План договор социально психологического сопровождения вич положительного

Инфраструктура социального обслуживания семей, затронутых проблемой ВИЧ-инфекции, в Санкт-Петербурге.

В 2016 году социальное обслуживание семей, затронутых проблемой
ВИЧ-инфекции, осуществляли 20 учреждений социального обслуживания населения
Санкт-Петербурга (таблица 48). По состоянию на 31.01.2017 в системе социального обслуживания семей, затронутых проблемой ВИЧ-инфекции, функционируют:

5 специализированных отделений помощи женщинам, оказавшимся
в трудной жизненной ситуации, в структуре центров социальной помощи семье и детям Калининского, Колпинского, Красногвардейского, Центрального районов Санкт-Петербурга и комплексного центра социального обслуживания Красносельского района
Санкт-Петербурга;

8 специализированных служб в структуре отделений центров социальной помощи семье и детям Адмиралтейского, Василеостровского, Выборгского, Кировского, Московского, Петроградского, Фрунзенского районов Санкт-Петербурга и комплексного центра социального обслуживания Курортного района Санкт-Петербурга;

Таблица 48. Учреждения, в которых осуществлялось социальное обслуживание семей, затронутых проблемой ВИЧ-инфекции, в 2016 году

Основные количественные характеристики обслуженных семей, затронутых проблемами ВИЧ-инфекции.

572 чел. - ВИЧ-инфицированные женщины;

56 чел. - ВИЧ-инфицированных ребенка;

90 чел. - ВИЧ-инфицированные члены семей.

Разовые услуги в течение 2016 года получили 729 чел. из числа ВИЧ-инфицированных граждан и членов их семей.

На социальном сопровождении в течение 2016 года находились 515 семей. В зависимости от уровня кризисности жизненной ситуации, семьи находились на разных видах социального сопровождения (рис. 23), причем большинство, 57% (292 семьи), находились на интенсивном сопровождении, что свидетельствует о наличии в данных семьях комплекса социальных проблем. При этом 49 семей, затронутых проблемами ВИЧ-инфекции, в момент приема на социальное обслуживание находились в социально опасном положении.


Рис.23. Соотношение семей, затронутых проблемами ВИЧ-инфекции, принятых на социальное сопровождение за 2016 год, по видам социального сопровождения

Специалистами государственных учреждений социального обслуживания за 2016 год было оказано 85 680 социальных услуг семьям, затронутым проблемами ВИЧ-инфекции, из них:

социально-психологические – 27 840;

социально-педагогические - 20 641;

социально-медицинские – 16 102;

социально-правовые – 9 615;

социально-бытовые – 5 424;

социально-трудовые – 2 148;

услуги в целях получения коммуникативного потенциала – 208;

срочные социальные услуги – 1 367;

разовые социальные услуги - 2 335.

Следует отметить, что у данной категории семей наиболее востребованными являются социально-психологические и социально-педагогические услуги, однако в связи с наличием заболевания имеется высокая потребность в получении социально-медицинских услуг.

Основные характеристики семей, затронутых проблемами ВИЧ-инфекции, принятых на обслуживание в 2016 году.

За отчетный период было вновь принято на социальное обслуживание 178 семей, затронутых проблемами ВИЧ-инфекции. Кумулятивно, начиная с 2007 года, были приняты на социальное обслуживание 2001 семья, затронутая проблемами ВИЧ-инфекции (рис.24).


Рис.24. Динамика изменения численности принятых на социальное обслуживание семей, затронутых проблемами ВИЧ-инфекции и ВИЧ-инфицированных граждан за 2007- 2016 годы.

Следует отметить тенденцию снижения числа вновь принятых на социальное обслуживание семей ВИЧ-инфицированных граждан по сравнению с предыдущими периодами. Динамика в разрезе районов отражена на рис.25.


Рис.25. Численность с емей, затронутых проблемой ВИЧ-инфекции, впервые принятых на социальное обслуживание в учреждения в 2015-2016 гг., в разрезе районов

Снижение численности вновь принятых на обслуживание семей, затронутых проблемами ВИЧ-инфекции наблюдается в 11-ти районах города (Адмиралтейский, Василеостровский, Выборгский, Кировский, Красногвардейский, Кронштадтский, Красносельский, Курортный, Московский, Невский, Фрунзенский). Скорее всего это связано с новым порядком приема на социальное обслуживание и необходимостью проходить процедуры признания нуждаемости в получении социальных услуг. Однако в Петроградском, Центральном, Приморском, Колпинском, Калининском районах и КЦПЖ наблюдается увеличение числа принятых на обслуживание семей, затронутых проблемой ВИЧ-инфекции по сравнению с предыдущим годом.

Всего за отчетный период впервые приняты на социальное обслуживание 517 чел., из них 213 ВИЧ положительных (рис. 26):

175 чел. – ВИЧ-инфицированные женщины, в том числе 17 чел. – беременные женщины;

235 чел. – дети (из них 14 ВИЧ положительных детей);

107 чел. – члены семей (из них 24 ВИЧ положительных человек).


Рис.26. Состав впервые принятых граждан на социальное обслуживание в 2016 году

В таблице 49 представлена динамика изменения численности и категорий детей, впервые принятых на социальное обслуживание. На протяжении пяти лет соотношение принятых детей по возрасту и по ВИЧ-статусу сохраняется.

Таблица 49. Динамика числа детей, впервые принятых на социальное обслуживание

Число детей, впервые принятых на обслу-живание

из них в возрасте

из них по ВИЧ статусу

от 0 до 3-х лет доля от общего числа детей от 3-х до 18 лет доля от общего числа детей ВИЧ+ доля от общего числа детей ВИЧ-статус не определен доля от общего числа детей здоровые доля от общего числа детей 2016 235 109 46% 126 54% 14 6% 80 34% 141 60% 2015 327 165 51% 162 49% 24 7% 133 41% 170 52% 2014 318 175 55% 143 45% 35 11% 108 34% 175 55% 2013 374 197 52% 177 48% 24 6% 116 31% 234 63% 2012 406 177 44% 229 56% 12 3% 104 26% 290 71%

На рисунке 27 показано процентное соотношение приема на социальное обслуживание семей, затронутых проблемами ВИЧ-инфекции, по различным основаниям, за 2016 год и в динамике за три года в таблице 50.

Необходимо отметить, что более половины семей приняты на обслуживание по личным заявлениям и направлениям районных учреждений здравоохранения.


Рис.27. Основания, по которым семьи, затронутые проблемами ВИЧ-инфекции, впервые приняты на социальное обслуживание в 2016 году

Таблица 50. Динамика приема семей, затронутых проблемой ВИЧ-инфекции, по основаниям приема на социальное обслуживание за 2014-2016 годы, чел.

Основания для приема на социальное обслуживание

Основные характеристики семей, затронутых проблемами ВИЧ-инфекции, закончивших обслуживание в 2016 году.

Закончили социальное обслуживание за 2016 год 227 семей (771 чел., в том числе 303 чел. ВИЧ+). Из них закончили социальное обслуживание с улучшением положения в семье – 146 семей (64,3%).

Среди других обстоятельств завершения социального обслуживания наиболее существенными являются:

отказ от социального обслуживания в связи с изменением условий получения социальных услуг по 442-ФЗ – 18 семей;

выбытие клиентов в другую территорию – 16 семей;

утрата контакта с отделением – 7 семей;

смерть клиента – 11 семей;

лишение родительских прав – 3 семьи;

осуждение к отбыванию наказания – 3 семьи и другие.

Основные результаты обслуживания семей, затронутых проблемами ВИЧ-инфекции, за 2016 год.

Важными результатами социального обслуживания за 2016 год являются следующие показатели. Из 718 обслуженных ВИЧ-инфицированных граждан:

534 человек обследовались на иммунный статус и (или) вирусную нагрузку, это составляет 73,7% от числа ВИЧ+, обслуженных за отчетный период, в том числе 63 человека обследовались после перерыва более года;

370 человек из числа больных ВИЧ-инфекцией получали антиретровирусную терапию;

39 человек больных ВИЧ-инфекцией прервали лечение (ВААРТ);

45 человек больных ВИЧ-инфекцией возобновили лечение (ВААРТ) после перерыва;

42 беременные женщины в отчетный период получали химиопрофилактику передачи ВИЧ от матери ребенку;

43 новорожденных ребенка получили химиопрофилактика ВИЧ-инфекции.

За 2016 год из общего числа обслуженных детей (860 чел.):

30 детей лишились родительского попечения в результате разнообразных причин (временное помещение в учреждения по заявлению родителей, отобрание у родителей при непосредственной угрозе жизни или здоровью, отказ родителей от их воспитания в родильном доме и др.), из них один ребенок ВИЧ-инфицирован;

у 21 ребенка родители восстановлены в правах или дети возвращены родителям после временного размещения в учреждениях (приемных семьях);

13 детей были усыновлены или оформлены под опеку (попечительство) в приемную семью, из них один ВИЧ-инфицирован;

8 детей направлены в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

у 96 детей оба или единственный родитель лишены (ограничены) родительских прав, из них двое детей ВИЧ-инфицированы;

Динамика числа семей, затронутых проблемами ВИЧ-инфекции, находившихся на социальном обслуживании, представлена в таблице 51.

Таблица 51. Динамика числа семей, затронутых проблемами ВИЧ-инфекции, находившихся на социальном обслуживании за период 2013 - 2016 г.г.

Год Впервые принято семей Закончили социальное обслуживание Из них закончили с улучшением положения Всего обслужено за отчетный период
2016 178 227 146 (64,3%) 583
2015 190 225 117 (52%) 627
2014 225 260 163 (62,6%) 661
2013 273 275 188 (68,3%) 709
2012 325 200 120(60%) 688

По состоянию на 31.12.2016 на социальном обслуживании в учреждениях находится 356 семей (1 123 человека, из них 417 ВИЧ-положительных человек). Результаты социального обслуживания ВИЧ-инфицированных и членов их семей за 2016 года в разрезе районов представлены в таблице 52.

Таблица 52. Результаты социального обслуживания ВИЧ-инфицированных и членов их семей, за 2016 год в разрезе районов

Ключевые слова: дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, ВИЧ-инфицированных детей, социально-психологической адаптации.

Сопровождение семей, принявших на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей, включает в себя следующие направления работы:
• Образовательная поддержка замещающих семей (формирование психолого-педагогической компетентности родителей через организацию и проведение консультаций и обучающих семинаров, тренингов).
• Психолого-педагогическая поддержка семьи (содействие созданию благоприятного микроклимата в замещающей семье в периоды адаптации и нормативных кризисов и коррекция межличностных отношений; помощь в адаптации ребенка в школьном коллективе).
• Социальная поддержка семьи (помощь в организации семейного досуга; содействие в решении проблем и взаимодействии с различными организациями, информирование по вопросам получения социальной и правовой поддержки).

Уполномоченная служба по сопровождению замещающих семей осуществляет свою работу в рамках заключенного договора. Направление работы в области сопровождения семьи подразумевают следующие виды деятельности: разработка индивидуального плана сопровождения ребенка в семье; составление плана текущего сопровождения семьи; проведение мониторинга развития ребенка в семье; проведение психолого-медико-социальных консилиумов; оказание содействия в устройстве детей в дошкольные и школьные образовательные учреждения; посещение детей в семьях, детских садах, общеобразовательных учреждениях; проведение занятий, коррекционно-развивающих игр, индивидуальных бесед, консультаций специалистов с детьми и замещающими родителями; наблюдение за ходом адаптации и проживания ребенка в замещающей семье; методическое сопровождение замещающих семей (организация семинаров, круглых столов, консультаций).

Цель сопровождения — поддержка процесса функциональной и структурной перестройки принимающей семьи, связанной с включением в нее ребенка, и его интеграции в замещающую семью.

Задачи сопровождения:
1. Создание оптимальных условий для развития и социализации ребенка, переданного на воспитание в семью.
2. Организация и осуществление эффективной замещающей семейной заботы.
3. Предотвращение отказа от ребенка, переданного на воспитание в семью.
4. Профилактика кризисных ситуаций в семье и содействие укреплению семьи.
5. Помощь семье в прохождении кризисов при приеме ребенка.
6. Коррекционная работа с детьми по запросу семей.

Специалисты выделяют следующие уровни сопровождения семей: базовый уровень (поддерживающий, адаптационный); кризисный уровень (семья не в состоянии самостоятельно справиться со сложившейся ситуацией, требуется вмешательство специалистов); экстренный уровень (угроза возврата ребенка).

Семьям, принявших на воспитание ВИЧ инфицированного ребенка приходится сталкиваться со сложной фрагментированной и незнакомой системой оказания медицинских, социальных услуг. В Российской Федерации медицинские услуги, обеспечение бесплатными медикаментами для ВИЧ-инфицированных осуществляется через Центр СПИД. Основными задачами Центра являются:
• Эпидемиологический надзор за распространением ВИЧ инфекции
• Осуществление клинико-лабораторной диагностики и исследований
• Осуществление профилактических мероприятий

Образовательная поддержка замещающих семей включает в себя организацию семинаров по темам:
1. Понятие нормы в физиологии и медицине.
2. Вопросы анамнеза, перинатальный, анте-, интра- и постнатальный анамнез.
3. Физиологические особенности детей с хроническими заболеваниями, часто болеющих детей. Иммунокомплексная патология.
4. Наследственные нервно-психические синдромы и заболевания.
5. Вегето-сосудистые дистонии у детей.
6. Последствия перенесенных органических и инфекционных заболеваний центральной нервной системы у детей.
7. Физиологические и патофизиологические основы стресса.
8. Гигиенические основы режима дня.

Нормативно-правовое регулирование РФ в области защиты прав ВИЧ инфицированных детей.
Социальная поддержка ВИЧ-инфицированных — несовершеннолетних достигается путем назначения социальной пенсии, а также предусматриваются все льготы, установленные для детей-инвалидов законодательством Российской Федерации. Лицам, осуществляющим уход за ВИЧ-инфицированными — несовершеннолетними, выплачивается пособие по уходу за ребенком-инвалидом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Родители ВИЧ инфицированного ребенка имеют право на сохранение тайны диагноза в общеобразовательных учреждениях. Но насколько пользоваться данным правом отвечает безопасности других детей и взрослых школьной и дошкольной среды?

Раскрытие ВИЧ статуса ребенку
Кроме вопросов предоставления медицинских услуг по поддержке ВИЧ-инфицированных детей на качественном уровне, актуальным остается вопрос раскрытия ВИЧ-статуса ребенка. На сегодняшний день не существует единой методики процесса раскрытия диагноза.
Раскрытие ВИЧ-статуса ребенка является значимым событием в семье. Членам семьи, принявшим решение о раскрытии ВИЧ-статуса своему ребенку, необходима помощь специалистов, чтобы рассказать ребенку о его заболевании в доступной форме с наименьшим травматическим воздействием на психическое состояние ребенка. Вопрос о раскрытии диагноза ВИЧ-инфицированному ребенку требует учета следующих параметров: возраст ребенка, способность ребенка осознавать существующие границы в социуме, отношения в семье, состояние здоровья ребенка и др.

Реакция ребенка на информацию о его положительном ВИЧ-статусе может повлечь за собой такие реакции как:
1. Депрессия.
2. Восприятие болезни как наказание за плохое поведение.
3. Отрицание болезни
4. Использование своего статуса как механизма привлечения дополнительного внимания к себе.

Родители в свою очередь боятся, что при раскрытии ребенку сведений о его болезни, возникнут проблемы о разглашении сведений о ВИЧ-инфекции среди друзей и педагогов, окружающих ребенка, опасаясь депрессий и ухудшения психического состояния ребенка. Давая лекарства ребенку, родители предпочитают скрывать информацию о назначении этих лекарств.

Важно помнить, что болезнь — это нарушение нормальной жизнедеятельности организма, что, к сожалению, случается в течение жизни с любым человеком — и взрослым, и ребенком. Все люди болеют — одни чаще, другие реже. Хроническая болезнь не может пройти бесследно, человеку нужно научиться жить с ней. Именно так и происходит в случае, когда человек сталкивается с ВИЧ-инфекцией. Люди, имеющие какое-либо серьезное хроническое заболевание, воспринимают болезнь как одно из наиболее травматических событий в своей жизни. Переживания сказываются на психофизическом состоянии больного. Прежде всего возникают отрицательные эмоции: страх, тревога, боль, страдания, гнев, чувство вины, которые по-разному проявляются на разных стадиях течения заболевания и его лечения. Взрослый человек не всегда в состоянии преодолеть такие переживания, иная ситуация когда речь идет о детях. ВИЧ-инфицированный ребенок неизбежно испытывает страх и тревогу, связанные с ограничением свободы, одиночеством и отсутствием поддержки со стороны ближайшего окружения. Такие ощущения могут углубляться в связи с необходимостью госпитализации ребенка и вынужденной разлукой с близкими, отсутствием у ребенка информации о болезни и ее последствиях, назначением медицинских манипуляций.
Чаще всего причинами откладывания обсуждения является то, что сами родители или попечители ребенка не готовы говорить с ним о его ВИЧ-статусе и поэтому стараются отложить этот разговор как можно дольше. Родители не уверены как лучше это сделать: каким образом и когда начать разговор с ребенком, что при этом следует сказать, о чем рассказать и стоит ли предоставлять всю информацию во время одного разговора. Возможно, кто-то может это сделать лучше их?

Жизнь ВИЧ-инфицированного человека часто связана с явлениями стигмы и дискриминации со стороны социального окружения. Стигма и дискриминация являются одними из главных причин, по которым родители отказываются рассказать о ВИЧ-положительном статусе ребенка. То есть, пытаясь защитить ребенка от стигмы или дискриминации, семья скрывает от него правду. Кроме того, дети 4−7 лет открыты в общении с друзьями, другими родственниками, соседями, воспитателями и т. д. Учитывая это, родители переживают, что их ребенок может случайно рассказать о своем статусе кому-то из социального окружения и, таким образом, повредит себе и семье. По их мнению, свой ВИЧ-статус следует держать в тайне, по крайней мере, некоторое время. Все эти переживания могут повлечь увеличение внутреннего напряжения каждого из родителей, что приводит к ухудшению отношений между ними, а также между родителями и ребенком. Из-за желания не навредить ребенку родители часто отказываются отвечать на вопросы ребенка относительно его состояния здоровья, не дают объяснения по приему лекарств либо отвечают слишком обобщенно, в частности говорят ребенку, что у него другая болезнь. При отсутствии ответов родителей дети пытаются самостоятельно ответить на собственные вопросы. Зачастую эти ответы являются ошибочными. Дети могут подумать, что болеют из-за того, что плохо себя вели, что скоро умрут, или же лекарство можно не пить, поскольку они не чувствуют себя больными. Если рассказать ребенку о его ВИЧ-положительном статусе, исчезнут барьеры в общении между родителями и ребенком. Родители освободятся от тягостных мыслей и переживаний, а ребенок избавится от ложных представлений о своем диагнозе, что также может положительно повлиять на эмоциональное состояние ребенка: он будет чувствовать себя важным для семьи и заслуживающим доверия взрослых. Общая ситуация высвобождения эмоций, которые все члены семьи очень долго держали в себе, может способствовать созданию в семье атмосферы открытости, взаимопонимания и поддержки.

Раскрытие ВИЧ-статуса поможет ребенку понять, что происходит с ним или с его родителями. Когда исчезнут секреты, ребенок сможет свободно задавать вопросы и получать на них ответы от родителей. В свою очередь, родители освободятся от необходимости постоянно контролировать собственные слова, разговоры и тоже почувствуют облегчение. Искренность, доверие и открытость во всех аспектах, связанных с ВИЧ, благоприятно скажутся на отношениях между членами семьи.

Раскрытие ВИЧ-положительного статуса ребенку — это процесс сотрудничества специалистов и членов семьи в проведении оценки физического и психического состояния ребенка, его потребностей, а также планирования дальнейшей работы с целью успешной адаптации к новым условиям жизнедеятельности.

Раскрытие статуса не означает просто сообщить ребенку название его болезни. ВИЧ-положительный статус должен быть раскрыт ребенку лицом, с которым он имеет близкие и доверительные отношения, в подходящее для этого время и момент с точки зрения возраста, развития ребенка, жизненной ситуации, состояния здоровья и т. д. Раскрытие ВИЧ-положительного статуса должно быть осуществлено лишь тогда, когда ребенок получил предварительно соответствующую информацию и успешно ее усвоил, что можно проверить с помощью специальных игр, задач и бесед с ребенком. Процесс раскрытия ВИЧ-положительного статуса ребенку имеет определенные последовательные этапы, которые помогают ему понять особенности своего состояния здоровья наименее травматическим способом. Процесс раскрытия ребенку его диагноза должен начинаться с этапа оценки конкретного случая, то есть определения состояния семьи и ее жизнедеятельности, учитывая потенциальное раскрытие ВИЧ-статуса.

1. Специалисты, работающие с семьей, должны составить индивидуальный план с целью раскрытия ВИЧ-положительного статуса, по которому будет происходить последовательная работа с родителями и их ребенком. План должен основываться на полученной ранее от ребенка и родителей информации и включать все необходимые меры, методы и формы работы с семьей, чтобы раскрытие ВИЧ-положительного статуса произошло в наиболее благоприятной для ребенка форме.

2. В план работы с семьей следует включить конкретные действия, направленные на подготовку родителей и ребенка к раскрытию его ВИЧ- положительного статуса. Кроме того, план должен обязательно учитывать индивидуальные особенности и потребности ребенка. Тщательно разработанный план предоставления услуг семье в процессе раскрытия ВИЧ-положительного статуса ребенку позволяет увидеть наличие позитивной динамики или же оценивать происходящие изменения и, в случае необходимости, изменять план в процессе работы, если это необходимо для достижения поставленной цели, то есть раскрытие родителями ВИЧ-положительного статуса ребенку.

3. Консультирование замещающих родителей с целью подготовки их к ключевому разговору с ребенком о его ВИЧ-статусе. И хотя мы отмечаем тот факт, что в центре процесса раскрытия ВИЧ-статуса находится ребенок, на практике основная работа специалистов направлена на родителей. Родители как лица, ответственные за развитие и воспитание ребенка, должны решить, каким образом лучше раскрыть ему статус и определить тот образ жизни, который следует вести, чтобы оставаться активным и не иметь проблем с состоянием здоровья.
Важно, чтобы родители приняли это решение сознательно, без давления со стороны специалистов. Как отмечалось ранее, родители испытывают много страхов и сомнений по поводу раскрытия ВИЧ-положительного статуса ребенку, поскольку желают защитить его от сложных личностных переживаний и проявлений стигмы и дискриминации со стороны социального окружения. Именно поэтому консультирование родителей и является основным в процессе оказания профессиональной социально-психологической поддержки семьям, которые решили начать процесс раскрытия ВИЧ-положительного статуса их ребенку.

4. Подготовка ребенка к сообщению о его ВИЧ-статусе. Это последовательный и одновременно творческий процесс, поскольку дети в возрасте от 7 до 11 лет воспринимают новую информацию о себе спокойно и естественно. Задачей этого этапа является проведение ряда встреч с ребенком и последовательное предоставление ему общей информации о понятии здоровья и его особенностях, об основах гигиены и основах сохранения и укрепления здоровья и т. д.В зависимости от уровня знаний ребенка, как в целом о понятии здоровья, так и о своем собственном, специалисты составляют индивидуальный план подготовки ребенка к получению информации о ВИЧ-инфекции и его положительном статусе.

5. Для формирования в семье доброжелательной атмосферы проводятся семейные консультации. Они также направлены на повышение эмоциональных связей родителей с ребенком через совместную деятельность, специальные упражнения на развитие и поддержку доверия, тактильный контакт и т. д. Такие встречи проводит психолог или социальный работник отдельно для конкретной семьи. На встречи приходят те члены семьи, которые участвуют в подготовке к раскрытию ВИЧ-позитивного статуса ребенку, и непосредственно сам ребенок. Семейные консультации должны проводиться столько раз, сколько этого требует семья, и пока они сами или психолог не увидят, что взаимоотношения родителей с ребенком улучшились.

6. Одним из эффективных видов подготовки для родителей может быть посещение клубов взаимопомощи для родителей. Такие клубы могут посещать как родители, только готовящиеся к раскрытию, так и родители, которые сомневаются и еще не приняли решение вообще.
В целом этот этап — самый длинный среди всех остальных в процессе раскрытия ВИЧ-положительного статуса ребенку. Его продолжительность является сугубо индивидуальной и зависит, прежде всего, от готовности родителей и ребенка к началу диалога.

Главная цель специалистов на этапе раскрытия ВИЧ-положительного статуса — наблюдение за эмоциональным состоянием и взаимоотношениями в семье, оказание психологической поддержки.

1 КАЛИНИНГРАДСКИЙ ЦЕНТР СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЕ И ДЕТЯМ ИРКУТСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ РОССИЙСКОГО КРАСНОГО КРЕСТА Центр научно-практической социальной работы и студенческих инициатив Санкт-Петербургского государственного университета МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ЛЮДЕЙ, ЖИВУЩИХ С ВИЧ, И ЧЛЕНОВ ИХ СЕМЕЙ Пособие для социальных работников Москва 2006

4 Приложение 6. РАЗВИТИЕ НАРУШЕНИЙ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ ЛЮДЕЙ, ЖИВУЩИХ С ВИЧ Приложение 7. ПУТИ, ПРИВОДЯЩИЕ ВИЧ-ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ЖЕНЩИН И ДЕТЕЙ В СОЦИАЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ Приложение 8. УЧРЕЖДЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫЕ ПАРТНЕРЫ, ОКАЗЫВАЮЩИЕ СОЦИАЛЬНУЮ ПОМОЩЬ ЛЖВС И ИХ СЕМЬЯМ Приложение 9. АЛГОРИТМ РАБОТЫ С ВИЧ-ПОЛОЖИТЕЛЬНЫМ И ЕГО СЕМЬЕЙ Приложение 10. СОСТАВЛЯЮЩИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ВИЧ-ПОЛОЖИТЕЛЬНЫМ И ЕГО СЕМЬЕЙ Приложение 11. ПЛАН-ДОГОВОР СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ВИЧ-ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО Приложение 12. МОДЕЛЬНЫЙ ПРИКАЗ О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЕМ И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТОЙ НАСЕЛЕНИЯ И ПОДВЕДОМСТВЕННЫХ ИМ УЧРЕЖДЕНИЙ

15 ческих особенностей помогает социальным работникам грамотно построить беседу с женщинами, имеющими ВИЧ-положительный статус, и проанализировать их социальные проблемы для последующей разработки программы социальной помощи. Практика показывает, что у многих женщин с ВИЧ беременность протекает без существенных последствий, дети благодаря проведенной комплексной профилактике рождаются здоровыми. Многие ВИЧ-положительные женщины в настоящее время воспитывают здоровых детей. Проблемы, связанные со стигматизацией и дискриминацией. Стигматизация (предвзятое отношение) сложный процесс социально-психологического межличностного взаимодействия, который ведет к отвержению лиц с определенными нежелательными признаками. Стигма это свойство, рассматриваемое как порочащее, неуместное, отличающее человека от социально определяемой нормы. В случае инфекции ВИЧ таким свойством или признаком является ВИЧ-положительный статус. Неосведомленность о путях развития ВИЧ-инфекции привела к появлению в обществе предубеждений по отношению к инфицированным людям. Отсутствие медицинского просвещения по поводу передачи и клинических проявлений инфекции ВИЧ, представление о том, что СПИД во всех случаях закономерный результат аморального и антисоциального поведения, спровоцировали ситуацию, когда ВИЧ-положительный статус стал для человека своего рода социальным клеймом. Проявления стигматизации и дискриминации отмечаются даже в странах с высоким уровнем распространенности ВИЧ (ЮНЭЙДС, 2001). Вследствие этого люди неохотно сообщают окружающим, в том числе социальным работникам, о своем ВИЧ-статусе, усиливая таким образом собственную изоляцию. Психосоциальные проблемы людей, живущих с ВИЧ. Люди, живущие с ВИЧ, сталкиваются с рядом специфических психосоциальных проблем. Назовем основные из них. Эмоциональные проблемы: чувство тревоги, подавленности (вплоть до депрессии); потеря уверенности в будущем; недостаток взаимопонимания в семье; одиночество; чувство обиды и разочарования; потеря контроля над собой; чувство своей вины или, напротив, необоснованные обвинения окружающих; чувство беспомощности; страх смерти и социального отвержения. Проблемы, связанные с повышенной социальной уязвимостью: угроза потери работы или безработицы; временное ограничение или потеря трудоспособности; отсутствие социальной поддержки со стороны семьи и лиц ближайшего окружения; возросшие расходы на лечение на фоне отсутствия или недостаточности социальных пособий; проблемы, связанные с возможной дискриминацией. 15

18 Раздел 3 ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРИНЦИПЫ И ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ОКАЗАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ ВИЧ-ПОЛОЖИТЕЛЬНЫМ ЛЮДЯМ И ИХ СЕМЬЯМ Профессиональный выбор предполагает соблюдение специалистами, оказывающими социальную помощь, определенных нравственных и этических принципов. На основе Декларации этических принципов в социальной работе Международная Федерация социальных работников (1994 г.) разработала и утвердила Профессионально-этический кодекс социального работника России. Он содержит положения, согласно которым применение и соблюдение принципов оказания социальной помощи не должно зависеть от статусной категории клиента (например, низкое материальное обеспечение, наличие ВИЧ и т.д.). Все гуманистические принципы социальной работы применяются в соответствии с клиентоориентированным подходом, предполагающим приоритет решения проблем клиента, обратившегося за помощью. Принципы оказания социальной помощи Уважение мнения клиента как основа действия социального работника подтверждается соблюдением принципа самоопределения (добровольности) клиента. Этот рабочий принцип является отражением положений Конституции РФ, гарантирующих уважение прав и свобод граждан и невмешательство в личную и семейную жизнь без их согласия. Для реализации этого принципа очень важно положение об информированном согласии. Оно заключается в том, что клиент должен получить необходимую информацию в количестве, достаточном для принятия собственного решения. Социальный работник обязан получить от клиента разрешение на сотрудничество с ним и его семьей. Социальный работник должен помнить, что именно за клиентом остается право выбора получать или не получать ту или иную помощь. Принцип профессиональной компетентности предполагает, что при использовании знаний и практических навыков специалист по социальной работе не дает критической оценки действиям клиента, но постоянно оценивает свою работу и стремится повышать квалификацию и уровень личностного роста. Кроме того, при реализации своих функциональных обязанностей, построении системы отношений с клиентом и его ближайшим окружением социальный работник должен четко разграничивать сферу профессиональных и личностных отношений. Он обязан соблюдать тактичность и корректность, быть вежливым. Социальный работник представитель муниципального учреждения, на помощь которого надеется ВИЧ-положительный. Поэтому уважение к клиенту подчеркивает не только статус социального работника как представителя учреждения, но и статус клиента как члена общества. 18

22 Большинство решений ВИЧ-положительному человеку приходиться принимать самостоятельно, и иногда он получает недостающую информацию от других людей, живущих с ВИЧ, или на собраниях групп поддержки. Специалист по социальной работе должен формировать у клиента установку на получение качественной профессиональной информации. Направления и цели социальной работы с ВИЧ-положительными ВИЧ-положительные люди живут рядом с нами, их необходимо принять, к ним нужно относиться так же, как и ко всем другим. Социальный работник должен быть готов к тому, что любой из его клиентов живет с ВИЧ, независимо от того, раскрывает он свой ВИЧ-статус или нет. В соответствии с действующим законодательством социальные службы должны помочь ВИЧ-положительному удовлетворить его основные потребности с использованием как ресурсов и возможностей государства, так и личных ресурсов и потенциальных возможностей ВИЧ-положительного. Таким образом, деятельность социального работника должна строиться в двух направлениях: 1) социально-правовом оказание социально-правовой помощи и поддержки ВИЧположительному и его семье, в том числе в получении установленных законодательством гарантий; 2) медико-социально-психологическом оказание помощи и поддержки в (ре-) социализации ВИЧ-положительного, нахождении возможностей его индивидуальной и общественной самореализации. Основные задачи социальной работы с ВИЧ-положительными К ним можно отнести следующие: создание условий, при которых клиенты могут осуществить все положенные по закону гарантии; помощь в создании условий жизнедеятельности (учебы, работы, лечения, отдыха и т.п.), в которых клиент чувствовал бы себя востребованным, включенным в реальные дела, в социум; увеличение степени самостоятельности клиентов, их способности контролировать свою жизнь и более успешно разрешать возникающие проблемы; создание условий, в которых клиенты могут в максимальной мере проявить свои возможности и на их основе (ре-) адаптироваться к новым условиям жизни в обществе; достижение такого результата, когда необходимость в помощи социального работника у клиента отпадает. 22

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.