Закон рб о предупреждении распространения на территории рб вич

Принят Государственным Собранием - Курултаем Республики Башкортостан 25 сентября 2014 года

Внести в Закон Республики Башкортостан от 21 декабря 1998 года № 209-з "О предупреждении распространения на территории Республики Башкортостан заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)" (Ведомости Государственного Собрания, Президента и Кабинета Министров Республики Башкортостан, 1999, № 7 (91), ст. 409; 2002, № 5 (143), ст. 277; Ведомости Государственного Собрания - Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан, 2005, № 16 (214), ст. 808; 2008, № 4 (274), ст. 221; 2011, № 10 (352), ст. 490; 2012, № 1 (367), ст. 12) следующие изменения:

1) в статье 2 слова "Кодексом Республики Башкортостан об охране здоровья граждан" заменить словами "Законом Республики Башкортостан от 4 декабря 2012 года № 608-з "Об охране здоровья граждан в Республике Башкортостан";

2) в статье 3:
а) в абзаце четвертом слова "государственными учреждениями здравоохранения" заменить словами "медицинскими организациями, подведомственными органам исполнительной власти";
б) в абзаце девятом слова "подготовки и переподготовки специалистов" заменить словами "прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования специалистами";

3) статью 4 изложить в следующей редакции:
"Статья 4. Гарантии государства
В целях предупреждения распространения в Республике Башкортостан ВИЧ-инфекции гарантируются:
1) регулярное информирование населения, в том числе через средства массовой информации, о доступных мерах профилактики ВИЧ-инфекции;
2) эпидемиологический надзор за распространением ВИЧ-инфекции;
3) производство лекарственных препаратов для медицинского применения и медицинских изделий для профилактики, диагностики и лечения ВИЧ-инфекции, а также контроль за качеством, эффективностью и безопасностью лекарственных препаратов для медицинского применения, биологических жидкостей и тканей, используемых в диагностических, лечебных и научных целях;
4) доступность медицинского освидетельствования для выявления ВИЧ-инфекции (далее - медицинское освидетельствование), в том числе и анонимного, с предварительным и последующим консультированием и обеспечение безопасности такого медицинского освидетельствования как для освидетельствуемого, так и для лица, проводящего освидетельствование;
5) предоставление медицинской помощи ВИЧ-инфицированным гражданам Российской Федерации в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи;
6) развитие научных исследований по проблемам ВИЧ-инфекции;
7) социально-бытовая помощь ВИЧ-инфицированным гражданам Российской Федерации, получение ими образования, их трудоустройство;
8) подготовка специалистов для реализации мер по предупреждению распространения ВИЧ-инфекции;
9) развитие международного сотрудничества и регулярный обмен информацией в рамках международных программ предупреждения распространения ВИЧ-инфекции;
10) бесплатное обеспечение лекарственными препаратами для медицинского применения для лечения ВИЧ-инфекции в амбулаторных условиях в медицинских организациях, подведомственных органам исполнительной власти Республики Башкортостан, в порядке, установленном Правительством Республики Башкортостан.";

4) в части 1 статьи 6 слова ", постоянно проживающие или временно находящиеся на территории Республики Башкортостан," исключить;

5) в статье 7:
а) в части 1 слова "государственными учреждениями здравоохранения" заменить словами "медицинскими организациями, подведомственными органам исполнительной власти";
б) в части 11 слово "учреждениями" заменить словами "медицинскими организациями";

6) в статье 9:
а) в части 1 слова "учреждениях государственной, муниципальной или частной системы здравоохранения" заменить словами "медицинских организациях";
б) в части 2 слово "учреждениями" заменить словами "медицинскими организациями";
в) часть 5 изложить в следующей редакции:
"5. Медицинское освидетельствование несовершеннолетнего в возрасте до пятнадцати лет или больного наркоманией несовершеннолетнего в возрасте до шестнадцати лет может проводиться при наличии информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство одного из родителей или иного законного представителя, а лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, если такое лицо по своему состоянию не способно дать информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство, - при наличии информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство его законного представителя. Один из родителей или иной законный представитель одного из указанных лиц имеет право присутствовать при проведении медицинского освидетельствования.";
г) в части 7 слово "учреждениях" заменить словами "медицинских организациях"; после слов "системы здравоохранения" дополнить словами "и муниципальной системы здравоохранения"; после слова "граждан" дополнить словами "Российской Федерации";

7) часть 1 статьи 10 изложить в следующей редакции:
"1. Медицинское освидетельствование в медицинских организациях проводится добровольно при наличии информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство освидетельствуемого лица или законного представителя лица, указанного в пункте 5 статьи 9 настоящего Закона.";

8) в части 1 статьи 12 слова "ВИЧ-инфицированные" заменить словами "Граждане Российской Федерации в случае выявления у них ВИЧ-инфекции";

9) в статье 13 слова "в том же учреждении, а также в ином учреждении государственной, муниципальной или частной системы здравоохранения" заменить словами "в той же медицинской организации, а также в иной медицинской организации";

10) в статье 14:
а) в части 1 слова "учреждения, проводившего" заменить словами "медицинской организации, проводившей";
б) часть 2 изложить в следующей редакции:
"2. В случае выявления ВИЧ-инфекции у несовершеннолетнего в возрасте до восемнадцати лет, а также у лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, работник медицинской организации, указанной в части 1 настоящей статьи, уведомляет об этом одного из родителей или иного законного представителя таких лиц.";
в) в части 3 слово "соответствующим" заменить словами "уполномоченным Правительством Российской Федерации";

11) в статье 15 слова "по клиническим показаниям" заменить словами "по медицинским показаниям"; после слова "законодательством" дополнить словами "Российской Федерации";

12) статью 17 изложить в следующей редакции:
"Статья 17. Обязанности медицинских организаций при оказании медицинской помощи ВИЧ-инфицированным
Медицинские организации, оказывающие медицинскую помощь ВИЧ-инфицированным в амбулаторных и стационарных условиях, обязаны создать условия для реализации предусмотренных Федеральным законом "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)" прав ВИЧ-инфицированных, а также для предупреждения распространения ВИЧ-инфекции.";

13) в статье 18 слова "организаций государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения" заменить словами "медицинских организаций";

14) в статье 19 слова "образовательные учреждения и учреждения, оказывающие медицинскую помощь" заменить словами "организации, осуществляющие образовательную деятельность, и медицинские организации";

15) абзац второй части 1 статьи 20 изложить в следующей редакции:
"совместное пребывание с ребенком в возрасте до пятнадцати лет в медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в стационарных условиях с выплатой за это время пособий в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании;";

16) статью 21 после слов "установленные законодательством" дополнить словами "Российской Федерации";

17) в статье 22 слова "служебных обязанностей" заменить словами "трудовых (должностных) обязанностей"; слова "учреждений, оказывающих медицинскую помощь," заменить словами "медицинских организаций";

18) в наименовании главы IV слова "служебных обязанностей" заменить словами "трудовых (должностных) обязанностей";

19) в статье 24:
а) в части 1:
в абзаце третьем слова "бюджетных учреждениях" заменить словами "медицинских организациях, подведомственных органам исполнительной власти";
в абзаце четвертом слова "бюджетных учреждений" заменить словами "медицинских организаций, подведомственных органам исполнительной власти"; слова "аттестации рабочих мест по условиям труда" заменить словами "специальной оценки условий труда";
б) пункт 1 части 2 признать утратившим силу.

Настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней со дня его официального опубликования.

Президент Республики Башкортостан Р.Хамитов


01 Гарантии государства в сфере предупреждения распространения ВИЧ-инфекции, в том числе соблюдения прав и свобод ВИЧ-инфицированных предусмотрены:

- Конституцией Республики Беларусь в статьях 45, 46, 47;

- Законом Республики Беларусь "О санитарно-эпидемическом благополучии населения", в статье 37 "Предупреждение возникновения и распространения заболеваний".

02 Обязательное медицинское освидетельствование и инициативное (анонимное) медицинское обследование на ВИЧ/СПИД предусмотрены:

- Законом Республики Беларусь "О здравоохранении" от 11.01.2002 г. в статье 44 "Специальные меры профилактики заболеваний, лечения лиц, имеющих заболевания, представляющих опасность для здоровья населения";

- Законом Республики Беларусь "О донорской крови и ее компонентов" от 31.01.1995 г. в статье 16 "Контроль за качеством донорской крови и ее компонентов";
Законом Республики Беларусь "О трансплантации органов и тканей" в статье 9;

- приказом Министерства здравоохранения №351 "О пересмотре ведомственных нормативных актов, регламентирующих вопросы по проблеме ВИЧ/СПИД" от 16.12.1998г.

03 Условия и порядок оказания медицинской помощи ВИЧ-инфицированным предусмотрены:

- Законом Республики Беларусь "О здравоохранении" в статье 19 "Организация оказания медицинской помощи населению"; в статье 29 "Права и обязанности пациента"; в статье 30 "Предоставление информации о состоянии здоровья";

- приказами Министерства здравоохранения Республики Беларусь №351, №66 от 05.02.2007 г. "Об утверждении клинических протоколов", №147 от 05.09.2003 г. "Об утверждении перечня документов по оказанию медицинской помощи ВИЧ-инфицированным и детям", №18 от 28.01.2003 г. "Об утверждении схемы организации оказания медицинской помощи ВИЧ-инфицированным и больным СПИД".

04 Права, конкретные обязанности и ответственность ВИЧ-инфицированных и больных СПИДом предусмотрено:

- Законом Республики Беларусь "О здравоохранении" в статье 29 "Права и обязанности пациента", в статье 47 "Предупреждение лиц о наличии у них венерических заболеваний или вируса иммунодефицита человека";

- Уголовным кодексом Республики Беларусь в статье 157 "Заражение вирусом иммунодефицита человека".

05 Меры социальной защиты ВИЧ-инфицированных предусмотрены:

- Конституцией Республики Беларусь в статье 47;

- Законом Республики Беларусь "О государственных пособиях семьям воспитывающих детей" от 30.10.1992 г. №1898-12 в редакции №176-3 от 08.11.2006 г. в статьях 2, 3, 21;

- Законом Республики Беларусь "О пенсионном обеспечении" от 17.04.1992 г. №1596-XII, в редакции 11.07.2007 г., в статье 51 "Периоды деятельности, защитываемые в стаж работы";

- Законом Республики Беларусь "О здравоохранении" в статье 42 "Гарантии охраны здоровья матери и ребенка", статье 43 "Организация оказания медицинской помощи подросткам";

- Законом Республики Беларусь "О занятости населения Республики Беларусь" от 15.06.2006 г. №125-3 в статье 2 "Занятые граждане".

06 Запрет ВИЧ-инфицированным, больным СПИДом выступать в качестве доноров крови, органов и тканей предусмотрено:

- Законом Республики Беларусь "О трансплантации органов и тканей" в статье 5.

07 Предоставление возможности пройти бесплатное медицинское обследование на ВИЧ/СПИД лицам, вступающим в брак, до его заключения предусмотрено:

- Кодексом о браке и семье в статье 14 "Подготовка к браку".

08 Условия и стандарты медицинской помощи по разделу ВИЧ/СПИД наркопотребителям (отказ от наркопотребления, заместительная терапия, условия отмены лечения) предусмотрено:

- Законом Республики Беларусь "О здравоохранении" в статье 48 "Порядок организации медицинской помощи лицам, страдающим хроническим алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией".

09 Выдача въездной визы иностранным гражданам, прибывающим в Республику Беларусь на работу или учебу на срок свыше трех месяцев при условии предъявлении ими сертификата об отсутствии у них ВИЧ-инфекции, если иное не установлено международными договорами Республики Беларусь предусмотрено:

- Законом Республики Беларусь "О здравоохранении" в статье 6 "Права иностранных граждан и лиц без гражданства, направленных на охрану здоровья".

10 Меры материальной поддержки лиц, подвергающихся риску заражения ВИЧ-инфекции при исполнении трудовых обязанностей предусмотрено:

- Постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь от 15.10.1994г. № 116 "О выплате единовременной денежной компенсации медицинским работникам, обслуживающим ВИЧ-инфицированных и больных СПИДом граждан, а также другому персоналу, работающему при повышенном риске инфицирования вирусом иммунодефицита человека, в случае их инфицирования".

11 Ответственность работников сферы услуг, допустивших при исполнении трудовых обязанностей заражение клиентов ВИЧ предусмотрено:

- Законом Республики Беларусь "О здравоохранении" в статье 60 "Обязанность медицинских и фармацевтических работников сохранять врачебную тайну".

12 Финансовое обеспечение деятельности по предупреждению распространения ВИЧ-инфекции осуществляется:

- в пределах средств, предусматриваемых в республиканском бюджете на соответствующий финансовый (бюджетный) год на содержание республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, подчиненных Правительству, в пределах средств местных бюджетов, предусматриваемых на финансирование мероприятий по профилактике ВИЧ-инфекции, а также средств, предусмотренных в рамках международного сотрудничества.

КАБИНЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ

от 28 декабря 2004 г. N 393-р

О ПРОЕКТЕ ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ

“О ПРЕДУПРЕЖДЕНИИ РАСПРОСТРАНЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ АДЫГЕЯ

ЗАБОЛЕВАНИЯ, ВЫЗЫВАЕМОГО ВИРУСОМ ИММУНОДЕФИЦИТА ЧЕЛОВЕКА

1. Внести на рассмотрение Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея проект Закона Республики Адыгея “О предупреждении распространения в Республике Адыгея заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)“.

2. Назначить официальным представителем Кабинета Министров Республики Адыгея при рассмотрении в Государственном Совете - Хасэ Республики Адыгея проекта Закона Республики Адыгея “О предупреждении распространения в Республике Адыгея заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)“ Министра здравоохранения Республики Адыгея А.К. Жане.

О ПРЕДУПРЕЖДЕНИИ РАСПРОСТРАНЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ АДЫГЕЯ

ЗАБОЛЕВАНИЯ, ВЫЗЫВАЕМОГО ВИРУСОМ ИММУНОДЕФИЦИТА ЧЕЛОВЕКА

___________ 2004 года

___________ 2004 года

Настоящий Закон в соответствии с Федеральным законом “О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)“ направлен на организацию своевременных эффективных мер комплексной профилактики ВИЧ-инфекции среди населения Республики Адыгея, соблюдение конституционных прав граждан на охрану здоровья.

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Понятия, используемые в настоящем Законе

В настоящем Законе используются понятия, определенные Федеральным законом “О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)“.

Статья 2. Правовое регулирование отношений в области предупреждения распространения ВИЧ-инфекции

Правовое регулирование отношений в области предупреждения распространения ВИЧ-инфекции осуществляется федеральными законами, настоящим Законом, а также принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Адыгея.

Статья 3. Финансовое обеспечение мероприятий по предупреждению распространения ВИЧ-инфекции

1. Финансирование мероприятий по предупреждению распространения ВИЧ-инфекции, проводимых учреждениями здравоохранения на территории Республики Адыгея, осуществляется за счет:

1) средств республиканского бюджета Республики Адыгея;

2) средств местных бюджетов.

2. Дополнительными источниками финансирования мероприятий по предупреждению распространения ВИЧ-инфекции могут быть:

1) средства, поступающие от реализации договоров с предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовой формы;

2) добровольные взносы предприятий, учреждений, организаций, благотворительных обществ, российских и иностранных граждан, религиозных конфессий;

3) гуманитарная помощь других государств и международных организаций;

4) средства целевых фондов, предназначенных для охраны здоровья граждан;

5) иные источники финансирования, не запрещенные законодательством Российской Федерации.

2. Финансовое обеспечение деятельности по предупреждению распространения ВИЧ-инфекции рассматривается в приоритетном порядке с учетом необходимости защиты личной безопасности граждан, а также безопасности общества.

Статья 4. Полномочия исполнительных органов государственной власти Республики Адыгея в области профилактики и борьбы с ВИЧ-инфекцией

К полномочиям Кабинета Министров Республики Адыгея относится:

1) регулирование деятельности исполнительных органов государственной власти Республики Адыгея

в области профилактики и борьбы с ВИЧ-инфекцией;

2) принятие и реализация республиканских целевых программ в области профилактики и борьбы с ВИЧ-инфекцией, организация выполнения федеральных целевых программ;

3) реализация мер по гигиеническому воспитанию и обучению населения, пропаганде здорового образа жизни;

4) регулярное информирование населения, в том числе через средства массовой информации, о доступных мерах профилактики ВИЧ-инфекции.

Глава II. МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ ВИЧ-ИНФИЦИРОВАННЫМ

Статья 5. Медицинское освидетельствование

1. Медицинское освидетельствование проводится в порядке, установленном Федеральным законом “О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)“.

2. Официальный документ о результатах медицинского освидетельствования выдается территориальным центром по профилактике и борьбе со СПИДом.

3. Медицинское освидетельствование с обязательной выдачей официального документа - сертификата установленного образца проводится в территориальном центре по профилактике и борьбе со СПИДом на платной основе:

1) иностранных граждан;

2) лиц без гражданства.

Статья 6. Медицинская помощь ВИЧ-инфицированным в учреждениях государственной и муниципальной систем здравоохранения

1. Лечебно-профилактические учреждения Республики Адыгея независимо от их организационно-правовой формы и ведомственной принадлежности обеспечивают выявление ВИЧ-инфицированных путем проведения медицинского освидетельствования.

2. Руководители лечебно-профилактических учреждений Республики Адыгея, оказывающих помощь ВИЧ-инфицированным, обязаны создать необходимые условия для предупреждения распространения ВИЧ-инфекции среди медицинского персонала, посетителей амбулаторно-поликлинических учреждений и больных, находящихся на стационарном лечении.

Статья 7. Специализированная медицинская помощь

1. Специализированная медицинская помощь ВИЧ-инфицированным в Республике Адыгея оказывается в профильных отделениях лечебно-профилактических учреждений под методическим руководством территориального центра по профилактике и борьбе со СПИДом.

2. Территориальный центр по профилактике и борьбе со СПИДом является головным лечебно-профилактическим учреждением, обеспечивающим проведение комплекса противоэпидемических и лечебно-профилактических мероприятий по предупреждению распространения ВИЧ-инфекции на территории Республики Адыгея, в числе которых:

1) обеспечение бесплатными медикаментами для лечения ВИЧ-инфекции и СПИД-ассоциированных заболеваний в амбулаторных

2) организация и проведение мероприятий по профилактике ВИЧ-инфекции, СПИДа и инфекционных заболеваний;

3) организационно-методическое руководство деятельностью лечебно-профилактических учреждений Республики Адыгея по вопросам оказания консультативной, диагностической и профилактической помощи населению при ВИЧ-инфекции;

4) организация и оказание необходимых видов медицинской, психологической и юридической помощи ВИЧ-инфицированным;

5) осуществление клинико-лабораторной диагностики ВИЧ-инфекции, оппортунистических инфекций, вирусных парентеральных гепатитов и ВИЧ-ассоциированных заболеваний современными серологическими и другими методами;

6) проведение клинико-лабораторной экспертизы и арбитражных исследований с целью подтверждения диагноза “ВИЧ-инфекция“, “СПИД“;

7) оказание организационно-методической и практической помощи государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения Республики Адыгея в подготовке их к лицензированию по вопросам профилактики ВИЧ-инфекции и ВИЧ-ассоциированных заболеваний;

8) участие в разработке республиканских целевых программ по предупреждению распространения ВИЧ-инфекции;

9) участие в обучении и переподготовке медицинских работников и преподавателей общеобразовательных школ и других учебных заведений по вопросам профилактики ВИЧ-инфекции и инфекционных заболеваний;

10) организация пропаганды мер профилактики ВИЧ-инфекции и СПИДа среди населения;

11) организация помощи в решении социально-правовых и реабилитационных вопросов в отношении ВИЧ-инфицированных.

Глава III. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВ ВИЧ-ИНФИЦИРОВАННЫХ

Статья 8. Обеспечение прав ВИЧ-инфицированных на территории Республики Адыгея

В Республике Адыгея ВИЧ-инфицированные пользуются всеми правами, установленными Федеральным законом “О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)“, а также предусмотренными законодательством Российской Федерации об охране здоровья граждан.

Глава IV. СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА ЛИЦ, ПОДВЕРГАЮЩИХСЯ

РИСКУ ЗАРАЖЕНИЯ ВИРУСОМ ИММУНОДЕФИЦИТА ЧЕЛОВЕКА

ПРИ ИСПОЛНЕНИИ СВОИХ СЛУЖЕБНЫХ ОБЯЗАННОСТЕЙ

Статья 9. Гарантии в области труда

1. Работники учреждений здравоохранения Республики Адыгея, осуществляющие диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных, а также лица, работа которых связана с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека, имеют право на сокращенную продолжительность рабочего времени, дополнительный отпуск за работу в особо опасных для здоровья и тяжелых условиях труда в

соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Порядок предоставления указанных гарантий и установления размера надбавок к должностным окладам за работу в особо опасных для здоровья и тяжелых условиях труда работникам учреждений здравоохранения Республики Адыгея определяется Кабинетом Министров Республики Адыгея.

Глава V. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 10. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2005 года.

Президент Республики Адыгея

К ПРОЕКТУ ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ

“О ПРЕДУПРЕЖДЕНИИ РАСПРОСТРАНЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ АДЫГЕЯ

ЗАБОЛЕВАНИЯ, ВЫЗЫВАЕМОГО ВИРУСОМ ИММУНОДЕФИЦИТА ЧЕЛОВЕКА

В соответствии с Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ “О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти Российской Федерации“ и “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ разграничены полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области обеспечения мероприятий по предупреждению распространения ВИЧ-инфекции, социальной поддержки больных ВИЧ-инфекцией; работников предприятий, учреждений и организаций государственной системы здравоохранения, осуществляющих диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных, а также лиц, работа которых связана с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека.

Действующим законодательством Российской Федерации по вопросам о предупреждении распространения в Республике Адыгея заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), недостаточно определены права и обязанности граждан и медицинских работников. В рамках предоставленных субъектам Российской Федерации полномочий данный законопроект развивает эти правоотношения.

Проект Закона Республики Адыгея “О предупреждении распространения в Республике Адыгея заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)“ разработан с учетом изменений, внесенных в законодательство Российской

ЗАКОНОВ И ИНЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ,

ОТМЕНЫ, ИЗМЕНЕНИЯ, ДОПОЛНЕНИЯ КОТОРЫХ ПОТРЕБУЕТ ПРИНЯТИЕ

ПРОЕКТА ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ “О ПРЕДУПРЕЖДЕНИИ

РАСПРОСТРАНЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ АДЫГЕЯ ЗАБОЛЕВАНИЯ,

ВЫЗЫВАЕМОГО ВИРУСОМ ИММУНОДЕФИЦИТА ЧЕЛОВЕКА

Принятие проекта Закона Республики Адыгея “О предупреждении распространения в Республике Адыгея заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)“ не потребует отмены, изменения и дополнения действующих законов или иных нормативных правовых актов Республики Адыгея.

Начальник Правового управления

О СОСТОЯНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ПРАВОВОГО

РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОЕКТА ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ

“О ПРЕДУПРЕЖДЕНИИ РАСПРОСТРАНЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ АДЫГЕЯ

ЗАБОЛЕВАНИЯ, ВЫЗЫВАЕМОГО ВИРУСОМ ИММУНОДЕФИЦИТА ЧЕЛОВЕКА

В сфере правового регулирования проекта Закона Республики Адыгея “О предупреждении распространения в Республике Адыгея заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)“ действуют следующие нормативные правовые акты:

1) Конституция Российской Федерации;

2) Основы законодательства об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года N 5487-1;

3) Федеральный закон от 30 марта 1995 года N 38-ФЗ “О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)“;

4) Конституция Республики Адыгея.

Начальник Правового управления

ПО РАЗРАБОТКЕ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ,

ПРИНЯТИЕ КОТОРЫХ НЕОБХОДИМО ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ

ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ “О ПРЕДУПРЕЖДЕНИИ РАСПРОСТРАНЕНИЯ

В РЕСПУБЛИКЕ АДЫГЕЯ ЗАБОЛЕВАНИЯ, ВЫЗЫВАЕМОГО ВИРУСОМ

ИММУНОДЕФИЦИТА ЧЕЛОВЕКА (ВИЧ-ИНФЕКЦИИ)“

Реализация Закона Республики Адыгея “О предупреждении распространения в Республике Адыгея заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)“ не потребует принятия иных нормативных правовых актов Республики Адыгея.

Начальник Правового управления

К ПРОЕКТУ ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ “О ПРЕДУПРЕЖДЕНИИ

РАСПРОСТРАНЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ АДЫГЕЯ ЗАБОЛЕВАНИЯ,

ВЫЗЫВАЕМОГО ВИРУСОМ ИММУНОДЕФИЦИТА ЧЕЛОВЕКА

В 2004 году в соответствии с Федеральным законом от 30.03.1995 N 38-ФЗ “О предупреждении распространения в РФ заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)“ работникам лечебно-профилактических учреждений Республики Адыгея, осуществляющим диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных, а также лицам, работа которых связана с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека, в республиканском бюджете Республики

Адыгея по отрасли “Здравоохранение“ была предусмотрена дополнительная оплата труда в связи с вредными условиями труда, сумма которой составила 23,3 тыс. рублей.

В соответствии с изменениями, внесенными в Федеральный закон, в 2005 году вышеуказанную доплату планируется производить за счет средств республиканского бюджета. Годовая потребность денежных средств, необходимых на выплату данной доплаты, составит 28,0 тыс. рублей. Средства на дополнительную оплату труда в связи с вредными условиями труда работникам лечебно-профилактических учреждений Республики Адыгея, осуществляющим диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных, а также лицам, работа которых связана с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека, предусмотрены в проекте республиканского бюджета Республики Адыгея на 2005 год по отрасли “Здравоохранение“.

В соответствии с главой VI “Социальная поддержка лиц, подвергающихся риску заражения вирусом иммунодефицита человека при исполнении своих служебных обязанностей“, статьей 20 “Гарантии в области труда“, пунктом 2 настоящего проекта Закона работники учреждений здравоохранения, осуществляющие диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных, а также лица, работа которых связана с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека, подлежат:

1) обязательному страхованию на случай причинения вреда их здоровью или смерти при исполнении служебных обязанностей. В республиканском бюджете Республики Адыгея на 2004 год по отрасли “Здравоохранение“ на эти цели было предусмотрено 550 рублей. В проекте республиканского бюджета РА на 2005 год по отрасли “Здравоохранение“ на выплату данной страховки необходимо 480 рублей (из расчета страхового взноса на 1 человека 32 рубля).

Юрист объясняет, что об этом говорят белорусские законы.

Данная информация не призывает вас отказываться от госпитализации и побуждает быть ответственными. Ваша добровольная изоляция может спасти жизни пожилым людям и тем, у кого слабый иммунитет.


Адвокат, основатель Юридического агентства Сергея Зикрацкого

— Почему внесение коронавируса в список опасных заболеваний не дает больших полномочий медицинским службам по сдерживанию эпидемии. Юридический лонгрид.

Насколько можно судить по сообщениям медиа, тактика борьбы с коронавирусом в Беларуси предполагает в настоящее время:

  • выявление заболевших и их госпитализация;
  • максимальное быстрое выявление контактов первого уровня с заболевшими, диагностика у них наличия вируса и их изоляция на 14 дней;
  • в случае выявления вируса у контактов первого уровня — в свою очередь изоляция и диагностика наличия вируса у контактов первого уровня такого заболевшего.

Со стороны человека, далекого от медицины, тактика правильная. И в случае на самом деле эффективного выявления контактов первого уровня, диагностики наличия у них вируса и их изоляции на время инкубационного периода, эта тактика должна дать положительный результат.

И вот тут возникает очень важный юридический аспект. Имеют ли медицинские службы юридические механизмы для использования этой тактики? Проще говоря — имеет ли право бригада медиков, которая приехала за изоляцией контакта первого уровня, сделать это принудительно?

Министерство здравоохранения внесло коронавирус в перечень заболеваний, представляющие опасность для здоровья населения (постановление Минздрава вступило в силу 6 марта 2020 года). На этом основании стали высказываться мнения, что принудительная изоляция контактов первого уровня возможна и допустима. Мой детальный анализ законодательства показывает, что это не так.

Статья 23 Конституции устанавливает, что ограничение прав и свобод личности допускается только в случаях, предусмотренных законом. Кроме этого, есть закон о здравоохранении, который предусматривает необходимость получения согласия на оказание медицинской помощи и порядок отказа пациента от оказания медицинской помощи.

Возможность принудительной диагностики и лечения опасных заболеваний (в том числе коронавируса) предусмотрена 2 законами:

1) законом о здравоохранении;

2) законом о предупреждении распространения заболеваний, представляющих опасность для здоровья населения, вируса иммунодефицита человека (для простоты восприятия назовем его законом об опасных заболеваниях и ВИЧ).

Часть 4 статьи 28 закона о здравоохранении и статья 19 закона об опасных заболеваниях и ВИЧ говорят о том, что лица в отношении которых есть достаточные основания полагать, что они имеют заболевания, представляющие опасность для здоровья населения, в случае их уклонения от обязательного медицинского освидетельствования по заключению врачебно-консультационной комиссии государственной организации здравоохранения и с санкции прокурора могут быть подвергнуты принудительному медицинскому освидетельствованию в государственных организациях здравоохранения.

При этом уклонением от медицинского освидетельствования понимается неявка без уважительной причины в организацию здравоохранения для освидетельствования в течение 3 дней с момента получения письменного официального извещения о вызове.

Простыми словами взять тест на коронавирус (не изолировать, а именно взять тест) у вас имеют право только при одновременном соблюдении 4 условий:

есть основания полагать, что вы заражены вирусом;

вы самостоятельно не пришли сдать тест в течение 3 дней после того, как вас уведомили об этом официально;

есть заключение ВКК по этому поводу;

получена санкция прокурора.

А вот принудительно госпитализировать могут только лиц, которые имеют заболевания, представляющие опасность для здоровья населения, и только в случае их уклонения от лечения. Это уже часть 6 статьи 28 Закона о здравоохранении и статья 20 Закона об опасных заболеваниях и ВИЧ.
Для принудительной госпитализации больного опасным заболеванием необходимо решение суда, которое может быть вынесено только на основании заключения ВКК. А ВКК в свою очередь вправе вынести заключение при одновременном наличии 2 условий: 1) положительного теста, подтверждающего опасное заболевание; 2) уклонения больного от лечения.

Можно представить, сколько времени пройдет для официального оформления принудительного лечения больного коронавирусом в случае его отказа.

Поэтому простое внесение коронавируса в список опасных заболеваний не дает медицинским службам полномочий на принудительную изоляцию лиц первого контакта с заболевшим, да и принудительное взятие тестов сопряжено с неэффективным и длительным механизмом. То, что сегодня делают медицинские службы, основано в первую очередь на сознательности и социальной ответственности наших граждан.

Но если в какой-то момент контакты первого уровня начнут массово отказываться от изоляции в условиях стационара, или еще хуже — сдавать тесты, то у медицинских служб не будет достаточных механизмов для принудительного воздействия.

И тогда придется объявлять карантин или обсервацию. Такая возможность предусмотрена Законом о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

Одним из способов санитарной охраны является проведение комплекса ограничительных мероприятий, а это карантин или обсервация. И вот в этом случае уже есть предусмотренная законодательством возможность изоляции в том числе здоровых лиц, которые могли иметь контакт с лицами, больными инфекционными заболеваниями (это уже из инструкции о порядке проведения ограничительных мероприятий, которая утверждена Минздравом 18.07.2012 года).

Мое личное мнение: ограничительные меры нам сейчас не нужны. Социальная ответственность наших граждан по ограничению контактов, самоизоляции в случаях подозрения на контакты первого уровня, сдачи тестов и изоляции в стационаре в случае контактов первого уровня должны дать необходимый результат.

Мойте руки, берегите себя и своих близких, не болейте!

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.