Дизентерия задачи с ответами


"__ ""__________ "2008г.

Завкафедрой детских инфекций профессор

Методическая разработка для преподавателя по теме:

1.Тема практического занятия:" Дизентерия."

Наименование цикла: кишечные инфекции.

Контингент: студенты 6-го курса педиатрического факультета, студенты 5 курса медико-профилактического факультета.

Продолжительность практического занятия: 6 часов (пед. фак.), 3 часа (МПФ)

2.Цель занятия: изучение студентами этиологии, эпидемиологии, патогенеза, клиники и диагностики дизентерии; изучение клинической классификации и клиники дизентерии различной по тяжести и форме; течение и исходы дизентерии, осложнения, атипичные формы дизентерии.

3.Методика проведения теоретической части занятия.

3.2Формулировка темы и цели занятия.

3.3Обсуждение вопросов, возникших у студентов при подготовке к занятию.

3.4Контроль СРС ВУВ.

3.5 Входной тестовый контроль знаний студентов.

Тесты исходного контроля.

1.Наиболее частыми возбудителями дизентерии на сегодняшний день является:

2.Пути передачи дизентерии у детей:

З. К какой группе микроорганизмов относится возбудитель дизентерии? 1)вирусы; 2)бактерии; 3)риккетсии; 4)грибы.

4.В каком возрасте дети чаще болеют дизентерией? 1)до 1 года; 2)от 2-х до 7 лет; 3)старше 7 лет.

5.Инкубационный период при дизентерии составляет: 1)от 1 до 3-х дней; 2)1-7 дней; 3)10- 14 дней; 4)3 недели.

6. Длительность температурной реакции при дизентерии чаще всего составляет: 1)от 5 до 7 дней; 2)от 1 до 3-х дней;

3)от 4-х до 5 дней; 4)от 7 до 10 дней.

7.К шигеллам, продуцирующим экзотоксин, относятся: 1)шигелла Зонне; 2)шигелла Флекснера; 3)шигелла Штуцера-Шмитца; 4)шигелла Григорьева-Шига; 5)ни одна из перечисленных.

8.Основным путем передачи шигеллы Зонне является: 1)водный;

9.Основным источником инфицирования при дизентерии является: 1)больной хронической дизентерией; 2)больной острой формой заболевания; 3)бактериовыделитель в периоде реконвалесценции.

10.Диагностическим титром для дизентерии Зонне является положительная РПГА в разведении сыворотки больного:

11 .Диагностическим титром для дизентерии Флекснера является положительная РПГА в разведении сыворотки больного:

12.Серологические реакции для диагностики дизентерии назначаются: 1)на 2-й - 3-й день болезни; 2)на 5-й - 7-й день болезни; 3)на 10-й день болезни. Ответ: 2.

13.К атипичным формам дизентерии относятся: 1)стертая; 2)субклиническая; 3)тифоподобная; 4)септическая; 5 )гипертоксическая.

14.Для синдрома дистального колита характерно: 1)спазм и болезненность сигмы; 2)вздутие живота; 3)сфинктерит;

4)обильный водянистый стул; 5)наличие слизи и крови в стуле.

15.Для дизентерии характерно: 1)интоксикация; 2)кожные высыпания; 3)тенезмы;

4)скудный характер стула; 5)бактериемия.

16.Кишечный синдром при дизентерии определяется поражением: 1)тонкой кишки;

2)восходящего отдела толстой кишки;

17.Стул при типичной дизентерии:

1)обильный водянистый со слизью;

2)кашицеобразный желто-зеленый со слизью;

3)необильный с мутной слизью и кровью.

18.Особенностью дизентерии у детей грудного возраста является:

1)ярко выраженный колитический синдром;

2)длительное течение заболевания;

3)энтероколитный характер стула;

19.При легкой форме дизентерии отмечается:

1)температура 38°С в течение 2-3 дней, стул до 10 раз в сутки;

2)субфебрильная температура, стул до 8 раз;

3)нормальная температура, стул до 5 раз.

20.Для лечения дизентерии применяются:

21.Суточная доза полимиксина М для детей до 3-х лет составляет: 1)3 - 5мг/кг; 2)10- 15мг/кг; 3)50тыс. ЕД/кг; 4)100тыс. ЕД/кг; 5)150тыс. - 200тыс. ЕД/кг.

22.Критериями допуска ребенка, перенесшего острую дизентерию, в детский коллектив являются:

2)клиническое выздоровление, наличие 2-х отрицательных бакпосевов кала;

3)клиническое выздоровление, отсутствие нарастания титра антител в РПГА с дизентерийным диагностикумом.

23.Бессимптомная (латентная форма)дизентерии характеризуется: 1)слабовыраженными симптомами интоксикации; 2)однократная рвота; 3)кашицеобразный стул со слизью; 4)отсутствием жалоб; 5)высев шигелл из кала.

24.Острой считается дизентерия, если выздоровление наступает в течение: 1)10 дней; 2)14 дней; 3)1 месяц; 4)2 месяца.

25.Дизентерия Флекснера отличается от дизентерии Зонне: 1)более длительным инкубационным периодом; 2)более выраженным токсикозом; 3)энтероколитным характером стула; 4)выраженным колитическим синдромом.

3.6 Теоретический разбор материала.

- Клиника типичных и атипичных форм дизентерии.

- Осложнения при дизентерии.

- Дифференциальный диагноз дизентерии.

4.Методика проведения практической части занятия.

4.1 Работа в палате с тематическим больным под контролем преподавателя.

4.2 Обсуждение результатов, полученных при сборе анамнеза, эпиданамнеза, объективных данных, обоснование предварительного диагноза, назначение плана обследования и лечения.

4.3 Решение ситуационных задач.

года заболел остро: повысилась температура до 39,8°С, появилась повторная рвота, бред, судороги, купировавшиеся самостоятельно, после чего ребенок заснул. Стула не было. Был госпитализирован в первые сутки с диагнозом: "Грипп. Судорожный синдром".

В первые сутки появился частый жидкий со слизью стул. Со второго дня болезни стул до 10 - 15 раз в сутки, скудный, с грубыми тяжами слизи,

прожилками крови. Появились тенезмы. Сигмовидная кишка определялась болезненной и спазмированной.

1.Поставить предварительный диагноз. 2.План обследования.

Ребенок 6 лет заболел остро, повысилась температура до 37,5°С, слабость, появились боли в животе, жидкий стул со слизью до 5 раз в сутки. При пальпации сигмовидная кишка спазмированна, болезненна. Со 2-го дня заболевания температура нормализовалась, стул до 3-х раз в сутки.

При бактериологическом обследовании кала выделена шигелла Зонне.

1 .Поставить диагноз.

3.Критерии выписки домой и допуска в детский сад.

Ребенок 4 года при оформлении в детский сад в бактериологическом посеве кала выделена шигелла Зонне. Из анамнеза выяснено, что дней 10-12 назад был кашицеобразный стул 2-3 раза, без патологических примесей. Температура не повышалась, состояние было удовлетворительным. Поступила в стационар как бактерионоситель.

При объективном обследовании патологии не выяснено. В копрограмме слизь ++, лейкоциты +++. Положительная РПГА с дизентерийным диагностикумом Зонне в разведении 1 : 200 в день госпитализации, через 5 дней - положительная РПГА в разведении 1 : 400.

2. Дополнительные методы обследования. 3.Критерии допуска в детский сад.

Девочка 10 лет, находящаяся в школе-интернате, заболела остро с повышения температуры до 38°С, головная боль, выраженная слабость, на фоне чего появились боли в животе схваткообразного характера, болезненные позывы на дефекацию, необильный стул с мутной слизью и кровью - "без счета". Остальные дети в школе-интернате здоровы. За 2 дня заболевания девочка находилась дома, на каникулах. Мама ребенка болела в это время кишечной инфекцией.

2.Предполагаемый источник заболевания.

З. План противоэпидемических мероприятий.

Группа детей 10-12 лет ходили в однодневный туристический поход, где пользовались для питья речной некипяченой водой. По возвращению из похода заболели 8 детей с однотипной кишечной картиной. Температура 38 - 39°С, головная боль. Боли в животе, болезненные позывы на дефекацию, стул жидкий. С примесью зелени, мутной слизи с прожилками крови, частота стула 8 - 10 раз. Объективно: урчание по ходу толстой кишки, уплотнение и болезненность сигмы. Синдром интоксикации сохранялся двое суток. Местные синдромы до 5 - 7 дней.

2. Пред полагаемая причина заболевания.

З. План обследования.

4.Противоэпидемические мероприятия. 5.Методика оценки знаний студентов.

Общая оценка знаний и умений каждого студента складывается из следующих оценок:

исходный тестовый контроль;

оценка за ответ на теоретической части занятия;

- оценка за ответ при клиническом разборе больного; оценка за самостоятельную работу с больным; оценка за решение ситуационных задач.

6.Методика организации самостоятельной работы студентов.

6.1 Формы самостоятельной работы студентов во внеучебное время.
Подготовка реферативного сообщения на практическом занятии.

1)Особенности клиники и течения дизентерии у детей 1-го года жизни. 2)Особенности шигеллеза Зонне.

Написание истории болезни.

Приготовление учебных наглядных пособий (микротаблицы, слайды). Подготовка материала для участия в деловой игре. Работа в приемном покое инфекционной больницы.

- Работа с больными, оставленными под наблюдение дежурного врача.

6.2 Формы самостоятельной работы студентов в учебное время.
Курация тематических больных.

- Работа в компьютерном классе. Решение ситуационных задач.

Интерпретация результатов лабораторных исследований. Письменное тестирование. Работа в процедурном кабинете.

7.1 План-хронокарта практического занятия по теме:"Дизентерия".

Для облегчения диагностики целесообразно использовать ориентировочное распределение инфекционных болезней по их начальным клиническим признакам на пять основных групп:

· с преимущественным поражением верхних дыхательных путей и легких;

· с преимущественным поражением желудочно-кишечного тракта;

· с признаками очагового поражения нервной системы;

· с поражением кожи и слизистых оболочек;

· выраженным синдромом общей интоксикации без ло­кальных органных поражений.

Скачать:

Вложение Размер
dizenteriya.docx 24.82 КБ

Предварительный просмотр:

Лечение и тактика фельдшера при брюшном тифе, паратифе, дизентерии, сальмонеллезе

Ситуационная задача №1

Больная С., 30 лет, обратилась к фельдшеру ФАП с жалобами на слабость, умеренную головную боль, повышение температуры до 39,4 С, ° схваткообразные боли в низу живота. Стул за ночь около 15 раз, в испражнениях заметила слизь и кровь.
Заболела 1 день тому назад: появилось недомогание, озноб, схваткообразные боли внизу живота, кашицеобразный стул до 5 раз за вечер. К утру состояние ухудшилось.
При осмотре : больная вялая, температура тела: 38,9 ° С, Пульс 96 уд./мин., ритмичный, АД 115/70 мм рт.ст. Язык суховат, обложен. Живот мягкий, болезненный при пальпации в левой подвздошной области. Сигмовидная кишка спазмирована, болезненна. Осмотренные испражнения имеют вид "лужицы слизи" с прожилками крови.
Из эпиданамнеза: работает продавцом в продуктовом магазине.

1. Сформулируйте и обоснуйте предположительный диагноз.
2. Определите необходимость госпитализации больного.
3. Перечислите методы лабораторной и инструментальной диагностики.
4. Осуществите профилактические мероприятия в очаге.

Ситуационная задача №2

Фельдшер был вызван к больному, 37 лет. Больной жаловался на схваткообразные боли в животе, тошноту, рвоту, жидкий стул. Заболел накануне вечером, когда появились озноб, слабость, боли в животе, тошнота. Ночью была рвота съеденной пищей, а затем жидкий стул водянистый, до 10 раз за ночь, температура 38,5 ° С, знобило, пытался промыть желудок. Накануне был в гостях вместе с женой. Ели салат, жена также жаловалась на недомогание, расстройство стула. Объективно: состояние средней тяжести, бледный, пульс 96 уд/мин, ритмичный. АД 100/70 мм.рт.ст., язык суховат. Живот мягкий, при пальпации болезненный в эпигастрии и околопупочной области. Симптомов раздражения брюшины нет. Стул обильный, зловонный, темно-зеленого цвета, “болотная тина”, мочится.

1. Сформулируйте и обоснуйте предположительный диагноз.

2. Составьте план обследования.

3. Определите тактику фельдшера при лечении больного на дому.

4. Проведите дифференциальную диагностику с холерой.

Ситуационная задача №3

К фельдшеру ФАП обратился больной, 40 лет, с жалобами на высокую температуру, сильную головную боль, отсутствие аппетита, слабость. Заболел 8 дней назад. Отметил снижение работоспособности, температуру не измерял, продолжал работать. Через 5 дней самочувствие ухудшилось. Температура повысилась до 38,2 ° С, усилилась слабость, головная боль. В последующие дни температура нарастала, головная боль усиливалась, отметил неприятное ощущение вздутия в животе, задержку стула.
При осмотре на 8-й день болезни состояние тяжелое, бледный, вялый. Температура 39,6 ° С. При осмотре кожи: на животе, и на груди обнаружены 3 элемента розеолезной сыпи. В легких дыхание везикулярное, тоны сердца приглушены. Пульс 82 уд/мин. АД 110/60. Язык сухой, обложен коричневым налетом, отпечатки зубов по краям. Живот при пальпации умеренно вздут, увеличение печени и селезенки. Из эпиданамнеза: 2 недели гостил у родственников в деревне, где купался в пруду, ел немытые овощи и фрукты.

Задания
1. Сформулируйте и обоснуйте предположительный диагноз..
2. Составьте план обследования.
3.Перечислите возможные осложнения.
4. Определите тактику фельдшера.

Ситуационная задача №1

1. Диагноз: “Острая дизентерия, средней тяжести”. Основывается на наличии синдрома интоксикации (повышение температуры тела, слабость, головная боль) и колитического синдрома (схваткообразные боли в низу живота, больше слева, частый жидкий стул со слизью, прожилками крови, спазмированная и болезненная сигмовидная кишка).
2. Госпитализация больного острой дизентерией проводится по клиническим показаниям (наличие интоксикации, выраженный колитический синдром – в кале примесь крови); по эпидемиологическим показаниям: больная относится к декретированной группе.
3. Основной метод ранней лаб. диагностики – бактериологическое исследование кала; в разгаре болезни – серологический метод диагностики. Инструментальный метод исследования – ректороманоскопия.

а) определить наличие показаний для госпитализации;

Назначают комплексную терапию, включающую диету (стол № 4, затем № 1 и перед выпиской № 15), витаминотерапию, при обезвоживании — пероральную регидратацию (реже внутривенное введение солевых растворов).

Этиотропная терапия проводится с учётом лекарственной резистентности выделенных шигелл. Для лечения больных со среднетяжёлыми и тяжёлыми формами можно назначать ампициллин (взрослым по 1 г через 6 ч, детям по 100 мг/кг в сутки) в течение 5—6 дней. Взрослым можно назначать тетрациклин (детям до 10 лет его не назначают) в дозе 0,3 г 4 раза в сутки в течение 6 дней, а также фторхинолоны (например, ципробай по 0,25—0,5 г 2 раза в сутки в течение 5 дней).

б) заполнить и отправить экстренное извещение, сделать выписку из амбулаторной карты, зарегистрировать больного в журнале по учету инфекционной заболеваемости;
в) осмотреть людей, совместно проживающих с больным, с целью выявления среди них болеющих дизентерией;

г) выявить среди проживающих лица декретированной группы и детей, посещающих ДДУ, провести бак. обследование;

д) проводить мед. наблюдение за проживающими в течение 7 дней после госпитализации

е) организовать проведение заключительной дезинфекции.

Ситуационная задача №2

1. Диагноз: “Сальмонеллез”. Должен возникнуть на основании признаков: интоксикация в сочетании с явлениями гастроэнтерита, а также эпид. анамнеза – одновременное заболевание 2-х членов семьи после употребления в пищу салата.
2. Провести объективное обследование, общий анализ крови: умеренный лейкоцитоз со сдвигом влево. Провести бактериологическое исследование рвотных масс, промывных вод желудка, кала, мочи. Посев проводят в ранние сроки.

3. Лечение больного возможно на дому при соблюдении всех принципов терапии.

1. С целью удаления токсинов и сальмонелл из желудка проводится его промывание раствором соды (1-2%), кипяченой водой, изотоническим раствором или раствором перманганата калия до чистых промывных вод

2. С целью связывания токсинов и микробов, которые уже проникли в кишечник, назначаются сорбенты: карболонг — по 10г 2-3 раза в день, полисорб или силлард — по 4г 2-3 раза в день, энтеросгель или сорбогель — по 15-20г 2 раза в день, смекта — по 1 пакету 3 раза в день.

3. Диета должна быть механически и химически щадящей, исключаются цельное молоко и тугоплавкие жиры, ограничиваются углеводы (стол №4).

4. Из методов патогенетической терапии основное место занимают дезинтоксикация и регидратация. При легком и среднетяжелом течении дезинтоксикационную терапию проводят орально (частое дробное обильное питье до 2,5-3 л/сут). При тяжелом течении или в случае, когда больной не в состоянии принимать необходимый объем жидкости орально (неукротимая рвота, отказ от питья и др.), показана инфузионная дезинтоксикационная терапия растворами 5% глюкозы, 0,9% натрия хлорида, реополиглюкина. Регидратационная терапия проводится в зависимости от степени обезвоживания оральными (регидрон, глюкосолан, цитроглюкосолан, оралит) или инфузионными (трисоль, квартасоль, хлосоль, Рингер-лактат, ацесоль) солевыми растворами.

5. Применение полиэнзимных препаратов (фестал, панзинорм-форте, панкурмен и др) способствует снижению нагрузки на ферментативную систему кишечника и улучшает процессы переваривания пищи.

6. С целью профилактики и лечения дисбактериозов используют биопрепараты (линекс, бактисуптил, бифиформ).

При гастроинтестинальной форме сальмонеллеза у взрослых использование антибактериальных препаратов не только не показано, но даже вредно, т.к. они увеличивают продолжительность диареи, интоксикации, способствуют развитию дисбактериоза, угнетают иммуногенез, что затягивает процесс очищения организма от возбудителя. К антибиотикотерапии необходимо прибегать лишь в показанных случаях: при развитии осложнений или обострении сопутствующих заболеваний, у больных с ослабленным иммунитетом, в том числе имеющим СПИД, а также при генерализованной форме сальмонеллеза. Предпочтительны амоксициллин, котримоксазол (бисептол), цефалоспорины III поколения (цефотаксим, цефтриаксон), фторхинолоны (ципрофлоксацин, норфлоксацин и др.). Отменять препараты следует после нормализации температуры тела, значительного улучшения состояния больного и выраженной регрессии кишечных расстройств.

4. При холере начало болезни с диареи, рвота присоединяется позже, нет выраженной интоксикации, нехарактерны боли в животе, испражнения водянистые, без запаха, “рисовый отвар”. Рвота без тошноты, фонтаном, температура тела нормальная, при развитии обезвоживания снижается.

Ситуационная задача №3

1. Диагноз: “Брюшной тиф”. Постепенное начало со ступенеобразным повышением температуры тела, головной боли, снижение аппетита, метеоризм, вялость, характерный язык, увеличение печени и селезенки, относительная брадикардия, гипотония, розеолезная сыпь на 8-10 день болезни с локализацией на животе, груди, элементы единичные. Эпиданамнез: употребление немытых овощей и фруктов.
2. Провести объективное обследование и лаб. исследование. Общий анализ крови – лейкопения, лимфоцитоз, СОЭ ускоренная, анэозинофилия, тромбоцитопения. Бак. исследование крови, мочи, кала, желчи. Серологическое исследование – положительный титр 1:200 и выше.

3. Специфические осложнения связаны с морфологическими изменениями в желудочно-кишечном тракте – кишечные кровотечения, перфорация язвы кишечника и перитонит. Осложнения, связанные с развитием тяжелой интоксикации: инфекционно-токсический шок, коллапс. Осложнения, связанные с присоединением вторичной флоры: пневмония, отит, паротит.

4. При выявлении больного необходима обязательная госпитализация его в инфекционный стационар:

Режим постельный до 10-го дня нормальной температуры тела. Диета № 1, комплекс витаминов. Этиотропная терапия проводится до 10-го дня нормальной температуры тела хлорамфениколом, ампициллином, ампициллином с гентамицином, бактримом, фторхинолонами. Патогенетическое лечение включает инфузионно-дезинтоксикационную терапию, экстракорпоральную детоксикацию, гипербарическую оксигенацию.

  • подача экстренного извещения;
  • проведение заключительной дезинфекции;
  • мед. наблюдение за контактными в течение 25 дней с ежедневной термометрией,
  • однократное обследование контактных на бактерионосительство;
  • проведение сан.просвет.работы.
  • Прогноз при своевременно начатом лечении благоприятный.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ситуационные задачи по разделу Вены большого круга кровообращения.

Ситуационные задачи, направленные на распознавание обучающимися отличий административной и уголовной ответственности.

Проблемно-ситуационные задачи содержат тексты и примерные задания для самостоятельной работы студента.По содержанию подобраны к теме "Повреждения и травмы" с учетом требований по.

Сборник ситуационных задач по теме:«Личная гигиена».

Данные задачи изложены без эталонов ответов. Можно использовать в качестве контролирующего материала для итогового практического занятия по двум темам.

Диагноз: Острая дизентерия, колитический вариант.

Обоснование диагноза: основанием для постановки диагноза служат: сочетание синдрома интоксикации (повышение температуры тела, слабость, головная боль) и колитического синдрома (схваткообразные боли внизу живота, больше слева, частый жидкий стул со слизью, прожилками крови, спазмированная и болезненная сигмовидная кишка), а также данные эпидемиологического анамнеза (употребление немытых фруктов)

Дифференциальная диагностика с пищевыми токсикоинфекциями, эшерихиозом, амебиазом, балантидиазом.

Лечение:

Палатный режим, диета № 4(4а).

Больных легкими формами дизентерии целесообразно лечить без использования антибиотиков. Лучшие результаты получают при применении в этих случаях препаратов нитрофуранового ряда (фуразолидон по 0,1-0,15 г 4 раза в сутки в течение 5-7 дней), производных 8-оксихинолина (энтеросептол по 0,5 г 4 раза в сутки, интестопан по 3 таблетки 4 раза в сутки), сульфаниламидных препаратов нерезорбтивного действия (фталазол по 2-3 г 6 раз в сутки, фтазин по 1 г 2 раза в сутки) в течение 6-7 дней.

Антибиотики используют при среднетяжелых и тяжелых колитичних формахдизентерии, особенно у лиц пожилого возраста и у детей раннего возраста.

При среднетяжелых формахприменяют препараты группы фторхинолонов: офлоксацин по 0,2-0,4 г два раза в сутки или ципрофлоксацин по 0,25-).5 г лва раза в сутки.

При тяжелых формах -офлоксацин по 0,4 г два раза в сутки или ципрофлоксацин по 0,5 г два раза в сутки; комбинации фторхинолонов с цефалоспоринами 2-ого поколения( цефуроксим по 1 г три раза в сутки) или 3-ого(цефтазидим или цефоперазон по 1 г три раза в сутки).В первые три дня препараты вводят парентерально, затем переходят на прием внутрь.

Больным с выраженным колитическим синдромом при поступлении назначают биоспорин, бактиспорин по две дозы два раза в день 5-7 дней. Они предотвращают переход процесса в хроническую форму, рецидив болезни.

Патогенетическая терапия. Проводят регидратиционную терапию.

Ферментные препараты ( мезим-форте, панзинорм, фестал),витамины.

Прогноз в целом благоприятный, но в отдельных случаях течение болезни приобретает хронический характер.

Выписка. Условием выписки перенесших дизентерию взрослых и детей является исчезновение всех клинических проявлений болезни и получение отрицательных результатов посева испражнений на дизентерийные бактерии.

Работники отдельных профессий, производств и организаций выписываются после клинического выздоровления и двукратного лабораторного обследования с отрицательным результатом.Остальные лица выписываются после клинического выздоровления и одного лабораторного обследования с отрицательным результатом.

В случае положительного результата лабораторных обследований, проведенных перед выпиской, курс лечения повторяется.

Диспансерное наблюдение
Работники отдельных профессий, производств и организации подлежат диспансерному наблюдению в течение 3 месяцев с клиническим осмотром и 2-кратным бактериологическим обследованием, проведенным в конце наблюдения с интервалом 2 - 3 дня.
Лица, переболевшие хронической формой, подлежат диспансерному наблюдению в течение 6-хмесяцев с момента установления диагноза с ежемесячным осмотром и лабораторным обследованием. При необходимости сроки диспансерного наблюдения удлиняются.
Остальным категориям переболевших диспансерное наблюдение назначается по рекомендации врача стационара или поликлиники.

Дата добавления: 2015-02-16 ; просмотров: 7 | Нарушение авторских прав

К фельдшеру обратились за помощью с годовалым ребенком. Болен третий день, жалобы на кашель, сильный насморк, плохой сон, сниженный аппетит, вялость.

Объективно: состояние ребенка средней тяжести, t - 38,9º С, беспокойный, выражены катаральные явления, обильные серозные выделения из носа, конъюнктивит, кровоизлияние в склеры, в зеве разлитая гиперемия, зернистость задней стенки глотки, увеличение подчелюстных лимфатических узлов. Кожные покровы чистые. В легких дыхание пуэрильное, хрипы не выслушиваются. Тоны сердца звучные, тахикардия. Стул в норме.

1. Сформулируйте и обоснуйте предположительный диагноз.

2. Перечислите методы диагностики заболевания.

3. Расскажите о принципах лечения.

4. Продемонстрируйте технику сбора мочи по Нечипоренко.

ЭТАЛОН ОТВЕТА

К ПРОБЛЕМНО-СИТУАЦИОННОЙ ЗАДАЧЕ№7

1. Клинический диагноз: "Аденовирусная инфекция" ставится на основании:

- анамнеза: жалобы на кашель, сильный насморк, плохой сон, сниженный аппетит, вялость;

- объективного осмотра: состояние средней тяжести, температура 38,9º С, выражены катаральные явления: обильные серозные выделения из носа, конъюнктивит, кровоизлияния в склеру, в зеве разлитая гиперемия, зернистость задней стенки глотки, увеличение подчелюстных лимфатических узлов.

2. Лабораторная диагностика:

а) серологическое исследование на вирусы парных сывороток крови проводится с интервалом в
7-14 дней;

б) посев слизи из носоглотки на вирусы 2-кратно;

в) иммунофлюоресцентный экспресс-метод обнаружения респираторных вирусов в цилиндрическом эпителии носовых ходов. Ответ может быть получен через 3-4 часа после взятия слизи из носа.

Постановке правильного диагноза помогает уточнение эпидемиологической ситуации.

3. Детей, больных ОРВИ, можно лечить в домашних условиях, но ребенка необходимо изолировать, с соблюдением постельного режима во время лихорадочного периода. Необходимо калорийное питание с ограничением жиров, мясных продуктов, с преобладанием кисломолочных и фруктово-овощных блюд. Необходимы обильное питье и симптоматическое лечение.

Назначают десенсибилизирующие препараты (димедрол, супрастин, тавегил), жаропонижающие (парацетамол, панадол), поливитамины, щелочные ингаляции, полоскание зева (отварами: ромашки, шалфея, эвкалипта, календулы), горчичники. Слизистую носа смазывают оксалиновой мазью (0,25%).

При лечении конъюнктивита закапывают 6-8 раз в день противовирусные препараты – интерферон, 1-2 раза в день в нос закладывают 0,25% оксолиновую или флореналевую мази.

Часто промывают конъюнктивальный мешок растворами фурацилина (1:5000), риванола (1:5000).

При тяжелых формах применяют плацентарный иммуноглобулин. При бактериальных осложнениях назначают антибиотики.

При обильных выделениях из носа отсасывают слизь при помощи резиновой груши. Нос очищают с помощью турунды, применяют сосудосуживающие капли (галазолин, санорин, нафтизин).

Специфическая профилактика: противогриппозные вакцины, но они малоэффективны.

4. Техника сбора мочи по Нечипоренко согласно алгоритму выполнения манипуляций.

ПРОБЛЕМНО-СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА №8

Ребенок 3-х лет, живет с родителями в общежитии, посещает детский сад. Заболел остро: t - 38,5º С, боли в животе, рвота 1 раз, частый жидкий стул с примесью слизи, прожилок крови, ребенок тужится, беспокоен. При осмотре: ребенок бледен, вялый, тоны сердца приглушены, тахикардия, живот мягкий, сигма сокращена, болезненна, анус податлив.

1. Сформулируйте и обоснуйте предположительный диагноз.

2. Назовите дополнительные симптомы для уточнения диагноза,

3. Составьте план диагностических исследований в стационаре.

4. Перечислите возможные осложнения.

5. Расскажите о методах лечения.

6. Профилактика дизентерии.

7. Продемонстрируйте технику промывания желудка.

ЭТАЛОН ОТВЕТА

К ПРОБЛЕМНО-СИТУАЦИОННОЙ ЗАДАЧЕ№8

1. Дизентерия. Диагноз основан на данных анамнеза и жалоб, типичных для этого заболевания: t - 38,5º С, боли в животе, рвота 1 раз, частый жидкий стул с примесью слизи, прожилок крови, ребенок тужится, беспокоен; а также данных объективного осмотра: мальчик бледен, вялый, тоны сердца приглушены, тахикардия, живот мягкий, сигма сокращена, болезненна, анус податлив.

2. Дополнительно могут быть симптомы интоксикации (головные боли, слабость, снижение или отсутствие аппетита). Развиваются симптомы дистального колита: спазм и болезненность нижнего отдела толстой кишки, мучительные тянущие боли, ложные позывы (тенезмы).

3. Ребенок с любой кишечной инфекцией должен быть госпитализирован в детскую инфекционную больницу.

Диагностическая программа в стационаре:

- лабораторно-инструментальные методы исследования;

- бакпосев на кишечную группу;

- реакция непрямой гемагглютинации. Бак.посев на дизентерийную группу.

4. При дизентерии возможны осложнения, особенно у детей раннего возраста: пневмонии, гингивиты, стоматиты, отиты, анемия, дизбактериоз. При тяжелой дизентерии иногда наблюдается выпадение прямой кишки.

5. Лечение проводить с учетом возраста больного, тяжести инфекционного процесса и периода болезни. В первые сутки объем питания уменьшать на 25%, назначать кисломолочные смеси, жидкие каши, слизистые супы, творог.

Этиотропная терапия: антибиотики, химиопрепараты и специфический дизентерийный бактериофаг. Назначают фуразолидон, полимиксин, хлорамфеникол. В тяжелых случаях назначать гентамицин. Курс лечения этиотропными препаратами составляет 5-7 дней. Наряду с этиотропным лечением в остром периоде целесобразно назначать витамин С, группы В, А, Е, неспецифические стимуляторы иммунитета: метилурацил, пентоксил, нуклеинат натрия.

Для снятия интоксикации внутривенно капельно вводить солевые и коллоидные растворы; 10% раствор альбумина, концентрированную плазму, реополиглюкин, 10% раствор глюкозы. Инфузионную терапию назначать из расчета 130-150 мл/кг массы тела в сутки. При гипертермии назначать средства: 50% раствор анальгина внутримышечно, парацетамол, аспирин.

6. Профилактика. Большую роль в борьбе с дизентерией играют: санитарное просвещение населения, повсеместное выполнение санитарно-гигиенических требований, строгий санитарный надзор за пищевыми предприятиями и водоснабжением. Обязательна госпитализация больных с дизентерией, работающих в сфере питания.

У постели больного проводится текущая дезинфекция, после госпитализации заключительная. Одновременно назначают бактериологическое обследование контактных лиц в очаге. За ребенком, общавщимся с больным, ведут наблюдение в течение 7 дней. При появлении случаев заболевания в детском коллективе производят однократное бактериологическое обследование детей и персонала.

7. Техника промывания желудка согласно алгоритму выполнения манипуляции.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Инфекционные заболевания

Читайте также:
  1. А14. Выбор ответа
  2. Анализ разработки (выбрать 2 ответа)
  3. Архитектура современных ПК основана на магистрально-модульном принципе. (мы не знаем, что относится к архитектуре вычислительных машин, поэтому написала 2 ответа)
  4. Блок задач/вопросов с выбором ответа
  5. Выбрать номер одного правильного ответа
  6. Глава 2. ТРЕБОВАНИЯ К ИЗМЕРЕНИЯМ, ЕДИНИЦАМ ВЕЛИЧИН, ЭТАЛОНАМ ЕДИНИЦ ВЕЛИЧИН, СТАНДАРТНЫМ ОБРАЗЦАМ, СРЕДСТВАМ ИЗМЕРЕНИЙ
  7. Главной задачей внешней политики России в 50-70-е годы XIX века было обеспечение благоприятных внешних условий для успешного проведения внутренних реформ в России.
  8. Заводнение нефтяных месторождений применяют с целью (выбрать 2 ответа)
  9. Задание (3 ответа)
  10. ЗАДАНИЕ К СИТУАЦИОННОЙ ЗАДАЧЕ № 126