Для детей с последствиями полиомиелита и церебральными параличами

5.2.1. Понятие о ДЦП, его формы и характерные нарушения.

Формы церебрального паралича

Выделяют пять форм детского церебрального паралича:

1. Двойная гемиплегия, спастическая диплегия, гемипаретическая форма, гиперкинетическая форма, атоническая-астатическая форма.

Это самая тяжелая форма ДЦП. Из-за тяжелого поражения мозга еще в период внутриутробной жизни нарушаются все важнейшие человеческие функции: двигательные, психические и речевые. Отсутствует защитный рефлекс, резко выражены все тонические рефлексы - лабиринтный, шейный и установочный, все сухожильные рефлексы очень высокие. Следовательно, не развиваются цепные установочные рефлексы и ребенок не может научиться самостоятельно сидеть, стоять и ходить.

Это самая распространенная форма детского церебрального паралича. По распространенности двигательных нарушений спастическая диплегия является тетрапарезом (поражены руки и ноги), но нижние конечности поражаются в значительно большей степени. Цепные установочные рефлексы не развиваются или развиваются с опозданием. При вертикальной установке тела возникает характерное положение рук, туловища, ног. Руки согнуты в локтевых суставах, предплечья и кисти пронированы, туловище наклонено вперед, ноги согнуты в тазобедренных и коленных суставах, опора на передние отделы стоп.

В зависимости от степени выраженности двигательных нарушений, различают тяжелую, среднюю и легкую степени спастической диплегии.

Эта форма заболевания характеризуется односторонним поражением руки и ноги. Ребенок начинает сидеть вовремя или некоторым запаздыванием, но из-за нарушений цепных установочных рефлексов поза оказывается также неправильной: плечо на пораженной стороне опущено, пораженная нога согнута, здоровая - разогнута в коленном суставе, что приводит к асимметрии позы и к формированию искривления позвоночника (сколиозу), выпуклая сторона которого обращена в здоровую сторону.

Насильственные движения усиливающиеся при нагрузке или волнении. Причиной при этой форме заболевания чаще всего является билирубиновая энцефалопатия (возникает при резус конфликте матери и плода), реже недоношенность с последующей черепно-мозговой травмой во время родов. При этой форме могут наблюдаться гиперкинезы различного характера, различают: хореиформный, атетоидный, хореатетоз, гемибаллизм, паркинсоноподобный тремор.

Атонически-астатическаяформа-причиной этой формы являются мозжечковые нарушения.

Эта форма характеризуются общей слабостью движений, которые схожи со слабыми параличами и заболеваниями мышечной системы. С момента рождения отсутствуют рефлексы опоры, автоматическая походка, ползание, слабо выражены или отсутствуют защитный и хватательный рефлексы. Наблюдается пониженный мышечный тонус (гипотония) и разболтанность в тазобедренных и коленных суставах. Характерные позы у детей с различными формами ДЦП представлена на рис. 5.2.

Основными этапами важными для развития моторики ребенка являются: первый год жизни, третий, седьмой и тринадцатый.

Первый год жизни ребенка – это период характеризуется интенсивным морфологическим развитием головного мозга и его важнейших структурных систем. На основе имеющихся безусловных рефлексов начинают формироваться условные, пищевые, защитные, ориентировочные. Развитие локомоций и статики на первом этапе жизни ребенка характеризуется формированием движений, обеспечивающих перемещение в пространстве и сохранением позы в строго установленном порядке: движения головы, повороты тела, ползание, вставание, ходьба.

Третий год жизни характеризуется не только навыками самостоятельного передвижения, но и навыками самообслуживания. В этот период ребенок может взбираться и спускаться с горок, перешагивать через препятствия, бегать, подпрыгивать, ритмично двигаться под музыку, менять темп движения, бросать и ловить мяч, самостоятельно одеваться и раздеваться.

Седьмой год. К этому этапу в основном заканчивается координационная перестройка ходьбы от переступания младенца к ходьбе с перекатом с теми ее фазами, которые характерны для взрослых. У ребенка окончательно формируются основные физиологические кривизны позвоночного столба и индивидуальные особенности осанки.

Тринадцатый год. В этот период происходит завершение построения структуры различных координационных механизмов в центральной нервной системе, обеспечивающей высокий уровень регуляции функций и взаимодействия различных органов и систем, в том числе и органов движения и опоры. Отмечается прирост скорости одиночных движений при движениях пальцев кисти и стопы.

Приведенная характеристика основных этапов развития движений (С.А.Бортфельд) у здоровых детей и подростков показывает те цели к которым необходимо стремиться в физической реабилитации детей с детским церебральным параличом.

С самого раннего возраста детей с ДЦП нуж­но включать ребенка в активное поддержание позы и активные передвижения: повороты, ползание, ходьба на коленках, кото­рые одновременно включают в дея­тельность многие мышечные груп­пы. Кроме того, необходимо развивать такие простые действиям как одевание, умывание, вытирание своих рук салфеткой, которые необходимы в повседневной жизни.

5.2.2. П о н я т и е о п о л и о м и е л и т е, е г о ф о р м ы и х а р а к т е р н ы е н а р у ш е н и я

Полиомиелит– острое инфекционное заболевание центральной нервной системы, характеризующееся поражением серого вещества спинного мозга и мозгового ствола с развитием вялых парезов и параличей.

В клиническом течении заболевания выделяют 4 периода: предпаралитический, или менингиальный, паралитический, восстановительный и остаточный.

Начинается заболевание с лихорадочного состояния и подъема температуры до 38—40°. Появляются сонливость или раздражительность, головная боль, понос, рвота или катаральные явления верхних дыхательных путей. У детей до года отмечаются частые срыгивания, выбухание и пуль­сация большого родничка. Для полиомиелита в начальной стадии заболевания характерны симптомы поражения моз­говых оболочек: ригидность (напряжение) затылочных мышц, боли в области спины. Отмечают нарушение дыхания вследствие паралича дыхательных мышц на фоне распространенных вялых параличей мышц туловища и ко­нечностей. Параличи появляются иногда в лихорадочный период, но чаще после падения температуры в первые 5 дней бо­лезни и обладают способностью вначале распространяться на большую площадь, а затем концентрироваться в каком-либо определенном ограниченном месте в виде стойкого де­фекта. В остаточном периоде в результате параличей дети резко ограничены в своих движениях.

Параличи при полиомиелите называются периферически­ми или вялыми. Чаще поражаются обе ноги, реже руки, иног­да одна рука или нога. Пораженная конечность повисает как плеть, синюшная, холодная на ощупь. Сухо­жильные рефлексы отсутствуют (арефлексия), тонус мышц резко снижен (атония), а через 2—3 недели развивается ат­рофия мышц.

Ответственным периодом для детей, перенесших полиомиелит, является начало восстанови­тельного периода, который наступает через 6 недель. Восстановительный период зависит от тяжести и локализации пораже­ний нервных клеток, от условий, в которых находился ребенок, а также от характера лечения. Характерной особенностью этого пе­риода является неравномерность процесса восстановления функций различных мышечных групп и выражается в разной длительности и интенсивности сроков восстановления.

Постепенно появляются движения в пальцах, потом в кистях и стопах пораженных парали­чом ног или рук. Если поражены обе ноги (реже руки), то на одной ноге движения восстанавливаются быстро, а на другой медленно. В резуль­тате неравномерного поражения различных мышечных групп образуются контрактуры, по­являются деформации туловища, ног или рук, что приводит к отставанию в своем росте в ширину и длину, к вывихам и к атрофиям костей, которые в дальнейшем искрив­ляются, становятся ломкими, хрупкими и как следствие приводит к невозможности самостоятельно передвигаться. При параличе брюшных и спинных мышц позвоночник под­вергается различным деформациям, из-за чего больные не могут стоять, ходить и принимают неестественные позы. Чувствительность и умственные способности сохраняются.

Эффективность реабилитации тес­но связана с выполнением определенного двигательного режима и с мерами ортопедической профилактики, соз­дающими благоприятные условия для вос­становления пораженных мышц. Однако к каждому ребенку необходим индивидуальный подход.

Во время острого периода ребенку необходимо соблюдать полный покой с правильной укладкой тела. Положение ребенка должно быть удобным, руки, бедра и ноги выпрямлены, по возможности. Стопы должны упираются в специально сделанную подставку см. рис.5.3. В задачу этого периода входит борьба с расстройствами дыхания.

После снижения температуры наступает период восстановления. Важной задачей этого периода является нормализация движе­ний и борьба со спазмом мышц.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Паралитическая форма полиомиелита характеризуется появлением несимметричных парезов и параличей, преимущественно проксимальных мышц конечностей. Развитию параличей может предшествовать препгралитическая стадия, в которой наблюдаются катаральные и желудочно-кишечные расстройства, нерезко выраженные менингеальные симптомы, болезненные спазмы мышц, подергивания отдельных мышечных групп.

Выраженные боли в позвоночнике приводят к резкому ограничению движения. Ребенок лежит в одной позе, старается не двигаться. При пассивных движениях, например при попытке посадить ребенка, возникает отрицательная эмоциональная реакция. Даже самое легкое прикосновение к коже также может вызывать резкую боль. У многих больных в препаралитнческой стадии наблюдается потливость. Она наиболее выражена в области головы и шеи и в парализующихся в дальнейшем конечностях. Иногда с первых дней заболевания появляется сонливость, усиливающаяся постепенно до сопора. Дети с трудом просыпаются для приема пищи. Сон неспокойный, прерывается криками, плачем, бредом. У некоторых детей наблюдается мелко-, а иногда н крупноразмашистый тремор конечностей, который особенно резко выражен при скоротечных формах полиомиелита. У отдельных больных наблюдается увеличение печени, селезенки, лимфоузлов.

Препаралитический период, спустя 2—5 дней, сменяется паралитической стадией. Параличи обычно развиваются на фоне падения температуры, иногда на высоте ее, могут появиться внезапно, чаще всего утром после сна, или постепенно нарастают в течение 1—3 дней. Распространенность параличей и степень их выраженности достигают максимума в первые дни болезни. Характерно мозаичное распределение двигательных нарушений. Внутри одной функциональной единицы рядом могут располагаться здоровые и пораженные мышечные волокна.

Характер параличей и их локализация определяются распространенностью и преимущественным поражением структур центральной нервной системы. В большинстве случаев поражаются нижние мотонейроны, поэтому параличи бывают периферические, вялые, со снижением или отсутствием сухожильных рефлексов. Характерны выраженные вегетативно-трофические нарушения, приводящие к быстрой глубокой атрофии мышц.


В то же время реактивный отек тканей вокруг мотонейрона может приводить к сдавлению проводящих путей, что проявляется центральными спастическими парезами мышц ниже уровня поражения. При таком механизме развития спастических парезов они преходящи. Их следует отличать от спастических параличей, обусловленных первичным поражением вирусом двигательных мотонейронов коры больших полушарий (энцефалитическая форма полиомиелита), которые обычно более глубокие и стойкие и часто сопровождаются судорогами и другими общемозговыми симптомами.

В зависимости от распространенности поражения периферических мотонейронов в центральной нервной системе выделяют следующие варианты паралитической формы полиомиелита — спинальную (шейную, грудную и поясничную), бульбо-спинальную, бульбарную, понтпнную и смешанные формы — понто-спинальную и понто-бульбо-спинальную.
При поражении поясничного отдела спинного мозга помимо парезов и параличей мышц ног могут быть преходящие тазовые расстройства.

Изолированное локальное поражение того или иного отдела спинного мозга наблюдается редко. Множественные очаги могут располагаться по всему длиннику спинного мозга. В этом случае поражение мышц может комбинироваться в самых разнообразных сочетаниях: полная тетраплегия, гемисиндромы, параплегия верхних и нижних конечностей, перекрестные парезы, монопарезы, локальные поражения отдельных мышечных групп.

Сочетанная бульбо-спинальная форма является наиболее тяжелой, так как при ней одновременно имеют место и нарушение функции дыхательного центра, и параличи дыхательных мышц.

Понтинная форма полиомиелита характеризуется поражением ядер варолиева моста, которое проявляется асимметрией лица, лагофтальмом, птозом, косоглазием, нарушением конвергенции. Наиболее характерен изолированный одно- или двухсторонний паралич лицевого нерва. Этиологический диагноз в этих случаях является весьма затруднительным. Такое поражение следует дифференцировать от невритов лицевого нерва другой этиологии. Поскольку исследование вкуса и слуха можно произвести лишь у детей после 4—6 лет, дифференциальный диагноз ставят па основании электромиографического исследования, позволяющего разграничить поражение ядра и ствола лицевого нерва.

Исследование спинномозговой жидкости имеет относительное значение, так как патологические сдвиги ее состава паблюдаются только в 40—45% случаев понтинных форм полиомиелита. Наличие соответствующей эпидемической обстановки, ранний возраст ребенка и данные ЭМГ-исследования, подтверждающие поражение ядра лицевого нерва, свидетельствуют о вероятности полиомиелита.

Читайте также:
  1. Dow Jones Industrial Average: самый известный индекс в истории
  2. I. Краткий очерк истории проповеди
  3. III. Общие и специфические особенности детей с отклонениями в развитии.
  4. S: Семья состоящая из мужа, жены и детей считается ___________ семьёй.
  5. X. Требования к организации питания детей
  6. А волны истории плещут.
  7. А волны истории плещут.
  8. А) Изучение уровня речевой подготовки детей к школе.
  9. Абсурдная повинность школы
  10. Адаптированной основной образовательной программы для детей с тяжёлым нарушением речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет, автора Н.В.Нищевой.
  11. Академические филологические школы и русская фольклористика.
  12. Актуальность истории экономических учений как научной и академической дисциплины

Первым отечественным учреждением, оказывающим помощ детям с нарушением опорно-двигательного аппарата, принято счи тать Приют для детей-калек и паралитиков, основанный в 1890 г в Санкт-Петербурге. С 1904 г. консультантом, а вскоре руководите лем приюта становится основоположник отечественной ортопеди Г. И. Турнер. Стараниями Генриха Ивановича по утверждённому hi архитектурному чертежу в 1914 г. будет построено здание ново клиники, соответствующей по тем временам мировым стандарта! госпитальных заведений и уровню ортопедической науки. В сове! ское время учреждение переименуют в Дом физически дефектиЕ ных детей. В 1931 г. оно получит статус Института восстановлени трудоспособности дефективных детей и подростков, а впосле^ ствии — Ленинградского НИИ детской ортопедии им. Г. И. Турнерг Долгое время забота о детях с нарушением опорно-двигательнс го аппарата будет развиваться по двум направлениям — лечебнс му и санаторно-оздоровительному. Вероятно, в силу очевиднь ограничений трудоспособности этих лиц государство на npoTj жении десятилетий не считало нужным озаботиться организаи> ей для них специальных учебных заведений. Ситуацию резко изме нит эпидемия полиомиелита 141 , поразившая мир в середине XX i


141 Полиомиелит — детский спинномозговой napa.; m 'i, острое инфе] ционное заболевание, обусловленное поражением серого нещества спш ного мозга. Первый всплеск эпидемии полиомиелита в Европе США пришёлся на начало XX в. Полиомиелит в возрасте 39 лет (192:

Особенно ощутима динамика развития сети учебных заве­дений для детей с тяжёлым нарушением речи. Напомним, на базе Экспериментального дефектологического института (ЭДИ) обучение детей-алаликов осуществлялось с начала 1930-х гг. Никто не скрывал достижений руководимого Р. Е. Левиной экспериментального отделения ЭДИ, известного как Клиника речи. Однако внедрение экспериментальной модели в практи­ку не могло осуществиться без прямого указания заказчика системы специального образования — государства. После упо­мянутого постановления Совмина УССР (1950) в Киеве на­конец становится возможным организовать учебное заведение, потребность в котором дефектологам давно была очевидна. После XX съезда специалистам становится легче убеждать чи­новников в необходимости расширять логопедическую помощь детскому населению, открывать новые школы для детей с тя­жёлым нарушением речи, благодаря чему к осени 1968 г. на Украине наряду со столичной школой действует 5 новых школ. Повторим ещё раз, о существовании детей-логопатов специалисты заговорили в XIX в., в СССР с начала 1930-х гг. успешно велась опытно-экспериментальная работа с детьми с тяжёлым нарушением речи. Не сомневаемся, что многие ро-


140 См.: Малофеев Н. Н. Специальное образование в меняющемся мире. Россия. - М., 2009. - Ч. 1. - Разд. 3.5. - С. 206.

Ill

ГОСУДАРСТВО ГЛРЛНШГУ! ! NI'AIU


перенёс будущий президент США Франклин Рузвельт. Встать с ин­валидного кресла ему не удалось до конца жизни. Вторая волна забо­леваемости полиомиелитом, датируемая 1950 г., во многих странах Европы и Северной Америки придала недугу характер национально­го бедствия.

142 Детский церебральный паралич (ДЦП) — собирательное поня­тие, означающее непрогрессирующие последствия повреждения мозга, возникшие в дородовом периоде, во время родов или в раннем пост-натальном периоде, обусловившие нарушения развития или повреж­дение структур мозга, проявляющиеся в клинике главным образом расстройством движений.


НЧл'ДАРСТВО ГАРАНГИРУЕТПРАВО

• обязательность образования для всех детей и подростков;

* сотрудничество школы, семьи и общественности в воспи­
тании детей и молодёжи; связь обучения и воспитания
подрастающего поколения с жизнью.

Заказчик в государственном документе определил и струк­туру системы народного образования СССР: дошкольное вос­питание, общее среднее образование, внешкольное воспитание, профессионально-техническое образование, среднее специаль­ное образование, высшее образование.

Последовавшее в 1958 г. введение всеобщего обязательного восьмилетнего образования, как мы знаем, обернётся вспле­ском открытия вспомогательных школ, приведёт к созданию




рией страны, Министерство просвещения СССР сумеет сделан, для развития, укрепления и совершенствования отечествен iioii системы специального образования немало.

Осознав необходимость дать начальное школьное образова­ние детям с недостатками физического и умственного разви­тия, каждая из европейских стран решала, казалось бы, еди­ную задачу по-своему. Выбор пути определялся заказчиком специальной школы, а им в XX в. могли выступать государ­ство, политические партии, религиозные и общественные объ­единения, в отдельных случаях даже родители. Благополучие или неблагополучие специальной школы и как социального института, и как конкретного учреждения преимущественно зависело от официальной идеологии, состояния экономики страны, уровня гражданских свобод, качества жизни населения в целом, влияния церкви на общественную жизнь. Перечисляя силы, оказавшие решающее воздействие на практику специ­ального обучения, мы сознательно не упомянули роль науки. Подлинные учёные опережают время, смысл их работы состо­ит в том, чтобы доказать возможностьпреобразования дом и нирующей практики, но не от исследователей зависит, будет ли востребована практикой созданная ими теория. Цели сне циального обучения, руководствуясь собственными установка­ми, намечает заказчик, он же определяет условия и формы организации, исходя из имеющихся экономических возможно стей. Уникальность этапа дифференциации системы специа/п. ного образования в нашей стране заключалась в том, что го сударство взяло на себя роль её единоличного заказчика, ис­ключив другие движущиеся силы.

Анализируя четвёртый период эволюции отношения госу­дарства и общества к инвалидам — период, в рамках которою право на образование обретает большинство детей с недостат ками физического и умственного развития, — и соответстну ющий этому периоду этап дифференциации системы спец и ального образования в Европе, мы всякий раз рассматривали состояние этой системы в социокультурном контексте жизни страны. Мы также фиксировали, насколько в тот или и noii исторический отрезок времени действующая система соответ­ствует устремлениям её заказчиков. Поступим так же и те­перь. Это означает, что потребуется оценить динамику строи тельства отечественной системы специального образования
1 | 2 | 3 | 4 |


На Филиппинах сохраняется риск увеличения заболеваемости пол.

На сегодняшний день, благодаря всемирной кампании по ликвидации полиомиелита на планете, в развитых странах это заболевание является чрезвычайно редким. Однако, в ряде развивающихся стран с жарким климатом - таких, как Афганистан, Пакистан, Таджикистан и некоторых африканских странах, люди до сих пор страдают и умирают от этой инфекционной болезни.

Вирус полиомиелита относится к роду энтеровирусов и передается фекально-оральным или оральным путем. После начала Глобальной инициативы по ликвидации полиомиелита (Global Polio Eradication Initiative, GPEI) в 1988 году полиомиелит в 1991 году был ликвидирован в Северной и Южной Америке. Две страны, которые еще не достигли статуса ликвидации, - это Пакистан и Афганистан. Вспышки дикого полиовируса были зарегистрированы в Африке и на Ближнем Востоке, с последующим контролем к 2015 году. Несмотря на эту глобальную кампанию, угроза заражения путешественников по-прежнему сохраняется, в основном в Южной Азии и Западной Африке.

Центр по контролю и профилактике заболеваний (CDC) настоятельно рекомендует принимать меры профилактики, если Вам предстоит путешествие в страну, неблагополучную по полиомиелиту.

Если Вы ранее прошли полный курс вакцинации против полиомиелита, то перед поездкой в страну, неблагополучную по полиомиелиту, Вам следует получить одну бустерную дозу вакцины.

Симптомы полиомиелита

Хотя полиомиелит может приводить к параличу и смерти, подавляющее большинство людей, которые заражены вирусом полиомиелита, не имеют никаких симптомов болезни и никогда не узнают, что они были инфицированы. У пациентов с симптомами будет легкое лихорадочное заболевание с последующим острым вялым параличом одной или нескольких конечностей, или менингитом. Возможна дыхательная недостаточность. Считается, что постполиомиелитический синдром представляет собой ухудшение существующей мышечной слабости, утомляемости и боли, для которых другие этиологии были исключены. Это состояние, причина которого является спорной, развивается у 20 - 85% пациентов и может манифестировать спустя десятилетия после первичной инфекции.

Не все штаммы полиовирусов вызывают паралич. Такие штаммы называются непаралитическими полиовирусами и обычно проявляются гриппоподобными симптомами, характерными для других вирусных болезней.

Симптомы длятся от одного до 10 дней и включают в себя:

  • Лихорадку
  • Боль в горле
  • Головную боль
  • Рвоту
  • Слабость
  • Боль, скованность или тугоподвижность в спине, шее, руках или ногах
  • Менингит

В редких случаях инфекция полиомиелита приводит к паралитическому полиомиелиту - наиболее тяжелой форме заболевания. Различают несколько типов паралитического полиомиелита в зависимости от локализации поражений: спинной мозг (спинальная форма полиомиелита), ствол головного мозга (бульбарная форма полиомиелита) или оба этих образования (бульбоспинальная форма полиомиелита).

Начальные симптомы паралитического полиомиелита - такие, как лихорадка и головная боль, часто напоминают непаралитический полиомиелит. Однако, уже в течение первой недели болезни начинают появляться характерные симптомы паралитического полиомиелита:

Постполиомиелитный синдром

Во всем мире следует прекратить вакцинацию детей против од.

  • Прогрессирующая мышечная слабость и боль
  • Общая разбитость и усталость после минимальных нагрузок
  • Атрофия мышц
  • Нарушения дыхания и глотания
  • Нарушения дыхания во сне, особенно ночное апноэ
  • Плохая переносимость низких температур
  • Когнитивные нарушения - такие, как снижение концентрации внимания и трудности с запоминанием
  • Депрессия или перепады настроения

Обязательно посетите своего врача перед поездкой в страну, неблагополучную по полиомиелиту.

Кроме того, обратитесь к врачу, если:

Пути заражения полиомиелитом

Полиовирус поражает только людей и попадает в окружающую среду с фекалиями зараженных людей. Вирус полиомиелита распространяется, в основном, фекально-оральным путем, особенно - в районах с неблагоприятными санитарными условиями.

Вирус полиомиелита может передаваться через зараженную воду, пищу или через прямой контакт с инфицированным человеком. Полиомиелит является чрезвычайно заразным, и все, кто проживает в доме с недавно инфицированным человеком, могут заразиться. Люди, инфицированные вирусом полиомиелита, могут выделять вирус в окружающую среду в течение нескольких недель с фекалиями.

Полиовирус - это безоболочечный одноцепочечный РНК-содержащий вирус трех типов (1, 2 и 3). Вирус обычно проникает в организм через ротоглотку и размножается в лимфатической ткани. В очень небольшом проценте случаев вирус проникнет в ЦНС.

Факторы риска

Наибольшему риску заражения полиомиелитом подвержены люди, невакцинированные против этой болезни. В районах с плохими санитарными условиями и нерегулярной вакцинацией заражаются полиовирусом все слои населения, но наиболее уязвимыми перед этой болезнью оказываются беременные женщины, дети и люди с ослабленной иммунной системой. Именно у них чаще всего после инфицирования полиомиелитом развиваются параличи.

При отсутствии прививок следующие факторы увеличивают риск болезни:

Тяжелый стресс или напряженная физическая активность во время инфицирования вирусом полиомиелита; эти факторы могут подавлять иммунную систему и способствовать развитию болезни.

Осложнения полиомиелита

Кампания по ликвидации полиомиелита, проводимая Всемирной .

Диагностика

Нередко врачу достаточно физикального осмотра и сбора анамнеза для уверенной постановки диагноза полиомиелит. Такие симптомы, как тугоподвижность шеи и спины, патологические рефлексы, затруднения глотания и дыхания, недвусмысленно указывают на перенесенный полиомиелит.

Для подтверждения диагноза врачу может потребоваться мазок из носоглотки, кал или спинномозговая жидкость – он отправит эти материалы на вирусологическое исследование с целью выявить наличие в них вируса полиомиелита.

Полиовирус может быть выделен из секрета ротоглотки через 1 неделю после появления симптомов или из кала до 4 недель после появления симптомов. Исследования спинно-мозговой жидкости при попытках выделения вируса или идентификации ПЦР редко бывают положительными.

Лечение полиомиелита

  • Постельный режим
  • Обезболивающие препараты
  • Искусственная вентиляция легких
  • Посильные физические упражнения (физиотерапия, лечебная гимнастика), для профилактики деформации и потери мышечных функций
  • Лечебная диета

Профилактика полиомиелита

Несмотря на определенную эффективность санитарных условий и личной гигиены, наиболее эффективным способом предотвращения распространения полиомиелита является вакцинация.

В настоящее время дети в Российской Федерации, согласно Национальному календарю прививок, получают две дозы инактивированной полиомиелитной вакцины (ИПВ) (V1 в 3 месяца, V2 в 4,5 месяца) и четыре дозы живой полиомиелитной вакцины (ОПВ) (V3 в 6 месяцев, R1 в 18 месяцев, R2 в 20 месяцев и R3 в 14 лет) или 4 дозы ИПВ (в 3, 4-4,5, 5-6 и 18 мес.) + 2 дозы ОПВ (в 20 мес. и 14 лет). Помимо этого могут применяться туровые (дополнительные) дозы вакцины при ухудшении эпидемической обстановки или снижении процента охвата вакцинацией.

Доступны две эффективные вакцины: инактивированная полиомиелитная вакцина (ИПВ) была введена в практику в 1955 году и живая пероральная полиомиелитная вакцина (ОПВ) появилась в 1960-х годах. ОПВ может вызывать вакциноассоциированный паралитический полиомиелит. ОПВ по-прежнему используется в странах, где циркулирует дикий полиовирус, в целях ликвидации полиомиелита.

Введение всем детям из эндемичных районов в возрасте до 5 .

Симптомы аллергической реакции, как правило, развиваются в течение от нескольких минут до нескольких часов после введения прививки и могут включать в себя:

  • Затрудненное дыхание
  • Слабость
  • Осиплость голоса, или свистящее дыхание
  • Сердцебиение
  • Крапивницу
  • Головокружение
  • Чрезвычайную бледность
  • Отек гортани

Если у Вас или Вашего ребенока возникла аллергическая реакция после введения вакцины, следует незамедлительно обратиться за медицинской помощью.

Для уменьшения количества болезненных инъекций, в настоящее время все чаще создаются и применяются многокомпонентные вакцины. К примеру, Пентаксим (АаКДС + ИПВ + ХИБ) или Инфанрикс Гекса ( АаКДС + ИПВ + гепатит В + ХИБ). Эти вакцины не всегда доступны по полису ОМС, и получить их можно в частном медицинском центре.

Частота побочных реакций при введении комбинированных вакцин практически не отличается от таковой при введении аналогичных раздельных вакцин. Об этом подробнее можно прочесть здесь

У двоих детей из юго-западной Украины развилась паралитиче.

В Российской Федерации практически все взрослые были привиты против полиомиелита в детстве. Поэтому при планировании поездки в неблагополучный по полиомиелиту район взрослому человеку, получившему в детстве полный курс вацинации от полиомиелита, следует ввести лишь одну дозу ИПВ или ОПВ, гарантирующую пожизненный иммунитет.

Однако, тем взрослым, которые не были полностью привиты в детстве, показана трехкратная иммунизация против полиомиелита, по схеме 0 – 1(2) – 14 месяцев.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.