Мозговые штурмы по вич

Цель: Повысить уровень информированности у учащихся по проблеме ВИЧ инфекции через деятельность волонтеров.

Задачи:

  • Определить уровень информированности у учащихся через анкетирование.
  • Выявить проблему ВИЧ инфекции.
  • Представить информацию через деятельность волонтеров, по принципу “равный-равному”.

Участники: учащиеся 9-11 кл.

Необходимое оборудование: проектор, ноутбук, презентация, видеоролик эпидситуация в Свердловской области.

Материалы: листы в группы А3, А4; маркеры; мини-буклеты с информацией по г. Новоуральску.

Ход занятия

  1. 2 ведущих – обучающиеся 10-11 класса
  2. За 2-3 дня провести анонимное анкетирование учащихся для определения уровня начальных знаний о ВИЧ/СПИД инфекции.
  3. Просмотр видеоролика по эпидситуации в Свердловской области.
  4. Понятие ВИЧ/СПИД инфекции.
  5. Пути передачи ВИЧ/СПИД инфекции (биологические жидкости с высоким и низким содержанием ВИЧ).
  6. Стадии ВИЧ.
  7. Лечение (где можно сдать кровь на ВИЧ).
  8. Упражнение “Мозговой штурм”.
  9. Упражнение - рефлексия “Опасно и безопасно”.

*В1 и В2 – волонтер1, волонтер 2

Слайд 1 на экране

Просмотр видеоролика. (5 минут 56 сек)

В1 В настоящее время Свердловская область занимает первое место по распространению ВИЧ инфекции. И наш город не исключение. По данным на 01.01.2012 г ВИЧ- инфицированных- 618, из них 9 детей.

- Вам знакомо понятие ВИЧ? Вирус иммунодефицита человека.

- Вам знакомо понятие СПИД? Да, это синдром приобретенного иммунодефицита - это комплекс заболеваний, которые развиваются в результате разрушения вирусом (ВИЧ) иммунной системы человека. (слайд 3)

- Наиболее часто ВИЧ - инфекция выявляется у людей 18-29 лет. В этом возрасте инфицированных 75%. Есть случаи заражения и в 15 лет (первый сексуальный опыт).

Человек может и не знать, что он болен. Вирус может жить в организме человека многие годы, не вызывая никаких симптомов, и передаваться другим людям.

В2 - 1. Сейчас свойства вируса хорошо изучены. ВИЧ нестоек к внешней среде -уничтожается при кипячении через 1-3 мин.

2. ВИЧ размножается только в крови человека, используя определенный вид клеток (Т-лимфоциты, отвечающие за иммунную систему)

3. Источником ВИЧ-инфекции является человек и его биологические жидкости.

Пути передачи:

2. половым путем без индивидуального средства защиты (сперма, вагинальный секрет)

3. грудное молоко (от матери к ребенку)

(слайд 5) (Биологические жидкости с высоким содержанием ВИЧ, которые могут вызвать заражение) Самой опасной является кровь, в 1 капле крови достаточно вируса для заражения.

(слайд 6) Биологические жидкости с низким содержанием ВИЧ

5. рвотные массы

*Если в них нет видимых примесей крови.

В1 - Существует несколько стадий ВИЧ-инфекции

1. Период “окна” (продолжительность от 2-х недель до 6 месяцев). Так называется период, когда человек уже инфицирован и способен заражать других, но анализ на ВИЧ будет отрицательный т.к происходит медленная выработка специфических антител к ВИЧ в организме человека.

2. Острая ВИЧ – инфекция (продолжительность от 1-3 недели от момента заражения). Протекает как при заболевании гриппа (повышенная температура, и т.п). ВИЧ инфицированные люди ее не отмечают.

3. Бессимптомная стадия (продолжительность от 0 до 6-9 лет от момента заражения). В этот период у ВИЧ-инфицированного человека отсутствуют проявления болезни и он может не знать о своем заболевании и распространять ВИЧ инфекцию не подозревая об этом.

4. Стадия вторичных заболеваний (продолжительность до 3-5 лет). Это период когда вирус разрушает иммунную систему и организм не может сопротивляться различным болезням. В этот период человек может заболеть туберкулезом, пневмонией, грибковыми заболеваниями некоторыми видами рака.

5.Стадия СПИДа (продолжительность до 1,5 лет). Это последняя стадия болезни, пациент находится в крайней стадии истощения, лежачий тяжелый больной. Без отсутствия АРВТ погибает.

Лечение ВИЧ

В2 - На сегодняшний день ВИЧ не излечим, но есть разработанная методика лечения, которая позволяет снизить содержание ВИЧ в организме и поддержать иммунитет. А так же продлить жизнь больного.

В школе и в бытовых условиях нет риска инфицирования ВИЧ.

(слайд 8) ВИЧ не передается при:

- поцелуях, рукопожатии, объятиях;

- при использовании бытовыми предметами (посуду, телефон, сидение унитаза и т.д)

- при употреблении пищи, приготовленной ВИЧ инфицированным человеком

- при кашле или чихании, в бане или бассейне,

(слайд 9) - при укусе комара, мух и др. кровососущих насекомых (т.к вирус в желудке насекомых разрушается под воздействием ферментов)

- при контакте с потом и слезами

В этих ситуациях ВИЧ не передается, поэтому в быту ВИЧ- инфицированный человек не опасен.

(слайд 10) Уменьшение риска заражения

В1 - Поскольку многие люди не обследовались на ВИЧ и не знают своего ВИЧ статуса, необходимо считать опасным любой контакт с чужой кровью (оказание помощи пострадавшему в латексных перчатках или надеть полиэтиленовые мешки на руки, либо попросить пострадавшего самому прижать свою рану пока не подойдет помощь)

Единственная возможность определить инфицирован человек или нет - это сдать тест на ВИЧ. Анализ крови определяет не сам вирус, а антитела к нему, для выработки которых организму нужно около 3-6 месяцев.

Анонимно можно обследоваться: г.Новоуральск, больничный городок, инфекционное отделение, 1 этаж.

Упражнение “Мозговой штурм”.

Цель: Дать возможность самим участникам найти правильное решение задачи методом “мозгового штурма”.

Описание:

Учитель предлагает участникам разбиться на две команды и выдает каждой команде по большому листу бумаги и маркеры.

- первой команде придумать и записать методы профилактики гриппа;

- второй команде придумать и записать методы профилактики ВИЧ-инфекции;

В течение 10-15 минут команды придумывают и записывают на листе бумаги все методы профилактики.

После чего каждая команда выбирает докладчика, который представляет все методы, записанные в группе, и аргументирует их необходимость. После выступления докладчика желающие могут сделать какие-либо добавления. Проводится обсуждение, и если они признаются необходимыми, ими дополняют представленные методы профилактики.

Роль преподавателя. Провести сравнения методов профилактики при острой (излечимой) вирусной инфекции, какой является грипп, и хронической неизлечимой вирусной ВИЧ-инфекции. Показать необходимость формирования личной ответственности за свое здоровье и изменение отношения к своему здоровью. Необходимость безопасного поведения в условиях эпидемии ВИЧ/СПИДа, наркомании и вирусных гепатитов.

Рефлексия: Упражнение “Опасно и безопасно”

Заранее необходимо распечатать различные утверждения и раздать для заполнения. Нужно отметить галочкой опасные ситуации для заражения ВИЧ.

Действия или поступки Опасно
Поцелуи нет
Объятия нет
Оказание первой медицинской помощи без перчаток да
Чихание, кашель нет
Езда в общественном транспорте нет
Укусы насекомых (комаров, например) нет
Использование чужих игл, шприцев да
Плавание в бассейне нет
Массаж нет
Татуировка да
Прокалывание ушей да
Использование чужого стакана нет
Использование стерильных инструментов для инъекций нет
Сдача донорской крови нет
Использование чужой зубной щетки да
Совместное использование бритвы да
Внутривенное введение наркотиков да
Половые контакты без презерватива да

* ответы даны для преподавателей

После окончания выполнения упражнения вслух проговариваются все позиции и обсуждаются, если у кого-то иное мнение.

Заключение:

Командам дается задание – выразить свое отношение к данной проблеме в виде лозунга или синквейна.

*синквейн:

  • 1 существительное
  • 2 прилагательных
  • 3 глагола
  • 4 предложение-главная мысль

В конце занятия всем участникам выдаются мини буклеты с информацией по ВИЧ-инфекции.

Литература:

  1. Методические рекомендации “Организация работы по профилактике ВИЧ–инфекции в образовательных учреждениях Свердловской области”. Министерство здравоохранения, Министерство общего и профессионального образования Свердловской области. Екатеринбург 2012.
  2. Видеоролик о ВИЧ. Свердловский областной центр профилактики и лечения ВИЧ–инфекции 2012.

В рамках Всемирного дня борьбы со СПИДом для старшеклассников был проведен мозговой штурм "Знать, чтобы жить". Проведено анонимное анкетирование "Что ты знаешь о СПИДе", информационные 15 минутки о социальных болезнях века. Провели анализ заболеваемости ВИЧ и СПИДом в Республике Хакасия.

Скачать:

Вложение Размер
mozgovoy_shturm.docx 25.43 КБ

Предварительный просмотр:

Мозговой штурм "Знать, чтобы жить" для 8–11-х классов по профилактике ВИЧ-инфекции, туберкулеза, ОРВИ

Цель: 1 . Расширить и углубить уровень информированности учащихся по проблемам профилактики СПИДа, туберкулеза и ОРВИ.,

2. Направлять размышления детей в полезное русло и помочь им в выборе поведения, действия не наносящих ущерб здоровью.

  • Определить уровень информированности у учащихся через анкетирование.
  • Выявить проблемы СПИДа, туберкулеза и ОРВИ
  • Воспитание умения работать в коллективе, вести дискуссию

Участники: учащиеся 8-11 кл.

Необходимое оборудование: проектор, ноутбук, видеоролик эпидситуация в Республике Хакасия и России

Материалы: листы ватмана; маркеры; мини-буклеты с информацией о социальных болезнях.

  1. Выступление социального педагога Торобековой А.П. о результатах анкетирования.

Целью данной анкеты является получение информации относительно ваших знаний о профилактике ВИЧ-инфекции и СПИДа. Просим серьезно отнестись к заполнению анкеты и ответить на все вопросы, поставив отметку в нужном столбике. Ваши ответы будут держаться в тайне. После заполнения анкеты не подписывайте ее.

Вы юноша или девушка? (подчеркните).
Ваш возраст _______ лет.

1. поражается ли при СПИДе иммунная (защитная) система организма человека?

2. Возможно ли вылечить больного СПИДом?

3. Может ли человек заразиться при прикосновении к больному СПИДом?

4. Может ли вирус иммунодефицита человека (ВИЧ) передаваться через общую расческу, зубную щетку?

5. Можете ли вы заразиться СПИДом, пользуясь общим стаканом или ложкой с ВИЧ-инфицированным?

6. можете ли вы заразиться ВИЧ в бассейне?

7. Возможно ли заражение, если вы обнимаетесь с больным человеком?

8. Если сегодня результат вашего анализа отрицательный, можете ли вы на 100% быть уверены, что у вас нет ВИЧ?

9. Передается ли СПИД половым путем?

10. Как вы думаете, возможно ли заразиться СПИДом:
- через укусы насекомых?
- при переливании крови?
- при поцелуях?

11. Знаете ли вы, где можно пройти анонимное обследование на СПИД?

12. Увеличивается ли риск заражения при беспорядочных половых связях?

14. Предохраняют ли презервативы от заражения СПИДом?

Всего было опрошено 45 учащихся 15-17 лет, двое учащихся 18 лет. Уровень информированности учащихся нашей школы составляет 62%. Слабые показания знаний по вопросам: 4,5,14. Некоторые не знают, где можно пройти анонимное обследование на СПИД.

Учащиеся высказали свое мнение по актуальным вопросам сегодняшнего дня.

Цель: расширить и углубить уровень информированности учащихся по проблемам профилактики СПИДа, туберкулеза и ОРВИ.

Учитель биологии Чаптыкова Ольга Никитична ознакомила с целью и задачами, правилами ведения дискуссии.

Дискуссия (от лат. discussio — рассмотрение, исследование) — обсуждение какого-либо спорного вопроса, проблемы; спор. Важной характеристикой дискуссии, отличающей её от других видов спора, является аргументированность. Обсуждая спорную (дискуссионную) проблему, в которой каждая сторона, оппонируя мнению собеседника, аргументирует свою позицию.

1.Всегда помните о цели дискуссии — найти истину, решение, выход . Обсуждайте только то, что относится к данному вопросу.

2.С уважением относитесь к мнению другого человека . Любое мнение — это точка зрения человека. Даже отличаясь от вашей, она имеет право на существование.

3.Любое высказываемое мнение должно быть аргументировано . Этим дискуссия отличается от скандала на базаре.

4.Уважайте мнение любого человека .

5.Придерживайтесь дружелюбного тона .

6.Не спорьте ради спора!

7. В дискуссии могут участвовать только те, кто открыт для другой точки зрения и терпим к иному мнению .

Вступительное слово учителя биологии: - Вам знакомо понятие ВИЧ? Вирус иммунодефицита человека.

- Вам знакомо понятие СПИД? Да, это синдром приобретенного иммунодефицита - это комплекс заболеваний, которые развиваются в результате разрушения вирусом (ВИЧ) иммунной системы человека.

- Наиболее часто ВИЧ - инфекция выявляется у людей 18-29 лет. В этом возрасте инфицированных 75%. Есть случаи заражения и в 15 лет (первый сексуальный опыт).

Человек может и не знать, что он болен. Вирус может жить в организме человека многие годы, не вызывая никаких симптомов, и передаваться другим людям. Симптомы туберкулеза, ОРВИ и СПИДА на начальных стадиях заболевания почти одинаковы. Мы для 3х групп приготовили напечатанные листы с симптомами этих болезней. Вашей задачей является определить, о какой болезни идет речь и на листах ватмана составить конспект по данной теме с использованием опорных слов, рисунков, схем.

Работа в группах – 10-15 минут. Затем каждая группа делегирует одного человека, который вывешивает плакат и защищает.

Учитель: дети нередко бывают мудрее взрослых, ваше общение привело к правильным решениям такой сложной проблемы. Все группы правильно определили болезни.

А) Учащимся нужно отметить галочкой опасные ситуации для заражения ВИЧ.

Разработка классного часа:

"ЧТО ТАКОЕ СПИД И КАК ОН ПРОЯВЛЯЕТСЯ И ПЕРЕДАЕТСЯ?"

Учитель : Кузьминых Т.А.

Цель классного часа:

1. Повысить уровень знаний старшеклассников по проблеме ВИЧ/СПИД.

1. Введение 2 мин.

3. Обсуждение - "Что такое СПИД?" 5 мин.

4. Микролекция 7 мин.

5. Ролевая игра 8 мин.

6. Микролекция (продолжение) 5 мин.

7. Работа в малых группах 20 мин.

8. Обсуждение 3 мин.

9. Ответы на вопросы участников 3 мин.

10. Анкетирование 3 мин.

11. Подведение итогов, прощание 2 мин.

Пособие для тренера;

Карандаши, блокнот типа flip-chart, цветные маркеры, мяч;

Картинки карточки для ролевой игры;

Что нужно сделать до начала занятий:

Подготовить помещение для проведения тренинга: убрать столы, расставить стулья, положить карандаши и раздаточный материал в легкодоступное место (например, рядом с собой на полу).

До начала занятия.

До начала занятия надо расставить стулья в комнате в неформальной манере, чтобы не возникало ассоциации со школьным кабинетом. Еще раз проверьте свои памятки, лишний раз убедитесь, что Вы подготовили все, что необходимо для проведения занятия. Проводя занятия первый раз, постарайтесь придерживаться рекомендуемого сценария. Набравшись немного опыта, Вы можете начать экспериментировать и адаптировать предлагаемые материалы, сохраняя при этом общую концептуальную и организационную структуру.

В начале занятия необходимо объяснить учащимся цели занятия, остановить внимание на том, что они, возможно, уже владеют какой-либо информацией о том, что же такое СПИД и как он проявляется, и могут ее использовать в течение урока. В начале урока необходимо написать на доске ключевые слова и объяснить, что они значат, при этом очень важно опираться на пояснения, которые преподносят ученики, корректируя их версии по мере необходимости.

Добрый день! Сегодня мы продолжаем заниматься изучением программы, посвященной СПИДу. Несомненно, все вы уже много слышали о нем, поэтому я попрошу Вас рассказать, о гипотезах возникновения вируса СПИДа. Что такое - СПИД? И как СПИД проявляется?

Мозговой штурм (2 мин)

Учащиеся высказывают все известные им гипотезы возникновения вируса СПИДа, а тренер в свою очередь записывает их на доске (большом листе бумаги), все, вплоть до самых невероятных.

Синдром – совокупность ряда признаков и симптомов, указывающих на наличие определенной болезни или состояния.

Приобретенного – заболевание приобретается в течение жизни.

Иммунного – недостаточная активность иммунной системы, ее расстройство, ослабление, угасание защитных, иммунных сил организма в противостоянии возбудителям болезней.

Дефицита – отсутствие ответной реакции со стороны иммунной системы на появление патогенных микроорганизмов.

Термин СПИД появился 1981 году, когда многое об этой инфекции было еще не известно. В настоящее время он приемлем для обозначения только последней стадии заболевания.

Стадии протекания болезни:

Вторая стадия - асимптомная инфекция (АИ). Полное отсутствие клинических проявлений ВИЧ-инфекции. Носителей ВИЧ-инфекции можно выявить, только проводя специальные лабораторные исследования.

Третья стадия – персистирующая генерализованная лимфаденопатия (ПГЛ). Возникает через 3-5 лет после второй стадии. На фоне снижения защитных сил организма возникают различные симптомы болезни: увеличение лимфоузлов, головные боли, расстройства кишечника, упадок сил. Лечение дает кратковременное улучшение, человек еще трудоспособен.

Четвертая стадия – пре-СПИД и собственно СПИД. По мере развития инфекционного процесса иммунная система полностью разрушается не только с патогенными, но и с обычными микробами, с детства живущими в легких, кишечнике, на коже. Развиваются поражения слизистых оболочек, лимфоузлов, дыхательной системы, желудочно-кишечного тракта, органов зрения, нервной системы. Больной теряет в весе около 10 %. Смертельный исход неизбежен.

От момента заражения до смертельного исхода проходит иногда и 10-12 лет, поэтому ВИЧ-инфекция относится к медленным инфекциям.

Наибольшая концентрация ВИЧ отмечается в биологических жидкостях инфицированного человека, таких как кровь, семенная жидкость (сперма), вагинальный секрет, спинномозговая жидкость, грудное молоко. Слюна, слезы, пот, моча также содержит вирус, но в малой концентрации, поэтому они не опасны в плане передачи ВИЧ.

Пути передачи ВИЧ-инфекции

В соответствии с локализацией и путями выделения вируса из организма носителя различают три пути передачи:

- парентеральный (при попадании вируса в кровь);

- вертикальный (от матери ребенку)

Половой путь передачи. Вирус иммунодефицита передается при незащищенных (без использования презерватива) половых контактах с носителем вируса. Все виды половых контактов опасны, так как вирус легко проникает в организм человека. Наличие какого-либо гинекологического или венерического заболевания, воспалительных процессов, а также частая смена половых партнеров увеличивают опасность заражения вирусом иммунодефицита человека при различных видах половых контактов.

Парентеральный путь передачи. Основной фактор передачи – контакт с кровью инфицированного человека. Он может произойти при:

- совместном использовании загрязненных шприцев и игл лицами, употребляющими наркотики внутривенно;

- употреблении наркотика, зараженного вирусом, при изготовлении или фасовке;

- использовании нестерильного инструментария для нанесения татуировок или пирсинга, совместном использовании маникюрных или бритвенных принадлежностей;

существует вероятность заражения при переливании инфицированной крови и ее препаратов. Однако с введением в 1987 году обязательного тестирования донорской крови на ВИЧ опасность заражения, связанная с переливанием крови, сведена к минимуму.

Вертикальный путь передачи. Передача вируса иммунодефицита человека может произойти от ВИЧ-инфицированной матери ребенку во время беременности, родов и кормления грудью. ВИЧ-инфецированной беременной женщине в ходе консультирования объясняются последствия сохранения беременности и возможность рождения инфицированного ребенка. Право выбора остается за женщиной. Вероятность передачи ВИЧ-инфекции новорожденному составляет 30-45 %. Своевременное выявление инфицированности у беременной и применение медикаментозной терапии позволяет значительно уменьшить риск рождения инфицированного ребенка.

В условиях интенсивного распространения ВИЧ нельзя исключить вероятность заражения каждого из нас. Все же среди населения выявляются группы повышенного риска инфицирования: наркоманы, проститутки, гомосексуалисты, лица с беспорядочными половыми связями, молодежь в целом.

Появление ВИЧ-инфекции, отсутствие каких-либо действенных препаратов для ее лечения вызвали огромное количество слухов и домыслов о путях передачи ВИЧ.

Однако в результате многолетних наблюдений за многочисленными бытовыми контактами ВИЧ-инфицированных и больных СПИДом было установлено, что вирус иммунодефицита человека не передается:

- при дружеских объятиях и поцелуях;

- при пользовании столовыми приборами, постельными принадлежностями;

- через предметы производственной и домашней обстановки;

- через предметы сантехоборудования, при пользовании бассейном, душем;

- в общественном транспорте;

- насекомыми, в том числе и кровососущими;

Риск заражения ВИЧ значительно снижается при сексуальном контакте с использованием презерватива. Нельзя заразиться при уходе за больным СПИДом.

Ролевая игра: Чья сторона?

Цель: Вооружить школьников знаниями, умениями и навыками безопасного поведения в отношении заражения ВИЧ-инфекцией.

Цель: Наглядно продемонстрировать школьникам возможную скорость распространения ВИЧ-инфекции основными путями (при различных видах половых контактов, через попадание вируса в кровь, от матери ребенку). Заставить их задуматься о поведении, которое может повлечь за собой заражение ВИЧ-инфекцией.

Эффективно в профилактических целях внедрение ситуационных игр. Их основу составляет анализ смоделированных сюжетов, рассказов, несущих проблемную ситуацию.

Профилактические работы: акции, дискотеки, театрализация, викторины, конкурсы плакатов, рисунков, агитбригад, направленный на массовый, творческий, коллективный характер участие молодежи в борьбе против СПИДа.

Заместитель директора по воспитательной работе

Безродный Александр Викторович

Цель: ознакомить обучающихся с достоверной информацией о ВИЧ/СПИДе, историей их возникновения, пути передачи; формировать представление молодежи о здоровом образе жизни; научить правильно оценивать разные жизненные ситуации.

Понятия для усвоения: 12 -14 лет – ВИЧ/СПИД;

15-18 лет – ВИЧ/СПИД, пути передачи, средства

защиты от инфицирования.

Структура занятия с подростками

Листы бумаги, фломастеры, блокноты, ручки

Информационное сообщение ВИЧ/СПИД

Оборудование: маркеры, ручки, карандаши, блокноты, листы бумаги, карточки с вопросами, карточки с ответами, карточки с пометками.

Вступительное слово учителя: Сегодня наша встреча посвящена большой проблеме, от ее решения зависит не просто будущее, счастливая жизнь общества, но и жизнь вообще.

Цель: активизировать участников занятия к работе в группах.

Разделить на 2 команды, стать друг за другом в 2 шеренги в разных уголках. Первому участнику в шеренге дать лист бумаги с указанием какого-либо предмета или образа (арбуз, лицо с улыбкой и т.д.). Участники с помощью мимики и жестов должны донести друг другу информацию. Последнему участнику задание: нарисовать полученные сообщения. Побеждает команда, которая передала образ точнее.

Много о ВИЧ уже известно, но каждый день появляется новая информация. Вместе с тем накоплен определенный багаж знаний. Учитель (тренер) дает определение:

ВИЧ В – вирус СПИД С – синдром

И – иммунодефицит П – приобретенного

Ч – человека И – иммуно

вирус – возбудитель заболевания;

иммунодефицит – отсутствие иммунной реакции организма, которая обеспечивает защиту от болезнетворных микроорганизмов;

синдром – ряд признаков (симптомов), которые указывают на наличие какой-то болезни или состояние;

приобретенного – такого, что появился на протяжении жизни, а не от рождения;

иммунного – касается иммунной системы, которая обеспечивает защиту человека от микроорганизмов;

дефицита – отсутствие чего-либо, в данном случае защитной реакции иммунной системы человека на наличие в организме вредных бактерий.

СПИД развивается конечная стадия болезни в организме человека, которую вызывает ВИЧ.

Первые случаи заболевания СПИДом были зарегистрированы в 1981 году в США. Сначала болезнь казалась весьма

Загадочной. Во Франции сформировали группу исследователей под руководством ученого вирусолога Люна Монтенье для ее изучения. За два года (1983) была выяснена общая картина болезни, найден ее возбудитель – ВИЧ, разработаны методы, с помощью которых проявляют вирус болезни в организме человека, установлен механизм отрицательного воздействия вируса на организм. Впервые ВИЧ был идентифицирован в 1983 г. в Пастеровском институте в Париже. Вместе с тем, о факте открытия вируса, который вызывал СПИД, сообщили американские ученые из национального Института Здоровья во главе с Робертом Галло.

Вирусы являются возбудителями многих болезней, например, гриппа герпеса. ВИЧ, как и другие вирусы, является микроорганизмом, который невозможно увидеть с помощью обычного микроскопа. Жизнедеятельность вируса может происходить в живой клетке.

В случае инфицирования ВИЧ поражается иммунная система человека. ВИЧ обнаруживают с помощью специальных исследовательских анализов крови. Если вирус появляется в организме, иммунная система начинает вырабатывать в иммунных клетках специальные белки – антитела, которые борются с вирусом. Наличие антител в крови человека свидетельствует о том, что в его организм попала инфекция. Но следует знать, что от момента проникновения ВИЧ в организм до выработки достаточного количества антител проходит от 2-х до 12-ти недель. В этот период вирус невозможно обнаружить в организме, поскольку он еще не накоплен в достаточном количестве. Поэтому людям, которые проходят тестирование на ВИЧ, рекомендуют при наличии отрицательного результата повторить анализ через три месяца.

Носители ВИЧ на протяжении продолжительного времени могут выглядеть и чувствовать себя здоровыми, хотя сразу после инфицирования наблюдаются симптомы, которые напоминают острое распираторное заболевание или простуду. Потом наступает скрытый период, если вирус себя не проявляет. Этот период может длиться годами. Все это время ВИЧ-инфицированный человек может чувствовать себя хорошо и, не подозревая, что у него ВИЧ-инфекция может заражать других. И с течением времени иммунная система больше ослабляется, а вирус становиться активнее. Минуют годы и человек заболевает СПИДом, что спустя некоторое время приводит к смерти. Очень часто главной причиной смерти может быть даже не СПИД, а другие инфекции, с которыми ослабленный ВИЧ-инфекцией организм не в состоянии бороться.

Существуют три основных пути передачи ВИЧ от одного человека к другому.

1.Во время полового контакта с ВИЧ-инфицированным человеком, если половой контакт не был защищен.

2.Если целостности кожных покровов нарушается острым предметом (иглой, бритвой или инструментом для нанесения татуировки), который перед этим употреблял инфицированный человек и кровь которого осталась на нем. Риск инфицирования ВИЧ велик при повторном использовании шприца или иглы для введения лекарства или наркотиков после вируса носителя, а также при переливании крови, которая содержит ВИЧ.

3.ВИЧ также может передаваться плоду от инфицированной матери во время беременности и родов или после рождения ребенка через молоко матери.

Вирус иммуно ВИЧ не передается через:

Все варианты на доске:

- общее пользование верхней одеждой

- общее пользование фонтанчиком для питьевой воды

- чиханье и кашель

- контакты в общественном транспорте

- монеты и бумажные деньги

- постельное и нательное белье

- полотенце, мыло, мочалка

- укусы комаров и других животных

- плаванье в бассейне

- дверные ручки и спортивные снаряды

Возможно ли вылечить эту болезнь? К сожалению – нет! Современные лекарства могут удлинить жизнь больных или сдержать развитие ВИЧ инфекции в организме человека. Ученые ищут вакцину, которая могла бы защитить людей от ВИЧ, но пока что безрезультатно.

А пока вы должны хорошо знать пути передачи этого опасного заболевания для того, чтобы защитить себя.

Цель: систематизировать полученные знания относительно передачи ВИЧ.

2.Можно сделать ксерокопии таблицы, раздать, чтобы их заполнили ребята, обсудили каждое утверждение.

Пути передачи ВИЧ…

ВИЧ не передается через…

Цель: систематизировать полученные знания о путях передачи ВИЧ.

Участникам раздают листы с утверждениями и предлагают анонимно на них ответить:

1.ВИЧ- это вирус, вызывающий СПИД.

2.Можно заразиться ВИЧ, выпив из стакана, которым пользовался инфицированный ВИЧ человек.

3.ВИЧ передается дружеским поцелуем.

4.Можно заразиться ВИЧ при переливании непроверенной крови.

5.Человек, инфицированный ВИЧ, может заразить своего партнера.

6.Употребление алкоголя повышает риск заражения ВИЧ.

7.Комары могут быть переносчиками ВИЧ.

8.использование одноразовых шприцев может защитить от ВИЧ/СПИД.

9.Использование презерватива во время полового акта может уменьшить риск заражения.

10. Прием противозачаточных таблеток может уберечь женщину о инфицирования ВИЧ.

11.Можно заразиться через сидение на унитазе.

12.Большинство людей инфицированных ВИЧ, представляют угрозу для общества.

13.ВИЧ – конечная стадия заболевания СПИДом.

14.СПИД – это распираторная болезнь (простуда).

Мифы: 2 3 7 10 11 12 13 14

Факты: 1 4 5 6 8 9.

Цель: повысить степень сплоченности группы.

Участникам предлагается по команде выразить свое состояние хлопками. Тренер хлопает первым. Участники группы, в которой сформировалось взаимопонимание и сплоченность, через определенное время будут хлопать в одном ритме. Похвалите и пожелайте им также четко работать дальше.

Информационное сообщение «Жить рядом (10 мин.)

Воображение: как бы ты вел себя, если бы узнал, что близкий тебе человек инфицирован ВИЧ?

Этот нелегкий вопрос возникает сейчас перед многими людьми. Трагизм ситуации состоит в ее необратимости. ВИЧ-инфицированный человек понимает, что он может заразить родных, друзей, но ВИЧ-инфицированный или больной СПИДом – это прежде всего человек наделенный такими же самыми чувствами, желаниям, надеждами, что и здоровый человек. Поэтому основная помощь ему состоит в психологической поддержке. Как правило, люди, узнавшие, что они инфицированы, испытывают потребность поделиться с кем-то своими переживаниями, найти понимание и сочувствие, ощутить себя не одиноким в борьбе со страшным недугом.

Люди по- разному относятся к тому, что у них обнаружили СПИД. Они ощущают страх, подавленность, безвыходность и одиночество. Они ощущают страх, подавленность, безысходность и одиночество. Если друзья окружают заботой и вниманием, это повлияет на его взгляды на жизнь.

Необходимо помнить, что любой человек рискует заразиться вирусом иммунодефицита. Существуют наиболее уязвимые группы, где высока вероятность:

- половой контакт без презерватива;

- использование загрязненного кровью оборудования;

- плод беременной ВИЧ-инфицированной женщины.

Наше поведение, наше понимание необходимости защищенного поведения является основной гарантией собственного благополучия. От нас, нашего поведения зависит наше здоровье, т.к. СПИД не имеет границ, не учитывает социальный статус, расу, половую принадлежность, сексуальные вкусы.

Цель: проиллюстрировать стиль жизни людей, их риск инфицироваться ВИЧ и возможные действия относительно предупреждения его распространения.

Участников разделить на 2 группы.

Группе вручить карточки с ситуациями.

Группа обсуждает, отвечая на вопросы:

а) в каких случаях риск заражения ВИЧ отсутствует?

б) в каких случаях риск заражения небольшой?

в) в каких случаях риск заражения большой?

- обсуждение общее с отметкой ситуации в таблице

Ситуация 1. Вадим после школы продает газеты. Он узнал, что Андрей, который работает рядом с ним, болеет СПИДом. Мать Вадима, узнав об этом, требует, чтобы он покинул эту работу.

Ситуация 2 . Юре 15 лет, он инфицирован ВИЧ. Юра не выглядит больным, но быстро утомляется. Он продолжает ходить в школу, но не знает, нужно ли рассказывать об этом кому-то.

(Предложенные ситуации можно заменить)

Цель: активизировать внимание участников, повысить сплоченность группы.

Участники становятся в круг. Им предлагается силой рукопожатия выразить свои чувства друг к другу.

Цель: закрепить полученные знания о ВИЧ/СПИДе, о путях передачи и средствах профилактики; снять эмоциональное напряжение участников тренинга.

- раздать несколько журналов и газет;

- вывешиваются материалы и представитель группы защищает проект.

Вопросы для обсуждения:

В каких случаях риск заражения ВИЧ высокий?

В каких случаях риск заражения ВИЧ низкий?

В каких вариантах поведения риска заболевания нет?

Чтобы предотвратить заражение опасной инфекцией. Следует помнить о путях передачи (половой, через кровь, от инфицированной матери и всегда придерживаться таких правил:

- риск ВИЧ-инфицирования максимален в случае повторного пользования шприцем ил иглой для введения лекарства или наркотиков после вирусоносителя, а также во время переливания крови, которая содержит ВИЧ. При необходимости при прокалывании ушей, инъекциях, бритье и т.д. следует пользоваться стерильными (лучше разовыми) инструментами;

- в подростковом возрасте лучше воздерживаться от сексуальных отношений;

- при сексуальных контактах необходимо пользоваться качественными презервативами.

Цель: закрепить в игровой форме знания о путях распространения ВИЧ-инфекции.

Участникам раздаются карточки со специальными пометками и карандаши. Значение пометок участникам неизвестно, им предлагается за 3 мин. Завязать как можно больше знакомств с другими участниками игры и вписать на карточку их имена. Остановить через 3 мин.игру и определить значение для каждой пометки, начиная с В.

После игры провести аналогию распространения ВИЧ/СПИД с чернильным пятном, акцентируя внимание на путях распространения и средствах предупреждения.

Значение пометок на кврточке:

Ш- совместное использование одного шприца (карточек не более 3)

С – половые контакты (не более 3-х карточек)

П- половые контакты с использование презервативов (1-2 карточки)

В- ВИЧ-инфицированный (1 карточка)

Д – отношения, построенные на доверии (2 карточки).

Итог занятия (5 мин.)

Тренер предлагает участника обсудить и высказать свои мысли по поводу того, что нового они узнали ан занятии. Применят ли они эти знания, чтобы уберечься от ВИЧ/СПИДа.

Листок с секретом (15-20 мин.)

Цель: актуализация проблемы ВИЧ/СПИД.

Материалы: листы бумаги по числу пар в группе.

Участники разбиваются на пары. Каждому выдается лист бумаги. На одном из них ведущий незаметно (заранее) ставит метку на обратной стороне листа. Участникам предлагается записать вопросы, касающиеся темы, на которые они не знают ответа. Участники обмениваются листами и пытаются ответить на вопросы друг друга. Потом участники объединяются в четверки и обмениваются листами, потом в восьмерки.

Тренер предлагает перевернуть свои листочки. Тот, кто обнаруживает метку, встает. Просит встать того, кто работал с ним в паре, в четверке, восьмерке.

Цель: игра. Кроме информирования дает возможность каждому участнику выяснить свои взгляды на проблему ВИЧ/СПИД. Наркомании.

Материалы: 4 листа бумаги, которые крепят в разные стороны комнаты

Согласен но с оговорками

Совершенно не согласен

Не знаю, не уверен

Ведущий читает утверждение, а участники становятся у тех листов, на которых отражена их точка зрения. Участников просят объяснить, почему они выбрали именно эти утверждения. Выслушав точки зрения, участники могут выбрать листы с утверждениями, более подходящими для них теперь.

Наркомания - это преступление

Легкие наркотики безвредны

Принудительное обследование на ВИЧ – это единственный способ сдержать распространение инфекции

Чтобы предупредить распространение ВИЧ/СПИД, необходимо запретить проституцию

ВИЧ-инфицированная женщина не должна рожать детей

Врач, у которого обнаружили ВИЧ, должен быть отстранен от работы

Все ВИЧ- инфицированные люди должны быть изолированы

ВИЧ-инфекция – это наказание за гомосексуализм, наркоманию, сексуальную распущенность

ВИЧ- инфицированные дети не должны посещать спортивные секции

Государство должно наложить запрет на брак для ВИЧ-инфицированных граждан

Проблема СПИДа раздувается журналистами, а на самом деле, она касается небольшой и не самой лучшей части общества

СПИД – это один из способов естественного отбора, а именно, возможность улучшить генофонд человека

Это не справедливо, что на пенсии старикам у государства денег не хватает, а огромные суммы на лечение ВИЧ-инфицированных находятся.

_____+__________________________+__________________________+_______Высокий риск небольшой риск риск отсутствует

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.