Для чего проводить профилактику вич в школе


Классный час разработан для обучающихся 10-11 классов.

Скачать:

Вложение Размер
konspekt_klassnogo_chasa_profilaktika_vich-infektsii.docx 103.56 КБ

Предварительный просмотр:

Конкурс методических разработок классных часов среди

Методическая разработка классного часа

Тараканова Анна Васильевна

МАОУ Бутурлинская средняя

имени В.И. Казакова

ул. Школьная, д. 2

Сегодня, несмотря на то, что человечество живет в условиях пандемии, то есть эпидемии мирового масштаба, уже третье десятилетие, несмотря на то, что в мире ежегодно публикуется о ВИЧ-инфекции/СПИДе около миллиона статей и книг, а радио и телевидение постоянно распространяют информацию о его опасности, заболевание СПИДом по-прежнему окутано пеленой мифов и гипотез, а молодые люди продолжают им заражаться и умирать… Поэтому следует знать картину распространения этого страшного заболевания. [1]

Цель: повысить уровень информированности у учащихся по проблеме ВИЧ – инфекции, формирование здорового жизненного стиля.

- дать достоверную информацию о том, что такое ВИЧ-инфекция и СПИД, о путях передачи ВИЧ, о стадиях заболевания;

- формировать активную жизненную позицию, направленную на избегание поведенческих рисков, связанных с ВИЧ – инфицированием, о возможности предотвращения инфицирования;

- вызвать интерес к проблеме.

Классный час разработан для обучающихся 10-11 классов.

- Ребята, я рада приветствовать вас на нашем очередном классном часе.

- Скажите, пожалуйста, когда отмечается Всемирный день борьбы со СПИДом? (Ответы детей)

- Этот день служит напоминанием о необходимости остановить глобальное распространение эпидемии ВИЧ/СПИДа.

- Что является Международным символом борьбы со СПИДом? (Ответы детей)

- 1 декабря проводится акция, посвященная Всемирному дню борьбы со СПИДом. Цель акции - привлечение внимания к проблеме ВИЧ/СПИДа, информирование молодежи о степени опасности заражения и мерах предосторожности, развитие толерантного отношения к людям, живущим с ВИЧ (Слайд 3).

После того, как участники прочитали свои определения, социальный педагог подводит итоги и делает выводы (Слайд 5).

Социальный педагог (выводы):

Как передается и как не передается СПИД (Слайд 6).

- Ребята, середину 1981 года принято считать началом глобальной эпидемии СПИДа. Многочисленные случаи заболевания были констатированы среди определенных групп населения, а именно: наркоманов, использующих внутривенное введение наркотиков; людей, страдающих гемофилией и получающих терапию препаратами, полученными из крови доноров; людей, получивших донорскую кровь; новорожденных детей от матерей из какой-либо группы риска; сексуальных партнеров лиц, заболевших СПИДом.

Отсюда последовали закономерные выводы, что новое заболевание заразно, следовательно, имеется инфекционный агент и существует как минимум три пути передачи инфекции от человека человеку: через кровь, половой, от ВИЧ – положительной матери ребенку.

Другие передачи возбудителя – через воздух, воду, пищу – исключаются.

ВИЧ не передается:

  • при рукопожатиях;
  • при объятиях;
  • при использовании питьевыми фонтанчиками;
  • через посуду и столовые приборы;
  • через пищевые продукты;
  • через постельное и нательное белье;
  • через деньги;
  • через игрушки и предметы домашнего и школьного обихода;
  • через дверные ручки, поручни в транспорте, перила, спортивные снаряды;
  • при посещении бани, душа, при купании в бассейне;
  • при играх с домашними животными;
  • при уходе за больными.

Однако нужно помнить, что в тех случаях, когда при уходе за ВИЧ-инфицированным следует обязательно пользоваться средствами индивидуальной защиты (например, резиновые перчатки), потому что на коже рук могут быть трещины или ссадины, через которые ВИЧ способен попасть в организм человека, ухаживающего за больным.

ВИЧ также не может передаваться воздушно-капельным путем.

При трансмиссивном пути передачи (перенос ВИЧ клещами, комарами, вшами, клопами и другими) роль насекомых как переносчиков возбудителя не подтверждается. [3]

Разложить карточки на две группы: высокий риск, риска нет.

После того, как участники разместили карточки, социальный педагог подводит итоги и делает выводы о путях заражения ВИЧ/СПИДом.

Стадии заболевания ВИЧ-инфекции (Слайд 8).

Как и при любой другой инфекции, после заражения ВИЧ следует инкубационный (скрытый) период. Он может колебаться от 2-4 недель до несколько месяцев. Инкубационный период при классическом течении ВИЧ-инфекции завершается острой первичной инфекцией.

Продолжительность клинических проявлений острой ВИЧ-инфекции варьируется от нескольких дней до нескольких месяцев. Обычно она составляет 2 – 3 недели.

После стихания первичных проявлений в большинстве случаев наступает период стабилизации. Этот период может длиться несколько лет. Заболевший может и не знать о скрытой инфекционной болезни. Самочувствие обычно не нарушено. Но ВИЧ-инфицированные заразны для здоровых людей. В этот период отмечается медленное, постепенное снижение иммунитета. Затем наступает стадия вторичных проявлений. На фоне нарастающего иммунодефицита появляются вторичные заболевания.

ВИЧ/СПИД – это одна из важнейших проблем здравоохранения в Европейском регионе ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения).

После изготовления коллажа социальный педагог конструктивно проводит обсуждение работы.

Важно отметить, что такое творческое задание не только помогает мотивировать здоровый образ жизни, но и позволяет сплотить коллектив воспитанников, которые совместными усилиями преодолевают трудности.

Профилактика ВИЧ-инфекции (Слайд 10).

Для того чтобы оградить себя от ВИЧ-инфекции, вполне достаточно следовать общепринятым нормам гигиены и профилактики инфекционных заболеваний, учитывая специфику распространения ВИЧ-инфекции. Необходимо перекрыть все пути возможного попадания ВИЧ в организм:

- во-первых, во время половых актов необходимо использовать средства контрацепции;

- во-вторых, необходимо полностью исключить использование нестерильных шприцев, что преимущественно касается шприцевых наркоманов.

Молодые люди должны знать, что лучший способ избежать ВИЧ-инфекции и венерических заболеваний - иметь отношения с единственным здоровым партнером. Необходимо избегать половых контактов с малознакомыми людьми, с людьми, вводящими наркотики внутривенно.

Если хочешь быть здоровым, помни:

- среди больных СПИДом наркоманы составляют 81,1%;

-количество людей, допускающее не медицинское потребление
наркотиков в России, достигло 10 млн. человек, среди которых
молодые люди в возрасте 18-25 лет -60%, 12-18 лет-25%;

-заразиться ВИЧ-инфекцией можно при использовании не
стерильных игл и шприцев, при использовании наркоманами одного и
того же шприца многими лицами;

-наркотики угрожают твоему здоровью, повышают риск
заражения ВИЧ-инфекцией;

-на сегодняшний день 75% случаев заражения ВИЧ происходит
при половом контакте;

- опасность заражения повышается с увеличением числа партнеров;

- идеальный случай - сохранение верности одному партнёру;

- алкоголь и наркотики снижают критическую оценку, что может послужить причиной вашего рискованного поведения;

- ежедневно от СПИДа умирает 8 тысяч человек;

- при желании каждый человек может пройти анонимное обследование. [5]

Проводится диагностика эффективности проведения системы профилактической работы с обучающимися (Приложение №2). [6]

Итоги классного часа.

Рефлексия (Слайд 11).

- Ребята, классный час подходит к концу. Теперь вы знаете об этом заболевании и сами должны позаботиться о своем здоровье. Важно помнить, что от вашего поведения зависит ваше здоровье и ваша жизнь. Всего доброго!

[1] Леви Д. Э. ВИЧ и патогенез СПИДА / Д. Э. Леви; пер. 3-го изд. с англ. Е. А. Монастырской; под ред. Г. А. Игнатьевой. - Москва: Научный мир, 2010. - 734 с.

[2] Организация профилактической работы с обучающимися и воспитанниками: системно-деятельностный подход: методическое пособие / авт.-сост. О. С. Гладышева, Е. Е. Кузоватова, Е. Г. Еделева. – Н. Новгород : Нижегородский институт развития образования, 2015. – 162 с.

[3] 3. Бочаров Е.Ф., О профилактике ВИЧ-инфицированности, Медицинская газета, №4 февраль 2001г.

[4] Профилактика ВИЧ-инфекции и СПИДа: Учебно-методическое пособие для учителей образовательных учреждений /Быков А.А., Худякова Е.Н., Бочкарева Т.И., Шокурова Н.В. Самара: СИПКРО, 2002

[6] Организация профилактической работы с обучающимися и воспитанниками: системно-деятельностный подход: методическое пособие / авт.-сост. О. С. Гладышева, Е. Е. Кузоватова, Е. Г. Еделева. – Н. Новгород : Нижегородский институт развития образования, 2015. – 162 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованный конкурс для педагогов с шуточными и серьезными заданиями.

В нашей школе существует институт классных воспитателей. Поэтому в своей деятельности стараюсь тесно взаимодействовать с ними. Зачастую ребята видят только одну из сторон личности классного воспитател.

Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя".

Презентация классного руководителя, включающая в себя самопрезентацию и выступление учащихся класса, поставлена в форме литературно-музыкального шоу.

Форма проведения родительского собрания ознакомит родителей с информацией о болезни СПИД,сформирует у родителей адекватность понимания проблемы существования болезни СПИД.

Форма проведения родительского собрания ознакомит родителей с информацией о болезни СПИД,сформирует у родителей адекватность понимания проблемы существования болезни СПИД.

Форма проведения родительского собрания ознакомит родителей с информацией о болезни СПИД,сформирует у родителей адекватность понимания проблемы существования болезни СПИД.

Для повышения эффективности профилактической работы в области ВИЧ/СПИД большое значение имеет учет специфики методов, средств и форм, которые будут использованы в этой работе. Они составляют деятельную, практико-ориентируемую сторону целостного профилактического процесса и образуют в совокупности систему работы, адекватную целям и задачам профилактики. Необходимо также заметить, что методы, средства и формы профилактической деятельности тесно взаимосвязаны между собой.

Практикой накоплен большой арсенал методов профилактической работы. Все они могут быть с успехом использованы в системе работы с учащимися.[14]

В профилактической работе по проблеме ВИЧ/СПИД мы предлагаем использовать те методы, которые, прежде всего, будут способствовать формированию знаний, убеждений, взглядов, понятий, представлений у участников профилактического процесса о СПИДе не только как болезни, но и как явлении, обусловленном социальными причинами: неблагоприятной атмосферой общественной жизни, отсутствием достаточной информированности молодежи о СПИДе, путях распространения ВИЧ-инфекции, невысоким уровнем нравственной культуры и культуры половых отношений.

Формирование сознания в профилактическом процессе достигается различными путями. Однако, на наш взгляд, наиболее действенными в области профилактики ВИЧ/СПИД являются пример, рассказ, беседа, объяснение, разъяснение, лекция, работа с литературой. Каждый из приведенных методов имеет свою специфику использования и может использоваться в комплексе с другими.

Для младших школьников, как, впрочем, и для подростков, наиболее распространенным методом в области профилактики ВИЧ/СПИД является рассказ. С его помощью школьникам может быть сообщена достоверная информация о болезни, правилах личной гигиены, нормах нравственного поведения, которые помогут защититься от ВИЧ-инфекции. Рассказ о ВИЧ/СПИДе должен способствовать вооружению школьников необходимыми знаниями в этой области, развивать положительные нравственные чувства (сопереживание, милосердие) к людям, которые стали его жертвами. В ходе рассказа организатор профилактической деятельности может использовать и методы объяснения, диалога, образного примера, которые будут активизировать школьников на развитие образов нравственного поведения, здорового образа жизни, и вызывать стремление подражать положительному опыту.

Для подростков, у которых уже есть определенные знания по проблеме ВИЧ/СПИД, по нашему мнению, эффективным методом выступает беседа. Беседа предполагает участие обеих сторон - организатора профилактической работы и школьников. Она носит проблемный характер и характеризуется тем, что дает возможность выслушать мнение всех участников профилактического процесса.

Беседа не только ставит своей целью вооружить школьников знаниями по данной проблеме, но и требует их личной активности в поиске норм нравственного и самосохраняющего поведения. Организаторам профилактической работы необходимо учитывать, что без внимания не должен остаться ни один вопрос, который предложен для обсуждения или вызвал интерес у аудитории. Вместе с тем здесь должны быть соблюдены нормы этики, культуры общения, ибо разговор касается интимных сторон жизни человека. Для проведения беседы необходима атмосфера доверительного, эмоционального комфорта. Беседа ни в коей мере не должна превратиться в нотацию, поскольку последняя очень часто, особенно у подростков, может вызвать противодействие, желание поступить вопреки тому, в чем организатор профилактической работы пытался убедить их.

Рассказ, объяснение, беседа подготавливают к более сложному методу профилактики - лекции. Она рекомендуется нами в профилактических целях для старшеклассников. Лекция представляет собой более сложное логическое построение и требует научного, теоретического обобщения материала, доказательств в его изложении, аргументации.

В ходе лекции по профилактике ВИЧ/СПИДа могут быть освещены такие проблемы, как история распространения эпидемии, гипотезы возникновения болезни, пути передачи вируса, отличие ВИЧ от СПИДа, меры предохранения, опыт сохранения здоровья, формирование знаний о здоровом образе жизни и т. д.

Рассмотренные выше методы профилактической работы в области ВИЧ/СПИД обеспечивают в основном начальный этап профилактики. При проведении профилактических мероприятий в школе целесообразно также включать игру.

Игра является и формой и методом профилактической работы. Эффективность ее в том, что она ставит участников профилактического процесса в активную субъектную позицию. Она доставляет школьникам любого возраста удовольствие. Вместе с тем в игровой ситуации облегчается усвоение информации о ВИЧ/СПИДе, моделируются возможные действия и поступки, анализируются "ситуации выбора", которые совершают участники игровой профилактической деятельности. Игра формирует у школьников уверенность в своих действиях и поступках, которые не могут привести к ВИЧ-инфекции. Она позволяет также через игровые ситуации понять и осознать чувства, которые могут испытывать люди, подверженные этому заболеванию, а значит, и формировать умения и навыки социально приемлемого поведения, чувства милосердия, сострадания и гуманности к ВИЧ-инфицированным.

Для младших школьников предлагаются подвижные игры. С их помощью организатор профилактической работы в неформальной игровой ситуации сможет закрепить навыки личной гигиены, способные защитить детей от ВИЧ-инфекции. Игры позволят не только привлечь внимание детей к проблеме ВИЧ/СПИД, но и определить те вопросы, на которых придется сосредоточить внимание в будущей профилактической деятельности.

Ролевые игры ставят своей целью вооружить школьников знаниями, умениями и навыками безопасного поведения в отношении заражения ВИЧ-инфекцией. Исполняя определенные роли, школьники в ходе игровой деятельности находятся в ситуации выбора в пользу либо опасного поведения, влекущего за собой безответственный образ жизни, несоблюдение морально-нравственных норм и как следствие заражение ВИЧ-инфекцией, либо безопасного, основанного на нравственных ценностях, знании мер профилактики. Она дает возможность для раскрытия индивидуальности личности, ее своеобразия, позволяет формировать у старшеклассника уверенность в своих действиях, а также возможность осознать чувства других. Для реализации обратной связи после игры могут быть использованы творческие задания.

Эффективным в профилактических целях является внедрение ситуационных игр. Их основу составляют анализ смоделированных сюжетов, рассказов, несущих проблемную ситуацию. Так, набор ситуационных заданий для разбора дан в приложении сборника. Их можно дополнять, видоизменять. К составлению проблемных ситуаций могут привлекаться и сами участники профилактики. Однако здесь следует дать им четкую установку, что эти ситуации должны отражать социальные явления, лежащие в основе распространения инфекции, случаи рискованного поведения в отношении ВИЧ/СПИД.

Однако бесспорно, что без диагностики уровня знаний учащихся (на начальном этапе образовательного процесса), а также выявления эффективности проводимой профилактической работы по проблеме ВИЧ/СПИД не обойтись. В связи с этим предлагаем использовать один из методов диагностики - анкетирование. Оно может проводиться на начальном и завершающем этапах профилактической работы. Анкетные опросы могут быть использованы и с целью проверки эффективности проведенной профилактической работы в среде школьной молодежи.

Организация профилактической работы в области ВИЧ/СПИД предполагает использование различных массовых мероприятий. К ним можно отнести акции, дискотеки, театрализации, викторины, конкурсы плакатов, рисунков, агитбригад, которые отличаются направленностью на массовый, коллективный, творческий характер участия молодежи в борьбе против СПИДа.

Методы профилактики ВИЧ/СПИДа направлены, прежде всего, на создание условий для приобретения школьной молодежью необходимых знаний, умений и навыков по защите себя, окружающих людей от ВИЧ-инфекции. Это своего рода способы воздействия на сознание, волю, чувства, поведение человека с целью выработки у него норм социально ценностного поведения, действий и поступков, которые смогут уберечь его от ВИЧ-инфекции. Они - путь к достижению поставленной цели в области борьбы с ВИЧ-инфекцией.


Классный руководитель 8 класса:

«У кого есть здоровье, у того есть надежда.

сформировать представления о болезни века;

познакомить учащихся с основными сведениями о болезни и опасными особенностями ВИЧ-инфекции;

сформировать понятие о личной ответственности за свое здоровье;

научить оценивать ситуации пребывания в зонах риска и соблюдать меры предосторожности.

1-Ведущий. 2- ведущий. Он. Она. Четверо учащихся, выступающих. Учащиеся–специалисты (историк, иммунолог, гематолог, инфекционист, венеролог). Учащийся, изображающий больного. Голос за сценой.

1-Ведущий: (на фоне музыки). Жизнь – это то, что люди больше всего стремятся сохранить и меньше всего берегут.

2-Ведущий: Сравнивая нашу планету с Вселенной, мы находим, что она всего лишь точка…

Ведущий: Точка, которую населяют живые существа…

Ведущий: Где день сменяется ночью, идёт за месяцем месяц, и за годом год.

Ведущий: Где начинается жизнь и наступает смерть. И так каждые сто лет отсчитываются века, которые управляют человеком, и которыми управляет человек.

Ведущий: В настоящее время проблема СПИДа остро встала перед населением нашей страны. По данным республиканского центра профилактики СПИДа, основное количество ВИЧ-инфицированных составляют молодые люди в возрасте от 15 лет.


(на сцене появляются Он и Она)

Я познакомилась с ним

Мы вместе время проводили,

Он был мечтою моей.

Это было как в сказке.

Целовал он меня,

Говорил он мне просто

Очень нежные слова.

Но закончилась сказка,

И пришла вдруг беда:

Что теперь я больна.

Год назад повстречал

Я девчонку одну.

Я не думал тогда,

Что пойдёт жизнь ко дну.

И не думал тогда,

Что подруга моя

Была СПИДом больна.

По глубоким туманным улицам

И вот в какой-то момент

(на сцене появляются учащиеся)

1 учащийся : Страшно знать, сколько тебе осталось, как знают ВИЧ-инфицированные и больные СПИДом.

2 учащийся: У каждого из них в какой-то определённый момент началось обратное летоисчисление: 3, 2, 1… смерть.

4 учащийся: И сегодня мы поговорим о СПИДе, потому что за всю историю человечества не было аналогов этой страшной эпидемии.

1 учащийся: Холера, чума и бог знает какие напасти приходили и уходили, но СПИД пришёл надолго. К 2010 году он достиг своего пика.

2 учащийся : Каждый день статистика заболевания увеличивается на 16,5 тысяч человек! СПИД-это трагедия всего человечества.

4 учащийся: Но что же такое СПИД?

1 учащийся: Как же избежать инфицирования?

Ребята, сегодня мы проведем конференцию, тема которой «СПИД –

К сожалению, эта болезнь широко распространена практически во всех регионах России. Что это за болезнь? Какова история происхождения вируса иммунодефицита? Как действует вирус в организме? Как можно заразиться СПИДом и уберечься от него? На все эти и другие вопросы вы сможете получить ответы в ходе нашей конференции. Каждый из вас может принять активное участие в работе конференции, задав интересующий его вопрос по данной – проблеме различным специалистам. Мы их пригласили сегодня на конференцию.

Инфекционист — Помните: ВИЧ и СПИД — разные вещи. ВИЧ — Вирус Иммунодефицита Человека. Он вызывает болезнь СПИД — Синдром Приобретенного Иммунодефицита. Синдром — потому что существует большое количество признаков, симптомов, осложнений, связанных с заболеванием. Приобретенный — заболевание не обусловлено генетической предрасположенностью, а приобретается специфическим образом. Иммунодефицит — иммунная система подавляется и теряет способность сопротивляться инфекциям. Таким образом, СПИД — не болезнь в собственном смысле этого слова, он лишь создает условия для других инфекционных заболеваний. Точно известно одно: ВИЧ/СПИД — смертельное заболевание, от которого нет лекарства или вакцины. Эпидемия стремительно распространяется по всем странам и континентам. Больше всего от этого заболевания страдает молодежь в возрасте от 14 до 29 лет. Сегодня в мире ВИЧ/СПИДом больны более 40 миллиона человек. Каждую минуту в мире примерно 11 человек заражаются ВИЧ. 95% из них проживают в развивающихся странах. ВИЧ\СПИД стал причиной смерти более 20 млн. человек во всем мире (в том числе, 3.1 млн. в 2002 году). Однако теперь все большее их число могут прожить дольше, поскольку развивается медицина и система лечения этого заболевания. СПИД является основной причиной смертности в Африке и четвертой по значению причиной смертности в мире. Согласно прогнозам, до 2020 года в Африке от СПИДа погибнут 55 миллионов человек. По оценкам Международной организации труда, ущерб от эпидемии СПИДа в глобальном масштабе достигает $25 млрд. в год. По неофициальным данным, в России число ВИЧ-инфицированных достигло 1 миллиона человек, а официально зарегистрировано вдвое меньше. Подавляющее большинство — люди в возрасте до 30 лет. В большинстве случаев заражение происходит путем внутривенного введения наркотиков. В группе риска в настоящее время порядка 2 миллионов наркоманов. С момента регистрации ВИЧ-инфекции в РФ умерло по разным причинам 31 636 человек, в том числе по причине развития СПИДа — 4 613 человекг. Это данные официальной статистики. Но, скорее всего, ВИЧ-инфицированных гораздо больше. Многие живут с ВИЧ, даже не подозревая об этом. Они не сдавали анализы и, соответственно, нигде не зарегистрированы.
(слайд 5)

Учитель: Существует много гипотез о происхождении вируса иммунодефицита, раскройте суть самых распространенных из них. Существует ли единая теория о происхождении ВИЧ?

Историк – Авторы одной из гипотез считают, что предшественником СПИДа был размножающийся вирус зеленой мартышки, ареал которой охватывает почти всю экваториальную Африку. Недавно ученые обнаружили вирус, близкий по своим свойствам обезьяньему вирусу, но способный заражал, людей. Из этого мы можем выстроить следующую цепь: обезьяний вирус мог попасть в организм человека, претерпеть там ряд мутаций, в результате чего возник новый неизвестный вирус, а затем и ВИЧ.

2-я гипотеза: ВИЧ завезли с дешевыми препаратами для переливания крови и органами для пересадки, которые в больших количествах закупались американскими предпринимателями в середине ХХ века в развивающихся странах Африки.

Следующую гипотезу выдвинул некий немецкий профессор: суть ее в том, что ВИЧ является биологическим оружием, созданным искусственным путем в военно-исследовательских лабораториях. Это, вещество как будто бы проверялось в 1977 году на заключенных-уголовниках, которые после своего освобождения наводнили Нью-Йорк, где и появились первые случаи заболевания СПИДом. Эксперты, выступающие против этой идеи, приводят следующий аргумент; исследование замороженных африканских сывороток крови показали, что вирус должен был существовать уже задолго до 1977 года.

Учитель – Из всего сказанного следует, что единой гипотезы о происхождении ВИЧ не существует. И не столько способность самого вируса, сколько образ жизни людей объясняет его – победное шествие по Земле. При попадании в клетку ВИЧ разрушает иммунную систему. Как же это происходит? Как реагирует иммунная система на проникновение ВИЧ в клетку?

Иммунолог – При попадании в организм человека ВИЧ происходит во взаимодействие вируса с чувствительной клеткой. Вирус прилепляется к клетке. Далее он проникает в чувствительную клетку и сбрасывает оболочку. С одной стороны, клетка становится носительницей вируса и может передавать его дочерним клеткам при делении, а с другой, – ее ждет гибель. Попав тем или иным путем в кровь, ВИЧ избирательно поражает Т-лимфоциты зараженного человека. ВИЧ наносит удар в самый центр иммунной обороны, что практически лишает человека организующей и стимулирующей деятельности лимфоцитов по отношению к защитной реакции организма. При массовом разрушении Т-лимфоцитов у больного развивается клинически выраженный иммунный дефицит, который проявляется в виде разных инфекций, возникающих у больного в результате, потери им возможности сопротивляться любым заразным агентам. Кроме Т-лимфоцитов ВИЧ поражает и некоторые другие лимфоидные клетки (клетки лимфатических узлов, а также клетки нервной системы).

Учитель – В настоящее время люди, заботящиеся о своем здоровье, хотели бы пройти тест на ВИЧ. Есть ли методы диагностики СПИДа? На чем они основаны? Где можно пройти тест на ВИЧ в нашем городе?

Гематолог – Тест на ВИЧ проводится, чтобы определить, заражен ли человек вирусом иммунодефицита. Тест на ВИЧ дает достоверные результаты не раньше, чем через 3 месяца после опасного полового контакта. При проникновении вируса в организм возникает ответная реакция, образуются антитела. Эту реакцию можно выявить специальными методами, при исследовании образцов крови. Положительная реакция указывает, что человек заразился. У части лиц с положительной реакцией разовьется СПИД. Другие могут быть внешне здоровыми, но сохраняют вирус в организме и поэтому могут заразить других людей, их называют вирусоносителями. Тест на ВИЧ антитела обязательно проходят доноры, беременные женщины, наркоманы, проходящие лечение. Добровольно тест на ВИЧ антитела может пройти любой человек при подозрении на СПИД. Такое обследование проводится анонимно.

Учитель – Школьники, как показало анкетирование, чаще всего называют один способ заражения СПИДом – половой контакт, но ведь есть и другие пути передачи вируса! Как можно заразиться СПИДом?

Инфекционист – ВИЧ – внутриклеточный паразит, и поэтому для нормальной жизни и распространения ему необходима внутренняя среда человеческого организма. Учеными былодоказано, что: вирус не живет в организме животных; поэтому не может передаваться от животных человеку, т. е. источником инфекции ВИЧ может быть инфицированный либо больной СПИДом человек. Исследователи обнаружили ВИЧ во всех биологических жидкостях инфицированных пациентов. В то же время было установлено, что количество вируса (его концентрация) в отдельных жидкостях различна

при половом контакте с больным СПИДом или зараженным ВИЧ, чаще при половых извращениях;

в результате использования для инъекций не стерильных шприцев путем введения крови или ее препаратов, содержащих

вирус от беременной женщины, зараженной СПИДом, ее ребенку.

Официальный сайт МКОУ "ООШ п.Александровский" Искитимского района Новосибирской области

О мерах профилактики ВИЧ-инфекции

СПИД – один из самых страшных недугов, беда современной цивилизации. Болезнь на протяжении многих лет привлекает внимание сотен тысяч ученых, ибо лекарство от ВИЧ высокие умы человечества пока не изобрели. Сегодня не существует средства, которое бы погубило вирус – человечество вынуждено направить все силы на профилактику СПИДа. Распространение информации о заболевании, советы и рекомендации о предупреждении развития недуга, вызываемого вирусом иммунодефицита, а также прочие мероприятия и являются составляющими профилактики ВИЧ-инфекции.

ВИЧ-инфекция – болезнь, вызываемая вирусом иммунодефицита человека
(ВИЧ), хроническое заболевание, характеризующееся специфическим поражением
иммунной системы, приводящим к медленному ее разрушению вплоть до формирования
синдрома приобретенного иммунодефицита (СПИД), приводящего инфицированного
ВИЧ к быстрой гибели. Быстрое распространение ВИЧ среди молодого населения
приводит к повышению смертности, сокращению рождаемости, уменьшению
продолжительности жизни населения, сокращению численности работающего населения,
увеличению затрат на здравоохранение, вызывает многофакторное деструктивное
воздействие на социальную и экономическую жизнь общества.
Этиология ВИЧ-инфекции. Возбудитель ВИЧ-инфекции – вирус иммунодефицита человека (ВИЧ) – относится к подсемейству лентивирусов семейства ретровирусов. Существует два типа вируса: ВИЧ-1 и ВИЧ-2. ВИЧ-1 является наиболее распространенным типом возбудителя с пандемическим потенциалом распространения, ВИЧ-2 встречается преимущественно в странах Западной Африки. ВИЧ-1 и ВИЧ-2 некогда приобретены человеком у двух разных видов обезьян, однако современные случаи заражения человека от обезьян не зафиксированы. Единственным источником ВИЧ считаются инфицированные люди. Случаи спонтанной санации от возбудителя не задокументированы. Передача вируса от человека возможна на любой стадии заболевания, в том числе в инкубационном периоде.
Вирус иммунодефицита человека (ВИЧ) поражает иммунную систему человека, тем самым ослабляет системы контроля и защиты организма от любых инфекций и некоторых типов онкологий. Вирус поражая иммунную систему начинает разрушать и ослаблять функции иммунных клеток, поэтому у инфицированных людей постепенно развивается иммунодефицит. Иммунная функция организма человека определяется числом клеток СD4. Иммунодефицит приводит к повышенной чувствительности к большому количеству инфекций и заболеваний, которым могут противостоять люди со здоровыми иммунными системами.

Последней стадией ВИЧ-инфекции является Синдром приобретенного иммунодефицита (СПИД), который у разных людей может развиться через 2-15 лет. Для СПИДа характерно развитие некоторых типов рака, хронические гепатиты В и С, или других тяжелых клинических проявлений.

Признаки и симптомы ВИЧ.

Симптомы ВИЧ варьируются в зависимости от стадии заболевания. На протяжении нескольких первых месяцев люди с ВИЧ, как правило, наиболее заразны, но многие из них узнает о своем статусе лишь на более поздних стадиях.
На протяжении нескольких первых недель после инфицирования, заболевание может не
проявлять никаких симптомов, но может развиться гриппоподобная болезнь, включая
лихорадку, головную боль, сыпь или боль в горле.
По мере того как инфекция постепенно ослабляет иммунную систему, у людей могут развиваться и другие признаки и симптомы, такие как потеря веса, лихорадка, диарея, кашель и увеличение лимфатических узлов. При отсутствии соответствующего лечения, могут развиться такие тяжелые болезни, как туберкулез, стрептококковый менингит, а также онкологические заболевания, такие как лимфомы и саркома Капоши и другие.

Передача ВИЧ-инфекции.

Источником ВИЧ-инфекции являются люди, инфицированные ВИЧ на любой стадии заболевания, в том числе и в инкубационном периоде.
ВИЧ инфекция может передаваться через разные жидкости организма инфицированных людей, такими как кровь, грудное молоко, семенная жидкость и вагинальные выделения.

Люди не могут заразиться при обычных повседневных контактах, таких как поцелуи, объятия, пожатие рук, или при совместном пользовании личными предметами обихода и употреблении продуктов питания или воды.

Факторы риска.

Формы и условия, повышающие риск заражения людей ВИЧ инфекцией,
включает следующее:
 незащищенный секс;
 наличие другой инфекции, передаваемой половым путем, такой как сифилис,
герпес, хламидиоз, гонорея и бактериальный вагиноз;
 совместное пользование зараженными иглами, шприцами и другим
инъекционным оборудованием, растворами наркотиков при употреблении
инъекционных наркотиков;
 небезопасные инъекции, переливания крови, медицинские процедуры с
применением нестерильных медицинских изделий;
 случайные травмы от укола иглой, в том числе среди работников
здравоохранения.

Диагностика ВИЧ-инфекции.

Тестирование и консультирование.

Все граждане РФ могут пройти обследование на ВИЧ-инфекцию проводится в Центрах профилактики и борьбы со СПИДом бесплатно и анонимно. Конфиденциальность обследования гарантируется.
Обследование на ВИЧ-инфекцию на территории Российской Федерации проводится добровольно, за исключением тех случаев, когда такое обследование является
обязательным.
Рекомендуется регулярно проходить освидетельствование на ВИЧ-инфекцию
для раннего выявления ВИЧ-инфекции у лиц, относящихся к группам повышенного риска
заражения ВИЧ-инфекцией. Консультирование по вопросам ВИЧ-инфекции для
профилактики и своевременного начала лечения в случае заражения. К таким группам
повышенного риска относятся больные туберкулезом, заболеваниями передающимися
половым путем, лица, употребляющие инъекционные наркотики, вступающие в
беспечные половые связи и др

Профилактика ВИЧ-инфекции в Российской Федерации

Под профилактическими или превентивными мероприятиями подразумевается
комплекс действий, направленных на предотвращение передачи ВИЧ, который
осуществляется вне зависимости от того, обнаружен или нет конкретный источник
(источники) ВИЧ. При ВИЧ объектом профилактических мероприятий является
восприимчивый контингент, то есть все население.

При отсутствии профилактических вакцин основными методами профилактики ВИЧ является повышение обеспокоенности населения, то есть информирование населения о реальной угрозе заражения ВИЧ и о негативных последствиях заражения, информация населения о способах предупреждения заражения, а также формирование у населения мотивации на изменение поведения в сторону менее опасного в плане заражения ВИЧ. Федеральный закон от 30 марта 1995 г. N 38-ФЗ “О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ)” в статье 4 гарантирует “регулярное информирование населения, в том числе через средства массовой информации, о доступных мерах профилактики ВИЧ-инфекции”.
Важное значение в распространении ВИЧ-инфекции имеет пропаганда здорового
образа жизни (ограничение числа половых партнёров и использование презервативов).
С целью профилактики парентерального пути заражения проводится регулярное
выявление источников ВИЧ, обследование доноров крови, органов, спермы, а также лиц из
группы риска.

В медицинских учреждениях должны тщательно стерилизовать инструментарий, использовать одноразовые шприцы и иглы.
Во время пребывания, ВИЧ-инфицированного в семье необходимо поддерживать
должный санитарно-гигиенический режим.

Что делать если укололся или порезался

При контакте с кровью или другими биологическими материалами с нарушением
целостности кожи (укол, порез) пострадавший должен снять перчатки рабочей поверхностью внутрь, выдавить кровь из раны, обработать повреждённое место 70% спиртом или 5% настойкой йода при порезах, 3% раствором пероксида водорода при уколах. Затем надо вымыть руки с мылом под проточной водой и протереть 70% спиртом, на рану наложить пластырь, надеть напальчник и при необходимости продолжить работу, надев новые перчатки.
В случае загрязнения кровью или сывороткой рабочего стола следует немедленно
дважды обработать его дезинфицирующими средствами: сразу после загрязнения, а затем
через 15 минут.

Если вследствие повреждения кожи или слизистых оболочек работника произошёл контакт с кровью или жидкостями инфицированного организма, Согласно законодательству Российской Федерации, предусмотрена правовая и социальная защита лиц, зараженных вирусом иммунодефицита человека. Не допускается увольнение с работы, отказ в приеме на работу, в приеме в лечебные учреждения, в приеме детей в детские учреждения, а также ущемление иных прав граждан только на основании того,что они являются носителями ВИЧ или больны СПИДом. С другой стороны, согласно Уголовному кодексу Российской Федерации предусмотрено наказание в виде лишения свободы за заведомое заражение другого лица вирусом иммунодефицита человека.

Проблема ВИЧ/СПИД является актуальной в настоящее время в Российской Федерации. Это проблема не только медицинская, она затрагивает все стороны жизни нашего общества: экономические, социальные, политические. Поэтому к организации и проведению мероприятий по проблеме ВИЧ/СПИД помимо медицинских структур должны привлекаться другие министерства, ведомства, учреждения, организации и широкая общественность.

Ежегодно 1-го декабря по решению ВОЗ во всем мире отмечается Всемирный день
профилактики СПИД. В нашей стране обычно в этот день проводятся многочисленные
мероприятия, посвященные теме профилактики ВИЧ-инфекции. Международным символом борьбы со СПИДом является красная ленточка, которую носят все большее число людей во всем мире. Носить красную ленточку может каждый, этим он демонстрирует свою заботу и тревогу за людей, живущих с ВИЧ и СПИДом, их надежду, что когда-нибудь эпидемия будет остановлена.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.