Закон днр о противодействии распространению болезней обусловленных вич

Федеральный закон от 30 марта 1995 г. N 38-ФЗ
"О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)"

12 августа 1996 г., 9 января 1997 г., 7 августа 2000 г., 22 августа 2004 г., 18 октября 2007 г., 23 июля 2008 г., 27 июля 2010 г., 18 июля 2011 г., 2 июля, 25 ноября, 28 декабря 2013 г., 4 июня, 31 декабря 2014 г., 30 декабря 2015 г., 23 мая 2016 г.

Принят Государственной Думой 24 февраля 1995 года

См. комментарий к настоящему Федеральному закону

Федеральным законом от 18 октября 2007 г. N 230-ФЗ в преамбулу настоящего Федерального закона внесены изменения

Признавая, что хроническое заболевание, вызываемое вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекция),

приобретает массовое распространение во всем мире,

вызывает тяжелые социально-экономические и демографические последствия для Российской Федерации,

создает угрозу личной, общественной, государственной безопасности, а также угрозу существованию человечества,

вызывает необходимость защиты прав и законных интересов населения,

а также учитывая необходимость применения своевременных эффективных мер комплексной профилактики ВИЧ-инфекции,

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации принимает настоящий Федеральный закон.

См. комментарии к преамбуле настоящего Федерального закона

30 марта 1995 г.

Закон устанавливает, что лица, зараженные вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфицированные) - граждане РФ обладают всеми правами и свободами и несут обязанности в соответствии с Конституцией РФ и законодательством.

Установлен порядок предоставления медицинской помощи ВИЧ-инфицированным. Выдача официального документа о наличии или об отсутствии ВИЧ-инфекции осуществляется только учреждениями государственной или муниципальной системы здравоохранения. Установлено, что обязательному медицинскому освидетельствованию на предмет наличия ВИЧ-инфекции подлежат доноры крови, биологических жидкостей, органов и тканей, а также работники отдельных профессий и организаций.

Предъявление сертификата об отсутствии ВИЧ-инфекции является условием выдачи иностранному гражданину российской визы. В случае выявления инфекции у иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории РФ, они подлежат депортации.

Определены меры социальной поддержки ВИЧ-инфицированных.

Федеральный закон вступает в силу с 1 августа 1995 года.

Федеральный закон от 30 марта 1995 г. N 38-ФЗ "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)"

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 августа 1995 г.

Текст Закона опубликован в "Российской газете" от 12 апреля 1995 г., в Собрании законодательства Российской Федерации от 3 апреля 1995 г., N 14, ст.1212

Постановлением Конституционного Суда РФ от 12 марта 2015 г. N 4-П взаимосвязанные положения пункта 2 статьи 11 настоящего Федерального закона, подпункта 13 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ и части четвертой статьи 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ признаны не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой эти положения позволяют принимать в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, члены семьи которого постоянно проживают на территории РФ, решение о нежелательности его проживания в РФ и о его депортации либо об отказе такому лицу во въезде в РФ, в выдаче разрешения на временное проживание в РФ или об аннулировании ранее выданного разрешения исключительно на основании факта наличия у такого лица ВИЧ-инфекции, при отсутствии как нарушений с его стороны требований, которые установлены законодательством в отношении ВИЧ-инфицированных лиц и направлены на предотвращение дальнейшего распространения данного заболевания, так и иных обстоятельств, свидетельствующих о необходимости применения к этому лицу подобных ограничений

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 23 мая 2016 г. N 149-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2015 г. N 438-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 495-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 4 июня 2014 г. N 145-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 421-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 августа 2011 г.

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 203-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.

Федеральный закон от 18 октября 2007 г. N 230-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением изменений в статью 6, вступающих в силу с 1 января 2008 г.

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 7 августа 2000 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2001 г.

Федеральный закон от 9 января 1997 г. N 8-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 12 августа 1996 г. N 112-ФЗ

Изменения вступает в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Основные понятия и термины

1. В настоящем Законе приведенные ниже термины употребляются в таком значении:
1) ВИЧ – вирус иммунодефицита человека, который приводит к заболеванию ВИЧ-инфекцией;
2) ВИЧ-инфекция – это хроническое заболевание, вызываемое вирусом иммунодефицита человека;
3) ВИЧ-инфицированное лицо – лицо, в организме которого выявлен ВИЧ, но находящийся в состоянии бессимптомного носительства ВИЧ;
4) ВИЧ-статус лица – состояние организма человека по отсутствию или наличию в нем ВИЧ: отрицательный ВИЧ-статус лица характеризуется отсутствием в его организме ВИЧ, положительный ВИЧ-статус лица характеризуется наличием в его организме ВИЧ;
5) группы повышенного риска инфицирования ВИЧ – группы населения, которым с учетом особенностей их поведения и поведения их окружения угрожает повышенный риск контакта с источником ВИЧ. Определение и пересмотр перечня таких групп осуществляется специально уполномоченным республиканским органом исполнительной власти, который реализует государственную политику в сфере здравоохранения с учетом критериев и рекомендаций Всемирной организации здравоохранения;
6) люди, которые живут с ВИЧ – ВИЧ-инфицированные лица и лица, страдающие болезнью, обусловленной ВИЧ;
7) лицо, страдающее болезнью, обусловленной ВИЧ, – лицо, у которого по результатам медицинского и лабораторного обследования обнаружен СПИД или иные установленные Международной классификации болезней клинические проявления болезни, обусловленной ВИЧ;
8) партнер – половой партнер ВИЧ-инфицированного лица или его партнер по употреблению наркотических средств и психотропных веществ инъекционным способом;
9) постконтактная профилактика – краткосрочный курс антиретровирусного лечения, целью которого является снижение вероятности инфицирования ВИЧ лица, подвергшегося повышенному риску такого инфицирования;
10) синдром приобретенного иммунодефицита (СПИД) – стадия развития болезни, обусловленной ВИЧ (ВИЧ-инфекция), характеризующаяся клиническими проявлениями, вызванными глубоким поражением иммунной системы человека под влиянием ВИЧ. СПИД – конечная стадия заболевания ВИЧ-инфекцией;
11) болезни, обусловленные ВИЧ (ВИЧ-инфекция) – комплекс определенных Международной классификации болезней поражений организма человека, обусловленных связанными с воздействием ВИЧ повреждениями иммунной системы, который на начальном этапе своего развития имеет характер состояния бессимптомного носительства ВИЧ, а при отсутствии соответствующего лечения и воздействия других неблагоприятных для организма ВИЧ-инфицированного лица обстоятельств приобретает клинические проявления в виде различных инфекционных, паразитарных заболеваний, злокачественных опухолей, других болезней или обусловленного ВИЧ синдрома приобретенного иммунодефицита.

Статья 2. Принципы государственной политики в сфере противодействия распространению болезней, обусловленных ВИЧ


1. Государственная политика в сфере противодействия распространению болезней, обусловленных ВИЧ, реализуется путем организации выполнения положений настоящего Закона, других нормативных правовых актов Донецкой Народной Республики, а также путем разработки, финансового и материального обеспечения, реализации общегосударственных и других программ, которые предусматривают осуществление мероприятий по профилактике распространения ВИЧ инфекции, информационно-разъяснительной работы относительно принципов здорового и нравственного образа жизни, духовных ценностей и ответственного поведения в сфере сексуальных отношений, разработка учебных, просветительских и воспитательных программ по этим вопросам для средних, профессионально-технических и высших учебных заведений, осуществление специальной подготовки медицинского персонала, проведение фундаментальных и прикладных научных исследований, развитие международного сотрудничества в этой сфере.
2. Если международными договорами Донецкой Народной Республики установлены иные, чем предусмотренные настоящим Законом, правила, то применяются правила международных договоров.


Статья 3. Законодательство Донецкой Народной Республики в сфере распространения болезней, обусловленных ВИЧ


Статья 4. Государственные гарантии в сфере противодействия распространению болезней, обусловленных ВИЧ


1. Государство гарантирует обеспечение:
1) приоритетности в профилактике распространения ВИЧ-инфекции информационно-разъяснительной работы с населением по принципам здорового и нравственного образа жизни, духовных ценностей и ответственного поведения в сфере сексуальных отношений;
2) пропаганды здорового образа жизни;
3) информационной деятельности, направленной на осознание высокого риска заражения ВИЧ через сексуальные отношения и в случае употребления наркотических средств и психотропных веществ инъекционным способом, на формирование толерантного отношения и недопустимости дискриминации людей, относящихся к группам повышенного риска инфицирования ВИЧ, и людей, живущих с ВИЧ;
4) регулярного информирования населения, в том числе через средства массовой информации, о причинах заражения, пути передачи ВИЧ-инфекции, важность здорового и нравственного образа жизни для предотвращения заражения ВИЧ-инфекцией, меры и средства профилактики заболевания ВИЧ-инфекцией, а также о возможности диагностики и лечения;
5) постоянного мониторинга эпидемической ситуации и контроля за осуществлением мероприятий по предотвращению заболевания ВИЧ-инфекцией;
6) доступности и надлежащего качества тестирования с целью выявления ВИЧ-инфекции, в том числе анонимного, с предоставлением предварительной и последующей консультативной помощи, а также обеспечение безопасности тестирования для обследуемого лица и персонала, который ее проводит;
7) включения вопросов профилактики ВИЧ-инфекции, здорового и нравственного образа жизни, духовных ценностей, ответственного поведения в сфере сексуальных отношений, традиционных семейных ценностей, лечения, ухода и поддержки людей, живущих с ВИЧ, и их близких, а также о недопустимости дискриминации людей и необходимости формирования толерантного отношения к ним в соответствующих учебных программах для средних, профессионально-технических и высших учебных заведений;
8) доступа населения к средствам профилактики, позволяющих предотвратить заражение и распространение ВИЧ-инфекции половым путем;
9) предотвращения распространения ВИЧ-инфекции среди лиц, потребляющих наркотические средства и психотропные вещества инъекционным способом, с помощью программ реабилитации таких лиц и программ снижения вреда, что, среди прочего, предусматривает использование заместительной терапии для лиц, страдающих наркотической зависимостью, и создание условий для замены использованных инъекционных игл и шприцев на стерильные с последующей их утилизацией;
10) информационно-разъяснительной и реабилитационной работы, в том числе с привлечением представителей общественных, благотворительных и религиозных организаций, среди лиц, употребляющих наркотические средства и психотропные вещества инъекционным способом, с целью противодействия распространению ВИЧ-инфекции;
11) свободного доступа к услугам по проведению постконтактной профилактики лиц, имеющих повышенный риск контакта с ВИЧ во время выполнения профессиональных обязанностей, в случае сексуального насилия и в других случаях, с предоставлением соответствующих консультативных услуг в порядке, который утверждается специально уполномоченным республиканским органом исполнительной власти, который реализует государственную политику в сфере здравоохранения;
12) свободного доступа к услугам по профилактике передачи ВИЧ-инфекции от ВИЧ-инфицированных беременных женщин их новорожденным детям;
13) проведения обязательного тестирования с целью выявления ВИЧ в получаемых от доноров крови (ее компонентах), органах, тканях и других биологических материалах человека для обеспечения предотвращения передачи ВИЧ-инфекции при использовании указанных материалов в медицинской практике и в научных исследованиях;
14) реализации последовательной политики, направленной на формирование толерантного отношения к людям, которые относятся к группам повышенного риска инфицирования ВИЧ, и людей, живущих с ВИЧ, в порядке, определяемом республиканским органом исполнительной власти, который реализует государственную политику в сфере здравоохранения, и утверждаемом Советом Министров Донецкой Народной Республики;
15) социальной защиты людей, живущих с ВИЧ, членов их семей, медицинских, социальных и других работников, занятых в сфере предотвращения заболевания ВИЧ-инфекцией, а также предоставление людям, живущим с ВИЧ, необходимой медицинской помощи и социальных услуг;
16) контроля безопасности лечебно-диагностического процесса для пациентов и медицинского персонала в учреждениях здравоохранения независимо от формы собственности;
17) государственного санитарно-эпидемиологического надзора за безопасностью лечебно-диагностического процесса в учреждениях здравоохранения всех форм собственности, а также за проведением мероприятий по предотвращению заболевания ВИЧ-инфекцией при осуществлении частной медицинской практики, предоставлением гражданам косметологических, парикмахерских и других услуг, связанных с возможностью нарушения или нарушением целостности кожи и/или слизистой оболочки организма;
18) участия организаций различных форм собственности, в том числе общественных, благотворительных, религиозных и профсоюзов, в информационной работе по противодействию распространению ВИЧ-инфекции, в предоставлении благотворительной помощи, медицинских и социальных услуг, направленных на обеспечение лечения и профилактику ВИЧ-инфекции, ухода, поддержки и социальной защиты людей, живущих с ВИЧ, на основе обеспечения доступа указанных организаций в порядке, установленном законодательством Донецкой Народной Республики, к участию в исполнении государственного заказа на оказание медицинских и социальных услуг представителям группы повышенного риска инфицирования ВИЧ и людям, живущим с ВИЧ, на конкурсной основе;
19) бесплатного предоставления всех видов квалифицированной и специализированной медицинской помощи ВИЧ-инфицированным гражданам Донецкой Народной Республики, бесплатного получения ими медикаментов при лечении в амбулаторных или стационарных условиях;
20) подготовки специалистов для реализации мер по предупреждению распространения ВИЧ-инфекции;
21) развития международного сотрудничества и регулярного обмена информацией в рамках международных программ предупреждения распространения ВИЧ-инфекции.


Статья 5. Полномочия органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, учреждений здравоохранения, осуществляющих меры по предотвращению заболевания ВИЧ-инфекцией


1. Полномочия по осуществлению межведомственной координации мероприятий по предотвращению заболевания ВИЧ-инфекцией возлагаются на специально уполномоченный республиканский орган исполнительной власти, который реализует государственную политику в сфере здравоохранения.
2. Меры по предотвращению заболевания ВИЧ-инфекцией разрабатывают и осуществляют в пределах своей компетенции соответствующие республиканские, территориальные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, а также учреждения здравоохранения всех форм собственности.
3. Обязательному лабораторному исследованию на наличие ВИЧ-инфекции подлежит кровь (ее компоненты), полученная от доноров крови (ее компонентов), органы, ткани и другие биологические материалы человека, предназначенные для применения в медицинской практике.
4. Переливание полученной от доноров крови (ее компонентов) и использование в медицинской практике полученных от доноров органов, тканей и других биологических материалов человека разрешаются только после обязательного лабораторного исследования на ВИЧ-инфекцию и подтверждения отсутствия возбудителя ВИЧ-инфекции в предназначенных для указанного использования биологических материалах.
5. В случае возникновения реальной угрозы жизни человека, единственным средством спасения которой является срочное переливание крови, и отсутствия должным образом проверенной донорской крови с осознанного информированного согласия больного или его законного представителя допускается переливание крови, проверенной на ВИЧ-инфекцию с использованием тестов для экспресс-диагностики, прошедших испытания в аккредитованных в порядке, установленном законодательством Донецкой Народной Республики лабораториях и имеют документальное подтверждение их качества.
Факт переливания крови, проверенной на ВИЧ-инфекцию с использованием тестов для экспресс-диагностики, и информированное согласие больного или его законного представителя на проведение такого медицинского вмешательства обязательно письменно заверяются в медицинской документации больного, а образец такой крови срочно направляется для проведения соответствующего лабораторного исследования.
Если осознанное информированное согласие больного или согласие его законного представителя получить невозможно, решение о переливании крови принимается консилиумом врачей, а в случае невозможности созыва консилиума – врачом, который оказывает медицинскую помощь.
Статья 6. Гарантии соблюдения прав и свобод ВИЧ-инфицированных
1. ВИЧ-инфицированные лица обладают на территории Донецкой Народной Республики всеми правами и свободами и выполняют обязанности в соответствии с законодательством Донецкой Народной.
2. Права и свободы граждан Донецкой Народной Республики в связи с наличием у них ВИЧ-инфекции могут быть ограничены только законодательством Донецкой Народной Республики.

Статья 6. Гарантии соблюдения прав и свобод ВИЧ-инфицированных
1. ВИЧ-инфицированные лица обладают на территории Донецкой Народной Республики всеми правами и свободами и выполняют обязанности в соответствии с законодательством Донецкой Народной.
2. Права и свободы граждан Донецкой Народной Республики в связи с наличием у них ВИЧ-инфекции могут быть ограничены только законодательством Донецкой Народной Республики.

Статья 7. Финансирование деятельности по предупреждению распространения ВИЧ-инфекции
1. Финансирование мероприятий и программ, а также деятельности предприятий, организаций и учреждений по предупреждению распространения ВИЧ-инфекции, лечению и социальной защите ВИЧ-инфицированных осуществляется за счет средств:
1) Республиканского бюджета Донецкой Народной Республики и местных бюджетов;
2) иных источников финансирования, не запрещенных законодательством Донецкой Народной Республики.
2. Финансирование деятельности по предупреждению распространения ВИЧ-инфекции за счет средств бюджета Донецкой Народной Республики и местных бюджетов рассматривается в приоритетном порядке с учетом необходимости защиты личной безопасности граждан, а также безопасности общества и государства.

ВИЧ-инфекция — это хроническое заболевание, вызываемое вирусом иммунодефицита человека.

ВИЧ-инфицированные — лица, зараженные вирусом иммунодефицита человека.

ВИЧ-инфекция — длительно текущая инфекционная болезнь, развивающаяся в результате инфицирования вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ). Важной особенностью ВИЧ является способность поражать и вызывать гибель некоторых клеток иммунной системы, в результате чего развивается и медленно прогрессирует имму- нодефицитное состояние (откуда и название заболевания).

СПИД (синдром приобретенного иммунодефицита) — это болезнь, являющаяся следствием ВИЧ-инфекции.

На фоне ослабления иммунной системы происходит стойкое снижение способности организма противостоять инфекциям, что ведет к возникновению и развитию различных заболеваний. В среднем от заражения ВИЧ-инфекцией до развития СПИДа без лечения проходит 5—10 лет.

Болезнь, вызываемая вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ), является хронической вирусной инфекцией, возбудитель которой передается от человека к человеку половым путем, при парентеральном введении инфицированных материалов (в результате переливаний инфицированной крови и пересадки донорских органов и тканей, использования загрязненного инструментария при медицинских и немедицинских манипуляциях, внутривенного введения наркотических средств), вертикальным путем от матери к плоду во время беременности и родов, к ребенку при грудном вскармливании.

Субъектами рассматриваемых правоотношений являются пациенты и медицинские организации.

Пациенты имеют право:

  • — на медицинское освидетельствование на ВИЧ;
  • — получение информации о результатах медицинского освидетельствования;
  • — оказание всех видов медицинской помощи по клиническим показаниям;
  • — меры социальной поддержки.

Медицинское освидетельствование — одна из разновидностей медицинского вмешательства.

Для постановки диагноза ВИЧ-инфекции используют совокупность лабораторных, эпидемиологических и клинических методов исследования.

Различают добровольное и обязательное медицинское освидетельствование на ВИЧ.

Медицинское освидетельствование по общему правилу проводится добровольно.

Медицинское освидетельствование несовершеннолетних в возрасте до 15 лет и лиц, признанных в установленном законом порядке недееспособными, может проводиться по просьбе или с согласия их законных представителей, которые имеют право присутствовать при проведении медицинского освидетельствования.

По желанию освидетельствуемого лица добровольное медицинское освидетельствование может быть анонимным.

Медицинское освидетельствование граждан проводится с предварительным и последующим консультированием по вопросам профилактики ВИЧ-инфекции.

Медицинское освидетельствование может проводиться в организациях государственной, муниципальной или частной системы здравоохранения.

В организациях государственной и муниципальной системы здравоохранения медицинское освидетельствование граждан РФ проводится бесплатно.

Выдача официального документа о наличии или об отсутствии ВИЧ-инфекции у освидетельствуемого лица осуществляется только учреждениями государственной или муниципальной системы здравоохранения.

Обязательному медицинскому освидетельствованию подлежат:

  • — доноры крови, биологических жидкостей, органов и тканей;
  • — работники отдельных профессий, производств, предприятий, учреждений и организаций, перечень которых утверждается уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти [1] .

Следует также обратить внимание на то, что иностранные граждане и лица без гражданства, прибывающие в Россию на срок свыше трех месяцев, должны иметь сертификат об отсутствии у них ВИЧ-инфекции, если иное не установлено международными договорами РФ (сертификат предъявляется при их обращении за визой на въезд в Россию) 1 .

Данное положение не распространяется на сотрудников дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств, сотрудников международных межправительственных организаций и членов их семей.

ВИЧ-инфицированные имеют право на получение информации о результатах медицинского освидетельствования.

Лицо, у которого выявлена ВИЧ-инфекция, уведомляется работником организации, проводившей медицинское освидетельствование, о результатах освидетельствования и необходимости соблюдения мер предосторожности с целью исключения распространения ВИЧ- инфекции, о гарантиях соблюдения прав и свобод ВИЧ-инфицированных, а также об уголовной ответственности за поставление в опасность заражения либо заражение другого лица (ст. 122 УК РФ).

В случае выявления ВИЧ-инфекции у несовершеннолетних в возрасте до 18 лет, а также у лиц, признанных в установленном законом порядке недееспособными, медицинские работники уведомляют об этом родителей или иных законных представителей указанных лиц.

В случае выявления ВИЧ-инфекции у иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории РФ, они подлежат депортации из страны в установленном законодательством порядке [2] [3] .

ВИЧ-инфицированным оказываются на общих основаниях все виды медицинской помощи по клиническим показаниям, при этом они пользуются всеми правами, предусмотренными законодательством РФ об охране здоровья граждан.

Медико-социальная помощь оказывается инфицированным лицам медицинскими, социальными работниками и иными специалистами в учреждениях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, а также в учреждениях системы социальной защиты населения.

Гарантированный объем бесплатной медицинской помощи предоставляется гражданам в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи [4] .

Организация паллиативной помощи больным ВИЧ-инфекцией в субъектах РФ обеспечивается руководителями территориальных центров по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями (Центр СПИД) [5] .

Для оказания паллиативной помощи больным ВИЧ-инфекцией привлекаются врачи-инфекционисты, врачи-психотерапевты, врачи- психиатры-наркологи, специалисты по социальной работе и др.

  • 1. Назовите основные меры по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения и дайте их краткую характеристику.
  • 2. Укажите права и обязанности пациентов при осуществлении иммунопрофилактики.
  • 3. В каких случаях противотуберкулезная помощь оказывается с согласия пациента, а в каких нет?

Мохов Л. Л. Основы медицинского права Российской Федерации (правовые основы медицинской и фармацевтической деятельности в Российской Федерации): учеб, пособие для магистров. М., 2013.

Таточенко В. К., Озерецковский Н. Л. Иммунопрофилактика. М, 2009.


Наше предприятие на основании Договора, подписанного с Народным Советом ДНР, издает официальные сборники законов и законодательных актов, вступивших в силу и действующих на территории ДНР.

Приобрести сборники можно в книжных магазинах г. Донецка и в нашем издательстве.

ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ ДНР

Сборник №1. Конституция ДНР

Сборник №2. Уголовный кодекс ДНР

Сборник №3

  1. Закон о статусе депутата Народного Совета ДНР
  2. Закон о местных выборах ДНР
  3. Закон об особых правовых режимах

Сборник №4

  1. Закон об обращениях граждан
  2. Закон об уполномоченном по правам человека в ДНР
  3. Закон о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях

Сборник №5

  1. Закон о железнодорожном транспорте
  2. Закон о городском электрическом транспорте
  3. Закон о перевозке опасных грузов
  4. Закон о транспортно-экспедиторской деятельности
  5. Закон об автомобильных дорогах

Сборник №6

  1. Закон о внутренних войсках Министерства внутренних дел
  2. Закон о службе в органах внутренних дел ДНР

Сборник №7. Закон об образовании

Сборник №8

  1. Закон об охране окружающей среды
  2. Закон об особо охраняемых природных территориях

Сборник №9

  1. Закон о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
  2. Закон о пожарной безопасности

Сборник №10

  1. Закон о государственном оптовом рынке электрической энергии и мощности
  2. Закон об электроэнергетике

Сборник №11

  1. Закон о радиочастотном ресурсе
  2. Закон о телекоммуникациях

Сборник №12

  1. Горный закон ДНР
  2. Закон о государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности
  3. Закон о недрах

Сборник №13. Закон о налоговой системе ДНР

Сборник №14

  1. Закон об электронной подписи
  2. Закон о персональных данных
  3. Закон об аккредитации в республиканской системе аккредитации
  4. Закон о почтовой связи

Сборник №15

  1. Закон об охране труда
  2. Закон об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей
  3. Закон о государственной оперативно-спасательной службе

Сборник №16

  1. Закон о профессиональных союзах
  2. Закон о системе государственной службы Донецкой Народной Республики
  3. Закон о системе органов исполнительной власти Донецкой Народной Республики

Сборник №17

  1. Закон о физической культуре и спорте
  2. Закон о культуре

Сборник №18

  1. Закон о личном хозяйстве
  2. Закон о фермерском хозяйстве
  3. Закон о пчеловодстве
  4. Закон о геодезии и картографии

Сборник №19

  1. Закон о гос. надзоре в хозяйственной деятельности
  2. Закон о безопасности и качестве пищевых продуктов
  3. Закон об изъятии из обращения переработки, утилизации или опасной продукции
  4. Закон о свободе вероисповедания

Сборник №20

  1. Закон о министерстве
  2. Закон о гос. тайне
  3. Закон о безопасности
  4. Закон об обороне
  5. Закон о министерстве и гос безопасности

Сборник №22

  1. Закон о полиции
  2. Закон о судебно-экспертной деятельности
  3. Закон о государственной дактилоскопической регистрации
  4. Закон о системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Сборник №23

  1. Закон о бухгалтерском учете и финансовой отчетности
  2. Закон о лицензировании отдельных видов хозяйственной деятельности
  3. Закон о государственной статистике

Сборник №24

  1. Закон об адвокатуре и адвокатской деятельности
  2. Закон о судебном сборе
  3. Закон о прокуратуре ДНР

Сборник №25

  1. Закон о СМИ
  2. Закон об информации и информационных технологиях
  3. Закон о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию

Сборник №26

  1. Закон о международных договорах ДНР
  2. Закон о нормативных правовых актах
  3. Закон о республиканских программах
  4. Консульский устав ДНР

Сборник №27

  1. Закон о государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их ограничений (обременений)
  2. Закон об оценочной деятельности
  3. Закон о регистрации расчетных операций при осуществлении наличных и (или) безналичных расчетов

Сборник №28

  1. Закон об обороте наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров на территории ДНР
  2. Закон о психиатрической помощи
  3. Закон о предупреждении распространения туберкулеза в ДНР
  4. Закон об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения
  5. Закон о противодействии распространению болезней, обусловленных вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ), и правовой и социальной защите людей, живущих с ВИЧ
  6. Закон об иммунопрофилактике инфекционных болезней

Сборник №29

  1. Закон об отпусках
  2. Закон об оплате труда
  3. Закон об основах обязательного общегосударственного социального страхования

Сборник №30

  1. Закон О библиотеках и библиотечном деле
  2. Закон О музеях и музейном деле
  3. Закон О театрах и театральной деятельности
  4. Закон О государственном гимне Донецкой Народной Республики

Сборник №31

  1. Закон О статусе военнослужащих
  2. Закон О мобилизационной подготовке и мобилизации в Донецкой Народной Республике
  3. Закон О противодействии терроризму
  4. Закон О противодействии экстремистской деятельности
  5. Закон О специальных мерах защиты интересов Донецкой Народной Республики (санкциях)

Сборник №32

  1. Закон О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов
  2. Закон О животном мире
  3. Закон О племенном деле и животноводстве

Сборник №33

  1. Закон О государственном регулировании производства и оборота спирта этилового, алкогольной продукции и табачных изделий
  2. Закон О государственно-частном и муниципально частном партнерстве

Сборник №34

  1. Закон О рынках и рыночной деятельности
  2. Закон О рекламе

Сборник №36. Закон о таможенном регулировании в ДНР

Сборник №37. Уголовно-процессуальный кодекс

Сборник №38

  1. Закон о выборах Главы Донецкой Народной Республики
  2. Закон о выборах депутатов Народного Совета Донецкой Народной Республики.

Сборник №39

  1. Закон о прокуратуре.
  2. Закон о Министерстве государственной безопасности.
  3. Закон об оперативно-разыскной деятельности.

Сборник №40

  1. Закон о гражданской обороне.
  2. Закон о воинской обязанности и военной службе.

Сборник №41

  1. Закон о защите прав потребителей.
  2. Закон о занятости населения.
  3. Закон о социальной защите населения.

Сборник №42

  1. Закон о нотариате.
  2. Закон о правительстве Донецкой Народной Республики.
  3. Закон об общественной палате.
  4. Закон о знамени победы.

Сборник № 43

  1. Закон о судебной системе ДНР
  2. Закон о статусе судей

Сборник № 44. Закон об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в ДНР

Сборник № 45

  1. Закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств
  2. Закон об адаптивной физической культуре и спорте

Сборник № 46. Гражданский кодекс ДНР

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.