Вич инфицированный воспитатель не может работать в саду

В обществе люди с ВИЧ-положительным статусом до сих пор вызывают недоверие и опасения. При этом люди также хотят устроиться на работу и приносить пользу. Ведь вирус мог быть приобретен не только через половой контакт или шприц. Однако, инфицированные люди в некотором смысле ограничены в профессиональном плане. Они не могут полностью реализовать свой потенциал.

Что говорит закон об ограничении трудоустройства ВИЧ инфицированных

Существует ряд профессий, при которых обязателен медицинский осмотр и допуск от терапевта. Перечень специальностей утвержден Правительством Российской Федерации. Представители некоторых видов деятельности ежегодно проходят медицинский осмотр. Утаить статус при реализации одного из видов деятельности не представится возможным. Трудоустройство инфицированного претендента будет невозможен только на определенные должности.

Чтобы отстоять свое право на труд любой соискатель имеет право обратиться в суд. При отсутствии дополнительных требований претендент на должность не обязан сообщать своему работодателю о своем ВИЧ-статусе. Соответственно руководитель не может требовать результаты анализов для ознакомления. Бывают случаи, при которых сотрудники коллектива узнают об инфицировании сотрудника. Возникают недопонимания. У сотрудника возникают конфликтные ситуации, что сказывается на его работоспособности и самооценке. Не обладая достоверной информацией коллеги, могут отказаться взаимодействовать с работником, мотивируя это источником распространения инфекции. Это миф.

Успешно реализовывать трудовую деятельность могут люди со СПИДом.

Как и любому сотруднику, человеку с положительным статусом необходимо будет пройти медкомиссию. Медицинские работники не имеют права сообщать на работу об обнаружении инфекции. Если результаты анализы положительные, то могут сообщить лишь в поликлинику по месту прописки. Сохранение врачебной тайны в России никто не отменял.

Даже если работодатель узнал о заражении сотрудника, то он не вправе его уволить. В этом отношении законодательство размыто. Однако статьи, которая предполагает отстранение работника с ВИЧ-положительным статусом, нет. Работники с ВИЧ имеют права равные со здоровыми сотрудниками. Обратная сторона коллективного поведения, когда человека с положительным статусом вынуждают уволиться. Часто статусные лица подвержены психологическому давлению. При растущей напряженности в коллективе человеку придется сменить рабочее место. Это поможет сохранить его психическое здоровье и адекватную самооценку.

Где запрещено работать ВИЧ носителям

Список профессий, где запрещено работать ВИЧ инфицированным зафиксирован в законодательном акте. Перечень профессий согласован на государственном уровне:

  • врачи и медицинские сестры;
  • сотрудники, чья деятельность связана с забором и переливанием крови и жидких биоматериалов;
  • претенденты, которые хотят попасть на службу в МВД и Вооруженные силы, а также в военную или гражданскую авиацию;
  • специалисты, которые разрабатывают и изготовляют иммунные препараты.

Вакансии для инфицированных лиц не отмечены какими-либо льготами или привилегиями. Охотно берут на работу в качестве консультантов при СПИД-центрах людей, которые могут рассказать о болезни от первого лица. Особенно эффективна их помощь на этапе консультирования тех, кто только узнал о своем статусе или их родственников.

В указанном Перечне требования к соискателю четко и подробно прописаны. Прохождение медицинского осмотра предусмотрено законодательством минимум один раз в год. Медицинские работники по причине особенностей профессии постоянно подвержены опасности заражения различными инфекциями, в том числе и ВИЧ.

Блиц Вопрос-Ответ по часто задаваемым вопросам на тему трудоустройства ВИЧ носителей

Профессия врача входит в Перечень, который был обозначен в Постановлении Правительства от 13 октября 1995 г. № 1017. Однако, при заражении ВИЧ в ходе выполнения своих должностных обязанностей, инфицированного врача уволить не могут. Руководство учреждения здравоохранения обязано сообщить о таком факте в вышестоящую инстанцию. Если на этапе приема на работу подтверждается инфицирование, то руководитель на законных основаниях может отказать претенденту. У человека с положительным статусом может возникнуть вопрос: можно ли работать патологоанатомом с ВИЧ-инфекцией. Исходя из определения, патологоанатом – врач. Профессия врача занесена в указанный Перечень. Значит, при вакантной должности человеку, имеющему положительный статус, откажут в приеме на работу на законных основаниях.

Ответ неоднозначный. Если деятельность сотрудника напрямую связана с расфасовкой продуктов или их приготовлением, то такой работник должен быть отстранен от деятельности. А соискателю отказано на законных основаниях. При этом быть продавцом бытовых товаров или одежды законодательством не запрещено.

На законодательном уровне трудиться в системе дошкольного образования не запрещено. Запрет касается только работников кухни. Они не допускаются к труду в дошкольном учреждении, который предполагает прямой контакт с пищевыми продуктами. При общении с детьми и взрослыми инфекция не передается. Требование обязательного медицинского обследования при приеме на работу остается актуальным и для претендентов с ВИЧ. Отказ от прохождения медицинского осмотра может послужить поводом для отстранения от выполняемых обязанностей.


ВИЧ-инфицированная женщина стала изгоем для неподготовленного общества

В середине июня в одном из детских садов города раз­разился скандал: возмущались ро­дители детей од­ного из детских садов города. Оказалось, что в их саду работает необыч­ная няня – женщина со ста­тусом ВИЧ.

Кто-то из родителей, ви­димо, знал, что эта женщина инфицирована, и был силь­но удивлен, когда встретил ее в дошкольном учрежде­нии.

– А что если ребенок упа­дет, будет ранка, и у няни случайным образом будет рана, ВИЧ через кровь может попасть от няни к ребенку. Для нас это ненормально! – наперебой говорили ро­дители. Они требовали по­содействовать, чтобы няню уволили из садика.

Вначале они обратились к заведующей детского сада, которая, с их слов, не пове­рила услышанному: запи­сей в санитарной книжке о страшном заболевании у помощника воспитателя не значилось. Тогда родители обратились в администра­цию с просьбой разобраться, но и там получили отказ, так как увольнение женщины со статусом ВИЧ будет дискри­минацией.

Ежедневный контакт няни с детьми не давал ро­дителям покоя. Они привели к заведующей свидетелей, которые подтвердили, что у женщины имеется статус ВИЧ. К тому моменту жен­щина проработала в детском саду уже четыре месяца. Ре­зультатом этих походов по кабинетам стало ее увольне­ние.

Заведующая детским са­дом не подтвердила редак­ции газеты информацию о том, что случай такой у них был, тем не менее, история заставляет серьезно заду­маться о том, как поступать в подобных ситуациях.

Можно ли спокойно от­носиться к тому, что ваш ре­бенок посещает дошкольное или школьное учреждение, где есть ВИЧ-инфицирован­ные люди? Ежедневно мы пользуемся общественным транспортом, покупаем то­вары в магазинах, прихо­дим на прием к врачу – об­щественных мест много. И знать о том, что вас обслужи­вает либо с вами рядом на­ходится ВИЧ-инфицирован­ный, невозможно. Об этом не рассказывают на каждом углу, о положительном стату­се порой не знают даже близ­кие люди больного человека, это его тайна. И раскрывать он ее никому не обязан. Он должен лишь помнить, что за угрозу заражения или за­ражение ВИЧ-инфекцией другого лица, несет уголов­ную ответственность.


– Нет никакой гарантии того, что родители, которые водят своих детей в детский сад, тоже не больны ВИЧ

Заведующая инфекцион­ным отделением ЦГБ Мари­на Бочкарева была удивле­на услышанной историей. Уже больше 15 лет она рабо­тает с ВИЧ-инфицированны­ми пациентами, и чересчур негативное отношение насе­ления к этим людям для нее кажется неоправданным.

– Марина Геннадьевна, считаете ли вы, что в этой истории в детском саду есть дискриминация?

– По Конституции жен­щина имеет право трудиться там, где она нашла работу, и наличие заболевания не яв­ляется причиной для отказа или противопоказанием. За­конодательство надо знать всем руководителям. Рабо­тодателям, принимая подоб­ных сотрудников, следует предоставить такое рабочее место, чтобы было удобно всем. Люди, знающие о сво­ей инфекции, информирова­ны об уголовной ответствен­ности, если будут заражать других, а значит, аккуратно будут себя вести. К счастью, бытового пути заражения еще не описано, поэтому женщина может работать там, куда сможет устроиться. К тому же нет гарантии того, что родители, которые водят своих детей в детский сад, тоже не больны ВИЧ. Ведь так?

– Уверена, что у боль­шинства родителей но­вость о ВИЧ-инфициро­ванной няне вызывает следующую картину: раз­битая тарелка в группе, порезы на руках у няни, зараженная кровь попада­ет к детям…

– Надо быть грамот­ным! Прочитайте, что такое ВИЧ-инфекция, Интернет пестрит всем! Даже если она посуду разбила и кровь по­пала в еду, ребенок не зараз­ится. Ну нет такого, понима­ете? Разбила она эту посуду, осколками ведь кормить де­тей не будет. О каком кон­такте идет речь? Родителям следовало подойти к заведу­ющей и уточнить, как обере­гаются дети, когда работает эта няня.

– Как бы вы поступили в подобной ситуации как мама?

– Может быть, я бы не подходила к заведующей. Работает няня, и пусть рабо­тает. Если бы возникла заба­стовка, то объяснила бы ро­дителям, что опасности нет, а заведующей посоветовала бы переместить сотрудницу в другое рабочее место. Мои пациенты работают в ЦГБ, и никто их стороной не обхо­дит, другие сотрудники обе­дают вместе с ними.

– Может ли человек не сообщать о своем заболе­вании и хранить это в тай­не?

– Наказания за сокрытие нет. Человек мог просто при­йти и сообщить заведующей о заболевании, в тоже время у нее не будет гарантий, что она будет защищена. Заведу­ющей надо было поступить мудро: принять женщину на работу, так как нет осно­ваний для отказа, а затем просто передвинуть ее с ма­лышковой группы на работу в общественных местах, не связанную с непосредствен­ным контактом с детьми.

– Сегодня это заболева­ние излечимо?

– Нет, конечно. Это на всю жизнь, абсолютно смер­тельно. Смерть – это послед­ствие заболевания, которую мы отсрочиваем. Терапией мы продлеваем жизнь, и возможно, надолго. Правда, у нас нет еще такого опыта, чтобы человек принимал терапию на протяжении 30-40 лет, так как в городе эта инфекция фигурирует всего 15 лет. Те, кто получает те­рапию, живут и, слава богу, не собираются умирать. Если терапию бросят, есте­ственно, вирус будет разрас­таться.

– Когда впервые был выявлен случай заболева­ния ВИЧ в Качканаре?

– В 1995 году я впервые поставила диагноз ВИЧ-ин­фекция наркоману, но у нас тогда не было анализов для подтверждения, хотя клини­чески у него была пневмо­цистная пневмония, от кото­рой он и погиб. Этот случай был не подтвержден. В 1999-2000 годах в Верхней Салде произошла вспышка ВИЧ среди наркоманов, с того времени стали открываться лаборатории, анализы от­правляли в Екатеринбург. Появились инфицирован­ные люди и у нас. В 2000 году в Качканаре родился первый ВИЧ-инфицированный ре­бенок.

– Сколько людей со ста­тусом ВИЧ состоят на уче­те в Качканаре сегодня?

– Уже более 550 человек. Цифры растут, но имейте в виду, что из этого количе­ства часть умирает и часть прирастает.

– Сколько из них детей?

– Тоже много. В дан­ное время на учете 10 де­тей и, слава богу, их коли-чество не растет. Последний раз ребенок с ВИЧ-инфекци­ей, родившийся от ВИЧ-ин­фицированной мамы, поя­вился пять лет назад.

– Как наблюдаются люди, у которых есть ста­тус ВИЧ?

– Обязательно осмот­ры, анализы, лечение, хи­миопрофилактика. Дети, рожденные от ВИЧ-инфи­цированных матерей, кото­рые во время беременности были химиопрофилактиро­ваны, у нас здоровы. У нас их много – 147 человек, из них на учете осталось 36 человек. Остальные сняты по истече­нии срока наблюдения и от­рицательным результатам. В дальнейшем они не наблю­даются, так как здоровы.

– Есть ли ограничения для таких людей при тру­доустройстве?

– Если у ВИЧ-инфициро­ванного нет инвалидности, он работает на общих осно­ваниях, сокращенного рабо­чего дня нет. Единственное, ограничения могут быть, например, у оперирующих хирургов-гинекологов. И то законом это не определено. Я думаю, что и сам доктор не согласится работать в та­ком напряженном режиме, морально это будет тяжело. Честно говоря, с подобным еще не сталкивались. К тому же, когда-то государство определило, что если у боль­ного столько-то клеток, то ему дают инвалидность. За­кон этот не отменили и боль­ные требуют инвалидность, а работать-то они в принципе могут. А кто вообще никогда не работал, тот стремится получить инвалидность.

– Тяжело сообщать лю­дям об их диагнозе?

– Диагноз о ВИЧ-инфек­ции может сообщить чело­веку и тот доктор, который проводил обследование, потому как проводится до­тестовое консультирование. Затем он направляет паци­ента к инфекционисту. Ко­нечно, в основном, диагноз сообщаю я. Реакция людей разная: кто-то расстраивает­ся, кто-то бурно реагирует, у кого-то начинается депрес­сия, некоторые не берут во внимание и вообще не по­нимают, какой у них диагноз и с чем его едят. Приятности в таком моменте нет, это точно. Это всегда крайне тя­жело для меня и сравнимо с вынесением смертного при­говора.

– И химиопрофилакти­ка, и терапия проводятся бесплатно. Требуется три препарата на месяц, один из которых стоит порядка трех тысяч. Конечно, государству такие пациенты обходятся очень дорого. В аптеке эти лекарства не продаются.

– Потребность лекар­ствами обеспечена?

– Обеспечена. Раньше были импортные препара­ты, а сейчас отечественные. Скажу, что импортные каче­ством получше.

– Как вы считаете, обе­спечивает ли государство таких граждан социально: например, рабочими ме­стами, детскими садами, и нужно ли это?

– Нет, все сложили на вра­чей. Честно говоря, если бы население было грамотным, то распространение можно было бы прекратить. Драть­ся и кусаться для малень­ких детей – это нормальная жизнь, и уследить одной воспитательнице за 25 малыша­ми нелегко. Полуторагодо­валым детям объяснить это сложно. Наверное, мамам детей с инфекцией было бы спокойней, если бы суще­ствовали отдельные садики, группы.

Хотя, с другой стороны, если создать детский сад для ВИЧ-инфицированных де­тей, об этом все будут знать и на таких детей показывать пальцем. Из-за безграмот­ности населения на детях бу­дет клеймо.

– ВИЧ – это болезнь со­циально неблагополучных людей?

– Болеют и социально благополучные люди. Я не скажу, что кого-то больше, наверное, напополам. Есть люди с высшим образова­нием, нормальной семьей, но они тоже могут быть ин­фицированы. Другое дело, что у социально адаптиро­ванных мам дети здоровы, так как они понимают цель, задачи и эффект профилак­тики. Маме-наркоманке или алкоголичке объяснить, что профилактика спасет ее ре­бенка от заражения, сложно. Она может не пить таблетки во время беременности.

– Как людям правильно реагировать, если они уз­нают, что в их окружении есть ВИЧ-инфицирован­ные?

– Прежде чем реагировать так, как в подобной ситуа­ции, надо поинтересоваться, что же такое ВИЧ-инфек­ция. Если женщину уволили по этому признаку, она мо­жет обратиться в суд и вы­играет его. Руководителям надо грамотно себя вести: правильно организовы­вать рабочие места внутри коллектива. Обычно, когда такие люди устраиваются на работу, они обозначают свой статус. Вирус находит­ся в крови, он не порхает по воздуху. У зараженных лю­дей опасна кровь, сперма и вагинальный секрет. Ведите здоровый образ жизни и не имейте случайных половых контактов. Когда население будет грамотным, клейма у людей не будет!

    li" data-url="/api/sort/PersonaCategory/list_order" >
  • Рубрика для педагогов (2)
  • Для вас родители (4)


ВИЧ-инфицированный ребенок в детском учреждении

Содержание

  1. СПИД безжалостен. А мы?
  2. Состояние здоровья – единственный критерий определения места

и формы обучения ВИЧ-положительного ребенка

  1. Право родителей на сохранение тайны диагноза ребенка
  2. Правило соблюдения конфиденциальности
  3. Требование соблюдать универсальные меры профилактики
  4. Если о ВИЧ-инфекции у ребенка стало известно в образовательном учреждении
  5. Если о ВИЧ-положительном статусе ребенка узнали родители детей,

посещающих данное образовательное учреждение

Не дай нам Бог когда-то заболеть

Болезнью жуткою, ужасною, смертельной.

Чтобы покрывшись испариной не лежать

В больничном боксе и молить прощенья.

Не потрясать костлявою рукой,

Крича о том, что жизнь мгновенна.

Не вспоминать цветущие года,

Заглядывая в зеркало сомненья.

Борьба со СПИДом — страшная борьба.

В ней человечество сражается с собою.

Пусть зло болезни сгинет навсегда.

Хотя бы деток пусть обходит стороною.

Уже десятки миллионов людей всего мира живут с ВИЧ, их окружают сотни миллионов родных и близких. Число людей, затронутых эпидемией, растет год от года.

  1. СПИД БЕЗЖАЛОСТЕН. А МЫ?

Важной психологической проблемой, с которой приходится сталкиваться ВИЧ-инфицированным, является социальная изоляция. Больных увольняют с работы, от них отказываются родственники и друзья. По этим причинам больные начинают чувствовать себя изгоями современного общества.

Особенно тяжело страдают дети, которых в ряде случаев исключают из школы, лишают возможности посещать общий детский сад и общаться с другими детьми (поэтому в некоторых городах с высоким уровнем заболеваемости ВИЧ-инфекцией, например в Калининграде, созданы детсады, которые посещают только дети с установленным диагнозом).

Как и в большинстве стран мира, в России люди, живущие с ВИЧ, вынуждены скрывать свой диагноз от окружающих, соседей, коллег по работе, друзей, в том числе и от самых близких людей. Опасаясь разглашения ВИЧ-положительного статуса ребенка, родители нередко предпочитают не отдавать его в детский сад, сами ограничивают общение ребенка со сверстниками, что, безусловно, негативно отражается на его развитии и социализации.

Чтобы не допустить ограничения прав детей, живущих с ВИЧ-инфекцией, на получение образования, во многих странах в 1990-х годах были разработаны и приняты специальные законодательные акты, а также положения, регламентирующие порядок приема и обучения ВИЧ-положительных детей в дошкольных учреждениях и в общеобразовательных школах.

Положение об обучении ВИЧ-инфицированных детей основывается:

  • на праве родителей не разглашать свой диагноз и диагноз ребенка при зачислении его в образовательное учреждение;
  • на правиле соблюдения персоналом учебного заведения конфиденциальности, то есть неразглашения сведений о состоянии здоровья ребенка, полученных от родителей или ставших известными другим путем;
  • на требовании соблюдать основные гигиенические правила и универсальные меры профилактики.

Принятие таких положений и проведение масштабной просветительской работы среди руководителей, воспитателей и преподавателей образовательных учреждений дало многим тысячам ВИЧ-положительных детей возможность ходить в детский сад, учиться в школе вместе со сверстниками, получать достойное образование. Возникшие в некоторых странах, в частности, в Швеции, в начале 1980-х годов (когда ВИЧ был только что открыт и ученые еще многого о нем не знали) специальные группы дневного пребывания детей и детские клубы-кружки для ВИЧ-положительных дошкольников были в скором времени расформированы за полной ненадобностью.

Сегодня в большинстве стран мира дети, живущие с ВИЧ, ходят в обычные детские сады, учатся в обычных школах, отдыхают вместе с остальными детьми на обычных курортах и в летних лагерях.

За годы распространения эпидемии ВИЧ-инфекции нигде в мире, в том числе и в России, не было зарегистрировано ни одного случая передачи вируса от одного ребенка другому в условиях детского сада или школы.

ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ

Российские законы гарантируют ВИЧ-положительным взрослым и детям те же права, что и всем остальным гражданам Российской Федерации, без всяких ограничений. Право ВИЧ-положительных детей на обучение и воспитание реализуется в рамках действующего законодательства, согласно которому ВИЧ-положительный ребенок должен быть принят в любое учебное заведение на общих основаниях. Наличие ВИЧ-инфекции у ребенка не может служить основанием для отказа в приеме его в дошкольное учреждение или начальную школу, равно как и исключения из них.

2.СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ – ЕДИНСТВЕННЫЙ КРИТЕРИЙ ОПРЕДЕЛЕНИЯ МЕСТА И ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ ВИЧ-ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО РЕБЕНКА

Вопрос о посещении ребенком детского сада или общеобразовательной школы решают его родители вместе с врачом, который наблюдает ребенка. С учетом общего состояния здоровья, уровня психомоторного, речевого и физического развития ребенка определяется оптимальная форма его обучения в раннем, дошкольном и школьном возрасте.

При удовлетворительном состоянии здоровья ВИЧ-положительные дети могут посещать обычные образовательные учреждения, детские кружки, спортивные секции на общих основаниях, так как они не представляют инфекционной опасности ни для других детей, ни для персонала образовательного учреждения.

Если по состоянию здоровья ВИЧ-положительному ребенку трудно посещать школу, то родители ребенка вместе с лечащим врачом и специалистами органа управления образованием решают вопрос о его временном или постоянном надомном обучении. В таких случаях также возможен перевод ребенка в учебное заведение санаторного типа.

3.ПРАВО РОДИТЕЛЕЙ НА СОХРАНЕНИЕ ТАЙНЫ ДИАГНОЗА РЕБЕНКА

При поступлении в дошкольные образовательные заведения или школу от родителей не требуется сообщать диагноз ребенка администрации образовательного учреждения. Ни одно официальное лицо (включая директора образовательного учреждения, руководителя районного или городского отдела образования, воспитателей и педагогов и т.д.) не имеет права требовать от родителей справки о наличии или отсутствии у ребенка ВИЧ-инфекции или принуждать родителей к объявлению диагноза ребенка.

Информирование руководителя и персонала учебного заведения о наличии у ребенка ВИЧ-инфекции возможно только в добровольном порядке.

Родители могут сообщить персоналу образовательного учреждения диагноз ребенка, например, в том случае, когда ребенку назначены АРВ-препараты и их прием приходится на время пребывания ребенка в детском саду или школе.

Естественно, это произойдет, только если родители будут доверять воспитателю, медсестре или учителю, находить у них понимание и сочувствие и, самое главное, будут уверены, что объявление диагноза не повлечет за собой негативного отношения к ребенку или к ним самим, а информация о ВИЧ-положительном статусе ребенка сохранится в тайне от остальных сотрудников, детей и их родителей.

4.ПРАВИЛО СОБЛЮДЕНИЯ КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ

Медицинские и другие работники образовательных учреждений, которым стало известно о ВИЧ-положительном статусе ребенка, несут дисциплинарную, административную, а в некоторых случаях – и уголовную ответ ственность за разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, к которой относится диагноз ребенка и его родителей.

Если работнику образовательного учреждения стало известно о наличии у конкретного ученика ВИЧ-инфекции или о том, что в школе есть ВИЧ-положительный ученик, ему не следует сообщать об этом остальным воспитателям, учителям или родителям – разглашение таких сведений преследуется по закону.

5.ТРЕБОВАНИЕ СОБЛЮДАТЬ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ МЕРЫ ПРОФИЛАКТИКИ

Сегодня ВИЧ-инфекция может коснуться каждого. Люди могут годами жить с вирусом и не подозревать о его наличии из-за отсутствия у них каких-либо признаков заболевания. Для того чтобы предотвратить возможность инфицирования ВИЧ, гепатитами, другими инфекциями, передаваемыми через кровь, всем необходимо соблюдать простые меры профилактики.

Соблюдать эти меры нужно всегда, везде (в учебном и медицинском учреждении, на работе и на отдыхе) и в отношении всех без исключения людей, поэтому они называются универсальными.

Требование соблюдать универсальные меры профилактики в дошкольных и общеобразовательных учреждениях связано с профилактикой не только ВИЧ-инфекции, но и любых инфекционных заболеваний, передающихся через кровь.

Универсальные меры профилактики должны соблюдаться в любом дошкольном учреждении и школе независимо от того, обнаружена ли у кого-то из учеников или сотрудников ВИЧ-инфекция или другое инфекционное заболевание.

Руководители образовательных учреждений должны обеспечить не только знание персоналом универсальных мер профилактики, но и их ежедневное соблюдение, для чего в учреждении должен быть постоянно пополняемый запас дезинфицирующих средств, медицинских перчаток, одноразовых медицинских инструментов, средств для оказания первой помощи.

С универсальными мерами профилактики при оказании первой помощи, в том числе самим себе, должны быть ознакомлены также воспитанники и ученики образовательного учреждения в объеме и форме, которые доступны пониманию в их возрасте. Воспитатели и учителя должны научить детей правилам оказания первой помощи при травмах и соблюдению универсальных мер профилактики.

6.ЕСЛИ О ВИЧ-ИНФЕКЦИИ У РЕБЕНКА СТАЛО ИЗВЕСТНО В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Если о наличии ВИЧ-инфекции у ребенка или у его родителей никому в школе или детском саду не известно и сам ребенок об этом не знает, то проблем, связанных с этой стороной его жизни, в учебном заведении, как правило, и не возникает.

Однако рано или поздно родители расскажут ребенку о том, что у него или у них самих ВИЧ-инфекция. Может случиться и так, что ребенок сам догадается или узнает от других о своем заболевании – ведь его регулярно приводят в СПИДцентр или к врачу-инфекционисту на обследование, он смотрит телевизор, слышит разговоры взрослых. Когда ребенок уже знает о том, что у него или у его родителей ВИЧ-инфекция, как правило, родители просят его хранить это в тайне, но очень беспокоятся, сможет ли он это сделать.

Необходимость сохранения тайны и постоянный страх, что она будет раскрыта, могут отрицательно сказаться на психическом и физическом здоровье ребенка. Он может замкнуться в себе, перестать дружить с детьми, стать нервозным, капризным. Тем не менее страх общественного осуждения, требования забрать ребенка из детского сада или школы вынуждают большинство ВИЧ-положительных родителей тщательно скрывать свой диагноз и диагноз ребенка.

Если о диагнозе ребенка сообщили родители

Медсестре, воспитателю, классному руководителю, заведующей детсадом или завучу школы, которым родители сообщили о диагнозе ребенка, важно помнить, что без согласия родителей они не имеют права говорить об этом другим сотрудникам образовательного учреждения, а также родителям других детей и что они несут ответственность за разглашение этих сведений третьим лицам.

Задача заведующей детским садом или завуча начальной школы – определить ребенка в группу или класс к чуткому и внимательному воспитателю или классному руководителю, с которым впоследствии родителям будет легче установить доверительные отношения.

Сотрудник образовательного учреждения, который знает о ВИЧ-положительном статусе ребенка, должен помогать родителям и ребенку адаптироваться к детскому коллективу, успешно учиться, преодолевать проблемы, вызванные состоянием здоровья ребенка, не поддаваться депрессии и негативным переживаниям, связанным с диагнозом, с необходимостью принимать лекарства и хранить в тайне от всех остальных диагноз или с плохим самочувствием.

Профессионально зрелый, чуткий и грамотный воспитатель или педагог может и должен стать партнером родителей в борьбе за здоровье и психологическое благополучие ребенка.

Если о своем диагнозе рассказал сам ребенок

Возможно, что ребенок сам расскажет воспитателю или учителю о своей болезни. Он может назвать свое заболевание или просто сказать, что болен, что ежедневно принимает лекарства, что больна его мама или отец.

В этом случае ребенка надо заверить в том, что взрослый, которому он доверился (воспитатель или учитель), ему друг, готов ему помогать и поддерживать его и никому не расскажет о том, что стало ему известно. Педагог должен предложить ребенку обязательно рассказать родителям о том, что он сообщил учителю или воспитателю о своем заболевании, и попросить ребенка пригласить родителей для беседы.

В ходе этой беседы педагогу вместе с родителями ребенка необходимо выработать тактику дальнейшего сохранения диагноза ребенка в тайне или, если есть необходимость, – процедуру раскрытия диагноза, выяснить, какую помощь он может оказать для поддержания в хорошей форме физического и психоэмоционального здоровья ребенка. Очень полезной в данном случае может оказаться помощь школьного психолога – при условии, что родители ВИЧ-положительного ребенка согласятся принять ее, а психолог владеет достаточной и достоверной информацией по проблеме.

Если известно, что, возможно, кто-то из детей, посещающих образовательное учреждение, инфицирован ВИЧ

Подобные расспросы не только незаконны, но могут поставить родителей ВИЧ-положительного ребенка в неловкое положение, спровоцировать нежелательное раскрытие диагноза, что может привести к негативным последствиям как для самого ребенка и его родителей, так и для излишне любопытного работника образования.

В этой ситуации, чтобы развеять мифы, устранить искаженные представления и предрассудки, рекомендуется провести информационно-просветительскую работу по вопросам профилактики передачи ВИЧ и вирусных гепатитов как среди учеников, так и среди учителей, а также организовать уроки толерантности.

Если стало известно о ВИЧ-положительном статусе конкретного ребенка или сотрудника образовательного учреждения

Чаще всего, особенно в небольших городах, работники образования будут сталкиваться с ситуацией, когда о том, что у ребенка, его родителей или какого-либо сотрудника образовательного учреждения есть ВИЧ-инфекция, сообщат не родители или сам ребенок, а посторонние – соседи, знакомые, медицинские работники.

Если велика вероятность того, что эти слухи будут распространяться и дальше, целесообразно побеседовать с родителями ребенка, объяснить им ситуацию и, не задавая прямого вопроса о том, действительно ли ребенок или сами родители ВИЧ-положительные, предложить помощь и совместно выработать тактику дальнейшего поведения.

Как и в предыдущих случаях, рекомендуется провести в образовательном учреждении занятия по вопросам профилактики передачи ВИЧ и вирусных гепатитов и организовать уроки толерантности.

7.ЕСЛИ О ВИЧ-ПОЛОЖИТЕЛЬНОМ СТАТУСЕ РЕБЕНКА УЗНАЛИ РОДИТЕЛИ ДЕТЕЙ, ПОСЕЩАЮЩИХ ДАННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Родители могут обратиться к учителю, воспитателю или руководителю учреждения с просьбой разъяснить, не опасно ли присутствие ребенка с ВИЧ-инфекцией в классе или группе, или же сразу потребовать, часто в категоричной, ультимативной форме, чтобы ВИЧ-положительного ребенка исключили из образовательного учреждения.

Воспитатель или учитель должен поговорить с обеспокоенными родителями, объяснить им, что:

Такую беседу можно провести с одним или несколькими родителями. И в том, и в другом случае родителей надо успокоить и попросить не распространять слухи дальше.

Если родителей много, то целесообразно провести с ними общую беседу, к которой надо тщательно подготовиться: разработать план беседы, продумать ответы на возможные вопросы, обязательно пригласить для участия в беседе руководителя и медицинского работника образовательного учреждения, а при возможности – специалиста из местного Центра по профилактике и борьбе со СПИДом или врача-инфекциониста. Исследования показывают, что в подобных случаях люди больше доверяют информации, полученной от медицинского работника.

Если ребенка переводят в другое учебное заведение по разным причинам, в том числе из-за раскрытия диагноза, родители ВИЧ-положительного ребенка могут принять решение перевести его в другой детский сад или школу. При передаче личного дела ребенка в другое учреждение администрации и персоналу образовательного учреждения следует помнить об ответственности за разглашение диагноза ребенка без согласия родителей.

Единственный способ противостоять распространению вируса – сделать акцент на профилактику, а единственным реальным средством профилактики как самой ВИЧ-инфекции, так и негативных ее последствий является изменение поведения на безопасное или менее опасное. Просветительной работе, касающейся ВИЧ и СПИДа, должно уделяться особое внимание.

Сегодня в средствах массовой информации преобладают сообщения о статистике эпидемии, чаще всего без какого-либо разъяснения, что нагоняет страх среди населения. Читая газету или глядя в телевизор, человек не должен испытывать чувство обреченности. Ведь науке удалось многого добиться. Благодаря глобальным эпидемиологическим исследованиям выяснено, как вирус передается от человека к человеку. К счастью, пути передачи ограничены, следовательно, эти факторы можно контролировать, а значит сдерживать и предотвращать распространение болезни – все зависит главным образом от сознательного поведения человека.

Отношение общества к людям, инфицированным ВИЧ, определяет успех или неудачу борьбы против инфекции на национальном уровне. Безусловно, эти люди должны находиться в обществе по крайней мере по двум причинам. Во-первых, они не представляют опасности для окружающих, если только не вступают в половые связи, не сдают кровь или не используют общих с другими игл и шприцев для инъекций. Во-вторых, изолировав ВИЧ-инфицированных от общества, или применив к ним более строгие меры, мы загоним болезнь внутрь и сведем на нет результаты санитарного просвещения. Чем сильнее мы стремимся изолировать ВИЧ-инфицированных и больных СПИДом, тем большей угрозе мы подвергаем общество. И задача российских средств массовой информации придерживаться именно такого подхода.

ВИЧ-положительные дети в современном мире имеют хорошие шансы на долгую, полноценную жизнь, но для этого они должны расти и развиваться в нормальных условиях: ходить в обычные детские сады и школы и общаться со сверстниками. Нам всем нужно понять это и помочь детям с ВИЧ жить в обществе.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

1.Профилактика ВИЧ.СПИДа : Методическое пособие для специалистов, работающих с молодежью.Е.Л. Имеева, С.С. Баглаева, З.Б. Михайлова.

2.Федеральный закон от 30.03.95г. О предупреждении распространения в РФ заболнвания, вызванного вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ- инфекции)

3.Артур Д. Амманн. Синдром приобретенного иммунодефицита у детей // Иммунология., 1989 - № 1.

4.Галкин Ю.Н., Нильсон Й.О., Эриксон Т., Быченко Б.Л. О клинической классификации синдрома приобретенного иммунодефицита // Клиническая медицина, 1990 - № 10.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.