Ситуационные задачи по вич с ответами для медсестер

ВИЧ-ИНФЕКЦИЯ

Эталон ответа

1. Алгоритм действий медицинской сестры.

n Укушенную рану необходимо обильно промыть водой с мылом (вирус бешенства чувствителен к щелочным растворам).

n Обработать края раны 70% этиловым спиртом.

n ПХО не проводят в течение трех дней, если нет угрожающих жизни показаний, дополнительная травматизация тканей может способствовать более быстрому проникновению вируса по нервным волокнам в ЦНС.

n На рану накладывают стерильную сухую повязку.

n Больного отправляют для оказания специализированной помощи в травматологический пункт (травматологическое отделение) для введения антирабической вакцины и экстренной профилактики столбняка.

n Собирают сведения о животном, покусавшем пациента (известное или нет, привитое от бешенства или нет, был ли укус спровоцирован или нет).

n Сведения о пострадавшем передают в ЦГСЭН.

2. Если животное известно, то его необходимо осмотреть ветеринару, которому представляют документ о проведенных животному прививках против бешенства.

За животным устанавливают наблюдение сроком в 10 дней (вирус в слюне животного появляется в последние 10 дней инкубационного периода).

3. В случае укуса, оцарапания, ослюнения животным пострадавшему следует немедленно обратиться за медицинской помощью в любое медицинское учреждение. Каждый случай нападения животного на человека должен расцениваться как подозрительный на бешенство. Назначенный курс прививок нельзя преждевременно прерывать, так как это может отсрочить начало болезни. Бешенство до настоящего времени считается неизлечимой болезнью. Его можно только предупредить.

Задача № 1

В инфекционное отделение ЦРБ поступил пациент К., 22 лет, с жалобами на многократный жидкий стул с небольшой примесью крови в течение недели. Из анамнеза: в течение 3-х лет принимает наркотики внутривенно, 2 года тому назад поставлен диагноз: ВИЧ-инфекция.

Объективно: сознание ясное, кожа бледная, по ходу вены на передней поверхности левого предплечья имеются многочисленные следы от инъекций. Температура тела 37,2 о , пульс 58 уд/мин., слабого наполнения, АД 100/70.

Задания

1. Определите проблемы пациента; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.

2. Расскажите о режиме дезинфекции в палате для ВИЧ-инфицированных пациентов.

3. Продемонстрируйте забор кала на баканализ.

Ухудшение состояния пациента, связанное с развитием вторичных заболеваний на фоне иммунодефицита при ВИЧ-инфекции.

- многократный жидкий стул – диарея;

Потенциальная проблема: обезвоживание.

Приоритетная проблема: диарея.

Цель: уменьшить кратность стула; не допустить развития обезвоживания.

План Мотивация
1. Рассказать больному о правилах поведения в палате (боксе) инфекционного отделения. Адаптация пациента к условиям стационара, устранение дефицита знаний.
2. Выделить предметы ухода, горшок (судно) и обучить правилам пользования. Инфекционная безопасность, контроль за выделениями пациента, профилактика осложений.
3. Обеспечить уход за кожей перианальной области после каждого испражнения: промывание теплой водой с мылом, просушивание мягкой тканью и нанесение вазелина. Обучить пациента правилам гигиены. В случае тяжелого состояния больного восполнить дефицит самоухода. Для защиты кожных покровов от мацерации и нагноения.
4. Обучить пациента гигиеническим правилам. В целях профилактики заражения окружающих лиц.
5. Обеспечить пациента достаточным количеством жидкости (водно-солевые растворы, чай) и посоветовать пациенту принимать жидкость небольшими порциями, но часто. Для восполнения потерянной организмом жидкости и электролитов (калий, натрий).
6. Предложить пациенту принимать небольшие количества пищи с низким содержанием волокон через каждые 2 часа. Для поддержания жизненных функций организма.
7. Осуществить забор материала (крови, кала и т.д.) на исследования. Для выяснения причин диареи.
8. Проследить за приемом антидиарейных и кровоостанавливающих препаратов согласно назначения врача. Для эффективности лечения.
9. Проводить текущую дезинфекцию. Соблюдение инфекционной безопасности.
10. Установить наблюдение за психическим статусом и поведением больного. Предупреждение осложнений вызванных приему наркотиков.

Оценка: улучшение состояния пациента – прекращение диареи, признаков обезвоживания нет. Цель достигнута.

Студент рассказывает о режиме дезинфекции в палате для ВИЧ-инфицированных пациентов.

Загрязненное кровью и др. биоматериалом белье погружают в 3% раствор хлорамина на 2 часа. Палату больного, предметы обстановки двукратно орошают раствором 1 % раствора хлорамина, экспозиция – 60 мин. Санузел орошают гидропультом из расчета 250-300 мл/м 2 3% раствора хлорамина. Уборочный материал погружают в 3% раствор хлорамина на 60 минут. Выделения больного засыпают сухой хлорной известью или др. дез. растворами из расчета 1:5. Посуду из-под выделений погружают в 3% раствор хлорной извести на 60 мин. Посуду больного кипятят в 2% растворе пищевой соды 15 минут или погружают в 1% раствор хлорамина на 2 часа.

Студент демонстрирует технику взятия кала на бак. анализ согласно алгоритму манипуляции.

Задача № 2

В противотуберкулезный диспансер поступила пациентка 17 лет с диагнозом ВИЧ-инфекция, пневмоцистная пневмония? Через 3 дня после поступления возникла сильная одышка.

Объективно: сознание ясное, кожные покровы чистые, бледные, цианоз носогубного треугольника, частота дыхательных движений 40 за 1 мин., дыхание затрудненное, АД 140/90, температура 37,3 о . Живот мягкий, участвует в акте дыхания, безболезненный.

Задания

1. Определите проблемы пациентки; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.

2. Расскажите о технике приготовления сывороток для исследования на ВИЧ.

3. Продемонстрируйте взятие мокроты для бактериологического исследования.

Потенциальная проблема: ухудшение состояния пациента, связанное с прогрессированием ВИЧ-инфекции.

Приоритетная проблема: одышка.

Цель: уменьшить одышку.

План Мотивация
1. Обеспечить психический и физический покой. 1. Для эффективности лечения.
2. Поднять изголовье кровати или обеспечить полусидячее положение больного в постели. 2. Для облегчения дыхания.
3. Каждые 2 часа оценивать состояние дыхания пациента – частоту и качество дыхания, наличие кашля, цвет кожных покровов. 3. Для ранней диагностики и своевременной помощи в случае возникновения осложнений.
4. Научить пациента способам облегчения дыхания. 4. Для облегчения дыхания.

Оценка эффективности предоставляемой помощи: состояния пациента улучшилось, одышка и кашель уменьшились. Цель достигнута.

Студент рассказывает о технике приготовления сывороток для исследования на ВИЧ.

Кровь от больного отбирается в процедурном кабинете ЛПУ в количестве 3-5 мл в чистую стерильную посуду, отбор сыворотки проводится после предварительного отстаивания забранных образцов крови в течение 1,5-2 часов при комнатной температуре или в течение 1 часа при 37° С в термостате. Снятие сыворотки со сгустка позже 3-х часов после взятия крови недопустимо. Отбор сыворотки проводится в отдельной комнате или на специальном отведенном столе отдельным для каждой порции крови наконечником с помощью груши или автоматической пипеткой с одноразовым наконечником. Для лучшего отделения сыворотки рекомендуется обведение сформировавшегося сгустка крови индивидуальной стеклянной палочкой или пипеткой. Необходимо избегать попадания эритроцитов в сыворотку. Нельзя отбирать сыворотку, переливая ее из пузырька в пузырек. Это приводит к бактериальному загрязнению исследуемого материала, увеличивая риск аварии.

Студент демонстрирует взятие мокроты для бактериологического исследования согласно алгоритму манипуляции.

Мокроту для бактериологического исследования собирают либо во время кашлевого толчка, либо при бронхоскопии. Медицинская сестра должна обучить пациента правилам сбора мокроты во время кашлевого толчка. Обычно собирают утреннюю порцию мокроты. Пациент не должен прилагать усилия для отхаркивания, если в данный момент он не может выделить мокроту.

Следует помнить, что мокроту до исследования в лаборатории можно хранить не более 1-2 ч. в холодильнике при температуре 4° С, поэтому нужно доставить материал в лабораторию как можно быстрее, снабдив его сопроводительным документом.

Алгоритм действий медсестры:

- обеспечить больного стерильной банкой;

- пациент должен хорошо вычистить зубы;

- попросить прополоскать рот водой;

- попросить пациента сделать глубокий вдох и покашливание;

- собрать мокроту в банку (кол-во 3-5 мл);

- отправить в лабораторию;

- прикрепить направление с указанием Ф.И.О. и цели исследования.

Задача № 3

При выполнении лабораторных исследований в клинико-диагностической лаборатории сыворотка крови попала на открытый участок кожи лаборанта.

Задания

1. Расскажите, какими инфекционными заболеваниями может заразиться лаборант. Назовите пути передачи ВИЧ-инфекции и какой путь является приоритетным при данной ситуации.

2. Составьте план действий медицинского работника по профилактике заболевания ВИЧ-инфекций при контакте с биологическими жидкостями ВИЧ-инфицированного пациента.

3. Продемонстрируйте технику обработки рук при попадании на них биологических жидкостей пациента.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

№1.

Мужчина Р., 35 лет, обратился к дерматологу с жалобами на появление на коже сыпи темно-бурого цвета и язвочек на левой голени. Он отмечает повышение температуры, общую слабость, вялость. Сыпь появилась несколько дней назад, но до этого отмечалось сине-серое пятно на слизистой под языком, которое его не беспокоило. На голени, где сейчас видны язвочки, ранее были безболезненные узелки. Так как высыпания его не беспокоили, то за медицинской помощью он не обращался. Он женат, но имеет много случайных связей. В анамнезе: повторные фарингиты, затяжная пневмония, частые ОРЗ, дважды опоясывающий лишай. Год назад отмечался фурункулез, от которого долго не мог излечиться. Объективно: мужчина пониженного питания. Передне-заднешейные, подчелюстные, подмышечные, подключичные лимфатические узлы плотные, безболезненные, размером до 2-3 см, не спаяны между собой и с окружающей тканью. Температура 37,8°. На дне полости рта пятно буро-серого цвета размером 1x1,5 см с неровными краями. На коже лица, шеи, туловища, конечностей темно-бурая, местами сливная сыпь. Печень выступает на 1 см из-под края реберной дуги.

1.Ваш предполагаемый диагноз.

2.Какими лабораторными исследованиями необходимо подтвердить диагноз?

№2.

В пульмонологическом отделении более месяца на стационарном лечении находится

больная, 25 лет. В течение последних трех лет часто и длительно болела. В анамнезе острые респираторные заболевания, бронхиты, пневмонии. Антибиотикотерапия стала неэффективной. Состояние прогрессивно ухудшается. Появилась выраженная одышка, слабость, мучительный кашель на протяжении трех месяцев, резкое похудание (свыше 15 кг за пять месяцев), длительный субфебрилитет. Не замужем, вела беспорядочную половую жизнь.

Какое заболевание можно заподозрить? Есть ли клинические показания для обследования на ВИЧ-инфекцию? Наиболее вероятный инфекционный агент, вызвавший поражения легких (в анализе мокроты отмечается большое количество эозинофилов и пневмоцист)?

№3.

Больной 25 лет, холост. Страдает гемофилией. В заграничных командировках не был. Ежегодно получает в/венно препараты крови. За последние два года имел половые контакты с 10 женщинами. Результата иммуноферментного анализа крови на ВИЧ - положительный, подтвержден реакцией иммунного блотинга.

Назовите возможные пути заражения ВИЧ. Какая дополнительная информация необходима для установления пути инфицирования и выявления источника заражения?

№4.

При обследовании больного, поступившего на стационарное лечение по поводу перелома нижней трети голени, установлены признаки внутривенного введения наркотиков. От добровольного обследования на выявлении ВИЧ-инфекции больной категорически отказался. Есть ли правовая основа у персонала стационара подвергнуть больного обязательному обследованию? Достаточно ли ограничиться анализами на наличие антител к ВИЧ?

№5.

Ребенок, 2,5 лет, госпитализирован в стационар с диагнозом: острая пневмония, тяжелое течение. Состоит на учете в поликлинике как часто болеющий. Отмечается выраженная задержка темпов психомоторного и физического развития. При проведении лабораторного анализа крови выявлена тромбоцитопения, пониженное содержание гемоглобина. По свидетельству участкового педиатра семья относится к социально благополучным семьям. Есть ли основание у лечащего врача стационара провести исследование крови на наличие антител к ВИЧ?

№6.

В хирургическое отделение ЦРБ с многочисленными травмами, полученными в результате дорожно-транспортного происшествия, поступил гражданин из ближнего зарубежья. После оказания необходимой помощи, нуждается в дальнейшем лечении в условиях стационара. В РФ постоянно проживает свыше 6 месяцев. Визу на въезд не оформлял и сертификата об отсутствии ВИЧ-инфекции не имеет. Какие действия должны быть предприняты в отношении данного больного?

№7.

В результате неосторожного обращения с одноразовым шприцем, после его использования, надевания колпачка на иглу, произошел прокол перчатки с повреждением кожи. Ваши действия?

№8.

При проведении внутривенных инъекций кровь пациента попала на халат и обувь.

№9.

При выполнении лабораторных исследований в КДЛ сыворотка крови попала на открытый участок кожи рук лаборанта. Какие меры безопасности он должен предпринять?

№10.

Вы произвели забор крови для исследования на ВИЧ, обстоятельства не позволяют доставить

материал в лабораторию диагностики СПИД в течение суток.


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.



Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Смоленское областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

по ПМ. 07. Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными

МДК. 07.02. Безопасная среда для пациента и персонала

31.02.01. Лечебное дело углубленной подготовки

Ситуационная задача № 1

При заборе крови из вены у пациента с ВИЧ-инфекцией капля крови попала на кожу рук медсестры. Медсестра вымыла руки под проточной водой, высушила одноразовым полотенцем и пригласила следующего пациента.

Оцените действия медсестры.

Ситуационная задача № 2

При выполнении практической манипуляции капля крови пациента случайно попала вам в рот.

Ситуационная задача № 3

Процедурная медсестра после внутривенной инъекции пациенту с ВИЧ-инфекцией уколола палец использованной иглой. Медсестра сняла перчатки, сбросила их в контейнер с дезинфектантом, обработала поврежденный участок 70% спиртом и заклеила лейкопластырем.

Оцените действия медсестры.

Ситуационная задача № 4

При выполнении практической манипуляции капля биологической жидкости попала вам в глаза.

Эталоны ответов на ситуационные задачи

Ситуационная задача № 1

Действия медсестры не верны.

При заборе крови из вены медсестре необходимо было работать в

перчатках. При попадании крови или других биологических жидкостей на кожные покровы это место обрабатывают 70% спиртом, обмывают водой с мылом и повторно обрабатывают 70% спиртом.

Провести оформление аварийной ситуации:

- незамедлительно сообщить о случае аварийной ситуации старшей медицинской сестре или зав.отделением;

- как можно быстрее начать приём антиретровирусных препаратов в целях постконтактной профилактики заражения ВИЧ.

Ситуационная задача № 2

При попадании крови и других биологической жидкости пациента на слизистую рта: ротовую полость промыть большим количеством воды и прополоскать 70% раствором этилового спирта.

Провести оформление аварийной ситуации:

- незамедлительно сообщить о случае аварийной ситуации старшей медицинской сестре или зав.отделением;

- как можно быстрее начать приём антиретровирусных препаратов в целях постконтактной профилактики заражения ВИЧ.

Ситуационная задача № 3

Действия медсестры не верны.

В случае порезов и уколов нужно немедленно снять перчатки, вымыть руки с мылом под проточной водой, обработать руки 70% спиртом, смазать ранку 5 % спиртовым раствором йода.

Провести оформление аварийной ситуации:

- незамедлительно сообщить о случае аварийной ситуации старшей медицинской сестре или зав.отделением;

- как можно быстрее начать приём антиретровирусных препаратов в целях постконтактной профилактики заражения ВИЧ.

Ситуационная задача № 4

При попадании биологических жидкостей на слизистую глаз: слизистую оболочку глаза обильно промывают водой (не тереть).

Провести оформление аварийной ситуации:

- незамедлительно сообщить о случае аварийной ситуации старшей медицинской сестре или зав.отделением;

- как можно быстрее начать приём антиретровирусных препаратов в целях постконтактной профилактики заражения ВИЧ.

Выберите книгу со скидкой:


Мама устала. Как перестать "все успевать" и сделать самое главное

350 руб. 316.00 руб.


Наши хорошие подростки

350 руб. 550.00 руб.


Чего хочет ваш малыш? Учимся понимать новорожденного, когда он плачет + покет

350 руб. 260.00 руб.


Жизнь без школы: Как организовать семейное обучение для вашего ребенка + покет

350 руб. 230.00 руб.


Как разговаривать с подростком о вечных истинах

350 руб. 328.00 руб.


Тайны предметного мира Ребенка. О чем молчат ваши дети

350 руб. 287.00 руб.


Дядя из интернета любит меня больше, чем ты. Как защитить ребенка от опасностей интернета

350 руб. 598.00 руб.


Счастливый малыш до года: здоровье, психология, воспитание

350 руб. 328.00 руб.


Обойдемся без педагогики. Книга для родителей, которые хотят воспитывать детей самостоятельно

350 руб. 409.00 руб.


Как говорить с детьми о разводе. Строим здоровые отношения в изменившейся семье

350 руб. 427.00 руб.


Секретный мир детей в пространстве мира взрослых

350 руб. 240.00 руб.


Общение с детьми: 12 "нельзя", 12 "можно", 12 "надо"

350 руб. 250.00 руб.

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Бесплатный
Дистанционный конкурс "Стоп коронавирус"





  • Анискевич Татьяна НиколаевнаНаписать 0 23.12.2018

Номер материала: ДБ-323530

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р


Спикер: Анна Быкова (#лениваямама)

    23.12.2018 94
    23.12.2018 272
    23.12.2018 256
    23.12.2018 224
    23.12.2018 151
    23.12.2018 123
    23.12.2018 691
    23.12.2018 163

Не нашли то что искали?

Как организовать дистанционное обучение во время карантина?

Вам будут интересны эти курсы:

Информация о документе
Дата добавления:
Размер:
Доступные форматы для скачивания:

ВИЧ-ИНФЕКЦИЯ

Проблемно-ситуационные задачи с эталонами ответов

В инфекционное отделение ЦРБ поступил пациент К., 22 лет, с жалобами на многократный жидкий стул с небольшой примесью крови в течение недели. Из анамнеза: в течение 3-х лет принимает наркотики внутривенно, 2 года тому назад поставлен диагноз: ВИЧ-инфекция.

Объективно: сознание ясное, кожа бледная, по ходу вены на передней поверхности левого предплечья имеются многочисленные следы от инъекций. Температура тела 37,2 о , пульс 58 уд/мин., слабого наполнения, АД 100/70.

Задания

1. Определите проблемы пациента; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.

2. Расскажите о режиме дезинфекции в палате для ВИЧ-инфицированных пациентов.

3. Продемонстрируйте забор кала на баканализ.

Эталон ответа

Ухудшение состояния пациента, связанное с развитием вторичных заболеваний на фоне иммунодефицита при ВИЧ-инфекции.

многократный жидкий стул – диарея;

Потенциальная проблема : обезвоживание.

Приоритетная проблема : диарея.

Цель: уменьшить кратность стула; не допустить развития обезвоживания.

1. Рассказать больному о правилах поведения в палате (боксе) инфекционного отделения.

Адаптация пациента к условиям стационара, устранение дефицита знаний.

2. Выделить предметы ухода, горшок (судно) и обучить правилам пользования.

Инфекционная безопасность, контроль за выделениями пациента, профилактика осложений.

3. Обеспечить уход за кожей перианальной области после каждого испражнения: промывание теплой водой с мылом, просушивание мягкой тканью и нанесение вазелина. Обучить пациента правилам гигиены. В случае тяжелого состояния больного восполнить дефицит самоухода.

Для защиты кожных покровов от мацерации и нагноения.

4. Обучить пациента гигиеническим правилам.

В целях профилактики заражения окружающих лиц.

5. Обеспечить пациента достаточным количеством жидкости (водно-солевые растворы, чай) и посоветовать пациенту принимать жидкость небольшими порциями, но часто.

Для восполнения потерянной организмом жидкости и электролитов (калий, натрий).

6. Предложить пациенту принимать небольшие количества пищи с низким содержанием волокон через каждые 2 часа.

Для поддержания жизненных функций организма.

7. Осуществить забор материала (крови, кала и т.д.) на исследования.

Для выяснения причин диареи.

8. Проследить за приемом антидиарейных и кровоостанавливающих препаратов согласно назначения врача.

Для эффективности лечения.

9. Проводить текущую дезинфекцию.

Соблюдение инфекционной безопасности.

10. Установить наблюдение за психическим статусом и поведением больного.

Предупреждение осложнений вызванных приему наркотиков.

Оценка: улучшение состояния пациента – прекращение диареи, признаков обезвоживания нет. Цель достигнута.

Студент рассказывает о режиме дезинфекции в палате для ВИЧ-инфицированных пациентов.

Загрязненное кровью и др. биоматериалом белье погружают в 3% раствор хлорамина на 2 часа. Палату больного, предметы обстановки двукратно орошают раствором 1 % раствора хлорамина, экспозиция – 60 мин. Санузел орошают гидропультом из расчета 250-300 мл/м 2 3% раствора хлорамина. Уборочный материал погружают в 3% раствор хлорамина на 60 минут. Выделения больного засыпают сухой хлорной известью или др. дез. растворами из расчета 1:5. Посуду из-под выделений погружают в 3% раствор хлорной извести на 60 мин. Посуду больного кипятят в 2% растворе пищевой соды 15 минут или погружают в 1% раствор хлорамина на 2 часа.

Студент демонстрирует технику взятия кала на бак. анализ согласно алгоритму манипуляции.

В противотуберкулезный диспансер поступила пациентка 17 лет с диагнозом ВИЧ-инфекция, пневмоцистная пневмония? Через 3 дня после поступления возникла сильная одышка.

Объективно: сознание ясное, кожные покровы чистые, бледные, цианоз носогубного треугольника, частота дыхательных движений 40 за 1 мин., дыхание затрудненное, АД 140/90, температура 37,3 о . Живот мягкий, участвует в акте дыхания, безболезненный.

Задания

1. Определите проблемы пациентки; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.

2. Расскажите о технике приготовления сывороток для исследования на ВИЧ.

3. Продемонстрируйте взятие мокроты для бактериологического исследования.

Эталон ответа

Потенциальная проблема: ухудшение состояния пациента, связанное с прогрессированием ВИЧ-инфекции.

Приоритетная проблема: одышка.

Цель: уменьшить одышку.

1. Обеспечить психический и физический покой.

1. Для эффективности лечения.

2. Поднять изголовье кровати или обеспечить полусидячее положение больного в постели.

2. Для облегчения дыхания.

3. Каждые 2 часа оценивать состояние дыхания пациента – частоту и качество дыхания, наличие кашля, цвет кожных покровов.

3. Для ранней диагностики и своевременной помощи в случае возникновения осложнений.

4. Научить пациента способам облегчения дыхания.

4. Для облегчения дыхания.

Оценка эффективности предоставляемой помощи: состояния пациента улучшилось, одышка и кашель уменьшились. Цель достигнута.

Студент рассказывает о технике приготовления сывороток для исследования на ВИЧ.

Кровь от больного отбирается в процедурном кабинете ЛПУ в количестве 3-5 мл в чистую стерильную посуду, отбор сыворотки проводится после предварительного отстаивания забранных образцов крови в течение 1,5-2 часов при комнатной температуре или в течение 1 часа при 37 С в термостате. Снятие сыворотки со сгустка позже 3-х часов после взятия крови недопустимо. Отбор сыворотки проводится в отдельной комнате или на специальном отведенном столе отдельным для каждой порции крови наконечником с помощью груши или автоматической пипеткой с одноразовым наконечником. Для лучшего отделения сыворотки рекомендуется обведение сформировавшегося сгустка крови индивидуальной стеклянной палочкой или пипеткой. Необходимо избегать попадания эритроцитов в сыворотку. Нельзя отбирать сыворотку, переливая ее из пузырька в пузырек. Это приводит к бактериальному загрязнению исследуемого материала, увеличивая риск аварии.

Студент демонстрирует взятие мокроты для бактериологического исследования согласно алгоритму манипуляции.

Мокроту для бактериологического исследования собирают либо во время кашлевого толчка, либо при бронхоскопии. Медицинская сестра должна обучить пациента правилам сбора мокроты во время кашлевого толчка. Обычно собирают утреннюю порцию мокроты. Пациент не должен прилагать усилия для отхаркивания, если в данный момент он не может выделить мокроту.

Следует помнить, что мокроту до исследования в лаборатории можно хранить не более 1-2 ч. в холодильнике при температуре 4 С, поэтому нужно доставить материал в лабораторию как можно быстрее, снабдив его сопроводительным документом.

Алгоритм действий медсестры:

обеспечить больного стерильной банкой;

пациент должен хорошо вычистить зубы;

попросить прополоскать рот водой;

попросить пациента сделать глубокий вдох и покашливание;

собрать мокроту в банку (кол-во 3-5 мл);

отправить в лабораторию;

прикрепить направление с указанием Ф.И.О. и цели исследования.

Задача № 3

При выполнении лабораторных исследований в клинико-диагностической лаборатории сыворотка крови попала на открытый участок кожи лаборанта.

Задания

1. Расскажите, какими инфекционными заболеваниями может заразиться лаборант. Назовите пути передачи ВИЧ-инфекции и какой путь является приоритетным при данной ситуации.

2. Составьте план действий медицинского работника по профилактике заболевания ВИЧ-инфекций при контакте с биологическими жидкостями ВИЧ-инфицированного пациента.

3. Продемонстрируйте технику обработки рук при попадании на них биологических жидкостей пациента.

1. Лаборант рискует при данной ситуации заразиться такими инфекционными заболеваниями, как ВИЧ-инфекция, парентеральные гепатиты, сифилис и т.д. Пути передачи при ВИЧ-инфекции: половой, парентеральный, трансплацентарный, в родах, при кормлении грудным молоком. При данной ситуации парентеральный путь (через кровь) является приоритетным.

2. План действий медицинского работника по профилактике заболевания ВИЧ-инфекцией при контакте с биологическими жидкостями ВИЧ-инфицированного:

а) при попадании биологических жидкостей:

кожу следует в течение двух минут обработать раствором антисептика (70% раствором спирта), не втирая, через 5 минут вымыть теплой водой с мылом двукратно и повторить обработку антисептиком;

слизистые оболочки обработать 0,05% раствором перманганата калия, рот и горло можно прополоскать 70% раствором спирта;

при уколах и порезах кровь выдавить или дать ей истечь, кожу обработать 70% раствором спирта, тщательно вымыть руки под проточной водой, края раны обработать 5% раствором йода рану заклеить лейкопластырем.

б) об аварийной ситуации сообщить руководителю и зафиксировать в специальном журнале;

в) обратиться к врачу-инфекционисту для консультации и наблюдаться у него в течение 12 месяцев;

г) пройти лабораторное обследование на наличие антител к ВИЧ;

д) по назначению врача, не позднее 3 суток начать химиопрофилактику антиретровирусными препаратами;

3. Студент демонстрирует тактику обработки рук в соответствии с алгоритмом манипуляции.

Задача № 4

В приемный покой больницы за медицинской помощью обратился пациент. Из анамнеза стало известно, что больной инфицирован ВИЧ.

Задания

2. Назовите элементы специальной одежды медицинского персонала, работающего в режиме возможного контакта с кровью и другими биологическими жидкостями пациента.

3. Перечислите состав аварийной СПИД-аптечки.

1. Группы риска – это категории лиц, среди которых регистрируется наибольший уровень заболеваемости ВИЧ-инфекцией. К ним относятся:

- гомо- и бисексуалы;

- лица с беспорядочными половыми связями;

- реципиенты крови, биологических жидкостей, тканей и органов.

2. Все манипуляции, при которых может произойти контакт с биологическими жидкостями больного, проводятся в хирургическом халате, резиновых перчатках, шапочке, сменной обуви; при угрозе разбрызгивания следует использовать маску, очки, защитный экран, клеенчатый или резиновый фартук.

3. В состав аварийной СПИД-аптечки входят:

- навески марганцевокислого калия по 0,05 г;

- стерильная вода по 100 мл для разведения марганцевокислого калия;

- стерильный перевязочный материал;

- стерильные пипетки – 2 шт.;

- 6% раствор перекиси водорода или 3% раствор хлорамина.

Задача № 5

В анонимный кабинет обратился молодой человек 26 лет. Месяц назад у него была половая связь с женщиной легкого поведения, на теле которой имелась сыпь. Через неделю он обследовался на ВИЧ-инфекцию, антитела на ВИЧ-инфекцию не были обнаружены, но это его не успокоило, так как меры личной защиты молодой человек не использовал.

Задания

1. Сформулируйте и обоснуйте проблемы пациента.

2. Объясните, почему у молодого человека результат обследования на ВИЧ-инфекцию отрицательный и можно ли считать его не инфицированным.

3. Назовите методы лабораторной диагностики и реакции, используемые для обследований на ВИЧ, что в них выявляют.

4. Что входит в план дотестового психосоциального консультирования.

5. Продемонстрируйте технику надевания презерватива на муляж мужского полового члена и объясните, как правильно им пользоваться.

1. Проблемы пациента.

Настоящая и приоритетная проблема : страх оказаться ВИЧ-инфицированным, тревога из-за возможного ограничения сексуальной жизни и по поводу опасности заразить других людей.

2. Учитывая условия данной ситуации, половой контакт с женщиной легкого поведения – секс без презерватива, можно предположить, что молодой человек инфицирован.

У части лиц антитела начинают вырабатываться через 2-3 недели, у большинства – через 3-6 месяцев и более (до 12 месяцев). Кроме того, есть риск быть инфицированным другими заболеваниями, передающимися половым путем.

Для диагностики ВИЧ используются: реакция иммунно-ферментного анализа (ИФА), в которой выявляется общее количество антител к антигенам вируса, затем ставят реакцию иммунного блоттинга (ИБ), в которой выявляются антитела к специфическим белкам вируса. Для обнаружения генома вируса используют полимеразнуют цепную реакцию (ПЦР).

4. Дотестовое консультирование предназначено для всех, кто пожелал пройти тестирование на антитела к ВИЧ, и в первую очередь, для людей, которые подвергаются риску заражения ВИЧ.

Во время консультирования надо:

выяснить, что знает пациент о ВИЧ-инфекции, путях заражения ВИЧ-инфекцией, симптомах заболевания;

предоставить требуемую фактическую информацию;

оценить, все ли пациенту ясно;

объяснить пациенту необходимость изменения поведения для того, чтобы уменьшить риск заражения или передачи инфекции другим людям (предложить способы безопасного секса, научить пользоваться презервативом, предупредить об уголовной ответственности за распространение ВИЧ-инфекции);

направить больного на обследование к врачу-инфекционисту, предупредить последнего о больном по телефону;

договориться о следующей встрече с консультируемым.

Задача № 6

На приеме в поликлинике молодая женщина, которая всегда считала себя здоровой, жалуется на то, что в течение последних нескольких месяцев у нее появились головные боли, ухудшилась память, беспокоит молочница. Объективно отмечается увеличение затылочных, передне- и заднешейных лимфоузлов величиной до 1,5 см. Лимфоузлы плотные, безболезненные, неспаянные друг с другом и с окружающей тканью. Из эпидемиологического анамнеза удалось выяснить, что женщина имела половые контакты с разными мужчинами, постоянного партнера нет.

Задания

1. Можете ли Вы предположить в данном случае ВИЧ-инфекцию? На основании каких критериев Вы предполагаете этот диагноз?

2. Сформулируйте и обоснуйте проблемы пациента.

3. Назовите причины гибели больных ВИЧ-инфекцией. Основные права и обязанности ВИЧ-инфицированных.

1. Можно предположить диагноз ВИЧ-инфекция исходя из анамнеза:

эпидемиологического – большое число партнеров;

клинических данных – множественное увеличение лимфоузлов (лимфоузлы безболезненные, не спаянные друг с другом и с окружающей тканью), молочница, ухудшение памяти.

2. Проблемы пациента

Настоящие проблемы: головные боли, молочница;

Потенциальная проблема : дальнейшее прогрессирование ВИЧ-инфекции может ухудшить ее физическое и психическое состояние;

Приоритетная проблема : головные боли.

3. Больные ВИЧ-инфекцией погибают от вторичных заболеваний (инфекций, злокачественных новообразований), которые развиваются на фоне иммунодефицита. ВИЧ-инфицированные могут получать все виды медицинской помощи во всех ЛПУ. Возможно анонимное обследование на ВИЧ-инфекцию. Медицинские работники обязаны сохранять врачебную тайну о наличии ВИЧ-инфекции у пациента. Прерывание беременности в случае ее возникновения у ВИЧ-инфицированной не является строго обязательным. Не допускается дискриминация ВИЧ-инфицированных работодателями. ВИЧ-инфицированный несет уголовную ответственность за умышленное распространение ВИЧ-инфекции.

Задача № 7

В поликлинику обратился молодой человек 19 лет с жалобами на недомогание, слабость, тяжесть в правом подреберье, потерю аппетита. Объективно: увеличенные подчелюстные и заднешейные лимфоузлы, безболезненные, неспаянные друг с другом и с окружающей тканью. На руках следы от инъекций. Печень на 1,5 см выступает из-под края реберной дуги.

Задания

1. Имеет ли пациент отношение к группе риска по ВИЧ-инфекции?

2. Сформулируйте и обоснуйте проблемы пациента.

3. Составьте план сбора эпидемиологического анамнеза.

4. Дайте рекомендации больному по профилактике заражения и распространения ВИЧ-инфекции.

5. Расскажите о правилах обработки специальной одежды, оборудования при загрязнении их кровью.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.