Консультант плюс вич инфекция

Федеральный закон от 30 марта 1995 г. N 38-ФЗ
"О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)"

12 августа 1996 г., 9 января 1997 г., 7 августа 2000 г., 22 августа 2004 г., 18 октября 2007 г., 23 июля 2008 г., 27 июля 2010 г., 18 июля 2011 г., 2 июля, 25 ноября, 28 декабря 2013 г., 4 июня, 31 декабря 2014 г., 30 декабря 2015 г., 23 мая 2016 г.

Принят Государственной Думой 24 февраля 1995 года

См. комментарий к настоящему Федеральному закону

Федеральным законом от 18 октября 2007 г. N 230-ФЗ в преамбулу настоящего Федерального закона внесены изменения

Признавая, что хроническое заболевание, вызываемое вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекция),

приобретает массовое распространение во всем мире,

вызывает тяжелые социально-экономические и демографические последствия для Российской Федерации,

создает угрозу личной, общественной, государственной безопасности, а также угрозу существованию человечества,

вызывает необходимость защиты прав и законных интересов населения,

а также учитывая необходимость применения своевременных эффективных мер комплексной профилактики ВИЧ-инфекции,

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации принимает настоящий Федеральный закон.

См. комментарии к преамбуле настоящего Федерального закона

30 марта 1995 г.

Закон устанавливает, что лица, зараженные вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфицированные) - граждане РФ обладают всеми правами и свободами и несут обязанности в соответствии с Конституцией РФ и законодательством.

Установлен порядок предоставления медицинской помощи ВИЧ-инфицированным. Выдача официального документа о наличии или об отсутствии ВИЧ-инфекции осуществляется только учреждениями государственной или муниципальной системы здравоохранения. Установлено, что обязательному медицинскому освидетельствованию на предмет наличия ВИЧ-инфекции подлежат доноры крови, биологических жидкостей, органов и тканей, а также работники отдельных профессий и организаций.

Предъявление сертификата об отсутствии ВИЧ-инфекции является условием выдачи иностранному гражданину российской визы. В случае выявления инфекции у иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории РФ, они подлежат депортации.

Определены меры социальной поддержки ВИЧ-инфицированных.

Федеральный закон вступает в силу с 1 августа 1995 года.

Федеральный закон от 30 марта 1995 г. N 38-ФЗ "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)"

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 августа 1995 г.

Текст Закона опубликован в "Российской газете" от 12 апреля 1995 г., в Собрании законодательства Российской Федерации от 3 апреля 1995 г., N 14, ст.1212

Постановлением Конституционного Суда РФ от 12 марта 2015 г. N 4-П взаимосвязанные положения пункта 2 статьи 11 настоящего Федерального закона, подпункта 13 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ и части четвертой статьи 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ признаны не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой эти положения позволяют принимать в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, члены семьи которого постоянно проживают на территории РФ, решение о нежелательности его проживания в РФ и о его депортации либо об отказе такому лицу во въезде в РФ, в выдаче разрешения на временное проживание в РФ или об аннулировании ранее выданного разрешения исключительно на основании факта наличия у такого лица ВИЧ-инфекции, при отсутствии как нарушений с его стороны требований, которые установлены законодательством в отношении ВИЧ-инфицированных лиц и направлены на предотвращение дальнейшего распространения данного заболевания, так и иных обстоятельств, свидетельствующих о необходимости применения к этому лицу подобных ограничений

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 23 мая 2016 г. N 149-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2015 г. N 438-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 495-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 4 июня 2014 г. N 145-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 421-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 августа 2011 г.

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 203-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.

Федеральный закон от 18 октября 2007 г. N 230-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением изменений в статью 6, вступающих в силу с 1 января 2008 г.

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 7 августа 2000 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2001 г.

Федеральный закон от 9 января 1997 г. N 8-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 12 августа 1996 г. N 112-ФЗ

Изменения вступает в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона


"Привет, меня зовут Ярослава, у меня ВИЧ"

Петербурженка Ярослава о своем ВИЧ-положительном статусе узнала три года назад после приема у районного инфекциониста. Диагноз девушку не удивил — она часто употребляла инъекционные наркотики вместе с младшей сестрой, у которой ВИЧ был обнаружен еще в 2000 году. Несмотря на то, что внутренне девушка готовилась к положительному результату, слова врача все равно выбили ее из колеи. На помощь пришла мама.

"Помню, вышла из поликлиники, звоню маме и плачу. А она меня успокаивает: "Вот у меня стоматит с рождения — это иммунодефицит слизистой. И ничего, живу же я столько лет. У тебя такой же иммунодефицит, только всего организма". Мне как-то сразу спокойно стало, — рассказывает девушка. — Я поехала в Центр СПИД и встала там на учет, а четыре месяца назад начала принимать АРВ-терапию".

Сегодня Ярослава не употребляет наркотики: прошла курс реабилитации в Городской наркологической больнице и выздоравливает по программе "12 Шагов". Девушка работает "равным" консультантом в одном из центров социальной помощи семье и детям Санкт-Петербурга: обязанности напрямую связаны с уникальным жизненным опытом Ярославы.

Главная задача равного консультанта — найти общий язык с ВИЧ-инфицированными женщинами, которые в силу различных обстоятельств стали клиентками Центра. Многие из этих женщин до сих пор путают ВИЧ со СПИДом и боятся, что жить им осталось несколько месяцев. Девушка помогает им принять диагноз и направляет в специализированные медицинские учреждения или общественные организации, которые работают с ВИЧ-положительными людьми.

"В свое время от меня не отвернулись и помогли — врачи, родные, другие выздоравливающие зависимые, — говорит Ярослава. — У меня есть опыт жизни с ВИЧ, опыт выздоровления от зависимости, опыт принятия диагноза. Поэтому я сразу согласилась на предложение поработать "равным" консультантом".

"Общественники" им помогут

По данным СПбГБУЗ "Центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями", на начало прошлого года в Санкт-Петербурге были зарегистрированы более 18 тыс женщин с ВИЧ. Свыше 90% из них находятся в детородном возрасте.

"Несколько лет назад на базе государственных бюджетных центров социальной помощи семье и детям начали создаваться отделения поддержки женщин, попавших в трудную жизненную ситуацию, — отмечает Марина Жукова, начальник отдела по вопросам демографии и гендерной политики Комитета по социальной политике города. — И хотя в названии этих отделений намеренно нет акцента на ВИЧ-инфекцию, именно здесь оказывают помощь женщинам с ВИЧ и членам их семей".

По словам Жуковой, ряд проблем, возникающих в работе с ВИЧ-положительными женщинами и детьми, заключается в отсутствии "равных" консультантов. Одна из основных задач работы такого консультанта — это формирование приверженности и мотивации к лечению. Зная, как сложно выстроить доверительные отношения с проблемными группами, в Комитете решили воспользоваться общемировой практикой привлечения "равных" консультантов к работе в этих центрах.

В сентябре 2013 года в Санкт-Петербурге начала реализовываться программа подготовки "равных" консультантов из числа людей, живущих с ВИЧ-инфекцией. Обучение проводилось на деньги, выделенные из городского бюджета, двумя общественными организациями — некоммерческим партнерством "Е.В.А." и благотворительным фондом "Диакония". Подготовку прошли 18 человек, все они были направлены на работу в городские центры помощи семье и детям.

"Почему государство обратилось к "общественникам"? В первую очередь, наверное, потому, что общественные организации давно работают с ВИЧ-положительными людьми, знают их потребности, умеют говорить с ними на одном языке, — объясняет Ирина Евдокимова, координатор программы от НП "Е.В.А.". — А еще "общественники" умеют работать эффективно и "давать результат".

Ярослава приводит пример работы "равного" консультанта с ВИЧ-положительной клиенткой "Центра социальной помощи семье и детям", у которой есть малолетний ребенок. Встреча проходит на квартире у клиентки вместе с психологом Центра. Сначала психолог информирует женщину об услугах Центра, после чего представляет Ярославу.

Психолог: Познакомьтесь, это "равный" консультант Центра по вопросам ВИЧ-инфекции.

Клиентка: Так мне не надо, у меня все нормально.

Консультант: А когда вы были в Центре СПИД в последний раз?

Клиентка: Через месяц после рождения дочки. И анализ сдавала, и дочке кровь брали, потом звонила, чтобы узнать свои результаты. У меня все нормально, 530 клеток (имеются в виду клетки CD4, отвечающие за "идентификацию" различных болезнетворных бактерий, вирусов и грибков, которые должны уничтожаться иммунной системой — прим. автора), а с дочкой я в поликлинику детскую хожу постоянно.

Консультант: Когда это было?

Клиентка: Где-то год назад.

Консультант: А какая у вас вирусная нагрузка? (Анализ на вирусную нагрузку определяет количество частиц вируса в плазме крови — прим.автора) У врача после этого вы были? Как вы себя сейчас чувствуете?

Клиентка: Нет, не была. Я у знакомых девчонок спросила, они сказали, что переживать не о чем, что клеток много еще. А чувствую себя хорошо, устаю, правда, ребенок же маленький.

Консультант: Беременность — это стресс для организма и без ВИЧ-инфекции. А вы свою усталость с ВИЧ-инфекцией не связываете?

Клиентка: Да нет, я весь день на ногах, ребенок по ночам плохо спит, вот я и не высыпаюсь, поэтому устаю. И потом, как мне в Центр СПИД поехать, с кем ребенка оставить?

Консультант: В Центре СПИД, на первом этаже, есть детская комната, где можно оставить ребенка под присмотром социального работника, пока вы кровь сдаете и ходите на прием к врачу.

Клиентка: Туда записаться надо, а у меня времени нет дозваниваться.

Консультант: Я завтра еду туда, кровь сдавать, хотите, могу и вас записать?

Клиентка: Не знаю даже… Не знаю, когда смогу…

Консультант: Давайте попробуем сделать так. Вот моя визитка, там мой номер телефона. Давайте я запишу ваш номер, вы сегодня вечером подумаете, когда в ближайшее время вы будете свободны, а я завтра утром позвоню из Центра и запишу вас на анализы и к врачу. Договорились?

Клиентка: Ну хорошо, давайте попробуем…

В результате "равный" консультант записывает женщину на прием в Центр СПИД, та сдает кровь и сейчас наблюдается у врача.

"Удался ли этот проект? Прежде чем отвечать на этот вопрос утвердительно или отрицательно, я бы хотела увидеть полную картину по каждому району, оценить возможные пробелы, понять, почему они возникли, — говорит Марина Жукова. — Пока же можно сказать, что многие районы остались довольны работой "равных" консультантов, поскольку тем легче устанавливать отношения с ВИЧ-положительными клиентами и мотивировать их на взаимодействие с социальными и медицинскими службами. Кроме того, меняется само представление специалистов Центров о характере работы с достаточно сложной целевой группой.

В 2014 и 2015 годах программа продолжит работать. Дальнейшая ее судьба зависит, как обычно, от финансов. Будут ли в городском бюджете деньги на эту программу в 2016-м? Время покажет. У "равных" же есть еще два года, чтобы показать себя.


"Привет, меня зовут Ярослава, у меня ВИЧ"

Петербурженка Ярослава о своем ВИЧ-положительном статусе узнала три года назад после приема у районного инфекциониста. Диагноз девушку не удивил — она часто употребляла инъекционные наркотики вместе с младшей сестрой, у которой ВИЧ был обнаружен еще в 2000 году. Несмотря на то, что внутренне девушка готовилась к положительному результату, слова врача все равно выбили ее из колеи. На помощь пришла мама.

"Помню, вышла из поликлиники, звоню маме и плачу. А она меня успокаивает: "Вот у меня стоматит с рождения — это иммунодефицит слизистой. И ничего, живу же я столько лет. У тебя такой же иммунодефицит, только всего организма". Мне как-то сразу спокойно стало, — рассказывает девушка. — Я поехала в Центр СПИД и встала там на учет, а четыре месяца назад начала принимать АРВ-терапию".

Сегодня Ярослава не употребляет наркотики: прошла курс реабилитации в Городской наркологической больнице и выздоравливает по программе "12 Шагов". Девушка работает "равным" консультантом в одном из центров социальной помощи семье и детям Санкт-Петербурга: обязанности напрямую связаны с уникальным жизненным опытом Ярославы.

Главная задача равного консультанта — найти общий язык с ВИЧ-инфицированными женщинами, которые в силу различных обстоятельств стали клиентками Центра. Многие из этих женщин до сих пор путают ВИЧ со СПИДом и боятся, что жить им осталось несколько месяцев. Девушка помогает им принять диагноз и направляет в специализированные медицинские учреждения или общественные организации, которые работают с ВИЧ-положительными людьми.

"В свое время от меня не отвернулись и помогли — врачи, родные, другие выздоравливающие зависимые, — говорит Ярослава. — У меня есть опыт жизни с ВИЧ, опыт выздоровления от зависимости, опыт принятия диагноза. Поэтому я сразу согласилась на предложение поработать "равным" консультантом".

"Общественники" им помогут

По данным СПбГБУЗ "Центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями", на начало прошлого года в Санкт-Петербурге были зарегистрированы более 18 тыс женщин с ВИЧ. Свыше 90% из них находятся в детородном возрасте.

"Несколько лет назад на базе государственных бюджетных центров социальной помощи семье и детям начали создаваться отделения поддержки женщин, попавших в трудную жизненную ситуацию, — отмечает Марина Жукова, начальник отдела по вопросам демографии и гендерной политики Комитета по социальной политике города. — И хотя в названии этих отделений намеренно нет акцента на ВИЧ-инфекцию, именно здесь оказывают помощь женщинам с ВИЧ и членам их семей".

По словам Жуковой, ряд проблем, возникающих в работе с ВИЧ-положительными женщинами и детьми, заключается в отсутствии "равных" консультантов. Одна из основных задач работы такого консультанта — это формирование приверженности и мотивации к лечению. Зная, как сложно выстроить доверительные отношения с проблемными группами, в Комитете решили воспользоваться общемировой практикой привлечения "равных" консультантов к работе в этих центрах.

В сентябре 2013 года в Санкт-Петербурге начала реализовываться программа подготовки "равных" консультантов из числа людей, живущих с ВИЧ-инфекцией. Обучение проводилось на деньги, выделенные из городского бюджета, двумя общественными организациями — некоммерческим партнерством "Е.В.А." и благотворительным фондом "Диакония". Подготовку прошли 18 человек, все они были направлены на работу в городские центры помощи семье и детям.

"Почему государство обратилось к "общественникам"? В первую очередь, наверное, потому, что общественные организации давно работают с ВИЧ-положительными людьми, знают их потребности, умеют говорить с ними на одном языке, — объясняет Ирина Евдокимова, координатор программы от НП "Е.В.А.". — А еще "общественники" умеют работать эффективно и "давать результат".

Ярослава приводит пример работы "равного" консультанта с ВИЧ-положительной клиенткой "Центра социальной помощи семье и детям", у которой есть малолетний ребенок. Встреча проходит на квартире у клиентки вместе с психологом Центра. Сначала психолог информирует женщину об услугах Центра, после чего представляет Ярославу.

Психолог: Познакомьтесь, это "равный" консультант Центра по вопросам ВИЧ-инфекции.

Клиентка: Так мне не надо, у меня все нормально.

Консультант: А когда вы были в Центре СПИД в последний раз?

Клиентка: Через месяц после рождения дочки. И анализ сдавала, и дочке кровь брали, потом звонила, чтобы узнать свои результаты. У меня все нормально, 530 клеток (имеются в виду клетки CD4, отвечающие за "идентификацию" различных болезнетворных бактерий, вирусов и грибков, которые должны уничтожаться иммунной системой — прим. автора), а с дочкой я в поликлинику детскую хожу постоянно.

Консультант: Когда это было?

Клиентка: Где-то год назад.

Консультант: А какая у вас вирусная нагрузка? (Анализ на вирусную нагрузку определяет количество частиц вируса в плазме крови — прим.автора) У врача после этого вы были? Как вы себя сейчас чувствуете?

Клиентка: Нет, не была. Я у знакомых девчонок спросила, они сказали, что переживать не о чем, что клеток много еще. А чувствую себя хорошо, устаю, правда, ребенок же маленький.

Консультант: Беременность — это стресс для организма и без ВИЧ-инфекции. А вы свою усталость с ВИЧ-инфекцией не связываете?

Клиентка: Да нет, я весь день на ногах, ребенок по ночам плохо спит, вот я и не высыпаюсь, поэтому устаю. И потом, как мне в Центр СПИД поехать, с кем ребенка оставить?

Консультант: В Центре СПИД, на первом этаже, есть детская комната, где можно оставить ребенка под присмотром социального работника, пока вы кровь сдаете и ходите на прием к врачу.

Клиентка: Туда записаться надо, а у меня времени нет дозваниваться.

Консультант: Я завтра еду туда, кровь сдавать, хотите, могу и вас записать?

Клиентка: Не знаю даже… Не знаю, когда смогу…

Консультант: Давайте попробуем сделать так. Вот моя визитка, там мой номер телефона. Давайте я запишу ваш номер, вы сегодня вечером подумаете, когда в ближайшее время вы будете свободны, а я завтра утром позвоню из Центра и запишу вас на анализы и к врачу. Договорились?

Клиентка: Ну хорошо, давайте попробуем…

В результате "равный" консультант записывает женщину на прием в Центр СПИД, та сдает кровь и сейчас наблюдается у врача.

"Удался ли этот проект? Прежде чем отвечать на этот вопрос утвердительно или отрицательно, я бы хотела увидеть полную картину по каждому району, оценить возможные пробелы, понять, почему они возникли, — говорит Марина Жукова. — Пока же можно сказать, что многие районы остались довольны работой "равных" консультантов, поскольку тем легче устанавливать отношения с ВИЧ-положительными клиентами и мотивировать их на взаимодействие с социальными и медицинскими службами. Кроме того, меняется само представление специалистов Центров о характере работы с достаточно сложной целевой группой.

В 2014 и 2015 годах программа продолжит работать. Дальнейшая ее судьба зависит, как обычно, от финансов. Будут ли в городском бюджете деньги на эту программу в 2016-м? Время покажет. У "равных" же есть еще два года, чтобы показать себя.

Версия для слабовидящих

Поддержка людей, живущих с ВИЧ

Известие о наличии ВИЧ-инфекции – это почти всегда стресс и шок. Из-за недостатка информации диагноз часто воспринимается как приговор. Возникает растерянность, боязнь за свое будущее, появляется страх потерять семью и работу. Чтобы с этим справиться, требуется поддержка, но не все могут попросить о помощи близких людей. Вы можете обратиться к профессиональным психологам,и в организации, оказывающие помощь ВИЧ-инфицированным, в которых любой человек может получить комплексную поддержку и необходимую информацию.

Основной задачей поддержки является помощь в принятии диагноза и выработке (повышению) приверженности к лечению.

Приверженность к лечению - уровень соответствия между поведением пациента и рекомендациями, полученными от врача. Главное условие - это открытое сотрудничество врача и пациента, позволяющее обсуждать все возможные вопросы по лечению (не только медикаментозному), нюансов и затруднений, возникающих в его процессе.

Принятие диагноза. Выделяют следующие этапы осознани диагноза

  • Анонимное консультирование до и после теста на ВИЧ
  • Психологическое индивидуальное консультирование
  • Школа здоровья для пациентов с ВИЧ-инфекцией
  • Психологическое сопровождение беременных женщин
  • Консультация детского психолога
  • Социальная поддержка

Горячие линии проектов:

  • среди потребителей наркотиков +7 (952) 362-87-85;
  • среди секс-работников +7 (931) 210-30-07.

Профилактика социально значимых заболеваний, повышение уровня общей информированности населения. Проекты фонда:

  • Детская Комната
  • Группы взаимопомощи
  • Подготовка и проведение тематических семинаров по вопросам профилактики социально значимых заболеваний среди общего населения
  • Проведение творческих мастер-классов в смешанных группах (общее население и ключевые группы)

- консультирование по вопросам ВИЧ-инфекции и других социально значимых заболеваний;

- экспресс-тестирование на ВИЧ;

- комплексное социальное сопровождение ЛЖВ;

- правовая помощь ЛЖВ и лиц, затронутым ВИЧ-инфекцией и другими социально значимыми заболеваниями;

- социальная и правовая помощь и поддержка ВИЧ-положительным мужчинам, практикующих секс с мужчинами.

Адрес: Санкт-Петербург, ул. Миргородская, д. 3, корп. 2, кб. 32-34.

Тел.: +7 (812) 409-86-54, +7 (911) 297-24-44, пн.-пт. с 12.00 до 17.00

Научно-популярный просветительский проект фонда СПИД.ЦЕНТР

Сайт ПЕРЕБОИ.РУ разработан для сбора информации силами пациентов об отсутствии жизненно важных медикаментов для лечения инфекционных заболеваний, таких как ВИЧ, гепатит С и туберкулез.

Проект Teensplus- Портал о ВИЧ-инфекции для подростков и родителей

Группа ВИЧ/СПИД диссиденты и их дети - группа о последствиях отрицания ВИЧ

Программа vPLUS - направлена на оказание поддержки людям, живущим с ВИЧ-инфекцией. Помимо информации, которая может помочь улучшить качество Вашей жизни, Вы сможете увидеть короткие видеосюжеты с личными историями реальных людей, живущих с ВИЧ; интервью со специалистами, оказывающими помощь ВИЧ-позитивным людям и услышать их рекомендации относительно жизни с ВИЧ-инфекцией.

Правовой справочник пациента - издание посвящено реализации прав пациентов и написано с учетом состояния законодательства Российской Федерации на 28 июля 2015 г.

Мария +7 (921) 408-32-37

Ярослава +7 (911) 759-56-67

Наталья +7 (953) 140-59-26

Артём +7 (931) 322-49-67

Павел +7 (904) 556-45-67

В стационарном и амбулаторном отделениях Центра есть возможность заполнить печатную
форму анкеты (распечатывайте самостоятельно или обращайтесь в регистратуру)



Наши партнеры






ВНИМАНИЕ! САЙТ ЛЕКЦИИ.ОРГ проводит недельный опрос. ПРИМИТЕ УЧАСТИЕ. ВСЕГО 1 МИНУТА.

В странах, которые столкнулись с проблемой эпидемии ВИЧ-инфекции, в течение последнего десятилетия постепенно сложилась система консультирования, связанного с ВИЧ-инфекцией, выполняющего ряд функций: от профилактической до просветительской.

Психологическое консультирование по проблемам ВИЧ/СПИДа — это процесс, цель которого — обеспечение профилактики ВИЧ-инфекции и её передачи, а также оказание психосоциальной поддержки тем, кто уже заражен. При этом профилактика и поддержка рассматриваются как взаимодополняющие процессы.

Консультирование при ВИЧ-инфекции проводится в форме собеседования. Глобальная программа Всемирной организации здравоохранения по борьбе со СПИДом (UNAINDS) определяет понятие консультирования как конфиденциальный диалог между клиентом (обратившимся лицом) и консультантом (лицом, предоставляющим поддержку), имеющий целью помочь клиенту преодолеть психоэмоциональный стресс и принять свои собственные решения относительно ВИЧ-инфекции.

Процесс консультирования включает в себя оценку степени личного риска передачи ВИЧ-инфекции и обеспечение поведения, облегчающего профилактику.

Цель консультирования при ВИЧ-инфекции состоит в том, чтобы обеспечить такой тип психологической поддержки и ощущение личной ответственности, какие требуются для изменения образа жизни в отношении ВИЧ-инфекции.

Основные задачи консультирования — это профилактика распространения ВИЧ-инфекции, обучение населения безопасному половому поведению, оказание психологической поддержки обратившимся. Консультирование предусматривает оказание помощи людям в определении характера проблем, с которыми они сталкиваются, а затем в принятии решения о том, что они способны реально сделать, чтобы ослабить воздействие этих проблем на себя и своих близких.

Предупреждение распространения ВИЧ-инфекции можно проводить путем формирования у консультируемых ответственности за свое поведение и нацеливания при необходимости на изменение образа жизни на менее рискованный.

Оказание психосоциальной и информационной поддержки ВИЧ-инфицированным лицам является одной из важнейших задач консультирования. Профилактика и поддержка — взаимодополняющие процессы: без обеспечения психологической поддержки рекомендации по профилактике могут не достичь цели.

Консультирование приводит к формированию у всех людей адекватного отношения к сложившейся ситуации с ВИЧ-инфекцией. Предоставление достоверной информации, формирование правильного представления о ВИЧ-инфекции и СПИДе помогают избежать необоснованных страхов, слухов, домыслов, выработать гуманное отношение к инфицированным.

Консультирование, ориентированное на учет индивидуальных особенностей обратившихся, является эффективным средством профилактики ВИЧ-инфекции. Помимо эмоциональной поддержки, в процессе консультирования оценивается индивидуальный риск заражения, а также стимулируется принятие решения о выборе способа профилактики заболевания. При этом важен подход, который выделяет всё положительное, акцентирует сильные стороны личности обратившегося. Именно выявление положительных моментов приводит к активности и достижению результата.

Консультации по вопросам ВИЧ/СПИДа легкодоступны. Все сведения, полученные в процессе консультирования, являются конфиденциальными. Взаимоотношения участвующих в консультировании основываются на том принципе, что все обсуждаемые вопросы носят частный характер, если только сам обратившийся не решит поделиться этой информацией ещё с кем-нибудь.

Клиенты часто ожидают, что консультант возьмет на себя ответственность за успех их дальнейшей жизни и разрешит все насущные проблемы. Основная же задача консультирования состоит в том, чтобы помочь клиенту в выявлении его внутренних ресурсов и устранении факторов, мешающих их использованию.

Консультирование проводят: или специалист по психосоциальной поддержке, или врач-эпидемиолог, или врач-инфекционист, или лицо, прошедшее специальную подготовку по консультированию по вопросам ВИЧ-инфекции. В отдельных случаях при необходимости прибегают к помощи психиатра.

Псохосоциальное консультирование по вопросам ВИЧ-инфекции проводятся для:

людей, обеспокоенных возможностью заражения ВИЧ;

людей, желающих пройти тестирование на антитела к ВИЧ;

людей, прошедших тестирование, у которых была или не была обнаружена ВИЧ-инфекция;

людей, которые решили не проверяться, несмотря на то, что их поведение в прошлом или настоящем связано с риском заражения;

людей, испытывающих трудности с трудоустройством, жильем, деньгами, семьей и прочее в результате ВИЧ-инфекции;

членов семьи и друзей ВИЧ-инфицированных лиц;

половых партнеров ВИЧ-инфицированных людей;

лиц, принимающих наркотики внутривенно совместно с ВИЧ-инфицированными лицами;

людей, находящихся в одном стационаре с ВИЧ-инфицированными лицами, если они об этом информированы;

медико-санитарных и других работников, регулярно вступающих в контакт с лицами, зараженными ВИЧ или зараженным материалом;

руководителей и сотрудников учреждений и организаций, где работают или учатся ВИЧ-инфицированные лица;

людей, страдающих СПИДофобией.

19 нет-45

Профилактика – это ряд мер, соблюдая которые человек может не только предупредить развитие заболевания, но еще и сохранить нормальное общее состояние в том случае, если заболевание уже имеется

Целью профилактического образования является формирование здорового образа жизни и ответственного поведения детей, подростков и молодежи.

1. Личностный уровень – воздействие, направленное на отдельного человека с целью сохранения его здоровья.

2. Семейный уровень (уровень ближайшего окружения) – воздействие, направленное на семью человека и его ближайшее окружение (друзья и все, кто непосредственно взаимодействует с человеком) с целью создания условий, при которых сама среда будет носить безопасный характер и помогать формировать ценности здоровья, заботы о себе.

3. Социальный уровень – воздействие на общество в целом, с целью изменения общественных норм по отношению к социально-нежелательным (рискованным) практикам.

4. Главное в профилактике- широкое распространение знаний и информированности о том, как передается ВИЧ и как можно предотвратить инфицирование

· Беседа. Изложение информации в форме диалога на основе вопрос-ответного метода. Процент усвоения информации при проведении беседы 10%. Плюсы: оперативность, экономичность

· Самостоятельное изучение – чтение. В среднем усваивается 10% информации. Важнейшее значение при этом имеет мотивация на чтение информационного материала. Достоинство: возможность большого охвата.

· Использование аудио-визуальных средств. Позволяют задействовать дополнительный канал восприятия, а также создать и усилить эмоциональные переживания. Эффективность усвоения - 20

· Использование наглядных пособий. Наглядное пособие – полный или частичный аналог предмета изучения. Типы наглядных пособий: натуральные (вещественные), условные графические изображения (чертежи, карты, схемы), знаковые модели (графики, диаграммы, формулы). Информация усваивается всеми каналами восприятия с 30 эффектом.

· Обсуждение в группах (дискуссии, мозговые штурмы). Обмен мнениями, впечатлениями, обущениями. Позволяет участникам думать, анализировать, делиться выводами, выслушивать другие мнения. Процент усвоения 50 при условии наличия ведущего, умеющего вести дискуссии. Недостаток: ограниченный охват.

· Обучение практикой действия: ролевые игры, игровые ситуации, практические занятия, лабораторные работы, самостоятельные исследования. Эффективность 70%. Минус: ограниченный охват, затратность.

· Выступление в роли обучающего. Самая эффективная форма - 90% усвоения. Недостатки: невозможность широкого охвата, затратность.

· Профилактический семинар - групповое занятие, которое построено в форме обсуждения проблемы, информационных сообщений, групповых заданий, игр, позволяющие в активной форме передать информацию о проблеме, создать условия для того, чтобы участники задумались о проблеме и сформировали свое отношение к ней.

· Тренинг развития навыков - групповое занятие, проводимое с использованием социально-психологических методов работы с группой, предполагающее более глубокое изучение проблемы, формирование и отработку навыков, необходимых для ее предупреждения. Семинар-тренинг – совокупность профилактического семинара и тренинга развития навыков, а также других методов работы, организованная таким образом, что обучающий процесс переживается как часть реальной жизни. Позволяет добиться высокой эффективности.

· Акция - массовое мероприятие, проводимое с целью привлечения внимания людей к проблеме и донесения в доступной форме необходимого минимума

Нет-46

Сущность планирования социально-педагогической деятельности в условиях школы заключается в определении основных видов деятельности и мероприятий с учетом конкретных исполнителей и сроков исполнения. Планирование социально-педагогической деятельности определяет ее структуру и содержание на конкретный период.

Цель планирования работы социального педагога - координация действий с администрацией и педагогическим коллективом с одной стороны, и с коллективом учащихся, родителей, общественными структурами - с другой; установление сроков реализации решений; уточнение приоритетных направлений, решений, этапов деятельности.

Эффективность планирования социально-педагогической деятельности зависит от четких представлений о том уровне, на котором находится ее предмет к началу планирования, и о результатах работы к концу планируемого периода; от выбора эффективных путей и средств достижения целей.

К числу основных принципов планирования специалисты относят:

· научность - социальная актуальность основных позиции плана, его адекватность реальной ситуации, педагогическая целесообразность и необходимость проведения планируемых мероприятий. Научное планирование предполагаем учет социальных и экономических закономерностей развития общества, психолого-педагогических и социально-педагогических закономерностей воспитания, всесторонний анализ сложившихся тенденций, перспектив и специфики работы;

· согласованность - соотнесение и координация плана работы социального педагога с планами работы школы, отдельных подразделений образовательного учреждения и др.;

· оптимальность - выбор содержания и формы плана, наиболее подходящих для конкретных условий;

· перспективность - построение плана с учетом близких и дальних перспектив, отдаленных, но конкретных задач и целей;

· коллегиальность - использование форм коллективного планирования, учет мнения заинтересованных лиц и структур, оценка экспертов;

· конкретность - четкость формулировок, сроков, указание непосредственных исполнителей.

В деятельности социального педагога используются различные формы планов:

· план годовой или на полугодие, в образовательном учреждении выступающий как часть плана работы школы (перспективный план); возможно планирование и на более длительный срок;

· план работы на более короткий срок, как правило, на четверть, месяц, неделю (календарный план); формой представления такого плана выступают циклограммы, планы-графики и планы-сетки;

· план проведения конкретных акций, форм работы, планирование деятельности в отношении конкретных проблем, конкретных подопечных.

Перспективный план отражает цели и движение к ним на ближайшее будущее. Он выстраивается на основе анализа прошлого с учетом настоящего состояния дел.

Перспективный план может иметь следующую структуру:

· аналитическую записку (состояние социальной жизни учащихся, наиболее актуальные проблемы, социальные группы детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, количественно-качественный анализ результативности работы социального педагога за прошедший период, характеристика его социальных связей и т. д.);

· цели и задачи работы;

· планирование по разделам (перечисление мероприятий, которые должны обеспечивать выполнение поставленных задач, сроки их проведения, должностные лица, совместно с которыми решаются эти задачи). К числу основных разделов относя профилактическую работу, защитно-охранную деятельность, организационную или координационную деятельность.

Календарное планирование уточняет определенные перспективным планом и оперативной обстановкой мероприятия и события. Календарный план в форме циклограммы составляется в случае, если четко установлена временная последовательность основных элементов социально-педагогической деятельности. План-график позволяет упорядочить предстоящую деятельность. План-сетка наглядно (с помощью матрицы, введения наглядных символов и обозначений) представляет весь объем запланированной работы на определенный период.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.