Вич инфекция урок в 10 классе

Классы: 9 , 10 , 11

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (151,6 кБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

  • Сформировать у учащихся представления о ВИЧ и СПИДе;
  • Познакомить учащихся с основными сведениями о болезни;
  • Дать учащимся представления о передаче ВИЧ-инфекции;
  • Познакомить с профилактикой ВИЧ и СПИДа;
  • Выработать поведенческие мотивации к сохранению своего здоровья.

Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор.

Подготовка мероприятия: заранее подготовить презентацию по заданной теме, раздать учащимся темы и материал для подготовки сообщений.

Учитель (Приложение 1, презентация): В 1988 году ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) приняла решение – Всемирный день борьбы со СПИДом будет отмечаться ежегодно 1 декабря (показ 2-го слайда презентации). В этот день необходимо довести до всеобщего сведения главную идею, что самая дешевая и эффективная мера борьбы с этой болезнью – санитарное просвещение и информирование населения (показ 3-го слайда презентации).

В – вирус (микроорганизм);

С – синдром (картина болезни);

П – приобретенного (полученного при заражении);

И – иммуно (невосприимчивость);

Д – дефицита (недостаток).

ВИЧ – это вирус, который передается от человека к человеку определенными путями и вызывает нарушение функций или разрушение иммунной системы организма человека.

СПИД – это последняя (терминальная) стадия ВИЧ-инфекции.

Учитель: ВИЧ-инфекция и СПИД – это совершенно новая и непривычная для людей болезнь. Учёные и врачи считают, что ВИЧ появился на Земле не более 50 лет назад. Однако за это короткое время СПИД уже унёс свыше 22 миллионов жизней. До сих пор не удалось найти лекарств, полностью излечивающих СПИД, и способов защитной прививки (вакцинации) от ВИЧ. Даже в вопросе, когда и как появился вирус иммунодефицита человека, пока не всё окончательно ясно. Существует несколько гипотез, но не одна из них не доказана (показ 4-го слайда презентации):

1-я гипотеза – большинство исследователей склоняются к мысли, что заболевание возникло в Африке, а затем распространилось на другие территории (США и страны Европы). Согласно африканской гипотезе предшественником ВИЧ могли быть близкородственные вирусы приматов. В Африке были выявлены очаги, где у обезьян достаточно широко распространялся вирус, сходный с вирусом иммунодефицита человека (показ 5-го слайда презентации).

2-я гипотеза – вирус мог приспособиться к жизни в человеческом организме благодаря широкому использованию таких научных достижений XX века, как переливание крови, пересадки органов и других открытий в медицине, которые могли способствовать формированию как более слабых, так и более опасных форм вируса (показ 6-го слайда презентации).

3-я гипотеза – искусственное возникновение вируса в конце 70-х годов на основе бактериологического оружия (показ 7-го слайда презентации).

4-я гипотеза – вирус мог существовать с древних времён, меняя модификацию.

Учитель: В настоящее время во всём мире продолжает развиваться эпидемия инфекции, вызываемой вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ). Заражение этим вирусом вызывает через несколько лет заболевание, известное под названием СПИД. СПИД у зараженных ВИЧ развивается не сразу, а через 7–10 лет после заражения.

Кто же такие вирусы?

Учитель. Человек, как и все живые существа, состоит из клеток. Каждая клетка имеет свой “управляющей центр”– ядро. Вся работа жизнедеятельность (работа) клетки контролируется ядром. Именно в эту основную часть клеток, защитников организма, внедряется опасный вирус (ВИЧ) после того, как он смог проникнуть в тело человека, ВИЧ как бы “консервируется” в клетках иммунной системы, которые призваны оборонять организм от внедрения любых пришельцев – возбудителей болезней. Длительное время (несколько лет) защитные силы у заражённых людей ещё способны противостоять натиску болезнетворных организмов. Но человек уже никогда не сможет освободиться от опасных “ пришельцев ВИЧ”, которые сохраняются в ядре поражённой клетки в течение всей его жизни. Со временем активность “чужаков” нарастает и в ослабленном организме легко возникают различные заболевания, которые приводят к гибели зараженного человека.

Учитель. Развитие эпидемического процесса при ВИЧ-инфекции имеет свои закономерности, которые прослеживаются в различных странах мира, и его можно разделить на три основные фазы (показ 9-го слайда презентации):

Начальная фаза – распространение ВИЧ идёт в основном в среде лиц гомосексуальной ориентации.

Вторая фаза – вирус попадает в среду лиц, использующих наркотики внутривенно и распространяется парентеральным (кровяным путём).

Третья фаза – когда в процесс вовлекается всё население и распространение ВИЧ осуществляется преимущественно половым путём.

Вопрос к учащимся: Как вы думаете, какая фаза сейчас преобладает над другими?

Цель: дать возможность учащимся поразмыслить над вопросам опасности заражения ВИЧ.

Предлагаю вам ситуацию для всей группы, попрошу всех встать. Вас пригласили на вечеринку за город. Вы дали согласие. И проводите время на даче в интересной компании. Из случайного разговора, вы узнаете, что среди этих людей есть ВИЧ-инфицированный, кто именно Вы не знаете. Вечер в самом разгаре, Вы много общаетесь. Ваша задача, перемещаясь по этому помещению, вступать во взаимоотношения с окружающими вас людьми, протягивая руки для контакта. Если вы почувствуете движение пальца на Вашей ладони – вы имеете дело с ВИЧ инфицированным. Исполняющего эту роль я попрошу ничем себя не выдавать и также общаться, как и все.
– Кто из вас оказался ВИЧ-инфицированным?
– Какие чувства Вы испытывали?

Учитель: Важно, чтобы каждый понял, что в век СПИДа, любой сексуальный контакт с кем-либо необходимо рассматривать, как сексуальный контакт со всеми теми людьми, с которыми ваш партнер имел связь за последние 10 лет. Почему так? (показ 10 – 13-го слайда презентации)

Учитель. Когда мы рискуем заразиться ВИЧ? С эпидемиологической точки зрения ВИЧ-инфекция представляет собой инфекционное заболевание, которое передается исключительно от человека к человеку. Источником инфекции является инфицированный человек, находящийся на любой стадии заболевания, то есть независимо от наличия или отсутствия клинических признаков болезни. К настоящему времени доказано, что ВИЧ может передаваться от зараженного человека только тремя путями (показ 14 – 16-го слайда презентации):

1. При половом контакте (гетеросексуальный; гомосексуальный)

2. Парентеральный (кровоконтактный):

– инъекции наркотиков инфицированными шприцами;
– переливание не обследуемой крови;
– медицинские манипуляции.

3. Вертикальный (от матери к ребёнку) – 15%–30%:

– внутриутробно;
– во время родов;
– при грудном вскармливании.

Упражнение: "Какова степень риска заражения ВИЧ/СПИДом?"

Цель: закрепление знаний конкретных ситуаций, опасных и безопасных в плане передачи ВИЧ; выработка умения оценить степень риска заражения в реальной жизненной ситуации.

  1. Учащиеся делятся на три группы.
  2. Каждой группе даются карточки, состоящие из 2–3 видов поведения (употребление в пищу еды, приготовленной ВИЧ – инфицированным лицом, переливание крови, в период беременности от матери к плоду, при использовании плохо простерилизованных инструментов, плавая с ВИЧ-инфецированным в одном бассейне, здороваясь и обнимаясь с ВИЧ-инфецированным, при пересадке органов и тканей, при пользовании общей посудой, бельем, полотенцем с ВИЧ-инфецированным, через укусы насекомых и т.д.). Затем даётся задание определить уровень риска для каждого вида поведения (действий). На доске напишите 3 уровня риска (максимальный риск, минимальный риск, риск отсутствует).
  3. Учащимся предлагается определить соответствующие факторы риска в указанных ситуациях.
  4. После обсуждения в малых группах следует заслушать представителя каждой группы, провести обсуждение.

Ответы обязательно даются с объяснениями. Учитель комментирует, поясняет, исправляет допущенные ошибки.

Учитель. Клинические проявления болезни. Сначала ВИЧ ничем себя в организме не проявляет, зараженные вирусом чувствуют себя здоровыми, их ничего не беспокоит (первая стадия – скрытый (инкубационный период)). Так может продолжаться довольно долго (от нескольких недель до 12 и более месяцев). Необходимо отметить, что уже в этот период зараженные люди, не подозревающие о наличии у них ВИЧ, могут заразить многих здоровых. У некоторых зараженных начало заболевания может проходить без каких-либо отклонений в здоровье. Но у 60% инфицированных уже через 2–4 недели от момента заражения (или спустя 2–3 месяца после внедрения ВИЧ) появляется кратковременное заболевание, которое очень напоминает обычно простуду или грипп с повышением температуры тела (начинается развитие второй стадии). Кроме лихорадки, у некоторых больных распухают лимфатические железы, воспаляется горло (похоже на ангину), появляется кожная сыпь, может быть расстройство стула, головная боль, бессонница. Затем (через 1–2 недели, максимум через 44 дня) все симптомы болезни проходят практически самостоятельно, без лечения. И у заразившихся людей обычно в течение многих лет, если они не колют наркотики и оберегают свое здоровье, отказавшись от всех вредных привычек, нет никаких признаков серьезного заболевания, и зараженный человек ни на что не жалуется. Это вторая стадия болезни, проявлением которой может быть лишь увеличение лимфатических узлов. Коварство ВИЧ заключается в том, что на этой стадии болезни внешне здоровые ВИЧ-инфицированные люди могут заражать других, зачастую сами могут не подозревать о том, что они представляют угрозу для заражения своих близких и любимых. Однако, через несколько лет у ВИЧ-инфицированных медленно, но неуклонно начинают обнаруживаться симптомы заболевания. Болезнь переходит в следующую (третью) стадию болезни которая, по существу, знаменует начало СПИДа. Больного начинает беспокоить повышение температуры тела, потливость особенно ночью, отмечается учащение стула или понос, потеря в весе. Обычно через 10 лет после заражения у 50% заразившихся развивается последняя (четвертая) стадия заболевания. У больных СПИДом развиваются повреждения мозга, рак кожи (саркома Капоши), туберкулез, воспаление легких, кишечные инфекции и другие мучительные симптомы. Самыми распространенными симптомами СПИДа являются выраженное похудание вплоть до истощения (остаются кожа и кости, как при раковых заболеваниях), лихорадка, потливость, кашель, выраженная одышка, снижение памяти и интеллекта. В последние месяцы жизни больные СПИДом практически теряют зрение, не могут говорить и глотать пищу. Защитные функции иммунной системы организма полностью нарушаются, и различные болезнетворные микроорганизмы становятся причиной неизлечимых, смертельных заболеваний. Конечный результат ВИЧ-инфекции – смерть от СПИДа.

В РФ предусмотрена уголовная ответственность (статья 122 уголовного кодекса РФ) (показ 17 – 18-го слайда презентации):

  • Заведомое подставление другого лица в опасность заражения ВИЧ-инфекции наказывается ограничением свободы на срок до 3-х лет, либо арестом на срок от 3 до 6 месяцев, либо лишением свободы до 1 года.
  • Заражение другого лица ВИЧ-инфекцией, лицом, знавшим о наличии у него этой болезни, наказывается лишением свободы на срок 5 лет.
  • Упражнение “Границы дозволенного”.

    Цель: развить навыки по формированию взаимоотношений между юношами и девушками, умение сказать “Нет”.

    Ситуация: Саша и Галя любят друг друга. Проводя всё больше времени вместе, они начали выражать свои чувства более нежно. Тем не менее, желание стать ещё более близкими у Саши росло с каждым свиданием. Галя уверена, что воздержание (отказ от половых отношений) является в данном случае наилучшим выбором. Саша настаивает. Обсуждение ситуации.

    Учитель: Существует много способов сказать нет. Ваше поведение не должно быть двусмысленным, когда вы говорите “нет”. Говорите “ нет” решительно и твёрдо. Неопределённое “ не знаю”, “может быть”– уклончивые ответы, часто воспринимаются как согласие.

    В завершение урока рекомендуется предложить несколько вопросов по новой теме, с целью уточнения уровня усвоения материала. Учащимся предлагается ответить на наиболее актуальные вопросы по теме.

    До сих пор медицина не может найти лекарство против СПИДа. Существующие средства могут только поддержать здоровье и замедлить течение болезни, но не прекратить её совсем. Создание же вакцин против СПИДа — дело, по-видимому, столь же сложное, как и создание вакцин против гриппа, ввиду большой изменчивости вируса. ВИЧ обладает уникальной изменчивостью, которая в 5 раз превышает изменчивость вируса гриппа и в 100 раз выше, чем у вируса гепатита В. Лечение пока малоэффективно (основной препарат — азидотимидин). Поскольку надежных лекарственных препаратов для лечения СПИДа до сих пор нет, смертельный исход для всех этих людей практически предопределен. В рамках реализации “Приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения” на профилактику и борьбу с ВИЧ/СПИДом выделено 3,1 млрд. рублей. Деньги будут направлены на профилактику и лечение ВИЧ – инфицированных.

    АнтиСпид-препараты воздействуют на определенные ферменты вируса, в связи, с чем прекращается его размножение. К сожалению, полностью излечить больного с помощью лекарства пока невозможно. Дело в том, что вирус СПИДа встраивается в геном клетки различных органов и его оттуда не вытащить. С помощью препаратов можно добиться того, чтобы вирус исчез из крови. Свободных частиц нет, он не заражает новые клетки, но все равно сохраняется в организме; и как только прием препарата прекращается, вновь появляется в крови.

    Основные методы профилактики – медикам надо чаще выходить с лекциями и беседами в школы, на предприятия. Говорить с детьми надо доступным языком и в небольших группах. Больше выпускать красочных плакатов и буклетов о возможных путях заражения СПИДом. В лекциях и беседах основной упор надо делать на правильное половое воспитание, ограничение числа половых партнеров, использование презервативов; использование шприцев, игл, систем для трансфузии разового пользования; тщательная стерилизация медицинских инструментов; проведение массовых обследований на ВИЧ-инфекцию.

    Учитель обсуждает с учащимися, что понравилось на уроке, какие новые знания получили, что удивило, что было полезно. Делает вывод:

    • СПИД – опасное и коварное заболевание, которое вызывается вирусом иммунодефицита человека.
    • СПИД распространяется из-за нежелания изменить нормы своего поведения.

    Лозунг “НЕ ПОГИБНИ ИЗ-ЗА НЕВЕЖЕСТВА!” должен стать реальностью и нормой жизни для каждого человека.

    Выполнить домашнее задание на тему: “Жизнь без вредных привычек” в форме:

    • Плаката (рисунок, фотография, компьютерная графика), который сопровождается лозунгом или иным идейным текстом. Условия выполнения: на листе А4 с подписью автора на оборотной стороне изображения.
    • Видеоролика CD/DVD (продолжительностью не более 1,5 минут, приветствуются субтитры на русском языке) с приложением текстового описания сценария отдельным файлом (не более 1 страницы).


    деловая игра для 10 класса

    Скачать:

    Вложение Размер
    spid_delovaya_igra.doc 76.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    СПИД - вирусное заболевание

    деловая игра в 10-м классе

    • организовать деятельность учащихся по изучению строения ВИЧ, сути заболевания СПИД, ознакомить с симптомами заболевания и мерами профилактики;
    • содействовать развитию умения самостоятельно работать с текстом, анализировать, выделять главное, делать выводы;
    • создать условия для воспитания культуры половых отношений, терпимости к больным СПИДом и вирусоносителям.

    • возникновение и распространение СПИДа;
    • строение вируса иммунодефицита человека (ВИЧ);
    • протекание болезни;
    • лечение;
    • пути, способы заражения СПИДом, его профилактика.

    Наш урок, пройдет в форме научно-практической конференции. Провести его мне помогут учащиеся, которые будут выступать в несколько непривычной для них роли людей разных профессий.

    Журналист — представители этой профессии занимаются сбором, обработкой и распространением актуальной информации.

    Вирусолог — специалист, изучающий строение, размножение вирусов, их инфекционные свойства, а также занимающийся разработкой мер профилактики и лечения заболеваний, вызываемых ими. Врач-инфекционист — занимается лечением и профилактикой инфекционных заболеваний, в том числе вызываемых вирусами.

    Социолог — изучает общество в целом, отдельные сферы его деятельности и проблемы.

    Учитель — обучает и воспитывает подрастающее поколение, знакомит учащихся с достижениями наук в определенной области знания; в этой роли, как всегда, буду выступать я.

    Вы тоже будете активными участниками нашей конференции, в ходе которой будете отвечать на вопросы, вести записи в тетрадях.

    Какое отношение к нашей теме имеет Д.И. Ивановский, чей портрет вы видите на доске?

    Список известных науке вирусов с каждым годом расширяется. Откуда пришел к нам вирус, вызывающий СПИД? Вашему вниманию предлагается журналистское расследование.

    Журналист. Еще 30 лет назад все врачи были уверены, что массовые эпидемии для человечества остались в далеком прошлом. Но вот в июне 1981 г. американских врачей насторожил непонятный факт. В Лос-Анджелесе сразу 5 молодых гомосексуалистов заболели редкой формой пневмонии (воспалением легких), возбудитель которой для здорового человека не опасен, а вызывает болезнь лишь у людей с ослабленной иммунной системой. В США был отмечен также рост числа заболеваний одной из форм рака — саркомой Капоши.

    Этот вид саркомы был описан венгерским врачом Моришем Капоши в 1872 г. как заболевание кожи, при котором она утолщается, покрывается новообразованиями, шишками. Это заболевание в течение 100 лет отмечалось только у пожилых мужчин после 60 лет. В Европе и Северной Америке частота заболевания саркомой Капоши не превышала 5 случаев на 10 млн человек. Позже было выяснено , что тяжелая форма саркомы сопровождается снижением иммунитета.

    Очень скоро, уже в октябре 1981 г., появились первые научные публикации, в которых высказывались подозрения, что и пневмония, и саркома — лишь побочные следствия болезни, разрушающей иммунную систему человека и влекущей за собой тяжелые последствия, а затем смерть. Статьи не обратили на себя должного внимания, и лишь спустя несколько лет весь мир узнал аббревиатуру из четырех букв — СПИД.

    Вслед за сенсацией началась паника. Поднялась волна слухов, нетерпимости по отношению к гомосексуалистам и другим группам риска. Когда первый шок прошел, исследователи задались вопросом: откуда могла взяться такая напасть?

    Американские врачи Тщательно просмотрели все медицинские карты за ряд лет и пришли к выводу, что первые случаи СПИДа могли быть зарегистрированы в США не в 1981 г., а по меньшей мере в 1975 г. Начались расследования. Высказывались самые невероятные предположения, например о том, что вирус вырвался на свободу из секретных лабораторий Пентагона. Однако это невозможно, т.к. наука в то время еще не была способна создать такой вирус.

    Была выдвинута гипотеза о том, что прародиной инфекции является Африка. Дело в том, что появились сообщения, согласно которым вирус передавали жители Центральной Африки или те, кто часто бывал в этом регионе и имел половые контакты с местными женщинами. Так или иначе, но на Африканском континенте начали поиск очага инфекции. Американские исследователи установили, что около 40% зеленых обезьян, обитающих в природе, заражены вирусом, аналогичным вирусу СПИДа. Не болея сами, они являются вирусоносителями. То же можно сказать и о людях, которые могут быть вирусоносителями, оставаясь при этом здоровыми. Значит ли это, что долгое время носителями вируса могло быть население африканских джунглей, а при заражении им жителей других континентов вирус привел к бурному росту заболеваний СПИДом? Возможно.

    Может быть, человек заразился от обезьян? Жители Африки охотятся на обезьян и едят обезьянье мясо. Достаточно раненой обезьяне с кровотечением изо рта укусить охотника, и заражение обеспечено. Недаром по африканским поверьям укусы обезьян гораздо опаснее львиных.

    А может быть, заражение произошло иначе. У жителей побережья озера Виктория бытовал странный обряд, согласно которому для повышения жизненной силы и половой активности кровь обезьян вводили в вену человека.

    Существует еще одна гипотеза: возможно, вирус, носителями которого являются зеленые африканские обезьяны и жители Центральной Африки, был предшественником евро-американского, который приобрел иные качества в новых условиях.

    Учитель. Что представляет собой вирус иммунодефицита человека (ВИЧ), вызывающий СПИД? (Запишите в тетради: Возбудитель — ВИЧ.) А теперь слово вирусологу.

    Вирусолог. Уже в 1983 г. ВИЧ был идентифицирован (выделен и описан) в двух лабораториях — во Франции и в США. Вирус имеет форму шарика диаметром около 100 нм (1 нм = 10

    9 м) (записать в таблицу). По строению — это сложный ретровирус.

    Учитель. Вспомните, что такое ретровирус. (Содержит РНК и фермент обратную транскриптазу, или ревертазу.)

    Вирусолог (по кодограмме). Любой вирус содержит нуклеиновую кислоту, упакованную в специальную белковую капсулу — капсид. ВИЧ содержит 2 цепи РНК, а внутри капсида находятся дополнительно молекулы ферментов (ревертазы, протеазы, интегразы) и 4 типов белков. Капсид состоит примерно из 2000 молекул структурного белка, сверху он покрыт еще одной белковой оболочкой (матричной), тоже состоящей из примерно 2000 молекул матричного белка. Кроме того, вся эта конструкция защищена двуслойной липидной мембраной, в которой находится множество различных белков, обеспечивающих ее прочность и возможность связываться с клетками-мишенями.

    Учитель. Какие вирусы называются сложными? (Простые вирусы содержат только нуклеиновую кислоту и белки капсида. Все остальные вирусы называются сложными.)

    Раньше считалось, что ВИЧ поражает только определенные виды лейкоцитов. К сожалению, оказалось, что он может проникать и в клетки, выстилающие кишечник, структуры костного мозга, некоторые клетки кожи и головного мозга. Здесь вирус размножается, в результате чего клетки утрачивают свои функции, а потом погибают.

    Учитель. Каковы же симптомы этого страшного заболевания?

    Учитель. На первой стадии СПИДа может сложиться опасная ситуация: человек заражен, а антител в крови не обнаружено. Они появятся все равно, но процесс этот может затянуться на время от нескольких недель до нескольких месяцев. В таком случае вирус в организме не может быть обнаружен.

    Учитель. Иногда врачи лечат больного от этих болезней, порой добиваются временных улучшений, не подозревая, что первопричина — СПИД.

    ? Неужели ничего нельзя сделать ?

    Чтобы ответить на этот вопрос прочитайте текст (см. Приложение). Через 5 мин нужно будет объяснить, в каких направлениях ведутся поиски средств борьбы со СПИДом.

    Из вышесказанного ясно, что существующие в настоящее время методики лечения СПИДа несовершенны и дороги. Вакцины, которая защитила бы от заражения, пока нет. В такой ситуации на первое место в борьбе со СПИДом выступает профилактика этого заболевания, меры по его предупреждению. Они станут понятны после того, как мы выясним, каковы способы заражения СПИДом.

    1. гомосексуалисты: до настоящего времени примерно 50% новых случаев заболевания обусловлено гомосексуальным половым поведением (ВИЧ содержится в семенной жидкости);
    2. гемофилики (люди, страдающие несвертываемостью крови) и другие больные, которым вводят препараты крови;
    3. героинзависимые наркоманы, делающие себе внутривенные инъекции и многократно использующие нестерилизованные шприцы и иголки. В настоящее время около 21 % инфицированных заражается внутривенным путем;
    4. гаитяне: раньше среди больных СПИДом большой процент составляли жители острова Гаити.

    В настоящее время перечень способов заражения СПИДом расширился. Так, оказалось, что болезнь передается и при нормальных половых контактах. В 9% случаев инфицированные мужчины заражают женщин. Мать-носительница ВИЧ заражает ребенка при родах и через молоко. С начала 1980-х гг. до настоящего времени более 40 млн человек в мире заразились ВИЧ (только в 1997 г. почти 6 млн — это около 16 тыс. человек в день). За это время от СПИДа умерли 2,3 млн человек, включая 460 тыс. детей.

    Расширилась и география этого заболевания. С 1981 по 1996 г. 46% больных СПИДом составляли представители европейской расы; 35% — негроидной расы; 18% — латиноамериканской и лишь 1% — азиаты. Дети составляли 1 % от общего числа больных.

    Вирусолог. Нужно помнить, что как бы ни был страшен СПИД, заражение им возможно лишь при попадании ВИЧ в кровь человека. ВИЧ неустойчив — он быстро погибает на воздухе, при высушивании, нагревании (при температуре 56 СС в течении 30 мин), разрушается под действием дезинфицирующих веществ (спирт, хлорамин и др.)

    При попадании ВИЧ в желудочно-кишечный тракт он расщепляется ферментами и соляной кислотой желудочного сока. На коже вирус СПИДа уничтожается в течение 20 мин бактериями, которые на ней живут. Вирус не передается через воду, пищу, посуду, предметы; к которым прикасался больной или вирусоноситель, через рукопожатие и другие бытовые контакты.

    Учитель. Какие меры профилактики СПИДа вы можете предложить? (Заполнение таблицы в тетради.)

    Из сказанного следует, что больные и инфицированные люди не должны стать изгоями в современном цивилизованном обществе. Я хочу, чтобы результатом сегодняшнего урока были не только знания о причинах, симптомах и профилактике СПИДа, но и понимание того, что к людям, неизлечимого пока заболевания, необходимо относиться терпимо. Им нужны наши внимание, забота, помощь и просто сочувствие.

    Я призываю вас: если на вашем жизненном пути встретятся люди, обреченные этой болезнью на смерть, не отворачивайтесь от них, протяните им руку помощи.

    Характеристика некоторых заболеваний, передающихся половый путем

    Название болезни – СПИД

    Симптомы – Стадии СПИДа

    1. Бессимптомная (3—9 месяцев).
    2. ПреСПИД (слабый): похудение, потливость, температура, сыпь, увеличение лимфатических узлов, снижение числа Т4-лимфоцитов.
    3. Типичный СПИД: увеличениелимфатических узлов, потеря 10% массы, поносы, саркома Калоши, уменьшение Т4-лимфоцитов в 2 раза, подверженность инфекциям.
    4. Инфекционный СПИД: слабость, боли во всем теле, тошнота, рвота, высокая температура, грибковые заболевания и другие инфекции, рак.

    Лечение и профилактика

    Лечение: Создание препаратов, блокирующих основные этапы жизненного цикла вируса.

    1. Безопасный секс, нормальные половые контакты.
    2. Проверка донорской крови и препаратов из нее на ВИЧ-инфекцию.
    3. Контроль стерильности медицинских инструментов.

    Излечим ли СПИД?

    Ретровирусные заболевания неизлечимы в том смысле, что на современном уровне развития науки нет средств воздействия на вирус, включающийся в хромосому хозяина. Говорить о лечении СПИДа можно лишь в одном смысле — как-то затормозить развитие вируса, оттянуть смерть больного — и не более. Продлить жизнь вирусоносителя можно на долгие годы. При этом человек будет оставаться работоспособным. Ему лишь запрещается иметь детей и быть донором.

    Теоретически ясно, что лечение СПИДа должно основываться на препаратах группы интерферонов.

    Вирусологи и молекулярные биологи ведут работу в следующих направлениях.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Цели:-организовать деятельность уч-ся по изучению строения ВИЧ,заболевания СПИД,ознакомить с симптомами заболевания и мерами профилактики;- создать условия для воспитания культуры половых отношений,,т.

    Использование ИКТ-технологий предполагает использование презентаций. Данная презентация может быть использована для сопровождения урока биологии в 11 классе "Вирусные заболевания".

    Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

    Урок педагогическая мастерская. Тема урока: Грипп - профилактика вирусных заболеваний.

    методическая разработка беседы о вирусном заболевании герпесе для детей с ОВЗ.

    Конспект урока и презентация по теме: Вирусные заболевания.

    Открытый урок был разработан на Конкурс "Преподаватель года - 2018".

    Классный час для студентов колледжа и старшеклассников на тему: ЗОЖ

    Цель:

    • профилактика среди студентов наркомании и заражения СПИДом.

    Вступительное слово классного руководителя (куратора учебной группы): Уважаемые ребята, сегодняшний наш разговор будет очень серьезным, а посвящен он злободневной теме: как уберечь себя от чумы XXI века — наркомании и СПИДа?

    Наркотики сегодня — это проблема всего человечества. И как неизлечимая болезнь она калечит и губит миллионы людей. А если принять во внимание, что возраст большинства наркоманов составляет от 12—13 лет до 25—27 лет, то в эту категорию попадает почти четвертая часть населения планеты. Наркомания страшна прежде всего тем, что ставит под угрозу возможность самой жизни будущих поколений.

    По данным, приведенным доцентом кафедры психиатрии, наркологии, психотерапии и сексопатологии ФПКВГМУд.б.н. O.K. Галактионовым за последние 30 лет количество потребителей наркотиков в нашей стране увеличилось более чем в 10 раз, т. е. наркомания в России приобрела характер эпидемии.

    Стремительный рост наркомании, в первую очередь среди подростков и молодежи, характеризуется расширением спектра потребляемых психоактивных веществ. Наблюдается рост числа больных наркоманией и злоупотребляющих наркотиками во всех регионах России: как в крупных городах, так и в мелких населенных пунктах. Число преступлений, связанных с наркотическими средствами и сильнодействующими веществами, возросло в 68,7 раза, из них связанных со сбытом наркотиков — в 14 раз.

    При изучении механизмов привлечения к потреблению наркотиков И.И. Шурыгина выделила три модели приобщения к наркотикам:

    Ничто так не разрушает личность, как пристрастие к наркотикам. Начинающий наркоман выдает себя внезапной потерей интереса ко всему, что занимало его прежде. Не только школьные или студенческие дела, но и все увлечения заброшены. Внешний вид небрежен и неряшлив. Он отказывается от выполнения любых обязанностей и избегает любых усилий. Его отношения с родителями резко ухудшаются, он без видимого сожаления расстается с друзьями детства.

    Как же распознать наркомана при общении, т. е. по внешним признакам?

    Покраснение век и носа — довольно обычные признаки. При этом зрачки могут быть либо расширены, либо сужены — в зависимости от типа препарата.

    Аппетит также подвержен крайностям: или чудовищный, или никакого. Может наблюдаться потеря веса.

    Тяжелый запах от тела и изо рта. Полное безразличие к чистоте и опрятности.

    Пищеварительная система может быть расстроена: тошнота и рвота довольно обычны. Нередки также головные боли и расстройство зрения.

    Моральные устои часто рушатся и заменяются новыми идеями и ценностями, более соответствующими новому образу жизни.

    Согласны ли вы с приведенными фактами? (Проходит краткая дискуссия.)

    По данным многих исследователей, мотивами наркотизации являются следующие:

    Чрезвычайно важным аспектом проблемы является не уменьшающийся риск распространения ВИЧ-инфицирования и других острых инфекционных заболеваний (гепатит) среди наркотизирующихся, поскольку наиболее распространенным следует признать инъекционный способ введения наркотика. Человечество еще не придумало надежных средств защиты от распространения ВИЧ-инфекции. Нет сегодня и препаратов, гарантирующих полное выздоровление заболевших этим страшным недугом.

    Имеющаяся ситуация с заболеваемостью наркоманией и злоупотреблением наркотиками во всех странах не может не влиять на смертность и ее виды. Наибольший процент смерти дают острые отравления вследствие передозировки психоактивных веществ.

    O.K. Галактионов приводит данные о том, что в среднем по России на каждые 100 тысяч населения приходится 1, 31 случаев смерти потребителей наркотиков. Среди групп наркоманов, обследуемых в период времени от одного до десяти лет, умирало от 10 до 26% когорты, что соответствовало превышению уровня общей смертности среди сверстников в 10—30 раз, а в некоторых регионах до 30—60 раз.

    Средний возраст умерших 24,5—27,5 лет. Соотношение лиц мужского и женского пола колеблется в интервале от 4:1 до 8:1.

    Со всеми ли фактами и примерами вы согласны? Аргументируйте свой вывод. (Проходит краткая дискуссия.)

    При интраназальном и ингаляционном путях введения наркотических средств высока вероятность прямого токсического воздействия активного вещества на систему органов дыхания.

    Интраназальное применение кокаина ведет к развитию аллергических ринитов, хронических синуситов, полипоза слизистой оболочки носа, носовым кровотечениям, перфорации носовой перегородки и неба.

    Наркотические и токсикоманические средства, а также примеси, которые содержатся в кустарно изготовленных препаратах (марганец, свинец, органические растворители и т. п.), оказывают необратимое воздействие на нервную систему. Частой патологией наркоманов являются патологии мозгового кровообращения: инфаркты головного и спинного мозга, внутримозговые и субарахноидальные кровоизлияния.

    При наркоманиях нередки поражения желудочно- кишечного тракта. При поедании сухого молотого мака, злоупотреблении димедролом язык обложен коричневым налетом. Характерно очень плохое состояние зубов, обильный кариес, утрата зубной эмали, потеря большей части зубов. Употребление героина, кокаина может вызвать острую ишемию кишечника, перитонит, а иногда острые кровотечения на разных уровнях желудочно-кишечного тракта.

    При прижизненных исследованиях крови у наркоманов обнаруживают маркеры вирусного гепатита (поражение печени).

    Поражения почек у наркоманов носит вторичный характер и связано с бактериальной, вирусной или грибковой инфекцией.

    Отклонения в сексуальном поведении лиц, злоупотребляющих приемом ПАВ, обусловливают высокую частоту заболеваний, передающихся половым путем, в том числе вирусных гепатитов и ВИЧ-инфекции.

    Взволновали ли вас приведенные факты? (Проходит краткая дискуссия.)

    СПИД представляет собой глубокое поражение системы клеточного иммунитета человека, клинически проявляющееся развитием прогрессирующих инфекционных заболеваний и злокачественных новообразований.

    а) Как бороться со СПИДом?

    Все специалисты мира сходятся сейчас во мнении, что самым важным средством борьбы со СПИДом является санитарное просвещение.

    Пока эффективных средств, которые способны излечить от СПИДа или убить попавший в организм человека вирус, не найдено, хотя уже имеются обнадеживающие сведения от исследований, работающих над этой проблемой.

    Итак, основной мерой предупреждения СПИДа должно служить негативное отношение к половым извращениям и распущенности, случайным половым связям.

    В качестве особой меры профилактики следует выделить пользование физическим контрацептивом — презервативом.

    Лица, склонные к гомосексуальным связям и наркомании, должны понять, что такого рода привычки становятся крайне пагубными уже не только для их здоровья, но и для жизни окружающих.

    СПИД — тяжелое и опасное заболевание. Его легче предупредить, чем лечить. И коль скоро меры профилактики находятся в руках каждого человека, следует использовать их на благо здоровья своего и окружающих людей.

    б) Кто болеет СПИДом?

    Анализ данных о нескольких тысячах больных, зарегистрированных в развитых странах, показал, что среди больных:

    — 7,7% — мужчины-гомосексуалисты или мужчины, имевшие половые контакты и с мужчинами, и с женщинами, и лица, ведущие беспорядочную половую жизнь;

    — 15% — наркоманы, применяющие наркотики внутривенно;

    — 1 % — лица, получавшие многократное переливание крови;

    — 1% — дети, рожденные от матерей, зараженных СПИДом;

    — 5% — путь заражения не выяснен из-за смерти больного или отказа сообщить необходимую информацию.

    в) Как можно заразиться СПИДом?

    В результате изучения нескольких тысяч больных, зарегистрированных в мире, установлено, что вирус СПИДа передается:

    — при половом контакте с больным или зараженным вирусом СПИДа, чаще при половых извращениях. Использование презерватива снижает риск заражения;

    — в результате использования для инъекций нестерильных шприцов, в основном в наркомании;

    — путем введения крови или ее препаратов, содержащих вирус;

    — от беременной женщины, зараженной СПИДом, новорожденному.

    Вирус СПИДа не передается через воздух при разговоре, кашле и т. д. При пользовании общей посудой и другими предмета обихода, санузлов, ванной, плавательным бассейном и т. п. заразиться СПИДом нельзя.

    Ни одного случая заражения СПИДом не возникло при бытовом контакте или при контактах на работе. Ни один медицинский работник не заразился при оказании помощи больным СПИДом (при условии, что он не контактировал с кровью больного, например, через кровоточащую рану).

    Каждый человек должен знать об особенностях сексуального поведения, которые уже сами по себе таят реальную угрозу здоровью и жизни собственной и окружающих лиц.

    К настоящему времени твердо установлено, что главный путь передачи ВИЧ и распространение СПИДа в человеческой популяции — половой. Это неудивительно, потому что наиболее часто возбудитель его находится в крови, сперме и влагалищных выделениях инфицированных людей. Сексуальные контакты между людьми играют и основную эпидемиологическую роль в распространении инфекции. Особенностью данного пути передачи вируса является то, что самым опасным в эпидемиологическом отношении оказался путь переноса вируса от инфицированного лица здоровому во время половых сношений между мужчинами. Такие акты сопровождаются повреждением (трещины, разрывы) слизистой оболочки прямой кишки, имеющей обильное кровоснабжение, что чрезвычайно облегчает возможность проникновения вируса в организм полового партнера. По степени потенциальной опасности инфицирования такие половые акты, бесспорно, занимают первое место.

    г) Как предохранить себя от СПИДа?

    Чтобы предохранить себя от СПИДа, нужно избегать случайных половых контактов с гомосексуалистами, наркоманами и лицами, ведущими беспорядочную половую жизнь.

    Чем больше вы имеете половых партнеров, тем выше риск заражения СПИДом. Применение презерватива резко сокращает риск такого заражения.

    Не забывайте иногда сдать кровь на анализ на ВИЧ.

    Можете ли вы данные советы положить в основу повседневной жизни? (Проходит краткая дискуссия.)

    Читайте также:

    Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
    При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.