Профилактическая работа в школе по вич

Для повышения эффективности профилактической работы в области ВИЧ/СПИД большое значение имеет учет специфики методов, средств и форм, которые будут использованы в этой работе. Они составляют деятельную, практико-ориентируемую сторону целостного профилактического процесса и образуют в совокупности систему работы, адекватную целям и задачам профилактики. Необходимо также заметить, что методы, средства и формы профилактической деятельности тесно взаимосвязаны между собой.

Практикой накоплен большой арсенал методов профилактической работы. Все они могут быть с успехом использованы в системе работы с учащимися.[14]

В профилактической работе по проблеме ВИЧ/СПИД мы предлагаем использовать те методы, которые, прежде всего, будут способствовать формированию знаний, убеждений, взглядов, понятий, представлений у участников профилактического процесса о СПИДе не только как болезни, но и как явлении, обусловленном социальными причинами: неблагоприятной атмосферой общественной жизни, отсутствием достаточной информированности молодежи о СПИДе, путях распространения ВИЧ-инфекции, невысоким уровнем нравственной культуры и культуры половых отношений.

Формирование сознания в профилактическом процессе достигается различными путями. Однако, на наш взгляд, наиболее действенными в области профилактики ВИЧ/СПИД являются пример, рассказ, беседа, объяснение, разъяснение, лекция, работа с литературой. Каждый из приведенных методов имеет свою специфику использования и может использоваться в комплексе с другими.

Для младших школьников, как, впрочем, и для подростков, наиболее распространенным методом в области профилактики ВИЧ/СПИД является рассказ. С его помощью школьникам может быть сообщена достоверная информация о болезни, правилах личной гигиены, нормах нравственного поведения, которые помогут защититься от ВИЧ-инфекции. Рассказ о ВИЧ/СПИДе должен способствовать вооружению школьников необходимыми знаниями в этой области, развивать положительные нравственные чувства (сопереживание, милосердие) к людям, которые стали его жертвами. В ходе рассказа организатор профилактической деятельности может использовать и методы объяснения, диалога, образного примера, которые будут активизировать школьников на развитие образов нравственного поведения, здорового образа жизни, и вызывать стремление подражать положительному опыту.

Для подростков, у которых уже есть определенные знания по проблеме ВИЧ/СПИД, по нашему мнению, эффективным методом выступает беседа. Беседа предполагает участие обеих сторон - организатора профилактической работы и школьников. Она носит проблемный характер и характеризуется тем, что дает возможность выслушать мнение всех участников профилактического процесса.

Беседа не только ставит своей целью вооружить школьников знаниями по данной проблеме, но и требует их личной активности в поиске норм нравственного и самосохраняющего поведения. Организаторам профилактической работы необходимо учитывать, что без внимания не должен остаться ни один вопрос, который предложен для обсуждения или вызвал интерес у аудитории. Вместе с тем здесь должны быть соблюдены нормы этики, культуры общения, ибо разговор касается интимных сторон жизни человека. Для проведения беседы необходима атмосфера доверительного, эмоционального комфорта. Беседа ни в коей мере не должна превратиться в нотацию, поскольку последняя очень часто, особенно у подростков, может вызвать противодействие, желание поступить вопреки тому, в чем организатор профилактической работы пытался убедить их.

Рассказ, объяснение, беседа подготавливают к более сложному методу профилактики - лекции. Она рекомендуется нами в профилактических целях для старшеклассников. Лекция представляет собой более сложное логическое построение и требует научного, теоретического обобщения материала, доказательств в его изложении, аргументации.

В ходе лекции по профилактике ВИЧ/СПИДа могут быть освещены такие проблемы, как история распространения эпидемии, гипотезы возникновения болезни, пути передачи вируса, отличие ВИЧ от СПИДа, меры предохранения, опыт сохранения здоровья, формирование знаний о здоровом образе жизни и т. д.

Рассмотренные выше методы профилактической работы в области ВИЧ/СПИД обеспечивают в основном начальный этап профилактики. При проведении профилактических мероприятий в школе целесообразно также включать игру.

Игра является и формой и методом профилактической работы. Эффективность ее в том, что она ставит участников профилактического процесса в активную субъектную позицию. Она доставляет школьникам любого возраста удовольствие. Вместе с тем в игровой ситуации облегчается усвоение информации о ВИЧ/СПИДе, моделируются возможные действия и поступки, анализируются "ситуации выбора", которые совершают участники игровой профилактической деятельности. Игра формирует у школьников уверенность в своих действиях и поступках, которые не могут привести к ВИЧ-инфекции. Она позволяет также через игровые ситуации понять и осознать чувства, которые могут испытывать люди, подверженные этому заболеванию, а значит, и формировать умения и навыки социально приемлемого поведения, чувства милосердия, сострадания и гуманности к ВИЧ-инфицированным.

Для младших школьников предлагаются подвижные игры. С их помощью организатор профилактической работы в неформальной игровой ситуации сможет закрепить навыки личной гигиены, способные защитить детей от ВИЧ-инфекции. Игры позволят не только привлечь внимание детей к проблеме ВИЧ/СПИД, но и определить те вопросы, на которых придется сосредоточить внимание в будущей профилактической деятельности.

Ролевые игры ставят своей целью вооружить школьников знаниями, умениями и навыками безопасного поведения в отношении заражения ВИЧ-инфекцией. Исполняя определенные роли, школьники в ходе игровой деятельности находятся в ситуации выбора в пользу либо опасного поведения, влекущего за собой безответственный образ жизни, несоблюдение морально-нравственных норм и как следствие заражение ВИЧ-инфекцией, либо безопасного, основанного на нравственных ценностях, знании мер профилактики. Она дает возможность для раскрытия индивидуальности личности, ее своеобразия, позволяет формировать у старшеклассника уверенность в своих действиях, а также возможность осознать чувства других. Для реализации обратной связи после игры могут быть использованы творческие задания.

Эффективным в профилактических целях является внедрение ситуационных игр. Их основу составляют анализ смоделированных сюжетов, рассказов, несущих проблемную ситуацию. Так, набор ситуационных заданий для разбора дан в приложении сборника. Их можно дополнять, видоизменять. К составлению проблемных ситуаций могут привлекаться и сами участники профилактики. Однако здесь следует дать им четкую установку, что эти ситуации должны отражать социальные явления, лежащие в основе распространения инфекции, случаи рискованного поведения в отношении ВИЧ/СПИД.

Однако бесспорно, что без диагностики уровня знаний учащихся (на начальном этапе образовательного процесса), а также выявления эффективности проводимой профилактической работы по проблеме ВИЧ/СПИД не обойтись. В связи с этим предлагаем использовать один из методов диагностики - анкетирование. Оно может проводиться на начальном и завершающем этапах профилактической работы. Анкетные опросы могут быть использованы и с целью проверки эффективности проведенной профилактической работы в среде школьной молодежи.

Организация профилактической работы в области ВИЧ/СПИД предполагает использование различных массовых мероприятий. К ним можно отнести акции, дискотеки, театрализации, викторины, конкурсы плакатов, рисунков, агитбригад, которые отличаются направленностью на массовый, коллективный, творческий характер участия молодежи в борьбе против СПИДа.

Методы профилактики ВИЧ/СПИДа направлены, прежде всего, на создание условий для приобретения школьной молодежью необходимых знаний, умений и навыков по защите себя, окружающих людей от ВИЧ-инфекции. Это своего рода способы воздействия на сознание, волю, чувства, поведение человека с целью выработки у него норм социально ценностного поведения, действий и поступков, которые смогут уберечь его от ВИЧ-инфекции. Они - путь к достижению поставленной цели в области борьбы с ВИЧ-инфекцией.

Официальный сайт МКОУ "ООШ п.Александровский" Искитимского района Новосибирской области

О мерах профилактики ВИЧ-инфекции

СПИД – один из самых страшных недугов, беда современной цивилизации. Болезнь на протяжении многих лет привлекает внимание сотен тысяч ученых, ибо лекарство от ВИЧ высокие умы человечества пока не изобрели. Сегодня не существует средства, которое бы погубило вирус – человечество вынуждено направить все силы на профилактику СПИДа. Распространение информации о заболевании, советы и рекомендации о предупреждении развития недуга, вызываемого вирусом иммунодефицита, а также прочие мероприятия и являются составляющими профилактики ВИЧ-инфекции.

ВИЧ-инфекция – болезнь, вызываемая вирусом иммунодефицита человека
(ВИЧ), хроническое заболевание, характеризующееся специфическим поражением
иммунной системы, приводящим к медленному ее разрушению вплоть до формирования
синдрома приобретенного иммунодефицита (СПИД), приводящего инфицированного
ВИЧ к быстрой гибели. Быстрое распространение ВИЧ среди молодого населения
приводит к повышению смертности, сокращению рождаемости, уменьшению
продолжительности жизни населения, сокращению численности работающего населения,
увеличению затрат на здравоохранение, вызывает многофакторное деструктивное
воздействие на социальную и экономическую жизнь общества.
Этиология ВИЧ-инфекции. Возбудитель ВИЧ-инфекции – вирус иммунодефицита человека (ВИЧ) – относится к подсемейству лентивирусов семейства ретровирусов. Существует два типа вируса: ВИЧ-1 и ВИЧ-2. ВИЧ-1 является наиболее распространенным типом возбудителя с пандемическим потенциалом распространения, ВИЧ-2 встречается преимущественно в странах Западной Африки. ВИЧ-1 и ВИЧ-2 некогда приобретены человеком у двух разных видов обезьян, однако современные случаи заражения человека от обезьян не зафиксированы. Единственным источником ВИЧ считаются инфицированные люди. Случаи спонтанной санации от возбудителя не задокументированы. Передача вируса от человека возможна на любой стадии заболевания, в том числе в инкубационном периоде.
Вирус иммунодефицита человека (ВИЧ) поражает иммунную систему человека, тем самым ослабляет системы контроля и защиты организма от любых инфекций и некоторых типов онкологий. Вирус поражая иммунную систему начинает разрушать и ослаблять функции иммунных клеток, поэтому у инфицированных людей постепенно развивается иммунодефицит. Иммунная функция организма человека определяется числом клеток СD4. Иммунодефицит приводит к повышенной чувствительности к большому количеству инфекций и заболеваний, которым могут противостоять люди со здоровыми иммунными системами.

Последней стадией ВИЧ-инфекции является Синдром приобретенного иммунодефицита (СПИД), который у разных людей может развиться через 2-15 лет. Для СПИДа характерно развитие некоторых типов рака, хронические гепатиты В и С, или других тяжелых клинических проявлений.

Признаки и симптомы ВИЧ.

Симптомы ВИЧ варьируются в зависимости от стадии заболевания. На протяжении нескольких первых месяцев люди с ВИЧ, как правило, наиболее заразны, но многие из них узнает о своем статусе лишь на более поздних стадиях.
На протяжении нескольких первых недель после инфицирования, заболевание может не
проявлять никаких симптомов, но может развиться гриппоподобная болезнь, включая
лихорадку, головную боль, сыпь или боль в горле.
По мере того как инфекция постепенно ослабляет иммунную систему, у людей могут развиваться и другие признаки и симптомы, такие как потеря веса, лихорадка, диарея, кашель и увеличение лимфатических узлов. При отсутствии соответствующего лечения, могут развиться такие тяжелые болезни, как туберкулез, стрептококковый менингит, а также онкологические заболевания, такие как лимфомы и саркома Капоши и другие.

Передача ВИЧ-инфекции.

Источником ВИЧ-инфекции являются люди, инфицированные ВИЧ на любой стадии заболевания, в том числе и в инкубационном периоде.
ВИЧ инфекция может передаваться через разные жидкости организма инфицированных людей, такими как кровь, грудное молоко, семенная жидкость и вагинальные выделения.

Люди не могут заразиться при обычных повседневных контактах, таких как поцелуи, объятия, пожатие рук, или при совместном пользовании личными предметами обихода и употреблении продуктов питания или воды.

Факторы риска.

Формы и условия, повышающие риск заражения людей ВИЧ инфекцией,
включает следующее:
 незащищенный секс;
 наличие другой инфекции, передаваемой половым путем, такой как сифилис,
герпес, хламидиоз, гонорея и бактериальный вагиноз;
 совместное пользование зараженными иглами, шприцами и другим
инъекционным оборудованием, растворами наркотиков при употреблении
инъекционных наркотиков;
 небезопасные инъекции, переливания крови, медицинские процедуры с
применением нестерильных медицинских изделий;
 случайные травмы от укола иглой, в том числе среди работников
здравоохранения.

Диагностика ВИЧ-инфекции.

Тестирование и консультирование.

Все граждане РФ могут пройти обследование на ВИЧ-инфекцию проводится в Центрах профилактики и борьбы со СПИДом бесплатно и анонимно. Конфиденциальность обследования гарантируется.
Обследование на ВИЧ-инфекцию на территории Российской Федерации проводится добровольно, за исключением тех случаев, когда такое обследование является
обязательным.
Рекомендуется регулярно проходить освидетельствование на ВИЧ-инфекцию
для раннего выявления ВИЧ-инфекции у лиц, относящихся к группам повышенного риска
заражения ВИЧ-инфекцией. Консультирование по вопросам ВИЧ-инфекции для
профилактики и своевременного начала лечения в случае заражения. К таким группам
повышенного риска относятся больные туберкулезом, заболеваниями передающимися
половым путем, лица, употребляющие инъекционные наркотики, вступающие в
беспечные половые связи и др

Профилактика ВИЧ-инфекции в Российской Федерации

Под профилактическими или превентивными мероприятиями подразумевается
комплекс действий, направленных на предотвращение передачи ВИЧ, который
осуществляется вне зависимости от того, обнаружен или нет конкретный источник
(источники) ВИЧ. При ВИЧ объектом профилактических мероприятий является
восприимчивый контингент, то есть все население.

При отсутствии профилактических вакцин основными методами профилактики ВИЧ является повышение обеспокоенности населения, то есть информирование населения о реальной угрозе заражения ВИЧ и о негативных последствиях заражения, информация населения о способах предупреждения заражения, а также формирование у населения мотивации на изменение поведения в сторону менее опасного в плане заражения ВИЧ. Федеральный закон от 30 марта 1995 г. N 38-ФЗ “О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ)” в статье 4 гарантирует “регулярное информирование населения, в том числе через средства массовой информации, о доступных мерах профилактики ВИЧ-инфекции”.
Важное значение в распространении ВИЧ-инфекции имеет пропаганда здорового
образа жизни (ограничение числа половых партнёров и использование презервативов).
С целью профилактики парентерального пути заражения проводится регулярное
выявление источников ВИЧ, обследование доноров крови, органов, спермы, а также лиц из
группы риска.

В медицинских учреждениях должны тщательно стерилизовать инструментарий, использовать одноразовые шприцы и иглы.
Во время пребывания, ВИЧ-инфицированного в семье необходимо поддерживать
должный санитарно-гигиенический режим.

Что делать если укололся или порезался

При контакте с кровью или другими биологическими материалами с нарушением
целостности кожи (укол, порез) пострадавший должен снять перчатки рабочей поверхностью внутрь, выдавить кровь из раны, обработать повреждённое место 70% спиртом или 5% настойкой йода при порезах, 3% раствором пероксида водорода при уколах. Затем надо вымыть руки с мылом под проточной водой и протереть 70% спиртом, на рану наложить пластырь, надеть напальчник и при необходимости продолжить работу, надев новые перчатки.
В случае загрязнения кровью или сывороткой рабочего стола следует немедленно
дважды обработать его дезинфицирующими средствами: сразу после загрязнения, а затем
через 15 минут.

Если вследствие повреждения кожи или слизистых оболочек работника произошёл контакт с кровью или жидкостями инфицированного организма, Согласно законодательству Российской Федерации, предусмотрена правовая и социальная защита лиц, зараженных вирусом иммунодефицита человека. Не допускается увольнение с работы, отказ в приеме на работу, в приеме в лечебные учреждения, в приеме детей в детские учреждения, а также ущемление иных прав граждан только на основании того,что они являются носителями ВИЧ или больны СПИДом. С другой стороны, согласно Уголовному кодексу Российской Федерации предусмотрено наказание в виде лишения свободы за заведомое заражение другого лица вирусом иммунодефицита человека.

Проблема ВИЧ/СПИД является актуальной в настоящее время в Российской Федерации. Это проблема не только медицинская, она затрагивает все стороны жизни нашего общества: экономические, социальные, политические. Поэтому к организации и проведению мероприятий по проблеме ВИЧ/СПИД помимо медицинских структур должны привлекаться другие министерства, ведомства, учреждения, организации и широкая общественность.

Ежегодно 1-го декабря по решению ВОЗ во всем мире отмечается Всемирный день
профилактики СПИД. В нашей стране обычно в этот день проводятся многочисленные
мероприятия, посвященные теме профилактики ВИЧ-инфекции. Международным символом борьбы со СПИДом является красная ленточка, которую носят все большее число людей во всем мире. Носить красную ленточку может каждый, этим он демонстрирует свою заботу и тревогу за людей, живущих с ВИЧ и СПИДом, их надежду, что когда-нибудь эпидемия будет остановлена.

ВНИМАНИЕ! САЙТ ЛЕКЦИИ.ОРГ проводит недельный опрос. ПРИМИТЕ УЧАСТИЕ. ВСЕГО 1 МИНУТА.

Для повышения эффективности профилактической работы в области ВИЧ/СПИД большое значение имеет учет специфики методов, средств и форм, которые будут использованы в этой работе. Они составляют деятельную, практико-ориентируемую сторону целостного профилактического процесса и образуют в совокупности систему работы, адекватную целям и задачам профилактики. Необходимо также заметить, что методы, средства и формы профилактической деятельности тесно взаимосвязаны между собой.

Методы профилактики ВИЧ/СПИДа направлены прежде всего на создание условий для приобретения школьной молодежью необходимых знаний, умений и навыков по защите себя, окружающих людей от ВИЧ-инфекции. Это своего рода способы воздействия на сознание, волю, чувства, поведение человека с целью выработки у него норм социально ценностного поведения, действий и поступков, которые смогут уберечь его от ВИЧ-инфекции. Они – путь к достижению поставленной цели в области борьбы с ВИЧ-инфекцией.

Практикой накоплен большой арсенал методов профилактической работы. Все они могут быть с успехом использованы в системе работы с молодежью. Однако в данном сборнике мы предлагаем только те, которые прошли апробацию и пригодны для внедрения в массовую практику работы со школьной молодежью разновозрастных групп.

В профилактической работе по проблеме ВИЧ/СПИД мы предлагаем использовать те методы, которые прежде всего будут способствовать формированию знаний, убеждений, взглядов, понятий, представлений у участников профилактического процесса о СПИДе не только как болезни, но и как явлении, обусловленном социальными причинами: неблагоприятной атмосферой общественной жизни, отсутствием достаточной информированности молодежи о СПИДе, путях распространения ВИЧ-инфекции, невысоким уровнем нравственной культуры и культуры половых отношений.

Формирование сознания в профилактическом процессе достигается различными путями. Однако, на наш взгляд, наиболее действенными в области профилактики ВИЧ/СПИД являются рассказ, беседа, объяснение, разъяснение, лекция, работа с литературой. Эффективным методом убеждения является пример. Каждый из приведенных методов имеет свою специфику использования и может использоваться в комплексе с другими.

Для младших школьников, как, впрочем, и для подростков, наиболее распространенным методом в области профилактики ВИЧ/СПИД является рассказ. С его помощью школьникам может быть сообщена достоверная информация о болезни, правилах личной гигиены, нормах нравственного поведения, которые помогут защититься от ВИЧ-инфекции. Рассказ о ВИЧ/СПИДе должен способствовать вооружению школьников необходимыми знаниями в этой области, развивать положительные нравственные чувства (сопереживание, милосердие) к людям, которые стали его жертвами. В ходе рассказа организатор профилактической деятельности может использовать и методы объяснения, диалога, образного примера, которые будут активизировать школьников на развитие образов нравственного поведения, здорового образа жизни, и вызывать стремление подражать положительному опыту.

В этих целях в сборнике рекомендован для практического использования рассказ "Что такое СПИД". Организатору профилактической работы важно помнить, что длительность его не может превышать двадцати минут, а информация должна быть краткой, доступной и эмоционально насыщенной. В ходе рассказа можно использовать наглядный материал, имеющийся в сборнике.

Для подростков, у которых уже есть определенные знания по проблеме ВИЧ/СПИД, по нашему мнению, эффективным методом выступает беседа. Беседа предполагает участие обеих сторон – организатора профилактической работы и школьников. Она носит проблемный характер и характеризуется тем, что дает возможность выслушать мнение всех участников профилактического процесса.

Рекомендованная в сборнике беседа "Что надо знать о ВИЧ/СПИДе", не только ставит своей целью вооружить школьников знаниями по данной проблеме, но и требует их личной активности в поиске норм нравственного и самосохраняющего поведения. Организаторам профилактической работы необходимо учитывать, что без внимания не должен остаться ни один вопрос, который предложен для обсуждения или вызвал интерес у аудитории. Вместе с тем здесь должны быть соблюдены нормы этики, культуры общения, ибо разговор касается интимных сторон жизни человека. Для проведения беседы необходима атмосфера доверительного, эмоционального комфорта. Беседа ни в коей мере не должна превратиться в нотацию, поскольку последняя очень часто, особенно у подростков, может вызвать противодействие, желание поступить вопреки тому, в чем организатор профилактической работы пытался убедить их.

Рассказ, объяснение, беседа подготавливают к более сложному методу профилактики – лекции. Она рекомендуется нами в профилактических целях для старшеклассников. Лекция представляет собой более сложное логическое построение и требует научного, теоретического обобщения материала, доказательств в его изложении, аргументации.

В ходе лекции по профилактике ВИЧ/СПИДа могут быть освещены такие проблемы, как история распространения эпидемии, гипотезы возникновения болезни, пути передачи вируса, отличие ВИЧ от СПИДа, меры предохранения, опыт сохранения здоровья, формирование знаний о здоровом образе жизни и т. д.

Рассмотренные выше методы профилактической работы в области ВИЧ/СПИД обеспечивают в основном начальный этап профилактики. При проведении профилактических мероприятий в школе целесообразно также включать игру.

Игра является и формой и методом профилактической работы. Эффективность ее в том, что она ставит участников профилактического процесса в активную субъектную позицию. Она доставляет школьникам любого возраста удовольствие. Вместе с тем в игровой ситуации облегчается усвоение информации о ВИЧ/СПИДе, моделируются возможные действия и поступки, анализируются "ситуации выбора", которые совершают участники игровой профилактической деятельности. Игра формирует у школьников и уверенность в своих действиях и поступках, которые не могут привести к ВИЧ-инфекции. Она позволяет также через игровые ситуации понять и осознать чувства, которые могут испытывать люди, подверженные этому заболеванию, а значит и формировать умения и навыки социально приемлемого поведения, чувства милосердия, сострадания и гуманности к ВИЧ-инфицированным.

Следует отметить, что предлагаемые в сборнике игры могут использоваться и в диагностических целях. Они позволяют оценить уровень знаний школьников в этой области, степень их информированности о способах защиты от ВИЧ-инфекции.

Для младших школьников в сборнике предлагаются подвижные игры "Между огнями" и "Али-Баба и сорок разбойников". С их помощью организатор профилактической работы в неформальной игровой ситуации сможет закрепить навыки личной гигиены, способные защитить детей от ВИЧ-инфекции. Игры позволят не только привлечь внимание детей к проблеме ВИЧ/СПИД, но и определить те вопросы, на которых придется сосредоточить внимание в будущей профилактической деятельности.

Большой набор игрового материала предлагается для старшеклассников. Так, игра "Риск заражения" является универсальной технологией в области профилактической работы по проблеме ВИЧ/СПИД, поскольку ее можно использовать не только после лекции, но и вместо нее. Здесь в ходе игровой ситуации закрепляются полученные знания о ВИЧ/СПИДе, путях передачи ВИЧ-инфекции, степени риска заражения тем или иным путем, формируется осознанный выбор старшеклассниками того или иного поведения.

Ролевая игра "Чья сторона?" ставит своей целью вооружить школьников знаниями, умениями и навыками безопасного поведения в отношении заражения ВИЧ-инфекцией. Исполняя определенные роли ("провокаторы", "защитники", "неопределившаяся молодежь"), школьники в ходе игровой деятельности находятся в ситуации выбора в пользу либо опасного поведения, влекущего за собой безответственный образ жизни, несоблюдение морально-нравственных норм и как следствие заражение ВИЧ-инфекцией, либо безопасного, основанного на нравственных ценностях, знании мер профилактики. Она дает возможность для раскрытия индивидуальности личности, ее своеобразия, позволяет формировать у старшеклассника уверенность в своих действиях, а также возможность осознать чувства других. Для реализации обратной связи после игры могут быть использованы творческие задания.

Игра "Цепная реакция" позволяет наглядно продемонстрировать школьникам возможную скорость распространения ВИЧ-инфекции основными путями (при различных видах половых контактов, через попадание вируса в кровь, от матери ребенку). Она призвана насторожить старшеклассников, заставить их задуматься о поведении, которое может повлечь за собой заражение ВИЧ-инфекцией.

Эффективным в профилактических целях является внедрение ситуационных игр. Их основу составляют анализ смоделированных сюжетов, рассказов, несущих проблемную ситуацию. Так, набор ситуационных заданий для разбора дан в приложении сборника. Их можно дополнять, видоизменять. К составлению проблемных ситуаций могут привлекаться и сами участники профилактики. Однако здесь следует дать им четкую установку, что эти ситуации должны отражать социальные явления, лежащие в основе распространения инфекции, случаи рискованного поведения в отношении ВИЧ/СПИД.

В рамках освещения проблемы взаимоотношений с ВИЧ-инфицированными и больными СПИДом мы предлагаем использовать игровой тренинг "Лабиринт". Его целью является формирование у молодежи гуманного отношения к ВИЧ-инфицированным. В процессе игры учащиеся могут прочувствовать ситуацию ВИЧ-инфицированного, отношение к нему – как с пониманием, так и с пренебрежением. Естественно, что после игры организатор профилактической работы должен провести беседу либо анализ сложившихся подходов к общению с людьми, которые по тем или иным обстоятельствам стали жертвами СПИДа.

Однако бесспорно, что без диагностики уровня знаний учащихся (на начальном этапе образовательного процесса), а также выявления эффективности проводимой профилактической работы по проблеме ВИЧ/СПИД не обойтись. В связи с этим предлагаем использовать один из методов диагностики – анкетирование. Оно может проводиться на начальном и завершающем этапах профилактической работы. Анкетные опросы могут быть использованы и с целью проверки эффективности проведенной профилактической работы в среде школьной молодежи.

Организация профилактической работы в области ВИЧ/СПИД предполагает использование различных массовых мероприятий. К ним можно отнести акции, дискотеки, театрализации, викторины, конкурсы плакатов, рисунков, агитбригад, которые отличаются направленностью на массовый, коллективный, творческий характер участия молодежи в борьбе против СПИДа. Поэтому в сборнике вы найдете и сценарий детской сказки "Кузнечик" для начальной школы, и сценарную разработку тематической дискотеки "Молодежь против СПИДа" для старшеклассников.

Не следует думать, однако, что предлагаемые в сборнике материалы необходимо использовать именно так, как они описаны. Представленные здесь варианты, при необходимости легко видоизменять, дополнять другими, усовершенствовать, опираясь на собственный опыт, коллективное творчество и реальную ситуацию.

Определение сущности понятия "социально-педагогическая работа". Обоснование необходимости проведения в школе социально-педагогических мероприятий по профилактике ВИЧ/СПИДа. Анализ методических рекомендаций по проведению профилактики ВИЧ/СПИДа в школе.

Рубрика Педагогика
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 11.10.2014
Размер файла 39,6 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

1.2 Целевые группы, характеристика и направления деятельности

Глава 2. Основные критерии эффективной программы по проведению профилактики ВИЧ инфекции среди учащихся

2.1 Основные направления профилактики ВИЧ/СПИДа в образовательных учреждениях

2.2 Критерии эффективности программ профилактики ВИЧ-инфекции в образовательной среде

2.3 Методические рекомендации по проведению профилактики ВИЧ/СПИДа в школе

Введение

Учитывая ранний возраст начала половой жизни, относительной сексуальной свободы молодых людей и чаще всего отсутствие знаний о правильном использовании средств защиты, именно учащиеся образовательных учреждений становятся приоритетом для проведения профилактики ВИЧ/СПИД инфекции. Таким образом, мы можем говорить о том, что еще одну уязвимую группу составляют несовершеннолетние учащиеся.

Важно отметить, что начало профилактической работы должно быть как можно ранним, так как важна не просто информационно - просветительская деятельность, а формирование ценностей и навыков безопасного и здорового образа жизни. Это еще раз показывает нам важность участия образовательных учреждений в профилактической работе, а не только специалистов в области здравоохранения.

Нельзя игнорировать еще один путь передачи ВИЧ инфекции - от матери к ребенку. Хотя в Молдове данные статистки говорят о том, что это небольшое количество детей, тем не менее, эти дети посещают образовательные учреждения и это еще раз доказывает высокую вероятность встреч с ВИЧ инфекцией в образовательной среде и поднимает вопрос воспитания и привития толерантного отношения к детям с положительным статусом. И, обладая большими возможностями, и методами влияния на молодое поколение, образовательная среда является главным направлением деятельности по профилактике ВИЧ инфекции и привитию безопасного образа жизни.

Цель данной работы заключается в обосновании проведения социально-профилактической работы по профилактике ВИЧ/СПИД инфекции среди учащихся и разработка примерных мероприятий для различных возрастных и целевых групп.

Исходя из цели работы, основными задачами являются:

· обоснование необходимости проведения в школе социально - педагогических мероприятий по профилактике ВИЧ/СПИДа среди детей и подростков;

· выявление целевых групп и основных направлений деятельности;

· выявление и формулировка основных критериев эффективной программы;

· анализ методических рекомендаций по проведению профилактической работы;

· обобщение различных упражнений и видов деятельности для различных направлений профилактической работы.

Цель Программы заключается в пропаганде здорового образа жизни, формировании безопасного поведения, без вредных привычек, в распространении профилактических мероприятий среди населения, в том числе сельского и мобильного, расширении доступа к медицинским услугам (добровольное консультирование и тестирование, раннее выявление, лечение, уход и поддержка), а также сохранение эпидемиологической ситуации в стадии концентрированной эпидемии ВИЧ.

- обеспечение бесплатного доступа населения к услугам по профилактике ВИЧ и инфекций, передающихся половым путем (ИППП) до 2015 г;

- обеспечение доступа к профилактике 60% лиц от расчетного количества из групп повышенного риска (РКС, МСМ, ПИН) к 2015 году;

- обеспечение 10% населения презервативами к 2015 году;

- обеспечение бесплатным лечением 80% пациентов с ИППП к 2015 году;

- обеспечение услугами по профилактике передачи инфекции от матери к плоду не менее 95% беременных женщин с ВИЧ/СПИД к 2015 году;

- обеспечение 100% безопасности переливания крови;

- обеспечение доступа к постконтактной профилактике всем лицам, подвергшимся риску ВИЧ-инфицирования;

- обеспечение АРВ-терапией 80% лиц из оценочного числа ВИЧ-инфицированных и больных СПИДом, нуждающихся в лечении, к 2015 году;

- обеспечение уходом и поддержкой 10% из оценочного числа ВИЧ-инфицированных лиц и больных СПИДом к 2015 году;[2]

Хотя в настоящее время ВИЧ и СПИДом оказывается затронутым все большее число молодых людей, именно им меньше всего известно об этой инфекции. Исследование, осуществленное ЮНИСЕФ среди молодежи, показало, что всего лишь один из восьми человек знает о мерах защиты от ВИЧ-инфекции, способен назвать пути ее передачи и методы профилактики. Самым простым и доступным путем предотвращения распространения ВИЧ среди молодых людей является их информирование. Доступ к достоверной информации непосредственно содействует охране здоровья молодежи.[3]

Решение данной проблемы носит комплексный характер, и данная работа может стать пособием по мотивации и помощи в разработке мероприятий по профилактике ВИЧ инфекции учителями, волонтерами для разных возрастов учащихся.

Вопрос приоритетного влияния на развитие ребенка все еще остается открытым. Одни ученные и педагоги склоняются к большему влиянию генетики и наследственности, тогда как другие делают акцент на окружающей среде. Целью данной работы не является доказать правильность тех или иных взглядов, но затрагивая и говоря о процессе социализации в своей работе мы будем время от времени возвращаться к данному вопросу.

Социально-педагогическая деятельность - это разновидность профессиональной деятельности, направленная на оказание помощи ребенку в процессе его социализации, освоения им социокультурного опыта и на создание условий для его самореализации в обществе. [ 5]

Итак, социально-педагогическая деятельность, это деятельность, направленная на определенного ребенка, то есть она адресная, она индивидуальная, то есть решает проблемы именно этого ребенка и она ограничена временем, в течение которого будет решена проблема ребенка. Из этого можно сделать вывод, что для проведения эффективной социально - педагогической работы, по профилактике ВИЧ инфекции среди несовершеннолетних, важно выявить целевые группы - и по возрастным признакам и по отношению к ВИЧ инфекции.

1.2 Целевые группы, характеристика и направления деятельности

Если говорить об образовательных учреждениях, то дети по возрастному признаку разбиты на классы. В данном случае градация будет выглядеть следующим образом:

· начальные классы (1-4кл.)

· средние, гимназические классы(5-9кл.), для большей эффективности данную группу делят еще на две - младшее среднее звено и старшее среднее звено

· старшие, лицейские классы(10-12кл.)

Так же нам необходимо выделить и определить группы детей по отношению к ВИЧ инфекции. Опираясь на мировые достижения в области профилактического обучения, группы представлены следующим образом:

· несовершеннолетние группы риска

· ВИЧ - инфицированные несовершеннолетние

· контактирующие с ВИЧ - инфицированными лицами[6]

Для каждой из представленных категорий есть своя особенность проведения профилактических мероприятий. При разработке мероприятий по профилактике необходимо учитывать возможную принадлежность ребенка и к одной и к другой группе.

Если же мы говорим о группах по отношению к ВИЧ инфекции, то разница будет в содержании материала. Так для первой группы - здоровых несовершеннолетних, профилактические мероприятия будут направлены на формирование и развитие здорового образа жизни, защитных действий по предупреждению ВИЧ инфицирования. Для таких детей особое значение имеет образовательная работа по половому воспитанию, информация о путях передачи и сущности ВИЧ инфекции, а так же деятельность, направленная на развитие толерантного отношения к ВИЧ инфицированным.

Для второй группы - группы риска инфицирования - основным содержанием и направлением деятельности, наряду с формированием защитных норм поведения, очень важны методы определения и раннего выявления факторов риска, последующей коррекционной педагогической и психологической работы, для снижения риска и предупреждения инфицирования.

Для третей рассматриваемой группы - ВИЧ инфицированные несовершеннолетние - работа будет направлена на снижение уровня самостигматизации, улучшения качества их жизни, в данной группе важна работа не только с несовершеннолетними, а так же с их окружением - родителями, педагогами, сверстниками, для предупреждения дискриминации, а так же работа по предотвращению дальнейшего распространения инфекции.

Таким образом, мы видим приоритетные направления социально - педагогической работы с каждой группой несовершеннолетних.

В свою очередь это требует подготовку специалистов, которые будут иметь достоверную информацию о ВИЧ/СПИДе и жизни с ним, будут иметь и сумеют передать другим толерантное отношение к ВИЧ положительным людям. Для этого, важно, ознакомить студентов педагогических ВУЗов с теоретическими знаниями о ВИЧ - инфекции, обучить их методам и формам профилактической работы с детьми, подростками, с их родителям и их окружением, с учетом возрастных, гендерных и личностных особенностей, и ознакомить с законодательством Республики Молдова в области профилактики и лечения ВИЧ/СПИДа.

Глава 2. Основные критерии эффективной программы по проведению профилактики ВИЧ инфекции среди учащихся

2.1 Основные направления профилактики ВИЧ/СПИДа в образовательных учреждениях

Школа является идеальной средой для внедрения профилактических программ, в частности и программ профилактики ВИЧ-инфекции. Здесь имеются самые лучшие возможности для осуществления массового, эффективного и превентивного влияния.

Массовость. Школа охватывает большинство детей и молодых людей в возрасте до 18 лет. Это тот период жизни, когда формируется самоидентичность человека, его личная система ценностей, взглядов и убеждений.

Эффективность. Школа - это место, где ученики и учителя проводят вместе много времени. Это делает возможным сочетание учебного процесса с воспитанием. Внедрение высококачественных профилактических программ облегчает эту задачу.

Превентивность. Учебные программы позволяют тщательно спланировать и осуществить влияние еще до того, как в жизни молодого человека возникнут реальные риски и проблемы.[12.29]

разработаны и изданы учебно-методические материалы для учителей и учебники для учащихся, подготовлено свыше 3000 педагогов.

Профилактика ВИЧ инфекции должна быть комплексной и затрагивать различные сферы жизни. Поэтому, проведение социально - педагогических мероприятий, не может быть сведено к лекциям, проводимым медицинскими работниками. Данного рода мероприятия должны организовываться и проводиться и другими компетентными лицами образовательных учреждений.

По данным экспертов ВОЗ наиболее перспективными направлениями на сегодняшний день признаны следующие:

1. информирование в области ВИЧ/СПИДа;

2. формирование навыков здорового образа жизни и ответственного поведения;

3. работа по формированию условий и окружения, поддерживающих профилактическую деятельность[6].

Рассмотрим каждое направление в отдельности.

1. Информирование в области ВИЧ/СПИДа. Данное направление предусматривает донесение достоверной информации о путях передачи ВИЧ/СПИДа, о способах снижения риска инфицирования, об обстоятельствах повышающих риск инфицирования (употребление алкоголя, ПАВ и т.д.). При проведении просветительской деятельности должны быть соблюдены следующие условия:

· необходимо доносить только достоверную информацию

· проблема должна быть представлена всесторонне

· информация должна соотноситься с возрастом и информированностью группы

· личностное отношение при рассказе о путях предупреждения инфицирования

· необходимо создавать дальнейшую жизненную перспективу

· воспитывать и прививать толерантное отношение к ЛЖВ

· адекватные знания о факторах риска и рисковом поведении для того, чтобы управлять своим здоровьем в направлении его защиты и улучшения;

· убеждение в своей эффективности (самоэффективности) в возможности регулировать свое здоровье. Это - центральная идея теории. Восприятие своей эффективности определяет уверенность в способности организовать свое поведение, мысли, чувства в благоприятном для себя направлении, несмотря на то, что, на человека воздействуют различные стрессовые события, и жизнь его постоянно меняется, предъявляя ему все новые и новые сюрпризы и требования. Вера в свою эффективность - огромный базис для действий. Потеря же людьми веры в себя может повлечь за собой эффект дезорганизации в том случае, когда человек будет встречаться с трудностями и изменениями окружающей действительности, что в принципе неизбежно.

Задачи, решаемые в рамках данного направления:

· формирование личностных ресурсов,

· развитие эффективных стратегий поведения, способствующих обретению ответственности за свою собственную жизнь,

· приобретение уверенности для противостояния негативному влиянию среды, минимизацию проявлений рискованного поведения

· формирование здоровой полоролевой и семейной идентификации личности, в том числе мотивации на отсрочку сексуального дебюта. В данном пункте необходимо отметить один очень важный факт. В нашем обществе имеет место негативное отношение к сексуальному образованию детей, тогда как ВОЗ проводя мониторинг и оценку профилактической деятельности утверждает, что высокая осведомленность о рисках, сопровождающих беспорядочные половые связи приводит к отказу от раннего опыта сексуальной жизни. Необходимо отметить и тот факт, что в нашем обществе отсутствует культура использования средств защиты (презервативов). Очень многие считают обсуждение таких вопросов чем - то постыдным и это приводит к тому, что подростки знают о том, что существуют средства защиты, а правильно использовать не умеют и спросить не у кого. Вследствие этого вытекает третье направление работы по профилактике ВИЧ инфекции -

Социальное сопровождение или кейс менеджмент. Проведенные исследования показали что люди, которые имеют поддержку от семьи, от значимых для них людей, от их окружения отличаются более крепким здоровьем, легче переносят стрессы и более адекватно относятся к своему ВИЧ статусу и необходимому лечению. Нормальные семейные взаимоотношения, поддержка семьи является необходимым условием для полноценного развития личности ребенка, подростка и молодого человека, способствует формированию навыков заботливого отношения к себе ответственного и безопасного поведения. Кроме того, поддержка семьи необходима для изменения проблемного поведения, а также поддержка переживания кризисной ситуации, связанной с инфицированием ВИЧ. Поэтому, для обеспечения комплексной профилактики необходимо использовать кейс менеджмент.

Исходя из того, что профилактическая работа направлена на снижение распространения эпидемии и изменения стиля жизни, наиболее уязвимых слоев населения, мы, в рамках заявленной темы, рассмотрим кейс менеджмент как инструмент, для формирования условий и окружения, которые будут поддерживать профилактическую деятельность, проводимую в учебных заведениях. Другими словами для поддержания безопасного поведения ребенка во избежание инфицирования необходима работа и с семьей, независимо от того кто в семье затронут ВИЧ инфекцией. Кейс менеджмент - это работа мультидисциплинарной команды (МДК), в состав которой входит социальный ассистент, социальный работник, психолог, педагог со школы, врач - инфекционист. Данная работа по необходимости проводится со всей семьей, ближайшим окружением. Она направлена на изменение поведения и на реинтеграцию ВИЧ положительного человека и его семьи в общество, решение насущных проблем.

Кейс менеджмент открывается на каждый случай отдельно и ведется специалистом, который координирует работу всей команды. Обязательно обозначаются цели и задачи, а так же пути решения возникших проблем.[9] Важно так же определить временные рамки, в течение которых каждый специалист должен провести свои запланированные мероприятия. По истечению сроков МДК собирается вновь, чтоб увидеть результаты и обсудить дальнейшие действия. Данный механизм работы приносит положительные результаты.

Если говорить о формировании условий и окружения, которое будет поддерживать безопасное поведение подростка, то важно заметить, что в такие МДК должен быть включен и педагог, имеющий наиболее тесный контакт с учащимся. В приложении представлены типовые формы документов необходимые для открытия и ведения кейс - менеджмента.

Кейс менеджмент имеет место быть в ситуациях, когда необходимо раскрыть статус ребенку либо его, либо родителя (одного или обоих). В таких случаях нужна работа и поддержка и психолога и педагога. Так же кейс менеджмент может быть открыть когда один или оба родителей имеют рискованное поведение. В таких случаях, если не принимать соответствующие меры, дети и подростки перенимают образ поведения своих родителей. Поэтому важно вовремя начать работу с такой семьей. Возможно, помочь найти работу, пройти курс реабилитации от алко- или нарко - зависимости. На практике можно столкнуться с самостигматизацией - когда человек, узнав о своем ВИЧ - статусе считает себя недостойным своей семьи, своих детей, переживает огромное чувство вины. Для таких людей важна поддержка семьи, почувствовать и увидеть себя принятым и понятым. В таких различных ситуациях может оказаться и ребенок. Поэтому говоря о профилактике, важно говорить о воспитании толерантного и адекватного отношения к ВИЧ положительным людям. Важно, чтоб ребенок, столкнувшийся с проблемой ВИЧ инфекции, всегда знал к кому он может обратиться и получить необходимую поддержку и помощь.

Надо отметить, что данный метод используется и при ведении кейс менеджмента, когда для определенной проблемы есть человек, который готов поделиться своим опытом и помочь другому пережить такую же проблему. Поэтому, для большей эффективности все методы и приемы должны использоваться в комплексе.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.