Алекса ндр петро вич са вушкин

Родился 5 февраля 1918 года в деревне Пышлицы (ныне Шатурский район Московской области). Окончил 7 классов и Шатурторфскую школу ФЗУ. Работал слесарем на Московском электроламповом заводе. Без отрыва от производства окончил аэроклуб. С 1938 года в рядах Красной Армии, в том же году окончил Борисоглебскую военную авиационную школу пилотов. Участник Советско-Финляндской войны с 30 ноября 1939 года по 13 марта 1940 года в составе 44-го ИАП, летал на И-16. Сбитых самолётов противника не имел.

С июня 1941 года лейтенант А. П. Савушкин на фронтах Великой Отечественной войны в должности заместителя командира эскадрильи 44-го ИАП (7 марта 1942 года преобразован в 11-й Гвардейский ИАП). Летал на И-16, МиГ-3, ЛаГГ-3 и Ла-5. За время участия в боевых действиях трижды был ранен.

17 мая 1943 года штурман 11-го Гвардейского истребительного авиационного полка (7-й истребительный авиационный корпус ПВО, Войска ПВО страны, Ленинградский фронт) Гвардии капитан А. П. Савушкин погиб в авиационной катастрофе, вылетев в качестве пассажира на транспортном Ли-2 в тыл для получения новых самолётов. Аэродром, с которого пришлось взлетать, подвергся артиллерийскому обстрелу, из-за спешки Ли-2 был недостаточно хорошо подготовлен к полёту, что и послужило причиной трагедии.

Всего выполнил 373 боевых вылета, провёл 79 воздушных боёв, в которых сбил лично 8 и в составе группы 6 самолётов противника. В паре уничтожил 1 аэростат наблюдения (в материалах наградного листа говорится о 18 победах лётчика). Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 сентября 1943 года посмертно удостоен звания Героя Советского Союза. Похоронен в Санкт-Петербурге на воинском кладбище Сосновского лесопарка. Имя Героя носят улицы в Санкт-Петербурге и Шатуре.

Награждён орденами: Ленина (02.09.1943), Красного Знамени (1940, 26.02.1942), Красной Звезды (29.11.1942); медалями.


* * *



Список известных воздушных побед А. П. Савушкина:

Д а т а Противник Место падения самолёта или
проведения воздушного боя
Свой самолёт
02.08.1941 1 Ме-110 (в гр. 1/3) северо-западнее Батецкая МиГ-3
07.08.1941 1 Ю-88 (в паре) южнее Ивановское
10.08.1941 1 Ю-88 Городня
09.09.1941 1 Ме-109 Красное Село ЛаГГ-3
06.11.1941 1 аэростат (в паре) Красный Бор
18.11.1941 1 Ме-109 (в паре) мыс Осиновец
20.07.1942 1 Ю-88 Слобода Павловская
04.09.1942 1 Ме-109 Манушкино - Колтуши
11.09.1942 1 Ме-109 (в гр. 1/4) Дубровка
1 Ме-109 1-й городок - 2-й городок
28.09.1942 1 Ме-109 Дубровка
29.09.1942 1 Ме-110 (в паре) южнее станция Пелла
1 До-215 (в гр. 1/5) Марьино - Дубровка
1 Ме-109 Марьино - Манушкино
1 Ме-109 станция Екселово

Всего сбитых самолётов - 8 + 6 (+ 1 аэростат в паре); боевых вылетов - 373; воздушных боёв - 79.

Из фотоматериалов военных лет:







Из материалов прессы фронтовых лет:











Лётчик-истребитель Гвардии капитан Александр Петрович Савушкин почти все свои воздушные бои вёл с численно превосходящим противником. Основные качества лётчика - бесстрашие и быстрота действий.

11 сентября 1942 года во главе четвёрки истребителей Савушкин по тревоге вылетел на перехват противника. Двенадцать фашистских бомбардировщиков шли к намеченной цели. Отважная четвёрка, не задумываясь, бросилась на них в атаку. Боевой строй фашистов смешался: бомбардировщики вынуждены были сбросить бомбы на собственные войска. В бою с советскими лётчиками они потеряли два самолёта. Одного из них сбил Савушкин.

Второй раз, вылетев четвёркой, лётчик-гвардеец вступил в бой с четырнадцатью истребителями противника. И снова вернулся с победой сбив одного "МЕ-109Ф".

На другой день после этого боя, он во главе пяти наших истребителей вышел навстречу шестнадцати немецким самолётам, пытавшимся бомбить наши войска. Решительной атакой Савушкин рассеял немцев, не дав им сбросить ни одной бомбы на боевые порядки советской пехоты и сбил три самолёта противника.

В 49 проведённых воздушных боях Савушкин не имел ни одного поражения. Атаки его всегда отличались высоким искусством. Александр Петрович Савушкин был трижды ранен, но каждый раз, лежа в госпитале, безудержно стремился в свою часть. Однажды, находясь на излечении и ещё не оправившись от ран, он ушёл из госпиталя и прибыл на аэродром. Несмотря на протесты товарищей, Савушкин сел в самолёт и по тревоге во главе звена вылетел на боевое задание. Ему пришлось вести бой с шестью истребителями. И одного из них он сбил.

В воздушных боях Савушкин проявлял исключительную боевую взаимовыручку. 7 марта 1943 года, выполняя задание, он заметил, как истребитель противника зашёл для атаки по самолёту командира полка. Решительным маневром лётчик поспешил на выручку и своим самолётом прикрыл командира.

Боевое крещение Александр Савушкин получил ещё в войне против белофиннов 1939-1940 гг. Тогда же за боевые подвиги Правительство наградило его орденом Красного Знамени.

За мужество и отвагу, проявленные в боях с немецкими захватчиками, он был вторично награждён орденами Красного Знамени и Красной Звезды. За время Отечественной войны Александр Петрович Савушкин сделал 373 боевых вылета. Лично уничтожил три немецких бомбардировщика, шесть истребителей. В группе с товарищами он сбил ещё шесть самолётов противника.

Савушкин Александр Петрович


Родился 5 февраля 1918 года в деревне Пышелицы, ныне Шатурского района Московской области, в семье крестьянина. Окончил 7 классов средней школы и аэроклуб. Работал слесарем на Московском электроламповом заводе. С 1938 года в Красной Армии, окончил Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков.

Участник Советско - Финляндской войны 1939 - 1940 годов. Награждён орденом Красного Знамени.

С началом Великой Отечественной войны лейтенант А. П. Савушкин в действующей армии. Сражался в составе 44-го ИАП ( 11-го Гвардейского ИАП ).

Штурман 11-го Гвардейского истребительного авиационного полка ( 7-й истребительный авиационный корпус, Войска ПВО страны ) Гвардии капитан А. П. Савушкин совершил 373 боевых вылетов, участвуя в 79 воздушных боях сбил 18 самолётов противника.

17 мая 1943 года погиб в авиационной катастрофе.

2 сентября 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, посмертно удостоен звания Героя Советского Союза.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени ( дважды ), Красной Звезды; медалями. Похоронен в Санкт - Петербурге, его имя носит улица и расположенная на ней средняя школа.

. Она очень хороша, эта улица. Плохо лишь, что нет самого Александра Савушкина - чудесною человека, отважного воздушного бойца.

Боевое крещение он получил в Советско - Финляндской войне 1939 - 1940 годов. За боевые подвиги был награждён орденом Красного Знамени.

На фронтах Великой Отечественной войны с первого её дня, воевал в составе 44-го истребительного авиаполка. Почти все свои воздушные бои Александр Савушкин вёл с численно превосходящим противником. Основные качества лётчика - бесстрашие и быстрота действий, проявились у него в полной мере.

Впервые о Александре Савушкине заговорили в период августовских боёв летом 1941 года. Воздушные бои тогда шли беспрерывно. Нашим лётчикам - истребителям приходилось ежедневно делать по 5 - 6 боевых вылетов. К концу дня лётчики от изнеможения еле держались на ногах. Но 18 августа прославленные лётчики Александр Петрович Савушкин и Дмитрий Ефимович Оскаленко сбили каждый по 3 самолёта. Трудно представить, какую нагрузку вынесли в этот день наши лётчики !


Он, даже раненный, не вышел из боя. Когда после посадки врач перевязал ему рану и собрался отправить в госпиталь, Савушкин упросил оставить его на аэродроме.

- Если я мог с такой раной вести воздушный бой, значит, на аэродроме тем более могу посидеть.

Врач махнул рукой:

- Всё шутите, а могло получиться и хуже.

- Другого выхода не было, - ответил Савушкин. - Не мог же я бросить товарища. Один он бы не управился с 7 "Мессерами". Да и прикрывали мы важный обьект. Там разгружают хлеб для ленинградцев.

Нет, Александр Савушкин никогда не отступал. Заметив однажды, что к нашему переднему краю приближаются 18 бомбардировщиков, он, несмотря на то что с ним было лишь несколько лётчиков, пошёл в атаку. Его решительность лишила противника уверенности. Немцы отказались от намерения бомбить наши войска. Зато появились их истребители. Эти, даже потеряв один самолёт, дрались упорно. Бой с ними длился 30 минут. И хуже всего, что врагов становилось не меньше, а больше. Савушкин потом говорил:

- Было похоже, что дерёмся мы со Змеем Горынычем. Отрубишь ему голову - другая появляется, а то и две сразу. Галлюцинация, и только.

Дело, однако, не в галлюцинации. Хотя действительно, после того как Савушкин и его ведомые сбили несколько "Мессеров", количество их не сократилось, а наоборот - возросло. Под конец пришлось драться уже не с 4, а с 12 истребителями. Враг посылал в район боя всё новые и новые самолёты. Но победы он всё равно не добился. Группа Савушкина сбила 4 самолёта. Немцы ушли.

Осенью 1942 года, понеся большие потери в самолётах, фашисты применили тактику двойного прикрытия своих бомбардировщиков. Одна группа истребителей выходила в район цели за несколько минут раньше бомбардировщиков с задачей связать боем наши истребители. Вторая же группа сопровождала бомбардировщиков. Наши авиаторы противопоставили ей свою тактику, позволившую даже в условиях количественного превосходства врага наносить удары по его бомбардировщикам. Радиолокационные станции своевременно обнаруживали подход вражеской авиации. Навстречу ей поднималась группа в 16 самолётов. Эта группа делилась на сковывающую и ударную. Сковывающая появлялась над полем боя на 3 - 5 минут раньше и завязывала бой с вражескими истребителями. Ударная же группа обрушивалась на бомбардировщиков.

Нередко применялся и другой приём: наши самолёты обходили истребительный заслон и атаковали бомбардировщиков. Успешно такой приём применяла группа истребителей под командованием Гвардии капитана Александра Петровича Савушкина. В одном из боёв она удачно обошла истребительный заслон и пошла в атаку на бомбардировщиков, направлявшихся бомбить советские войска. Сразу же загорелись 2 вражеские машины. Одну из них сбил А. П. Савушкин. Остальные, беспорядочно сбросив бомбы стали уходить. Им на помощь поспешили истребители прикрытия, но было уже поздно. С ними вступили в бой наши лётчики. Капитан А. П. Савушкин и лейтенант М. И. Евтеев сбили по "Мессеру". Наша группа потерь не имела.

Много неравных боёв пришлось вести Савушкину. 11 сентября 1942 года во главе четвёрки истребителей Александр по тревоге вылетел на перехват противника. 12 вражеских бомбардировщиков шли к намеченной цели. Отважная четвёрка, не задумываясь, бросилась на них в атаку. Боевой строй противника смешался: бомбардировщики вынуждены были сбросить бомбы на собственные войска. В бою с советскими лётчиками они потеряли 2 самолёта. Одного из них сбил Савушкин. Второй раз, вылетев четвёркой, лётчик вступил в бой с 14 истребителями противника. И снова вернулся с победой, сбив одного Ме-109F.

На другой день после этого боя, во главе 5 наших истребителей, он вылетел на встречу 16 вражеским самолётам, пытавшимся бомбить позиции наших войск. Дерзкой атакой Савушкин рассеял немцев, не дав им сбросить ни одной бомбы на боевые порядки нашей пехоты, и сбил 3 самолёта противника.


Только за эти 3 боя группа Савушкина сбила 6 немецких машин. А через две недели в одном бою - 4. Дралась же пятёрка Савушкина тогда против 8 бомбардировщиков и 15 истребителей.

А. П. Савушкин в тех сражениях не раз показывал образцы высокого боевого мастерства и отваги. Молодые лётчики считали большой удачей, если вылетали на задание под командованием Гвардии капитана Александра Савушкина. Рядом с опытным и отважным лётчиком они чувствовали себя увереннее, сильнее. Они знали: командир всё видит и добьётся победы.

Савушкин личным примером показывал им, как надо бить врага. 29 сентября 1942 года он провёл 5 воздушных боёв, за день сбил 2 вражеских самолёта лично и 2 - в группе с товарищами. Произошло это так.

Прикрывая боевые действия наших войск в районе Невской Дубровки, пятёрка истребителей под командованием Александра Савушкина навязала бой 8 бомбардировщикам Ju-88, заставила их сбросить бомбы в болото и повернуть обратно. Савушкин, как всегда, первым атаковал врага и сбил "Юнкерс". В это время подоспели 15 вражеских истребителей. Завязался ожесточённый бой: 5 против 23. Савушкин схватился с Ме-109 и поджёг его. Воодушевлённые примером командира, отважно сражались и его ведомые - из вражеской стаи одна за другой падали на землю объятые пламенем "Юнкерсы" и "Мессеры". Смелость, взаимовыручка, умение разгадать тактику врага обеспечили нашим лётчикам победу.


Да, он умел превратить небольшую группу лётчиков в сильный коллектив. Ученик и ведомый Александра Савушкина, тоже Герой Советского Союза, Михаил Евтеев вспоминал:

- С Савушкиным мы чувствовали себя уверенней, сильней. Когда впереди был Савушкин - казалось, будто нас вдвое больше. Мы знали, что он всегда найдёт выход из любого тяжёлого положения и никого в обиду не даст.

Это всё сущая правда. Ведь и ранен он был именно в тот момент, когда выручал товарища. Зато и боевые друзья готовы были рисковать жизнью ради своего командира. А он, заметив, что ребята готовы для него на всё, сказал однажды:

- Не обо мне думайте в бою, а о том, как врага сбить.

- Вы ведь всегда выручаете нас, - возразил молодой лётчик. - Чуть что, смотришь - капитан тут как тут.

- Мне по штату положено. На то я и командир.


В 79 проведённых воздушных боях отважный лётчик не имел ни одного поражения. Атаки его всегда отличались высоким искусством. Александр Петрович Савушкин был трижды ранен, но каждый раз, лёжа в госпитале, безудержно стремился в свою часть. Однажды, находясь на излечении и ещё не оправившись от ран, он ушёл из госпиталя и прибыл на аэродром. Несмотря на протесты товарищей, Савушкин сел в самолёт и по тревоге во главе звена вылетел на боевое задание. Ему пришлось вести бой с 6 истребителями. И одного из них он сбил.


В воздушных боях Савушкин проявлял исключительную боевую взаимовыручку. Так, 7 марта 1943 года, выполняя задание, он заметил, как истребитель противника зашёл для атаки по самолёту командира полка. Решительным маневром лётчик поспешил на выручку и своим самолётом прикрыл командира.

На боевом счету Александра Савушкина числилось 18 сбитых вражеских самолётов и 1 аэростат - корректировщик. [ М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 8 личных и 6 групповых побед лётчика. ]

17 мая 1943 года, во время артиллерийского обстрела, с аэродрома расположенного на окраине Ленинграда, поднялся транспортный самолёт Ли-2. Савушкин летел на нём в качестве пассажира. Летел в тыл получать новые самолёты. Но из - за спешки ( поблизости от аэродрома рвались снаряды ) в подготовке машины к вылету была допущена ошибка. Она оказалась роковой: самолёт потерпел катастрофу. Экипаж и все пассажиры погибли.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 сентября 1943 года штурману 11-го Гвардейского истребительного авиационного полка Гвардии капитану Савушкину Александру Петровичу посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.

Савушкин как - то сказал:

- Я москвич, люблю столицу. Но и Ленинград стал мне дорог. Разобьём врага, - может, и жить останусь в Ленинграде. Думаю, земляки на меня не обидятся.

Не довелось. И всё же он остался в Ленинграде. В Сосновке над могилой Героя воздвигнут памятник.

Ещё лучший памятник ему - новая улица, на которой Александр Савушкин прописан навечно.

Список известных побед Гвардии капитана А. П. Савушкина:
( Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов". Издательство "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год. )


Он погиб, не будучи ни разу сбит в воздушных боях. Судьба бывает безжалостна к победителям.

Каждый из них превосходил меня и в мастерстве пилотирования, и в смелости, и в зоркости глаза, и в точности руки.

Иван Вдовиченко, лучший летчик и штурман полка, – погиб, прокладывая путь к новому прифронтовому аэродрому, погиб нелепо и трагично, врезавшись в холм при низкой облачности.

Степан Калашников, уничтоживший несколько вражеских истребителей за неделю боев, – умер от заражения крови.

Никита Белобородов, гроза немецких охотников, – сбит огнем своей же зенитной батареи.

Петр Заруба, непревзойденный воздушный снайпер, – смертельно ранен осколком шального снаряда.

У Янки Хаткевича отказал мотор, когда он вошел в штопор.

У Шамиля Усманова не раскрылся парашют…


Александр Петрович Савушкин погиб 17 мая 1943 года в авиационной катастрофе. Ли-2, на котором летчики летели получать новые машины, готовили к полету в спешке: взлетать пришлось под артиллерийским обстрелом. До места назначения транспортный самолет не добрался. Но имя штурмана 11-го Гвардейского истребительного авиационного полка Героя Советского Союза Гвардии капитана А.П. Савушкина не осталось забытым. Его имя носят несколько улиц городов России.

Александр Савушкин родился 5 февраля 1918 года в Подмосковье, в деревне Пышелицы. По окончании семилетки и фабрично-заводского училища устроился слесарем на Московский электроламповый завод. Как и многие советские юноши, после работы спешил в аэроклуб.

Призванный в Красную Армию, в 1938 году Савушкин становится курсантом Борисоглебской военной авиационной школы летчиков, которую успешно окончил.

Боевое крещение Александр Петрович получил в ходе войны с Финляндией 1939-1940 гг.

Начало Великой Отечественной Савушкин встретил в составе 44-го ИАП, базировавшегося в Ропше, а уже в июле 1941 года полк был передан в распоряжение войск противовоздушной обороны. Тяжелая обстановка на фронте требовала от летчиков неимоверной стойкости. Наши пилоты поднимались в воздух по 5-6 раз в сутки, прикрывая Ленинград от налетов бомбардировщиков.


Из фотоматериалов фронтовых лет.

18 августа 1941 года летчик был ранен, но не вышел из боя. Савушкин не мог бросить в бою Д.Е. Остапенко, с которым в этот день они сбили по три вражеских самолета. На требование врача о транспортировке в госпиталь Александр Петрович возразил и уговорил последнего оставить его в полку:

- Если я мог с такой раной вести воздушный бой, значит, на аэродроме тем более могу посидеть.

Бои шли при постоянном превосходстве противника, умело создававшего преимущество на конкретном участке фронта. Но когда во главе группы находился А.П. Савушкин, молодые пилоты были уверены в успехе. Так, по воспоминаниям его ведомого, Героя Советского Союза М. Евтеева, спасая своих подопечных, Александр Петрович не раз рисковал своей жизнью, объясняя это одной фразой:

- Мне по штату положено. На то я и командир.

Боевая работа 44-го ИАП не осталась незамеченной. 7 марта 1942 года приказом Народного комиссара обороны СССР №70 преобразован в 11-й Гвардейский истребительный авиационный полк ПВО.


Во втором бою этого дня, связав боем 14 истребителей противника, Гвардии капитан Савушкин записал на свой счет один Ме-109F.

День за днем А.П. Савушкин, сражаясь в ленинградском небе, показывал образцы высокого боевого мастерства и отваги.

Александр Петрович Савушкин совершил 373 боевых вылета и провел 79 воздушных боёв, в которых уничтожил 18 самолетов противника и 1 аэростат-корректировщик (по другим данным сбил 8 лично и 6 в группе).

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 сентября 1943 года штурману 11-го Гвардейского истребительного авиационного полка Гвардии капитану Савушкину Александру Петровичу посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.

И когда 9-го мая будет греметь салют Победы в городах России, он будет греметь и в честь Александра Петровича Савушкина – отважного летчика-истребителя, воина и защитника своей Родины.

Это одна из самых длинных улиц Петербурга - больше шести километров, на два больше, чем Невский проспект. И названа именем одного из самых известных героев Великой Отечественной. На счету Александра Савушкина 373 боевых вылета и 18 лично сбитых фашистских самолета. Он в одиночку справлялся с десятком вражеских машин, обращая их в бегство. Опасности его только подстегивали.

ПРИПИСАЛ ГОД, ЧТОБЫ СТАТЬ ЛЕТЧИКОМ

Александр Савушкин родился в деревне. Был старшим в многодетной семье. Затем мать, Устинья Федоровна, развелась и второй раз вышла замуж за москвича, появились другие дети. Голодных ртов стало слишком много, и парень, окончив семь классов, приписал себе год, чтобы поступить в аэроклуб, а потом и в летную школу. Он мечтал о небе. Уже занимаясь в аэроклубе, будущий герой закончил ФЗУ, работал слесарем на заводе, окончил вечернюю десятилетку.


2 сентября 1943 года посмертно удостоен звания Героя Советского Союза. Фото: Александр ГЛУЗ

ПОЛЮБИЛ ЛЕНИНГРАД

Боевое крещение Савушкин прошел в войне с Финляндией , тогда он получил свой первый орден Красного Знамени. К началу Великой Отечественной Александр был уже опытным и известным летчиком. А ему было всего 23 года! И он уже был семейным человеком, у него родился сынишка.

История знакомства пилота с женой романтична. Савушкин служил в Ленинграде , аэродром располагался в Ропше , под Красным Селом.

Однажды летчики ехали на машине в город, и по дороге к ним попросилась симпатичная попутчица. Для Александра она оказалась судьбой. После женитьбы молодой человек решил остаться в Ленинграде. Он очень полюбил этот город. Но вмешалась война. Савушкин отвез жену с младенцем в Москву , к своей маме. А сам в первые же дни отправился на фронт.

СМЕЛЫЙ И ТАЛАНТЛИВЫЙ

Александр воевал в составе 44-го истребительного авиаполка. Вскоре он стал настоящей легендой. Его уважали не только коллеги, но и враги. И было за что. Уже в августе 1941 года, когда бои шли непрерывно, летчики каждый день поднимались в воздух по пять-шесть раз. В один из дней Савушкин и его сослуживец Дмитрий Оскаленко особенно отличились: каждый сбил по три самолета.

Как-то смельчак установил своеобразный рекорд - сбил сразу четыре самолета противника в одном бою. В тот день сражение разгорелось между шестнадцатью фашистскими асами и всего пятью русскими. Летчик вынужден был сражаться один против семи. Тогда ему пришлось прийти на помощь сослуживцам.

- С Савушкиным мы чувствовали себя увереннее, сильнее, - вспоминал его напарник-ведомый Михаил Евтеев , тоже Герой Советского Союза. - Когда он был впереди, казалось, будто нас вдвое больше!

ТРАГИЧЕСКАЯ СЛУЧАЙНОСТЬ

Александра называли гением неба. Он был трижды ранен в бою, но не выходил из сражения. Иногда сбегал из госпиталя, не долечившись. Иногда просто отказывался ехать в больницу.

- Если я мог раненый вести бой, значит, могу посидеть на аэродроме, а не в госпитале, - объяснял летчик.

Казалось, судьба хранит своего любимца. Но однажды вмешалась трагическая случайность. Сыграла роль одна из непредвиденных и нелепых случайностей, которые могут произойти и в мирное, и в военное время. А в военное особенно. Савушкина отправили в командировку в Подмосковье за новыми истребителями. Он собирался навестить любимую жену и маленького сынишку. В этот раз он чуть ли не впервые сидел на пассажирском месте военно-транспортного самолета. Перед взлетом на аэродром обрушился жесткий артобстрел. В такой обстановке техники что-то упустили при осмотре. И самолет разбился. Погибли все, кто был на борту.


С середины XIX века существовало несколько проездов, переулков и дач. В 1950-м все отрезки объединили в одну улицу, которую и назвали именем героя. Фото: Александр ГЛУЗ

О человеке

Александр Петрович САВУШКИН родился 5 февраля 1918 года в деревне Пышелицы Шатурского района Московской области.

Окончил Борисоглебскую военную авиационную школу летчиков.

В Красной Армии с 1938-го. За Финскую кампанию получил орден Красного Знамени. Совершил 373 боевых вылета, участвовал в 79 воздушных боях, сбил 18 самолетов и один аэростат-корректировщик.

Об улице

С середины XIX века существовало несколько проездов, переулков и дач. В 1950-м все отрезки объединили в одну улицу, которую и назвали именем героя.

Проходит от улицы Академика Крылова до Приморского шоссе.


Он погиб, не будучи ни разу сбит в воздушных боях. Судьба бывает безжалостна к победителям.

Каждый из них превосходил меня и в мастерстве пилотирования, и в смелости, и в зоркости глаза, и в точности руки.

Иван Вдовиченко, лучший летчик и штурман полка, – погиб, прокладывая путь к новому прифронтовому аэродрому, погиб нелепо и трагично, врезавшись в холм при низкой облачности.

Степан Калашников, уничтоживший несколько вражеских истребителей за неделю боев, – умер от заражения крови.

Никита Белобородов, гроза немецких охотников, – сбит огнем своей же зенитной батареи.

Петр Заруба, непревзойденный воздушный снайпер, – смертельно ранен осколком шального снаряда.

У Янки Хаткевича отказал мотор, когда он вошел в штопор.

У Шамиля Усманова не раскрылся парашют…


Александр Петрович Савушкин погиб 17 мая 1943 года в авиационной катастрофе. Ли-2, на котором летчики летели получать новые машины, готовили к полету в спешке: взлетать пришлось под артиллерийским обстрелом. До места назначения транспортный самолет не добрался. Но имя штурмана 11-го Гвардейского истребительного авиационного полка Героя Советского Союза Гвардии капитана А.П. Савушкина не осталось забытым. Его имя носят несколько улиц городов России.

Александр Савушкин родился 5 февраля 1918 года в Подмосковье, в деревне Пышелицы. По окончании семилетки и фабрично-заводского училища устроился слесарем на Московский электроламповый завод. Как и многие советские юноши, после работы спешил в аэроклуб.

Призванный в Красную Армию, в 1938 году Савушкин становится курсантом Борисоглебской военной авиационной школы летчиков, которую успешно окончил.

Боевое крещение Александр Петрович получил в ходе войны с Финляндией 1939-1940 гг.

Начало Великой Отечественной Савушкин встретил в составе 44-го ИАП, базировавшегося в Ропше, а уже в июле 1941 года полк был передан в распоряжение войск противовоздушной обороны. Тяжелая обстановка на фронте требовала от летчиков неимоверной стойкости. Наши пилоты поднимались в воздух по 5-6 раз в сутки, прикрывая Ленинград от налетов бомбардировщиков.


Из фотоматериалов фронтовых лет.

18 августа 1941 года летчик был ранен, но не вышел из боя. Савушкин не мог бросить в бою Д.Е. Остапенко, с которым в этот день они сбили по три вражеских самолета. На требование врача о транспортировке в госпиталь Александр Петрович возразил и уговорил последнего оставить его в полку:

- Если я мог с такой раной вести воздушный бой, значит, на аэродроме тем более могу посидеть.

Бои шли при постоянном превосходстве противника, умело создававшего преимущество на конкретном участке фронта. Но когда во главе группы находился А.П. Савушкин, молодые пилоты были уверены в успехе. Так, по воспоминаниям его ведомого, Героя Советского Союза М. Евтеева, спасая своих подопечных, Александр Петрович не раз рисковал своей жизнью, объясняя это одной фразой:

- Мне по штату положено. На то я и командир.

Боевая работа 44-го ИАП не осталась незамеченной. 7 марта 1942 года приказом Народного комиссара обороны СССР №70 преобразован в 11-й Гвардейский истребительный авиационный полк ПВО.


Во втором бою этого дня, связав боем 14 истребителей противника, Гвардии капитан Савушкин записал на свой счет один Ме-109F.

День за днем А.П. Савушкин, сражаясь в ленинградском небе, показывал образцы высокого боевого мастерства и отваги.

Александр Петрович Савушкин совершил 373 боевых вылета и провел 79 воздушных боёв, в которых уничтожил 18 самолетов противника и 1 аэростат-корректировщик (по другим данным сбил 8 лично и 6 в группе).

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 сентября 1943 года штурману 11-го Гвардейского истребительного авиационного полка Гвардии капитану Савушкину Александру Петровичу посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.

И когда 9-го мая будет греметь салют Победы в городах России, он будет греметь и в честь Александра Петровича Савушкина – отважного летчика-истребителя, воина и защитника своей Родины.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.