Владисла в фелициа нович ходасе вич

Ходасевич, Владислав Фелицианович (1886-1939), русский поэт, литературный критик, мемуарист. Родился 16 (28) мая 1886 в Москве в семье польского дворянина; его дед по матери перешел из иудаизма в православие, а мать была воспитана ревностной католичкой. Сам он, однако, считал, что наиболее значительная роль в духовном воспитании детских лет принадлежала его кормилице, тульской крестьянке Е.А.Кузиной. Неукорененность в российской почве и вместе с тем ощущение своей чуждости польскому менталитету ("России - пасынок, а Польше - не знаю сам, кто Польше я. ") создали особый психологический комплекс, который ощущался в поэзии Ходасевича с самой ранней поры.

Не окончив Московского университета, где он учился на юридическом, а затем на историко-филологическом факультете, Ходасевич уже в юности ощутил призвание поэта. Дебютировал в 1907 книгой стихов Молодость, которую впоследствии считал крайне незрелой, более снисходительно оценивая второй свой сборник Счастливый домик (1914). К 1906 относится начало систематической деятельности Ходасевича-критика.

В автобиографическом фрагменте Младенчество (1933) Ходасевич придает особое значение тому факту, что "опоздал" к расцвету символизма, тогда как эстетика акмеизма осталась ему далекой, а футуризм был решительно неприемлем. Тем не менее раннее творчество Ходасевича позволяет говорить о том, что он прошел выучку В.Брюсова, который, не признавая поэтических озарений, считал, что поэтическое вдохновение должно жестко контролироваться знанием тайн ремесла, осознанным выбором и безупречным воплощением формы, ритма, рисунка стиха. Одна из главных тем Брюсова - взаимоотношения искусства и жизни, тоже построенной как художественный текст, - находит многочисленные отзвуки у Ходасевича, который, однако, решительно отвергает идею превращения реальных жизненных отношений в феномен искусства, безразличного к этическим оценкам и отвергающего суд морали.

Рано появившиеся у Ходасевича предчувствия ожидающих Россию потрясений побудили его с оптимизмом воспринять октябрьской переворот, однако отрезвление пришло очень быстро. Мысли и переживания, связанные с войной и революцией, отразились в книге стихов Путем зерна (1920, переработанное издание, 1922), где идея умирания ради нового рождения приобретает отчетливый трагический оттенок.

В первые пореволюционные годы Ходасевич вел занятия с молодыми литераторами, входившими в московский Пролеткульт, заведовал московским отделением организованного М.Горьким издательства "Всемирная литература". В начале 1921 переехал в Петроград, получив жилье в "Доме искусств", который стал своего рода коммуной для ученых и писателей, оставшихся в северной столице. Там произошло знакомство с Н.Берберовой, его спутницей в первое эмигрантское десятилетие, начавшееся отъездом в Ригу по командировке, подписанной А.В.Луначарским.

В эмигрантской среде Ходасевич долгое время ощущал себя таким же чужаком, как на оставленной родине. Живя в Берлине, а затем в Сорренто, Ходасевич был главной фигурой "Беседы" - журнала, задуманного Горьким как стоящее над политикой издание, должное восстановить единство русской культуры, расколотой отношением к революции. Прекращение этого издания, которое было запрещено к ввозу в СССР и закрылось из-за отсутствия средств, совпало для Ходасевича с необходимостью либо продлить, либо вернуть свой советский паспорт. В 1925 он уезжает в Париж, сделав окончательный выбор в пользу эмиграции, так как "при большевиках литературная деятельность невозможна".

Ходасевич стал (вместе с М.Алдановым) редактором литературного отдела газеты А.Ф.Керенского "Дни", печатался в "Последних новостях", а с 1927 до конца жизни возглавлял литературный отдел газеты "Возрождение", где еженедельно публиковались его обширные материалы о современной литературе эмиграции и метрополии, а также о русской классике. Как поэт Ходасевич печатается все реже, постепенно уверившись в том, что поэзия, которая вынуждена иметь дело с современной действительностью, лишается творческой силы, тогда как оставаться вне своего времени или над ним она не в состоянии. Решимость "омертвелою душой / В беззвучный ужас погрузиться / И лиру растоптать пятой" далась Ходачевичу ценой большого страдания, но к 1927, когда вышла его итоговая книга Собрание стихов (1927), Ходасевич уже покинул поэзию.

В Берлине вышел переработанный и исправленный сборник Тяжелая лира (1923; петербургское издание 1922 автор считал дефектным), в котором главенствует образ Петербурга эпохи краха всего привычного уклада жизни. Тогда же, в Берлине, были написаны многие стихотворения большого цикла Европейская ночь, который появился в печати как часть Собрания стихов, куда не включены стихи из двух первых сборников Ходасевича.

Тема "сумерков Европы", пережившей крушение цивилизации, создававшейся веками, а вслед за этим - агрессию пошлости и обезличенности, главенствует в поэзии Ходасевича эмигрантского периода. Вместе с тем его обращение к злободневным социальным мотивам, ставшее для многих неожиданным, не заглушает другие лирические сюжеты, непосредственно им соотносимые с поэзией пушкинской плеяды. Среди таких сюжетов особенно важен тот, который сопрягается с неутоленной мечтой об органичном единстве действительности и культуры, с переживанием резкой дисгармонии мира.

Заветы Пушкина остаются для Ходасевича непреложными и в его оценках явлений современной литературы, а также в отстаиваемом им понимании сущности русского классического наследия. Свои взгляды Ходасевич отчетливо сформулировал в споре с Г.Адамовичем относительно ценности литературы как эстетического явления (для него непреложеной) или как "человеческого документа", на чем настаивал оппонент. Ходасевич доказывал, что нет поэзии, если исчезают целостность и единство личности автора, которые находят для себя выражение не в "исповеди", но в сложно и органично построенной системе художественных приемов, которые передают мирочувствование художника. В ходе полемики, ставшей крупным событием литературной жизни Зарубежья в середине 1930-х годов, Ходасевич еще раз напомнил об аксиоматичном для него понимании русской поэзии не только как творчества, но как подвига духа, "единственного дела всей жизни".

К 100-летию со дня гибели Пушкина ожидалась его биография, которую должен был написать Ходасевич, опираясь на свою раннюю работу Поэтическое хозяйство Пушкина (1924). Однако были написаны лишь несколько фрагментов, вошедших в переработанное издание старой книги, которая вышла под заглавием О Пушкине (1937) и строилась на предположении, что стихи Пушкина в конечном счете "почти всегда дают обильный материал для биографии". Та же предпосылка была положена в основу книги Державин (1931), в предисловии к которой сказано, что биографический роман - жанр гибридного типа и оттого бесперспективен, так как биографу "дано изъяснять и освещать, но отнюдь не выдумывать". Строго следуя фактам, Ходасевич стремился показать своего героя и как поэта, и как государственного деятеля, поскольку для Державина поэзия и служба являлись "как бы двумя поприщами единого гражданского подвига": это в своем роде единственный пример единства вдохновения и долга.

За несколько недель до смерти Ходасевича вышла его книга воспоминаний Некрополь (1939), для которой им отредактированы и дополнены мемуарные очерки о ярких личностях Серебряного века (Брюсов, А.Блок, Горький, А.Белый, Н.Гумилев, М.Гершензон и др.), которые появлялись в периодике с 1925. Стараясь не касаться политики, автор показал эпоху, когда "жили в неистовом напряжении, в вечном возбуждении, в обостренности, в лихорадке", и создал точный портрет времени, представшего запутанным "в общую сеть любвей и ненавистей, личных и литературных".

Смерть орловчанки Софьи Мясковской вновь обострила тему ВИЧ-диссидентства в России. Инфицированные, поверив в идею того, что никакой болезни на самом деле нет и это лишь теория заговора, отказываются от лекарств, и умирают. Кроме того, успевают повести за собой огромное количество человек, убеждая их, что антиретровирусную терапию ни в коем случае принимать нельзя, так как врачи ставят на людях опыты и хотят загнать людей в могилу.

Администраторы группы “ВИЧ-диссиденты и их дети” внимательно следят за судьбами тех, кто отрицал существование этой болезни и информируют общественность о таких пациентах.

Сайт Medrussia.org выбрал 12 историй.

Это все из-за курения





Для того чтобы события далее стали понятны – нам придется указать предполагаемую реальную страницу Марины – Анна Клушкина. Последний раз она была в сети 26 февраля 2017 года. А 7 марта 2017 года на её стене появились посты её друзей со словами скорби. Из общения с ними удалось узнать, что в последние месяцы Марина тяжело болела, у неё был гайморит, который на фоне нулевого иммунитета и ослабленного предыдущими болезнями организма осложнился гнойным менингитом. Анна 2 недели находилась в реанимации, а в ночь на 6 марта её не стало. О статусе её ребенка ничего не известно.



Слезы матери не повод начать лечиться

В мае 2013 Юля пишет, что замучил кандидоз, и что врачи настаивают на возобновлении АРВТ, помимо всего Юле назначена профилактика от туберкулёза, что говорит о том, что у девушки ИС явно менее 200 клеток/мкл, то есть стадия СПИД.

6 июня 2014 в группе ВИЧ СПИД – ВЕЛИЧАЙШАЯ МИСТИФИКАЦИЯ XX ВЕКА появился пост на стене диссидентской группы, правда, провисел он там совсем недолго.



Причиной смерти явился, по словам родственников, отек головного мозга. Напомним, что отек головного мозга это не самостоятельное заболевание, а осложнение. Чаще всего черепно-мозговых травм и инфекций. Травмы у Юли не было. 8 мая 2015 получено подтверждение, что причина смерти – менингит, и подозрения о нейроинфекции, осложненной отеком головного мозга, подтвердились.

Менингит/менингоэнцефалит при СПИДе частые осложнения, протекают тяжело и часто скоротечно, что подтверждает и случай Юлии – ушла за 5 дней. Возбудителями у ВИЧ-инфицированных в стадии СПИД наиболее часто становятся герпес-вирусы, туберкулезная палочка, грибы (чаще криптококк), также причиной может быть и бактериальная микрофлора.

Стадию ВИЧ берут с потолка

У Дениса Булдыгина (в соцсетях Александр Королев) была диагностирована ВИЧ-инфекция стадии СПИД, летом 2011 года, и одно из типичных неврологических осложнений СПИДа – прогрессирующая мультифокальная лейкоэнцефалопатия (ПМЛ).





Девушка с бусами

В начале октября 2015 года скончалась Александра Бабруйская, об этом стало известно от ее знакомых. По словам знакомой Александры, у нее был СПИД, как и у ее друга Константина Шалашова.

Весной 2015-го Александра появилась в диссидентской группе “ВИЧ-СПИД – величайшая мистификация XX века” и сообщила, что ее друг находится в больнице (ВИЧ-инфекция+ туберкулез), ему назначили много лекарственных препаратов, но он под “чутким руководством ” Саши их не пьет, ибо незачем – ВИЧ-то, по словам девушки, виртуальный.





Йога и ЗОЖ не спасли

Дмитрий Вербицкий (в соцсетях Дмитрий Шнайдер) умер в марте 2013 года. Примкнул к ВИЧ-диссидентам в 2011-м, к терапии относился отрицательно, скрывал свой ВИЧ положительный статус от врачей.



Пытался восстановить иммунитет “натуральными способами” – полезные продукты, витамин С, море и циклоферон. Советовался все с той же Ольгой Ковех. Имел сеьезные проблемы с легкими.



Кроме того, стало известно, что Дима при жизни занимался йогой… а диссиденты говорят – побольше ЗОЖ, отказ от вредных привычек и плохого питания – и СПИД не страшен.
Вроде бы йога это замечательно, только вот не помогло.

Алексей Новиков был ВИЧ-позитивным в течение многих лет, статус свой не скрывал и публично о нем писал в группе “ВИЧ-СПИД – величайшая мистификация XX века”. Терапию не принимал, так как придерживался ВИЧ-диссидентских взглядов.



Умер 3 апреля 2014 года от пневмонии, о чем сообщила знакомая Алексея. Иммунный статус незадолго до смерти – 2 кл/мкл.





Администраторы считают, что Игорь, будучи ВИЧ+ и долгое время отрицающий ВИЧ, и необходимость терапии, поздно начал лечиться, и именно это стало причиной смерти. А начал он тогда, когда иммунный статус снизился в ноль, развилась стадия СПИД и все сопутствующие ей проблемы. После чего, по их мнению, он и попал в больницу в тяжелом состоянии и там, понимая, что уже на краю и что верил диссидентам зря дал согласие на терапию, однако было уже поздно, так как любое лечение должно быть вовремя.



Второй вариант: согласие давали родственники, потому как сам он по тяжести состояния уже согласие давать не мог, например, находясь на аппарате искусственной вентиляции легких или в коме.

Похоронила двоих сыновей





Из-за отказа от профилактики во время беременности и после родов был инфицирован ВИЧ, а потом умер второй, самый младший сын Софьи – Егор (ему не было и года, умер от интерстициальной пневмоцистной пневмонии). Причем о смерти малыша сообщила все та же Ольга Ковех.



Данил Маркелов родился 17 апреля 2003года от ВИЧ-положительной женщины по имени Полина. Диагноз ВИЧ-инфекции Полине был поставлен во время беременности, выписаны антиретровирусные препараты для профилактики, которые она принимала вплоть до родов. В младенчестве, в течение 1 месяца после рождения мальчик получал профилактику ретровир-сиропом. В октябре 2004 года, в возрасте 1,8 лет Данил был снят с учета, со слов матери, при обследовании диагноз ВИЧ-инфекции не подтвержден.

В больнице был выполнен серологический тест на ВИЧ, в итоге ребенку был установлен диагноз ВИЧ-инфекции в стадии СПИД и начато лечение 4-мя антиретровирусными препаратами. Врачи тяжелое состояние ребенка расценивали как следствие СПИДа. Однако у родителей была своя версия развития событий. По их убеждению главной причиной постановки диагноза ВИЧ-инфекции Дане были данные о наличии “ложного” диагноза ВИЧ-инфекции у Полины, которые челябинским врачам стали известны от врачей Курганского СЦ. А причину тяжелого состояния сына они видели в отравление его “ядом” то есть ВААРТ, именно это по их мнению привело к тяжелому поражения центральной нервной системы и прочим проблемам со здоровьем у Дани.



В конце марта 2014г. Даня попадает в больницу с подозрением на пневмонию, которое, по словам Максима, не подтвердилось, а была всего лишь “легкая респираторная инфекция”. Тем не менее, ребенок находился в реанимации. Родители продолжали отказываться от лечения антиретровирусными препаратами, в последнее время Даня получал паллиативную помощь.



14 июня Данила не стало.



Прокуратура и СК в итоге в возбуждении уголовного дела по ст. 137 УК РФ в отношении администратора группы “ВИЧ-ДИССИДЕНТСТВО В РОССИИ” отказали.То есть вместо того чтобы спасать ребенка, правоохранительные органы занимались тем, что периодически вызывали администратора группы Анара Гасанова для объяснений.

В июне 2016 года Эльмира скончалась от ВИЧ-ассоциированной болезни, то есть от СПИДа.



Позже стало известно, что сын Эльмиры скончался спустя месяц после смерти матери.

Три клетки Людочки

Людмила Дягиль – одна из самых известных ВИЧ-диссидентов заявила о себе в 2013 году.





Людмила скончалась в октябре прошлого года. ВИЧ-диссиденты причиной смерти Люды называют токсическое поражение внутренних органов в результате подорванного в молодости здоровья, курения и приема противотуберкулезных препаратов.




Дочь Марии умерла от СПИД осенью 2017 года. Ей было 10 лет.

Такие стихи способны совершенствовать человеческие души, воспитывать милосердие и сострадание к ближнему.

Имя Владислава Фелициановича Ходасевича (28.05.1886 -14.06.1939) яркого представителя поэта Серебряного века, переводчика, тонкого литературного критика, стало возвращаться к нашему читателю, после перестройки, с именами Николая Гумилёва и Владимира Набокова, Георгия Иванова и Георгия Адамовича.

Он разделил судьбу многих русских интеллигентов, эмигрировал в 1922 году, продолжая плодотворно работать, и окончил свои дни в Париже.

Владислав Ходасевич родился в Москве 28-го мая1886 года, был шестым ребёнком в семье.

Старший брат Михаил (1865-1925) стал известным адвокатом, его дочь Валентина Ходасевич, художник, написала портрет своего дяди Владислава.

Поэт жил в доме брата во время учёбы в университете и в дальнейшем, вплоть до отъезда из России, поддерживал с ним отношения.

Отец Фелициан, из польской обедневшей дворянской семьи, в молодости хотел стать художником, учился в Академии художеств, но мечте не удалось сбыться, стал фотографом, фотографировал даже самого Льва Толстого, позже открыл в Москве магазин фотографических принадлежностей.

Мать Владислава – Софья Яковлевна, была дочерью известного еврейского литератора Якова Брафмана, впоследствии перешедшего в православие.

Сама Софья Яковлевна перешла в католичество, став ревностной католичкой.

Стихи Владислав писал с детства. 16-ти летним гимназистом вошёл в литературные круги, в общении с московскими символистами осознал своё призвание.

В 1905 году Владислав Ходасевич женился на Марине Эрастовне Рындиной. Красивая эффектная блондинка, славилась своими эксцентричностями, в костюме Леды с живым ужом на шее.

Уже в конце 1907 года супруги расстались.

После окончания гимназии, Владислав в 1904 году поступил в Московский университет на юридический факультет. В следующем году перевёлся на филологический.

Учился вплоть до 1910 года, с перерывами, но курса не окончил.

По воспоминаниям современников поэт в эти годы был большим франтом:

В годы гражданской войны поэт работал в театрально-музыкальной секции Моссовета, вёл занятия в Пролеткульте, открыл вместе с П.Муратовым, книжную лавку писателей, заведовал книжной палатой.

В одноимённом заглавном стихотворении, есть такие строки о 1917 годе:

Тридцать три стихотворения, содержащихся в книге, создали 33-и летнему автору репутацию выдающегося поэта.

Владислав Ходасевич знал и поддерживал дружеские отношения с видными писателями и поэтами своего времени:

А.Блок, А.Белый, Н.Гумилёв, О.Мандельштам, А.Ахматова, М.Горький, С.Есенин, В.Маяковский.

В конце 1920 года Владислав Фелицианович переезжает в Петроград, по приглашению Максима Горького, и поселяется в Доме искусств.

В июне 1922 года, вместе со своей знакомой, молодой поэтессой Ниной Берберовой, (1901. Москва – 1993. США), в которую влюбился, Владислав Ходасевич уехал через Литву в Берлин.

К 1925 году Владислав Ходасевич и Нина Берберова осознали, что возвращаться в СССР невозможно.

В марте 1925 года советское посольство в Риме отказало Владиславу Ходасевичу в продлении паспорта, предложив вернуться в Москву. Он отказался, окончательно став эмигрантом.

Владислав Ходасевич жил в Германии, Чехословакии, Италии, даже в Ирландии, пока, наконец, в 1925 году не обосновался в Париже.

С 1925 года и до конца жизни Владислав Фелицианович жил в Париже.

В 1932 году он расстался, с Нины Берберовой, по её инициативе.

В 1933 году он женился на Ольге Марголиной (1890.Петербург – 1942, погибла в Освенциме, в нацистском концлагере), с которой прожил до последних дней своей жизни.

В последний период жизни Владислав Ходасевич переживал глубокий кризис.

Положение поэта в эмиграции было тяжёлым, жил он обособленно.

За три недели до кончины Владиславу Ходасевичу стало совсем плохо, кожные покровы пожелтели, испытывал жесточайшие боли.

Обнаружили камни в печени, давали и ещё диагноз – рак поджелудочной железы.

При операции, в Париже, извлекли из печени два огромных камня, и было видно, что операция безнадёжна, и доводить её до конца, не было смысла.

Делать её надо было 12-15 лет назад.

Перед смертью, не приходя в сознание, стонал.

Внезапно жена Ольга Марголина, племянница писателя Марка Алданова, окликнула его. Он открыл глаза и слегка улыбнулся ей. Через несколько минут всё было кончено.

Умер Владислав Ходасевич 14 июня 1939 года в Париже, после операции, прожив
53 года.

Похоронен в предместье Парижа на кладбище Булонь - Бьянкур.

На похоронах собрался весь эмигрантский литературный Париж.

Сегодня мы видим явственно, через толщу лет, что поэзия Владислава Ходасевича – поэта Серебряного века глубже, подлиннее, трагичнее и человечней, чем казалось его современникам.

Поэтическое наследие Владислава Фелициановича Ходасевича невелико (если сравнивать с такими поэтами Серебряного века, как Бальмонт или И.Северянин), однако каждая из пяти книг - эпоха в истории русской поэзии.

«Из поэтического наследия Владислава Ходасевича.

«Проходит сеятель по ровным бороздам.
Отец его и дед по тем же шли путям.

Сверкает золотом в его руке зерно,
Но в землю чёрную оно упасть должно.

И там, где червь слепой прокладывает ход,
Оно в заветный срок умрёт и прорастёт.

Так и душа моя идёт путём зерна:
Сойдя во мрак, умрёт – и оживёт она.

И ты, моя страна, и ты, её народ,
Умрёшь и оживёшь, пройдя сквозь этот год, -

«Ни жить, ни петь почти не стоит:
В непрочной грубости живём.
Портной тачает, плотник строит:
Швы расползутся, рухнет дом.

И лишь порой сквозь это тленье
Вдруг умилённо слышу я
В нём заключённое биенье
Совсем иного бытия.

«Я рад всему: что город вымок,
Что крыши, пыльные вчера,
Сегодня, ясным шёлком лоснясь,
Свергают струи серебра.

Я рад, что страсть моя иссякла.
Смотрю с улыбкой из окна,
Как быстро ты проходишь мимо
По скользкой улице, одна.

Я рад, что дождь пошёл сильнее
И что, в чужой подъезд зайдя,
Ты опрокинешь зонтик мокрый
И отряхнёшься от дождя.

Я рад, что ты меня забыла,
Что, выйдя из того крыльца,
Ты на окно моё не взглянешь,
Не вскинешь на меня лица.

«От крыши до крыши протянут канат.
Легко и спокойно идёт акробат.

В руках его – палка, он весь – как весы,
А зрители снизу задрали носы.

Направо – старушка глядит из окна,
Налево – гуляка с бокалом вина.

Но небо прозрачно, и прочен канат.
Легко и спокойно идёт акробат.

А если сорвавшись, фигляр упадёт
И, охнув, закрестится лживый народ, -

«Над полями, лесами, болотами,
Над извивами северных рек
Ты проносишься плавными взлётами,
Небожитель – герой – человек.

Напрягаются крылья, как парусы,
На руке костенеет рука,
А кругом – взгромождённые ярусы:
Облака – облака – облака.

И смотря на тебя недоверчиво,
Я качаю слегка головой:
Выше, выше спирали очерчивай,
Но припомни – подумай – постой.

Что тебе до надоблачной ясности?
На земной, материнской груди
Отдохни от высот и опасностей, -
Упади – упади – упади!

«Всю неделю над мелкой поживой
Задыхаться, тощать и дрожать,
По субботам с женой некрасивой
Над бокалом, обнявшись, дремать.

В воскресенье на чахлую траву
Ехать в поезде, плед разложить,
И опять задремать, и забаву
Каждый раз в этом всём находить.

И обратно тащить на квартиру
Этот плед, и жену, и пиджак,
И ни разу по пледу и миру
Кулаком не ударить вот так, -

Биография Ходасевича хорошо известна всем знатокам и любителям литературы. Это популярный отечественный поэт, мемуарист, пушкинист, историк литературы, критик. Оказал большое влияние на российскую литературу в XX веке.

Семья поэта

В биографии Ходасевича важную роль сыграла его семья. Его отца звали Фелициан Иванович, он был выходцем из сильно обедневшей дворянской семьи польского происхождения. Их фамилия была Масла-Ходасевичи, интересно, что сам герой нашей статьи нередко называл своего отца литовцем.

Фелициан был выпускником академии художеств, но все его попытки стать успешным и модным живописцем обернулись неудачей. В результате он выбрал путь фотографа. Трудился в Москве и Туле, среди его знаменитых работ есть фотографии Льва Николаевича Толстого. Заработав денег на первоначальный капитал, открыл в Москве магазин, в котором занялся продажей фотографических принадлежностей. Жизненный пусть своего отца сам поэт подробно изложил в стихотворении "Дактили", отметив, что купцом ему пришлось стать исключительно по нужде, но он никогда не роптал по этому поводу.

Мать Ходасевича, Софья Яковлевна, была дочерью популярного европейского литератора Якова Александровича Брафмана. Она была на 12 лет моложе мужа, при этом умерли они в один год - в 1911-м. Отец Софьи со временем перешел в православие, посвятив остаток свой жизни реформе еврейского быта, подойдя к этому вопросу исключительно с христианских позиций. При этом сама Софья была в детстве отдана в польскую семью, в которой воспитывалась как ревностная католичка.

У Владислава Ходасевича был старший брат по имени Михаил, который стал известным и успешным адвокатом. Известно, что дочь Михаила Валентина стала художницей. Именно она написала знаменитый портрет поэта, который приходился ей дядей. Описывая биографию Владислава Ходасевича, стоит отметить, что поэт во время учебы в университете жил в доме брата, поддерживая с ним дружеские и теплые отношения вплоть до окончательного отъезда из России.

Юность поэта

Ходасевич родился в 1886 году, он появился на свет в Москве. В биографии Владислава Ходасевича особое место заняли учебные заведения, в которых он получил основы знаний. В 1904 году будущий поэт окончил Третью московскую гимназию, отправившись за высшим образованием на юридический факультет Московского университета.


Но, проучившись всего год, он решил отказаться от профессии юриста и перевелся на историко-филологический факультет. С несколькими перерывами он на нем учился до весны 1910 года, но окончить курс так и не смог. Во многом этому помешала бурная литературная жизнь, в центре которой он оказался в то время. В биографии Ходасевича по датам приведены все основные события. Герой нашей статьи в то время посещает так называемые телешовские среды, бывает у Валерия Брюсова, на вечерах у Зайцева, постоянно посещает литературно-художественный кружок. Именно тогда Ходасевич начинает печататься в отечественных газетах и журналах, в частности в "Золотом руне" и "Весах".

Свадьба

Важное событие в биографии Ходасевича - женитьба на эффектной и симпатичной блондинке, как он сам называл ее, Марине Эрастовне Рындиной. Они заключают брак в 1905 году. Окружающие и знакомые семьи отмечали, что супруга поэта всегда отличалась эксцентричным поведением, например могла показаться в гостях в оригинальном костюме Леды с живым ужом на шее.

В биографии поэта Ходасевича этот брак стал ярким, запоминающимся, но непродолжительным эпизодом. Уже в 1907 году он расстался с женой. Сохранились стихи, посвященные Марине Рындиной, большая их часть вошла в книгу под названием "Молодость", которая увидела свет в 1908 году.


Рассказывая о характере и биографии Владислава Фелициановича Ходасевича, в то время многие его знакомые отмечали, что он был большим франтом, например Дону-Аминадо запомнился по студенческому мундиру в пол, копне густых волос, подстриженных на затылке, с нарочито равнодушным и холодным взглядом темных глаз.

Проблемы со здоровьем

В 1910 году наступает непростое время в биографии Ходасевича. Поэт начинает страдать от болезни легких, это становится весомым поводом для его поездки с друзьями в Венецию. Вместе с героем нашей статьи в Италию отправляются Борис Зайцев, Михаил Осоргин, Павел Муратов со своей супругой Евгенией. В Италии физическое состояние Ходасевича усугубляется душевными страданиями. Сначала он переживает любовную драму с Екатериной Муратовой, а в 1911 году смерть обоих родителей с интервалом всего в несколько месяцев.

Спасение герой нашей статьи находит в отношениях с младшей сестрой популярного в то время поэта Георгия Чулкова. С Анной Чулковой-Гренцион, которая была практически его ровесницей, они обвенчались в 1917 году. Такие факты о биографии и семье Ходасевича известны современным исследователям. Поэт, которому посвящена эта статья, воспитал сына Чулковой от первого брака, известного в будущем киноактера Эдгара Гаррика. Известен он ролью Карла XII в киноэпопее Владимира Петрова "Петр Первый" и образом генерала Левицкого в историческом фильме Сергея Васильева "Герои Шипки".

Вторая книга поэта

Даже рассказывая кратко биографию Ходасевича, нужно упомянуть про его вторую книгу стихов "Счастливый домик", которая вышла в свет в 1914 году. За шесть лет, которые прошли с момента выхода первого сборника "Молодость", Ходасевич успел стать профессиональным литератором, который зарабатывал на жизнь переводами, написанием фельетонов и всевозможных рецензий.


Когда началась Первая мировая война, Ходасевич получил "белый билет", по состоянию здоровья он не мог служить в армии, поэтому отправился работать в периодические издания "Утро России", "Русские ведомости", в 1917 году сотрудничал с газетой "Новая жизнь". При этом его по-прежнему донимало здоровье, герой нашей статьи страдал от туберкулеза позвоночника, поэтому был вынужден лето в 1916 и 1917 годах провести в Коктебеле, в доме своего приятеля и тоже известного поэта Максимилиана Волошина.

Годы революции

Немало интересных фактов в биографии Ходасевича. Например, известно, что он с восторгом принял Февральскую революцию, которая состоялась в 1917 году. А после Октябрьской революции поначалу даже согласился сотрудничать с правительством большевиков. Однако быстро пришел к выводу, что при этой власти невозможно вести свободную и независимую литературную деятельность. После этого он решил устраниться от политических вопросов и писать исключительно для себя.

В 1918 году в свет выходит его новая книга "Еврейская антология" которую он пишет в соавторстве с Лейбом Яффеоном. Этот сборник включает в себя произведения молодых еврейских поэтов. Параллельно работает в третейском суде секретарем, ведет теоретические и практические занятия в литературной студии Пролеткульта.

Описывая кратко биографию Ходасевича, нужно упомянуть, что с 1918 года он начинает сотрудничать в театральном отделе Наркомпроса, работает непосредственно в репертуарной секции, затем получает место заведующего московским отделением в издательстве "Всемирная литература", которое было основано Максимом Горьким. Также Ходасевич активно участвует в основании книжной лавки на паях, за прилавком в этом магазинчике по очереди дежурят Муратов, Осоргин, Зайцев и Грифцов.

Переезд в Петроград

В краткой биографии Владислава Ходасевича, которая приведена в этой статье, необходимо отметить его переезд в Петроград, который состоялся в ноябре 1920 года. Поэт был вынужден это сделать из-за появившейся у него острой формы фурункулеза. Заболевание появилось из голода и холода, которые бушевали в стране из-за Гражданской войны.

В Петрограде ему помог Горький, который способствовал получению пайка и двух комнат в писательском общежитии "Дома искусств". Об этом опыте Ходасевич позже напишет очерк под названием "Диск".


В 1920 году выходит его третий поэтический сборник, который, пожалуй, становится самым известным в его карьере. Он называется "Путем зерна". В нем есть одноименное стихотворение, в котором поэт описывает события 1917 года. Популярность Ходасевича после выхода этого сборника только растет. Творчество Ходасевича, биографию которого мы сейчас изучаем, для многих связано со стихами, входящим в этот сборник.

Новые романтические отношения

В самом конце 1921 года Ходасевич встречает поэтессу Нину Берберову, которая оказалась младше его на 15 лет. Он влюбляется в нее и летом 1922 года уезжает вместе с новой музой в Берлин через Ригу. Приблизительно в то же время одновременно в Берлине и Петербурге выходит четвертый сборник стихов Ходасевича под названием "Тяжелая лира". До 1923 года герой нашей статьи живет в Берлине, много общается с Андреем Белым.

Затем некоторое время соседствует с семьей Максима Горького, личность которого сам ценит очень высоко. Интересно, что при этом нелестно отзывается о нем как о писателе. Ходасевич утверждал, что видит в Горьком авторитет, но не считает его гарантом своего даже гипотетического возвращения на родину. Самыми уязвимыми свойствами его характера он считает запутанное отношение к правде и лжи, которое оказало решающее влияние и на его жизнь, и на его творчество.

При этом Ходасевич и Горький вместе плодотворно сотрудничают, несмотря на очевидные расхождения во взглядах. Вместе они редактируют журнал "Беседа" (в этой работе им помогает еще Шкловский), всего выходит шесть номеров этого издания. В нем преимущественно печатаются начинающие советские авторы.


Оценивая творчество Ходасевича, исследователи отмечают, что оно было чрезвычайно конкретным и лаконичным. Таким был и сам поэт в жизни. Герой нашей статьи любил мистификации, постоянно восхищаясь неким "не пишущим литератором". Сам часто применял мистификацию в качестве литературного приема, самостоятельно разоблачая ее спустя какое-то время. Например, как-то написал несколько стихотворений под чужим именем, даже выдумав для этого русского поэта XVIII века Василия Травникова. Ходасевич сам написал все стихи Травникова, а после читал их на литературных вечерах и даже издал исследование о Травникове в 1936 году. Многие восхищались Ходасевичем, который открыл одного из крупнейших поэтов позапрошлого столетия, никто даже не предполагал, что Травникова в действительности просто не существует.

Жизнь в эмиграции

Говоря кратко о биографии и творчестве Ходасевича, нужно упомянуть, что окончательно он понимает, что в СССР возвращаться невозможно в 1925 году. При этом герой нашей статьи еще некоторое время продолжает публиковаться в советской периодической печати, он пишет фельетоны и статьи о деятельности ГПУ за границей. После выхода нескольких громких заметок на эту тему советские власти обвиняют его в "белогвардейщине".

Доходит до того, что весной 1925 года советское посольство в Риме отказывается продлить паспорт Ходасевича, предложив для этого ему вернуться в Москву. Поэт отказывается, окончательно обрывая все связи со страной.

В тот же год происходит еще одно важное событие в биографии русского поэта Ходасевича - вместе с Берберовой он переезжает в Париж. Герой нашей статьи активно печатается в эмигрантских газетах "Последние новости" и "Дни". Правда, из последнего издания уходит, послушавшись советов Павла Милюкова. В начале 1927 года Ходасевич возглавляет литературный отдел газеты "Возрождение". В том же году он выпускает "Собрание стихов", в которое включает новый цикл под названием "Европейская ночь".


После этого Ходасевич практически полностью перестает писать стихи, посвящая большую часть своего времени критическим исследованиям. В результате он становится одним из ведущих критиков литературы в русском зарубежье. В частности, ведет полемику с Георгием Ивановым и Георгием Адамовичем, дискутируя с ними о задачах русской литературы в эмиграции, а также в целом о назначении поэзии и кризисе, в котором она оказалась.

Публикуется совместно со своей супругой Берберовой. Они издают обзоры советской литературы, подписываясь псевдонимом Гулливер. Ходасевич и Берберова открыто поддерживают поэтический коллектив "Перекресток", одними из первых начинают высоко отзываться о творчестве Владимира Набокова, который позже становится их близким другом.

Мемуары Ходасевича

В 1928 году Ходасевич начинает писать собственные мемуары, которые входят в книгу "Некрополь. Воспоминания", она увидела свет в 1939 году. В них он подробно рассказывает о знакомстве и отношениях с Белым, Брюсовым, Гумилевым, Есениным, Горьким, Сологубом, молодым поэтом Муни, с которым в юности они были друзьями.

Также Ходасевич пишет биографическую книгу "Державин". Он хорошо известен как крупный и скрупулезный исследователь творчества Пушкина. Герой нашей статьи, закончив работу над биографией Державина, планировал составить жизнеописание и "солнца русской поэзии", но этого сделать ему не позволило резко ухудшившееся здоровье. В 1932 году он пишет в письме Берберовой, что на этой работе он ставит крест, как и на стихах, понимая, что больше у него в жизни ничего не остается. В апреле 1932 году они расстаются.


На следующий год Ходасевич женится в очередной раз. Его новая избранница - Ольга Борисовна Марголина. Она на четыре года младше мужа, родом из Санкт-Петербурга. С новой женой поэт живет в эмиграции. Его положение трудное и тяжелое, он мало общается с соотечественниками, держится обособленно. В июне 1939 года Ходасевич умирает в Париже после очередной операции, которая должна была поддержать его здоровье. Его похоронили неподалеку от французской столицы, на кладбище Булонь-Биянкур, ему было 53 года.

Его последняя супруга Ольга Марголина не намного пережила мужа. Во время Второй мировой войны она оказалась в немецком плену. В 1942 году погибла в концентрационном лагере в Освенциме.

Нина Берберова, с которой они прожили долгую совместную жизнь, в 1936 году заключила официальный брак с живописцем Николаем Макеевым, с Ходасевичем у нее остались дружеские отношения вплоть до самой его смерти. Войну перенесла в оккупированном немцами Париже, в 1947 году развелась. В 1954 году уже в США вышла замуж за известного музыкального педагога и пианиста Георгия Кочевицкого, через пять лет сумела получить американское гражданство.

В 80-х развелась и с Кочевицким, а в 1989 году даже приехала в Советский Союз в возрасте 88 лет. В 1993 году скончалась в Филадельфии.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.