Долгая память хуже сифилиса особенно в узком кругу

Сегодня интересных историй не будет. Сегодня не человеческие истории, а размышления про историю из "Службы забытых цитат". Сегодня бла-бла-блог.


Все поэтому.

Почему отсутствовала? Да именно потому, что обращение к исторической памяти хорошо работает в обществе, в котором внуки живут примерно так же, как деды. Вот им опыт предков интересен и, главное, полезен. Дед землю пахал — и я пашу, у него брата на войну с туркой забрили — и мово Ваську тож: что бы и не послушать про его житье?

А сейчас? Сейчас прервалась связь времен. Дед помнит, как телевизоры в мире появились, как они в сельсовет на телефон дивиться бегали, а внук пальцами в айпад тычет. О чем им говорить?

Да что далеко ходить - ты им пытаешься рассказать про БГ, про "идет вакханалия воспоминаний", про фильм "Асса" и катушечный магнитофон, а они тебе: "Да видели мы твоего козбородого БГ в телевизоре, фрик пенсионного возраста".

И ты вдруг пронзительно понимаешь, что не нужен им фильм "Асса". Совсем не нужен, они в нем ничего не поймут, даже если захотят. Просто потому, что мира, который в нем показан, больше нет.

Он не существует, все поменялось.

И этот исчезнувший мир существует только в твой памяти и больше нигде.

Мир вокруг нас изменился настолько, что твой личный жизненный опыт просто невозможно состыковать с историческим: операционная система принципиально другая.

Неинтересна сейчас история: это давно уже не жизненные уроки, не завещание предков, написанное кровью и потом, а красивые сказки, как в голливудских блокбастерах. Что сегодняшнему тинэйджеру рассказы дедушки про голод? Он даже теоретически не понимает, что это такое. Он ни дня в жизни не голодал и не будет. Это просто страшные сказки, примерно как Фредди Крюгер.

Вы спросите: так что же, значит все, историю на помойку за неактуальностью? А я скажу – не спешите.

Есть одна небольшая проблемка. Вернее, большая и проблема.

Разрушение тех самых социальных механизмов, связывающих твой жизненный опыт с дедовским, имеет одно поганое следствие: взамен этого отбракованного бытом опыта ты ничего не получаешь! Отсюда и чувство сосущей пустоты внутри, которую каждый забивает, чем горазд.

Нить порвалась, исчезло чувство преемственности, и лишь при звуках "Прощания славянки" сердце щемит. Куда-то делось понимание, что ты лишь звено в цепочке - причем не первое и не последнее. И до тебя были Сидоровы (поставьте нужную фамилию), и ты Сидоров, и после тебя Сидоровы никуда не денутся - их так просто не выведешь.

Вы спросите: ну хорошо, а что делать-то? Мы уже изменились, нить из прошлого уже порвалась. Обратно фарш не прокрутишь - делать-то что? А я скажу, что рецепта у меня нет, есть только личный опыт.

Надо изучать свою историю.

Когда ты добираешься до следующего уровня погружения в историю (сколько их всего – бог знает, до дна еще никто не доныривал), отрицание отваливается пластами намокшей штукатурки вслед за предшествующей ей наивной гордостью славными предками.

И приходит понимание, что предки были такими же людьми, как и ты. Ничуть не глупее и не проще. Такими же сложными, неоднозначными, желающими счастья и самореализации. Ошибающимися и прозорливыми, совершающими подлости и прорывы.

Просто жившими в других условиях.

Твоими клонами, выросшими на другой планете.

И с пониманием этого возникает неистребимое чувство родства и протянувшейся оттуда нити.

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.


"Дед помнит, как телевизоры в мире появились, как они в сельсовет на телефон дивиться бегали, а внук пальцами в айпад тычет"

Смешно здесь то, что внук тычет пальцами в айпад, придуманный дедом :) Когда юные пишут, что мы, старперы, ничего не понимаем в компьютерах и интернетах, мне всегда хочется спросить: "Дружок, а кто, по-твоему, их сделал?" :)


Ну, Паш, не всегда. Даже среди нашего поколения в Сеть в свое время вылезли процентов 10. ))



Во-первых, это не "мозг не сравляется", а парадигма изменилась - сейчас вектор направлен на воспитание массы тупых потребителей, и природной элиты для управления этим быдлом. С быдлом всё идёт по плану, а с элитой как-то не получилось.

Во-вторых, с появлением гугля и айфонов ничего не изменилось - человеческое стадо живёт по тем же законам, что и сто, двести лет назад. Просто теперь эти законы не то что учить - даже упоминать запрещено.


Родство, безусловно, присутствует. Но оно не составляет критической массы. А это - проблема, потому что тридцать процентов "активистов" не смогут никуда, ни к какому светлому будущему вытянуть тридцать процентов пофигистов и тридцать процентов "противленцев".

На мой взгляд, если бы родство было, тех "деток", которые оскверняли - раз за разом - Вечные Огни - убивали бы на месте. Без суда и следствия. Если бы родство было - любых "мажоров" также уничтожали бы на месте совершения правонарушения. Именно правонарушения. Если бы родство было, то реагирование здоровых членов общества на проблемы стало бы хронически мгновенным и эффективным.

Проблема в том, что до сих пор нет у людей железобетонного понимания того, что есть хорошо, а что такое плохо. Проблема в том, что до сих пор у людей нет железобетонных правил поведения, не знающих исключений. Проблема в том, что люди всерьёз не интересуются ничем. А интересуются всем постольку поскольку - поверхностно и безответственно.

Но ещё большая проблема - дискредитация, причём внутренняя, а не только внешняя - научного знания, превращающегося всё больше в собрание суждений неких "умников разумников". Как вузовский преподаватель, заявляю: студенты отказываются учиться по учебным пособиям, превратившимся в собрания суждений неких "специалистов". И отказываются слушать лекции древних семидесятилетних старцев, увешанных званиями и степенями как барбоски блохами.

Проблема не в росте объёмов информации: объём информации - фактов - остался прежним. Увеличилось количество суждений по поводу всевозможных фактов. Каждый гомо-сапиенс считает своим долгом высказаться - письменно и устно - по широчайшему кругу вопросов и желает, чтобы его мнение было зафиксировано документально. А потом это мнение начинает тиражироваться и порождает волну обсуждений и мнений. Результат - факты буквально тонут в мнениях и суждениях. И становится крайне трудно восстанавливать реальную картину.

Борис Гребенщиков что-то там со сцены спел. Высказался, в общем. Но готов ли Гребенщиков взойти на костёр за свои слова? Я более чем уверен, что не готов. Ибо он - лицедей. А лицедеям веры нет. Так как они часто "заигрываются". И теряют прочную связь с реальностью, в которой живут как обычные смертные люди.

Воспоминания? Но Жуков дал изменить свои воспоминания и большинство воспоминаний военачальников времён ВОВ немилосердно отредактированы и авторы воспоминаний согласились с тем, как эти воспоминания были отредактированы. Ветераны - реальные, а не штабно-тыловые - не хотят рассказывать правду о том, что они пережили. Устно рассказывать! А записать эту правду - тем более не хотят. И потому, что им запретили, и потому, что они сами не считают необходимым рассказывать, и потому, что они элементарно боятся. В том числе - и быть непонятыми. Потому что их воспоминания, основанные на их личном, пусть даже узкоколлективном понимании - слабы. Почему? Потому что неполны, неглубоки и фрагментарны. Потому что люди большую часть своей жизни прожили "на полуавтомате", выполняя - час за часом, день за днём, год за годом - узкий круг неизменяющихся задач. Этот круг сжирал всё их время активности.

Именно поэтому у большинства людей был только тот самый личный опыт - неполный, фрагментарный, неотработанный, неосмысленный, непереданный потомкам. А те люди, которым "по должности" положено осмысливать опыт - были слабы, глупы, тупы и непрофессиональны. Ибо в большинстве своём не были суперподготовленными к сложностям и трудностям избранного пути профессионалами. Часто - не были даже среднеподготовленными профессионалами. Часто - были ремесленниками от науки. Не мыслителями и тем более - не творцами Пути. Не только для себя, но и для многих других людей.

Фрагментарность, клиповость, обрывочность, кусочность - вот одна из основных проблем, коренящихся в настройках почти всех людей Земли. Целостное восприятие ситуации, многоуровневое восприятие ситуации, глубокое понимание ситуации оказывается недоступным для большинства людей - хоть молодых, хоть пожилых, хоть среднего возраста. А без такого восприятия и понимания - нет ни памяти, ни истории.

Можно желать счастья и самореализации. А можно быть счастливым и самореализовываться каждый день, каждый час. Уже разница. И потому о клонах говорить некорректно.

Родство? Какое может быть родство в обществе, с начала времён разделённом на три части? Когда одна часть отрицает всё и вся, другая колеблется в хаотичном ритме "линий" и не делает выбора - ответственного и окончательного, а третья - играет в очередных "лебедя, рака и щуку", вербуя сторонников потоково-групповыми методами, обещая молочные реки и кисельные берега и не давая ничего в итоге, потому что в очередной раз "ну не шмогла я, не шмогла".

Изучать свою историю? А готовы ли люди к Ниагарскому водопаду мнений и суждений по поводу своей истории? Нет, не готовы. По самым разным причинам. В полной мере - не готовы. А в частичной изучать историю люди стремились и пытались двадцать веков подряд в нашей эре и бог знает сколько веков до нашей эры. Результат такого частичного изучения. Прямо скажу, не впечатляет. И - не обнадёживает.

ВЕНЕРИЧЕСКИМИ БОЛЕЗНЯМИ НЕ БОЛЕЛ.

Ne pamyat a pokaz

Зачем Вы их согнули?

вы долго думали выдав сей опус?

у рока оказывается есть классики?Но эта нестерильная выдернутая фраза режет .даже одетая в кавычки

У рока есть классики. Фразу каждый воспринимает так, как может. Всего доброго.

ну уж страшней этой болезни нет ни чего.


Узкий круг, но очень длинный.

А женщины те, что могли быть как сёстры. Ведь так, Сестра? ))

​И ночью однажды, я верю, я знаю,
Увижу я блеск неземной красоты,
Проймёт меня холод ночного сиянья —
Того, что я никогда не увижу с Земли.

Я буду в небо глядеть, себя забывая,
И наконец-то поверю, что можно дойти
Туда, где на небе зовет и сверкает
Загадочный блеск предрассветной звезды.

Ежики разнообразны. Как люди. ))

​Вам загадка. Куда шёл ёжик?

Поздним зимним вечерком
По заснеженной тропинке,
Брел куда-то еж пешком
Освещая путь лучинкой.

Думал думку неспеша,
Про свою подружку
Ту, что мучала ежа
Отбирая пива кружку.

Озадачимся вопросом
А куда же перся он?
То ловя снежинки носом
Громко топая как слон.

Какую Вы блевотину озвучиваете.

А, поняла) Чуть позже!

Надо отвлечься на рутину. Вас там по этому имени найти?

Вы это точно знаете?

Там вроде есть кавычки и знак вопроса.

Улыбнуло!))) хотел развить но лишне!)))

Автор уже развил, вряд ли получится с ним конкурировать) но было бы интересно)))

Всякое расширение темы уводит в непристойность!!

Ладно, тогда молчи. На прослушивании не настаиваю, ты его не любишь)

Точно. я сладкоежка !!)))



Здрасьти. Это что еще за память, Lee. Хочешь вот так просто еня бросить.

Тогда все ясно, если аквариум.

Это хорошо, что ясно.

Все, спать, спать, спать.. Спокойной ночи Lее.

Доброго утра.
Христос Воскресе.

как ты грациозна на белой простыне я весь дрожу и так хочетца мне я не в силах удержаться наши плоти слились и вот итог я поймал сифилис

В узком заразно.

В серпентарии, вы хотели сказать

Ну и хрен с ним

Я проверялся. Вы больны не мной!

И стареющий юноша в поисках кайфа. Лелеет в зрачках своих вечный вопрос, И поливает вином. Добрый вечер ! )))

2004 год её послушайте )))

Хорошо. Это уже завтра! Спасибо! И доброй ночи, Вишенка! Рада была встрече.

Взаимно! )) А у меня второе дыхание. Теперь не скоро усну )))

Ой, нет, я так не могу)))

Я если до 2-х не уснула, то всё. теперь часов до 5-ти. Тем более, что сына ещё где-то носит ((. Почти 3 утра.

ЕСТЬ ПОДОБНОЕ - ВСЕ ТО ВЫ ЗНАЕТЕ. ВЕЗДЕ УЖ ПОБЫВАЛИ.

Это несколько о другом. Но - как Вам будет угодно.


Ну да. Неудобный собеседник.

Сифилис. . . память. . . жесть!

Борис Гребенщиков и его "узкий круг".

да, не вижу ничего плохого.

Да я тоже ничего плохого не написал.

Приятно, что узнали!


Не пробовал. В смысле сифилис. Не знаю. Поделитесь знанием узкого круга и сифилиса в нем.

Про узкий круг - это к памяти.

. я так понял, что про сифилис мне здесь не светит. Очевидно узкий круг жмет на память.

Привет. Точно знаешь?

))) привет! конечно.

Не совсем понятна логика

Ну, и такое бывает.

Вы знаете,интересная мысль

Скорее с кем.C тем,кто это изрёк

Нет у него проблем. Или Вы все мысли изречённые всегда привязываете к тем, кто их сказал?

Просто так,случайные мысли в голлову не приходят

Когда поэт пишет о чём-то - он это обязательно должен и через себя пропустить? Или ему достаточно увидеть явление и обозначить его?

Очень часто это именно так и бывает

не могу сказать, не болел. тьфу, тьфу, тьфу, чтоб не сглазить.

Странное сравнение для тех,кто не болел сифисисом.

а вы большая специалистка по сифилису, похоже

если Ваше логическое умозаключение, что рок - не моя музыка, то оно ошибочно: я люблю музыку, в том числе и рок, но музыка должна быть музыкой, а не набором какофонических звуков по принципу - чем громче, тем красивее. и в тексте должен иметься не только смысл, но и культура. и нашли чем гордится - выставив чужой текст, неужели своего ничего нет сказать

Нет, зачем говорить своё, если есть чужое? И что же из рока Вы признаёте, если не секрет?

на вскидку не скажу. у меня нет привычки запоминать названия песен, авторов и исполнителей, я предпочитаю слушать и наслаждаться. да и року я всётаки предпочитаю бардов и музыку 70-х

Я тоже слушаю бардов, слушаю классику, джаз, блюз, много чего слушаю и люблю, Ладно, действительно, пустой какой-то разговор. И, да - я не только сифилисом не болела, я вообще с вен.заболеваниями не сталкивалась никогда. Так что - увы, не спец. А вот про память - в том смысле, в котором тут об этом говорит БГ - в курсе. Всего хорошего.

дак зачем же это выставлять на показ? если Вы написали чужую мысль, значит полностью её разделяете. культуру общения ещё никто не отменял

Долгая память хуже, чем сифилис
Особенно в узком кругу
Такой вакханалии воспоминаний
Не пожелать и врагу
Стареющий юноша в поисках кайфа
Лелеет в зрачках своих вечный вопрос
И поливает вином, и откуда-то сбоку
С прицельным вниманьем глядит электрический пёс

И мы несём свою вахту в прокуренной кухне
В шляпах из перьев и трусах из свинца
И если кто-то издох от удушья
То отряд не заметил потери бойца
И сплочённость рядов есть свидетельство дружбы
Или страха сделать свой собственный шаг
И над кухней-замком возвышенно реет
Похожий на плавки и пахнущий плесенью флаг

И у каждого здесь есть излюбленный метод
Приводить в движенье сияющий прах
Гитаристы лелеют свои фотоснимки
А поэты торчат на чужих номерах
Но сами давно звонят лишь друг другу
Обсуждая, насколько прекрасен наш круг
А этот пёс вгрызается в стены
В вечном поиске новых и ласковых рук

Но женщины – те, что могли быть, как сёстры
Красят ядом рабочую плоскость ногтей
И во всём, что движется, видят соперниц
Хотя уверяют, что видят блядей
И от таких проявлений любви к своим ближним
Становится страшно за рассудок и нрав
Но этот пёс не чужд парадоксов
Он влюблён в этих женщин
И с его точки зренья он прав

Потому что другие здесь не вдохновляют
Ни на жизнь, ни на смерть, ни на несколько
строк
Одни с изумлением смотрят на Запад
А другие бьются в припадке и ползут на Восток
И каждый уже десять лет учит роли
О которых лет десять как стоит забыть
А этот пёс смеётся над нами
Он не занят вопросом, каким и зачем ему быть

У этой песни нет конца и начала
Но есть эпиграф – вот несколько фраз
Мы выросли в поле такого напряга
Где любое устройство сгорает на раз
И, логически мысля, сей пёс невозможен
Но он жив, как не снилось и нам, мудрецам
И друзья меня спросят: "О ком эта песня?"
Я отвечу загадочно: "Ах, если б я знал это сам. "

Long memory is worse than syphilis
Especially in a narrow range
This orgy of memories
Do not wish, and the enemy
Aging young man in search buzz
Nurtured in the pupils of their age-old question
Wine and water, and somewhere on the side
On sighting attentively looks electric dog

And we bear his watch in the smoke-filled kitchen
The feather hats and shorts made of lead
And if someone hanged from suffocation
That detachment did not notice the loss fighter
And there is evidence of solidarity series friendship
Or make your own fear of step
And over the kitchen-lock sublimely flutters
Similar to the melting and smelling mold flag

And everyone here has a favorite method
Set in motion glowing ashes
Guitarists cherish your photos
And therefore stick to other people's rooms
But the very long-only call each other
Discussing how beautiful our circle
A dog that bites into the wall
In the eternal search for new and gentle hands

But women - those that could be like sisters
Paint poison working plane polish
And in everything that moves, sees competitors
Although the claim that they see whores
And from such manifestations of love for his fellow man
Fear for the sanity and temper
But this dog is no stranger paradoxes
He is in love with these women
And from his point of view he was right

Because others are not encouraging
Nor life, nor to death, or several
lines
Some astonished look to the West
And others are fighting in a fit and creeping eastward
And every ten years teaching role
About ten years which is how to forget
A dog that laughs at us
He was not preoccupied with how and why should he be

This song is not the end and the beginning
But there is an epigraph - here are a few phrases
We grew up in a field of this tension
Where any device burns on time
And, to think logically, this dog is not possible
But he was alive as never dreamed of, and we, the wise
And friends ask me: & quot; Of whom this song? & Quot;
I will answer mysteriously: & quot; Oh, if I knew it myself . & quot;



Впервые "Аквариум" я услышал в 1983 году. Это был незабываемый "Синий Альбом" — "Железнодорожная вода"; "Плоскость", попавшая позже в саундтрек эпохального фильма Соловьёва "Асса" и одна из моих любимейших песен — "Электрический пёс". На фоне "Машины времени" и "Воскресения" творчество Гребня и сотоварищи выглядело несколько залихватско-раздолбайски, не смотря на проскакивающие глубокие и печальные мысли-ноты. Тем более что в кругах филармонизированных рок-монстров "Аквариум" был парией после тбилисского концерта.


Последовавший в 1984 году "День Серебра" явно навевал на мысли о чрезмерном увлечении питерских интеллектуалов ганджубасом. Но, пропущенный и услышанный в 1985 году, альбом "Радио Африка" 1982 года, навсегда врезал в моё сердце странные тексты Гребенщикова со смыслом между строк и экстравагантную музыку, иногда идущую в разрез с поэзией.


В 1988 году, во время зимних студенческих каникул, я наконец добрался до Ленинграда. С трудом, с помощью местных знакомых, побывал в ленинградском рок-клубе, где нам посчастливилось перехватить билеты на концерт "Аквариума". После концерта нам удалось пробраться на масштабную пьянку афтерпати, где мне повезло чокнуться и облиться портвейном из стакана самого Б.Г. Гордый от собственного величия я закончил ночь в общежитии Ленинградского текстильного института в объятьях не менее экзальтированной поклонницы "Аквариума", цитировавшей в промежутках "Двигаться дальше" и "Небо становится ближе".


Затем последовали мероприятия, посвященные Тысячелетию Крещения Руси и запреты показа "Ассы" в сети Госкино. Премьера фильма состоялась в непокорном Доме Культуры МЭЛЗ, чей директор, наперекор московскому руководству, дал добро на показы. В первый день проката площадь перед домом культуры была заполнена людской очередью, способной соперничать с очередью в Мак-Дональдс на Пушкинской в 1990 году. За ограждениями перед входом периодически появлялись молодёжные кумиры, включая Гребенщикова, и толпа начинала скандировать — Борис спой! Борис — ты не прав!, когда Гребенщиков вновь скрывался в недрах здания. Подсаживая и подтягивая на руках друг друга мы проникли на сеанс через задние окна второго этажа, предусмотрительно приоткрытые другими фанатами. Первоначально фильм не вызвал у меня каких-либо восторженных впечатлений, т.к. аранжировки для саундтрека показались слишком слащавыми.


Позднее я несколько раз пересекался с Борисом на различных афтерпати, но в том же традиционном стиле — седьмого во втором ряду, облитого портвейном. Пока в 1996 году, уже завершая свою трудовую деятельность в редакции Музыкально-развлекательного вещания на РТР, нам не поступил заказ на промоушен выходящего нового альбома "Аквариума" "Снежный Лев". По счастливой случайности именно мне, в тот день, выпало работать техническим продюсером на записи интервью с Гребенщиковым, происходившей в холле Президент-отеля. В конце интервью Гуру, несколько смущённый пафосом места и обилием корреспондентов, с облегчением согласился на совместную фотосъёмку, во время которой я с наслаждением припомнил ему все пролитые на меня стаканы портвейна и высокомерие на премьере "Ассы". Надо было видеть его смущение от услышанного, причём из уст сотрудника государственного телеканала. Я сам разрядил ситуацию, рассмеявшись и пожелав Борису долгих и успешных лет творческой деятельности. Больше мы в жизни с ним не пересекались, но кто знает что будет завтра… Ведь Гуру всё-таки немного провидец…


А над удолбанной Москвою в небо лезут леса,
Татары строят муляжи Святой Руси за полчаса,
А у хранителей святыни палец пляшет на курке,
Знак червонца проступает вместо лика на доске,
Харе Кришна ходят строем по Арбату и Тверской,
Я боюсь, что сыт по горло древнерусской тоской…

Я уже несколько недель думаю, как объяснить одну важную штуку, никого не обидев (потому что обида всегда препятствует пониманию); с другой стороны, на обиженных, говорят, воду возят, а мне не помешало бы перевезти море под самые окна. Это 300 километров, если ближайшее Балтийское, но я вообще-то больше Адриатическое хочу. А его очень дофига везти!
Поэтому, ладно, можно обижаться. Я знаю, что с этим делать.

Штука же в том, что вся эта война вокруг и внутри Украины - она не просто цивилизационная, как говорят некоторые мои умные друзья. Она эволюционная, извините пожалуйста. (Эту фразу, если по уму, надо произносить вслух, голосом Слоненка из культового мультфильма про Удава, Мартышку и 38 попугаев. Потому что иначе читатель может приписать автору высказывания пафос и высокомерие, а они полностью исказят смысл.)

Эволюция вот прямо сейчас ("сейчас" - это не просто понедельник какое-то там мая условного года, а как минимум ближайшие сотни лет), у нас на глазах и при нашем участии совершает свой очередной виток.

В чем его главная фишка? В том, что человек перестает быть говорящим животным. И становится ближе к высоким гуманистическим представлениям о себе. Взаправду, на деле, а не на уровне разговоров.
Самый простой пример.
На предыдущем витке эволюции обижать слабых было нормально. Отторгать чужеродное было нормально. Распределение гендерных ролей и жесткая мочеполовая самоидентификация тоже были нормой. Территориальный инстинкт, в просторечии именуемый патриотизмом - норма. Послушание, доходящее до потребности в принуждении - просто супернорма, без которой никуда. Потому что так велел зоологический прагматизм, обязующий здоровое животное печься о выживании вида в целом. А кто не печется, тот хреновая особь, хоть и (возможно) добрый христианин. Ему же хуже.

А вот кстати о христианстве.
Строго говоря, подлинные христианские принципы - те самые, двухтысячелетней давности, не искаженные еще адаптацией для ширнармасс - кажутся мне первым осмысленным и осознанным шагом на новый эволюционный виток. Преждевременным, конечно же. Но новое всегда преждевременно, новое всегда начинается заранее, когда к нему ваще никто ни хрена не готов. Поэтому любое новое, вернее, реакция на него и процесс его приживления - "не мир, но меч".
Было бы очень удобно, если бы все новое начиналось вовремя, когда некоторая критическая масса пользователей к нему готова. Но здесь (на этой планете, у этого человечества) другие методы и технологии. Новое приходит сильно заранее, до полного неузнавания искажается в процессе усвоения, а потом, очень много (по человеческим меркам) времени спустя вдруг прорастает из навоза, в который вроде бы уже давно превратилось. И на этом этапе его уже не остановить (т.е., можно на отдельных участках, но не весь процесс в целом).
Сейчас, я так понимаю, как раз пошел этот этап.

Так вот. На новом витке эволюции обижать слабых становится абсолютно неприемлемо. Уничтожать отличающихся тоже. Любое, даже самое раздражающее меньшинство становится стратегически полезно, потому что несет целому изменения, в которых целое, решившее уже насущные проблемы материального выживания, нуждается для дальнейшего развития. Зоологический прагматизм больше не рулит. А, напротив, сосет.
Зато рулит Бог, который есть любовь. И новый человек, который есть попытка приближения к состоянию любви. Насколько удачна всякая частная попытка, на самом деле, неважно. Важно намерение. Вектор. Импульс. Порыв.

Нам всем, с одной стороны, очень повезло. В том смысле, что можно натурально эволюционировать вот прям при жизни. Родиться прагматичной зверушкой, помереть живым человеком. Это очень крутая судьба. И сейчас не такая уж редкая. За нее даже в святые больше не записывают и правильно делают. Потому что это не святость. Просто новый виток эволюции, быват.

С другой стороны, это конечно ужас как стрёмно - жить вот прямо сейчас. Да еще и на границе цивилизаций, одна из которых криво-косо, неумело, так что временами смотреть тошно, а все же ковыляет на новый эволюционный виток. То есть, пытается включить в свою культуру некоторые базовые ценности нового вида. На практике это часто ужасно нелепо выглядит (потому что введением новых принципов обычно занимаются люди, достигшие успеха в обществе старого образца, отборные успешносоциализированные представители уходящего вида, для которых эти принципы - чистая теория, а не внутренняя правда). Но если понимать, что на самом деле происходит в этих самых дико раздражающих меня по множеству пунктов Европках - мама дорогая же! Так не бывает. Снимаю шляпу.

Хотите что-то понять про ту или иную культуру, не придирайтесь к мелочам. Смотрите, как в рамках ее живут слабые. Дети, старики, инвалиды, безработные, какие угодно "меньшинства". Художники, кстати - не модные, хорошо продающиеся, а в среднем по палате. Студенты, подростки. Как поступают с наркоманами, как лечат тяжело больных, как ассимилируют иностранцев. Насколько опасно там быть (выглядеть) непохожим, чужим. Насколько ваша персональная безопасность на улице и в гос.учреждениях зависит от того, как вы одеты - например. И кстати о госучреждениях - в каких условиях находятся заключенные? Допустима ли хотя бы в исключительных случаях смертная казнь? И так далее.

На сегодняшний день ни одной идеальной культуры (идеального общества), разумеется, нет. Человек - вообще довольно неподходящий материал для создания чего-то идеального, мы не для того изобретены. А вовсе даже ради торжества животворящей ошибки. Важен не конечный результат (да и как результат может быть конечным?), а вектор развития. Вектор - это наше все, потому что жизнь - движение. И время дается нам в ощущениях как череда перемен.

Я не скажу ничего нового, если замечу, что в постсоветской культуре (и не надо говорить о каких-то "ужасных русских", о национальности всегда вспоминают от невежества, все более-менее общие качества больших групп людей объясняются исключительно особенностями культуры, в рамках которой они живут) - так вот, в постсоветской культуре обижать слабых пока еще норма. И кажется даже что-то вроде особого гражданского права, хорошо хоть не конституционного: каждая жертва обязана подчиняться агрессору, зато имеет право найти себе другую жертву и приятно скоротать досуг.
Неудивительно, что в рамках этой культуры эволюционировать опасно для жизни. Но с некоторыми (на самом деле со многими) оно случается само. Я очень хочу, чтобы такие люди не просто кое-как выживали и тихо расползались по углам, но нормально жили. Я не знаю, как это возможно в сложившихся условиях. Это моя большая боль. И единственное утешение - что я, во-первых, довольно часто не вижу самого очевидного выхода. А во-вторых, имею склонность драматически преувеличивать. Этого у меня не отнять.

Ну и что касается Украины. С чего там на самом деле все началось. Да с того, что некоторое число условно "слабых" людей, т.н. "простых граждан" дали понять, что не позволят безнаказанно себя обижать. И таки натурально не дали.
Революции, кстати, довольно часто имеют эволюционные причины. Т.е., затевают их граждане, которым жить по-старому не просто не хочется, а эволюционно неприемлемо. Они начиают бороться за себя. А крах революций обусловлен тем, что потом дело в свои руки берут граждане старого образца. Просто на правах самых социальноадаптированных представителей большинства. И устраивают ад.
Нет худшего ада, чем тот, что способно организовать самое обычное настоящее, не желающее становиться прошлым.

В общем, рядовых представителей культуры, базовые ценности которой основаны на особенностях текущей (и вот прямо сейчас уходящей в прошлое) ступени эволюции, история с Украиной взбесила как мало что. Потому что успех восстания традиционно слабых против традиционно же сильных некоторым образом перечеркнул их собственную жизнь. А такое никому не понравится. Мне, собственно, тоже совсем не нравится, когда временное торжество этой самой предыдущей ступени перечеркивает мою жизнь. В этом смысле мы пока действительно вполне одинаковы.

Поэтому с таким напряжением многие сейчас следят за Украиной. Радуются наступившим там бедам. На пальцах подсчитывают убитых среди противников новой украинской государственности. Ну типа - вас-то убивать можно, потому что сами не захотели сидеть тихо, это любому дураку понятно. А вот защищаться вам никак нельзя, сразу запишем в злодеи и не отмоетесь! (Это вообще любимая тема уходящей культуры насилия: превышением самообороны считается вообще все, только жертва, ограничившася жалобными стонами, желательно положенными на печальную музыку, получит "пятерку" за поведение.)
Поэтому любой лжи про Украину сейчас верят так охотно - думать, что за успешным восстанием слабых против обидчиков стояла какая-нибудь обычная продажная политическая хня, не просто приятно, но успокоительно. Ждут украинской катастрофы - чем страшней, тем лучше. Пусть им покажут! И пусть покажут нам - что обижать слабых по-прежнему можно. Что нет правоты превыше зоологического прагматизма. Что мы не эволюционные лузеры, не вчерашний день, мы - венец творения, лучше не бывает, можно не развиваться. Ура, какое облегчение!

Впору вводить новый термин "эволюционная зависть". Абсолютно иррациональная, позволяющая завидовать тому, кто в беде. Тому, кто сам навлек на себя беду. Причем именно потому, что он сделал это сам. Не спросясь у мамы с папой.

Самостоятельность и инициатива - это же тоже привет из будущего. Для нас они пока только начинаются. И кстати активно душатся не только в постсоветстком пространстве. Потому что у власти пока почти везде люди старого образца. Они, конечно, отвалятся, но надо ждать.

По итогам получаются две новости для человечества. Обе хорошие, хотя первая мало кому понравится.

Первая новость состоит в том, что сейчас на одной планете живут принципиально разные виды хомосапиенсов. Эволюционировавшие и, скажем так, не очень. Первых гораздо меньше, и их счастье, если они живут в обществе, культура которого это более-менее поощряет. Какие бы дикие формы это поощрение порой ни принимало.
Вторая новость такая: число первых понемногу растет за счет вторых. Потому что с некоторыми этот чудесный процесс происходит в рамках одной человеческой жизни. Причем в любом обществе. У каждого, пока он жив, есть нехилый шанс. Вы только подумайте. Ни хрена себе, а.

А ключ, как всегда, один: осознанность. (Которую можно отличить от думания правильных мыслей по степени глубины процесса: думанье всегда на поверхности, в голове, а осознание - где-то в центре, под слоями и слоями внутренней тьмы.) Штука в том, что в процессе осознания принимает некоторое участие бессмертная часть нас, которой никуда эволюционировать не надо. Потому что она с самого начала Бог. Или что-то очень на Него похожее. Сидит там, на сияющей вершине, и ждет, когда мы попросим дать руку :)

Обсуждать ничего не хочу. Все что мне было нужно сказать, уже написано. Простыми человеческими словами. Даже в словарь лазать не нужно. Вроде бы.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.