Профилактика вич инфекций и нравственное воспитание молодежи


ВОСПИТАНИЕ ДУХОВНОСТИ И НРАВСТВЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ КАК ОСНОВА ПРОФИЛАКТИКИ ВИЧ-ИНФЕКЦИИ

Ситуация с распространением ВИЧ-инфекции в Липецкой области остается напряженной и требующей постоянного внимания, серьезных и согласованных действий со стороны государственных, религиозных организаций и объединений, а также ответственных сил общества. В области предпринимаются значительные меры, направленные на разрешение проблемы ВИЧ, обеспечение лечения, диагностики, обследования, социальной адаптации людей, живущих с ВИЧ. Многое делается органами здравоохранения, образования в сфере профилактики ВИЧ. Вместе с тем усилия, предпринимаемые обществом, недостаточны в первую очередь потому, что они не могут учесть всех проблем, связанных с распространением ВИЧ и организацией эффективной помощи людям, живущим с ВИЧ.

Главной причиной распространения ВИЧ, как в стране, так и в области, да и повсюду в мире, кроется в духовно-нравственном состоянии общества.

В наибольшей степени факторами, влияющими на распространение ВИЧ, являются утрата ценностных ориентиров, размывание традиционных моральных устоев, бездуховность, порой, отсутствие или искажение нравственного воспитания новых поколений, социальное отчуждение, пропаганда порока в СМИ.

Борьба с распространением ВИЧ-инфекции не будет действенной, если она ведется лишь средствами санитарных и медико-профилактических мер. Недостаточно эффективны, а подчас и вредны упрощенческие схемы сексуального просвещения, в особенности когда они рассматриваются как исключительное средство образования молодежи в вопросах профилактики ВИЧ-инфекции.

Особое внимание в связи с этим следует уделить воспитанию детей в духе уважения семейных ценностей и традиций, ответственного отношения между полами, неприемлемости рискованного поведения, в том числе употребления наркотиков и синтетических веществ. Идеалы гражданственности, общественного служения, супружеской любви и верности, милосердия и сострадания — вот что должно быть в приоритете воспитания молодежи.

Необходимым условием эффективной борьбы с распространением ВИЧ должно стать социальное партнерство между Русской Православной Церковью и обществом в сфере нравственного воспитания образования детей, молодежи. В нашей области консолидируется образовательная, просветительская работа по профилактике ВИЧ среди детей и подростков проведением совместных профилактических мероприятий с привлечением СМИ. Ведь информационные кампании по профилактике ВИЧ и снижение рискованного поведения молодежи не могут быть эффективными, оставаясь вне этических норм.

Важным направлением совместной деятельности государственных и религиозных организаций является комплексный подход не только к профилактике, но и оказание помощи людям, живущим с ВИЧ, которая включает в себя не только медицинскую, психологическую, социальную, но и духовную поддержку.

Проводимые в нашем Центре Рождественские и Пасхальные встречи священнослужителей с ВИЧ-инфицированными, регулярные службы в молельной комнате, а также посещение святых мест области являются тому подтверждением. При проведении мероприятий по профилактике ВИЧ проводятся молебны о людях, живущих с ВИЧ, и их семьях, с оказанием им духовной и другой необходимой помощи.

Совместное проведение новогодних и рождественских елок для детей сотрудников и детей из семей ВИЧ-инфицированных помогает сохранить духовно-нравственные ценности и снизить дискриминацию по отношению к ВИЧ-инфицированным.

Особое направление нашей совместной работы — это женщины детородного возраста и их дети, ведь ответственность за состояние здоровья ребенка должна быть возложена и на мать. Укрепив союз женщины - врача - священнослужителя, мы сможем предупредить рождение ВИЧ-инфицированных детей.

Работа среди заключенных, в том числе с ВИЧ-инфицированными лицами, находящимися в местах лишения свободы, помогает сохранить веру людей с ВИЧ, не дать возможности озлобления и внутритюремного распространения ВИЧ. Проведение различных мероприятий с заключенными, распространение информационных материалов, приведение положительных примеров здорового образа жизни укрепляют веру в будущее у этих людей.

При проведении образовательных акций, тренингов, участии в волонтерском движении в области помощи людям, живущим с ВИЧ, во главу угла ставим, прежде всего, нравственные аспекты, духовность, формирование здорового образа жизни. Участие священнослужителя отца Андрея в наших мероприятиях является уже традиционным и неотъемлемым компонентом общей системы профилактики ВИЧ в области.

Рождественские чтения имеют большое значение для дальнейшей реализации совместных мероприятий Русской Православной Церкви и медицинских организаций, но возрождение духовности и Православия является ключевым моментом в обеспечении эффективности проводимой работы. Духовное возрождение общества и укрепление нравственности служат основой для профилактики ВИЧ-инфекции и наркомании, помогают снизить стигму и дискриминацию ВИЧ-инфицированных и их семей.

Как мы отметили выше, подростковый возраст является критичным как в физиологическом, так и в социальном плане.

Есть ряд причин, по которым подростки особенно подвержены инфицированию ВИЧ:

  • - Раннее начало половой жизни подростков сопровождается восприятием ими сексуальной жизни в упрощённой форме, когда они не связывают половую жизнь с любовью и браком, критически не оценивают для себя последствий. Характерными особенностями подростков, рано начинающих половую жизнь, является потребность в самоутверждении, отверженность в коллективе сверстников, отчуждение от семьи. Это менее самостоятельные подростки, подверженные внушению со стороны сверстников. Такие подростки обычно злоупотребляют алкоголем, знакомы с наркоманами, для них свойственны и другие формы девиантного поведения.
  • - Рост числа сексуальных преступлений и, прежде всего, изнасилований, совершённых в отношении несовершеннолетних.
  • - Неиспользование или редкое применение контрацепции подростками связано в первую очередь с их низкой информированностью.
  • - Низкая информированность о способах передачи и клинике ВИЧ-инфекции/СПИДа. [9; с 70]

Подростничество - это время открытий, сильных чувств и возникновение новых взаимоотношений. Сексуальные отношения и наркотические эксперименты влекут за собой большой риск заражения ВИЧ-инфекцией, не говоря о других проблемах, возникающих в результате воплощения в жизнь этих удовольствий.

Распространение ВИЧ-инфекции в подростково-молодежной среде является сегодня одной из самых тревожных и опасных социальных проблем нашего времени. Неконтролируемый рост зараженных ВИЧ, обусловленный, прежде всего, отсутствием надежных социальных барьеров, в сочетании с очень низкой информированностью подростков о ВИЧ/СПИДе выдвигают на первый план проблему п р о ф и л а к т и к и В И Ч - и н ф е к ц и и среди подростков и молодежи.

Учитывая масштабы эпидемии ВИЧ-инфекции и вовлечение в проблему ВИЧ/СПИДа практически всех возрастных групп, профилактические мероприятия по предупреждению ВИЧ-инфицирования в идеале должны реализовываться во всех учреждениях образования и быть адаптированы к контингенту учащихся, т. е. необходимо соблюдение принципа дифференцированного подхода с учетом возраста, клинико-психологических и социально-психологических особенностей учащихся, а также степени вовлеченности учащихся в проблему ВИЧ/СПИДа. [18; с 35]

В современной науке профилактика рассматривается в широком и узком значении.

В широком смысле профилактика (от греч. prophylaktikos - предохранительный) понимается как «совокупность предупредительных мероприятий, направленных на сохранение и укрепление нормального состояния, порядка.

В более узком смысле профилактика рассматривается учеными разных областей по-разному.

Социальная профилактика (превенция) - деятельность по предупреждению социальной проблемы, социального отклонения или удержанию их на социально терпимом уровне посредством устранения или нейтрализации порождающих их причин. Профилактика направлена на сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей; содействие им в достижении поставленных целей и раскрытии их внутренних потенциалов.

Галагузова М.А. дает следующее определение профилактики.

Профилактика - совокупность государственных, общественных, социально-медицинских и организационно-воспитательных мероприятий, направленных на предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих различного рода социальные отклонения в поведении подростков.

По ее мнению, социально-педагогическая профилактика - это, прежде всего, научно обоснованные и своевременно предпринятые действия, направленные на:

  • - предотвращение возможных физических, психологических или социокультурных обстоятельств у отдельного ребенка или несовершеннолетних, входящих в группу социального риска;
  • - сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья ребенка;
  • - содействие ребенку в достижении социально значимых целей и раскрытие его внутреннего потенциала.

Эффективность профилактических мероприятий может быть обеспечена только при условии обязательного включения следующих составляющих:

  • - направленности на искоренение источников дискомфорта как в самом ребенке, так и в социальной и природной среде и одновременно на создание условий для приобретения несовершеннолетним необходимого опыта для решения возникающих перед ним проблем;
  • - обучение ребенка новым навыкам, которые помогают достичь поставленных целей или сохранить здоровье;
  • - решение еще не возникших проблем, предупреждение их возникновения.

Поэтому, в профилактических технологиях выделяется, прежде всего, информационный подход. [23; с 294] Он основывается на том, что распространенный страх пред ВИЧ-инфицированными и самой проблемой ВИЧ/СПИД стабильно держится в обществе вследствие отсутствия знаний. А, следовательно, основным направлением работы должно стать информирование несовершеннолетних о природе ВИЧ-инфекции, средствах и методах защиты собственного здоровья, а также, куда может обратиться подросток в случае подозрения заражения ВИЧ. Это можно осуществить через средства массовой информации (печать, радио, телевидение), кино, театр, художественную литературу и другие произведения культуры, а также через систему социального обучения с целью формирования знаньевой базы подростка, повышения его образованности в данной сфере.

Сущностью социально-профилактического подхода является система социально-экономических, общественно-политических, организационных, правовых и воспитательных мероприятий, которые проводятся государством, обществом, конкретным социально-педагогическим учреждением, социальным педагогом для устранения или минимизации причин заражения ВИЧ-инфекцией среди подростков и молодежи. Так, отсутствие целевой информации о последствиях, например, ведения рискованного образа жизни, приводит несовершеннолетних к заражению ВИЧ-инфекцией.

Образование и просвещение -- наиболее эффективный метод профилактики ВИЧ/СПИД в подростковой и молодежной среде. Обладая значительным интеллектуальным, организационно-методическим, информационным потенциалом, работа по профилактике ВИЧ/СПИД средствами образования и просвещения способна не только существенно уменьшить угрозу заражения опасной инфекцией, но и создать у подрастающего поколения психологические установки нравственного образа жизни и физического здоровья, нивелировать стереотипы асоциального поведения и способствовать ориентации молодежи на традиционные духовные ценности [2; с 6].

В современной науке и социальной практике выделяют следующие виды профилактики: первичная, вторичная и третичная.

Важно отметить, что в отношении профилактики заражения ВИЧ-инфекцией актуальной является именно первичная профилактика, что обусловлено спецификой заболевания как инфекционного и неизлечимого.

Самым доступным и эффективным методом первичного уровня профилактики ВИЧ-инфекции является нравственное воспитание населения, особенно молодежи, с целью формирования социально безопасной модели поведения [2; с 8].

Профилактика ВИЧ-инфекции среди подростков осуществляется на трех уровнях: общесоциальном, специальном и индивидуальном.

Специальный уровень предполагает использование комплекса мер, в том числе педагогических, направленных на формирование у подростков знаний о ВИЧ-инфекции, мотивации к здоровому образу жизни, а также ответственного поведения.

Индивидуальный уровень - профилактическую деятельность в отношении конкретных лиц, поведение которых может привести к заражению ВИЧ-инфекцией.

  • - распространение ВИЧ-инфекции в подростковой среде является сегодня одной из самых тревожных и опасных социальных проблем нашего времени;
  • - одним из ресурсов, способным изменить ситуацию, связанную с проблемой роста ВИЧ-инфекции среди подростков и молодежи является социально-педагогическая профилактика, направленная на предупреждение или устранение возможных социально-негативных причин заражения ВИЧ;
  • - профилактические мероприятия по предупреждению инфицирования ВИЧ должны реализовываться во всех учреждениях образования и быть адаптированы к контингенту учащихся, т. е. необходимо соблюдение принципа дифференцированного подхода с учетом возраста, клинико-психологических и социально-психологических особенностей учащихся, а также степени их вовлеченности в проблему ВИЧ/СПИДа;
  • - социально-педагогическая профилактика предполагает владение специалистами специальной технологией, направленной на повышение уровня знаний подростков о ВИЧ-инфекции, средствах и методах защиты собственного здоровья, формирование мотивации к здоровому образу жизни и обучение ответственному поведению.

Ориентировать участников программы на выбор здорового образа жизни и изменение рискованного поведения на менее рискованное, с целью предотвращения распространения ВИЧ-инфекции, венерических заболеваний и наркомании.

обеспечение участников программы достоверной информацией в доступной форме;

обучение их навыкам общения и принятия решений в реальных житейских ситуациях;

формирование мотивации к сохранению собственного здоровья и здоровья своего окружения;

воспитание чувства сострадания и терпимости к ВИЧ-инфицированным людям.

Рост уровня распространения наркомании, ИППП, ВИЧ-инфекции на территории области, омоложение проституции, увеличение частоты рискового поведения среди подростков свидетельствуют о низкой эффективности проводимых профилактических мероприятий, что делает необходимой коренную перестройку всей образовательной и воспитательной работы в современной школе.

Условия работы программы

В состав Астраханской области входят 6 городов (Астрахань, Ахтубинск, Знаменск, Нариманов, Камызяк, Харбали) и 11 сельских районов (Приволжский, Володарский, Камызякский, Наримановский, Красноярский, Черноярский, Енотаевский, Ахтубинский, Лиманский, Икрянинский, Харабалинский, 442 села и поселка.

Численность населения Астраханской области на начало 2015 году составляло 1018626 человек. На территории области количество школьников 112018,43 чел.

С 01.01.1987 по 31.12.2015 года в Астраханской области учтено 1931 случаев ВИЧ-инфекции:

– Среди лиц с впервые установленным диагнозом ВИЧ-инфекция (1429 сл.), 70,7 % составляют местные жители (1010 сл.), 15,2 % – иностранные граждане (218 сл., в т.ч. в местах лишения свободы 39 сл.), иногородние жители – 10,9% (156 сл., в т.ч. в местах лишения свободы – 25 сл.), лица БОМЖ РФ – 3,2 % (47 сл.).

– При анонимном обследовании выявлено 49 случаев ВИЧ-инфекции, идентифицировать которых не представляется возможным, т.к. за результатами не явились.

– Кроме того 451 человек прибыло на территорию Астраханской области с ранее установленным диагнозом из которых 71 местных жителей.

Таким образом, можно сделать вывод о продолжении распространения вируса иммунодефицита человека среди населения Астраханской области и увеличения кумулятивного числа инфицированных и больных, в т.ч. нуждающихся в химиотерапии.

Из числа местных жителей, впервые выявленных за весь период наблюдения (1010 сл.) – 74,9% являются городскими жителями (729сл.), причем более 2/3 составляют жители города Астрахани (518 человек – 71,9 %), около 1/3 составляют городские жители районов области (201 человека – 28,1%).

(данные ситуационного анализа экспертной группы ЮНЭЙДС)

В Астраханской области в 2015 г. до 3% от общего числа родивших матерей составляют несовершеннолетние роженицы. Это может свидетельствовать о неудовлетворенном состоянии в сфере планирования семьи. Сохраняются высокие показатели заболеваемости ИППП в области, в том числе и среди подростков (5,8 %). Это позволяет сделать вывод, что сохраняется практика незащищённого секса, что может явится фактором риска заражения ВИЧ-инфекций. Доверие к родителям и педагогам низкое. Только 6 % наших респондентов спросили бы об интересующих их сексуальных проблемах своих родителей или педагогов.

Все больше и больше подростков приобщается к пробам наркотических и других психоактивных веществ. Причем темпы роста подростковой наркомании гораздо выше, чем у взрослого населения.

Уровень информированности подростков.

Во-первых, эти цифры свидетельствуют о том, что уровень сексуальной информированности у подростков не только низок, но и поверхностен и зачастую искажен. Во- вторых, подростки не владеют знаниями о сексуальной самозащите; в – третьих, их интерес к этим вопросам, опосредованно свидетельствует о факте вступления в активную половую жизнь большинства старшеклассников.

Поэтому необходимо возродить систему нравственно-этического воспитания подростков, ориентированную на формирование здорового образа и профилактику наркомании, заражения ВИЧ-инфекцией. Для этого необходимо привлекать в этот процесс квалифицированных работников просвещения, психологов, медицинских работников и других специалистов, владеющих методами убеждения.

Практика показывает, что образовательные учреждения не в состоянии в одиночку решать проблемы по сексуальному образованию детей и подростков, а также по проведению профилактической работы с целью предотвращения среди подростков и молодёжи распространения наркомании, венерических заболеваний, ВИЧ-инфекции.

Итак, факт недостатка знаний очевиден. Кто же должен их восполнять?

Мы считаем, что при сложившихся на сегодняшний день обстоятельствах, данная целевая обучающая программа будет существенно информировать подростков о необходимости ведения здорового образа жизни.

Целевые группы программы:

  • дети среднего школьного возраста (10-14 лет), обучающихся в школах и интернатах города и области.
  • педагоги и психологи, работающие с этими детьми.
  • родители детей, занятых в программе.

2. Краткое описание программы:

Данная программа разработана в 2001 году Астраханским областным СПИД-центром при содействии АРОО “Анти СПИД”. Однако, в связи с недостаточным финансированием, получила неполную реализацию. В Астраханской области программа не имеет аналогов и дополняет собой мероприятия, проводимые системой образования Астраханской области. Практика показывает, сегодня образовательные учреждения не в состоянии в одиночку решать проблемы воспитания, образования детей и подростков. Программа предусматривает не только непосредственную работу со школьниками, но и с их родителями и преподавателями (семинары-тренинги, распространение просветительских материалов), т. к. преподаватели и родители пока еще не владеют навыками психологического общения с молодежью, не готовы открыто, без морализаторского тона обсуждать: а) вопросы альтернативных видов секса и использование средств индивидуальной защиты (презервативы) при каждом половом контакте; б) опасность употребления синтетических наркотиков в не медицинских целях; в) способы защиты от ВИЧ/СПИДа и др. социально значимых заболеваний. В программе используется концепция прямого неформального общения, создающая более доверительные отношения к получаемой информации; широко используются видеоматериалы, наглядные пособия (плакаты, рисунки, слайды). Моделированию ситуаций, напоминающих жизнь, успешно позволяют упражнения и ролевые игры, используемые на занятиях.

Основные этапы в работе программы:

1. 2-х часовой семинар-тренинг с педагогами, психологами и медицинскими работниками данного образовательного учреждения.

2. 2-х часовой семинар-тренинг с родителями .

3. Для детей предусмотрены занятия по 2 часа в течении 3 дней, на которых используются традиционные и интерактивные методы, предусматривающие следующие формы общения: информационная часть, видеоматериалы, мозговой штурм, мотивационные упражнения для закрепления полученной информации.

4. Проведение итогового смотра-конкурса на лучший рисунок, плакат, рассказ, стихотворение, сценку, и т. д. или викторины по пропаганде здорового образа жизни с вручением призов за лучшую работу, с привлечением всех участников программы в данном учебном заведении.

5. Для закрепления полученной информации после встречи каждый
участник программы получает просветительскую печатную продукцию с ан ти-СПИДовской тематикой, адресами и режимом работы СПИД-
сервисных организаций, где всегда конфиденциально и бесплатно можно получить консультацию по интере сующей проблеме.

Второй этап осуществляется самими участниками программы, постоянно в течении года.

1. Проведение акций в своем учебном заведении, приуро ченных к различным памятным датам (Всемирные дни борьбы с
наркоманией, СПИДом, табакокурением и др.).

3. Проведение диспутов, круглых столов, встреч с обсуждением во просов здорового образа жизни в классах участниками программы.

Третий этап включает два подэтапа:

а) Подготовка и издание учебного пособия и методического материала по вопросам профилактики ВИЧ/СПИДа, ИППП, наркомании для преподавателей, а также просветительской литературы детям .

б) Обучить преподавательские кадры для дальнейшей работы по программе на 1- дневном семинаре – 5 групп по 15-20 чел.

4. Организаторы программы

Министерство здравоохранения Астраханской области (министр – Джуваляков Павел Георгиевич, тел. (8-8512) 54-16-15, 414056, г. Астрахань, ул. Татищева, 16/в);

Министерство образования и науки Астраханской области (министр – Гутман Виталий Александрович, тел.(8-8512) 39-54-76, 414000, ул. Адмиралтейская, 21.)

Комплексная реализация программы в данной целевой группе, с охватом их родителей и педагогов поможет сформировать у подростков сознательное отношение к своему здоровью, оценить степень риска сексуального поведения и, как следствие, добиться снижения риска распространения ВИЧ–инфекции, ИППП, вирусных гепатитов и наркомании, а взрослые будут способствовать дальнейшей мотивации у подростков на здоровый образ жизни.

6. Оценка эффективности работы программы:

Оценка деятельности производится путем предоставления проме жуточного и окончательного отчета, что позволяет проанализировать ход реализации программы, обнаружить положительные и отрицательные стороны, при необходимости скорректировать программу. В оценке используют ся данные о целевой группе, участвующей в программе, данные анкетирования и опроса.

С 2009 года среди жителей Астраханской области в возрастном диапазоне от 14 до 18 лет зарегистрирован только один случай ВИЧ-инфекции.

для детей среднего школьного возраста

(10-14 лет), их родителей и педагогов.

1-ый день. Встреча с педагогами (2,0 часа)

Знакомство с участниками семинара. Ожидания от семинара и пожелания.

Принятие правил группы.

Информация о ВИЧ/СПИД. (30 мин.)

Эпидемиологическая ситуация по ВИЧ/СПИДу в России и Астраханской области.

Пути и факторы передачи инфекции.

Профилактика заражения. (10 мин.)

при передаче через кровь;

от матери к плоду или ребёнку.

Особенности взросления и становления сексуальности в период полового созревания.

Просмотр видеофильма (15 мин.)

Подведение итогов семинара.

Вручение пакета с информационным материалом.

2-ой день. Встреча с родителями (2,0 часа)

Знакомство с участниками семинара. Ожидания от семинара и пожелания: прямой метод.

Принятие правил группы.

Представления о ВИЧ/СПИД. (30 мин.)

Особенности взросления и становления сексуальности в период полового созревания.

Причины, приводящие к употреблению наркотиков.

Модели поведения родителей с детьми, употребляющими наркотики.

Признаки употребления наркотиков.

Просмотр видеофильма (15 мин.). Обсуждение

Подведение итогов семинара.

Вручение пакета с информационным материалом.

для детей 10-14 лет.

1). Знакомство. Цели, задачи программы. Разделы программы. Принятие основополагающих правил. Оценка информированности подростков по вопросам ВИЧ-инфекции, ИППП, наркомании. Вопросы – ответы.

3). История открытия вируса иммунодефицита человека. Понятия ВИЧ и СПИД. Как передается и как не передается ВИЧ. Что такое иммунная система. ВИЧ и иммунная система. Просмотр мультфильма о ВИЧ-инфекции (50 мин.). Обсуждение.

Инфекции, передающиеся половым путем. Влияние ИППП на репродуктивное здоровье.

Ответственное сексуальное поведение – лучший способ профилактики ИППП.

Факторы, оказывающие вредное воздействие на организм и нарушающие физиологические процессы – алкоголь, никотин, наркотики, ИППП, ВИЧ-инфекция. Влияние их на потомство.

1). Наркомания. Подростковая наркомания. Риск заражения ВИЧ-инфекцией при употреблении наркотиков.

2). Просмотр видеофильма о вреде наркотиков с последующим обсуждением.

3). Что происходит в жизни человека, попадающего в зависимость?

метод – свободная дискуссия.

Трудности и конфликты в жизни подростка: с самим собой, родителями, педагогами, сверстниками. Причины конфликтов. Умение договариваться – способ решения проблем и выход из конфликтной ситуации.

4). Куда и к кому можно обратиться за помощью в случае необходимости?

Вручение памятных подарков и информационных материалов участникам семинара.

Пояснительная записка

Авторы-составители: Чечерина О. Н., Губанова Е. А., методисты ГБОУ ГМЦ ДОгМ

Ежегодно во всем мире 1 декабря отмечается как Всемирный день борьбы со СПИДом. Предупреждение распространения ВИЧ/СПИДа на территории Российской Федерации – это общенациональная задача.

ВИЧ-инфекция – вирус иммунодефицита человека, смертельно опасный вирус, разрушающий иммунитет человека. СПИД – финальная стадия инфекционного заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ), передающегося через кровь.

По данным Российского центра по профилактике и борьбе со СПИДом, общее число зарегистрированных ВИЧ-инфицированных (за все годы наблюдения) на 1 января 2018 года составило более 1 миллиона человек, из них 20 % погибли.

Современный масштаб развития эпидемиологической ситуации по распространению ВИЧ-инфекции в большинстве регионов Российской Федерации создаёт риск вовлечения несовершеннолетних в ситуации с высокой вероятностью заражения ВИЧ-инфекцией.

Профилактическая работа в образовательной организации по формированию навыков предупреждения заражения ВИЧ направлена на предупреждение распространения ВИЧ и выстраивается в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), где акцент делается на формирование здорового и безопасного образа жизни, становление личностных характеристик выпускника, осознающего и принимающего ценности человеческой жизни, уважающего закон и правопорядок, соизмеряющего свои поступки с нравственными ценностями.

В профилактической работе необходимо не только просвещение и информирование всех участников образовательных отношений в области ВИЧ/СПИДа, но и формирование у обучающихся навыков ответственного поведения в ситуациях, связанных с опасностью ВИЧ-инфицирования, а также формирование условий, поддерживающих профилактическую деятельность.

Профилактическая работа в этом направлении в образовательной организации должна строиться:

- в рамках внеурочных профилактических программ, направленных на формирование у обучающихся мотивации на здоровый образ жизни, изменение проблемного и рискованного поведения, повышение социальной, межличностной компетентности;

- в ходе профилактической работы с использованием таких форм работы, как проведение родительских собраний, направленных на укрепление семейных традиций и моральных принципов, организация профилактических мероприятий с привлечением различных молодёжных организаций и движений.

Необходимость профилактики ВИЧ-инфекции, формирования культуры здорового и безопасного образа жизни среди несовершеннолетних закреплена в действующих законодательных актах и нормативно-правовых документах:

К участию в неделе приглашаются учащиеся 5–11-х классов, студенты колледжей в возрасте до 18 лет, образовательных организаций, подведомственных ДОНМ, а также родители и педагоги.

Неделя проводится со 2 по 6 декабря 2019 года. С учётом особенностей образовательной организации сроки проведения недели могут меняться.

Цель недели - повышение эффективности работы в области сохранения и укрепления здоровья обучающихся, родителей (законных представителей), формирование и повышение профилактической компетентности всех участников образовательного процесса.

Задачи недели:

- повышение мотивации обучающихся на здоровый и безопасный образ жизни;
- формирование у детей позитивных жизненных ориентиров и целей;
- обеспечение безопасности жизнедеятельности

Основные условия проведения профилактической недели:

  • целостность – через привлечение к участию в профилактической неделе всех основных механизмов социализации несовершеннолетних и молодёжи (школа, семья, ближайшее окружение).
  • комплексность – через формирование единого информационного профилактического пространства для всех участников образовательных отношений.
  • безопасность – через тщательный отбор информации и форм воздействия на обучающегося с целью предотвращения провоцирования интереса к данной тематике.
  • возрастная и психологическая особенности обучающихся при организации профилактической недели.

Примерный регламент недели профилактики ВИЧ и пропаганды нравственных и семейных ценностей

  1. Просмотр видеофильмов соответствующей тематики, проведение круглых столов, тренингов с обучающимися, педагогами и родителями.
  2. Проведение тематических занятий (классных часов) по информированию обучающихся о безопасном поведении, способствующих здоровому образу жизни.
  3. Проведение спортивных мероприятий, направленных на физическое развитие, формирование здорового образа жизни детей и молодёжи, в наибольшей степени влияющих на формирование ценностного отношения к своему здоровью.
  4. Организация встреч с представителями учреждений здравоохранения, МНПЦ наркологии, сотрудниками правоохранительных органов, занимающихся просветительской деятельностью с несовершеннолетними.
  5. Организация школьных массовых мероприятий (акций, флешмобов и т.д.), направленных на формирование здоровых и позитивных привычек у подрастающего поколения.

1. Вавилова Л. Н. Интегрированный урок: особенности, подготовка, проведение // Образование. Карьера. Общество. 2017. № 3.
2. Габер И. В., Зарецкий В. В. Методика определения уровня компетенции в области профилактики распространения ВИЧ-инфекции / Профилактика зависимостей. – 2017. – № 4.
3. Габер И. В., Зарецкий В. В. Методические рекомендации по организации и проведению Всероссийского открытого интернет-урока, приуроченного к Всемирному дню борьбы со СПИДом. // Профилактика зависимостей. – 2016. – № 1.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.