяснении клинической картины, патологоанатомических изменений, диагностики использую рисунки, планшеты, слайдовую презентацию и фидеоматериал.

Акцентирую внимание на медицинских аспектах.

5.4. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Согласно здоровьесберегающих технологий провожу физкультминутку.

5.4.2. Закрепление изученного материала (до 20 мин).

Предлагаю сформировать две команды с целью развития, творческой коллективной деятельности и сотрудничества.

А. Профессиональный тренинг (Решение проблемных ситуационных производственных задач).

1. После пастьбы у коровы на задней левой конечности в области венчика и межкопытной щели обнаружена некротическая масса, язвы при пальпации горячие. Ваши действия.

2. При осмотре лошади обнаружена ригидность жевательных мышц, и скованность движения, нижняя челюсть свисает, язык вываливается из рта ущемлён, изъязвлён. Ваши действия.

Две команды отвечают на одну перфокарту на скорость.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.