Осиповичская школа-интернат для детей с результатами полиомиелита и дцп


В Осиповичской школе-интернате для детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата уверены: если каждый день заниматься с ребенком даже с тяжелыми проблемами, результат обязательно будет. И поэтому здесь уделяют самое пристальное внимание оснащению тренажерного зала. К счастью, обновлять реабилитационное оборудование помогают неравнодушные люди и социально ответственные компании. Одна из них - мобильный оператор velcom, который организовал благотворительную акцию #velcombegom в помощь воспитанникам Осиповичской школы-интерната.


Обучение на дому - большая родительская ошибка.

Школа-интернат для детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата была открыта в Осиповичах в 1964 году. С каждым годом воспитанников в ней все меньше, отмечает директор учреждения Лариса Гормаш. В прошлом году в школе насчитывалось 78 учеников, в этом - всего 64. Причина снижения количества воспитанников не в том, что детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата рождается меньше. Сейчас в общеобразовательных школах открыты интегрированные классы, где дети с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата обучаются совместно с ровесниками, а некоторые дети находятся на домашнем обучении.

Современные школьные здания проектируются с учетом нужд детей с ограниченными возможностями, оборудованы удобными пандусами и подъемниками. И это большой шаг вперед в создании среды, дружественной к человеку с ограниченными возможностями, считает Лариса Адамовна.

- Обучение в интегрированном классе - хороший вариант для ребенка с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, если, конечно, родители при этом могут обеспечить необходимые ребенку ежегодные реабилитационные мероприятия, - отмечает Лариса Гормаш. - Но иногда семья выбирает обучение на дому - и, на мой взгляд, совершает большую ошибку, своими руками подталкивая ребенка к социальной изоляции.

Санта-Клаус из Гренландии и другие

О тех, кто помогает школе-интернату, здесь могут рассказывать бесконечно. На стене напротив директорского кабинета даже создана галерея с фотографиями шефов и волонтеров, которые давно уже стали друзьями учебного заведения.

Среди помощников - местный благотворительный фонд "Родник доброты", мобильный оператор velcom, институт таможенной службы и другие. Директор института таможенной службы Валентина Ананьева - уроженка Осиповичей и не забывает своих земляков. Недавно сотрудники института привезли в гости к детям служебных собак - сколько было радости и веселья!

В кабинете, где психолог Наталья Зайцева проводит индивидуальные и групповые занятия со своими воспитанниками, стоит большой домик с игрушками. Малыши его просто обожают, очень любят делать в нем "перестановку". Несколько лет назад этот домик вместе с другими игрушками своей внучки, умершей от онкологического заболевания в возрасте 6 лет, привезла в школу-интернат минчанка Татьяна. Ей хотелось, чтобы любимые игрушки девочки принесли радость еще кому-нибудь.



- Уже третий год мы общаемся с волонтером из Гренландии, - рассказывает Лариса Адамовна. - Он приезжает к нам в канун Рождества, а накануне наши дети пишут письма Санта-Клаусу. А он всегда старается исполнить их желания.

В школе-интернате внедряют программу социальной адаптации детей - там есть оборудованная "жилая комната", где воспитанники осваивают социально-бытовые навыки. Готовить, печь, сервировать стол, пользоваться стиральной машиной и мультиваркой - эти умения из тех, что не освоишь в теории, нужна практика. Выпускники сдают в школе-интернате зачет по социально-бытовой ориентировке, но самый главный экзамен по этому предмету еще впереди. Умение самому себя обслужить, наладить быт - звучит обманчиво просто, но ведь это и есть первый шаг к независимой жизни.



Кабинет домоводства в школе-интернате - настоящий Сезам, пещера с сокровищами. Чего здесь только нет! Вышивка на стенах, удивительные большие куклы в вязаных и вышитых одежках, изделия из глины… Учитель обслуживающего труда Елена Стром ведет у школьников не только уроки домоводства, но и кружок "Искусство рукоделия".



- Тем, у кого серьезные нарушения опорно-двигательного аппарата, нужно приложить больше усилий и потратить куда больше времени, чем людям со здоровыми руками, - говорит Елена Леонидовна. - Когда ко мне приходят малыши-пятиклассники, у них иголка из рук выпадает. Но я не сдаюсь, ведь есть много игр, развивающих точность. Сначала мы тренируемся не на ткани, а на картоне, я подыскиваю большие иглы. Когда что-то начинает получаться - это еще больше подогревает интерес. А самая большая радость для детей - сделать своими руками подарок маме или бабушке.

Такой тренажер может поставить на ноги после инсульта


Инструктор по лечебной физкультуре Надежда Пышная работает в небольшом тренажерном зале. В данный момент у нее занимается одна пациентка. Нога девочки согнута в колене и закреплена на тренажере. Реабилитационный тренажер для ног Kinetec Performa появился в школе-интернате совсем недавно: финансовые средства на его приобретение (а это Br11,7 тыс.) были собраны в прошлом году во время благотворительного проекта #velcombegom "Эстафета помощи" - забега, в котором приняли участие более 2 тыс. белорусов по всему миру. Каждый их километр velcom перевел в рубли и перечислил на счет Осиповичской школы-интерната.

- Это отличный тренажер для разработки коленного и голеностопного суставов, - рассказывает Надежда Евгеньевна. - Различные программы позволяют увеличивать или уменьшать нагрузку. Мышцы на нем очень хорошо расслабляются. Особенно благотворно его воздействие после операции. Занятия на этом тренажере могут поставить на ноги даже больного после инсульта.


В кабинете ЛФК есть и другое оборудование. Тренажер для разработки локтевого сустава, вестибулярный модуль движения - гибрид велотренажера и беговой дорожки, позволяющий проехать вперед-назад, а заодно поработать над осанкой, несколько других аппаратов.

- К сожалению, обновить одним махом тренажерный зал мы не можем, - констатирует директор школы-интерната. - Ведь хороший современный тренажер - дорогостоящее вложение. Но в стране много неравнодушных людей и социально ответственных компаний, таких как velcom, благодаря которым у нас есть возможность время от времени обновлять оборудование.

К Надежде Евгеньевне привозят еще одну пациентку. Раньше восьмилетняя Маша просто неподвижно лежала, теперь она потихоньку учится передвигаться, лежа на животе и помогая себе руками.

- Если каждый день заниматься с ребенком, даже с тяжелыми нарушениями опорно-двигательного аппарата, то результат обязательно будет, - убеждена Надежда Пышная. - Важен комплексный подход: ЛФК, массаж, работа на тренажерах, обязательно подводный массаж и бассейн - ведь вода изумительно расслабляет. В идеале дневную нагрузку нужно делить на три подхода в день.

"Приданое" для выпускников

30 мая в школе-интернате последний звонок. В последний раз он прозвучит для шести выпускников. Двое из них из-за тяжелых диагнозов не смогут продолжить образование и получить профессию, их следующим домом станет дом инвалидов. А вот остальных четверых ребят уже ждут учебные заведения в Минске, Слуцке и Могилеве. Освоив специальность, они смогут стать полноценными членами общества и состояться в жизни наравне со своими здоровыми сверстниками. Именно этого горячо желают своим воспитанникам в школе-интернате. И втайне от выпускников уже давно потихоньку собирают им "приданое". Каждый из выпускников получит в подарок мультиварку, которой они, кстати, уже научились пользоваться на практических занятиях, и наборы посуды. А у будущих студентов даже появятся собственные ноутбуки.

Лариса Адамовна надеется, что у молодых людей все сложится так, как они мечтают. Но бывает и по-другому.

Когда несколько лет назад одна из выпускниц школы-интерната подала документы в Бобруйский колледж, оттуда позвонили в школу-интернат и спросили: "А кто ее будет на третий этаж поднимать?". Большинство учебных заведений страны расположены в старых зданиях, где ни лифты, ни пандусы в проектах не фигурировали.

Так одним махом были перечеркнуты все надежды девушки на получение профессии и достойную жизнь по окончании учебного заведения.

- Самое обидное - это когда выпускники, которые, по нашему мнению, могут получить профессию и работать, сидят на социальном пособии, - делится директор школы-интерната Лариса Гормаш. - Мы мечтаем видеть их успешными, состоявшимися людьми.

Да, перечень профессий, доступный людям с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, имеет ограничения. Но гораздо больше их ограничивает внешняя среда, выталкивая их из социума и обрекая на существование в четырех стенах.

История школы

В пригородной зоне города Осиповичи Могилевской области в сентябре 1964 года была открыта специализированная школа-интернат для детей, перенесших полиомиелит. Школа была построена в сосновом лесу по типовому проекту учреждения лечебно-школьного типа на 175 детей.

На должность директора школы был назначен ДАВИДОВИЧ Алексей Степанович. Под руководством ДАВИДОВИЧА А.С. заканчивалось строительство школы, начатое в 1963 году, и жилого дома № 1, закупалось оборудование для школы.

В августе 1964 года приступают к работе педагоги, медицинский и обслуживающий персонал. Прием на работу педагогов велся Могилевским промышленным областным отделом народного образования. Принимали на работу учителей и воспитателей только с высшим образованием. С первых дней организации школы-интерната реабилитация больных проводилась под постоянным организационно-методическим руководством Научно-исследовательского института травматологии и ортопедии Министерства здравоохранения БССР. Отбор детей в специализированную школу-интернат проводила медико-педагогическая комиссия, которая работала 2 раза в год (май, август) в школе-интернате. Комиссию возглавляла директор научно-исследовательского института травматологии и ортопедии МИНИНА Роза Михайловна. Под её руководством обучали медицинских сестер и педагогов обращению с больными детьми в условиях спецшколы-интерната. Через полгода принимают на работу в школу квалифицированного врача - терапевта-педиатра ГОРДИНУ Веру Ильиничну.

Задача медицинских и педагогических работников заключалась в том, чтобы приучить детей к самообслуживанию. Ребенок должен был научиться самостоятельно одеваться, зашнуровывать обувь, правильно пользоваться туалетными принадлежностями и т.д. Дети вовлекались в посильную трудовую деятельность: дежурство по школе, в столовой, занимались швейным делом, вязанием, в кабинете домоводства учились готовить пищу, старшеклассников привлекали к текущему ремонту обуви, костылей, тростей.

Трудовое обучение и профессиональная ориентация осуществлялась в специально организованных мастерских (швейная, столярная, слесарная, сапожная, кабинет машинописи).

Ежегодно в мае месяце работала выездная врачебно-трудовая экспертная комиссия, определявшая степень утраты трудоспособности детей, окончивших обучение в спецшколе, выявляла у них уровень трудовых навыков. ВТЭК давала рекомендации о трудоустройстве по месту жительства. Вместе с аттестатом об образовании ученикам вручались удостоверения: девочкам секретарь-машинистки, швеи, а мальчикам – сапожника, киномеханика.

В 1969 году был снят белорусским телевидением фильм о работе Осиповичской специальной школы-интерната для детей перенесших полиомиелит, он дважды демонстрировался по телевидению, а также врачом КОЗЛОВСКИМ С.П. на 2-м съезде травматологов-ортопедов в г. Риге.

В дальнейшем восстановительное лечение продолжалось при участии врачей-педиатров КОЛЕСНИКОВОЙ Н.Т. и ИВАЩЕНКОВОЙ Т.Г. Воспитанники школы-интерната выезжали регулярно на оздоровление за границу в Италию, Великобританию, Испанию, США.

Общеобразовательная подготовка первоначально велась по 8-летней школьной программе с 9-летним сроком обучения. Одновременное сочетание учебы с методами длительного консервативного и оперативного лечения обуславливало удлинение срока пребывания больных детей в школе-интернате.

Для восстановительного лечения в школе были развернуты следующие функциональные кабинеты: гидротерапии, в котором размещены были 5 специальных ванн-бассейнов (типа Хобарта), зал групповых занятий по лечебной гимнастике, кабинет электросветотеплолечения, 2 кабинета индивидуальной лечебной гимнастики, 2 комнаты для проведения массажа, гипсово-ортопедический кабинет, процедурный кабинет, аптека, кабинеты для врачей, слесарно-ортопедическая мастерская, клинико-биохимическая и электрофизиологическая лаборатории.

В 1966 году состоялся первый выпуск 9-го класса Осиповичской спецшколы-интерната в составе Адамович Р., Адамца Л., Гарбара П., Дедюли Г., Елисеева Ю., Король Т., Лазаревич В., Липского А., Литяго А., Лукошенко Л., Макоеда Ф., Максимчика В., Парфеевец Е., Скакуна Н., Тимошика Н., Толмачевой Л., Угринович В., Ясько А.

В 1969 году ДАВИДОВИЧА А.С. переводят на работу в г. Могилев, а директором школы назначают 15 августа 1969 года ШОРА Леонида Натановича.

С 15.02.1999 по 28.02.2007 года директором школы являлась КУЛАКОВСКАЯ Елена Степановна, родилась 23 ноября 1956 года в г. Осиповичи, Могилевской области. Образование высшее, окончила Могилевский государственный педагогический институт, исторический факультет в 1978 году, получив специальность учителя истории и обществоведения. В 1989 году была переведена в Осиповичскую спецшколу-интернат учителем истории и обществоведения, а с 1999 года была назначена директором этой же школы. Награждена Почетной грамотой Министерства образования Республики Беларусь (2006г.), Почетными грамотами управления образования Могилевского облисполкома, Осиповичского отдела образования, Осиповичского исполнительного комитета.

В 2001, 2007 году коллектив учреждения, занявший II-е место по итогам областного конкурса на лучшую организацию работы учреждений интернатного типа за 2000, 2006 год был награжден Почетными грамотами управления образования. В 2005, 2006 году коллектив школы занимал 1-е места в областном смотре-конкурсе на лучшую организацию работы среди учреждений интернатного типа за 2004 и 2005 год и был награжден Почетными грамотами управления образования Могилевского облисполкома.

С 12.03.2007 по 30.12.2011 года директором школы являлась ОВЧИННИКОВА Наталья Михайловна. ОВЧИННИКОВА Наталья Михайловна родилась 18 февраля 1959 года в д. Брицаловичи Осиповичского района, Могилёвской области, в семье рабочих. Образование высшее, окончила Могилёвский государственный педагогический институт имени А.А.Кулешова в 1981 году, физико-математический факультет. За добросовестный труд, за успехи в образовательном процессе Наталья Михайловна неоднократно была награждена Почетными грамотами управления образования Могилевского облисполкома, Осиповичского районного исполнительного комитета, Осиповичского районного отдела образования.

С апреля 2012 года директором школы была назначена ГОРМАШ Лариса Адамовна.

Сегодня в школе получают образование дети из всех регионов Республики Беларусь. Среди них не только дети имеющие семью, но и дети-сироты, дети, лишённые опеки и попечительства. С 2002 года в учреждении организована работа дошкольной группы для детей с ОПФР.

Главным условием образовательного процесса является обеспечение доступности всех объектов образовательной среды (функционирование грузопассажирского лифта (реконструирован в 2007г.), обустройство пандусов, установка поручней, использование специальной мебели и т.д.).

Школа имеет хорошую материальную базу. Учреждение располагает современной столовой, уютным спальным корпусом, большим актовым залом, видеосалоном, спортивным и тренажерными залами, имеется кабинет психологической разгрузки, кабинеты для коррекционных занятий. Учебные занятия организуются в 15 кабинетах. Кабинеты обслуживающего труда, социального ориентирования, слесарные и столярные мастерские позволяют качественно реализовать программу по трудовому обучению и социальной адаптации. Компьютерный класс, кабинет английского языка, кабинет математики оборудованы современными компьютерами, мультимедийными проекторами, интерактивной доской, что позволяет решать задачи по использованию в образовательном процессе информационных технологий. На территории школы оборудованы баскетбольная и футбольная площадки, полоса препятствий, детская игровая площадка, сенсорная тропа.

Организация работы кружков художественно-эстетического, и декоративно-прикладного творчества обеспечивают организацию более содержательной внеурочной деятельности воспитанников и способствуют развитию и совершенствованию их духовных и физических возможностей.

В 2017 году учреждение стало победителем соревнования на лучшую организацию работы по осуществлению образовательной деятельности среди учреждений специального образования (специальные общеобразовательные школы (специальные общеобразовательные школы-интернаты), вспомогательные школы (вспомогательные школы-интернаты) Могилёвской области.

За высокие показатели в организации образовательного процесса в 2017 году учреждение было награждено Дипломом II степени в номинации "Лучшая специальная общеобразовательная школа (специальная общеобразовательная школа-интернат)" в республиканском конкурсе “Лучшее учреждение специального образования”.

В декабре 2018 года педагогический коллектив школы был награжден Дипломом главного управления по образованию Могилевского облисполкома за победу в номинации "Быть здоровым - это классно" в областном конкурсе на лучшую организацию воспитательной работы в интернатных учреждениях образования.

Учреждение старается идти в ногу со временем, откликаясь на все новшества в системе образования. Все направленно на решение главной задачи: создать оптимальные условия для проявления и развития личности, способной конкурировать в современных условиях за счет формирования пространства возможностей учащихся с нарушением функций ОДА.

Инклюзивная идеология создает в образовательном учреждении условия для формирования основ ключевых компетенций каждого ребенка с первичным признанием его индивидуальности. Задача педагога создать такую образовательную среду, в которой каждый учащийся в соответствии со своим темпом обучения и индивидуальными способностями осваивал базовую программу или ее повышенный уровень.

Обучение учащихся с особенностями психофизического развития (далее – ОПФР) в условиях школы-интерната для детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата (далее – НФОДА) накладывает определенный отпечаток на восприятие и отношение воспитанников к окружающему миру и деятельности вообще. Наиболее частой проблемой, с которой сталкиваются педагоги, работающие с учащимися с ОПФР, это крайне низкий уровень мотивации к деятельности, затруднение делать нравственный выбор, осознавать ответственность и предвидеть последствия своих поступков. Но самое главное, на наш взгляд, это слабое желание участвовать в жизни общества, взаимодействовать с социумом.

Для успешного формирования необходимых жизненных компетенций воспитанников с ОПФР необходимо включить в инклюзивное пространство, где учащиеся получат социальный опыт взаимодействия, общения, выполнения ими разных видов деятельности со сверстниками, необходимых для полноценной жизни в обществе.

Именно реализация потребности в общении учащихся с ОПФР необходимое условие для полноценного личностного становления. Общение со здоровыми сверстниками – одна из ступеней социальной адаптации ребенка с ОПФР. Межличностное взаимодействие со сверстниками способствует раскрытию личностного потенциала ребенка, самовыражению, раскрепощению, усвоению моральных норм, способов поведения в коллективе и в социуме. В общении со сверстниками дети непосредственно перенимают и усваивают аттитюды, ценности, умения и знания, которые невозможно получить от взрослых, например как вести себя в конфликтной ситуации или как побороть искушение. Сверстники эффективно объясняют друг другу, насколько и почему одни вещи являются правильными, а другие — неправильными, какими социальными знаниями и умениями нужно овладеть и почему.

Непременным показателем успешности межличностных отношений в коллективе сверстников является, с одной стороны, психологическая безопасность ребенка с ОПФР, которая складывается из безусловного принятия и эмпатического понимания его со стороны взрослых и сверстников, признание его независимо от выраженности психофизического нарушения в развитии, и от успехов в получении знаний. С другой стороны, готовность и желание сверстников к общению и взаимодействию, участию в жизни ребенка с ОПФР, стремлению к помощи и поддержке.

Восемь принципов инклюзивного (включающего) образования:

  • ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
  • каждый человек способен чувствовать и думать;
  • подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
  • все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
  • все люди нуждаются друг в друге;
  • для всех обучающихся достижение прогресса скорее в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
  • каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
  • разнообразие усиливает все стороны человека.

В процессе инклюзивного обучения необходимо:

  • применять экспериментальные, стимулирующие активность методы обучения;
  • применять активные формы воспитательной работы;
  • давать учащимся с ОПФР понять, что они ответственны за выполнение заданий;
  • уделять больше внимания эмоциональным потребностям и изменяющейся манере поведения каждого учащегося;
  • использовать объединяющие виды деятельности, которые содействуют сплочению коллектива;
  • исходить из индивидуальных потребностей учащихся, применяя индивидуализированных видов деятельности, но не делить коллектив на группы, например, исходя из способностей учащихся;
  • оказывать специализированную помощь учащимся с ОПФР, которые взаимодействуют с другими участниками проекта;
  • привлекать к сотрудничеству преподавателей, родителей, администрацию, волонтёров;
  • опираться на оценку успехов учащихся, включая оценку прогресса.

В чём заключается процесс реализации идеи?

Необходимо вовлечь в данный проект психолого-педагогическую службу обоих учебных заведений, социально-педагогическую службу, специалистов по коррекционноразвивающей направленности, родителей, администрацию, волонтёров.

Новости Беларуси. Рождественское чудо: 6-летний мальчик впервые в жизни встал на ноги с инвалидной коляски.

Мечта сбылась у маленького Германа.

Герман Кириллов, воспитанник Осиповичской специальной школы-интерната:
Я рад, что я начал ходить.

Наталья Зайцева, психолог Осиповичской специальной школы-интерната:
А кем хочешь быть?

Герман Кириллов:
Цыпленком на Новый год, а потом я не знаю.

Наталья Зайцева:
Очень трудолюбивый мальчик, всегда помогает, рад общаться с новыми людьми, любит детей. В группе самый активный ребенок.

Когда мальчик поступил в Осиповичскую спецшколу-интернат, то не только ходить, жевать самостоятельно не умел. А тут уже в местном детском театре получил роль на новогодний утренник.

Татьяна Шведова, воспитатель Осиповичской специальной школы-интерната:
То, что Герман начал ходить, начал самостоятельно передвигаться без коляски и ходунков, для нашей школы это огромная радость.

Дети не только учатся, но ежедневно получают полный комплекс медицинских процедур: от гидромассажа до ЛФК и физиотерапии.

Все заточено на скорейшее выздоровление.

Юрий Прокопенко:
Во время занятий ребят-колясочников периодически ставят за специальные парты. Они называются верткуляризаторами. Эти приспособления позволяют расслабить мышцы туловища, снять лишнее напряжение у ребенка.

Уже совершеннолетними они немногим отличаются от здоровых людей. Современные методики и опыт медиков творят чудеса.

Лариса Гормаш, директор Осиповичской специальной школы-интерната для детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата:
Если сложить все в комплексе – оперативное лечение, а затем провести комплекс восстановительного лечения на базе нашей школы, то результат, мы считаем, не будет уступать зарубежному.

Сейчас в спецшколе мечтают о втором тренажерном зале. Спонсоры обещают помочь к Новому году. Это нужно для более эффективной реабилитации.

Это нужно, чтобы мечты этих детей сбывались. Как у Германа.


Дарить волшебство просто: как звёзды Рождественского турнира поздравили с праздниками воспитанников детского дома №5


Их встречали хлебом-солью, чтобы показать, какая гостеприимная наша Беларусь. А ещё потому, что очень ждали. И хотели увидеть в рождественские праздники настоящих звёзд мирового хоккея. Со всех уголков планеты.


Это уже давно стало традицией. Рождественской. В шестой раз хоккеисты со всего мира собираются вместе, чтобы подарить нашим детям немного рождественского чуда.


За всё время акции теплом и заботой делились с детьми из социально-педагогических центров, детских домов, школ-интернатов. Теперь с ребятами из детского дома № 5.


Алексей Калюжный, нападающий хоккейной команды Президента Республики Беларусь:
Здесь присутствуют спортсмены из Эмиратов, Чехии, России, президент Федерации хоккея Словении. И ребятам есть, что рассказать, и нам интересно пообщаться, ответить на их вопросы.


Такой праздник приехал к 72 воспитанникам. Самого разного возраста. Талантливым и одарённым. Многие из них уже делают первые шаги в музыкальной карьере, осваивают игру на гитаре, цимбалах, баяне и в спорте.


Они дважды становились победителями Республиканского турнира по мини-футболу, а ещё представляли интересы страны на XI Всероссийских играх, некоторые юные спортсмены даже тренировались под руководством знаменитых итальянских тренеров. Со звёздами мирового хоккея тоже знакомились охотно.


Самурат Мяльцев, воспитанник детского дома № 5:
Они поделились с нами своим успехом. Рассказали, как они к нему шли, дали нам надежду, чтобы мы старались.


Как и Самурат, все ребята поражали своей искренностью и делились навыками. Вот и рецепт драников свой. Секреты раскрыли китайским друзьям.


Джими Уильямс, игрок хоккейной команды Китая:
Очень интересный мастер-класс. Я до этого уже пробовал драники, мне очень понравилось, очень вкусно. А теперь я ещё и смогу готовить их дома.


Но и это далеко не всё. Пока одни окунались в национальный колорит, другие наслаждались музыкальным мастерством. И даже лепили рождественские сердечки из солёного теста. С присущим чехам и шведам любопытством.


Павел Шварц, игрок хоккейной команды Чехии:
Для нас это интересно. Мы видим, что здесь живут хорошо.


Как видим, в эти праздничные дни подарить волшебство так просто. Бытовая техника, компьютеры, а ещё возможность построить собственный верёвочный парк со скалодромом, о котором все ребята так мечтали. Ну и конечно, искренняя забота и тепло.


Все это гости привезли с собой. Но и сами без подарков не ушли. Воспитанники подготовили яркую концертную программу.


Штефан Гассе, игрок хоккейной команды Швейцарии:
Нас очень хорошо принимают в Беларуси в рамках турнира. И мы очень рады, что у нас тоже есть возможность поделиться своим теплом и заботой.


Рождественский турнир – это не только ледовые баталии, кубки, медали и спортивные страсти, но и возможность почувствовать себя настоящими волшебниками.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.