Урок здоровья по вич

Классы: 9 , 10 , 11

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (151,6 кБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

  • Сформировать у учащихся представления о ВИЧ и СПИДе;
  • Познакомить учащихся с основными сведениями о болезни;
  • Дать учащимся представления о передаче ВИЧ-инфекции;
  • Познакомить с профилактикой ВИЧ и СПИДа;
  • Выработать поведенческие мотивации к сохранению своего здоровья.

Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор.

Подготовка мероприятия: заранее подготовить презентацию по заданной теме, раздать учащимся темы и материал для подготовки сообщений.

Учитель (Приложение 1, презентация): В 1988 году ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) приняла решение – Всемирный день борьбы со СПИДом будет отмечаться ежегодно 1 декабря (показ 2-го слайда презентации). В этот день необходимо довести до всеобщего сведения главную идею, что самая дешевая и эффективная мера борьбы с этой болезнью – санитарное просвещение и информирование населения (показ 3-го слайда презентации).

В – вирус (микроорганизм);

С – синдром (картина болезни);

П – приобретенного (полученного при заражении);

И – иммуно (невосприимчивость);

Д – дефицита (недостаток).

ВИЧ – это вирус, который передается от человека к человеку определенными путями и вызывает нарушение функций или разрушение иммунной системы организма человека.

СПИД – это последняя (терминальная) стадия ВИЧ-инфекции.

Учитель: ВИЧ-инфекция и СПИД – это совершенно новая и непривычная для людей болезнь. Учёные и врачи считают, что ВИЧ появился на Земле не более 50 лет назад. Однако за это короткое время СПИД уже унёс свыше 22 миллионов жизней. До сих пор не удалось найти лекарств, полностью излечивающих СПИД, и способов защитной прививки (вакцинации) от ВИЧ. Даже в вопросе, когда и как появился вирус иммунодефицита человека, пока не всё окончательно ясно. Существует несколько гипотез, но не одна из них не доказана (показ 4-го слайда презентации):

1-я гипотеза – большинство исследователей склоняются к мысли, что заболевание возникло в Африке, а затем распространилось на другие территории (США и страны Европы). Согласно африканской гипотезе предшественником ВИЧ могли быть близкородственные вирусы приматов. В Африке были выявлены очаги, где у обезьян достаточно широко распространялся вирус, сходный с вирусом иммунодефицита человека (показ 5-го слайда презентации).

2-я гипотеза – вирус мог приспособиться к жизни в человеческом организме благодаря широкому использованию таких научных достижений XX века, как переливание крови, пересадки органов и других открытий в медицине, которые могли способствовать формированию как более слабых, так и более опасных форм вируса (показ 6-го слайда презентации).

3-я гипотеза – искусственное возникновение вируса в конце 70-х годов на основе бактериологического оружия (показ 7-го слайда презентации).

4-я гипотеза – вирус мог существовать с древних времён, меняя модификацию.

Учитель: В настоящее время во всём мире продолжает развиваться эпидемия инфекции, вызываемой вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ). Заражение этим вирусом вызывает через несколько лет заболевание, известное под названием СПИД. СПИД у зараженных ВИЧ развивается не сразу, а через 7–10 лет после заражения.

Кто же такие вирусы?

Учитель. Человек, как и все живые существа, состоит из клеток. Каждая клетка имеет свой “управляющей центр”– ядро. Вся работа жизнедеятельность (работа) клетки контролируется ядром. Именно в эту основную часть клеток, защитников организма, внедряется опасный вирус (ВИЧ) после того, как он смог проникнуть в тело человека, ВИЧ как бы “консервируется” в клетках иммунной системы, которые призваны оборонять организм от внедрения любых пришельцев – возбудителей болезней. Длительное время (несколько лет) защитные силы у заражённых людей ещё способны противостоять натиску болезнетворных организмов. Но человек уже никогда не сможет освободиться от опасных “ пришельцев ВИЧ”, которые сохраняются в ядре поражённой клетки в течение всей его жизни. Со временем активность “чужаков” нарастает и в ослабленном организме легко возникают различные заболевания, которые приводят к гибели зараженного человека.

Учитель. Развитие эпидемического процесса при ВИЧ-инфекции имеет свои закономерности, которые прослеживаются в различных странах мира, и его можно разделить на три основные фазы (показ 9-го слайда презентации):

Начальная фаза – распространение ВИЧ идёт в основном в среде лиц гомосексуальной ориентации.

Вторая фаза – вирус попадает в среду лиц, использующих наркотики внутривенно и распространяется парентеральным (кровяным путём).

Третья фаза – когда в процесс вовлекается всё население и распространение ВИЧ осуществляется преимущественно половым путём.

Вопрос к учащимся: Как вы думаете, какая фаза сейчас преобладает над другими?

Цель: дать возможность учащимся поразмыслить над вопросам опасности заражения ВИЧ.

Предлагаю вам ситуацию для всей группы, попрошу всех встать. Вас пригласили на вечеринку за город. Вы дали согласие. И проводите время на даче в интересной компании. Из случайного разговора, вы узнаете, что среди этих людей есть ВИЧ-инфицированный, кто именно Вы не знаете. Вечер в самом разгаре, Вы много общаетесь. Ваша задача, перемещаясь по этому помещению, вступать во взаимоотношения с окружающими вас людьми, протягивая руки для контакта. Если вы почувствуете движение пальца на Вашей ладони – вы имеете дело с ВИЧ инфицированным. Исполняющего эту роль я попрошу ничем себя не выдавать и также общаться, как и все.
– Кто из вас оказался ВИЧ-инфицированным?
– Какие чувства Вы испытывали?

Учитель: Важно, чтобы каждый понял, что в век СПИДа, любой сексуальный контакт с кем-либо необходимо рассматривать, как сексуальный контакт со всеми теми людьми, с которыми ваш партнер имел связь за последние 10 лет. Почему так? (показ 10 – 13-го слайда презентации)

Учитель. Когда мы рискуем заразиться ВИЧ? С эпидемиологической точки зрения ВИЧ-инфекция представляет собой инфекционное заболевание, которое передается исключительно от человека к человеку. Источником инфекции является инфицированный человек, находящийся на любой стадии заболевания, то есть независимо от наличия или отсутствия клинических признаков болезни. К настоящему времени доказано, что ВИЧ может передаваться от зараженного человека только тремя путями (показ 14 – 16-го слайда презентации):

1. При половом контакте (гетеросексуальный; гомосексуальный)

2. Парентеральный (кровоконтактный):

– инъекции наркотиков инфицированными шприцами;
– переливание не обследуемой крови;
– медицинские манипуляции.

3. Вертикальный (от матери к ребёнку) – 15%–30%:

– внутриутробно;
– во время родов;
– при грудном вскармливании.

Упражнение: "Какова степень риска заражения ВИЧ/СПИДом?"

Цель: закрепление знаний конкретных ситуаций, опасных и безопасных в плане передачи ВИЧ; выработка умения оценить степень риска заражения в реальной жизненной ситуации.

  1. Учащиеся делятся на три группы.
  2. Каждой группе даются карточки, состоящие из 2–3 видов поведения (употребление в пищу еды, приготовленной ВИЧ – инфицированным лицом, переливание крови, в период беременности от матери к плоду, при использовании плохо простерилизованных инструментов, плавая с ВИЧ-инфецированным в одном бассейне, здороваясь и обнимаясь с ВИЧ-инфецированным, при пересадке органов и тканей, при пользовании общей посудой, бельем, полотенцем с ВИЧ-инфецированным, через укусы насекомых и т.д.). Затем даётся задание определить уровень риска для каждого вида поведения (действий). На доске напишите 3 уровня риска (максимальный риск, минимальный риск, риск отсутствует).
  3. Учащимся предлагается определить соответствующие факторы риска в указанных ситуациях.
  4. После обсуждения в малых группах следует заслушать представителя каждой группы, провести обсуждение.

Ответы обязательно даются с объяснениями. Учитель комментирует, поясняет, исправляет допущенные ошибки.

Учитель. Клинические проявления болезни. Сначала ВИЧ ничем себя в организме не проявляет, зараженные вирусом чувствуют себя здоровыми, их ничего не беспокоит (первая стадия – скрытый (инкубационный период)). Так может продолжаться довольно долго (от нескольких недель до 12 и более месяцев). Необходимо отметить, что уже в этот период зараженные люди, не подозревающие о наличии у них ВИЧ, могут заразить многих здоровых. У некоторых зараженных начало заболевания может проходить без каких-либо отклонений в здоровье. Но у 60% инфицированных уже через 2–4 недели от момента заражения (или спустя 2–3 месяца после внедрения ВИЧ) появляется кратковременное заболевание, которое очень напоминает обычно простуду или грипп с повышением температуры тела (начинается развитие второй стадии). Кроме лихорадки, у некоторых больных распухают лимфатические железы, воспаляется горло (похоже на ангину), появляется кожная сыпь, может быть расстройство стула, головная боль, бессонница. Затем (через 1–2 недели, максимум через 44 дня) все симптомы болезни проходят практически самостоятельно, без лечения. И у заразившихся людей обычно в течение многих лет, если они не колют наркотики и оберегают свое здоровье, отказавшись от всех вредных привычек, нет никаких признаков серьезного заболевания, и зараженный человек ни на что не жалуется. Это вторая стадия болезни, проявлением которой может быть лишь увеличение лимфатических узлов. Коварство ВИЧ заключается в том, что на этой стадии болезни внешне здоровые ВИЧ-инфицированные люди могут заражать других, зачастую сами могут не подозревать о том, что они представляют угрозу для заражения своих близких и любимых. Однако, через несколько лет у ВИЧ-инфицированных медленно, но неуклонно начинают обнаруживаться симптомы заболевания. Болезнь переходит в следующую (третью) стадию болезни которая, по существу, знаменует начало СПИДа. Больного начинает беспокоить повышение температуры тела, потливость особенно ночью, отмечается учащение стула или понос, потеря в весе. Обычно через 10 лет после заражения у 50% заразившихся развивается последняя (четвертая) стадия заболевания. У больных СПИДом развиваются повреждения мозга, рак кожи (саркома Капоши), туберкулез, воспаление легких, кишечные инфекции и другие мучительные симптомы. Самыми распространенными симптомами СПИДа являются выраженное похудание вплоть до истощения (остаются кожа и кости, как при раковых заболеваниях), лихорадка, потливость, кашель, выраженная одышка, снижение памяти и интеллекта. В последние месяцы жизни больные СПИДом практически теряют зрение, не могут говорить и глотать пищу. Защитные функции иммунной системы организма полностью нарушаются, и различные болезнетворные микроорганизмы становятся причиной неизлечимых, смертельных заболеваний. Конечный результат ВИЧ-инфекции – смерть от СПИДа.

В РФ предусмотрена уголовная ответственность (статья 122 уголовного кодекса РФ) (показ 17 – 18-го слайда презентации):

  • Заведомое подставление другого лица в опасность заражения ВИЧ-инфекции наказывается ограничением свободы на срок до 3-х лет, либо арестом на срок от 3 до 6 месяцев, либо лишением свободы до 1 года.
  • Заражение другого лица ВИЧ-инфекцией, лицом, знавшим о наличии у него этой болезни, наказывается лишением свободы на срок 5 лет.
  • Упражнение “Границы дозволенного”.

    Цель: развить навыки по формированию взаимоотношений между юношами и девушками, умение сказать “Нет”.

    Ситуация: Саша и Галя любят друг друга. Проводя всё больше времени вместе, они начали выражать свои чувства более нежно. Тем не менее, желание стать ещё более близкими у Саши росло с каждым свиданием. Галя уверена, что воздержание (отказ от половых отношений) является в данном случае наилучшим выбором. Саша настаивает. Обсуждение ситуации.

    Учитель: Существует много способов сказать нет. Ваше поведение не должно быть двусмысленным, когда вы говорите “нет”. Говорите “ нет” решительно и твёрдо. Неопределённое “ не знаю”, “может быть”– уклончивые ответы, часто воспринимаются как согласие.

    В завершение урока рекомендуется предложить несколько вопросов по новой теме, с целью уточнения уровня усвоения материала. Учащимся предлагается ответить на наиболее актуальные вопросы по теме.

    До сих пор медицина не может найти лекарство против СПИДа. Существующие средства могут только поддержать здоровье и замедлить течение болезни, но не прекратить её совсем. Создание же вакцин против СПИДа — дело, по-видимому, столь же сложное, как и создание вакцин против гриппа, ввиду большой изменчивости вируса. ВИЧ обладает уникальной изменчивостью, которая в 5 раз превышает изменчивость вируса гриппа и в 100 раз выше, чем у вируса гепатита В. Лечение пока малоэффективно (основной препарат — азидотимидин). Поскольку надежных лекарственных препаратов для лечения СПИДа до сих пор нет, смертельный исход для всех этих людей практически предопределен. В рамках реализации “Приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения” на профилактику и борьбу с ВИЧ/СПИДом выделено 3,1 млрд. рублей. Деньги будут направлены на профилактику и лечение ВИЧ – инфицированных.

    АнтиСпид-препараты воздействуют на определенные ферменты вируса, в связи, с чем прекращается его размножение. К сожалению, полностью излечить больного с помощью лекарства пока невозможно. Дело в том, что вирус СПИДа встраивается в геном клетки различных органов и его оттуда не вытащить. С помощью препаратов можно добиться того, чтобы вирус исчез из крови. Свободных частиц нет, он не заражает новые клетки, но все равно сохраняется в организме; и как только прием препарата прекращается, вновь появляется в крови.

    Основные методы профилактики – медикам надо чаще выходить с лекциями и беседами в школы, на предприятия. Говорить с детьми надо доступным языком и в небольших группах. Больше выпускать красочных плакатов и буклетов о возможных путях заражения СПИДом. В лекциях и беседах основной упор надо делать на правильное половое воспитание, ограничение числа половых партнеров, использование презервативов; использование шприцев, игл, систем для трансфузии разового пользования; тщательная стерилизация медицинских инструментов; проведение массовых обследований на ВИЧ-инфекцию.

    Учитель обсуждает с учащимися, что понравилось на уроке, какие новые знания получили, что удивило, что было полезно. Делает вывод:

    • СПИД – опасное и коварное заболевание, которое вызывается вирусом иммунодефицита человека.
    • СПИД распространяется из-за нежелания изменить нормы своего поведения.

    Лозунг “НЕ ПОГИБНИ ИЗ-ЗА НЕВЕЖЕСТВА!” должен стать реальностью и нормой жизни для каждого человека.

    Выполнить домашнее задание на тему: “Жизнь без вредных привычек” в форме:

    • Плаката (рисунок, фотография, компьютерная графика), который сопровождается лозунгом или иным идейным текстом. Условия выполнения: на листе А4 с подписью автора на оборотной стороне изображения.
    • Видеоролика CD/DVD (продолжительностью не более 1,5 минут, приветствуются субтитры на русском языке) с приложением текстового описания сценария отдельным файлом (не более 1 страницы).

    В 2016 году Фонд социально-культурных инициатив совместно с другими общественными организациями выступил с инициативой привлечь внимание населения к проблеме распространения ВИЧ-инфекции на территории Российской Федерации, проинформировать подрастающее поколение об основных мерах профилактики, методах современной диагностики инфицирования и необратимости последствий в случае развития заболевания.

    Авторы: И. В. Гусенко, А. А. Кокшарова, Н. В. Советова, И. В. Бахарев

    Вариант проведения тематического урока [PDF] [DOCX]

    Цель: формирование у обучающихся ценностных ориентиров, направленных на сохранение здоровья, ведение здорового образа жизни, личной активности в принятии норм нравственного и самосохраняющего поведения.

    Задачи:

    • информировать обучающихся о специфике ВИЧ-инфекции и СПИДа, способах передачи, методах лечения и профилактики заболевания;
    • формирование поведенческих навыков, способствующих уменьшению риска заболевания ВИЧ/СПИД;
    • формирование толерантного отношения к людям, живущим с ВИЧ.

    Методический материал носит рекомендательный характер; учитель, учитывая особенности каждого класса, может варьировать задания, их количество и этапы урока.


    Как вы думаете, что объединяет людей, портреты которых представлены на слайде?

    (Фредди Меркьюри – знаменитый певец, музыкант, Айзек Азимов – знаменитый писатель, Рудольф Нуриев – знаменитый танцор. Все они погибли от страшной болезни – СПИДа.)


    Прокомментируйте тему урока.

    Сформулируйте актуальные для этой темы вопросы.


    Итак, что же такое ВИЧ и СПИД?

    ВИЧ-инфекция – это неизлечимое инфекционное заболевание, вызываемое вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ).

    СПИД (синдром приобретённого иммунодефицита) – последняя стадия ВИЧ-инфекции, которая развивается в среднем через 10–12 лет после заражения и сопровождается разрушением иммунной системы.


    Внимание к ВИЧ не случайно. На сегодняшний день этот вирус является одной из наиболее серьезных мировых угроз в области общественного здоровья. По оценкам Всемирной организации здравоохранения, более 37 миллионов человек живут с ВИЧ, более 34 миллионов человек умерли от этой опасной болезни за 30 лет, прошедших с момента её открытия.

    Не является исключением и Россия. Сегодня более 800 тысяч человек живут с ВИЧ; жизни более 200 тысяч человек эта болезнь, к сожалению, унесла.

    Проанализируйте представленную инфографику. Сделайте выводы.


    Вирус иммунодефицита человека – ретровирус из рода лентивирусов, вызывающий медленно прогрессирующее заболевание – ВИЧ-инфекцию.

    Вирус поражает клетки иммунной системы. В результате работа иммунной системы угнетается, развивается синдром приобретённого иммунного дефицита (СПИД), и организм больного теряет возможность защищаться от инфекций и опухолей.

    В течении болезни выделяют три стадии: острую инфекцию, латентный период и терминальную стадию (СПИД).


    Учёными точно установлено, что вирус иммунодефицита человека передаётся тремя путями: через кровь, половым путём и между матерью и ребёнком во время беременности, родов и при грудном вскармливании.


    Вирус не передаётся воздушно-капельным путём, бытовым путём, при соприкосновении с неповреждённой кожей, через укусы насекомых, слёзы и слюну (из-за того, что концентрация вирионов ВИЧ в этих жидкостях ниже инфицирующей дозы, а также из-за того, что слюна – агрессивная среда, разрушающая своими ферментами вирионы ВИЧ).


    Что, с вашей точки зрения, необходимо, чтобы уберечься от заражения ВИЧ?

    • Быть верным одному сексуальному партнёру, который, в свою очередь, должен быть верным тебе.
    • Пройти тест на ВИЧ до сексуального контакта. Попросить своего партнёра сделать то же самое.
    • Всегда использовать презерватив при сексуальном контакте, если точно не знаешь ВИЧ-статус партнёра.
    • Отказаться от случайных половых связей, особенно с людьми, которые употребляют наркотики.
    • Пользоваться только индивидуальными предметами личной гигиены (бритвами, маникюрными принадлежностями, зубными щетками).
    • Не наносить татуировки и пирсинг, не прокалывать уши вне специализированных учреждений.
    • Не употреблять наркотики.


    Анализ на ВИЧ можно сдать в районной поликлинике. В настоящее время для лабораторной диагностики ВИЧ-инфекции используют различные методы обнаружения ВИЧ. Стандартной и наиболее доступной процедурой является выявление антител к ВИЧ с помощью наборов реагентов, разрешённых к применению с этой целью в Российской Федерации.

    Чтобы быть уверенным в отрицательном результате теста, необходимо повторить исследование крови в ИФА (иммуноферментный анализ) через шесть месяцев после ситуации, в результате которой могло произойти инфицирование ВИЧ.


    На сегодняшний день в Российской Федерации действует множество законов и подзаконных актов, касающихся проблемы ВИЧ/СПИД.


    К сожалению, проблема ВИЧ/СПИД может коснуться каждого из нас.

    Американский подросток Райан Уайт не смог стать ни известным актёром, ни популярным певцом, но его имя стало символом борьбы с этой болезнью и исправлением предрассудков, существующих в обществе. С рождения Райан страдал гемофилией. Его лечили специальными препаратами, получаемыми на основе донорской крови. Через неё он и был инфицирован.

    СПИД у мальчика был выявлен в 1984 году. Из-за этой болезни администрация школы и родители учащихся выступили против его нахождения в учебном заведении. Последовал ряд судебных тяжб, которые и сделали Райана Уайта знаменитым. Он принимал участие в акциях против СПИДа и требовал, чтобы к больным относились справедливо. Он умер 8 апреля 1990 года.


    ВИЧ-инфекция является хроническим, постоянно прогрессирующим заболеванием. Из 35 миллионов человек, живущих с ВИЧ-инфекцией, часть остаётся в живых благодаря антиретровирусной терапии. В случае отсутствия антиретровирусной терапии ВИЧ-инфекции смерть наступает в среднем через 9–11 лет после заражения. При проведении антиретровирусной терапии продолжительность жизни пациента составляет 70–80 лет. Важно помнить, что сегодня ВИЧ – это не приговор. Своевременная диагностика и лечение позволяют инфицированному человеку жить нормальной жизнью, создавать семью, быть счастливым.

    Как, на ваш взгляд, можно помочь ВИЧ-инфицированным людям?


    Ленточка красного цвета – международный официальный символ борьбы со СПИДом. Прикрепив её к верхней одежде на уровне сердца, вы открыто заявляете о своей солидарности с ВИЧ-инфицированными, говорите о важности проблемы и чтите память умерших от СПИДа.


    В нашей стране сделано многое для того, чтобы остановить распространение опасного вируса: беспрецедентно увеличен охват бесплатным тестированием, которое сегодня каждый может пройти в своем регионе, практически полностью прекращена вертикальная передача ВИЧ от матери к ребёнку, и уже 98% детей у ВИЧ-инфицированных женщин рождаются здоровыми. Существенно увеличена доступность необходимых лекарств, многие из которых сегодня производятся российскими предприятиями.

    Как вы полагаете, какие меры профилактики ВИЧ/СПИД стоит предпринимать?

    Что нужно делать, чтобы защитить себя от ВИЧ?


    Готовы ли вы принять участие в просветительских акциях, посвящённых проблеме ВИЧ/СПИД, и почему?

    Дополнительная информация:


    Даже очень маленькая инфекция способна разрушить всю имунную систему и организм останется без защиты.

    Скачать:

    Вложение Размер
    urok_-vich.docx 33.97 КБ

    Предварительный просмотр:

    План – конспект урока-тренинга

    учитель начальных классов

    ПАНКОВА ОЛЬГА АЛЕКСЕЕВНА

    Тема: ВИЧ. Пути заражения.
    Цель : расширить знания уч-ся о ВИЧ, СПИДе, о возможных путях заражения,

    познакомить с советами врачей, как уберечься от ВИЧ;

    развивать навыки соблюдения личной гигиены, память, речь, креативное

    воспитывать сознательное отношение к своему здоровью, милосердие,

    гуманное отношение к ВИЧ - инфицированным..
    Оборудование: 1. таблички: организм -10 шт., иммунитет – 14 шт.,

    2. Таблички – дорожные указатели: дорога 1, дорога 2, дорога 3,

    3. ребус ……. (здоровье) – бесценный дар.

    4. ВИЧ – вирус, СПИД – болезнь.

    5. Чистые листы на каждого ученика – индикаторы настроения.

    6. прищепки : желтые, красные, синие, 1 деревянная.


    1. Организация класса.

    2. Вступительная часть:
      А) НПП (нервно-психическая подготовка) – нарисовать индикатор настроения.

    Б) работа с поговоркой ( восстановить, объяснить).
    … (здоровье) – бесценный дар.

    ^ В) Выбор направления нашего урока .

    потеряешь.
    - Дорога № 2 – половину сундука золота найдешь, половину

    здоровья потеряешь.
    - Дорога № 3 – сундук золота не найдешь, но здоровье


    ^ Г) Притча о странниках.
    Три странника заночевали на берегу моря. На них упал столб света и раздался голос. Он сказал странникам набрать полные сумки гальки, и через сутки они будут сначала радоваться, а потом плакать. Голос замолчал и свет исчез. Странникам очень не хотелось тащить тяжелые сумки и потому они набрали гальки немного. Утром они пустились снова в путь. Вечером, остановившись на ночлег, они заглянули в свои сумки и обрадовались, т.к. в них лежали драгоценные камни. Но потом они заплакали, т. к. поняли, что могли набрать камней больше.

    Вывод: мы не всегда берем те знания, которые нам предлагают, а потом жалеем об этом.


    1. Основная часть.


    ^ А) Ассоциативный куст .

    ^ В) Рассказ учителя с элементами беседы :

    - инфекционные заболевания ( авторитетный источник – энциклопедия – предложить одному из детей найти соответствующую информацию в энциклопедии и зачитать);

    - инфекции возникают под воздействием вирусов или бактерий, живут в теле человека или на его поверхности, передаются другим организмам;

    существуют легкие , с которыми организм легко справляется,

    есть опасные (ВИЧ, оспа, туберкулез и др.)

    Цель игры : показать пути заражения инфекциями.
    Ход игры : дети за короткое время должны взять друг у друга автографы.

    инфекция имеет инкубационный период.
    Д) Иммунитет – от лат. Immunitas – освобождение, избавление – невосприимчивость к инфекциям.

    Цель игры : показать, как инфекция ослабляет иммунную систему. Организм – крепость, иммунитет – войско, ВИЧ – враг.
    Ход игры . Дети делятся на три группы. 1-я группа (самая большая) –иммунитет – становится, плотно прижимаясь друг к другу, в центре класса.

    2-я группа ( половина первой по количеству участников) – это организм – становятся в круг, взявшись за руки, вокруг первой группы. 3-я группа – это инфекция (самая маленькая группа по численности участников). По команде инфекция, бегая по внешней стороне круга, дотрагивается до участников внутри круга. Каждый, до кого дотронулись. Выбывает из игры. В ходе игры в центре круга остаётся очень мало участников. Игра останавливается.
    ^ Вывод : даже очень маленькая инфекция способна разрушить всю иммунную систему и организм останется без защиты.
    Е) Беседа о ВИЧ и о СПИДе .

    * Сведения из энциклопедии.

    * Рассказ учителя : ** инкубационный период ( от 1месяца до 6 лет)

    ** особых признаков нет

    ** путей заражения только 3: 1. через кровь,

    3. половым путем;

    ** в мире на каждую 100 чел –к - 1 – ВИЧ –

    ** лечение (антиретровирусная терапия позволяет жить

    до старости, родить здоровых детей).


    1. ^ Закрепление и осмысление материала.

    Ход игры: учитель читает тезисы, а ученики определяют, является это фактом или выдумкой, доказывают свой выбор.
    - СПИДом можно заразиться воздушно – капельным путем (кашель, чихание). -

    - СПИДом заражают через посуду -

    - по наследству от мамы +

    - через укусы насекомых –

    - обязательно нужно пользоваться одноразовыми шприцами +

    - у инфицированной мамы обязательно родится инфицированный ребенок -

    - заразится человек ВИЧ или нет, зависит только от его поведения - (от мамы, от укола и т.д.)
    ^ Б) Беседа о милосердии и гуманном отношении к ВИЧ – инфицированным.

    Цель: показать, что чувствует человек, который болен СПИДом.
    Ход игры: всем детям на спину цепляют прищепку. Задание: без слов разобраться в команды по цвету прищепок. Все дети становятся в команды, а одного ребенка (с деревянной прищепкой) выпихивают. Расспросить, что чувствует этот ребенок.
    ^ 5) Обобщение и систематизация знаний.

    - является ли СПИД вирусным заболеванием? +

    - распознается ли СПИД по каким-либо признакам? -

    - можно ли заразиться ВИЧ через бытовые предметы? -

    - Можно ли прикасаться к больному СПИДом? +

    - Можно ли поднимать на улице использованные шприцы? - ( остатки крови).

    - передается ли СПИД через кашель или чихание? –
    Б) Работа в группах.

    1 группа – Рассказать про ВИЧ и СПИД

    2 группа - Составить инструкцию по профилактике СПИДа.

    3 группа – Нарисовать портрет вируса.
    6) Итог урока.
    7) Заключительная часть:

    Читайте также:

    Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
    При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.