Алексе й льво вич ры бников


Композитор, народный артист России Алексей Львович Рыбников родился 17 июля 1945 года в Москве. Отец был скрипачом в джазовом оркестре Александра Цфасмана, мать — художником-дизайнером. Предки Рыбникова по материнской линии были царскими офицерами.
Музыкальная одаренность Алексея проявилась с детства: в восемь лет он написал несколько фортепьянных пьес и музыку к фильму "Багдадский вор", в 11 лет стал автором балета "Кот в сапогах".

В 1962 году после окончания Центральной музыкальной школы при Московской консерватории он поступил в Московскую консерваторию имени П.И. Чайковского по классу композиции Арама Хачатуряна, которую окончил с отличием в 1967 году. В 1969 году окончил аспирантуру по классу этого же композитора.

В 1964-1966 годах Рыбников работал концертмейстером ГИТИСа, в 1966 году был заведующим музыкальной частью Театра драмы и комедии.

В 1969-1975 годах преподавал в Московской консерватории на кафедре композиции.

В 1969 году Рыбников был принят в Союз композиторов.

В 1960-1970-х годах композитор написал камерные произведения для фортепиано; концерты для скрипки, для струнного квартета и оркестра, для баяна и оркестра русских народных инструментов, "Русскую увертюру" для симфонического оркестра и др.

С 1965 года Алексей Рыбников создает музыку для кино. Первым его опытом стал короткометражный фильм "Лелька" (1966) режиссера Павла Арсенова. В 1979 году он стал членом Союза кинематографистов.

Рыбниковым написана музыка к более ста фильмам, среди них "Остров сокровищ" (1971), "Большое космическое путешествие" (1974), "Приключения Буратино" (1975), "Про Красную Шапочку" (1977), "Вам и не снилось…" (1980), "Тот самый Мюнхгаузен" (1981),"Русь изначальная" (1986).

Он является автором музыки к мультфильмам "Волк и семеро козлят на новый лад" (1975), "Вот какой рассеянный" (1975), "Черная курица" (1975),"Праздник непослушания" (1977), "Муми-тролль и комета" (1978) и другим.

В 2000-х годах композитор написал музыку к документальной киноленте "Дети из бездны" (2000), военной драме "Звезда" (2002), сериалу "Спас под березами" (2003), комедии "Заяц над бездной" (2006), мелодраме "Пассажирка" (2008), военной драме "Поп" (2009), детскому фильму "Последняя игра в куклы" (2010) и другим.

Алексей Рыбников — автор музыки к рок-операм "Юнона" и "Авось" и "Звезда и смерть Хоакина Мурьеты". Спектакль "Юнона и Авось", поставленный на музыку Рыбникова в московском театре Ленком в 1981 году, стал событием в культурной жизни Москвы и всей страны, театр неоднократно успешно гастролировал с этим спектаклем за рубежом.

В 1988 году Алексей Рыбников основал производственно-творческое объединение "Современная опера" при Союзе композиторов СССР. В 1992 году здесь была представлена публике его музыкальная мистерия "Литургия оглашенных".

В 1998 году Рыбников написал балет "Вечные танцы любви" — хореографическое "путешествие" влюбленной пары в прошлое и будущее.

В 1999 году постановлением правительства Москвы при Комитете по культуре Москвы был создан Театр Алексея Рыбникова. В 2000 году состоялся премьерный показ сцен из новой музыкальной драмы композитора "Маэстро Массимо" ("Оперный дом").

В 2005 году впервые прозвучала Пятая симфония композитора "Воскрешение мертвых" для солистов, хора, органа и большого симфонического оркестра. В оригинальном сочинении музыка переплетена с текстами на четырех языках (греческом, иврите, латыни и русском), взятыми из книг Ветхозаветных пророков.

В том же году театр Алексея Рыбникова представил мюзикл "Буратино".

В новогодние праздники 2006-2007 годов театр Алексея Рыбникова показал премьеру нового шоу "Красная шапочка".

В 2007 году композитор представил на суд публики два своих новых произведения — Concerto Grosso "Синяя птица" и "Северный сфинкс".
Осенью 2008 года театр Алексея Рыбникова поставил рок-оперу "Звезда и смерть Хоакина Мурьеты".

В 2009 году специально для показа на фестивале Пьера Кардена в Лакосте Алексеем Рыбниковым была создана авторская версия рок-оперы "Юнона" и "Авось".

В 2010 году состоялась мировая премьера концерта-симфонии для виолончели и альта Алексея Рыбникова.

Осенью 2012 года Театром Алексея Рыбникова была показана премьера спектакля "Аллилуйя любви", в который вошли сцены из наиболее известных театральных произведений композитора, а также несколько тем из популярных фильмов.

В декабре 2014 года Театр Алексея Рыбникова представил премьеру хореографической драмы композитора "Глазами клоуна".

В 2015 году в театре готовятся премьеры новой оперы Алексея Рыбникова "Война и мир", возрожденной постановки оперы-мистерии "Литургия оглашенных", детского музыкального спектакля "Волк и семеро козлят".

Алексей Рыбников — член Патриаршего совета по культуре Русской православной церкви.

Творчество композитора было отмечено различными наградами. В 1999 году ему было присвоено звание народного артиста России. Он был удостоен Государственной премии РФ за 2002 год. Награжден орденом Дружбы (2006) и орденом Почета (2010).

В 2005 году композитор был удостоен ордена Святого Благоверного князя Даниила Московского Русской православной церкви.

Среди его кинематографических наград — премии "Ника", "Золотой Овен", "Золотой орел", "Кинотавр".

Рыбников является лауреатом Российской премии поощрения высших достижений литературы и искусства "Триумф" (2007) и других общественных наград.

В 2010 году он был удостоен почетной премии "За вклад в развитие науки, культуры и искусства" Российского авторского общества (РАО).

Алексей Рыбников женат. Его дочь Анна — кинорежиссер, сын Дмитрий — композитор и музыкант.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников


Алексей Рыбников - популярный отечественный композитор, ставший в 1999 году народным артистом России, а еще через три года - лауреатом государственной премии. Он автор большого количества мелодий, которые украшают лучшие фильмы советского и российского периода. Среди его главных успехов можно вспомнить мелодии, написанные к песням из фильмов "Про Красную Шапочку", "Приключения Буратино", "Тот самый Мюнхгаузен", "Усатый нянь", "Вам и не снилось". А, пожалуй, его самая известная мелодия - музыка к композиции "Я тебя никогда не забуду" из рок-оперы "Юнона и Авось".

Ранние годы


Алексей Рыбников родился в Москве в 1945 году, всего через несколько месяцев после завершения Великой Отечественной войны. У многих его предков была трагическая родословная. Мужчины по материнской линии происходили из белых офицеров, которые оказались на стороне проигравших в Гражданской войне. Например, его дедушку, имевшего звание генерала, расстреляли еще во время Первой мировой войны. Бабушка пыталась его защитить, но ей только прострелили руки. Должны были расстрелять и мать героя нашей статьи, в тот момент ей было всего пять лет. Но в последний момент приговор девочке отменили.

Погибнуть мог и отец Алексея Рыбникова, которого звали Лев Самойлович. Когда ему было 14 лет, он заболел туберкулезом, мало кто рассчитывал, что он выживет, юношу даже отправили умирать в туберкулезный барак. Льву удалось сбежать из этого страшного места, где встречать смерть приходилось каждый день. Спас его православный священник из сельского храма, приютивший в своей обители. Он выходил отца героя нашей статьи, научил исполнять церковные псалмы. Именно от священника юноша, который оказался одарен музыкально, перенял основы игры на скрипке.

Семья Алексея Рыбникова жило небогато в коммунальной квартире. Вместе с родителями Алеши ютилась и бабушка - все этой на площади в 10 квадратных метров. Отец Алексея служил скрипачом в оркестре Александра Цфасмана, а мать работала художником-дизайнером, она сооружала удивительные шали и шляпки для местных модниц из подручных материалов.

Мать всегда мечтала, чтобы Алеша стал композитором, его отец оценивал музыкальные способности сына весьма критично, но согласился на предложение купить домой пианино. Место для инструмента нашлось только после продажи буфета.

Образование

При этом вначале Рыбникова ждала неудача. Поступить в музыкальную школу с первого раза он не смог. На экзамен он пришел, выучив несколько пьес на пианино, но когда его попросили повторить мелодии голосом, он растерялся. Проблему снова решила его мама, которая наняла преподавателя по сольфеджио. На следующий год Алексей уже успешно поступил.

В первые годы его учебы в музыкальной школе отец часто ругал сына за излишне вольные импровизации, пока не заметил у него зачатки композиторского таланта. Чтобы убедиться в этом, он показал сочинения Алексея, который к тому времени учился в школе в академии имени Гнесиных, Араму Хачатуряну.

Посмотрев ноты начинающего таланта, тот сразу принял юношу в свой класс при консерватории. Уже в 1967 году Рыбников оканчивает академию с красным дипломом, а еще через два года становится выпускником аспирантуры. 18-летнего героя нашей статьи оставляют на преподавательской работе, которой он и занимается до 1975 года.

Примечательно, что к тому времени он уже завел семью. Поэтому чтобы содержать близких, брался за любые подработки. Давал дополнительные уроки студентам из академии, выступал в детских садах, руководил оркестром при театральном вузе.

Творчество


Творческая биография Алексея Рыбникова начинается с нескольких фортепианных пьес для фэнтезийной сказки "Багдадский вор", которые он написал уже в восемь лет. В 11-летнем возрасте будущий знаменитый композитор пишет балет "Кот в сапогах". Именно это сочинение и убедило Хачатуряна принять его к себе в ученики.

А вот первая мелодия Алексея Рыбникова уже в осознанном возрасте, которая ему принесла известность, это фортепианная соната "Хороводы", написанная им на первом курсе консерватории. Уже тогда музыкальные критики обратили внимание на необычный музыкальный почерк автора, в частности, талант вплести в современную канву фольклорные мотивы.

В 1967 году пишет скрипичную балладу, которая становится его дипломной работой. На это произведение его вдохновили стихи о толпе, растоптавшей цветок. Еще через два года появляется его Первая соната, в которой герой нашей статьи оригинально и виртуозно вмешивает западные и русские традиции.

Интересно, что если Первую сонату все приняли благожелательно, то Вторую критики и профессора консерватории назвали чересчур авангардной, подвергнув критике и разгромив в пух и прах. Композитор, не ожидавший такой реакции, даже заболел язвой желудка. Единственным, кто его поддержал в тот момент, был Арам Хачатурян. Он убедил молодого коллегу не обращать много внимания на критику, рассказав, что и сам перенес нечто подобное в самом начале своей карьеры.

Первые успехи

Впервые всерьез оценили музыку Алексея Рыбникова, когда он написал каприччио "Скоморох". Интересно, что за это произведение его тоже поначалу ругали, а потом неожиданно вручили премию. К тому времени он уже научился стойко переносить удары судьбы и не боялся ставить творческие эксперименты.

Окончив консерваторию, герой нашей статьи пишет свои первые романсы под названием "Телефон" и "Молитва". На это его вдохновляют стихи Людвика Ашкенази.

Работа в кино


В кино Рыбников попал в середине 60-х годов. С тех пор он часто пишет новые произведения для фильмов, а также драматических театральных постановок. Поначалу работа в кино стала для Рыбникова хорошим заработком, а со временем он начал виртуозно соединять музыку и драматургию, превратив это занятие в дело всей своей жизни.

Заказы, которые он получал на музыкальное сопровождение полнометражных фильмов, давали ему материальную обеспеченность, оставляли простор для фантазии и творчества, в то же время мобилизовали. К середине 70-х годов Рыбников окончательно превратился в свободного художника, халтурить было нельзя, так как некачественный продукт режиссеры не принимали, а от них теперь зависел весь его заработок.

Смелые эксперименты


Немаловажной для Рыбникова была и возможность продолжать экспериментировать. В 70-е годы он увлекся роком, написал музыкальное сопровождение для "Острова сокровищ", а настоящим открытием для него стала рок-опера "Иисус Христос - суперзвезда".

В общей сложности музыка и песни Алексея Рыбникова звучат более чем в сотне художественных картин. Самыми успешными для него работами в 70-е годы становятся композиции их фильмов "Приключения Буратино", "Остров сокровищ", "Усатый нянь", "Про Красную Шапочку", "Тот самый Мюнхгаузен".

Фильмы и сериалы


Востребованным композитором он остается и в 2000-е годы. Среди его последних проектов сотрудничество с режиссерами Эльдаром Рязановым, Тиграном Кеосаяном, Владимиром Хотиненко, Станиславом Говорухиным. Его музыка звучит в картинах "Андерсен. Жизнь без любви", "1612. Хроники смутного времени", "Пассажирка", "Поп", в сериалах "Дело о "Мертвых душах", "Братья Карамазовы", "Последняя игра в куклы".

Сотрудничает и с театром Алексей Рыбников. В частности, он написал музыку для спектаклей "Прозрачный мальчик", "Коварство и любовь", которые с успехом шли в столичных театрах.

"Звезда и смерть Хоакины Мурьеты"

Известность на всю страну ему принесла работала над рок-оперой "Звезда и смерть Хоакины Мурьеты". Музыку к этому произведению он писал в соавторстве с Павлом Грушко.

Это одна из первых рок-опер, появившихся на театральной сцене в Советском Союзе. Ее премьера состоялось в Ленкоме в 1976 году.

Главным инициатором ее создания стал режиссер-постановщик Марк Захаров. Это был музыкальный спектакль, который на протяжении 17 сезонов шел на театральных подмостках Ленкома при постоянных аншлагах. Самыми известными исполнителями главных ролей в этой постановке стали Любовь Матюшина и Александр Абдулов.

Стоит отметить, что работу Алексея Рыбникова над рок-оперой советские чиновники восприняли в штыки, назвав такой жанр чуждым советскому человеку. 11 раз цензоры отказывались выпускать постановку на сцену, ее приходилось постоянно переделывать, только после этого опера была допущена до зрителя. К самому театру Ленком и всем причастным к ее созданию пришел оглушительный успех. В 1979 году Рыбников был назван композитором года.

"Юнона и Авось"


К концу 80-х альбомы с музыкой популярного в то время композитора продавались многомиллионными копиями. А в 1981 году в том же Ленкоме состоялась премьера еще одной знаменитой работы героя нашей статьи - оперы "Юнона и Авось".

На этот раз оглушительный успех сопровождался крупным скандалом, так как в этом творении революционные для того времени рок-произведения соединялись с православными мотивами, находившимися в Советском Союзе под запретом. Проявлялось это и в музыке Алексея Рыбникова к опере.

В результате в 1982 году постановку запретили, но уже к 83-му она с триумфом вернулась на сцену. Рыбников одержал победу в суде, которая и позволила снять этот запрет. Ленком даже отправился со своим произведением в зарубежные гастроли. В Париже выступали на Елисейских полях, а в Великобритании был снят фильм по этой рок-опере, который продемонстрировали в 50 странах мира.

Работа в последние годы


В начале 90-х годов зрители знакомятся с новым шедевром героя нашей статьи. На этот раз им становится музыка к мистерии "Литургия оглашенных". За два сезона постановку демонстрируют 70 раз (неизменно с аншлагами), она идет в России и США.

В 1999 году в Большом Ржевском переулке открывается театр Алексея Рыбникова на 500 зрительских мест. Там идут самые разнообразные постановки, любителей искусства в каждом сезоне радуют какими-то новыми и оригинальными произведениями.

Уже в 2000-х годах Рыбников завершил работу над музыкальной драмой о судьбе непризнанного композитора Максима Березовского, над спектаклем "Маэстро Массимо".

Многие высоко оценили появление его Пятой симфонии, названной "Воскрешение мертвых", в 2012 году вышла постановка "Аллилуйя любви", составленная из самых известных произведений героя нашей статьи, написанных для театра и кино.

Личная жизнь

Всего герой нашей статьи был женат дважды. В первом браке родились дети у Алексея Рыбникова. Сын Дмитрий и дочь Анна.

Анна Рыбникова сейчас работает кинорежиссером, а в 1980 году она стала первой исполнительницей роли Кончиты в произведении "Юнона и Авось". На тот момент ей было 13 лет.

Дмитрий решил заняться сочинением музыки. Он пишет эстрадные произведения для полнометражных фильмов, сериалов и мультфильмов.

Биография


Композитор Алексей Рыбников

Детство и юность

Будущий композитор родился в послевоенной Москве в творческой семье с трагической родословной. Мужчины-предки по линии матери – из белых офицеров, верой и правдой служивших царю. Деда-генерала расстреляли в Первую мировую. Бабушке Алексея Рыбникова, пытавшейся защитить мужа, прострелили руки, а маму, девочку пяти лет, вывели на расстрел, и лишь чудо спасло ребенка от гибели.


Алексей Рыбников в детстве

Чудом остался жив и отец Алексея, Лев Самойлович. В 14 лет подростка, заболевшего туберкулезом, отправили умирать в туберкулезный барак. Лева сбежал из страшного места, где каждый день видел смерть, и решил встретить последний день жизни на воле.

Спас мальчика православный сельский батюшка, приютивший в домике при храме. Священник выходил еврейского парнишку, научил петь церковные псалмы. От настоятеля музыкально одаренный юноша перенял азы скрипичной игры.

Семья Рыбниковых жила в коммунальной квартире вчетвером – родители с Алешей и бабушкой ютились в десятиметровой комнате. Папа с мамой считали каждую копейку, хотя Лев Рыбников был лучшим скрипачом в оркестре Александра Цфасмана. Творческая жилка обнаружилась и у мамы, Александры Алексеевны. Женщина из подручных материалов сооружала для светских модниц невероятные шляпки и шали.


Алексей Рыбников в молодости

Мама в мечтах видела сына знаменитым композитором. Зато отец, тонко чувствовавший фальшь и требовательный, критично оценивал музыкальные способности Алеши. Но уступил, когда мама настояла на покупке пианино: место громоздкому инструменту нашли, продав буфет.

Первая попытка поступить в музыкальную школу провалилась: от Алексея Рыбникова, разучившего на пианино пару пьес, учителя потребовали повторить спетые мелодии голосом. Мальчик от неожиданности растерялся. Стену пробила мамина настойчивость: женщина нашла преподавателя по сольфеджио. В следующем году Алексея Рыбникова приняли.


Алексей Рыбников

Именитый композитор посмотрел ноты и тут же принял юного коллегу в свой класс при консерватории, где юное дарование начало изучать композицию. Спустя 5 лет, в 1967-м, Рыбников получил диплом с отличием, а через 2 года окончил аспирантуру. Талантливого 18-летнего аспиранта оставили преподавать, чем он и занимался до 1975-го.

На тот момент у Алексея Рыбникова была семья. Чтобы обеспечить ее существование, молодой музыкант брался за любую подработку: давал уроки студентам Гнесинки, играл на пианино в детских садиках, руководил учебным оркестром в театральном вузе.

Музыка


Алексей Рыбников в студии звукозаписи

В 1967 году Алексей Рыбников, вдохновленный стихами о толпе, растоптавшей цветок, написал дипломную скрипичную балладу. Спустя два года появилась Первая соната, в которой музыкант виртуозно смешал русские и западные традиции.

Но если Первую сонату приняли благожелательно, то Вторую профессура консерватории и советские музыкальные критики назвали слишком авангардной, разгромив в пух и прах. Композитор, не ожидавший такой разгромной критики, заболел язвой желудка.


Алексей Рыбников

В середине 1960-х Алексей Рыбников прочно связал жизнь с кинематографом и драмтеатром. Поначалу работа в кино рассматривалась как неплохой заработок, но, начав соединять драматургию с музыкой, Рыбников увлекся и превратил в дело всей жизни.

Заказы на музыкальное озвучивание кинофильмов давали полет фантазии, материальную стабильность и невероятно мобилизовали. Ведь свободному художнику, а в середине 1970-х Алексей Рыбников оставил государственную службу, халтурить было не с руки: кинопродюсеры брак не принимали.

В 2000-х востребованность композитора не уменьшилась, он сочинил музыку к популярным сериалам и художественным картинам. За услугами к Алексею Рыбникову обращались Тигран Кеосаян, Эльдар Рязанов, Станислав Говорухин и Владимир Хотиненко.

Инициатором создания оказался Марк Захаров, поставивший оперу в Ленкоме. Музыкальный спектакль шел на подмостках театра 17 сезонов. В оригинальном сезоне главных героев рок-оперы сыграли Александр Абдулов и Любовь Матюшина.

В 1999 году в российской столице, в Большом Ржевском переулке, открылся Театр Алексея Рыбникова на полтысячи мест. На официальном сайте театра можно узнать о грядущих представлениях и заказать билет на спектакль.

Личная жизнь

Композитор дважды побывал в ЗАГСе. Жен Алексея Рыбникова роднит имя Татьяна. В первом браке родились двое детей – Анна и Дмитрий.


Алексей Рыбников и его жена

Сын пошел по стопам отца. Дмитрий Рыбников пишет эстрадную музыку для мультфильмов, сериалов и полнометражных фильмов, сотрудничает с западными исполнителями.

Алексей Рыбников сейчас

В 2017 году Ленком в 1500-й раз представил театралам звездную рок-оперу на стихи Андрея Вознесенского, песни которой стали хрестоматийными.


Алексей Рыбников в 2017 году

или Музыка для оглашенных

Жизнь как покаяние

Вера в нашей семье была совершенно естественной частью жизни. Как и регулярное посещение церкви, иконы дома, молитвы и бабушкины рассказы. Она рассказывала мне библейские сюжеты, в том числе и очень пугающие. Про народы Гога и Магога, про то, что они поднимутся друг на друга, Россия будет раздроблена на очень много (чуть не на 87) государств. Это был конец 40-х годов. Тогда мне было и странно, и страшно это слушать. Я хорошо помню, как боялся потопа. Еще совсем маленькому мне прочитали про потоп, и когда шел проливной дождь, мне казалось, что он уже никогда не остановится, я думал: все, сейчас начнется второй потоп, и уже не выживем. Эти первые детские впечатления были очень сильными.

— Наверное, бабушкины рассказы о Боге звучали для Вас как сказка?
— И бабушка, и мама рассказывали мне о Боге. Но никогда это не было сказкой. О Христе рассказывалось как о живом Человеке, Сыне Божьем. Его жизнь не была легендой или мифом. Рассказывали об Адаме и Еве как о реальных людях, которые когда-то жили.

Но вообще, все начинается с молитвы. Утренняя молитва, вечерняя молитва — засыпаешь, а бабушка молится. По-моему, именно с молитвенного состояния начинается вера в Бога. А не просто тебе рассказали о Нем, и ты поверил или не поверил. Молитва — это непосредственное общение с Богом каждого человека в тот момент, когда он ее читает или ему ее читают. И этот живой Бог, с которым ты общаешься, гораздо реальней и необходимей в жизни, чем все рассказы о Нем. Ты можешь разговаривать с Богом, просить о чем-то, задавать вопросы и получать ответы в виде изменившихся обстоятельств, осознания каких-то вещей.

— Друзья знали, что Вы верующий?
— То, что семья верующая, не скрывалось. Но вообще как-то этот вопрос не поднимался. Некоторые друзья, безусловно, знали, потому что сами были верующими, ходили с крестиком, остальные — не особенно интересовались. Я носил крестик постоянно, даже несмотря на наличие пионерского галстука. В форме у меня была зашита молитва. И, честно говоря, я не видел в этом противоречия. Но на физкультуре я крестик снимал, прятал в заветное место, чтобы никто не смеялся. В то время над этим смеялись. Никто не относился к тебе как к врагу, скорее просто насмехались: недоумок какой-то, ходит с крестиком.

— Покаяние — это изменение себя. Что Вам сложнее всего менять в себе?
— Сложнее всего, конечно, менять собственное сознание. Вот, долгие годы у тебя определенным образом формировались мышление, мировоззрение, взгляд на мир — и вдруг в какой-то момент, будучи уже верующим человеком, ты понимаешь: соответствовать заповедям, которые нам даны, безумно сложно. Хотя, казалось бы, от нас требуются очень простые вещи. Тем не менее в повседневной жизни соблюдать заповеди очень сложно. И вот тут нужно попытаться изменить свое сознание. В том смысле, что все равно нужно стараться, прилагать все возможные усилия для того, чтобы заповеди соблюдать. А когда это не удается, когда у тебя не получается делать то, что хотелось бы, когда ты вступаешь в конфликт с собственной душой, — вот тогда покаяние. В жизни все равно совершаешь те или иные поступки, говоришь те или иные вещи, которые потом тебя мучают. Но потом важно признаться самому себе в том, что это — плохо, и искренне стремиться не делать так больше. А дальше… Все это происходит снова и снова. Ты хочешь не повторять эти ошибки, а все равно их повторяешь, и снова каешься. Это бесконечный процесс, о котором говорили, кстати, и многие святые. Мы все-таки живем в мире не райском, в мире падшем. Когда Адам был изгнан из рая, земля была проклята за Адама, это написано в Библии. И мы живем на этой земле, и нам безумно сложно выживать и сохранять свою душу. Без непрерывного покаяния ничего не получается.



Фото Владимира Ештокина

В человеке с рождения заложено стремление прийти к Богу. Иногда оно даже приобретает жуткие формы, такие, как увлечение магией, но это все от того, что человека тянет сделать шаг за пределы своего физического бытия, ему жутко интересно: а что там? И эта тяга либо спасает, либо губит, в зависимости от пути ее реализации.



Фото РИА Новости

Мы все Болконские

Меня привлекла необычайная актуальность романа. Хотя описаны события, происходившие двести лет назад, но в произведении отражены и вечные проблемы, размышления, сопровождающие человека всю жизнь. Мы все, как Болконский, ищем свой путь в этом мире. И чем выше устремления человека, тем больше его постигает разочарований. Привлекает глубина произведения, которая и делает Толстого таким читаемым писателем. Если бы он не задевал какие-то струны в душе человека, никто бы его не читал.

Роман же написан об очень молодых людях! Они только вступают в жизнь. А мы в инсценировках и в фильмах привыкли видеть героев Толстого уже зрелыми, умудренными опытом. Они уже не совершают безрассудств и действуют как-то так очень солидно, и страсти у них такие зрелые. А ведь это были совсем юные люди, самому старшему — 27 лет, остальным и вовсе — 19, 20, 21. Какой ветер гулял в голове у Пьера Безухова?!

— А Вы считаете, что у человека есть предначертанный путь, по которому он должен идти?
— У человека есть возможность идти по предначертанному пути, он свободен. И, наверное, каждый человек чувствует свой путь. Но в то же время есть силы, которые ему мешают идти по этому пути, сбивают с него. А сбившись, человек часто идет уже не своей дорогой, а какими-то жуткими окольными тропами. Потом он снова может выбраться на предначертанный путь. Но его снова могут сбить. Сохранить в этой борьбе свой путь — и есть главная задача нашей жизни.

Людей, которых не удается сбить, которые идут и идут по своему пути, наверное, очень немного. Только святые. И в то же время есть история о раскаявшемся разбойнике, которому Спаситель сказал: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю (Лк 23 :42—43). Раскаяние, покаяние — очень сильное чувство. Раскаявшись, можно в любой момент вернуться на свой предначертанный путь. Покаяние не бывает запоздалым. Даже если путь выпадет на совсем короткий промежуток жизни, это будет победа.

Справка "Фомы"

Алексей Львович Рыбников

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.