Социальное консультирование вич инфицированных

– умение активно слушать,

– открытые и уточняющие вопросы,

– умение придерживаться темы,

– коррекция ложных представлений.

Открытые вопросы дают лучшую возможность общения, чем закрытые вопросы. Это происходит потому, что они более открыто приглашают к разговору и не ограничивают больного в его ответах.

Вы хорошо себя чувствуете?

Отправляетесь ли Вы домой на выходные?

Вам нужна будет патронажная сестра?

Как Вы себя чувствуете?

Каковы Ваши планы на выходные?

Какая помощь, как Вы думаете, Вам может понадобиться?

– проводите ее просто, избегайте чересчур научного языка;

– принимайте во внимание образование и личность больного, когда Вы решаете, как раскрыть информацию;

– не передавайте всю диагностическую информацию во время одного интервью, если вопросы очень сложные;

– оставляйте паузы для вопросов больного;

– не спорьте с отказом, он может играть практическую роль для больного;

– всегда спрашивайте больного, что ему было сказано и что он понимает о природе / значении болезни;

– не уничтожайте всех надежд;

– не говорите никакой неправды;

– внимательно относитесь к ценностям больного и тому, как они могут повлиять не уступчивость больного и результаты вмешательства;

– не подрывайте право больного на свое собственное волеизъявление.

– адаптировать объем и сложность информации к образовательному уровню группы;

– пропагандировать переход к безопасному поведению, в том числе соблюдение правил безопасных половых контактов;

– использовать учебно-методические разработки, такие как видеофильмы и ролевые игры для лучшего условения группой основных понятий;

– обладать знаниями и навыками, позволяющими уверенно отвечать на вопросы;

– оценивать потребность в индивидуальном консультировании и направлениях.

– обсудить значение результата теста;

– определить, осознает ли женщина смысл результата, и дать ей возможность выразить свои чувства;

– обсудить первоочередные проблемы;

– разъяснить главные вопросы ППМР. Обсудить и поддержать АРВ терапию и профилактику, выбор метода вскармливания;

– обсудить раскрытие ВИЧ-статуса и обследование партнера;

– посоветовать продолжить дородовое наблюдение и подчеркнуть важность родов в отделении, проводящем мероприятия ППМР.

– специализированные поликлиники для лечения ВИЧ-инфицированных детей обеспечивают квалифицированной медицинской помощью и консультированием для решения соответствующих психологических, социальных, экономических, диетологических, функционально-реабилитационных и фармакологических проблем;

– детальная социально-психологическая оценка и план лечения многопрофильной командой для каждого ребенка и каждой семьи;

– доступность индивидуальной, парной, семейной и групповой социально-психологической терапии на местах и в других учреждениях, которые связаны с ресурсами сообществ;

– ресурсы сообществ, предлагающих практическую помощь, визиты в больницу, периодическую разгрузку людей, которые ухаживают за больными, транспортировка, юридическая защита, лечение детей и уход за ними, помощь в поисках юридической поддержки, обеспечение диетическими продуктами и детским питанием, одеждой, подгузниками и предметами ухода за детьми;

– летние лагеря и другие социальные программы для расширения сети социальной поддержки для ВИЧ-инфицированных детей и семей;

– консультирование партнера беременной женщины позволяет посоветовать ему придерживаться правил безопасных половых контактов, пользоваться презервативами и сократить число половых партнеров;

– в ходе консультации медицинский работник может подчеркнуть ответственность мужчины за охрану здоровья его жены, партнерши, семьи;

– одновременное тестирование обоих партнеров на ВИЧ позволяет снизить вероятность обвинения женщины в том, что она принесла ВИЧ в семью;

– выявление несовпадающих по ВИЧ-статусу пар (один партнер ВИЧ-положительный, другой – ВИЧ-отрицательный) позволяет в ходе консультирования обсудить правила безопасных половых контактов.

Группы, которые возглавляют представители сообществ. Различные группы для ВИЧ-инфицированных и пораженных эпидемией детей, рассчитанные на разные возрастные категории (от 6 до 16 лет).

– ­решение: сохранение/прерывание беременности у ВИЧ-инфицированных родителей;

– сложности определения оптимального времени сообщения ВИЧ-положительному ребенку о его диагнозе;

– проблемы сообщения родственникам, друзьям, соседям, начальству на работе о диагнозе ВИЧ-инфекции у ребенка;

– изоляция и социальная стигматизация;

– депрессия, горе и дезориентация;

– угроза сохранению и функционированию семьи;

– гнев (чувство вины), обвинение обстоятельств заражения;

– усталость, вызванная сложностью ухода за больным ребенком;

– отсутствие необходимых элементарных средств и поддержки;

– отсутствие финансовых ресурсов;

– у детей более старшего возраста и подростков – проблемы сексуальности, информации о безопасном сексе, информация о ВИЧ-инфекции полового партнера, проблемы наркомании, принятие решения в случае наступления беременности;

– проблемы паллиативной терапии.

Психологические аспекты, связанные с ВИЧ-инфекцией у нескольких членов одной семьи:

– жизнь в условиях неясности о дальнейшей эволюции болезни;

– страх множественных потерь;

– чрезмерный груз ответственности, cтpecc и борьба с ситуацией;

– нарушение функций родителей / механизмы адаптации;

– информирование детей о наличии ВИЧ-инфекции у родителей;

– взаимные чувства гнева, обвинения, вины;

– изоляция, стигматизация, отсутствие поддержки;

– горе по поводу ухудшения физического состояния, самооценки, сексуальности и репродуктивного потенциала;

– наркомания и бедность;

– семейная наркомания и одиночество;

– развитие аффектации/тревожных состояний и других психических расстройств.

Психологическая оценка ожидаемой адаптации семьи к ВИЧ-инфекции:

– информирование ребенка и семьи о диагнозе и реакция на наличие болезни;

– убеждения, отношение и ожидания в отношении лечения и исхода;

– способность противостоять болезни во время предшествовавших кризисов;

– история депрессивных состояний и/или злоупотребления наркотиками или алкоголем;

– характер и стабильность жилища и работы;

– кто обеспокоен диагнозом ВИЧ-инфекции и какова реакция этих людей?

– социально-экономический статус семьи;

– социально-культурные факторы и религиозные верования, которые могут оказывать влияние на выбор решения о лечении и адаптации;

– история предшествующих потерь;

– источники эмоциональной и финансовой поддержки; наличие медицинской страховки;

Психосоциальное консультирование

Кабинет психосоциального консультирования и добровольного обследования на ВИЧ-инфекцию, в том числе анонимного (далее кабинет ПСК)

Консультативную помощь предоставляют:

  • медицинский психолог
  • специалист по социальной работе

Основные принципы работы сотрудников кабинета:

  • предоставлять достоверную информацию о лечении ВИЧ-инфекции на общедоступном языке
  • оценивать жизненную ситуацию, а не пациента
  • отвечать индивидуальным потребностям обратившегося
  • поддерживать самостоятельность человека.

Адаптация к жизни с ВИЧ-инфекцией, формирование приверженности специфическому лечению (антиретровирусной терапии — АРВТ) требует особой психологической и социальной помощи и поддержки.

Причины обращения к специалистам кабинета ПСК могут быть разные:

Люди, живущие с ВИЧ-инфекцией, часто нуждаются в консультативной помощи по социальным вопросам, чтобы:

  • восстановить когда-то утраченные документы;
  • оформить детские пенсию и пособия;
  • связаться с государственными и негосударственными службами, оказывающими социально-психологическую помощь;
  • устроиться на работу или сменить ее.

Вы можете иметь сразу несколько из перечисленных причин для обращения, или Вам хочется обсудить вопрос, которого нет в этом списке. Мы готовы помочь Вам стать более компетентными по разным вопросам, связанным с ВИЧ-инфекцией. Это поможет снизить и/или преодолеть многие страхи и барьеры.

Кто может обратиться за помощью к специалистам кабинета ПСК:

  • пациент Центра СПИД
  • взрослый, ухаживающий за ВИЧ-инфицированным ребенком/подростком
  • партнер ВИЧ-инфицированного человека*;
  • родственник ВИЧ-инфицированного человека*;
  • друг ВИЧ-инфицированного человека*.

*помощь оказывается, если о ней просит пациент Центра СПИД или если она необходима недееспособному пациенту.

Направления работы и услуги, которые предоставляют специалисты кабинета ПСК

Обследование на ВИЧ – инфекцию с до- и послетестовым консультированием (кабинет 17, 20).

На консультации Вы можете задать интересующие Вас вопросы, связанные с рисками заражения ВИЧ, а также получить информацию о том, как избежать этих рисков. Возможно анонимное обследование на ВИЧ. В этом случае Вы не должны предоставлять какие-либо документы.

Результаты анализов также выдает консультант кабинета при личном присутствии человека, сдавшего анализ.

Психологическое индивидуальное консультирование (кабинет 17)

Индивидуальная психологическая консультация может длиться до 50 минут, в течение которых психолог проводит следующие мероприятия:

  • кризисное консультирование – оказание психологической помощи в кризисных ситуациях (известие о диагнозе, начало АРВТ, смерть близкого человека и другие)
  • консультирование по вопросам, связанным с жизнью с ВИЧ-инфекцией (привыкание к жизни с хроническим заболеванием, благоприятное раскрытие своего диагноза или диагноза у ребенка для близких, планирование семьи, навыки безопасного поведения и др.)
  • консультирование при подготовке к началу приема АРВТ, при возобновлении АРВТ после перерыва, при возникших трудностях на фоне приема АРВТ, влияющих на соблюдение режима.

Психосоциальное сопровождение беременных женщин (кабинет 17 или 20)

Если Вы наблюдаетесь в нашем Центра в связи с планированием семьи или с наступившей беременностью, то мы приглашаем Вас на регулярные встречи со специалистами кабинета ПСК для обсуждения следующих тем:

  • Планирование родов у ВИЧ-инфицированных женщин.
  • Приемлемость применения антиретровирусных препаратов для пользы самой женщины и для предотвращения передачи инфекции от матери ребенку.
  • Полноценное питание женщины до и после родов.
  • Подготовка к родам; роддому.
  • Уход за ребенком; искусственное вскармливание; педиатрическая служба; социальные пособия.
  • ВИЧ-тестирование младенца и организация его последующего наблюдения.
  • Ориентирование женщины в вопросах социальной помощи для матери и ребенка.
  • Взаимоотношения с родными и близкими людьми.

Психологическая помощь детям, живущим с ВИЧ, и их семьям (кабинет 17)

  • психологическая диагностика ВИЧ+ ребенка с целью оценки особенностей развития и своевременной коррекции первичных признаков нарушений познавательных функций;
  • консультирование по вопросам индивидуальных особенностей ВИЧ+ ребенка, трудностей в детско-родительских взаимоотношениях, в поведении и развитии ребенка;
  • подготовка семьи и ВИЧ+ ребенка к осведомлению об особенностях заболевания и раскрытию статуса болезни ребенку;
  • формирование и поддержание приверженности к лечению у детей;
  • психологическое сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с целью адаптации к жизни с хроническим заболеванием и укрепления приверженности к лечению.

Консультирование психолога на платной основе:

  1. Если Вы не состоите на диспансерном учете в Центре СПИД (ваш ВИЧ-статус не имеет значения).
  2. Причина Вашего обращения не связана с ВИЧ-инфекцией.
  3. Вы хотите пройти углублённое экспериментально-психологическое обследование (в том числе исследование личностных особенностей).

Условия оказания платных услуг:

  • записаться по рабочим дням можно на любое свободное время
  • получить информацию о стоимости консультации и произвести оплату в кассе
  • приём осуществляется по предварительной записи по предъявлении чека об оплате
  • запись на консультацию производится в регистратуре
  • Вы можете перенести время приёма или отказаться от консультации, вернув деньги, не позднее 15.00 предыдущего дня

Говоря о стрессе, сопровождающем жизнь ВИЧ – инфицированного человека и о стратегиях совладания с ним, нельзя не упомянуть психосоциальное консультирование (ПКТ), которое проводится при тестировании на ВИЧ – инфекцию.

Целью ПКТ является узнавание и понимание инфицированными своего ВИЧ – статуса. Кроме того, в случае отрицательного результата, консультирование помогает принять решение относительно сексуального / рискованного поведения, чтобы в будущем избежать заражения. Если же тестирование показало положительный результат, то основное направление помощи – понимание пациентом, куда можно обратиться за помощью и поддержкой, понимание путей совладания с переживаниями, понимание того, как предотвратить передачу вируса сексуальному партнеру (-ам).

Согласно глобальной программе ВОЗ по борьбе с ВИЧ/СПИДом, консультирование по вопросам ВИЧ – СПИД – конфиденциальный диалог между клиентом и консультантом, что даёт обратившемуся возможность совладать со стрессом и принять решение относительно ВИЧ – инфекции.

Этапы консультирования при тестировании на ВИЧ – инфекцию:

1. Дотестовое консультирование

Консультирование проводится индивидуально и ориентировано на потребности обследуемого. Для оказания эффективной помощи, консультанту необходимо обладать следующей информацией о тестируемом:

a. Что стало причиной желания пройти этот тест?

b. Способность клиента усвоить информацию, предоставленную консультантом

c. Способность обследуемого сохранять самообладание

d. Потребность пациента в поддержке

Основной инструмент для оценки жизненной ситуации тестируемого, особенностей его психики, оценки его социального статуса и риска инфицирования – интервью. Для того, чтобы облегчить эту задачу можно использовать анкету, в которой будут представлены варианты ответов на большую часть вопросов и клиенту остаётся только выбрать необходимый.

Первые 5-6 вопросов интервью/анкеты позволяют, где, в том случае, если тестирование покажет положительный результат, человек сможет наблюдаться и лечиться, а также информация, помогающая определить социальный статус тестируемого. Это, в свою очередь, даёт возможность оценить вероятность рисков, при учёте эпидемиологической ситуации в регионе.

Возможные варианты ответов могут быть следующими:

· Партнер инфицирован ВИЧ

· Страх заражения ВИЧ – инфекцией

· По направлению врача

· Являюсь (являлся) потребителем инъекционных наркотиков

· По причине случайного и/или незащищенного сексуального контакта

· Презерватив при сексуальном контакте не использовался или порвался

· Получил (-а) положительный результат тестирования в другом учреждении

Такой способ даёт пациенту возможность настроиться на предстоящую беседу и сформулировать те вопросы, которые ему необходимо обсудить, консультанту же позволяет быстро сориентироваться по вопросам оценки поведения информанта (какое поведение можно отнести к рискованному, а какое – нет), степени осведомленности относительно ВИЧ – инфекции, определения того, какие сведения информанту необходимо знать, а также вопросам достоверности имеющихся у обследуемого знаний относительно вируса иммунодефицита человека и того, что можно порекомендовать обследуемому.

Во время проведения интервью/ после просмотра заполненной анкеты, консультант должен отметить те факторы, которые указывают на риски возможного заражения ВИЧ – инфекцией у данного пациента и без предубеждений обсудить частоту и типы сексуальных отношений, половые отношения с лицами, относящимися к группе повышенного риска, количество половых партнеров и их постоянство, использование презервативов, если пациент употребляет психоактивные вещества – выяснить тип и дозу, способы его введения ( при консультировании наркозависимых) и многие другие вопросы, актуальные для каждого конкретного случая.

Важный аспект консультирования – поднять вопрос об использовании информантом презервативов, не учитывая при этом ВИЧ – статус сексуального партнера.

2. ВИЧ – тестирование / Отказ от забора крови

3. Послетестовое консультирование

a. При отрицательном результате

Согласно статистике, люди с отрицательным ВИЧ – статусом чаще используют презервативы и реже вступают в связь с представителями групп риска, нежели ВИЧ –позитивные. Важность консультирования при отрицательном результате теста в том, чтобы, во время обсуждения степени риска заражения вирусом иммунодефицита человека, мотивировать пациента на снижение этого риска или же его устранение.

b. При неопределенном и положительном результате анализа

Неопределенный результат теста на ВИЧ – инфекцию может свидетельствовать или о том, что заражение произошло недавно и концентрация антител в крови недостаточная, или о наличии других хронических заболеваний, дающих при тестировании реакцию, сходную с реакцией на белки ВИЧ. В таком случае, задача консультанта – разъяснить необходимость повторного прохождения тестирования для получения обследуемым точной информации относительно своего ВИЧ – статуса, а также сконцентрировать внимание на поведенческих рисках и мотивировать пациента на безопасное поведение для того, чтобы предупредить возможные новые случаи заражения. Кроме того, от консультанта может потребоваться оказание срочной кризисной помощи, т.к. получение неопределенного результата может стать причиной возникновения различных эмоциональных реакций, в том числе и стрессовых.

В случае с получением положительного результата, цель консультирования – помочь человеку принять свой диагноз, а также помочь определиться с тем, как именно сообщить эту новость своему партнеру.

Когда у человека выявляют ВИЧ – инфекцию, этот факт для него – сильное эмоциональное потрясение. Его сила индивидуальна для каждого конкретного человека. В одних случаях это ограничивается только подавленностью и горем, в других – доходит до суицидных мыслей.

В 1999 г. С.Кремер выделил несколько видов реакций на положительный результат теста на ВИЧ – инфекцию:

· Страх и депрессия

· Сопротивление и отчаяние

· Реакции в контексте новых терапевтических возможностей

В том случае, если консультант успешно доносит до пациента информацию о том, что ситуация в борьбе с ВИЧ – инфекцией прогрессирует и что ему доступно современное лечение и пациент примет свой диагноз, возможно добиться позитивного развития кризисной ситуации. Если консультант имеет возможность поддерживать контакт с пациентом, то для работы с кризисным состоянием можно использовать схему А.Финзена.

· Выяснение ситуации и всех сопутствующих обстоятельств

· Оценка опасности и остроты кризиса, оценка общей психологической ситуации

· Необходимо расспросить пациента и серьёзно воспринимать его суицидальные намерения

· Предпринять необходимые действия

· Активизировать имеющиеся психологические способности клиента

· Сосредоточить внимание на основной проблеме

· Установить временные границы, после которых нужно обдумать дальнейшие психокоррекционные меры.

Следует заметить, что причиной стресса, связанного с ВИЧ – инфекцией может стать не только получение позитивного результата теста на антитела к ВИЧ, но также обеспокоенностью в необходимости последующих действий: раскрытия диагноза своему партнеру, ограничения сексуальной жизни, неопределенность в отношении того, оставаться ли ему активным в своей профессиональной деятельности. Соответственно, целью кризисного вмешательства является уменьшение травмирующего влияния проблемной ситуации и стабилизация состояния человека.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

В странах, которые столкнулись с проблемой эпидемии ВИЧ-инфекции, в течение последнего десятилетия постепенно сложилась система консультирования, связанного с ВИЧ-инфекцией, выполняющего ряд функций: от профилактической до просветительской.

Психологическое консультирование по проблемам ВИЧ/СПИДа — это процесс, цель которого — обеспечение профилактики ВИЧ-инфекции и её передачи, а также оказание психосоциальной поддержки тем, кто уже заражен. При этом профилактика и поддержка рассматриваются как взаимодополняющие процессы.

Консультирование при ВИЧ-инфекции проводится в форме собеседования. Глобальная программа Всемирной организации здравоохранения по борьбе со СПИДом (UNAINDS) определяет понятие консультирования как конфиденциальный диалог между клиентом (обратившимся лицом) и консультантом (лицом, предоставляющим поддержку), имеющий целью помочь клиенту преодолеть психоэмоциональный стресс и принять свои собственные решения относительно ВИЧ-инфекции.

Процесс консультирования включает в себя оценку степени личного риска передачи ВИЧ-инфекции и обеспечение поведения, облегчающего профилактику.

Цель консультирования при ВИЧ-инфекции состоит в том, чтобы обеспечить такой тип психологической поддержки и ощущение личной ответственности, какие требуются для изменения образа жизни в отношении ВИЧ-инфекции.

Основные задачи консультирования — это профилактика распространения ВИЧ-инфекции, обучение населения безопасному половому поведению, оказание психологической поддержки обратившимся. Консультирование предусматривает оказание помощи людям в определении характера проблем, с которыми они сталкиваются, а затем в принятии решения о том, что они способны реально сделать, чтобы ослабить воздействие этих проблем на себя и своих близких.

Предупреждение распространения ВИЧ-инфекции можно проводить путем формирования у консультируемых ответственности за свое поведение и нацеливания при необходимости на изменение образа жизни на менее рискованный.

Оказание психосоциальной и информационной поддержки ВИЧ-инфицированным лицам является одной из важнейших задач консультирования. Профилактика и поддержка — взаимодополняющие процессы: без обеспечения психологической поддержки рекомендации по профилактике могут не достичь цели.

Консультирование приводит к формированию у всех людей адекватного отношения к сложившейся ситуации с ВИЧ-инфекцией. Предоставление достоверной информации, формирование правильного представления о ВИЧ-инфекции и СПИДе помогают избежать необоснованных страхов, слухов, домыслов, выработать гуманное отношение к инфицированным.

Консультирование, ориентированное на учет индивидуальных особенностей обратившихся, является эффективным средством профилактики ВИЧ-инфекции. Помимо эмоциональной поддержки, в процессе консультирования оценивается индивидуальный риск заражения, а также стимулируется принятие решения о выборе способа профилактики заболевания. При этом важен подход, который выделяет всё положительное, акцентирует сильные стороны личности обратившегося. Именно выявление положительных моментов приводит к активности и достижению результата.

Консультации по вопросам ВИЧ/СПИДа легкодоступны. Все сведения, полученные в процессе консультирования, являются конфиденциальными. Взаимоотношения участвующих в консультировании основываются на том принципе, что все обсуждаемые вопросы носят частный характер, если только сам обратившийся не решит поделиться этой информацией ещё с кем-нибудь.

Клиенты часто ожидают, что консультант возьмет на себя ответственность за успех их дальнейшей жизни и разрешит все насущные проблемы. Основная же задача консультирования состоит в том, чтобы помочь клиенту в выявлении его внутренних ресурсов и устранении факторов, мешающих их использованию.

Консультирование проводят: или специалист по психосоциальной поддержке, или врач-эпидемиолог, или врач-инфекционист, или лицо, прошедшее специальную подготовку по консультированию по вопросам ВИЧ-инфекции. В отдельных случаях при необходимости прибегают к помощи психиатра.

Псохосоциальное консультирование по вопросам ВИЧ-инфекции проводятся для:

людей, обеспокоенных возможностью заражения ВИЧ;

людей, желающих пройти тестирование на антитела к ВИЧ;

людей, прошедших тестирование, у которых была или не была обнаружена ВИЧ-инфекция;

людей, которые решили не проверяться, несмотря на то, что их поведение в прошлом или настоящем связано с риском заражения;

людей, испытывающих трудности с трудоустройством, жильем, деньгами, семьей и прочее в результате ВИЧ-инфекции;

членов семьи и друзей ВИЧ-инфицированных лиц;

половых партнеров ВИЧ-инфицированных людей;

лиц, принимающих наркотики внутривенно совместно с ВИЧ-инфицированными лицами;

людей, находящихся в одном стационаре с ВИЧ-инфицированными лицами, если они об этом информированы;

медико-санитарных и других работников, регулярно вступающих в контакт с лицами, зараженными ВИЧ или зараженным материалом;

руководителей и сотрудников учреждений и организаций, где работают или учатся ВИЧ-инфицированные лица;

людей, страдающих СПИДофобией.

19 нет-45

Профилактика – это ряд мер, соблюдая которые человек может не только предупредить развитие заболевания, но еще и сохранить нормальное общее состояние в том случае, если заболевание уже имеется

Целью профилактического образования является формирование здорового образа жизни и ответственного поведения детей, подростков и молодежи.

1. Личностный уровень – воздействие, направленное на отдельного человека с целью сохранения его здоровья.

2. Семейный уровень (уровень ближайшего окружения) – воздействие, направленное на семью человека и его ближайшее окружение (друзья и все, кто непосредственно взаимодействует с человеком) с целью создания условий, при которых сама среда будет носить безопасный характер и помогать формировать ценности здоровья, заботы о себе.

3. Социальный уровень – воздействие на общество в целом, с целью изменения общественных норм по отношению к социально-нежелательным (рискованным) практикам.

4. Главное в профилактике- широкое распространение знаний и информированности о том, как передается ВИЧ и как можно предотвратить инфицирование

· Беседа. Изложение информации в форме диалога на основе вопрос-ответного метода. Процент усвоения информации при проведении беседы 10%. Плюсы: оперативность, экономичность

· Самостоятельное изучение – чтение. В среднем усваивается 10% информации. Важнейшее значение при этом имеет мотивация на чтение информационного материала. Достоинство: возможность большого охвата.

· Использование аудио-визуальных средств. Позволяют задействовать дополнительный канал восприятия, а также создать и усилить эмоциональные переживания. Эффективность усвоения - 20

· Использование наглядных пособий. Наглядное пособие – полный или частичный аналог предмета изучения. Типы наглядных пособий: натуральные (вещественные), условные графические изображения (чертежи, карты, схемы), знаковые модели (графики, диаграммы, формулы). Информация усваивается всеми каналами восприятия с 30 эффектом.

· Обсуждение в группах (дискуссии, мозговые штурмы). Обмен мнениями, впечатлениями, обущениями. Позволяет участникам думать, анализировать, делиться выводами, выслушивать другие мнения. Процент усвоения 50 при условии наличия ведущего, умеющего вести дискуссии. Недостаток: ограниченный охват.

· Обучение практикой действия: ролевые игры, игровые ситуации, практические занятия, лабораторные работы, самостоятельные исследования. Эффективность 70%. Минус: ограниченный охват, затратность.

· Выступление в роли обучающего. Самая эффективная форма - 90% усвоения. Недостатки: невозможность широкого охвата, затратность.

· Профилактический семинар - групповое занятие, которое построено в форме обсуждения проблемы, информационных сообщений, групповых заданий, игр, позволяющие в активной форме передать информацию о проблеме, создать условия для того, чтобы участники задумались о проблеме и сформировали свое отношение к ней.

· Тренинг развития навыков - групповое занятие, проводимое с использованием социально-психологических методов работы с группой, предполагающее более глубокое изучение проблемы, формирование и отработку навыков, необходимых для ее предупреждения. Семинар-тренинг – совокупность профилактического семинара и тренинга развития навыков, а также других методов работы, организованная таким образом, что обучающий процесс переживается как часть реальной жизни. Позволяет добиться высокой эффективности.

· Акция - массовое мероприятие, проводимое с целью привлечения внимания людей к проблеме и донесения в доступной форме необходимого минимума

Нет-46

Сущность планирования социально-педагогической деятельности в условиях школы заключается в определении основных видов деятельности и мероприятий с учетом конкретных исполнителей и сроков исполнения. Планирование социально-педагогической деятельности определяет ее структуру и содержание на конкретный период.

Цель планирования работы социального педагога - координация действий с администрацией и педагогическим коллективом с одной стороны, и с коллективом учащихся, родителей, общественными структурами - с другой; установление сроков реализации решений; уточнение приоритетных направлений, решений, этапов деятельности.

Эффективность планирования социально-педагогической деятельности зависит от четких представлений о том уровне, на котором находится ее предмет к началу планирования, и о результатах работы к концу планируемого периода; от выбора эффективных путей и средств достижения целей.

К числу основных принципов планирования специалисты относят:

· научность - социальная актуальность основных позиции плана, его адекватность реальной ситуации, педагогическая целесообразность и необходимость проведения планируемых мероприятий. Научное планирование предполагаем учет социальных и экономических закономерностей развития общества, психолого-педагогических и социально-педагогических закономерностей воспитания, всесторонний анализ сложившихся тенденций, перспектив и специфики работы;

· согласованность - соотнесение и координация плана работы социального педагога с планами работы школы, отдельных подразделений образовательного учреждения и др.;

· оптимальность - выбор содержания и формы плана, наиболее подходящих для конкретных условий;

· перспективность - построение плана с учетом близких и дальних перспектив, отдаленных, но конкретных задач и целей;

· коллегиальность - использование форм коллективного планирования, учет мнения заинтересованных лиц и структур, оценка экспертов;

· конкретность - четкость формулировок, сроков, указание непосредственных исполнителей.

В деятельности социального педагога используются различные формы планов:

· план годовой или на полугодие, в образовательном учреждении выступающий как часть плана работы школы (перспективный план); возможно планирование и на более длительный срок;

· план работы на более короткий срок, как правило, на четверть, месяц, неделю (календарный план); формой представления такого плана выступают циклограммы, планы-графики и планы-сетки;

· план проведения конкретных акций, форм работы, планирование деятельности в отношении конкретных проблем, конкретных подопечных.

Перспективный план отражает цели и движение к ним на ближайшее будущее. Он выстраивается на основе анализа прошлого с учетом настоящего состояния дел.

Перспективный план может иметь следующую структуру:

· аналитическую записку (состояние социальной жизни учащихся, наиболее актуальные проблемы, социальные группы детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, количественно-качественный анализ результативности работы социального педагога за прошедший период, характеристика его социальных связей и т. д.);

· цели и задачи работы;

· планирование по разделам (перечисление мероприятий, которые должны обеспечивать выполнение поставленных задач, сроки их проведения, должностные лица, совместно с которыми решаются эти задачи). К числу основных разделов относя профилактическую работу, защитно-охранную деятельность, организационную или координационную деятельность.

Календарное планирование уточняет определенные перспективным планом и оперативной обстановкой мероприятия и события. Календарный план в форме циклограммы составляется в случае, если четко установлена временная последовательность основных элементов социально-педагогической деятельности. План-график позволяет упорядочить предстоящую деятельность. План-сетка наглядно (с помощью матрицы, введения наглядных символов и обозначений) представляет весь объем запланированной работы на определенный период.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.