Ожидаемые результаты по профилактике вич


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Программа рассмотрена и утверждена на заседании

Председатель Методического совета

1.1. Наименование программы

1.2. Разработчик программы

1.3. Координатор программы

1.4. Руководитель программы

1.5. Нормативно-правовое обеспечение программы

1.6. Целевая аудитория

1.7. Участники программы

1.8. Источники финансирования

Обоснование программы (характеристика проблемы, на решение которой направлена программа) Основные направления, цели и задачи программы с указанием сроков и этапов ее реализации, а также целевых индикаторов и показателей Обоснование ресурсного обеспечения программы Механизм и ожидаемые результаты реализации программы

1.1. Наименование программы

1.2. Разработчик программы

1.4. Руководитель программы

1.5. Нормативно-правовое обеспечение программы

Программа разработана на основании:

- Положения об организации внеучебной работы со студентами в Братском государственном университете от 01.01.01г. №95

Финансирование программы предполагается из средств федерального бюджета, поступающих в университет на организацию оздоровительной, культурно-массовой работы среди студентов, профкома студентов и других источников.

Обоснование программы (характеристика проблемы, на решение которой направлена программа)

Актуальность мероприятий в рамках данной программы подтверждают статистические данные по Российской Федерации, Иркутской области и г. Братску.

Неизменным спутником наркомании стала ВИЧ-инфекция; известно, что среди ВИЧ - инфицированных более 90% являются наркоманами.

СПИД возникает в результате поражения человека вирусом, поражающим иммунную систему организма. Разрушая иммунную систему, ВИЧ делает организм неспособным противостоять различным микробам. Заболевание развивается постепенно, человек в течение нескольких лет чувствует себя совершенно здоровым, не подозревая о своем заболевании, и остается при этом опасным для окружающих (заразным). ВИЧ передается с кровью и спермой. Человек, заразившийся ВИЧ, остается носителем вируса на всю жизнь. СПИД – заключительная, последняя стадия ВИЧ-инфекции, в конце которой инфицированный человек тяжело заболевает и погибает. Промежуток времени между заражением ВИЧ и развитием СПИДа может быть различным. До 60% инфицированных заболевают СПИДом через 12-13 лет после заражения.

Полностью ликвидировать ВИЧ-инфекцию и СПИД на современном этапе не представляется возможным – более того, по прогнозам экспертов Всемирной организации здравоохранения, число случаев СПИДа в XXI веке существенно увеличится.

Для того чтобы оградить себя от ВИЧ-инфекции, вполне достаточно следовать общепринятым нормам гигиены и профилактики инфекционных заболеваний, учитывая специфику распространения ВИЧ-инфекции. Молодые люди должны знать, что лучший способ избежать ВИЧ-инфекции – иметь отношения с единственным здоровым партнером. Необходимо избегать половых контактов с малознакомыми людьми, с людьми, вводящими наркотики внутривенно. По данным Всемирной организации здравоохранения, сейчас в эпидемию ВИЧ/СПИД вовлечено около 40 миллионов человек, более половины из них – молодые люди в возрасте от 12 до 29 лет. Большое количество ВИЧ - инфицированных заразились при потреблении психоактивных веществ инъекционным способом[1].

В отличие от женщин, среди которых преобладает половой путь передачи ВИЧ (на него приходится 66% случаев), мужчины заражаются, в основном, при употреблении наркотических веществ (75%). Максимальный уровень заболеваемости отмечен среди мужчин в возрастных группах от 25 до 34 лет, среди женщин – в возрастных группах от 20 до 29 лет.

Большинство ВИЧ-инфицированных составляют взрослые (97%). Максимальное количество больных выявлено среди возрастных групп: от 20 до 24 лет (26%), от 20 до 29 лет (31%), от 30 до 34 лет (20%).

Снижается заболеваемость в возрастной группе от 15 до 17 лет (с 2,4% в 2006 году до 1,2% в 2007 году) и от 18 до 19 лет (с 6% в 2006 году до 4% в 2007 году).

Среди выявленных в 2007 году ВИЧ-инфицированных основную группу составляют лица, находящиеся в местах лишения свободы, - 16% и не работающее население – 24%. Снижено число случаев ВИЧ-инфекции среди работающего населения – с 20% в 2006 году до 15% в 2007 году, среди учащихся ВУЗов, техникумов, училищ – с 4% до 1,5% в 2007 году.

Растет смертность среди ВИЧ-инфицированных. За время наблюдения умерло 178 человек, в стадии СПИДа – 5 человек. Причинами увеличения показателя смертности являются: прогрессирование заболевания и несвоевременное обращение за медицинской помощью, отказ от приема специальных медикаментов.[2]

К 2020 году по прогнозам специалистов от СПИДа умрет 200 тысяч человек. ВИЧ/СПИД - инфекции будут по-прежнему оказывать влияние на систему образования и развитие населения. Если не бороться с распространением ВИЧ/СПИД заболеваний среди молодежи, произойдет массовая потеря жизней и средств, инвестированных в образование, что негативно скажется на развитии страны в целом.

Общественность начинает понимать, что сфера образования должна играть важную роль в предотвращении заболеваний ВИЧ, в оказании поддержки инфицированным и страдающим людям, а также в оказании образовательных услуг, несмотря на последствия СПИДа. Роль сферы образования начала возрастать по сравнению с прежней, согласно которой, она выступала в качестве партнера других организаций в мероприятиях по борьбе с ВИЧ - заболеваниями.

На молодых людей сравнительно легко оказать влияние посредством программ информирования о ВИЧ/СПИД - заболеваниях, медицинского обслуживания и пропаганды здорового образа жизни, проводимых в учебных заведениях. Образовательные учреждения обладают необходимыми условиями для внедрения этих программ.

Решение проблемы ВИЧ/СПИД - заболеваний, таким образом, должно быть одним из основных видов деятельности для каждого образовательного учреждения и специалиста.

Основные направления, цели и задачи программы с указанием сроков и этапов ее реализации, а также целевых индикаторов и показателей

Программа направлена на создание модели профилактики ВИЧ-инфекции, социальной и социально-психологической адаптации обучающихся, снижение роста потребления наркотических веществ в студенческой среде.

Целью является формирование у молодежи потребности в здоровом образе жизни, предотвращение дальнейшего распространения ВИЧ-инфекции за счет активных профилактических вмешательств, программ обучения и просвещения.

Основными задачами программы являются:

− обеспечение просвещения студенческой молодежи по проблемам ВИЧ/СПИДа;

− работа с общественными организациями с целью определения наиболее подходящих и эффективных путей просвещения молодых людей в области ВИЧ/СПИДа;

− обеспечение профессиональной подготовки лиц, несущих ответственность за просвещение в области ВИЧ/СПИД;

− обеспечение доступной для студентов психологической и психотерапевтической помощи;

− информирование студентов о службах помощи для ВИЧ – инфицированных;

− создание условий для формирования у студентов собственной системы ценностей, навыков ответственного поведения;

− создание условий для формирования позитивного отношения к себе и окружающему миру;

− создание воспитательной среды, направленной на творческое саморазвитие и самореализацию личности;

− организация мероприятий по профилактики ВИЧ-инфекции и СПИДа среди студентов БрГУ;

− привлечение квалифицированных специалистов для проведения профилактической работы;

− формирование у студентов социально-нормативного жизненного стиля с доминированием ценностей здорового образа жизни, действенной установки на отказ от приема наркотиков;

− формирование базы данных методических материалов профилактической направленности по результатам, имеющимся в вузах России по профилактике ВИЧ-инфекции и СПИДа.

Целевыми индикаторами и показателями программы является количество планируемых мероприятий специальной профилактической направленности и количество студентов – участников мероприятий, подробно представленные в Приложении 1.

Профилактическая деятельность в вузе осуществляется в рамках системы внеучебной работы. В соответствии с Положением об организации внеучебной работы существуют специальные структурные подразделения, разработана система их взаимодействия.

Механизм и ожидаемые результаты реализации программы

При реализации программы предполагается использовать механизм, включающий в себя следующие формы и виды профилактической работы в вузе:

- информирование по вопросам ВИЧ-инфекции и СПИДа;

- обеспечение студентов психологической помощью и педагогической поддержкой;

- подготовка волонтеров из числа студентов вуза;

- подготовка специалистов для организации работы по профилактике ВИЧ-инфекции;

- создание условий в вузе для реализации творческого потенциала обучающихся;

- разработка и реализация программ по спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работе кафедрой физического воспитания и спортивным клубом;

- разработка эффективных методов формирования вузовских норм и ценностей;

- обеспечение широкого охвата студентов профилактическими мероприятиями за счет привлечения к профилактической работе заместителей деканов, кураторов, студентов-волонтеров;

- оценка эффективности проводимых мероприятий и работы структурных подразделений вуза, задействованных в организации профилактической работы;

- разработка системы социально-психологического мониторинга, включающего анкетирование вновь поступивших студентов – первокурсников, оценку социально-психологического климата в группах первого года обучения, оценку благополучия (выявление неблагополучных) мест проживания и досуга студентов;

- контроль качества профилактической работы.

- разработка и внедрение во внеучебную деятельность факультетов планов по профилактике ВИЧ-инфекции

- повышение качества проведения мероприятий профилактической направленности

- увеличение числа участников мероприятий профилактической направленности с 2500 человек (2008г.) до 3500 человек (2012г.)

- обеспечение организаторов внеучебной работы со студентами информационно-методическими материалами профилактической направленности

- формирование среди участников данной программы осознанно негативного отношения к употреблению наркотиков и потребности в здоровом образе жизни.

по экономике и развитию вуза ____________________________

[2] По данным отделения профилактики и борьбы со СПИДом г. Братска.

Директор МОБУ СОШ

по профилактике ВИЧ-инфекций и СПИДа

В 2001 году мир шагнул в третье десятилетие эпидемии СПИДа, которая продолжает стремительно распространяться по планете. Сейчас это грозное заболевание зарегистрировано практически во всех странах земного шара.

В эпидемию ВИЧ/СПИДа с каждым годом все более активно вовлекается молодежь. По оценкам специалистов, 11,8 миллионов молодых людей в мире живут с ВИЧ/СПИДом. Около половины всех новых случаев инфекции среди взрослых – ежедневно в мире заражаются около 6 000 человек — приходится на молодых людей.

Молодость – пора дружбы, любви, надежд. Это время, когда человек выбирает профессию, строит планы относительно будущей карьеры, своего семейного и материального положения, то есть, определяет свое социальное место в обществе. Молодым людям трудно поверить, что им может угрожать смертельная болезнь. Кажется, что сама молодость защищает их от всяческих напастей.

Однако многолетний опыт показывает, что именно молодежь особенно уязвима к ВИЧ-инфекции из-за рискованного сексуального поведения или употребления наркотиков, из-за отсутствия доступа к информации о ВИЧ-инфекции и службам профилактики, или по целому ряду социальных и экономических причин.

Все эти факты подчеркивают огромную важность проведения профилактических программ задолго до того, как молодые люди начнут вступать в сексуальные отношения.

Сейчас пройден тот период, когда большинство молодых людей обладали скудными знаниями, либо вообще ничего не слышали о СПИДе.

создание системы профилактической работы по предотвращению распространения эпидемии ВИЧ-инфекций среди учащихся и родителей ОУ.

информирование учащихся и родителей о сложившейся эпидемиологической ситуации в отношении ВИЧ-инфекции;

разбор ведущих путей заражения ВИЧ;

этические и правовые аспекты профилактической и противоэпидемической работы по ВИЧ-инфекции, регламентированные законодательными актами

Принципы организации профилактической работы:

-возрастное соответствие – содержание, формы, и методы должны соответствовать возрастным возможностям и особенностям развития детей;

-опережающее воздействие – ранняя профилактика должна носить опережающий характер.

- комплексность – у детей необходимо сформировать представление об опасности данного заболевания,

-альтернативность – сформировать у детей полезные поведенческие навыки и установки.

Сроки реализации Программы 2016-2019 годы.

Основные направления реализации Программы:

1 Профилактическая работа с обучающимися.

2. Профилактическая работа с родителями

3.Организационно – методическая профилактическая работа

Механизм реализации программы.

Организационное сопровождение Программы осуществляет администрация ОУ.

Исполнители Программы: педагоги и обучающиеся ОУ.

Администрация ОУ осуществляет руководство и контроль в пределах своих полномочий.

Исполнители Программы: педагоги и обучающиеся школы.

Оценка эффективности программы:

-повышение качества работы классных руководителей по профилактике ВИЧ-инфекций и СПИДА

- повышение уровня знаний учащихся по данной проблеме.

- повышение культуры поведения учащихся.

- знакомство с современными подходами к сохранению здоровья.

Формы и методы проведения мероприятий:

круглый стол, беседа, рассказ, просмотр фильмов, выставки, КТД, классные часы, родительские собрания.

Профилактическая работа с учащимися.

Заместитель директора по воспитательной работе.

Информирование учащихся о сложившейся эпидемиологической ситуации в отношении ВИЧ-инфекции и СПИДА.

Осознание связи состояния здоровья человека и здоровья нации.

Знакомство с современными подходами к сохранению здоровья.

Всемирный день СПИДА (досуговые мероприятия)

Заместитель директора по воспитательной работе.

Встреча с сотрудниками ЦРБ

Заместитель директора по воспитательной работе.

2. Профилактическая работа с родителями

Информирование родителей (родительские собрания, индивидуальные беседы) о сложившейся эпидемиологической ситуации в отношении ВИЧ-инфекции в городе, стране.

ЗДВР, социальный педагог,

Знание эпидемиологической ситуации в отношении ВИЧ-инфекции в городе и стране.

Оказание помощи родителям в установлении контактов со специалистами в случае необходимости.

3.Организационно – методическая профилактическая работа

Оформление наглядной агитации

Осознание ценности человеческой жизни

Обеспечение классных руководителей методической литературой. Информирование учителей (административные совещания) о сложившейся эпидемиологической ситуации в отношении ВИЧ-инфекции.

Заместитель директора по воспитательной работе

Оказание методической помощи классным руководителям по профилактике ВИЧ-инфекций и СПИДА


Результативные программы по противодействию СПИД /ВИЧ должны быть направлены, прежде всего, на формирование у молодого человека правильного отношения к своему здоровью и поведению в социуме, что позволит в свою очередь предупредить распространение СПИД /ВИЧ.

Скачать:

Вложение Размер
Программа Профилактики СПИД/ВИЧ среди студентов 156 КБ

Предварительный просмотр:

Разработала: Русаленко О.Н.

Основание для разработки программы

Концепция воспитательной системы колледжа.

Русаленко Ольга Николаевна

  • представить достоверную информацию по различным аспектам ВИЧ-инфекции/СПИД;
  • вооружить знаниями о СПИД/ВИЧ как болезни;
  • Ознакомить с основными понятиями по проблеме;
  • Формирование образцов безопасного поведения;
  • Формирование высокой самооценки, осознанное принятия решений, умение сказать нет и противостоять негативному внешнему влиянию;
  • Пропаганда ценностей семейной жизни, воздержание от раннего начала половой жизни и сохранение верности своему партнеру, отказ от употребления наркотиков.

Сроки реализации Программы

Перечень основных мероприятий Программы

1.Нормативно-правовое и информационное методическое обеспечение выполнения программы.

2. Сотрудничество со всеми организациями и учреждениями системы профилактики

3. Постоянный мониторинг ситуации по СПИД/ВИЧ.

Исполнители и участники Программы

Педагогический коллектив колледжа, МУЗ ЦРБ г. Новый Оскол, отдел молодежи при администрации Новооскольского района

Контроль за исполнением Программы

Контроль за реализацией Программы и плана мероприятий осуществляется администрацией колледжа.

Ожидаемые результаты Программы

Предупрежден – значит вооружен.

Результативные программы по противодействию СПИД /ВИЧ должны быть направлены, прежде всего, на формирование у молодого человека правильного отношения к своему здоровью и поведению в социуме, что позволит в свою очередь предупредить распространение СПИД /ВИЧ.

В современном мире молодой человек должен обладать большим запасом знаний не только по учебным дисциплинам, но и о том, что способствует качественной долгой жизни. Профилактика смертельно опасного заболевания СПИД /ВИЧ – и есть те знания, которые помогут молодому человеку выбрать правильный путь.

Наряду с инъекцией наркотиков, остающемуся основной движущей силой эпидемии, ВИЧ все чаще стал передаваться половым путем. Следовательно только комплексные мероприятия по профилактике не только СПИД/ВИЧ, но и наркомании, ранних половых связей и т.п. должны стать основой воспитания.

Одним из наиболее актуальных вопросов по противостоянию эпидемии является воспитание у молодого поколения негативного отношения к беспорядочным половым связям, гомосексуальным отношениям, употреблению наркотиков.

Мероприятия настоящей Программы ставят своей целью информировать студентов колледжа о заболевании, а так же путях и методах его лечения. Кроме того приводится ряд профилактических мероприятий.

Меры по противодействию эпидемии будут предприниматься в следующих направлениях:

1) совершенствование методов профилактики;

2) претворение в жизнь программ пропаганды здорового образа жизни;

3) подготовка студентами мероприятий, направленных на профилактику СПИД/ВИЧ -инфекции;

4) совершенствование планирования мероприятий по пропаганде ЗОЖ.

  • представить достоверную информацию по различным аспектам СПИД/ВИЧ;
  • вооружить знаниями о СПИД/ВИЧ как болезни;
  • Ознакомить с основными понятиями по проблеме;
  • Формирование образцов безопасного поведения;
  • Формирование высокой самооценки, осознанное принятия решений, умение сказать нет и противостоять негативному внешнему влиянию;
  • Пропаганда ценностей семейной жизни, воздержание от раннего начала половой жизни и сохранение верности своему партнеру, отказ от употребления наркотиков.

  • Привлечь внимание студентов к проблеме СПИД/ВИЧ.
  • Ознакомить с историей возникновения болезни.
  • Дать информацию о путях заражения вирусом иммунодефицита человека и возможности информирования.
  • Вооружить студентов методами и способами профилактики СПИД/ВИЧ.

Программа дала возможность обратить внимание на актуальные проблемы СПИД/ВИЧ, консолидировать усилия по пропаганде здорового образа жизни и в борьбе с СПИД/ВИЧ среди студентов колледжа и преподавателей.

Данная программа создана с применением новых технологий в целях положительных изменений в области формирования здорового образа жизни у студентов колледжа.

На современном этапе развития эпидемии СПИД/ВИЧ только комплексный подход к профилактической, в том числе просветительской деятельности и формирование здорового образа жизни дает право рассчитывать на изменение поведенческих установок на менее опасные в отношении заражения ВИЧ-инфекцией, воспитание личной ответственности за свое здоровье и здоровье близких.

При проведении широкомасштабной профилактической деятельности в колледже внедряются новые методы и инновационные технологии в подаче информационного материала по профилактике СПИД/ВИЧ.

  • повысить уровень информированности студентов по данной проблеме;
  • осознать личную ответственность при решении проблемы;
  • сформировать у студентов навыки и умения конструктивно решать обозначенную проблему;
  • создать условия для личностного роста молодого человека;
  • расширить возможности для доступа студентов к социальным, медицинским и правозащитным службам;
  • оказывать помощь и поддержку в решении указанных проблем.

Данная программа создана в целях изменения сознания студентов в области формирования здорового образа жизни.

В процессе реализации программы будут выполнены все пункты (всего их 40), охвачено более 500 студентов и около 300 человек родителей, 50 человек преподавателей и сотрудников колледжа. Подготовлено и распространено более 1000 памяток и листовок. Подготовлены стенгазеты всеми студенческими группами колледжа.

Общий охват целевой группы составил около 1000 человек.

Кадровое обеспечение Программы

В колледже созданы все условия для реализации программы профилактики наркомании и алкоголизма среди студентов. Готовность педагогического коллектива колледжа к реализации программы определяется накопленным опытом воспитательной работы и требованиями к подготовке конкурентоспособных и компетентных специалистов.

Принципы реализации программы

Предполагается соблюдение следующих принципов:

  1. Принцип индивидуализации
  2. Принцип субъективности
  3. Принцип выбора
  4. Принцип доверия и поддержки

1.Выработка общей стратегии работы по профилактике СПИД/ВИЧ.

Зам. директора по ВР

2. Разработка плана сотрудничества с организациями системы профилактики района и области, заключение договоров о сотрудничестве

Зам. директора по ВР

3. Разработка плана мероприятий по профилактике СПИД/ВИЧ среди студентов.

Зам. директора по ВР

1.Проведение педагогических советов, заседаний методического объединения классных руководителей с обсуждением вопросов формирования здорового образа жизни среди студентов

Зам.директора по учебной работе; председатель МО кураторов

2. Изучение и обобщение опыта работы классных руководителей по профилактике СПИД/ВИЧ

Зам. директора по воспитат. работе.

3. Выставки в читальном зале библиотеки колледжа по профилактике СПИД/ВИЧ, формированию ЗОЖ

4. Разработка цикла тематических мероприятий по тематике ЗОЖ

Председатель метод.объединения кураторов

5. Анкетирование, социологические опросы студентов по вопросам здорового образа жизни и проблеме СПИД/ВИЧ-инфекции.

6.Формирование видеотеки по профилактике СПИД.

Зам. директора по ВР

кураторы, зам. директора по воспитательной работе

3. Организация тематических мероприятий по проблемам здоровья студентов.

кураторы, зам. директора по воспитательной работе

4.Организация работы по формированию навыков здорового образа жизни у студентов.

Кураторы, зам. директора по воспитательной работе

5.Организация единых дней информирования, агитационных акций по профилактике ВИЧ/СПИД

Кураторы, зам. директора по воспитательной работе

Кураторы, зам. директора по воспитательной работе

7.Организация сотрудничества с Православной церковью по формированию здорового образа жизни и профилактике ВИЧ/СПИД.

кураторы, зам. директора по воспитательной работе

Формирование установок на здоровый образ жизни, спортивно-оздоровительная работа

Администрация, руководители физвоспитания, кураторы

Участие в акциях, конкурсах

Кураторы, зам. директора по воспитательной работе

Индивидуальная и групповая профилактическая работа

Кураторы, зам. директора по воспитательной работе

Просвещение АНТИ СПИД.

  1. Разработка памяток.
  2. Проведение дня информации.
  3. Обзор новинок литературы по вопросам формирования жизненной позиции и нравственному воспитанию молодежи.
  4. Проведение совещаний с педагогическим коллективом по вопросам профилактики СПИД/ВИЧ.

Кураторы, зам. директора по воспитательной работе

Краткое описание программы

В период реализации программы организована и проведена информационная кампания профилактике заражения СПИД/ВИЧ-инфекции среди студентов колледжа. Первая целевая группа – молодые люди обоих полов от 15 до 20 лет, вторая целевая группа – преподаватели колледжа, родители студентов. Программа будет реализована посредством предоставления целевой аудитории точной и полной информации о формировании нерискованного поведения, информации о ранней диагностике и эффективном лечении СПИД/ВИЧ, методах и средствах защиты.

Профилактическая работа будет осуществиться по информационному, пропагандистскому, обучающему и консультативному направлениям.

Информационный материал по формированию здорового образа жизни и профилактики СПИД/ВИЧ-инфекции, предоставлялся с применением it-технологий в актуальных для молодежи формах. Например, будет предложено создать ряд слайд-шоу, видеофильмов, презентаций, электронных плакатов, интерактивных плакатов и т.п. Кроме того будут использованы и традиционных формы работы: подготовка рефератов, докладов, сообщений, выпуск стенгазет, создание настенных плакатов, рисование комиксов.

В период реализации программы будут организованы массовые акции: встречи с врачами, выступление агитбригады, выездные мероприятия по привитию здорового образа жизни для посещения аквапарка и ледового дворца и т.п..

Одним из креативных направлений в профилактической работе будет использование кейс-метода, что позволяет активизировать различные факторы: теоретические знания по проблеме СПИД/ВИЧ, практический опыт по проблеме профилактики и защиты, способность студентов высказывать свои мысли, идеи, предложения, умение выслушать альтернативную точку зрения, и аргументировано высказать свою и т.д.

Это позволит обозначить актуальность проблемы СПИД/ВИЧ-инфекции для молодежи.

К 1 декабря – День борьбы со СПИД/ВИЧ в холле колледжа планируется разместить красочные плакаты по профилактике передачи СПИД/ВИЧ-инфекции. Провести тематическое анкетирование студентов по проблеме заражения СПИД/ВИЧ-инфекцией. На классных часах показать презентации, фильмы и т.п. Провести открытые мероприятия в актовом зале колледжа.

Влияние ВИЧ-инфекции на сообщество

Вирус иммунодефицита человека (ВИЧ) и синдром приобретенного иммунодефицита человека (СПИД) оказывают очень сильное влияние на сообщества людей. СПИД уносит жизни многих молодых трудоспособных людей. В связи с этой ситуацией на плечи пожилых и подростков ложится дополнительное бремя. В настоящее время данная ситуация не распространена в странах Азии, но если не ускорить ответные меры на эпидемию, это может случиться и в этих странах.

Наиболее частая реакция на ВИЧ и СПИД - это дискриминация и стигматизация людей, живущих с ВИЧ-инфекцией. Стигма и дискриминация и нарушение прав человека взаимосвязаны. Они питают, усиливают и оправдывают друг друга, формируя порочный круг. Они также наносят ущерб способности общества принять конструктивные меры в ответ на разрушительные последствия эпидемии.

Несмотря на катастрофическую ситуацию, в обществе царит молчание, а практические меры предпринимаются из-за стигмы и отрицания и, в конечном счете, из-за людской боязни быть откровенными.

Неясная и искаженная информация о способах передачи ВИЧ строится на страхе и приводит к предрассудкам и дискриминации. Стигма и дискриминация, связанные с ВИЧ/СПИДом, являются главными препятствиями на пути предотвращения новых случаев инфицирования, предоставления надлежащего ухода, поддержки и лечения и ослабления последствий эпидемии.

Естественно, что это отрицательно сказывается и на экономическом росте и развитии любой страны. Производственные предприятия теряют ценных работников и специалистов. Таким образом, ВИЧ и СПИД могут свести на нет достигнутый прогресс в экономике страны.

Информированность является ключом для нарушения тайны и молчания, борьбы с неверными представлениями, выяснения недоразумения и побуждения людей изменить свое мнение. В этой связи уместно вовлекать в работу по предотвращению и преодолению последствий эпидемии ВИЧ-инфекции местных лидеров, представителей религиозных конфессий, которые имеют влияние на сообщество.

Особенности преподавания образовательных программ по ВИЧ-инфекциям

Особенности преподавания образовательных программ по ВИЧ-инфекции и смежным проблемам
Получение знаний, умений и навыков на основе образования подобно вакцинации против болезней, угрожающих здоровью. Образовательные программы по инфекциям передаваемым половым путем (ИППП), ВИЧ-инфекции, наркомании являются важным компонентом образования, нацеленного на сохранение и укрепление здоровья.

Такое образование просвещает и защищает молодых людей как от поведенческих, так и экологических и эпидемиологических угроз, вносит позитивные изменения в состояние общества, политику государства.

Поэтому цель любой образовательной программы, курса или даже урока заключается в том, чтобы дать подростку необходимые знания и навыки, которые будут способствовать формированию у него ответственного поведения или же изменению рискованного. В настоящее время существует несколько эффективных моделей по формированию и изменению поведения.

Модель ИМПР: Информация, Мотивация, Навыки, Ресурсы. Эта модель предлагает взглянуть на процесс изменения поведения, как всесторонний и комплексный подход к сохранению здоровья.

Например: если молодой человек знает (информация), что правильное применение презерватива может предотвратить распространение ВИЧ, он будет заинтересован в его использовании (мотивация), и он будет уметь правильно его применять (навыки), но у него не будет возможности купить или найти его, т.е. отсутствуют ресурсы. В данном случае создаются поддерживающие условия.

Эту модель можно охарактеризовать следующими последовательными действиями:

• Предоставить информацию
• Обеспечить мотивацию
• Способствовать развитию навыков
• Обеспечить поддержку и связь с ресурсами

Качественные учебные программы и пособия по профилактике ВИЧ-инфекции и наркомании:

• Четко формулируют учебные цели и ожидаемые результаты;
• Имеют целью изменить поведение (знания + установки + навыки);
• Ориентируют на использование интерактивных и тренинговых методик;
• Учитывают реальные потребности детей, подростков и молодежи;

• Помогают им решать актуальные проблемы;
• Обучают на реальных жизненных ситуациях;
• Учитывают индивидуальные стили восприятия и мышления;
• Гендерно чувствительные (в содержании, выборе слов при составлении текста, в иллюстрациях);

• Согласованы с общественным менталитетом и политкорректны (соответствуют национальным, религиозным традициям);
• Привлекают родителей и местные общины;
• Имеют структурированное содержание, доступный учащимся стиль изложения, качественный дизайн.

Не рекомендуется использование в учебных программах и пособиях в качестве мотивации запугивание и морализаторство, лекционную форму предоставления информации, неструктурированное содержание, сложную терминологию, некачественный дизайн.

Общие принципы построения программ, которые являются критическими для успешной реализации эффективных мер профилактики ВИЧ-инфекции:

• В основе всех действий по профилактике ВИЧ-инфекции должны лежать пропаганда, защита и уважение прав человека, включая гендерное равенство;
• Программы по профилактике ВИЧ-инфекции необходимо дифференцировать и адаптировать на местном уровне с учетом соответствующего эпидемиологического, экономического, социального и культурного контекста их реализации;

• Мероприятия по предупреждению ВИЧ-инфекции должны основываться на реальных фактах, на том, что было названо и на практике признано эффективным, при этом необходимо вкладывать дополнительные средства в расширение такой базы данных.
• Действия по профилактике ВИЧ-инфекции должны быть комплексными по своему объему, с использованием признанных эффективными мер вмешательств в сфере политики и реализации программ.

• Профилактика ВИЧ-инфекции должна осуществлять постоянно. По этой причине внедрение существующих мер вмешательства, а также проведение исследований и разработка новых технологий требуют долгосрочных, устойчивых усилий, признавая тот факт, что результаты станут очевидными только в долгосрочном плане, следовательно, требуется поддержка этих усилий.
• Программы профилактики ВИЧ должны быть такого охвата, масштаба и интенсивности, чтобы этого было достаточно для обеспечения решающего эффекта.

• Участие на местном уровне тех, для кого планируются программы профилактики ВИЧ, является решающим фактором для обеспечения воздействия таких программ.

Основные вопросы лексики и терминологии в материалах о ВИЧ и СПИДе:

• Избегайте негативного подтекста в документах и материалах, в особенности, если речь идет о соблюдении прав человека, о маргинилизированных или уязвимых сообществах
• Соблюдайте точность, чтобы передаваемое сообщение имело одинаковое значение для отправителя и получателя

• Факт против мнения. Опасность спутать мнение с фактом заключается в том, что это может привести к дискриминирующим утверждениям в отношении ключевых групп, часто являющихся меньшинствами
• Корректность утверждений, основанных на фактах. Должна даваться правильная ссылка на факты, подкрепленные проведенными исследованиями и достоверными данными, с использованием основных источников ООН, ЮНЕЙДС, Всемирной Организации Здравоохранения

• Язык деликатный в отношении гендерных вопросов. Важно уделять особое внимание деликатности гендерных вопросов и текстов, чтобы убедиться, что в них не нарушается равноправие и не используется лексика, оскорбительная для пола и возраста
• Использование аббревиатур и сокращений. Аббревиатуры и сокращения должны разъясняться не менее одного раза обычно при первом использовании и прилагаться в списке в начале документа
• Язык сенсаций.

Нежелательно использование превосходных форм и восклицаний в терминологии и материалах о ВИЧ/СПИДе:

• Маргинализованные или ключевые группы населения. В тексте, в котором идет речь об этих группах, должна быть полностью исключена дискриминирующая лексика

• Простота. Простота в документах и материалах по ВИЧ и СПИДу сделает их краткими и позволит избежать путаницы

Учет интересов и потребностей учащихся

Подростки и молодежь ценят свою личную жизнь, самобытность и право принимать решения на основе правильной информации и достаточно четко представляют себе, какую информацию и какие услуги они хотят получать.

Они высказывают следующие пожелания:

• принимать молодежь такой, какая она есть, и не морализировать по поводу ее поведения;
• позволять молодым людям самим принимать решения относительно своей жизни;
• не создавать предвзятого мнения о молодежи;
• создавать условия, при которых молодежь чувствовала бы себя уверенно и комфортно;
• предоставлять необходимую информацию и услуги;
• не разглашать конфиденциальные сведения;
• своевременно оказывать услуги, если это необходимо.

Башмакова Л.Н., Баталгазиева К.Н., Горкина В.А., Балтиева В.Г.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.